Ибн сина кто это: Абу Али ибн Сина

Абу Али ибн Сина

Биография

Дата рождения: 16 августа 980 года

Дата смерти: июнь 1037 года
Место рождения: Бухара
Направления: Средневековые деятели

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина — великий ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и визирем при разных правителях. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе, энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» — обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — была много веков обязательным руководством, в том числе в средневековой Европе.

Особенная область интересов — современные новости медицины, гомеопатия, народная медицина, изучение современных источников и рефератов по медицине. Через сто с небольшим лет после его смерти религиозные фанатики в Багдаде сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка напечатают огромные пять томов «Канона врачебной науки» — это будет второе печатное издание, сразу после Библии.

Авиценна родился в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей дошедшей до нашего времени биографии он писал: «Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване — канцелярии того времени. Его должность — управление Хармайсаном, центром одного из районов в окрестностях Бухары. В жены себе он взял девушку из Афшаны, одного из ближайших селений, мою будущую мать по имени Ситара — звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат. »

Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он весьма часто писал короткие четверостишья — «для отдохновения души». . . »

Родителям Ибн-Сины нравилось имя Хусейн. Ими было решено назвать первого сына Хусейном, однако в благородных домах обычно давали сыну и кунью — почетное прозвище. «У моего мальчика непременно будет свой сын смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну — это имя — Али.

Кунья будет Абу Али». Откуда было знать Абдаллаху, что напрасна эта затея. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет.

А будет он скитаться всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю, дорога будет домом его, попутчики — его близкими. Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово «Почему?» — самое распространенное слово его лексикона. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу — мактаб, где он проучился до 10 лет.

Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана — суры — ученикам школы следовало читать по-арабски. Многие мальчики с трудом понимали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но на все вопросы получал ответ: «Учи Коран. Там на все есть ответы. «Одновременно Хусейн занимался с другим учителем, который обучал его грамматике, стилистике и арабскому языку.

Однажды маленький Хусейн сказал: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать вопросы?» Учитель сильно обиделся: «Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание — хафиз». «Значит я хафиз!» — немедленно последовал ответ мальчика. На достаточно пристрастном экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова.

Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн больше не ходил в мактаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, Хусейн заканчивает начальный, цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя полный текст Корана, и восхищает феноменальным знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Вот выдержки из его собственной биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».

Следует заметить, что выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После достижения возраста десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее весьма полное образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и медицину, особенно медицину.

Медицинские знания того времени, народная медицина стали одними из главных его интересов. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины был человеком состоятельным и образованным, близок к течению исмаилитов (противников ортодоксального ислама), которые и сделали его своим последователем. Хотя Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живо интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял свое критическое отношение к Корану.

Первый учитель преподававший Ибн-Сине философию и математику также принадлежал к этому течению — Абу Абдаллах ан-Натили. Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: «Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слышал. Он удивился мне, как только мог и после этого советовал родителю моему не занимать меня ничем, кроме наук. …. То же самое произошло и с книгой Евклида: пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя, а остальные — самостоятельно. Вскоре Натили уже оказался не в силах обучать меня. Он сказал: «Читай сам, решай теорему, а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг, причем при этом было много таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня».

Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, и эта область постепенно занимала все большую область его интересов. Не имея еще 12 лет от роду, Ибн-Сина, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого в то время врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. «Затем я пристрастился к изучению науки врачевания, — говорится в автобиографии, — и стал читать книги, посвященные ей.

А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней особенно, причем в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет».

Детально изучал медицину Хуссейн под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного в то время бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго, вскоре ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой, становится настолько известным целителем, что его приглашают во дворец лечить тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура.

Вот как об этом вспоминает сам Ибн-Сина: «Однажды эмир тяжело заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему».

Чем болел эмир Бухары, и как его лечил Ибн-Сина, точно не известно, однако лечение настолько помогло, что Нух ибн-Мансур блистательный эмир Бухары благополучно правил еще год. В благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов, Бухарскую библиотеку — одно из крупнейших и знаменитейших собраний книг того времени.

Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своем творческом развитии. В этот момент завершилось его образование и начался самостоятельный жизненный путь.

Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Скорее всего именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также почерпнуть указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить.

Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, рефератов, периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для «Канона врачебной науки» — основополагающим трудом, над которым Ибн-Сина работал долгие годы.

В 999 году умер отец — Абдаллах ибн Хасан, и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. К сожалению, к семье бывшего исмаилита власти относились с большим подозрением, положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма.

К сожалению, до самой своей смерти Хуссейн не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана, посетил множество городов и селений. Не раз он испытывал множество лишений, часто поднимался к вершинам власти, часто скатывался обратно, становился то великим визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши, и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы.

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 году после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 годах. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска.

Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

  • «Канон врачебной науки» (или Канон медицины, «Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения.
  • «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
  • «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
  • «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
  • «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
  • «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
  • «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
  • «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
  • «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
  • «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
  • «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
  • «Рисола-йи жудия» — описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Оздоровительные упражнения

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы — средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы — оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению, натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

Основные литературные работы Ибн Сины — философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.

Публикации сочинений

  • Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. — Сталинабад, 1957.
  • Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 5 т. — Ташкент, 1956—1960.
  • Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». — Душанбе, 1967.
  • Ибн Сина. Послание о любви. — Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  • Ибн Сина. Избранное. — М.: Книга, 1980.
  • Ибн Сина. Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1980.
  • Аль-Бируни, Ибн-Сина. Переписка. — Таш­кент: Фан, 1973.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

  • «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
  • «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
  • раздел о музыке в «Книге знания».

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.

Память

  • В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния.
  • В Таджикистане в честь Авиценны названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее носившая название «пик Ленина».
  • В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник работы азербайджанского скульптора Омара Эльдарова.
  • В июне 2009 года Иран подарил отделу Организации Объединённых Наций в Вене (Австрия) Павильон персидских учёных, размещённый на центральной площади Мемориала Венского международного центра. Павильон персидских учёных включает в себя статуи четырёх известных учёных: Авиценны, Бируни, Закарии Рази (Рейз), Омара Хайяма.
  • В селе Афшана в Узбекистане существует музей Авиценны.
  • В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али ибн Сина.
  • В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.
  • Именем Ибн Сины назван астероид Авиценна, открытый 26 сентября 1973 года советским и российским астрономом Людмилой Ивановной Черных.
  • В честь Ибн Сины назван кратер на Луне.
  • В честь Ибн Сины названа программа Авиценна (Avicenna), созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы[20].

Именем Ибн Сины названы улицы:

  • в Самарканде,
  • в Бухаре,
  • в Усть-Каменогорске,
  • улица Ибн Сино в Уч-Кургане (Узбекистан),
  • улица Авиценны в Донецке.
  •  
  • Памятник Ибн Сине в Анкаре
  • Памятник Ибн Сине в Хамадане

В художественной литературе

  • «Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) — повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри.
  • Ной Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
  • В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздаёт некоторые моменты из жизни персидского врача.

В кинематографе

  • В 2013 году вышел фильм Филиппа Штёльцля «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона.
  • Фильм «Авиценна» (1956), режиссёр Камил Ярматов.
  • Фильм «Юность Гения» (1982), снятый киностудиями Узбекфильм и Таджикфильм, посвящён детским и юношеским годам Авиценны. Режиссёр фильма Эльёр Ишмухамедов.
  • Иранский телесериал «Авиценна» («Bu-Ali Sina») 1987 года повествует о жизни учёного с детства до самой смерти.

Авиценна, Ибн Сина

Авиценна (Ибн Сина) — ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5-ти частях).

Родился Ибн Сина в 980 году в одном из селений близ Бухары. Абу-Али аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина — полное имя великого ученого и философа. Авиценна — его латинизированное имя. Его отец — чиновник по финансово-податной части. К десяти годам Абу-Али уже получил первоначальное образование, изучив Коран и словесные дисциплины.

