4 марта 1818 года был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
- Информация о материале
- Опубликовано: 04 марта 2022
- Просмотров: 8100
Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.
Памятник, созданный русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835) в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году, был торжественно открыт на Красной площади в Москве 20 февраля (4 марта – по н. ст.) 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за её пределами, и сейчас он является одной из главных визитных карточек столицы.
Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавившие в начале XVII века освободительное движение русского народа против иноземных захватчиков, для последующих поколений стали символами борьбы за национальную независимость.
Работа над памятником началась в самый разгар наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войны 1812 года, в период особого подъёма патриотического настроения в обществе. Поэтому монумент воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне.
Идея создания монумента, посвящённого Минину и Пожарскому, впервые возникла в 1803 году у членов прогрессивного «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», одним из которых был И.П. Мартос. К 1804 году скульптор уже разработал программу будущего памятника, а через некоторое время была выполнена и первая скульптурная модель, известная по гравюре. Однако из-за загруженности И.П. Мартоса срочными работами по украшению Казанского собора исполнение монумента было на время приостановлено.
В 1808 году мысль об увековечении подвига народных героев возникла вновь – у жителей Нижнего Новгорода, родного города «гражданина Минина».
Мартос Иван Петрович (1754-1835).
1 января 1809 года была открыта подписка «на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт-ректора Академии художеств статского советника Мартоса». Во все губернии Российской империи рассылались выгравированные рисунки монумента (представлены на выставке). В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, «которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина», а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск.
Следующим этапом в создании памятника должна была стать его отливка из бронзы. Для этой ответственной работы Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить группу, состоящую из двух колоссальных фигур, круглого щита, плинта и двух барельефов (на пьедестал). По окончании всех подготовительных работ 5 августа 1816 года в присутствии многочисленных зрителей в литейной мастерской Императорской Академии художеств свершилась отливка скульптурной группы. Отливка колоссальной скульптурной группы высотой 4,5 метра по выплавляемой восковой модели за один приём была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.
Постамент памятника был изготовлен известным каменотёсом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768 – после 1840-го) из трёх монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.
21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт-Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с неподдельным интересом, но особенно торжественно его приняли в Нижнем Новгороде. 3 сентября части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на Москве-реке.
Барельефы обелиска Минину и Пожарскому
В то же время была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», и принято окончательное решение «поставить монумент на Красной площади». Конкретное место определил Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей, в присутствии императора Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича состоялось торжественное открытие памятника. Перед только что открытым монументом прошёл грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».
На фото: Памятник Минину и Пожарскому
Летом 1931 года монумент, ставший помехой для проведения демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея.
На фото: Перестановка памятника Минину и Пожарскому
На основании материала на сайте Государственного исторического музея.
Десять самых важных открытий археологического сезона–2019: от палеолита до 1812 года
Николай Макаров: «Камням больше доверия, чем текстам»
Как начиналась Северо-Восточная Русь: изучены села с тысячелетней историей
- Памятные даты в истории
- Памятник Минину и Пожарскому
- День в истории
4 марта
Он увековечил Минина и Пожарского / Культура
К 260-летию скульптора И. П. Мартоса, автора знаменитого памятника на Красной площади
Анна Минакова
04.11.2014
В нашей истории есть личности, чьи имена не обладают широкой известностью, но творения — хорошо знакомы каждому. В этом году исполняется 260 лет со дня рождения Ивана Петровича Мартоса, русского скульптора, автора знаменитого памятника Минину и Пожарскому.
За свою продолжительную творческую жизнь выдающийся скульптор был удостоен чести создать памятники трех императоров — Павла I, Александра I и Николая I. Цари доверяли ему самые ответственные работы по увековечению знаменательных событий из истории Государства Российского.
Точная дата рождения И. Мартоса была утрачена, но есть прямой смысл почтить память художника в День народного единства и одоления Смуты.
