Хронология монархия в россии: Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний великих князей российских, царей, императоров и их пресветлейших супруг и детей; их правления, силы и славы, различных войн и междуусобных раздоров до введения монархическаго самодержавия, бун

Хронология обрушения монархической легитимности в 1917 году – Русская истина

РI: «Русская Idea» начинает публикацию материалов первого круглого стола из цикла мероприятий нашего сайта и фонда ИСЭПИ, посвященных столетнему юбилею 1917 года. Круглый стол прошел 6 февраля 2017 года и был посвящен теме «Прерванная легитимность: от отречения Николая II до разгона Учредительного собрания». Ниже публикуется выступление основного докладчика – нашего постоянного автора, историка Федора Гайды. Федор Александрович обозначил основные вехи в истории обрушения легитимности монархической власти, рассказал о возникших в ходе Февральской революции двух конкурирующих проектах легитимности революционной и предложил свой вариант ответа на вопрос о том, когда же именно Россия перестала быть монархией – после отречения Николая II, после отказа Михаила Александровича от престола, в момент объявления России республикой (1 сентября 1917 года) или же в момент разгона Учредительного собрания в январе 1918 года.

***

Монархическая легитимность, как мне представляется, характеризуется персонификацией власти в лице монарха. Причем, эта персонификация имеет наследственный характер. В лице монарха воплощается идея государственного суверенитета или, как в России с XV века это называли, самодержавия. «Самодержавие» — это и калька с греческого «автократия», и аналог латинского понятия «суверенитет».

Самодержавие первоначально понималось как независимость внешнего характера: само это понятие возникает в связи с избавлением от зависимости от татар. Однако постепенно «самодержавие» начинает восприниматься и как независимость монарха внутри государства, то есть его суверенитет от собственных подданных.

Как известно, с петровских времен монарх определялся как самодержавный и неограниченный. Вплоть до Основных государственных законов 1906 года, в которых понятие «неограниченный» отсутствует, но понятие «самодержавный» остается. В общем-то, понятно, почему Манифестом 17 октября 1905 года, вызванном революцией, монарх вынужден был разделить высшую законодательную власть с Государственной думой и, как потом выяснилось, с Государственным советом. Перестав, тем самым, быть монархом неограниченным.

С точки зрения либералов того времени, понятие «самодержавный» сохранилось в законодательстве как некий атавизм, ничего не значащий. Но, как показала последующая практика, с точки зрения консерваторов это было не совсем так. Ведь Манифест 3 июня 1907 года от имени монарха (написан он был, судя по всему, Петром Аркадьевичем Столыпиным) объявлял, что, несмотря на Основные государственные законы, в частности, несмотря на то, что монарх не может менять избирательный закон без согласования с законодательными палатами, он, тем не менее, его меняет. Потому что Государственная дума не оправдала его надежд. Иными словами, Манифест 3 июня 1907 года показывал, что под «самодержавием» понимаются некие надзаконные права монарха, которые вступают в силу, если подданные не оправдывают его доверия. Монарх, таким образом, в своем лице сохранял высший государственный суверенитет.

Однако самодержавность монарха – и по закону, и на практике, пусть он и разделял законодательную власть с палатами – не означала, что он не имел никаких обязанностей. Обязанности у него не только были, но и прописывались в законодательстве. В частности, монарх не имел права поменять веру. Господствовавшую в Российской империи православную веру император, по закону, обязан был оберегать. Он должен был соблюдать «Закон о престолонаследии», то есть он должен был обязательно назначить себе наследника, и этот наследник должен был быть всем известен. При этом наследник при наличии ему замены имел право отказаться: он мог заявить, что не хочет принимать право престолонаследия, тогда это право в законном порядке переходило кому-то ещё. Важная деталь – отказаться от права престолонаследия можно было только до принятия на себя престола. После вступления на престол отказаться от статуса монарха было уже невозможно. Закон предусматривал только единственный способ прекращения полномочий монарха — его кончину. Закон не предусматривал отречения. И, собственно, с XV века случаев добровольного отречения от престола в России не было: на престоле оказывался новый монарх либо в результате естественной кончины предыдущего, либо в результате насильственных действий — других вариантов нет. В данном контексте иногда вспоминается казус с Константином Павловичем, но, как известно, он отказался от прав на престол ещё до вступления на него, и когда ему начали присягать — это была ошибка, вызванная особыми обстоятельствами, о которых мы сейчас говорить не будем.