Овладев затем основами мусульманского права и математики, Абу-Али приступил к занятиям с приехавшим в Бухару ученым Абу-Абдаллахом ан-Натили. После этого он самостоятельно изучал физику, метафизику и медицину. Об Ибн Сине распространилась слава как об искусном враче. Годы учения сменились годами странствий, когда у Абу-Али умер отец. В период между 1002 и 1005 годами Ибн Сина переехал в Гургандж — столицу Хорезма. Научная жизнь города концентрировалась вокруг «академии Мамуна». К этому ученому сообществу примкнул и Ибн Сина, который по прибытии в Гургандж был принят на службу хорезмшахом Али Ибн Мамуном. Около 1008 года безмятежная жизнь сменилась для Ибн Сины серией скитаний по Хорасану и Табаристану.

Султан Махмуд Газневид направил к Али Ибн Мамуну посла с письмом, в котором приглашал (а фактически требовал) к себе находившихся при дворе хорезмшаха ученых. Ибн Сина отказался и покинул город. Скитания Ибн Сины завершились в Гургане (Джурджане). Здесь один из местных поклонников науки поселил ученого в специально купленном для него доме. В гурганский период творчества (1012-1014) Ибн Сина, в частности, начал работать над «Каноном врачебной науки».

Преследования Махмуда не прекращались, и Абу-Али вновь пустился в путь, который привел его на этот раз в Рей город, ставший при буидском правителе Фахр ад-Дауле крупным научным центром с богатой библиотекой.

Повторные поползновения султана Махмуда заполучить к себе Ибн Сину заставили его покинуть и этот город, откуда он попал в Хамадан. В Хамадане (1015-1024) свою научную деятельность он сочетал с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение правителя Хамадана Шамс ад-Даулы он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял компромиссное решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений.

Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

Ибн Сина предложил свои услуги эмиру Исфахана Аля ад-Дауле. Пока ученый работал над «Книгой исцеления», тайна его сношений с исфаханским правителем была раскрыта. Ибн Сина был заточен в крепость.

За четыре месяца, проведенных в заключении, Абу-Али написал три работы, в том числе «Трактат о Хайе, сыне Якзана». Ибн Сина находился еще в неволе, когда Хамадан был взят войсками Аля ад-Даулы. После освобождения Абу-Али, переодевшись дервишем, выскользнул из города и направился в Исфахан.

При дворе Аля ад-Даулы ему был оказан радушный прием. Проведенные им в Исфахане последние годы жизни (1024-1037) были для Ибн Сины самыми плодотворными. Именно здесь он завершил свою энциклопедическую «Книгу исцеления» и создал другие важные философские произведения: «Книгу спасения», «Книгу знания», «Книгу указаний и примечаний», «Восточную философию» и «Книгу справедливого разбирательства».

Скитальческая жизнь, в конечном счете приблизила его смерть. Роковая болезнь (колики) у него началась во время неудачных для Аля ад-Даулы военных действий, которые тот предпринял против одного из газневидских полководцев.

Абу-Али умер, когда ему было 56 лет и 10 месяцев. Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Независимость суждений в науке у него вполне гармонировала с равнодушием к впечатлению, которое могла произвести на правоверных его склонность к чувственным наслаждениям.

Библиография трудов ученого насчитывает 276 названий.

Из нефилософских научных трудов мыслителя центральное место занимает «Канон врачебной науки». Это сочинение, в пяти книгах которого Ибн Сина обобщил и систематизировал как накопленные к его времени медицинские знания, так и собственный опыт практикующего врача.

Из-за аллегоричности своей формы особняком стоят «Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Трактат о птицах» и «Трактат о Саламане и Абсале», «Трактат о любви».

В философском наследии ученого центральное место принадлежит «Книге исцеления» («Китаб аш-шифа»), многотомному сочинению, охватывающему все отрасли философской науки: логику, математику, физику и метафизику Создав сокращенный вариант этой энциклопедии -«Книгу знания» на языке фарси (дари), он тем самым выступил в основоположником ираноязычной философской литературы.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/ 


Вернуться на главную страницу Авиценны

.

 

Ислам | Религия, верования, обычаи и факты

Мечеть Абу-Дарвиш

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Мухаммед Ибн Таймия Мухаммад I Аския Аурангзеб Махмуд Газан
Похожие темы:
Исламское искусство Исламский мир суфизм шариат Шии

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Ислам , основная мировая религия, провозглашенная пророком Мухаммедом в Аравии в 7 веке н.э. Арабский термин islām , буквально «сдача», освещает фундаментальную религиозную идею ислама — что верующий (называемый мусульманином, от активной частицы islām ) соглашается сдаться воле Аллаха (по-арабски Аллах: Бог). Аллах рассматривается как единственный Бог — создатель, хранитель и восстановитель мира. Воля Аллаха, которой люди должны подчиняться, становится известна через священные писания, Коран (часто пишется как Коран на английском языке), который Аллах открыл своему посланнику Мухаммеду. В исламе Мухаммед считается последним из серии пророков (включая Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Соломона и Иисуса), и его послание одновременно завершает и завершает «откровения», приписываемые более ранним пророкам.

Сохраняя акцент на бескомпромиссном монотеизме и строгом следовании определенным основным религиозным практикам, религия, которой Мухаммад обучал небольшую группу последователей, быстро распространилась по Ближнему Востоку в Африку, Европу, Индийский субконтинент, Малайский полуостров и Китай. К началу 21 века во всем мире насчитывалось более 1,5 миллиарда мусульман. Хотя в исламе возникло множество сектантских движений, все мусульмане связаны общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу.

В этой статье рассматриваются основные верования и практики ислама, а также связь религии и общества в исламском мире. История различных народов, принявших ислам, освещается в статье «Исламский мир».

Основы Ислама

Наследие Мухаммеда

С самого начала ислама Мухаммед прививал своим последователям чувство братства и узы веры, что помогло развить между ними чувство близких отношений, которое было подчеркнуто их опытом преследований в качестве зарождающейся общины в Мекка. Сильная привязанность к принципам откровения Корана и заметное социально-экономическое содержание исламских религиозных практик скрепили эту связь веры. В 622 г. н. э., когда Пророк мигрировал в Медину, его проповедь вскоре была принята, и возникла община-государство ислама. В этот ранний период ислам приобрел свой характерный этос как религия, объединяющая в себе как духовную, так и светскую стороны жизни и стремящаяся регулировать не только отношения человека к Богу (через совесть), но и человеческие отношения в социальной среде. Таким образом, существует не только исламский религиозный институт, но и исламское право, государство и другие институты, управляющие обществом. Только в 20 веке религиозное (частное) и светское (общественное) были разделены некоторыми мусульманскими мыслителями и формально разделены в некоторых местах, таких как Турция.

Викторина «Британника»

Ислам

Много ли вы знаете о Пророке Мухаммеде? Как насчет святых городов? Проверьте свои знания об исламе с помощью этого теста.

Этот двойственный религиозный и социальный характер ислама, выражающийся одним образом как религиозное сообщество, которому Бог поручил принести в мир свою собственную систему ценностей через джихад («усилие», обычно переводимое как «священная война» или « священная борьба»), объясняет поразительный успех первых поколений мусульман. В течение века после смерти Пророка в 632 году н. э. они подчинили большую часть земного шара — от Испании через Среднюю Азию до Индии — новой арабо-мусульманской империи.

Период исламских завоеваний и строительства империи знаменует собой первую фазу распространения ислама как религии. Существенный эгалитаризм ислама в сообществе верующих и его официальная дискриминация последователей других религий быстро привлекли новых сторонников. Евреи и христиане получили особый статус общин, владеющих писаниями, и назывались «людьми Книги» ( ахл ал-китаб ) и, следовательно, им была разрешена религиозная автономия. Однако они были обязаны платить налог на душу населения, называемый джизья , в отличие от язычников, от которых требовалось либо принять ислам, либо умереть. Тот же самый статус «людей Книги» позже был распространен в определенные времена и места на зороастрийцев и индусов, но многие «люди Книги» присоединились к исламу, чтобы избежать инвалидности джизьи . Гораздо более массовое распространение ислама после XII века началось с суфиев (мусульманских мистиков), которые в основном несли ответственность за распространение ислама в Индии, Центральной Азии, Турции и странах Африки к югу от Сахары (9). 0027 см. ниже ).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Помимо джихада и суфийской миссионерской деятельности, еще одним фактором распространения ислама было далеко идущее влияние мусульманских торговцев, которые не только довольно рано принесли ислам на восточное побережье Индии и в Южную Индию, но и оказались главными катализаторами (помимо суфиев) в обращении людей в ислам в Индонезии, Малайе и Китае. Ислам был завезен в Индонезию в 14 веке, едва успев закрепиться там политически, прежде чем регион перешел под голландскую гегемонию.

Огромное разнообразие рас и культур, охваченных исламом (по оценкам, в начале 21 века во всем мире насчитывается более 1,5 миллиарда человек), породило важные внутренние различия. Однако все сегменты мусульманского общества связаны общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу. С утратой политической власти в период западного колониализма в 19 и 20 веках концепция исламской общины ( умма ) вместо того, чтобы ослабнуть, укрепилась. Вера в ислам помогла различным мусульманским народам в их борьбе за политическую свободу в середине 20 века, а единство ислама способствовало последующей политической солидарности.

Источники исламских доктрин и социальных воззрений

Исламское учение, закон и мышление в целом основаны на четырех источниках или фундаментальных принципах ( усуль ): (1) Коран, (2) Сунна («Предания»), (3) иджма’ (« консенсус») и (4) иджтихад («индивидуальная мысль»).

Коран (буквально «чтение» или «чтение») считается дословным словом или речью Бога, переданной Мухаммеду архангелом Гавриилом. Разделенный на 114 сур (глав) разной длины, он является основным источником исламского учения. Суры, ниспосланные в Мекке в самый ранний период жизни Мухаммеда, касаются в основном этических и духовных учений и Судного дня. Суры, ниспосланные в Медине в более поздний период карьеры Пророка, по большей части касаются социального законодательства и политико-моральных принципов формирования и упорядочивания общины.

Сунна («проторенный путь») использовалась доисламскими арабами для обозначения своего племенного или общего права. В исламе оно стало означать пример Пророка, т. е. его слова и дела, записанные в сборниках, известных как хадисы (по-арабски хадис: буквально «отчет»; собрание высказываний, приписываемых Пророку). Хадисы представляют собой письменное подтверждение слов и деяний Пророка. Шесть из этих сборников, составленных в 3 веке н.э. (9 век н.э.), стали считаться особо авторитетными среди самой большой группы ислама, суннитов. У другой большой группы, шиитов, есть свои собственные хадисы, содержащиеся в четырех канонических сборниках.

Доктрина ijmāʿ , или консенсуса, была введена во 2 веке ах (8 век н.э.) с целью стандартизации теории и практики права и преодоления индивидуальных и региональных различий во мнениях. Хотя иджма задумывался как «консенсус ученых», на практике он был более фундаментальным действующим фактором. С 3-го века ah ijmāʿ стал принципом устойчивости мышления; пункты, по которым на практике был достигнут консенсус, считались закрытыми, и дальнейшие их существенные вопросы запрещались. Принятые толкования Корана и действительное содержание Сунны (т. е. хадисов и теологии) в конечном итоге опираются на0027 ijmāʿ в смысле признания власти своей общины.

Иджтихад , что означает «стремиться» или «прилагать усилия», требовалось, чтобы найти юридическое или доктринальное решение новой проблемы. В ранний период ислама, поскольку иджтихад принимали форму отдельного мнения ( raʾy ), существовало множество противоречивых и хаотичных мнений. Во II веке ах иджтихад был заменен на кийас (рассуждая по строгой аналогии), формальной процедуре вывода, основанной на текстах Корана и хадисах. Преображение ijmaʿ в консервативный механизм и принятие окончательного корпуса хадисов практически закрыли «врата ijtihād » в суннитском исламе, в то время как ijtihād продолжились в шиизме. Тем не менее, некоторые выдающиеся мусульманские мыслители (например, аль-Газали в 11–12 вв.) продолжали претендовать на право нового иджтихада для себя, а реформаторы в 18–20 вв. больше, чтобы получить более широкое признание.

Коран и хадисы обсуждаются ниже. Значение ijmāʿ и ijtihād обсуждается ниже в контексте исламского богословия, философии и права.

Ибн Сина – древний герой современных пандемий | Общественное достояние

Границы для молодых умов погружается в архивы, чтобы познакомить вас с учеными, о которых вы, возможно, не слышали раньше, но определенно должны были знать! Сегодня мы расскажем историю достохвального персидского эрудита (попробуйте сказать это в 3 раза быстрее!), ответственного за некоторые методы, которые врачи и правительства использовали во время пандемии, чтобы помочь нам в безопасности, — Ибн Сину.

Брэдли Бердж

Последние два года были тяжелыми. Школы закрыты, некоторые из нас не могут ходить на работу или работают из дома, и всем нам не хватает времени на общение с друзьями и семьями. Блокировки и карантин — политика, согласно которой правительство и советы по здравоохранению советуют людям избегать контактов с другими людьми, — помогли контролировать пандемию. Но мало кто знает, откуда взялись эти подходы…

Блестящий ученик

Родившийся в 980 г. н.э. в селе Афшана, ныне расположенном в Узбекистане, «отец современной медицины», известный в исламском мире как Ибн Сина, носил полное имя Абу Али аль-Хусейн ибн Абдулла. аль-Балхи, а также его называют Авиценной в римской версии его имени.

Персидский отец Ибн Сины был чиновником и губернатором в правящей империи Саманидов. Это дало ему привилегированное воспитание. Он получил хорошее образование и к 10 годам уже выучил наизусть весь Коран — исламский священный текст. В подростковом возрасте он сосредоточился на медицине и приобрел репутацию врача.

Когда заболел султан – правитель, в данном контексте аналогичный мэру – близлежащего города Бухары, только Ибн Сина смог его вылечить. В благодарность султан предоставил ему доступ в царскую библиотеку Саманидов. Это познакомило Ибн Сину с сокровищницей науки, философии и математики, что еще больше ускорило его образование.

Доктор философии – Писательская карьера и продолжительное влияние

Ибн Сина начал писать в возрасте 21 года. в движении. Жизнь была опасна.

Только когда он нашел дорогу в иранский город Исфахан, где остановился у местного принца, он обрел стабильность и безопасность, чтобы всерьез начать свою работу. Именно здесь он написал многие из 450 текстов, которые сегодня ему приписывают (240 из которых сохранились до наших дней).

Один из его самых известных трудов, Аль-Канун фи аль-Тибб (Канон врачебной науки), представлял собой невероятную энциклопедию медицинских знаний из древних источников и современных исламских ученых и был переведен на латынь в 12 9 г.0163-й -й век и использовался в качестве справочника университетского уровня до 17-го -го -го века.

Сегодня Ибн Сина, возможно, более известен как философ, чем как врач или авторитет в области медицины, поскольку он написал важные работы по самым разным предметам, от математики и метафизики (например, о существовании Бога) до физических наук (астрономия, науки о Земле). ), психология, психиатрия и использование логики для установления истины. Но на самом деле его медицинские заслуги были столь же значительны.

Многие из его открытий и практик, таких как использование вина в качестве повязки на рану, широко применялись в средневековье в Европе. Он был одним из первых, кто правильно определил состояние, известное как «Персидский огонь», которое мы теперь диагностируем как сибирскую язву, и он помог установить, что сладкая на вкус моча является симптомом диабета задолго до появления анализов крови.

Возможно, самое главное, он подозревал, что некоторые болезни распространяются крошечными организмами, слишком маленькими, чтобы их можно было увидеть человеческим глазом. Чтобы люди не передавали друг другу эти крошечные организмы, он придумал систему изоляции больных на сорок дней; он назвал этот метод аль-Арбаиния (дословно «сорок» на арабском языке). Мы ясно видим в этом корень современного карантина, который чрезвычайно эффективен для предотвращения распространения болезней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *