И с тургенев записки охотника главные герои: Главные герои «Записки охотника» характеристика персонажей рассказа Тургенева

Главные герои «Записки охотника» характеристика персонажей рассказа Тургенева

«Записки охотника» представляют собой сборник рассказов Тургенева, состоящий из 25 коротких произведений. Объединяет их главный постоянный герой – автор, который во время своих странствий делает путевые заметки. Также главными героями произведения «Записки охотника» являются помещики, дворовые люди и крестьяне. В цикле рассказов писатель мастерски изобразил особенности помещичьего и крестьянского быта, природу России, а также духовную мощь простого народа.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Характеристика героев «Записки охотника»

Главные герои

Рассказчик

Автор произведения, помещик, охотник, мужчина средних лет.

Странствует по средней полосе России с ружьём и верной собакой, общается не только с крупными и мелкими землевладельцами, но также с простыми окрестными крестьянами. Автор отличается мягким, скромным, доброжелательным нравом. Он чутко реагирует на красоты природы и с гораздо большим удовольствием проводит время в лесу или на поле, нежели на званых ужинах.

Хорь

Оброчный крестьянин, зажиточный хозяин, мужчина преклонных лет.

Крепкий и сильный, невероятно трудолюбивый крестьянин. Оттого и вся его семья живёт в достатке, с налаженным хозяйством. Неграмотный, но обладающий обширными знаниями, мысли свои выражает скупо, важно, с осторожностью. Хорь весьма наблюдателен, прозорлив и способен дать точное описание каждому человеку. Это реалист до мозга костей, олицетворяющий собой неуёмную энергию, деятельность и стойкость русского крестьянина.

Калиныч

Крепостной крестьянин, близкий друг Хоря.

Человек лёгкий, добродушный, с весёлым кротким нравом. У него нет семьи, и он не стремится её заводить. Это человек совсем иного склада: прирождённый мечтатель, идеалист, романтик, способный очень тонко чувствовать природу. Калиныч не отличается рассудительностью и хозяйственностью, очень доверчив.

Ермолай

Крепостной крестьянин, страстный охотник и рыбак. Женат.

Ни на что не годный бездельник, которому его помещик всё прощает из-за его удивительной способности к рыбной ловле и охоте. Ермолай не прочь выпить и поговорить по душам, нетерпелив, добродушен. Несмотря на то, что женат, не уделяет времени ни своей супруге, ни обветшавшему домишке, ни хозяйству. Среди дворовых не пользуется уважением и считается чудаком, который вечно попадает в различные переделки.

Бирюк

Лесник, в одиночку воспитывает двоих детей.

Суровый, ответственный лесник, который исправно выполняет свой долг. Ему пришлось пережить страшное предательство: любимая жена сбежала с другим мужчиной, оставив ему на попечение двоих детей. Несмотря на внешнюю мрачность, отличается добрым сердцем, отзывчивостью и милосердием. Можно сказать, что Бирюк – это олицетворение сурового долга.

Второстепенные персонажи

Арина Тимофеевна

Супруга мельника, в прошлом горничная, молодая красивая женщина.

Типичная жертва господского произвола. Будучи миловидной, скромной и услужливой горничной, была у своей хозяйки на хорошем счету. Но имела «наглость» влюбиться в лакея Петра, за что попала в страшную немилость. За преступную связь Арина с новорожденным ребёнком была отправлена в деревню, а её возлюбленного Петрушу отправили в солдаты.

Матрёна

Красивая крепостная девушка, возлюбленная помещика.

Матрёна — предмет страстной любви молодого помещика. Однако эти чувства стали настоящим испытанием для Матрёны. Поддавшись на уговоры влюблённого помещика, Матрёна сбегает от хозяйки, но не находит счастья и спокойствия в личной жизни. В итоге она возвращается к барыне, чтобы тем самым оградить своего возлюбленного от судебных преследований.

Моргач

Приказчик, в прошлом кучер. Богатый мужчина преклонных лет.

Барский кучер, которому невероятно повезло: попав в приказчики, он не только получил свободу, но и порядком разбогател. Человек себе на уме, который не отличался ни добрым нравом, ни чрезмерной злобой. Семья его совсем невелика: сам Моргач да его сын, полная копия отца.

Аркадий Павлович Пеночкин

Помещик, в прошлом офицер, молодой образованный человек.

Барин, который искренне печётся о своих поданных и регулярно наказывает их ради их собственного блага. Человек воспитанный, рассудительный, доброжелательный. Один из самых образованных людей в округе, завидный жених.

В «Записках охотника» герои отличаются большим разнообразием характеров и судеб. В каждом своём рассказе Тургенев пытался описать всю сложность рабского положения крестьян, которому противостояло их духовное богатство.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Главные герои сборника Записки охотника Тургенева

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Главные герои сборника Записки охотника

Рассказчик – человек, который нам и поведал эти замечательные истории. Рассказчик очень мягкий, скромный, очень доброжелательный человек, любящий красоту природы. Он помещик, который странствует по российской средней полосе, со своей очень верной и преданной собакой. В своих странствиях путешественник встречает и с удовольствием общается, как с очень богатыми людьми, так и с простыми местными крестьянами.

Хорь – крестьянин, несмотря на то, что мужчина преклонного возраста, он очень сильный и крепкий. Благодаря невероятному трудолюбию Хоря, вся его семья не бедствует, они имеют налаженное хозяйство. Мужчина хоть неграмотный, но он обладает довольно широкими знаниями, благодаря своей наблюдательности и прозорливости. При общении с Хорем можно понять, что он довольно молчалив, но очень любит высказать свои рассуждения в ироничной форме о житейских и государственных делах. Старик очень любит пение своего друга Калиныча, Хорь обычно закрыв глаза подпевал очень жалостливо, будто жалуясь другу.

Калиныч – товарищ Хоря, очень веселый и добродушный человек. Чрезмерно доверчив к людям, готовый всегда любому пойти на помощь. Калиныч не имеет семьи, совершенно не хозяйственный, он завзятый романтик, особо тонко чувствующий природу.

«Добрый мужик», по словам Полутыкина, перед которым Калиныч благоговеет. Каждый день ходит с барином на охоту, наблюдает за ним, как за ребёнком. Полутыкин без него «шагу ступить не может».Любит и уважает Хоря.

Ермолай – крестьянин, добродушный мужчина, любящий выпить. Ермолай чрезвычайно ленив, дворовые считают его чудаком, из-за того что с ним вечно случаются передряги. Помещик мужчины прощает ему все его выходки, лишь потому, что у Ермолая есть талант к охоте и рыбалке. Ермолай женат, но своей жене он не уделяет времени и не помогает по хозяйству.

Никогда не кормит собаку. С женой обходится грубо и жестко.

Бирюк – Фома Кузьмич, работающий лесником, очень нравственный, честно исполняет свои служебные обязанности, несмотря на внешнюю суровость он добросердечный человек. Жена Фомы бросила его и двоих детей ради богатого мещанина. Фома Кузьмич, — убежденный в то, что даже бедность не дает нравственного права идти человеку на воровство.

Арина Тимофеевна – очень красивая и грамотная женщина, ранее была холопкой, затем у барина мельник выкупил ее и женился на ней. Арина стала жертвой своих господ, ведь только барин может решать за своего холопа.

Матрена – очень красивая девушка, крепостная крестьянка. Матрену полюбил помещик, но эти отношения для девушки стали серьезным испытанием. Матрена сбежала от своей хозяйки, но чтоб оградить любимого от преследований, возвратилась вновь к барыне.

Моргач – кучер у барина, бывший крепостной, который получил вольную и разбогател. Моргач был мужчиной не большого роста, полный и хромой. Семья мужчины состоит только из него и его сына.

Аркадий Павлович Пеночкин – помещик, бывший офицер, очень воспитанный, хороший и доброжелательный человек.

Вариант 2

Рассказчик — тонкая натура, внимательный и отзывчивый человек. С ним всегда верный друг, его собака. Уважительно относится и к простым местным крестьянам и богатым.

Хорь поселился на болотистом месте у помещика Полутыкина. Содержит большую семью. У него девять сыновей. Супруга постоянно конфликтует с невестками. Он не вмешивается. В хозяйстве порядок, оно приносит доход, семья оплачивает налог помещику. У старика сохранилась сила и выносливость. Он плотного телосложения, уже начал лысеть, с курчавыми волосами в бороде. Дети не все обучены грамоте, и он сам. Не спешит откупаться от «крепостной зависимости», так как «сумму налога» свою знает и доволен «хорошим хозяином». Постоянно что-то чинит, делает, очень работящи и дети «копии» его. Говорит мало и разумно, знает себе цену, с достоинством. Ему нравится голос Калиныча, может ему подпевать.

Друг Калиныч имеет весёлый нрав, простой, не отказывает в помощи. Без семьи, романтичная натура, сливается с природой. Дружит с Хорем (который не тяготится тем, что он беден). Часто участвует в увлечениях помещика (охоте).

Ермолай любит выпивать. Считают его лентяем. Из-за таланта к охоте и рыбалке помещик ему всё прощает. К жене относится плохо, ничего не делает по хозяйству. Собаке еду не даёт. К жене проявляет грубость, жестокость, приходит к ней редко.

Фома Кузьмич (Бирюк), служит лесником. В его хозяйстве красть боятся. В любой момент может появиться. Супруга ушла. Ему пришлось заниматься воспитанием двоих детей одному. В рассказе трудно пришлось вору, рубившему дерево. «Бедный воришка» просил пощады, пожалеть бедных детей и вернуть лошадь. Удивительным образом поступает «лесник», он выталкивает «вора» и грозит не попадаться у него на пути.

Арина Тимофеевна отличается красотой и разумностью речи. Ей не повезло, она забеременела от Петруши. Им не суждено быть вместе, по приказу хозяев её отправили в деревню, а возлюбленного в армию. Она понравилась неказистому мельнику. Он женился на ней.

Матрена интересная девица. Понравилась Коротееву. Против желания барыни выкрал из деревни. Чтобы защитить возлюбленного от судебной тяжбы, она возвращается к барыне.

Аркадий Пеночкин наказывает «ради собственного блага» своих крепостных. Раньше был офицером. Воспитан, рассудителен, не женат, образован.

Все рассказы объединяет мнение рассказчика. Именно с его слов происходит описание каждого героя. Мы видим трудности, с которыми сталкиваются крепостные люди и невежество «господ», а также влияние природы на «души» людей.

Другие сочинения:

← Главные герои произведения Бежин луг↑ ТургеневПо произведению Певцы →

Главные герои сборника Записки охотника

Несколько интересных сочинений

И.С. Тургенев. Краткое содержание «Записок охотника»

Иван Сергеевич Тургенев навсегда вошел в историю русской литературы и завоевал место в сердцах миллионов почитателей его творчества благодаря поэтической прозе, пропитанной любовью к России, а также проникающей правдой о жизни народа в XIX в. Не раз писал на увиденном банальный пересказ Тургенева.

«Записки охотника» относятся к той категории художественной прозы, которую литературоведы называют поэзией в прозе.

Такой высокий балл — дань выразительности и эмоциональной насыщенности.

Выход в свет «Записок охотника» — яркое событие для российского общества

Рассказы, вошедшие в этот сборник, создавались постепенно. Впервые полностью они были опубликованы в 1852 г. (впрочем, три рассказа вошли в «Записки» чуть позже). Популярность писателя на родине после их публикации была огромной. Эту сверхпопулярную книгу И. С. Тургенева («Записки охотника») неоднократно читал даже император Александр II. Главные герои рассказов живо обсуждались в обществе и были знакомы всей просвещенной России. Ивану Сергеевичу, как истинному мастеру слова, удавалось создавать неповторимые художественные образы и воздействовать на народную душу.

Двадцать пять историй объединены личностью одного и того же рассказчика. Это помещик Орловской губернии, охотник, который, выходя на обычную охоту, в то же время что-то видит, замечает, разговаривает с людьми. Он наблюдателен и красноречив. Несомненно, его устами говорит сам Тургенев. Краткое содержание «Записок охотника» — одновременно истории их главных героев. Жанр рассказа не предполагает точного и глобального изображения литературных образов. Общая картина как бы нарисована отдельными штрихами. Неповторимую лирическую картину жизни страны, наполненную русским духом, создают рассказы «Хор и Калиныч», «Касьян», «Певцы», «Бежин луг». Другие рассказы более подробные, как, например, «Гамлет Щигровского уезда», «Уездный врач».

Оригинальные персонажи «Записок охотника»

В то же время писатель не жалеет сил на приукрашенное, детальное, реалистическое изображение реальной жизни простых людей. Ему удается увидеть гармонию даже в отношениях хозяина и крепостного. Даже здесь заметил ростки новых, не рабских, а человеческих отношений великий Тургенев. Краткое содержание «Записок охотника» рассказывает нам о том, как образованный, умный и человечный Гор дружит со своим крепостным мужиком Калиничем. И нет ни антагонизма, ни зависти с одной стороны, ни презрения с другой. Действительно, это была Россия — страна-община. И недаром позже многие революционные демократы, в отличие от большевиков, пытались наметить путь в будущее через просвещение и покаяние. Предпосылки к этому были. О них — повесть «Хор и Калиныч».

В русском народе есть глубокая и не показная духовность! Так думал писатель. Убедителен и неповторим его одухотворенный образ Касьяна с Красивым мечом, героя подвига юродства.

Это как церковная свеча, зажигающая вокруг себя. «У этого народа есть будущее!» — говорит Иван Сергеевич, рассказывая нам об общении подростков, которые на ночь приводили лошадей. В каждом мальчике чувствуется душа, мысли, связь с родным краем.

В то же время о несостоятельности крепостного права пишет Тургенев. Краткое содержание «Записок охотника» показывает нам беспристрастные образы потерявших связь с народом помещиков — Пеночкина, Степунова и Зверькова. В то же время писатель отрицает целесообразность и показывает общественную опасность крестьянских бунтов (повесть «Стучит»). Кровь и насилие как способы решения социальных проблем неприемлемы для России, считает классик.

выводы

Очень вовремя написал свою книгу Тургенев. Краткое содержание «Записок охотника» не оставляет сомнений в том, что они сыграли большую роль в понимании всеми слоями общества необходимости отмены крепостного права в интересах всего общества. Живые, неповторимые фольклорные образы Лукерьи («Живая сила»), Арины («Ермолай и Мельник»), Яшки-Тюрка («Певицы»), без заигрывания с народом, дают ощущение единого национального стержня, общности, соборности русского народа. Высшее признание мастерства в том, что все рассказы Тургенева говорят об одном. Дело в том, что крепостное право изжило себя, а люди, изображенные в тургеневских героях, прекрасны, уникальны и по определению не могут быть рабами.

