ИДЕАЛИЗМ • Большая российская энциклопедия
ИДЕАЛИ́ЗМ (от греч. δέα – видимое, вид, форма, понятие, образ), одно из основополагающих филос. течений или направлений, считающее собственно действительным идеальное в той или иной форме (идея, сознание, дух, абсолют и т. п.). Как термин употребляется в новоевропейской философии с 18 в., хотя обозначаемое им филос. учение оформилось уже в др.-греч. философии. Понятие И. многозначно и претерпело значит. изменения в процессе своей истории, вследствие чего нередко ретроспективно переосмыслялась и вся предшествующая история философии. В зависимости от того, идёт ли речь о теоретико-познавательном или метафизико-мировоззренч. аспекте в понимании «идеи», а также от того, что рассматривается в качестве противостоящего течения, выделяют разл. виды идеализма.
Г. В. Лейбниц, который впервые употребил термин «И. », рассматривал И. в оппозиции «величайших материалистов и величайших идеалистов»: образцом первых он считал Эпикура и его сторонников, согласно гипотезе которых «в теле всё совершается так, как если бы не существовало души», образцом вторых – Платона и его последователей, согласно гипотезе которых «всё в душе происходит так, как если бы тела вовсе не было» (Лейбниц Г. В. Соч. М., 1982. Т. 1. С. 332). К числу идеалистов Лейбниц относил представителей картезианства. Уже в 18 в. в качестве синонима И. выступал «спиритуализм» (М. Мендельсон и др.). Крайний случай И., признающего существующей лишь собственную душу, назывался в 18 в. «эгоизмом» (в совр. словоупотреблении именуется солипсизмом).
И. Кант и Т. Рид основоположником идеалистич. метафизики считали Дж. Беркли (сам он называл своё учение «имматериализмом»), однако Рид к «идеальным системам», или к «теориям идей», относил также философию Дж. Локка и Д. Юма. Причиной подобного расхождения оказывалось разл. понимание «идеи»: если для англ. и франц. философии идеей могло оказаться практически любое представление (напр., «красное»), то для нем. традиции (во всяком случае начиная с Канта) в качестве идеи преим. выступает понятие разума, носящее, как и у Платона, сверхчувственный и всеобщий характер, а употребление «идеи» в смысле любого представления оказывается невозможным. Рус. философия в данном вопросе следует немецкой и древнегреческой традиции.
И. Кант использовал понятие И. не только в полемике со своими оппонентами, но и – в новом значении – для обозначения собственной позиции. Он различал формальный и материальный, или психологический, И. Материальный, или «обыкновенный», И. «сомневается в существовании самих внешних вещей или отрицает их», при этом в случае сомнения в существовании предметов в пространстве вне нас речь идёт о проблематическом (скептическом) И. (Р. Декарт), а в случае объявления вещей в пространстве плодом воображения речь идёт о догматическом, или «мистическом и мечтательном», И. (Дж. Беркли). Подобному И., выводы которого о недоказанности существования вещей вне нас Кант считал «скандалом для философии и общечеловеческого разума», он противопоставил в «Критике чистого разума» собственный формальный, или трансцендентальный, И., в основе которого лежало его учение об эмпирической реальности и трансцендентальной идеальности пространства и времени. Первая состоит в объективной значимости пространства и времени для всех предметов, которые могут быть даны нашим чувствам, в то время как вторая означает отсутствие притязаний на абсолютную реальность и невозможность посредством чувств постигнуть свойства «вещей в себе». Столкнувшись с отождествлением собственной позиции с учением Беркли, Кант включил во 2-е изд. «Критики чистого разума» раздел «Опровержение идеализма» и предложил собственный формальный, или трансцендентальный, И. во избежание путаницы именовать также критическим И., согласно которому «нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления» (Кант И. Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 44). Т. о., критический И. относится не к существованию вещей, сомневаться в котором Канту «и в голову не приходило», а касается только чувственного представления о вещах. Однако уже И. Г. Фихте признание существования вещей показалось догматизмом. Пытаясь его преодолеть и построить систему «истинного» И., или критицизма, которую он не находил у Канта, Фихте положил в основание философии понятие Я, отождествляя трансцендентальный И. с собственным «наукоучением». Если у Канта прослеживалось противопоставление идеальности и реальности, то Фихте пытался их объединить в некоем синтезе И. и реализма («реал-идеализм» или «идеал-реализм»).