В пояснительной записке о новом празднике указано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Помним, что День народного единства — это возрожденный государственный праздник, учрежденный в 1649 г. указом царя Алексея Михайловича, по которому церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного. Многовековая традиция пресеклась с приходом в ХХ в. безбожной власти. Критичные умы задаются вопросом: не является ли возрожденный праздник надуманным, приживется ли новая, точнее, хорошо забытая старая традиция в нашем нынешнем обществе, в общем-то, столь разрозненном?
В самом деле, в страшные годины Смуты, когда стоял вопрос утраты Русской государственности, вольно было «единяться» князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому с нижегородским земским старостой Кузьмой Мининым… Как гласит знаменитая надпись на прославленном памятнике скульптора Мартоса на Красной площади, выбитая золотистыми буквами по красному граниту: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Памятник планировалось сначала установить в Нижнем Новгороде, где они собирали ополчение, но потом, по размышлении, решилось, что самое место памятнику — в сердце России, во спасенной ими Москве!
Без их патриотической воли, без самоотрешенной любви к Отечеству, быть может, и Отечества-то нашего не было бы, всё бы, включая Москву, «сожрали лях да литвин», да правили бы тут по сей день Лжедмитрий за Лжедмитрием.
* * *
Иван Петрович Мартос родился в 1754 г. в местечке Ичня, что на реке Иченька в Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. В десятилетнем возрасте был отправлен на учебу в только что открывшуюся Императорскую академию художеств в Петербурге. В классах скульптуры французских специалистов Луи Роллана и Никола Жилле будущий ваятель приобретал навыки и оттачивал мастерство. Окончив курс с малой золотой медалью в 1773 г., Мартос отправился в Италию, где провел пять лет. Часы, проведенные в мастерских итальянских мастеров, сыграли важную роль в становлении творческого стиля И. Мартоса.
Вернувшись из заграничной поездки в 1779 г., он отправился в родную Академию и был принят на должность преподавателя ваяния. Скульптор долгие годы не оставлял педагогическую деятельность, в 1794 г. стал старшим профессором, в 1814 г. — ректором, а в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры.
Почти двадцать лет художник создавал преимущественно надгробия — как барельефы, так и круглые скульптуры. Тонкие и проникновенные работы мастера, выполненные в античных традициях, принесли ему широкую известность. Его скульптуры становились шедеврами. Среди них наиболее известны надгробия С.С. Волконской, М.П. Собакиной, Е.С. Куракиной, Е.И. Гагариной, императору Павлу I и «Памятник родителям» в Павловске.
Молва твердила, что Мартос «заставил мрамор плакать».
Современники уверяли, что Иван Петрович был добрым, сердечным человеком, охотно принимал гостей и не менее охотно занимался благотворительностью. Его дом всегда был полон родственников, которых участливый скульптор готов был «взять под свое крыло», пригреть и обустроить.
Существуют и истории, разной меры достоверности, связанные с личной жизнью скульптора. Мартос был женат дважды. В первый раз — на красавице, дворянке Матрене, фамилия которой неизвестна. Она умерла, оставив вдовцу восьмерых детей.
О человеческих качествах скульптора свидетельствует и такой факт: даже когда мастер овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота, дворянка Авдотья Спиридонова. Однажды Мартос стал свидетелем случая, когда одна из его дочерей дала Авдотье пощечину. Несправедливо обиженная решила уйти из дома Мартосов и устроиться гувернанткой, чтобы не обременять хозяев. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так — неожиданно для родни и даже для самого себя, будучи уже немолодым человеком, Мартос женился во второй раз. Очевидцы рассказывали, и, видимо, это произвело на них особое впечатление, что с тех пор дети Ивана Петровича и их мачеха постоянно жили во взаимном уважении.