Похожие статьи

Краткое содержание «Аси» — любимая повесть

Какой была Россия в середине XIX века?

И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо». Краткое

Резюме. «Ася» Иван Тургенев

Краткое содержание «Отцы и дети» (I.

Литературный анализ. «Воробей» (Тургенев):

И.С. Тургенев, «Бирюк». Характеристика

Бежин Луг. Краткое содержание произведения

Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника».

анализ, основные особенности «Записок охотника». Какова слабость позиции Базарова

История главного героя

Ivan Sergeyevich Turgenev

«Biruk»

q Тургенева «Записки охотника»,

qанализ рассказа «Бирюк»,

q помочь учащимся через пейзаж, интерьер и портрет понять характер главного героя,

q выявить уровень знания учащимися текста работы

По отцу, Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, была богатой помещицей.

В ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущей писательницы, рано научившейся тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

«Записки охотника»

Иван Сергеевич Тургенев почти всю жизнь провел в Европе, лишь ненадолго заезжая в Россию. Однако лучшие свои произведения он посвятил русскому человеку и русской природе.

В 40-50-х годах 19 века писатель создал несколько произведений, объединенных в один сборник «Записки охотника». Темы рассказов в сборнике разнообразны: здесь и описания помещиков, притесняющих крепостных, и

ярких образов простых мужчин, сумевших сохранить

доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа , и, конечно же, красивые фотографии природы средней полосы России.

Во всех рассказах один и тот же герой — Петр Петрович, дворянин из села Спасского. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Тургенев наделил своего рассказчика тонкой наблюдательностью, особым чувством прекрасного, что помогает точнее и красочнее донести до читателя различные ситуации.

Ермолай и мельничка

«Малиновая вода»

«Уездный доктор»

«Мой сосед Радилов»

Однодворец Овсянников

90 «Медов»

«Бежин» Касьян с красивыми мечами»

«Бурмистер

«Кабинет»

«Два помещика»

«Лебедь»

«Смерть»

«Пётр Петрович Каратаев»

«Свидание»

3 Главные темы и темы

3 охотник»

Тема:

образ простого русского народа, крепостных крестьян, оценка их высоких духовно-нравственных качеств,

показывающий нравственное оскудение русского дворянства В русской литературе довольно часто встречаются персонажи с психологическими расстройствами личности. И произведения Н. В. Гоголя здесь не исключение. Он умел проникнуть в человеческую душу, чтобы показать читателю мучительные страдания русского народа. Немного странное видение окружающего мира сильно повлияло на текст его произведений. Чувство глубокого отчаяния — один из важнейших мотивов его творчества.

Мир его героев погружается в безумие. Но кто бы мог подумать, что его рассказы, собранные в цикле «Петербургские повести», станут своеобразной маленькой энциклопедией «маленького человека», которая откроет читателю дверь в мир, пронизанный болью и одиночеством.

Рассказ был написан в 1834 году, во время работы над несколькими другими рассказами, позже объединенными в общий цикл «Петербургские рассказы». В этот момент Николай Васильевич стал очень серьезно относиться к творчеству писателя и видел в нем единственный смысл жизни. Он очень много работает, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе В.Г. Белинский.

Затем Гоголь увлекся рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его рассказа. Были и еще две подходящие по сюжету литературные идеи: «Записки безумного музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-й степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, близкий теме в заметках. Основное внимание уделялось героям, которые со временем сошли с ума.

Гоголь писал заметки на основе собственных наблюдений, пока сам служил в ведомстве. В рассказе присутствуют элементы, связанные с личной жизнью писателя. Например, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста — это дом, в котором когда-то жил сам писатель и его друг.

При первой публикации произведение не прошло цензурных ограничений, о чем Н.В. Гоголь с известной долей разочарования писал А.С. Пушкин:

Вчера вышла довольно неприятная цензурная зацепка о «Дневнике сумасшедшего»; но, слава богу, сегодня немного лучше; по крайней мере, я должен ограничиться тем, что выкину лучшие места… Если бы не эта задержка, моя книга могла бы выйти завтра.

Жанр и направление

«Записки сумасшедшего» обычно называют рассказом из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых записей, которые главный герой писал четыре месяца.

Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, указать трудно. Литературоведы позже назовут его «гоголевским». Оно возникло как раз в тот момент, когда появились «Петербургские рассказы», ​​в 40-х годах, и послужило основой возникновения натуральной школы. Это одно из условных названий критического реализма, который только начинал появляться в русской литературе того времени. Основные черты этого направления:

  • реалистичность художественного выражения;
  • наличие социально значимых тем;
  • критическое отношение к социальной действительности.
  • Состав

    Композиция рассказа разбита на пять частей, в которых довольно остро ощущается напряжение, растущее в душе героя с каждой новой строкой.