Ф. В. Шеллинг, истолковывая наукоучение Фихте как «субъективный» И., попытался представить И. «во всей его полноте»: выстроенная им система представляла собой соединение трансцендентальной философии (выведение природы из интеллигенции) и натурфилософии (выведение интеллигенции из природы) и получила терминологич. оформление в различении «относительного» («трансцендентального») и «абсолютного» И. как некоего «целого», лежащего в основе как реализма, так и «относительного» И. (Шеллинг Ф. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб., 1998. С. 141–142). Трактовке абсолютного И. соответствовало также понимание Шеллингом абсолюта как неразличимости реального и идеального.
Г. В. Ф. Гегель, считая, как и Ф. В. Шеллинг, что всякая философия есть по своему существу И. , характеризовал свою позицию как точку зрения «абсолютного идеализма», согласно которой «настоящее определение конечных вещей и состоит в том, что они имеют основание своего бытия не в самих себе, а во всеобщей божественной идее» (Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1. С. 162–163).
Филос. развитие в Германии от И. Канта до Г. В. Ф. Гегеля, включая Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, Новалиса и др., нередко именуется немецким идеализмом. Несмотря на широкое распространение данного термина, границы его весьма размыты. Дискуссионными остаются вопросы о том, следует ли включать в немецкий И. философию Канта, заканчивается ли он на Гегеле или же на А. Шопенгауэре и др. Для мн. представителей рус. религ. философии кон. 19 – нач. 20 вв. (Н. А. Бердяев и др.) И. практически отождествлялся с немецким («германским») идеализмом.
Параллельно с кризисом гегелевской умозрительной философии в сер. 19 в. сам И. как филос. учение был подвергнут критике со стороны мыслителей разл. направлений (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс, Ф. Ницше и др.). В. Дильтей в развитой им типологии мировоззрений выделил в качестве трёх осн. типов «натурализм», «объективный идеализм» и «идеализм свободы» (Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. 1912. № 1. С. 156–157, 168–169, 176–177). Наряду с реконструкцией гегелевской философии в разл. вариантах неогегельянства (брит. абсолютный идеализм и др.) критика её могла инициировать развитие новых разновидностей И., отталкивавшихся от «отвлечённой» гегелевской системы (напр., «конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого). В 20 в. с критикой И. выступили неопозитивизм и аналитическая философия. В целом характерная для 18–19 вв. оппозиция И. – материализм утратила в 20 в. свою остроту, а проблематика классического И. разрабатывалась и дискутировалась в самых разл. филос. направлениях.
Философия как одна из форм выражения идеалов.
Философия — теоретически сформулированное мировоззрение (этим она отличается от «здравого смысла», т.е. жизненно-практического мировосприятия, основывающегося на обыденных представлениях; от религиозно-мифологического миропонимания, приписывающего реальность продуктам воображения; от художественно-эстетического мироощущения, оперирующего наглядными образами), система самых общих взглядов на мир, место в нем человека (этим она отличается от специальных наук, которые, хотя в совокупности и охватывают весь мир, не могут быть достоянием отдельного человека ввиду непосильного для него объема их детализированной информации; философии же для этой цели достаточно ограниченного числа общих положений), уяснение различных видов отношений человека к миру. В первую очередь именно относительно философии будет уместным сказать, что она не просто снабжает какими-то сведениями, а поднимает на более высокий уровень все мышление человека. В зависимости от характера решения — проблемы соотношения действительности и идеалов можно выделить два главных философских направления: материализм и идеализм. Первый отдает предпочтение, очевидно, действительности, понимаемой как совокупность вещей (слово «материя» в переводе с латинского означает «вещество»), или тел (вещественность — синоним телесности), а второй, конечно, идеалам, которые формируются сознанием, духом. Потому и говорят, что материализм считает первичным бытие, материю, природу, а идеализм — мышление, сознание, дух. Материализм считает вторичным, производным то, что идеализмом признается первичным, и наоборот. Каждое из этих направлений имеет свои достоинства и недостатки (плюсы и минусы). Преимуществом материализма является то, что он придерживается реальности (латинское res означает «вещь»), твердой почвы фактов, не доверяет сомнительным вымыслам, необоснованному «прожектерству».