В начале XIX в. И. Мартосу посчастливилось принять участие в создании монументального Казанского собора в Петербурге. Скульптор изваял статую Иоанна Крестителя, фигуры евангелистов и огромный многофигурный барельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне», который украшает аттик восточного крыла выступающей колоннады собора. По мнению специалистов, «превосходное понимание Мартосом архитектуры и закономерностей декоративного рельефа в полной мере проявилось в этой работе. Большая протяженность композиции требовала мастерства в группировке и построении фигур. Обессиленные, страждущие от нестерпимой жажды люди тянутся к воде, причем скульптор показывает своих героев не как единообразную безликую массу, а изображает их в конкретных положениях, наделяет образы той необходимой степенью правды, которая впечатляет зрителя и делает для него понятным замысел художника».
В 1805 г. И. Мартос был избран почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». На тот момент он был уже широко известен и признан.
Судьбоносным для скульптора стало одно из собраний общества, на котором было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве.
В 1808 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие крупнейшие русские скульпторы — В. Демут-Малиновский, С. Пименов, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.
И. Мартос для работы над памятником сформулировал своеобразную программу: «…Наше Отечество воздвигает немало памятников таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию. Кто из прославленных героев древности превзошел мужеством Минина и Пожарского? Петр Великий посетил могилу Минина и воздал должное праху сего великого мужа, назвав его освободителем Руси. В то злосчастное время, когда вероломные поляки вторглись в пределы российского государства и даже завладели самим Кремлем, когда все старания освободить страну от этого позорного ига оставались тщетными и все силы были скованы успехами иноземных насильников, тогда Козьма Минин возымел великое намерение спасти Отечество на самом краю гибели. Он преодолел все препятствия, пожертвовал всем своим достоянием на общее благо, могучим призывом своего сердца поднял упавший дух своих сограждан, с живостью изобразил им бедствия Отечества и своим неотразимым примером воспламенил во всех мужественную жажду освобождения. Быстро стали стекаться пожертвования, все охотно жертвовали всем, вплоть до одежды, чтобы только поскорее противопоставить наглому врагу свое войско. Тогда снова подняла свою голову поникшая Русь, сыны ее проснулись после долгого оцепенения, со всех сторон стали собираться воины, чтобы пасть славной смертью за Отечество, и во главе этого бесстрашного воинства Минин поставил Пожарского. Дмитрий Пожарский, еще покрытый ранами, которые он незадолго перед тем получил в бою с поляками и мятежниками, забыл свою немощь, подавил свои телесные страдания силою своего геройского духа, встал во главе сограждан, которые со всех сторон стеклись в его войско, двинулся на Москву, побил врага, вырвал из его окровавленных рук свое несчастное Отечество…».
Пресса очень живо откликнулась на проект Мартоса, известные журналы публиковали восторженные отзывы. «Но гений Мартоса, всех счастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил памятник Спасителям России. Проект его удостоен Высочайшего одобрения», — писало издание «Сын Отечества».
А в журнале «Лицей» были приведены следующие рассуждения: «Природа, повинуясь Всевышнему и не взирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве. Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; однако избранный его сосуд был Минин, так сказать русский плебей… Здесь он был первою действующей силой, а Пожарский был только орудием его Гения».
Когда был издан Императорский указ о сборе средств для возведения памятника, по стране рассылались гравюры с изображением проекта, «дабы оный был известен всем россиянам».
Нужную сумму удалось собрать только к 1812 г., «когда предлежала великая работа вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию».
Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского — в знак их единомыслия — и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».
Специалисты обращают внимание на то, как приверженец античных традиций И. Мартос смог посредством классической эстетики, на образцах которой он был воспитан, воссоздать русские образы. На щите Пожарского изображен Спас. А в античной тунике Минина просматриваются черты русской рубахи.
На постаменте памятника размещены два барельефа — «изгнание поляков» и «нижегородские граждане». Исследователи склонны считать, что на лицевой стороне барельефа среди мужских фигур можно отыскать и самого Мартоса с двумя сыновьями. Сын скульптора в 1812 г. сражался в армии Кутузова. А любимый ученик Мартоса С.И. Гальберг, лепивший мужскую голову, придал ей портретные черты своего учителя. sexedate.ch escort geneve
Открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 г. и имело широчайший общественный резонанс:
«Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».