  1. Все начинается с рассказа о довольно никчемной жизни Поприщина и его тайных желаниях.
  2. Далее следует сюжет основного действия: герой мечтает жениться на дочери своего начальника — Софи, красота ее поразила бедное сердце несчастного чиновника.
  3. Событие развивается, мы видим зачатки безумия в голове главного героя, в тот момент, когда он как бы слышит на улице разговор двух собак, одна из которых является питомцем Софи. Поприщин следует за животными, чтобы узнать больше о хозяйке, а затем решается на довольно странный поступок: украсть письма из корзины одной собаки и прочитать их. Из писем он узнает о Теплове, потенциальном женихе своей возлюбленной, и это известие повергает его в отчаяние.
  4. Кульминация действия наступает в тот момент, когда герой перестает ходить на службу и начинает воображать, что он скрытый наследник испанского престола.
  5. История заканчивается довольно трагично: Поприщина помещают в сумасшедший дом, где он сталкивается с ужасами содержания душевнобольных и пытается написать матери письмо с просьбой о помощи.
  6. Главные герои и их характеристики

    1. Главный герой, чьи заметки нам предложил прочитать автор — Аксентий Иванович Поприщин . Должностное лицо, которое занимается переписыванием бумаг в отделе. Его основная работа — точить перья директору отдела. Этот персонаж очень напоминает Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель». Он тоже одинок, за сорок два года своей жизни так и не успел обзавестись семьей или хотя бы парочкой близких друзей. Его положение крайне бедственно, герой постоянно стыдится своего старомодного платья и себя в том числе. В свободное время он почти всегда читает журнал «Северная пчела», лежит на диване и иногда посещает театр, считая это место высшим проявлением истинного искусства. В целом его поведение не кажется читателю странным, но с каждой новой заметкой возрастают сомнения в его психическом здоровье. Фамилия героя выбрана Гоголем не случайно. Поприщин — происходит от слова «поле», именно оно характеризует ту маниакальную идею, которая возникла в голове Аксентия Ивановича. На протяжении всего произведения он судорожно пытается найти цель, чтобы хоть как-то увидеть смысл собственного существования.
    2. Любимая Поприщина — Софи , дочь директора отдела. Юная, невероятно красивая девушка, которая относится к главному герою с некоторой долей иронии. Из писем двух собак становится известно, что она насмехалась над Аксентом Ивановичем, сравнивая его со старой черепахой. Гоголь не пытается по-особому охарактеризовать героиню, но дает понять читателю, что лица из ее окружения просто не могут ответить взаимностью на чувства титулярных советников.
    3. Теплов — камер-юнкер, которого Поприщин тоже узнает по украденным письмам. Особых сведений о нем нет, кроме того, что Софи отдала ему свое сердце.
    4. Директор отдела — человек, который часто упоминается в заметках. Непосредственный начальник Аксентия Ивановича. В начале работы он предстал в положительном свете, но после того, как стало известно о предстоящей свадьбе дочери с Тепловым, его мнение в корне изменилось. Поприщин называет директора масоном и тупой пробкой без собственного мнения.
    5. Меджи и Фиделька — далеко не последние герои произведения. Именно в разговорах и загадочной переписке этих собак находит отражение фантастическая сторона истории. Таким образом, Н. В. Гоголь хотел передать нравы и нравы светского общества и то, насколько оно на самом деле прогнило.
    6. Темы

      Маленький человечек — главная тема «Записок». Этот образ не раз появлялся в «Петербургских рассказах». Эта проблема особенно волновала Гоголя, так как, будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям более низкого ранга. Когда он прибыл в Петербург в 1829 г., он был буквально потрясен существующим неравенством, укоренившимся в обществе. Он лично познал всю боль человека, у которого не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение молодых художников, когда посещал уроки рисования в Академии художеств.

      Вот почему Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. А «Записки сумасшедшего» становятся самым трагическим произведением всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простой историей о жизни бедняка. Это ноты, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Все существование главного героя сосредоточено только в его собственной голове. Постоянные угрызения совести, одиночество и нищета заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, как врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие приводит героя к довольно здравым рассуждениям о собственном бесправии.

      Проблемы

      История затрагивает ряд важных вопросов. И проблема унизительной бедности – одна из главных. В самом герое содержится протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой среде многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Есть момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение к тем, кто занимает не самые престижные должности, в итоге может привести к волнениям посерьёзнее, чем одно происшествие в отделении Санкт-Петербурга.

      Еще одна серьезная проблема — одиночество. Поприщев воплощает эту концепцию. Он всеми покинут, никто не хочет его понять. И Гоголь пытается обратить внимание читателя на то, что любой человек, независимо от его социального положения и материального положения, достоин участия. Можно попытаться увидеть в каждом яркие черты, каждый заслуживает помощи и поддержки. Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. А в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.