Философия — теоретически сформулированное мировоззрение (этим она отличается от «здравого смысла», т.е. жизненно-практического мировосприятия, основывающегося на обыденных представлениях; от религиозно-мифологического миропонимания, приписывающего реальность продуктам воображения; от художественно-эстетического мироощущения, оперирующего наглядными образами), система самых общих взглядов на мир, место в нем человека (этим она отличается от специальных наук, которые, хотя в совокупности и охватывают весь мир, не могут быть достоянием отдельного человека ввиду непосильного для него объема их детализированной информации; философии же для этой цели достаточно ограниченного числа общих положений), уяснение различных видов отношений человека к миру.
В зависимости от характера решения — проблемы соотношения действительности и идеалов можно выделить два главных философских направления: материализм и идеализм. Первый отдает предпочтение, очевидно, действительности, понимаемой как совокупность вещей (слово «материя» в переводе с латинского означает «вещество»), или тел (вещественность — синоним телесности), а второй, конечно, идеалам, которые формируются сознанием, духом. Потому и говорят, что материализм считает первичным бытие, материю, природу, а идеализм — мышление, сознание, дух. Материализм считает вторичным, производным то, что идеализмом признается первичным, и наоборот.
Каждое из этих направлений имеет свои достоинства и недостатки (плюсы и минусы). Преимуществом материализма является то, что он придерживается реальности (латинское res означает «вещь»), твердой почвы фактов, не доверяет сомнительным вымыслам, необоснованному «прожектерству». Негативная сторона материализма высвечивается тогда, когда он проявляет чрезмерную приземленность, осторожность (по принципу «лучше синица в руке, чем журавль в небе»), игнорирует возвышенные устремления или даже открыто их порицает. Иллюстрацией к этому может служить литературный образ «реалиста» — ужа из поэмы М.Горького «Песня о соколе» («рожденный ползать летать не может… мне здесь приятно — тепло и сыро»). Плюс идеализма состоит в том, что он ценит «благие порывы», не боится оторваться от утратившей привлекательность действительности (этому соответствует образ «романтика» — сокола из той же поэмы: «безумству храбрых поем мы песню»), а минус — в том, что он застревает в сфере сознания, парит высоко в небесах, превращает идеалы в маниловские мечтания, утрачивает контакт с действительностью.
Другой вопрос связан с понятием порядка в мире, т.е. системы отношений между его частями и направленности его изменений. Материалисты основывают эго на естественной закономерности, складывающейся в результате взаимодействия вещей друг с другом и принимающей тот или иной характер в зависимости от их свойств. У идеалистов порядок в мире устанавливается все тем же мировым духом, причем как бы заранее обдуманным, целенаправленным, а потому «наилучшим» (можно сказать, оптимальным) образом. Другое дело, что слышать эту «музыку сфер» способен далеко не каждый, почему ход дел в мире часто кажется людям безжалостной поступью чуждого им рока.
Третий вопрос имеет дело с понятием человеческого сознания, которое как своей вплетенностью в деятельность людей, так и своими необычными свойствами, явно отличающимися от свойств тела, а следовательно, и от свойств окружающих вещей, не могло не привлекать к себе внимания. Первые материалисты, разумеется, не могли еще обойтись без ссылки на такого носителя их чувств и мыслей, как «душа», но представляли ее в виде своеобразного состояния материи, родственного, например, воздуху или огню, неотделимого от тела и распадающегося в случае смерти. Позднее сознание провозглашалось ими (не вполне понятным) свойством «организованных тел». Идеалисты попросту развили дальше религиозно-мифологическое представление об отделимой от тела душе, очистив его от остававшейся еще примеси телесности и приписав этой уже чисто нематериальной сущности бессмертие .