Что же происходит в ходе Февральской революции? Необходимость отречения Николая II и ликвидации монархии озвучивается социалистами в первую очередь, в самом начале революции. С первых её дней и даже часов социалисты заявляют о необходимости установления республики и созыва Учредительного собрания. Однако, как известно, на переговорах с либералами они снимают это условие в качестве первоочередного. Как ни дорожили социалисты требованием установления республики, всем было ясно, что даже если либералы с ним согласятся и пойдут с этим требованием добиваться у Николая II отречения, то они не достигнут цели. Если пришедшие к Николаю заявят, что хотят Учредительного собрания и республики, он не пойдет на отречение. Ведь не случайно, когда Николай II узнал, что его брат Михаил передал власть Учредительному собранию, он записал в свое дневнике: «Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость!». В голове у Николая это совершенно не укладывалось.

И хотя у либералов в отношении Учредительного собрания отсутствовала ясность – кто-то выступал за республику, а кто-то за монархию, – те люди, которые отправлялись добиваться отречения у Николая II — Александр Гучков и Василий Шульгин — знали, что в Петрограде уже доминирует республиканская идея. Даже программа Временного правительства, включавшая и созыв Учредительного собрания, согласовывалась 2 марта, причем до самого факта отречения. Иными словами, добиваясь от Николая II отречения, либералы понимали, что на этом точка не будет поставлена, что дальше придется идти ещё на какие-то уступки. Насколько, в какой степени — вопрос другой, но так или иначе перед Николаем все карты раскрывать им было нельзя.

Пожалуй, можно предположить, что Шульгин воспринимал отречение Николая как шаг в сторону спасения монархии. Но вот для Гучкова, на самом деле, Николай II уже несколько лет был личным врагом, это факт. Гучков сделал всё, чтобы лично поехать в Псков и принять отречение, смотря в глаза монарху. Да, он хотел сохранения монархии, но вряд ли сильно на это надеялся, зная о господствующих настроениях в Петрограде.

С точки зрения юридической, произошло отречение, не предусмотренное законодательством. Казалось бы, какая разница – ведь монарх самодержавный, почему он не имеет права отречься? Однако, если смотреть из юридической перспективы, Николай II сперва был бы обязан издать закон о порядке отречения, а уже потом, в соответствии с этим законом, отречься. Чтобы не создавать никаких коллизий, которые, собственно, он создал 2 марта 1917 года.

Итак, само отречение Николая уже выходило за пределы существовавшего законодательства. Затем, понятно, что нельзя отрекаться за сына. Нельзя передать престол лицу, которое лишено права престолонаследия с 1912 года. Кроме того, Михаил Александрович должен был быть заранее поставлен в известность о том, что отрекаются в его пользу. У него должны были быть право и время принять на себя право престолонаследия. Он должен был заявить: «Да, я готов быть наследником престола», или «Я не готов быть наследником престола». Далее. В тексте отречения заявлялось о том, что Государственная Дума и Государственный Совет должны установить начало правления, а Михаил Александрович должен принести присягу конституции. Принесение присяги монархом — это иной правопорядок, соответственно, выход за пределы существовавшего законодательства.

Иными словами, «Акт 2 марта» сопровождался целым рядом очень серьезных нарушений. В этом смысле совершенно неважно, как он составлен, подписан он карандашом или не подписан, оригинал это или не оригинал. Это второстепенные вещи, чисто технические. Есть вещи, гораздо более важные, сущностные.

Далее. Что собой представляет «Акт 3 марта» об отказе Михаила Александровича от престола? Важное уточнение – «Акт 3 марта» не является отречением. По сути, у этого документа нет никакого юридического статуса. Михаил не принимал на себя власть. Он просил граждан России поддержать Временное правительство и Учредительное собрание. Он не устанавливал Учредительного собрания — он просто соглашался с этой идеей. Говоря иначе, это была некая политическая декларация, которая констатировала факт победы революции. Именно поэтому Михаил — это была его инициатива — вместо слова «повелеваю» записал «прошу». Почему? Потому, что у него властных полномочий нет никаких, он на себя их не берет.

Любопытным образом, оба этих акта — и отречение Николая II, и Акт 3 марта публикуются вместе, предаются огласке одновременно, констатируя, по сути, прекращение прежнего правопорядка. С этого момента, с 3 марта, старый порядок перестал существовать. В силу окончательно вступала революция с её условной, революционной легитимностью.

Что такое революционная легитимность? По большому счету, это неприкрытое право силы. То есть в революции легитимен тот, кто обладает конкретной силой. Кто силой не обладает — тот не легитимен. Легитимность старого порядка предполагает, что закон опирается на силу, но не только – он опирается и на традицию. Но в революции никакой традиции быть не может, революция — это сила как таковая. Потом из неё возникает легитимность уже государственная, легитимность нового порядка. При этом любопытно, что законодательство как бы не предполагает возможность «революции», в нём нет такого понятия. Ему известно понятие «переворот», который, естественно, наказывается. А понятия «революция» нет, потому что государство не может наказать революцию. Если революция произошла, государство уже бессильно. Новое государство может ввести «революцию» в качестве «священного» понятия в свое законодательство, основывая на ней свою новую традицию.

Тем самым, в силу всего вышесказанного монархия перестала существовать в ходе Февральской революции. И если бы Учредительное собрание приняло решение о монархической форме правления для России, то это была бы уже другая монархия, монархия волей Учредительного собрания, а не установленная в 1613 году предыдущим «учредительным собранием» — Земским собором. Который, кстати говоря, действительно имел всероссийский характер и действительно был выборный, в отличие от Земских соборов XVI века.

Сама идея Учредительного собрания — это идея французская, идея революционная. Об учредительном собрании говорили революционные народники еще в XIX веке. Говорили об этом и радикальные либералы, говорил в конце 70-х годов XIX века Иван Петрункевич, в дальнейшем – старейший и авторитетнейший член кадетской партии. Причем Петрункевич в своей брошюре 1879 года «Очередные задачи земства», говоря об Учредительном собрании, выдвинул интересный, и, в общем-то, логичный с точки зрения либералов тезис: России нужно Учредительное собрание, но чтобы народ правильно проголосовал, нужно этот народ хорошо подготовить. Иными словами, Учредительное собрание нужно только в том случае, если на нем будут приняты решения, которые устроят либералов.

Каковы были права у Учредительного собрания? Этот вопрос требует отдельного тщательного рассмотрения. Строго говоря, Учредительное собрание могло принять любые решения и в любом объеме. Например, как представляется, ничто не мешало Учредительному собранию от имени народа принять решение о самороспуске России.

С 3 марта в России вводится народоправие, то есть демократия, то есть республика. Ведь если верховный орган власти в России – Учредительное собрание, это означает, что она является республикой. В этом контексте Декларация 1 сентября 1917 года, принятая Александром Керенским, является всего лишь политической декларацией без какой-либо юридической силы. Этот документ не был внесен в Собрание узаконений. В этой декларации говорилось следующее: Временное правительство констатирует, что в России существует республика. Тем самым, это не было введением чего-либо нового. Декларация не претендовала на какое-то новшество. Но при этом, раз Временное правительство констатирует факт наличия республики, то оно и провозглашает Россию республикой. Если и было какое-то новшество в этой декларации, то оно состояло в том, что у новой государственности появлялось название – Российская республика.

Переходя к последнему рубежу в хронологии обрушения легитимности старого, монархического порядка – разгону Учредительного собрания. Это событие с юридической точки зрения не имеет какого-то принципиального значения. Почему? На протяжении 1917 года, по большому счету, конкурируют два альтернативных проекта революционной легитимности, которые оба исходят из права силы. Один из них имеет демократический характер и связан с идеей Учредительного собрания. При этом постулируется дискриминация в избирательных правах, которых лишены представители бывшей династии, «слуги прежнего режима» и т.п.

Второй проект: революция имеет не демократический, а социалистический характер. Здесь тоже налицо дискриминация представителей правящих классов, «эксплуататоров». Но править будет не Учредительное собрание, а съезды рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Это демократия, только классовая, социалистическая.

Юридически между этими двумя проектами различий нет. Однако политические последствия от их конкуренции получились весьма серьезными. В частности, депутаты разогнанного Учредительного собрания разъехались по своим регионам и стали создавать антибольшевистские правительства. А это означало уже полный распад страны. Тем самым, конкуренция двух революционных легитимностей, исходившая из права силы, но черпавшая источник этой силы в двух разных идеях, показывает, что 1917 год был, по большому счету, временем борьбы именно идей. Именно идеи сплачивали и мобилизовывали.

У идеи монархии же не было такой мобилизующей силы. Легитимность монархической власти исчезла практически мгновенно после Февральской революции. Вершителям революции в столице, которые были представителями образованного класса, казалось, что царь ни с чем не справляется. И если его «сковырнуть», то неважно, кто будет дальше – Михаил Александрович или князь Львов, мы справимся. А потом внезапно оказалось, что основная масса населения, «народ», воспринимает всё совсем по-другому. Есть свидетельства, что, как только царя не стало, все, крестьяне в том числе, поняли – что-то глобально поменялось. Временное правительство – это не период своего рода междуцарствия. Люди поняли, что если нет царя, то царскую землю, да и вообще всё, что есть вокруг, пора делить. И начали делить уже весной. В этом смысле «Декрет о земле» ничего не решал.

Как только монархическая легитимность исчезла, моментально началась борьба за, скажем так, царское наследие. И большевикам, когда они пришли к власти, ничего не оставалось, как закрепить уже произошедший по факту передел. Хотя некоторые исследования показывают, что Декрет о земле аграрный вопрос не решил. А уже через несколько месяцев тем же самым правительством была введена продразверстка, и крестьянское счастье на этом закончилось.

История Конституции Российской Федерации | Государственная служба Чувашской Республики по делам юстиции

Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.

В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок.

Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.

Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений — разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года.

«Российская императрица-мореплаватель» Джейкоба С. Белла

  •  
  •  

 

Краткое название

Российская императрица-мореплаватель

Тип документа

Статья

Аннотация

. В повествованиях об этом периоде перемен историки склонны рассматривать столетие в двух частях: царствование Петра I (годы правления 1682–1725), который якобы отверг Россию к модернизации, и Екатерины II (годы правления 1762–1799). 6), немецкая принцесса, ставшая императрицей, которая руководила кульминацией трансформации России. Тем не менее, игнорирование почти сорокалетней истории России оказывает серьезную медвежью услугу суверенам и правительствам, которые сформировали и организовали процесс перемен. Именно императрица Анна Ивановна (р. 1730-40) остается одной из самых недооцененных и недооцененных государей промежуточного между «Великими».

Чтобы понять перемены, которые произошли в России в восемнадцатом веке, нужно понять десятилетие правления императрицы Анны и то, как она была посредником между прошлым и будущим. Моя статья о том, что Анна успешно провела курс между конкурирующими образами России: аристократическим и православным владением старых московских царей и яркой западной империей, которую представлял себе Петр Великий. Она достигла этого, обеспечив содержание реформ Петра Великого, а именно создав доход для покрытия расходов на его проекты и завершив его преобразование Санкт-Петербурга, Окна на Запад.

Кроме того, она создала новые государственные институты для культивирования российского самодержавия и подтвердила статус суверена как самодержца, сосредоточив двор вокруг суверена и используя своих личных любовников, или «фаворитов», как продолжение своей исполнительной власти. Культура, которую она сформировала, создала условия, которые способствовали успешному правлению женщин, которые последовали за ней на престол, Елизавете и Екатерине II. Правление Анны в России представляет собой конкретный пример не того, как начинать или заканчивать перемены, а скорее того, что значит усовершенствовать и выстроить процесс перемен.

На примере Анны историки могут многое узнать о роли преемственности прошлого в построении нового будущего; изменение редко бывает кульминацией и всегда является процессом. Явный разрыв Петра I с прошлым привел к тому, что его преемники отказались от его реформ, однако Анна нашла способ двигать Россию вперед, сохраняя при этом элементы ее прошлого. Таким образом, в моей статье утверждается, что Анна стала российской императрицей-мореплавательницей, задев струну между царским прошлым и имперским будущим, что позволило России превратиться в мировую державу.