      Значение

      Основная идея работы – отказ от существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным личностям. Общество даже не успевает задуматься о том, что нарушение моральных устоев может кому-то навредить. И боль публичного унижения становится вдвойне страшнее, когда человек пытается справиться с ним в одиночку и чаще всего проигрывает в этой неравной схватке.

      Свою основную мысль автор направляет не только по пути осуждения несправедливой иерархической системы. Она сталкивается с другой стороной медали — личностью маленького человека, раздавленного в жерновах невежества и зависти. Ее мысли так же поверхностны и суетны, как внутренний мир говорящих собак. Чего он хочет от жизни? Уподобиться господам, жениться на знатной барышне, войти в избранное общество, что сулит ему уважение и трепет в глазах представителей света. Его ценности ложны, потому что в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Эти неважные и фальшивые фантомы также способствуют печальному финалу. Достигая и желая их, человек теряет себя.

      Критика

      Критики чаще отзывались о новом рассказе Гоголя благосклонно. Тогда он уже стал влиятельной и заметной фигурой в литературном мире. К его мнению прислушивались, его произведения охотно печатались. Многие рецензенты разгадывали величайший талант мастера и не раз описывали его. Разумеется, правительственная печать во главе с Фадеем Булгариным, той самой «Северной пчелой», представленной в тексте книги, язвительно и злобно охарактеризовала новое произведение автора, уже нелюбимого в официозных кругах.

      Но особенно запомнилась положительная рецензия известного критика В.Г. Белинский:

      «Записки сумасшедшего», этот безобразный гротеск, этот странный, причудливый сон художника, это добродушное издевательство над жизнью и человеком, над жалкой жизнью, над жалким человеком, эта карикатура, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эта душевная история болезни, изложенная в поэтической форме, удивительная по своей правде и глубине, достойная кисти Шекспира: вы еще смеетесь над простаком, но смех ваш уже растворен горечью; это смех над сумасшедшим, чей бред и забавляет, и вызывает сострадание.

      Интересно? Сохраните себе на стену!

Основная идея «Записок охотника» в изображении народных сил, зажатых крепостным правом. Крепостное право предстает в «Записках охотника» со всех ракурсов жизни: название деревни — Колотовка («бить»), «дубовщина» — может быть в значении земли, отнятой насильно, дубиной. . Непробиваемый, недоверчивый Хорь заметно оживляется, когда собеседник говорит ему о «свободе», о «свободе», то есть о откупе от «хорошего» хозяина.

Рассказ «Бурмистер» — самое сильное антикрепостническое произведение Тургенева. В рассказе «Бурмистр» запечатлена основная картина крепостных отношений. Барин и крестьянин зримо изображены на одном полотне. Лицемерно-вежливый приказ Пеночкина о камердинере, забывшем подогреть вино («Я прикажу о Федоре»), говорит сам за себя. Можно себе представить, что ждет непокорных крестьян от такого господина.

В «Записках охотника» есть много подсказок. Умирающая Лукерья утешает себя в Живых Мощах: «…ничего, другим и хуже бывает». Где хуже? Но она заботится о крестьянах, томящихся на барщине и подати. Тургенев не изображает злодеев. А между тем чувствуешь напряжённую атмосферу жизни до предела. Самым тяжким преступлением крепостного права было умерщвление живой души в подневольном рабе, лишившее его всех человеческих прав. Особенность тургеневского их изображения — сдержанность, тонкость рисунка, двусмысленность ситуации.

В жанре рассказа Тургенев меняет свой стиль и углубляется в психологию героев, во многом автобиографичных по своей природе. Для рассказа характерна событийная причинно-следственная связь между персонажами, которые во взаимоотношениях, поступках, психологических переживаниях «выстраивают» сюжет произведения. Герои должны встречаться, действовать, разговаривать друг с другом. Сторонний наблюдатель здесь мало что значит. Или он сам должен замесить себя в действии как герой произведения.

Школа священнослужителей-разночинцев 1860-х гг.: отличительные черты идейно-художественной системы произведений ее представителей, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие конфликта, тип нового героя, реалистические и натуралистические тенденции (анализ 1 работа).

В условиях первой революционной ситуации 1859-1861 гг. складывалось своеобразное направление демократической фантастики, представленное плеядой разночинцев-писателей — Н. Г. Помяловским, В. А. Слепцовым, Г. И. Успенским и другими. Их обычно называют писателями-шестидесятниками.

Начало рассматриваемой беллетристике положил Н. Успенский, затем последовали произведения Помяловского, Решетникова, Левитова, Ч. Успенский. Большинство своих работ они публиковали на страницах «Современника» и «Отечественных записок», «Русского слова» и «Дела». Художественное наследие каждого из них, безусловно, имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Некоторые из этих черт были точно определены М. Горьким, когда он говорил о дрожи «гнева и отвращения» в гл. Успенский, о «пьяной», «многословной лирике» Левитова, когда он назвал Н. Успенского «озлобленным и грубым «натуралистом»», Слепцова «осторожным и скромным скептиком», Решетникова «угрюмым», а Помяловского «талантливым и суровым реалистом» «.