Человека не мог также не интересовать вопрос, как ему удается познавать мир. Для материалистов ответ был очевиден: первичную информацию об окружающем мире доставляют нам органы чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Внешние вещи, воздействуя на эти органы, вызывают у нас ощущения в качестве своих образов. Однако самим чувствам не под силу выявить внутреннее строение вещей, а тем более сложные отношения, связи между ними. Это — прерогатива мышления, разума, который, впрочем, в своих выводах опирается на обобщение данных тех же чувств. Идеалистам с самого начала вполне логично было присуще пренебрежительное отношение к показаниям чувств, поскольку те касаются вещей, считающихся идеалистами вторичными продуктами «идей», т.е. понятий, которыми мыслит мировой дух. Познавать следует именно эти идеи, разумеется, с помощью разума, направляющего свое искание истины не вовне, а вовнутрь, в глубины души, где либо в свернутом виде содержится весь запас наиболее существенных знаний, заложенных туда абсолютным духом, либо заново осуществляется приобщение к мудрости последнего, основываясь на его «единоутробности» душе.
К теме происхождения общества и принципов его устройства, а также программы поведения и смысла жизни каждого человека относятся пятый вопрос. Отбросив вмешательсво в человеческие дела со стороны каких-либо потусторонних сил, материалисты объясняли возникновение общества осознанием людьми многих неудобств жизни поодиночке и необходимости объединения ради безопасности, взаимопомощи и прочей пользы для всех. Каждому человеку рекомендовалось познавать законы матери-природы и строить свое поведение в соответствии с ними. Легко догадаться, что у идеалистов к возникновению общества должен был «приложить руку» мировой дух. Но в отличие от человекоподобного бога ему нужно было направлять деятельность людей не извне, а изнутри. Выше всего ценились духовные способности людей, а потому те, кто обладал ими в наибольшей мере, имели право стоять на вершине государственного устройства. Остальные были обязаны их содержать своим физическим трудом.
В истории философии материализм и идеализм всегда боролись друг с другом, но в то же время фактически дополняли друг друга, поочередно играя прогрессивную роль. Следует признать неправомерным прежнее (марксистское по духу) преувеличение «заслуг» материализма и подчеркивание «реакционности» идеализма. Когда возникает необходимость в выработке идеалов, то впереди понятным образом оказывается идеализм; когда же речь заходит об их претворении в действительность, пальма первенства переходит к материализму.
studentik.net
Бөлісу:
Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram — ға
Страница не найдена — www.SpaceandMotion.com
Об Истине и Реальности
Волновая Структура Материи (WSM) в Космосе
И тем, чьи сердца сосредоточены на Реальности
сами заслуживают звания философов.
(Платон, Республика, 380 г. до н.э.)
Дар Истины превосходит все другие дары. (Будда)
Люди иногда спотыкаются об истину,
но большинство из них берут себя в руки и спешат уйти, как ни в чем не бывало.
(Уинстон Черчилль)
Здравствуйте,
Кажется, в адресе веб-страницы, который вы использовали, есть ошибка, которая
привел вас на эту страницу.
Основные ссылки см. слева на этой странице. Карты сайта по темам находятся внизу страницы.
И следующий виджет Google может помочь вам перейти на страницу, на которой вы были Ищу.
Спасибо за (попытку!) посетить наш сайт.
Биография: Джефф Хазелхерст
( Джордж Беркли , 1710) Ничто не кажется более важным, к созданию прочной системы надежных и реальных знаний, которая может быть доказательство против нападок скептицизма, чем положить начало четкое объяснение того, что имеется в виду под вещью, реальностью, существованием: ибо напрасно будем спорить о реальном существовании вещей или притворяться какому-либо знанию об этом, пока мы не установили значение этих слова.
Помогите человечеству
«Вы должны быть той переменой, которую хотите видеть в мире.»
