Брюсов Валерий Яковлевич — хронологическая таблица, основные даты
1873 — Валерий Брюсов появился на свет в семье московских купцов. Он был первенцем, после него родятся еще четверо детей. Родители будущего поэта были образованными людьми. Мать интересовалась литературой, любила читать, знала несколько языков. Основу для семьи заложил дед по отцовскому роду. Бывший крепостной после получения вольной разбогател, стал купцом, купил дом, в котором и прошли детские годы Валерия. Дед по материнской линии был баснописцем. Упражнялся в стихосложении и отец Валерия, но его интерес к поэзии существовал на уровне увлечения, а не в качестве основного занятия.
1873-1885 — Детские годы, интерес к литературе.
Родители уделяли сыну мало внимания. С малых лет ребенок учился занимать и развлекать сам себя. Семья проповедовала атеизм и маленькому Брюсову не разрешали читать книги по религии, зато остальная литература не запрещалась. Валерий охотно читал и научные статьи, и художественную литературу. Вместо шумных игр с детьми, он выбирал книгу и уединение.
1890 — Мальчик пишет первые статьи, посвящает их французским поэтам.
1890-1893 — Учеба в мужской частной гимназии Л.И.Поливанова. Сам основатель этого учреждения оказал существенное влияние на формирование личности Брюсова.
1893 — Пишет собственное произведение «Декаденты».
1893-1899 — Обучение в Московском университете на факультете истории и филологии. Он испытывает огромный интерес к зарубежным поэтам-символистам, с творчеством которых знакомится в этот период. Уже в 20-летнем возрасте юноша уверен, что станет основоположником этого направления в России. И Брюсов не ошибся в своем прогнозе.
1894-1895 — Печатает свои стихи в сборнике «Русские символисты». В нем были изданы и стихи других поэтов, но большая часть стихотворений написана именно Брюсовым.

Выходят в печать 2 собственных сборника Брюсова под названием «Шедевры» и «Это я».
1896-1899 — Признан ключевой фигурой в развитии отечественного символизма. С этого момента он всецело посвящает себя литературе.
1897 — Женитьба поэта на французской переводчице И.Рунт, работавшей гувернанткой. Брак просуществует 24 года, но поэт не будет верен своей жене. Супруги окажутся бездетными.
1898 — Работает в одном из русских журналов, пишет статьи.
1900 — Издание сборника «Третья стража».
1903 — Брюсов работает секретарем в редакции одного из журналов.
1903 — Публикация сборника «Граду и миру».
1904 — Выходит в печать цикл произведений «Земная ось», в числе которых публикуется драма «Земля».
1905 — Портрет поэта написан Врубелем.
1909 — Издан роман «Огненный ангел», сюжет к которому придуман самой жизнью – это личные переживания Брюсова.

1910 — Брюсов пишет прозу — выходит в свет роман «Алтарь победы» и ряд критических статей автора.
1913 — Трагические события в жизни поэта. Отношения с женщиной-поэтессой Львовой оканчиваются драмой. Не перенеся разрыва, она сводит счеты с жизнью. В ее честь были написаны 2 цикла стихотворений.
1914 — Работает военным корреспондентом, принимает участие в боях. Его произведения, написанные в данный период, наполнены духом патриотизма.
1916 — Выход в печать сборника «Поэзия Армении», где отражены впечатления автора от посещения этой страны.
1917-1919 — В стране происходит революционный переворот, к власти приходят большевики. Брюсов с восторгом описывает существующие изменения.

1918 — Публикация сборника «Опыт».
1921 — Брюсов – профессор Московского университета. Он – ректор-основатель Высшего института, имеющего литературную направленность, который был основан по его инициативе. В этой должности он будет работать до самой своей кончины.
1924 — Уход из жизни выдающегося поэта и прозаика, который скончался от пневмонии. Брюсов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Хронологическая таблица жизни и творчества Брюсова
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- Известные люди
- Хронологическая таблица жизни и творчества Брюсова
1873 — Валерий Брюсов родился в образованной купеческой семье. И дед, и отец Валерия писали стихи, хотя это не было их основным занятием. Мать Брюсова знала языки, увлекалась чтением книг. Родители Валерия не были верующими, в доме не было икон и религиозной литературы. В семье было пятеро детей, Валерий — старший.
1885-1893 — Валерий учится в гимназии. К этому времени относятся первые литературные опыты будущего поэта. В Гимназии издается рукописный журнал. Валерий принимает активное участие в его создании. Валерий поэзией творчеством Некрасова и Надсона.
1893-1899 — учеба в Московском Университете (историко-филологический факультет). Он знакомится с творчеством западных представителей символизма — Бодлера, Верлена, которое произвело на него огромное впечатление.
1894-1895 — выходит сборник «Русские символисты». Большая часть произведений этого сборника написана Брюсовым, но многие — под различными псевдонимами.
1896 — издание сборника стихов Брюсова «Шедевры».
1896-1899 — Брюсов становится признанным лидерам русского символизма. Литература становится главным делом его жизни.
1898 — работа в журнале «Русский архив». Написание программных литературоведческих статей.
1890 — сборник стихов «Третья стража».
1904-1909 — Брюсов руководит изданием «Весы». Этот ежемесячный журнал — трибуна символизма.
1905 — художник М. Врубель пишет портрет Брюсова.
1907 — выходит сборник «Земная ось». В нем собраны прозаические произведения Брюсова.
1909 — напечатан роман «Огненный ангел». В основе повествования — история личных любовных переживаний поэта. Она перенесена в другую эпоху и в нее внесены элементы фантастики. Сюжет романа вдохновил композитора Сергея Прокофьева на написание одноименной оперы.
1914 — Валерий Брюсов служит военным корреспондентом. В его лирике появляются патриотические настроения.
1917
— Брюсов с энтузиазмом встретил революцию, работал во многих советских учреждениях и комитетах. По его инициативе был открыт Высший литературный институт, которым поэт руководил до конца жизни в должности ректора.Но поэзия Брюсова не была понятна и близка основной массе читателей.
1919 — вступление в ряды Коммунистической партии.
1924 — Валерий Брюсов скончался. Причиной смерти послужило воспаление легких. Поэт похоронен на Новодевичьем кладбище.
Также читают:
← Хронологическая таблица жизни и творчества Цветаевой ← Хронологическая таблица жизни и творчества Радищева↑ Известные людиХронологическая таблица жизни и творчества Гумилева → Хронологическая таблица жизни и творчества Грибоедова →
Картинка к сочинению Хронологическая таблица жизни и творчества Брюсова
Популярные сегодня темы
- Сочинить сказку о животных (2, 3 класс)
Лес с осени укрыт белым одеялом. На снегу виднеются следы разных зверей: вот проскакал зайчик, пробежала лисица. В лесу царит волшебная красота. Мимо нас стремительно бегут мыши полёвки
- Анализ произведения Уездный лекарь Тургенева
Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.
- План рассказа Главный инженер Пантелеева 4 класс
Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то
- Анализ произведения Толстого Юность
Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание
- История создания комедии Горе от ума Грибоедова
Комедийная пьеса «Горе от ума» стала настоящим выдающимся достижением Александра Сергеевича Грибоедова, самобытной классикой русской литературы первой половины XIX века
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Русский театр начала ХХ века Онлайн — Брилл
Название: Выпуски:научно-литературный и критико-библиографический журнал.
Создатель: Брюсов, Валерий Яковлевич,1873-1924. Поляков, Сергей Александрович,1874-1943.
Дата: 1904
Дата в источнике: [1904-1909]
Место: Москва.
Страна: Россия (Федерация)
Выходные данные: [Москва] : С.А. Поляков (кн-во «Скорпион»),
Язык: русский
Тема: Искусство — Периодика.
—
Символизм (литературное направление) — Периодические издания.
—
Российская периодика — 20 век.
Формат: 6 об.: ил.
Артикул:
— Также выпускается на микрофишах.
Примечание:
— Хотя в качестве редактора упоминается С.А. Поляков, фактическим редактором является Валерий Брюсов до т. 6, вып. 1.
— Из т. 2 издательство указано как кн-во «Скорпион», руководителем которого является С.А. Поляков.
— Из т. 2 подзаголовок «Ежемесячник искусств и литературы».
— Название и оглавление также на французском языке из т. 1, вып. 4 и далее.
— Название с обложки.
Размер:
В первые годы 20 века в России появилось много новых театров, увеличилась театральная аудитория и деятельность профессиональных критиков. По всей России процветали театральные коллективы и экспериментальные театры, изобретавшие новые и весьма индивидуальные выразительные формы и привносившие на русскую сцену эстетические элементы символизма. Ведущая роль в этих нововведениях принадлежит Мейерхольду, руководившему в то время своим Театром-студией на Поварской улице в Москве и Комиссаржевским театром в Петербурге. Благодаря Мейерхольду коренным образом меняется репертуарная политика императорских театров Петербурга. В Москве Студия открывается в составе МХАТа (впоследствии МХТ-2), а также Камерного театра, а в Петербурге футуристы демонстрируют свои первые театральные эксперименты на сцене. Все эти театральные коллективы ярко выражали собственное творчество и специфическую эстетику.
Российские символисты издавали журнал Весы ( Весы , 1904-1909) и Золотое Руно ( Золотое руно , 1906-1909). Эти журналы смотрели на проблемы «нового» театра как на отражение философских или мистических представлений о жизни. На смену этим публикациям пришел ежемесячный Аполлон (1909-1917). Аполлон реагировал на наиболее важные события на сценах столицы и провинциальных городов, но большую часть страниц занимали статьи аналитического характера, посвященные специальным проблемам театра: декорациям, костюмам, сценическому движению/пластике, актерским школам.
Особую позицию занял журнал, издававшийся в Студии Мейерхольда: Любовь к трем апельсинам: журнал доктора Дапертутто (Петроград, 1914-1916). В этом журнале публиковались культурные хроники и отчеты о деятельности Студии Мейерхольда, а также стихи современных поэтов. В течение трех сезонов (1912/1913 — 1914/1915) в Москве выходил «ежемесячник театрального искусства»: Маски ‘. Все журналы отличаются прекрасным художественным содержанием и содержат статьи ведущих писателей, поэтов, литературоведов и искусствоведов, таких как М. Волошин, В. Мейерхольд, В. Брюсов, Л. Андреев, А. Блок, Ф. Сологуб, М. Кузьмин, А. Ахматова, Н. Эфрос; и проиллюстрированы такими известными художниками, как А. Бенуа, А. Коровин, К. Сомов, А. Головин и Л. Бакст.
Значение Сборника
Сборник включает небольшие издания, предназначенные для профессионалов, и массовые издания, предназначенные для широкой аудитории. Эти периодические издания дают подробное представление о столичном и провинциальном русском театре, отражают культурную жизнь России на рубеже ХХ века. На их страницах репертуары театров, рецензии, острые статьи, документальные материалы, либретто, объявления и реклама. Публикации не ограничивались только освещением социальных проблем, но касались и профессиональных проблем, таких как взаимоотношения театров и их меценатов, бедственное положение провинциальных актеров. Этот сборник является уникальным источником для широкого круга ученых в области истории, культурологии, истории театра и социологии и дает уникальную возможность окунуться в самобытную атмосферу периода, почитаемого как Серебряный век России.
Основные темы
Русская культура конца 19 — начала 20 веков
Повседневная жизнь и развлечения в дореволюционной России
Театр в столицах и в провинции
Модернизм
Футуризм
Предметные области
Славистика
История культуры
История искусств
Театр
Местонахождение оригиналов
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Музей Серебряного века
Хронологически Серебряный век русской литературы длится не так уж и долго – с 1892 по 1922 год. Но если говорить о любви читателей к поэтам и писателям этого периода, то, пожалуй, Серебряный век продолжается. Концентрация Серебряного века в Москве – это единственный в своем роде уникальный музей, который разместился в доме, где с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, критик и переводчик – Валерий Яковлевич Брюсов. Архитектура и интерьеры дома оформлены в современном стиле, фасад спроектирован в 19 в. 10 по проекту архитектора В. Чагина. В начале XX века в этом доме жили самые удивительные люди своего времени – С. Д. Бальмонт, Андрей Белый, А. Н. Бенуа, Ю. К. Балтрусайтис, С. А. Есенин, Е. Э. Лансер, Игорь Северянин, В. Ходасевич, В. В. Маяковский, и многие другие.
К сожалению, дому пришлось пережить тяжелые времена. После смерти Брюсова его вдова сохранила атмосферу мемориального кабинета, открытого для посетителей. Сам дом дважды подвергался пожарам и был определен как «снос». К счастью, к этому времени мемориальную коллекцию увезли. И 1987, здание было передано Государственному литературному музею для реставрации и организации экспозиции. В 1999 году был открыт музей, в который вошли экспозиции Кабинета Брюсова и «Пушкин и Серебряный век русской литературы». Такое решение объяснялось тем, что экспозиция открывалась в год пушкинского юбилея, а ведь каждый из писателей Серебряного века не обошёл стороной в своём творчестве пушкинскую тему. Например, Ч. Брюс является автором 82 произведений Пушкина.
Теперь музей стал одним из любимых культурных центров Москвы.
В эстетический мир Серебряного века посетители уже у входа – экспозиция включает интерьеры гардеробной и зала перед кабинетом Брюсова. Мемориальный кабинет поэта восстановлен по фотографиям и воспоминаниям современников. Здесь можно увидеть книги из уникальной библиотеки, расставленные на полках в порядке, определенном Брюсовым; картины современных художников Брюсова, талантливого поэта; специальные шкафы, в которых Брюс хранил свои рукописи и черновики. В экспозиции кабинета все свидетельствует о высоком уровне эрудиции и удивительной работоспособности владельца.
Поднявшись на второй этаж, посетители попадают в эстетическое пространство Серебряного века, благодаря экспозиции, в которой нашли отражение имена наиболее выдающихся поэтов и писателей конца XIX – начала ХХ века. В витринах рукописи и издания книг писателей с их автографами, книги, альманахи, журналы, выпущенные издательствами того периода: «Скорпион», «Гриф», «Роза».