Известно, что А.С. Пушкин критично отнесся к формулировке, сделанной автором изваяния над барельефом: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского».
Александру Сергеевичу, ревнителю отечественной истории, трудно отказать в исчерпывающей и необходимой нам правоте; однако за две сотни лет мы привыкли к надписи, сделанной автором бессмертного монумента, и она для нас уже канонична. С удовольствием перечитаем ее: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Эта формула, «благодарная Россия», аукается в веках. Она повторена и на памятнике Д. Пожарскому перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля (1955 г., автор народный художник СССР и Белоруссии З. И. Азгур), и на памятнике скульптора В. Клыкова святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу, установленном в Москве в 1992 г. на Лубянском проезде, недалеко от Славянской площади. Следует внимательно поискать ее и на других монументах.
Мартос занимался мемориальной пластикой на протяжении всей жизни, однако с годами в его творчестве стала доминировать общественно-декоративная скульптура.
Наряду с прославленным памятником Минину и Пожарскому, мастеру принадлежат также памятники М.В. Ломоносову в Архангельске, герцогу де Ришелье в Одессе и другие.
Памятник де Ришелье считается одним из лучших произведений позднего периода творчества Мартоса. Памятник, заказанный городом, чтобы «почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края», уже почти два столетия является «любимцем» одесситов. Скульптор изобразил Ришелье в образе римлянина — в длинной тоге и лавровом венке, он стоит на высоком пьедестале с изображением аллегорических фигур Правосудия, Торговли и Земледелия.
Скончался Иван Петрович Мартос в Петербурге 17 апреля 1835 г. и был захоронен на Лазаревском кладбище.
В 2005 г. в Нижнем Новгороде у Нижегородского кремля, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи установлена точная, но немного уменьшенная скульптором З. Церетели копия московского памятника Минину и Пожарскому — в честь возрожденного в 2005 г. праздника Дня народного единства.
Специально для Столетия
В Москве открыт памятник Минину и Пожарскому
20 февраля (4 марта) 1818 года в Москве состоялось торжественное открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (скульптор Иван Петрович Мартос, литейщик Василий Петрович Екимов ).
Памятник установлен в честь событий 1612 года, когда объединенное народное ополчение под руководством нижегородского старшины Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских захватчиков.
В начале 1803 г. просветительская организация «Вольное общество любителей словесности, науки и художеств» призвала «общество составить проект постройки памятника Пожарскому, Минину и Гермогену» для Москвы на средства горожан «добровольные пожертвования».
В 1808 году «Проект памятника Минину и Пожарскому» И. П. Мартоса получил высочайшее одобрение.
Во всех губерниях России с января 1809 года начался сбор ‘на сооружение памятника Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе младшего ученого ассистента Академии художеств, статского советника Мартоса . Гравюры с утвержденным замыслом были разосланы по всей России, «чтобы знали все русские люди».
К 1811 г. сборы достигли 136 000 руб. Было принято решение установить памятник на Красной площади в Москве и обелиск в Нижнем Новгороде. Изначально предполагалось установить памятник к 200 годовщине героических событий, но Отечественная война 1812 года затронула все сферы жизни и значительно замедлила этот процесс. Большая модель памятника была закончена только в 1815 году, и Мартос показал ее публике. Другим знаменательным событием стала перевозка памятника водным путем из Санкт-Петербурга (где он был отлит художником В. П. Екимовым) в Москву через Нижний Новгород, продолжавшаяся с 21 мая 99 г. 0013 st to 6 сентября th 1817.
Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля (4 марта) 1818 года. Памятник установлен посреди Красной площади перед ряды лавок. «На торжественной церемонии было большое стечение народа; все скамейки, крыши торговых рядов, скамейки, поставленные специально для дворян у кремлевской стены, и кремлевские башни тоже были усеяны людьми, жаждущими этого нового необыкновенного зрелища».
Памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве, воздвигнутым в честь национальных героев, а не царя. Скульптор изобразил героев в тот момент, когда Кузьма Минин, указывая этой рукой на Москву, дает древний меч князю Пожарскому и призывает его возглавить русское войско. Прислонившись к щиту, приподнимается с ложа раненый воевода, символ пробуждения народного сознания в трудную для Отечества минуту. На лицевой стороне пьедестала позолочено: «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». 1818 год».
В 1930-е годы в связи с реконструкцией Красной площади памятник Минину и Пожарскому был перенесен со своего места ближе к собору Василия Блаженного, где и находится до сих пор.
По материалам Президентской библиотеки:
Историческое описание памятника, установленного гражданину Минину и князю Пожарскому в г. Москве: С дополнением поименного списка лиц, пожертвовавших деньги по всем частям России на постройку этого памятника / Издано по приказу МВД. — С.Петербург: В типографии Императорского Воспитательного Дома, 1818;
Москва. Красная площадь и памятник Минину [Изоматериал] = Москва. Красная площадь и памятник Минину : [фото]. — [Москва: Photoglob Zurich AG, 1890-1900].
Памятник Минину и Пожарскому описание и фото — Россия — Москва: Москва
Памятник Минину и Пожарскому описание и фото — Россия — Москва: Москва. Фото и описаниеСкульптурный памятник в честь предводителей народного ополчения, положивших конец Смуте в России в начале XVII века, пользуется постоянным вниманием гостей российской столицы. Это , посвященный «гражданину Минину и князю Пожарскому» , о чем напоминает надпись на постаменте. Памятник установлен рядом с собором Василия Блаженного на Красной площади. История создания памятника В 1802 году студенты Петербургской Академии художеств получили задание на историческую тему. Им было предложено набросать эскиз проекта мемориала в честь подвига народных ополченцев во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородским головой Кузьмой Мининым . Через год идея возведения памятника была высказана и на собрании весьма авторитетного Вольного общества любителей словесности, наук и искусств. Однако император ее не поддержал. Макет памятника был подарен в 1804 году адъюнкт-ректором Академии художеств . Проявив собственную инициативу, Иван Мартос уже в первой версии глубоко отразил основной посыл, которым была роль Минина и Пожарского в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков. Несмотря на отсутствие царской поддержки, жители Нижнего Новгорода начали сбор средств, и к 1808 году необходимая сумма была готова. Теперь Александр I поддержал прошение новгородцев и объявил конкурс на лучший проект. Работа Мартоса победила, и монарх приказал установить будущий памятник в Нижнем. Скульптор отстоял свою точку зрения и добился разрешения на возведение скульптурной композиции в столице, где происходили основные события Второго Народного Ополчения. В 1811 году собранная сумма превысила 135 тысяч рублей, и Комитет Министров Российской империи дал добро на сооружение памятника в Москве. Семь важных лет в жизни Ивана МартосаПосле утверждения проекта в жизни Мартоса начался очень важный этап. Скульптору предстояло воплотить в жизнь значительное монументальное произведение, которое должно было стать символом всего героического и патриотического, что было и есть в русском народе. В конце 1811 года Иван Мартос приступил к проекту, приступив к созданию малой модели будущего памятника . Начавшаяся вскоре Отечественная война 1812 года не остановила художника. В работе ему помогали сыновья, которые позировали для создания фигур предводителей ополчения, и скульптор Иван Тимофеев, взявший на себя всю тяжелую и черновую работу. В результате и маленькие, и большие модели были представлены публике в 1815 году. Затем формы с них сняли, а отливку поручили литейному мастеру Василий Екимов служивший в Академии художеств. В своей работе Екимов использовал новые технологии и процесс производства выглядел очень эффектно: — Один из первых мастеров своего уровня, Екимов начал отливать цельные фигуры. Раньше такие большие монументальные фрагменты изготавливались по частям, а потом собирались. — Перед отливкой будущих скульптур для покрытия восковых заготовок использовалась смесь пива и кирпичной крошки. Процесс повторяли 45 раз, используя для сушки натуральные перья. — Для приготовления нужного состава, из которого предполагалось отливать фигурки, непрерывно поддерживался огонь в 16 печах. За 10 часов в них было выплавлено 13 тонн меди, 120 кг олова и более 700 кг цинка. — Процесс литья занял всего 9 минут. 5 августа 1816 года обе фигуры в составе единой композиции были отлиты одновременно. Автор памятника уделил много внимания постаменту будущего памятника . Мартос нашел подходящий гранит в Выборгской губернии. Скульптор поручил Самсону Суханову изготовить гранитные блоки для постамента. Работы были завершены в мае 1817 года, и памятник должен был быть перевезен в Москву. Создатели выбрали водный путь и пронесли будущий памятник по Неве, Онежскому озеру, Шексне и Волге. В Нижнем его торжественно встретили земляки Кузьмы Минина, а затем благословили на последний этап пути — по Оке и Москве-реке. 2 сентября 1817 года памятник прибыл к стенам Московского Кремля и начались работы по его установке в самом центре столицы. Символ русского духа Памятник возводили около полугода. Изначально планировалось поставить его у Тверской Заставы на площади, где сегодня находится Белорусский вокзал. Но Мартос был убежден, что памятник должен стоять в самом сердце Отечества. Он добился реализации собственной идеи, и скульптурная композиция разместилась на Красной площади перед Верхними торговыми рядами . Празднование открытия состоялось 20 февраля 1818 и было очень пышным. Стены и башни Кремля едва вместили всю городскую публику, желающую посмотреть на церемонию. Мероприятие сопровождалось специально написанной ораторией композитора Дегтярева, а особую торжественность происходящему придавали приглашенные из Петербурга сводные гвардейские полки. Императорская семья присутствовала на Красной площади в полном составе. Общественность широко комментировала новый памятник, и почти все отзывы о работе Ивана Мартоса были восторженными. Скульптурную композицию на Красной площади называли символом русской непобедимости, а имена героев, по словам Белинского, теперь не могли исчезнуть «в океане вечности». Важные детали Они возлагают их на символический алтарь Отечества в надежде, что их ценности помогут спасти родину от рук иноземных захватчиков. Обратная сторона пьедестала посвящена победе народного ополчения . Высота скульптурной группы 4,5 м, постамента около 3,7 м. Копии памятника в других городах РоссииНижегородцы таки получили своих Минина и Пожарского. Историческая справедливость была восстановлена в 2005 году, когда в городе была открыта копия столичного монумента. Его автор — Зураб Церетели , а новгородская реплика отличается от оригинала лишь пятисантиметровой разницей в высоте и меньшей массой. Памятник установлен у подножия холма в центре Посада перед церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно на этом месте в 1611 году Кузьма Минин призвал народ собрать ополчение и освободить русскую землю от захватчиков. Уменьшенная копия памятника украшает музей в Таганроге. В процессе реализации собственной идеи в начале 19 века это сделал автор памятника Иван Мартос. Бронзовые каминные часы, украшающие Георгиевский зал Кремля, также повторяют тему памятника руководителям народного ополчения 1612 года. г. Ирмино . Выбор места для памятника кажется очень странным, но его легко объясняют представители Международного гуманитарного автопробега «Большая Россия». На одной из шахт под городом в 1935 году зародилось стахановское движение, и участники митинга решили отметить этот исторический факт, подарив городу Минина и Пожарского. Интересные фактыГиды Москвы рассказывают гостям столицы не только историю создания памятника, но и много интересных подробностей и фактов: — В образе отца, отдающего сыновей в ополчение, автор изобразил себя и своих детей . Их фигуры видны на фоне барельефа с левой стороны пьедестала. Профильный портрет выполнен учеником Ивана Мартоса Самуилом Гальбергом. Один из сыновей Мартоса участвовал в Отечественной войне 1812 года, а второй погиб во Франции. — Памятник Минину и Пожарскому появился на российских почтовых марках более одного раза. |