(Мохандас Ганди)
«Когда вынуждены резюмировать общую теорию относительности в одном предложении:
Время, пространство и гравитация не существуют отдельно от материи. … Физические объекты не находятся в пространстве, но эти объекты пространственно протяженны . Таким образом, понятие «пустое пространство» теряет смысл. … Частица может появиться только как ограниченная область в пространстве, в которой
напряженность поля или плотность энергии особенно высоки. …
Свободный, беспрепятственный обмен идеями и научными выводами необходим для здорового развития науки, как и во всех сферах.
культурной жизни. … Мы не должны скрывать от себя, что никакое улучшение нынешнего удручающего положения невозможно без
жестокая борьба; ибо горстка тех, кто действительно настроен что-то сделать, ничтожна по сравнению с массой теплохладных
и заблудших. …
Чтобы выжить, человечеству понадобится кардинально новый образ мышления! » ( Альберт Эйнштейн )
Наш мир находится в большой беде из-за человеческого поведения, основанного на мифах и обычаях, которые вызывают разрушение природы и изменение климата. Теперь мы можем вывести самую простую научную теорию реальности — волновую структуру материи в пространстве. Понимая, как мы и все вокруг нас взаимосвязаны в Космосе мы можем вывести решения фундаментальных проблем человеческого знания в физике, философии, метафизике, теологии, образовании, здравоохранении, эволюции и экологии, политике и обществе.
Это глубоко новый способ мышления, который Эйнштейн осознали, что мы существуем как пространственно протяженные структуры вселенной — дискретное и отдельное тело иллюзия. Это просто подтверждает интуиции древних философов и мистиков.
Учитывая текущую цензуру в журналах по физике/философии науки (основанных на стандартной модели физики элементарных частиц/космологии большого взрыва) Интернет – лучшая надежда на получение новых знаний известны миру. Но это зависит от вас, людей, которые заботятся о науке и обществе, осознают важность правды и реальности.
Помочь легко!
Просто нажмите на ссылки социальных сетей ниже или скопируйте понравившееся изображение или цитату и поделитесь ими. У нас есть замечательная коллекция знаний от величайших умов в истории человечества, поэтому люди оценят ваш вклад. При этом вы поможете новому поколению ученых увидеть, что существует простое разумное объяснение физической реальности — источник истины и мудрости, единственное лекарство от безумия человека! Спасибо! Джефф Хазелхерст (обновлено в сентябре 2018 г.)
Новая научная истина побеждает не потому, что убеждает своих противников и заставляет их прозреть, а потому, что ее противники в конце концов умирают, и вырастает новое поколение, знакомое с ней. ( Макс Планк , 1920)
Твит Подпишитесь на @philosophytruth | |
Джефф | |
Связаться с Джеффом Хазелхерстом на Facebook
«Все, что необходимо для успеха зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали».
(Эдмунд Бёрк)
«Во времена всеобщего обмана говорить правду — революционный поступок.»
(Джордж Оруэлл)
«Ад — это правда, увиденная слишком поздно».
(Томас Гоббс)
5 Идеалистическая философия религии | Британский идеализм: история
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБританский идеализм: историяФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБританский идеализм: историяФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Мандер, В. Дж., «5 Идеалистическая философия религии», Британский идеализм: история (
Oxford, 2011; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 мая 2011 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso /9780199559299.003.0005, по состоянию на 8 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБританский идеализм: историяФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБританский идеализм: история19Философия векаИстория западной философииМетафизикаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Говорят, что для его приверженцев философия религии была самой важной частью идеализма, и в этой главе утверждается, что британский идеализм предложил решение викторианского кризиса веры, кажущееся многие предлагали рациональное переосмысление религии, которое одновременно с избавлением от слепой веры было способно избежать агностицизма или атеизма и, таким образом, придерживаться вещей, имеющих более глубокую ценность и значение в традиционной вере. Особое внимание уделено религиозной мысли Грина, Брэдли, Джона Кэрда и Эдварда Кэрда.
Ключевые слова: философия религии, Бог, Абсолют, Викторианский кризис веры, Грин, Джон Кэрд, Эдвард Кэрд, Брэдли
Предмет
История западной философии Метафизика Философия XIX века
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.