Индивидуальные черты выражаются у рассматриваемых писателей-фантастов и во многом другом. Ядовитая ирония и беспощадная, суровая сатира Слепцова Глубокий психологический анализ Помяловского, слитый с искренним лиризмом. Молодой Ч. Успенский выделялся в рассматриваемой плеяде своим «физиологическим натурализмом», веселым, задорным юмором, который, однако, постепенно уступал место грустному и заунывному юмору. Решетников, как и некоторые другие писатели-шестидесятники, иногда воспринимался в отечественной и зарубежной критике как писатель-натуралист, предшественник Золя.

Темы, герои и литературные жанры каждого из демократических писателей оригинальны. Они обогатили арену реализма, расширили «настоящую правду» и на этой основе создали новые жанровые образования прозы, новый тип повествования.

Шестидесятники создали особое направление или школу в русском критическом реализме. Они остро и воинственно осознавали свою оппозицию либерализму, благородной литературе и эстетике. В их произведениях есть прямые, а иногда и довольно едкие иронические замечания в адрес «старой дворянской литературной церкви».

Писатели-демократы по своему наследию в целом изображали жизнь не только с точки зрения ее противоречия стремлениям человеческой природы. Такое рассмотрение дополнялось их признанием того, что жертвы этого противостояния начинают осознавать никчемность окружающей среды, начинают вырабатывать активное отношение к действительности, что привело к созреванию революционных убеждений. Художественная литература демократов, обобщая опыт народной жизни и народного самосознания пореформенного периода, давала обширный и поучительный материал для тех, кто стремился понять народ, пробудить и привить в нем инициативу.

Слепцов в «Тяжелом времени» (1865) создал образ разночинца-революционера (рязанова) в помещичьей среде, но близкого к народу и черпающего опору своим поведением в народной жизни, материал для своих критических идей.

На первый взгляд сюжет романа Слепцова «Лихие времена» кажется традиционным: передовой человек, революционер пробуждает героиню, освобождает ее от социальных иллюзий и ведет к разрыву с семьей, со всей средой, в которой она жила . Но любовь — не та сила, которая вдохновляет Марию Николаевну на поиски новых путей в жизни. Поэтому сюжет романа не ограничивается узким кругом семьи, изображением определенных достоинств и недостатков участников конфликта. Романист Слепцов связан с тургеневской традицией («Рудин», «Накануне»), и в то же время он трансформирует структуру тургеневского романа, создает свою концепцию жизни и персонажей. Романист раскрывает отношения между Рязановым, Щетининым и Марией Николаевной на основе практики народной жизни. Автор включает в роман острые, глубоко значимые сцены, диалоги из народной жизни. Революционер Рязанов, с одной стороны, «ведет» Марию Николаевну по жизни крестьян, а с другой стороны, сбрасывает все покровы с грубо-эгоистического, кулацко-помещичьего отношения Щетинина к крестьянам. «Просветление» Марии Николаевны возникает не под влиянием чувства любви (так строил свои сюжеты Тургенев), а под влиянием настоящей школы крестьянской жизни и беспощадной пропаганды Рязанова. В развитии сюжета «Тяжелого времени» происходит постепенное усиление этой пропаганды и картины крестьянской жизни становятся все более социально заостренными, обнаженными. В зависимости от этого протекает духовная жизнь Марии Николаевны, разворачивается история ее взаимоотношений с мужем, с Рязановым, с крестьянами. Так появился ярко выраженный социально-психологический и политический роман Слепцова.

Печальна судьба революционера Рязанова, одинокого и бездомного в условиях спада революционной волны. Он и сейчас остается верен своим идеалам революционера, демократа. Он говорит, что человеку, осознавшему абсурдность жизни, неспособному прожить эту жизнь, необходимо «изобрести, создать новую жизнь». Но он не умеет бороться за эту новую жизнь в условиях реакции. В словах озлобленного Рязанова чувствуется и драматическая безысходность, и отчаяние. Он не знает, что делать, прежде чем жизнь будет воссоздана.

«Записки охотника», которые мы разберем, вовсе не книга об охоте, а, как говорил сам Тургенев, «о русском народе, самом странном и удивительном народе, какой есть в… мир.»

В 1852 году «Записки…» попали к читателю и сразу стало ясно, что их появление совсем не радует начальство. Цензор, допустивший публикацию книги, был немедленно освобожден от занимаемой должности. Но зато у не подвергшихся доносу властей читателей как в России, так и за границей (после 1854 г.) книга вызвала глубочайший интерес. Почему реакции были такими разными? Почему власти так боялись тургеневских «Записок охотника»?

Ответ находим в словах критика В. Белинского. Он точно заметил, что Иван Сергеевич «пришел» к народу «с такой стороны, с которой до него никто не приходил».

Открыл новую Россию

Это означало, что он открыл читателю новую Россию, которую никто не знал. Тургенев увидел и показал в крестьянине, задавленном крепостничеством, человека. Уже в первом рассказе «Охотничьих записок» Хорь и Калиныч он многозначительно заметил: «Калиныч был человек…» И что примечательно, Тургенев не только описывает крестьянский народ — это было сделано до него — он успел посмотреть в душу своих героев. И оказалось, что все они очень разные люди и каждый, несмотря на общую долю крепостных, имеет неповторимую душу.

Тургенев любит своих героев. Но его любовь не слепа. Он хорошо видит, как захватывающая дух песня («Певцы») превращается в обычную пьянку, видит, как мужики воруют, как не хотят работать, как всегда ждут подачек, как готовы расправиться с теми, которые мешают, например, воровать. Они погрузились в разруху и пьянство и, похоже, не собираются оттуда выбираться.

В чем дело? Почему происходит этот распад личности? Тургенев во всем винит крепостничество. Это главное зло в обществе. И развращает не только крестьян, уже привыкших не принадлежать себе, но и их господ.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что император Александр II («Освободитель») приветствовал «Записки охотника». В 1864 г. И. Тургенев был приглашен на празднование третьей годовщины отмены крепостного права. В официальной речи прямо говорилось, что о влиянии на свое решение об отмене крепостного права государь лично заявил в тургеневских «Записках охотника».

«Книга любви»

Писатель Б. Зайцев — автор книги «Жизнь Тургенева» — назвал «Записки охотника» «книгой любви». Как оно есть. Иван Сергеевич писал о любви к Родине — ее лугам, лесам, полям, земле и небу, человеку, которого он любит, сожалеет и желает ему лучшей жизни. Писатель очень надеялся, что читатели почувствуют его любовь к родному краю. И они чувствовали. Сохранилось воспоминание художника Д. Бенуа о его настроении перед эмиграцией из России: «Накануне мучительной разлуки с родиной я благодаря Тургеневу увидел все это вновь…»

Как ни странно, но «Записки охотника» написаны далеко от родины, за границей. Более того, Тургенев считал, что ничего подобного он не мог написать дома. В книге мало охоты, но много человеческого.

Этот сборник, который при жизни писателя переиздавался около 120 раз, состоит из 25 произведений. Кстати, название «Записки охотника» принадлежит писателю И. Панаеву, опубликовавшему в 1847 году первый рассказ Ивана Сергеевича.

Основные черты тургеневских «Записок охотника» :

  • лирические рассказы с элементами социальной сатиры;
  • место действия сельская Россия;
  • главный герой «Записок…» — крестьянство;
  • через образ охотника-рассказчика;
  • поэтический образ природы;
  • антикрепостническая идея;
  • патриотическая тема как основная.

 

«Первая любовь Тургенева» — Нравственные вопросы и язык И. С. Рассказ Тургенева «Первая любовь». ЯВЛЯЕТСЯ. Тургенев Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Молния не прекращалась ни на мгновение; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Обратившись к «толковому словарю», найдите толкование выражения «воробьиная ночь». Повторение синтаксиса сложноподчиненного предложения.

«Тургеневские отцы и дети» — Николай Петрович Кирсанов. 4 группа. Василий Иванович Базаров. 3-я группа. А. Панаева. Ю.В. Лебедев. Учитель русского языка и литературы. «Отцы и дети», пожалуй, самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Собрать информацию о Евгении Базарове. 2 группа. Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Аркадий, Кукшина и Ситников.

«И.С.Тургенева Ася» — Рисунки к рассказу: (Мичуков М., Морозова Н.). Социологи (количество пейзажей в рассказе). Социологи Кто виноват в разделении героев? Так и развивался сюжет повести…». Сильные чувства у героев часто сопровождаются музыкой (главы 1,2,9,19). Рисунки к рассказу. Памятники И. С. Тургенев. Значение имени. Анна – «изящество», «красивость», Анастасия – «снова рожденная».

«Бирюк Тургенев» — Основная тема и идея «Записок охотника». Пейзаж в рассказе «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Что такое ПОРТРЕТ? В чем КОНФЛИКТ рассказа «Бирюк»? Дождь лил ручьями. Что такое ЛАНДШАФТ? В чем причины замкнутости и мрачности Бирюка? Что такое ИНТЕРЬЕР? Писательское мастерство.

«Урок Муму» — Технические средства: с использованием Mmd-презентации; использование аудиозаписи. Общий вывод. Группа исследователей под руководством к.т.н., доц. Т.Г. Бучугина. Как я стал учителем… 1994 – 2002 обучение в Старомайнской средней школе № 1. 2004 – 2009 обучение на филологическом факультете УлГПУ. Итог урока.

«Сказка об Асе Тургеневой» — Эта мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Цель: Познакомиться с типом «тургеневской девушки». Знакомство с романом позволяет с уверенностью сказать, что Наталья Ласунская — типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная, умная не по годам, с богатым внутренним миром, а главное, способная на большие и искренние чувства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *