План мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России в образовательных организациях городского округа — город Галич Костромской области
Название мероприятия |
Место проведения |
Ответственные |
Сроки проведения |
Февраль |
|||
Оформление информационного стенда «Хроника революционных событий» |
МОУ СОШ №4 г. Галича |
Зам. директора по УВР |
Февраль |
Оформление информационного стенда «Хроника революционных событий» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР |
Февраль |
Викторина «1917 год: Февральская революция» |
МОУ гимназия №1 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Февраль |
Видеолекторий «Октябрьская революция: главное событие XX века или трагическая ошибка?» |
МОУ лицей №3 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Февраль |
Март |
|||
Выставка книг «Книги революции» |
МОУ СОШ №4 |
Зам. директора по УВР, библиотекарь |
Март |
Книжно-иллюстрированная выставка «По страницам Октябрьской революции» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, библиотекарь |
Март |
Просмотр презентации «Октябрьская революция в живописи» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Март |
Фотовыставка «Костромской край в годы революции» |
МНО школа № 7 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Март |
Уроки истории «Исторические уроки 1917-го года» |
МОУ гимназия №1 |
Учителя истории |
Март |
Круглый стол «Современные оценки октябрьских событий» — дебаты |
МОУ лицей №3 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Март |
Апрель |
|||
Урок исторической памяти «История России. Две революции 1917 г» (6-7 классы) |
МОУ СОШ №4 г. Галича |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Апрель |
Конкурс- викторина «Знатоки истории» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Апрель |
Литературно-поэтический час: «Революция и судьба поэта» (Цветаева, Есенин, Маяковский, Блок) |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Апрель |
Военно-спортивная игра «Зарничка», посвящённая 100-летию революции 1917 года» |
МНО школа № 7 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Апрель |
Урок истории «Семья Святых Царственных Страстотерпцев Романовых». За что канонизировали семью Романовых? |
МОУ гимназия №1 |
Учитель истории, классные руководители |
Апрель |
Беседа «Революция 1917 года: как это было?» |
МОУ лицей №3 |
Зам директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Апрель |
Музыкальный лекторий «Советские композиторы о революции» |
МУДО «Детская музыкальная школа» |
Директор МУДО «Детская музыкальная школа» Д. В. Лапошко |
Апрель |
Май |
|||
Участие учителей истории в двухдневном обучающем семинаре по теме «Столетие Великой российской революции как проект исторической памяти школьников» |
г. Кострома, ул. 1 мая |
Отдел образования, администрация ОО |
Май |
Беседа «Революция 1917 года: как это было?» (8-9 классы) |
МОУ СОШ №4 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Май |
Тематический вечер «Нет забытой войны, нет забытых героев». |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Май |
Единый тематический час «Песни Октября» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, классные руководители |
Май |
Тематический час «Страницы истории нашей Родины» |
МОУ гимназия №1 |
Зам. директора по УВР, классные руководители |
Май |
Выставка «Революция 1917 года в живописи» |
МОУ лицей №3 |
Зам. директора по УВР, учитель ИЗО |
Май |
Июнь |
|||
Просмотр презентации «Герои гражданской войны» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Июнь |
Единый классный час: «За землю, за волю» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Июнь |
Июль |
|||
Урок истории с приглашением краеведов |
МОУ лицей №3 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Июль |
Час истории: «Земли моей минувшая судьба |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Июль |
Летний лагерь: «Песни о революции. Вихри враждебные веют над нами» |
МУДО «Детская музыкальная школа» |
Директор МУДО «Детская музыкальная школа» Д. В. Лапошко |
Июль |
Август |
|||
Литературный час «Октябрь 1917 в судьбах России» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя литературы, классные руководители |
Август |
Сентябрь |
|||
Литературно-поэтический час «Революция и судьба поэта» (Цветаева, Есенин, Маяковский, Блок) (8-11кл.) |
МОУ СОШ №4 |
Зам. директора по УВР, учителя литературы, классные руководители |
Сентябрь |
Круглый стол «Великая Октябрьская революция – итоги и значение» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Сентябрь |
Игра «Что? Где? Когда?», посвященная 100-летию Октябрьской революции |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Сентябрь |
Урок истории «Гроза 1917 года» |
МОУ гимназия №1 |
Учитель истории |
Сентябрь |
Выставка книг «Образ революции в литературе» |
МОУ лицей №3 |
Зам. директора по УВР, школьные библиотекари |
Сентябрь |
Встреча – диалог «О времени и о себе» |
МУК «Городская библиотека для взрослых» |
Директор МУК «Городская библиотека для взрослых» Попова Н. И. |
Сентябрь |
Октябрь |
|||
Единый классный час «Земли моей минувшая судьба» |
МОУ СОШ №4 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Октябрь |
Часы истории, уроки памяти, беседы: -«Октябрьская революция: Факты и размышления»; -«История и уроки Октября»; -«Время уходит, но с нами остаётся память…»; -«О прошлом для будущего»; — «Сколько стоит человек» (тема репрессий в художественной литературе) |
МОУ СОШ №2 г. |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Октябрь |
Круглый стол «Россия в период революции глазами современности» |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Октябрь |
Конкурс чтецов «Поэты революции» |
МНО школа № 7 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Октябрь |
Викторина «Знатоки истории. Октябрь 1917года» |
МОУ лицей №3 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Октябрь |
Демонстрация документального фильма «Хроника революции» |
МОУ СОШ №4 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Октябрь |
Историко-художественная выставка «На рубеже эпох» |
Галичский краеведческий музей |
Белова И. Г., директор Галичского краеведческого музея |
Октябрь — декабрь |
Музейные уроки «Русская революция. 1917» |
Галичский краеведческий музей |
Белова И.Г., директор Галичского краеведческого музея |
Октябрь — декабрь |
Час истории «Взгляд через столетие» |
МУК «Детская библиотека им.Я. Акима» |
Директор МУК «Детская библиотека им. Я.Акима» |
Октябрь |
Обзор – размышление «На пороге 17 года» |
МУК «Городская библиотека для взрослых» |
Директор МУК «Городская библиотека для взрослых» Попова Н.И. |
Октябрь |
Литературно-музыкальная композиция совместно с детской библиотекой «В истории невозможно поставить точку». |
МУДО «Детская музыкальная школа» |
Директор МУДО «Детская музыкальная школа» Д.В.Лапошко |
Октябрь |
Беседа у книжно – иллюстративной выставки «Галич в эпоху революции» |
МУК «Городская библиотека для взрослых» |
Директор МУК «Городская библиотека для взрослых» Попова Н.И. |
Октябрь – ноябрь |
Перекресток мнений «Патриотизм и Революция» |
МУК Городская библиотека для взрослых» |
Директор МУК «Городская библиотека для взрослых» Попова Н.И. |
Октябрь — ноябрь |
Ноябрь |
|||
Просмотр фильма «Как закалялась сталь» |
МОУ СОШ №4 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Ноябрь |
Просмотр документальных фильмов, посвящённых Октябрьской революции |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Ноябрь |
Конкурс детского рисунка и сочинений «Октябрь шагает по стране» |
МОУ СОШ №2 |
Зам директора по УВР, учителя ИЗО, классные руководители |
Ноябрь |
«Революция 1917 года. История России в фотографиях» |
МОУ гимназия №1 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Ноябрь |
Научно-практическая конференция в рамках Беловских чтений «О жизни галичан в годы революции 1917 года » |
МОУ гимназия №1 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Ноябрь |
Конкурс чтецов: «Дети Октября» |
МОУ лицей №3 |
Зам. директора по УВР, учителя литературы, классные руководители |
Ноябрь |
Открытие выставки историко-художественной выставки «На рубеже эпох» в рамках празднования 95 –летнего юбилея Галичского музея |
Галичский краеведческий музей |
Белова И.Г., директор Галичского краеведческого музея |
6 ноября 2017 года |
Круглый стол – заседание краеведческого сообщества г. Галича «События 1917 года: исследования, точки зрения, мнения» |
Галичский краеведческий музей |
Белова И. Г., директор Галичского краеведческого музея |
Ноябрь |
Творческий вечер «Богатая история великой страны» |
МУК ЦКД «Ритм» |
МУК ЦКД «Ритм», директор Андреева З.А. |
Ноябрь |
Декабрь |
|||
Круглый стол » 100 лет Великой Российской революции — осмысление» (10-11 классы) |
МОУ СОШ №4 г. Галича |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Декабрь |
Информационный час. «Истоки русской революции |
МОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Декабрь |
Круглый стол «Диалог с историей: Мы и революция 1917 года» |
МОУ гимназия №1 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Декабрь |
Литературно-поэтический час: «Революция и судьба поэта» (Цветаева, Есенин, Маяковский, Блок) |
МОУ лицей №3 |
Зам. директора по УВР, учителя истории, классные руководители |
Декабрь |
Круглый стол «Октябрь 17 года: взгляд из 21 века» |
МУК «Городская библиотека для взрослых» |
Директор МУК «Городская библиотека для взрослых» Попова Н.И. |
Декабрь |
Статья «Как это было. Галич. 1917 год. Легенды музейных экспонатов» |
Галичский краеведческий музей |
Белова И.Г., директор Галичского краеведческого музея |
В течение года |
Информационное сопровождение мероприятий утверждённого плана |
ГПКО «Издательский дом «Галичские известия», Официальный сайт администрации городского округа – город Галич Костромской области, официальные сайты муниципальных учреждений города |
Ответственные за СМИ |
В течение года |
Организация выставок в школьных библиотеках и в Галичском краеведческом музее |
МУК «Городская библиотека для взрослых»; Галичский краеведческий музей; МУК «Детская библиотека им. Я. Акима» |
Директора учреждений |
В течение года |
Кинопоказы тематических документальных и художественных фильмов |
МУК ЦКД «Ритм» |
МУК ЦКД «Ритм», директор Андреева З.А. |
В течение года |
Читать книгу «Революция 1917. Октябрь. Хроника событий» онлайн полностью📖 — К. Рябинского — MyBook.
Ураган времени – революция, корабль бытия пляшет в волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания.
Алексей Толстой
Оформление художника Я.А. Галеевой
Россия готовится к грандиозной дате – 7 ноября – 100-летию Октябрьской революции 1917 г., которая навсегда останется одним из важнейших общемировых событий XX в. и временем коренного перелома в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Существует широкий спектр мнений об Октябрьской революции – от убежденности в том, что она явилась национальной катастрофой, приведшей к значительным жертвам и установлению тоталитарной системы, до признания ее попыткой построения социализма как демократического строя социальной справедливости.
Как сказал на открытии круглого стола в Музее современной истории России председатель Российского военно-исторического общества, министр культуры РФ Владимир Мединский: «Глядя на события почти столетней давности, мы не можем отрицать того факта, что сама попытка построения справедливого общества самым решающим образом не только изменила пути исторического развития России, но и оказала огромное влияние на народы всей планеты. При этом объективное изучение событий революции позволяет нам сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны».
О сложности и масштабности данного исторического события говорит даже такой штрих, как споры о его наименовании. Название «Великая Октябрьская социалистическая революция» (Октябрьская революция, Октябрьское вооруженное восстание, Великий Октябрь) утвердилось в советской официальной историографии к 30-м гг. XX в. В первое десятилетие после революции она официально именовалась Октябрьским переворотом, при этом данное название не несло в себе негативного смысла, а, напротив, подчеркивало грандиозность и необратимость «общественного переворота». Впоследствии слово «переворот» стало ассоциироваться с заговором и противоправной сменой власти, и термин был изъят из официальной пропаганды. Зато выражение «октябрьский переворот» или «большевистский переворот» стало активно употребляться, уже с негативным смыслом, в литературе, критической по отношению к советской власти: в эмигрантских и диссидентских кругах, а начиная с перестройки – и в России. В современной исторической науке предпринята попытка переосмысления революции 1917 г. , и в русле этих новых взглядов, объединяющих в единое целое и Февральскую буржуазную революцию, и октябрьские события, появился термин «Великая российская революция» – еще одно обозначение для того события, которое большинство населения нашей страны все-таки знает как Великую Октябрьскую революцию.
Октябрьская революция – сложное, неоднозначное явление в жизни Российского государства, она была вызвана множеством проблем, назревших в стране и слишком долгое время не находивших решения. С 1914 по 1918 г. страна переживала Первую мировую войну, причиной которой была борьба за влияние в Европе и передел мировых рынков. Россия в этой войне была вынуждена занять оборонительную позицию, армия несла огромные человеческие потери и терпела постоянные поражения. Подавляющая масса населения очень тяжело переживала тяготы войны и жаждала заключения мира. Авторитет правительства и лично императора Николая II был крайне низок во всех слоях российского общества. Одновременно нарастали негативные факторы в экономике: дефицит сырья, транспорта, рабочей силы, рост цен и т. д.
Февральская революция 1917 г. стала событием, которое привело к превращению феодальной страны в буржуазное государство. Встреченная с огромным энтузиазмом, Февральская революция хоть и покончила в России с абсолютной монархией, однако очень скоро разочаровала «низовые» слои населения – армию, рабочих и крестьян, которые ожидали от нее завершения войны, передачи земли крестьянам, облегчения условий труда для рабочих и демократического устройства власти. Вместо этого Временное правительство продолжило войну, заверив западных союзников в верности своим обязательствам: летом 1917 г. началось масштабное наступление, закончившееся катастрофой. Временное правительство не могло решить накопившиеся проблемы общества (вопросы мира, земли и хлеба). Попытки провести земельную реформу и ввести 8-часовой рабочий день на фабриках блокировались. Самодержавие не было окончательно отменено – вопрос, быть России монархией или республикой, Временное правительство отложило до созыва Учредительного собрания. Усугубляла положение и нараставшая в стране анархия: дезертирство из армии приняло гигантские масштабы, в сельских местностях начались самовольные «переделы» земли, вспыхнули помещичьи усадьбы. Польша и Финляндия провозгласили независимость, в Киеве на власть претендовали национально настроенные сепаратисты, а в Сибири создано собственное автономное правительство.
На фоне этого заметно усилилось значение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые обещали дать народу то, что он так долго ждал, и ставших альтернативой органам Временного правительства. Советы начали формироваться еще во время революции 1905 г. Их поддерживали многочисленные фабричные и крестьянские комитеты, милиция и солдатские Советы. В отличие от Временного правительства они требовали немедленного прекращения войны и проведения реформ. Двоевластие в стране становится очевидным – генералы в лице А.М. Каледина и Л.Г. Корнилова настаивают на разгоне Советов, Временное правительство в июле 1917 г. проводит массовые аресты депутатов Петроградского Совета, и одновременно в Петрограде проходят демонстрации под лозунгом «Вся власть – Советам!».
К 1917 г. социалистические идеи были уже весьма популярны в самых различных слоях российского общества. Помимо этого в стране существовала партия, выступавшая за радикальные преобразования и готовая поднять массы на революцию. Это была партия большевиков с сильным, харизматичным вождем во главе – В.И. Лениным. В сложившихся обстоятельствах был взят курс на вооруженное восстание.
16 октября ЦК РСДРП(б) принял решение о подготовке восстания. Для координации действий повстанцев был создан Петроградский военно-революционный комитет. В состав ВРК входило несколько десятков человек: большевиков, левых эсеров и анархистов. На командующие должности в воинских частях были назначены комиссары. 18 октября Петроградский гарнизон заявил о неподчинении Временному правительству, а 21 октября совещание представителей полков признало Петроградский Совет единственной законной властью. 24 октября отряды ВРК заняли ключевые пункты в городе: вокзалы, мосты, банки, телеграфы, типографии и электростанции. В Неву вошла большевистская эскадра во главе с крейсером «Аврора». На стороне большевиков, штаб которых находился в Смольном институте, был полный перевес сил. Временное правительство готовилось к этому восстанию, но произошедший в ночь на 25 октября переворот явился для него полной неожиданностью. Вместо ожидаемых массовых демонстраций полков гарнизона отряды рабочей Красной гвардии и матросов Балтийского флота просто взяли под свой контроль город, без единого выстрела поставив точку в двоевластии в России.
К утру 25 октября Временное правительство оказалось изолировано в Зимнем дворце, окруженном отрядами рабочей гвардии и революционных матросов. Одновременно ВРК выпустил воззвание «К гражданам России», сообщавшее, что Временное правительство низложено, а государственная власть перешла к Военно-революционному комитету. С этого момента (25 октября, 10:00) Петроградский ВРК фактически стал высшей властью в стране и оставался ею вплоть до 5 часов утра 26 октября, когда высшей властью объявил себя II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера «Аврора» подал сигнал к штурму дворца, и в 1 час 35 минут 26 октября Временное правительство было арестовано.
Вечером 25 октября в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В обращении съезда «К рабочим, солдатам и крестьянам!» сообщалось, что Временное правительство низложено и новая советская власть доведет страну до созыва Учредительного собрания, проведя также назревшие преобразования и меры: демократический мир всем народам; безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством; обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного права на самоопределение. Съезд также принял Декрет о мире, предлагавший всем воюющим странам приступить к переговорам о заключении всеобщего демократического мира, и Декрет о земле, согласно которому помещичья земля подлежала передаче крестьянам, а все недра, леса и воды национализировались.
Были образованы органы власти, которые должны были управлять страной до созыва Учредительного собрания: Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). В состав ВЦИК вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социал-демократов интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист – всего 101 человек. Председателем ВЦИК стал Л.Б. Каменев. В Совнарком вошли только представители РСДРП(б), он состоял из 15 человек во главе с В.И. Лениным.
В течение первых месяцев после революции Совнарком принял такие основополагающие законы, как декрет «О восьмичасовом рабочем дне», Декларацию прав народов России (которая провозгласила равенство и суверенность всех народов страны, отмену национальных и религиозных привилегий и ограничений) и декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», провозгласивший юридическое равенство всех граждан России, и др.
Октябрьская революция была сразу поддержана в Центральном промышленном районе, где местные Советы рабочих депутатов уже фактически установили свою власть, в Прибалтике и Белоруссии советская власть утвердилась в октябре – ноябре 1917 г. , а в Центрально-Черноземном районе, Поволжье и Сибири процесс признания советской власти затянулся до конца января 1918 г.
Поскольку в 1918 г. Советская Россия перешла на новый григорианский календарь, годовщина восстания в Петрограде приходилась на 7 ноября. Но революция уже ассоциировалась именно с октябрем, что и нашло отражение в ее названии. Официальным праздником этот день стал в 1918 г., а начиная с 1927 г. праздничными стали два дня – 7 и 8 ноября. Каждый год в этот день на Красной площади в Москве и во всех городах СССР проходили демонстрации и военные парады. Последний военный парад на Красной площади Москвы в ознаменование годовщины Октябрьской революции прошел в 1990 г. В праздничном календаре современной России эта дата является памятной.
Проблема сохранения памяти о таком грандиозном историческом событии, а также его изучении сразу встал перед молодым Советским государством. Уже в 1917–1918 гг. выходят первые работы деятелей революции (большевиков, меньшевиков, эсеров)[1], в которых закладывалась будущая советская историографическая традиция освещения Октября. Революция стала объектом изучения историков.
В августе 1920 г. при Госиздате РСФСР была создана Комиссия по истории партии. 21 сентября 1920 г. Совнаркомом было принято постановление «Об учреждении комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП». По предложению М.С. Ольминского комиссия получила сокращенное название Ист-парт. Первоначально Истпарт находился при Наркомпросе, в декабре 1921 г. он перешел в ЦК РКП(б) на правах отдела. Возглавляла Истпарт коллегия (с 1924 г. – совет). Повседневное руководство его работой осуществлял Президиум: председатель (М.С. Ольминский), его заместитель (М.Н. Покровский) и секретарь (В.В. Адоратский). Истпарт состоял из двух подкомиссий: по истории Октябрьской революции (руководитель М.Н. Покровский) и по истории партии (руководитель В.И. Невский). Первоначально в Истпарт входило 9 человек, назначаемых СНК, впоследствии его состав был значительно расширен. Истпарту предоставлялось право организовать местные бюро на территории РСФСР и всех союзных республик. В крупнейших городах, в союзных республиках и областях в 1920-х гг. существовали местные бюро Истпарта, в чьи обязанности входило собирание и изучение материалов по истории Октябрьской революции на данной территории и истории местной парторганизации.
Работа Истпарта велась по трем направлениям: архивнособирательское, научно-исследовательское и публикаторское, пропагандистское. Сбор и систематизация источников (архивов, воспоминаний, анкет) были важнейшими задачами, предпосылкой для обеспечения дальнейших научных исследований. Поиск и выявление документов революционной истории приобрели беспрецедентно широкие масштабы.
Другим ресурсом создания Источниковой базы Истпарта служил массовый сбор воспоминаний, анкет и личных документов (включая фотографии) ветеранов революции и Гражданской войны, подпольщиков, красногвардейцев и партизан. Вплоть до 1932 г. в этом направлении велась активная работа, собирались и документировались живые свидетельства участников и очевидцев событий, записывались подробности, отсутствующие в официальных документах. В результате как в центре, так и на местах была создана огромная база источников личного происхождения. В 1930-х гг. сбор воспоминаний и других личных документов продолжался, но данное направление уже не считалось приоритетным. Многие рукописи участников событий стали недоступны: в них упоминались фамилии репрессированных, а описание фактов и мнение авторов могли входить в противоречие с официальной историографией.
В 1920-х гг. основным направлением в научной работе стала подготовка двух юбилеев: 20-летия первой русской революции 1905 г. (1925) и 10-летия Октябрьской революции (1927). В 1923–1930 гг. коллективом Истпарта было задумано и осуществлено издание хроники «Революция 1917 года: (хроника событий)». Было выпущено 6 томов. Автором идеи и составителем первых двух томов был Николай Николаевич Авдеев (1879–1926) – активный деятель российского революционного движения, историк и педагог. После его скоропостижной кончины в 1926 г. работу над хроникой продолжили В. Владимирова[2], К. Рябинский и И.Н. Любимов.
Фильм Хроника Октября.. (1985)
Фото красногвардейцев – разн.
Дом-музей на Болотной улице (в районе Лескова-Удельненской Думы), где проходило расширенное заседание ЦК – общ.
Лестница, комната, стол – разн., пнр.
Портрет В.И. Ленина в парике – кр.
Фото ЦК Калинина, Скрыпника, Шмидта, Крыленко – разн.
Фотографии членов ЦК, избранных при Военно-революционном центре: Бубнова, Дзержинского, Свердлова, Сталина, Урицкого – разн.
Вид на Неву с мостов – разн.
Квартира-музей в Выборге – общ.
Карта Петрограда – кр., пнр.
Комната, где жил В.И. Ленин, лампа на столе – общ. , кр.
Мосты – общ.
Ночной Ленинград – разн.
Фонарь — кр.
Скульптура – кр.
ул.
Исаакиевский собор (ночь) – ср.
Смольный (ночной) – общ.
Портрет В.И. Ленина – кр.
Автограф художника-портретиста Шафран – разн.
Фото: Красногвардейцы Смольного института, проходят матросы – разн.
Коридор Смольного – кр., пнр.
Фото: Идут вооруженные полки – общ.
Фото РМЦ: Подвойский, Антонов-Овсеенко, Невский, Чудновский, Лихоносина – разн.
Вид на Неву – общ.
Ленинград — общ.
Кинохроника 1917 г.:
Красногвардейцы в Смольном институте – разн.
Солдаты поднимаются по лестнице Смольного – ср.
Час в Смольном – ср.
Ленинград, Невский проспект – общ., отъезд.
Дворцовая площадь – общ.
Здание почты, телеграфа, Балтийского и Московского вокзалов, телефонной станции – разн.
Дистанционный выключатель – ср., пнр.
Фото: солдаты-телефонисты – ср.
Крейсер «Аврора» (Ночь) – разн.
Большинство — Разн.
Фото: вокзал в Гельсингфорсе – ср. , кр.
Мчит поезд – общ.
Дворцовый мост – общ.
Здание Зимнего дворца – общ.
Телеграф – кр., ср.
Корма телеграфа – кр.
Фото главы Временного правительства Керенского, его кабинета – ср., общ.
Скульптура на Арке Дворцовой площади – общ., наезд.
Фото: портрет В.И. Ленина – кр.
Газета с сообщением о свержении Временного правительства – кр.
Кинохроника 1917:
Мужчина сбрасывает листовки и газеты – ср., кр.
С разданскими газетами и листовками – общ.
Народ на площади – общ.
Здание Зимнего дворца – общ.
Кинохроника 1917 г.:
Юнкеры строят баррикады – общ.
Часы на баррикадах – общ.
Солдаты Петропавловской крепости – общ.
Ствол пушки — ср.
Малахитовый зал Зимнего дворца – общ., пнр.
Вид на Петропавловскую крепость – общ.
Окно – кр.
Белая столовая – общ., пнр.
Телеграф – кр., общ.
Окно Зимнего дворца – ср., пнр.
Крейсер «Аврора» (ночь) – разн., пнр.
Люстра — кр.
Дворцовая площадь (вечер) – общ., пнр, разн.
Лестница – кр., пнр.
Гобеленовый пропуск – общ., пнр.
Белая столовая – общ., пнр.
часов — ср.
Фото: Солдаты читают газету – общ.
Флаг на здании Смольного – общ., наезд.
Скульптура Ленина – общ.
Актовый зал Смольного – разн.
Фото: Красный – кр., пнр.
Указы «О мире» и «О земле» в газетах – разн.
Фото рабочего, крестьянина, женщины, матроса, солдата – разн.
Портрет В.И. Ленина – кр.
Фото: рабочее время у В. И. Ленина в Смольном – ср., кр.
Табличка на двери – кр.
Кабинет В.И. Ленина в Смольном (комната № 67) – разн.
Стол, за которым сидел управляющий директор КТК Бонч— кр.
Фото Бонч-Бруевича – кр.
Стол секретаря ЦК КПК Горбунова – кр.
Пишущая машинка — кр.
Фото Горбунова – кр.
Стол В.И. Ленина – разн.
Фото: В. Ленин – кр.
Карты на столе – кр.
Трубка — КР.
Кинохроника 1918-1923 гг.:
Взрыв на вокзале – ср.
Горит здание вокзала – ср.
Мужчины загружают ящики в поезд – общ., ср.
Летчик смотрит на часы – ср.
Проходят вооруженные рабочие, матросы – разн.
Взрывы – разн.
Бои – общ.
Летят листовки, едет трамвай – общ.
Газеты — разн.
Ужин матросов – общ.
По улице идет оркестр – общ.
Фотографии рабочих и солдат, крестьяне читают газету, рабочие, солдаты – разн.
Антенна радио — кр.
Кинохроника 1918-1923 гг.:
Московская улица – общ.
С машины сбрасываются листовки – общ.
Женщина читает листовку – ср.
Играет духовой оркестр – ср.
По Красной площади в сопровождении людей проходит В.И. Ленин – общ.
Взгляд собравшихся на площади – разн.
Выступает В.И. Ленин – разн.
Народ на Красной площади – общ.
,
Проект MUSE — Канун Великого Октября: Хроника одного события во Вроцлаве
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
Накануне Великого Октября Cброня хеппенинга во Вроцлаве Войцех Мархлевский ПОДГОТОВКА НАЧИНАЕТСЯ ЗА НЕСКОЛЬКО недель до запланированного хеппенинга. Активисты «Оранжевой альтернативы» встречаются на квартире у одного из них, как и во время работы над предыдущими хеппенингами. Они определяют ход события, его рамки во времени и месте. Встреча превращается в аукцион идей. Когда один из участников излагает свое видение события, другие комментируют, добавляя новые детали; они смеются. Каждая новая концепция звучит смешнее, но и гораздо менее реализуема. Используется опыт прошлых событий, анализируется реакция милиции, обсуждаются события. К концу встречи определяются конкретные предложения и ответственные за их реализацию. Затем формируется группа организаторов. Они принимают решения о реквизитах, которые будут использоваться, и лозунгах, которые нужно выкрикивать. Другая группа под названием «группа пропаганды» готовит листовки, которые будут раздаваться в общественных местах перед событием. Он гласит: «Правда освободит нас». Товарищи! День начала Великой Октябрьской революции пролетариата есть день Великого события. Сегодня у Праздника Революции нет своего кануна. Товарищи, пора преодолевать пассивность масс! Начнем cel43 с празднования кануна Октябрьской революции. Давайте встретимся в пятницу, 6 ноября, в 16:00. на улице Свидницкой, под часами истории. Товарищи, одевайтесь празднично, одевайтесь в красное. Носите красные туфли, красную кепку, красную шаль. Если у вас нет хотя бы красной повязки или любого другого предмета одежды, одолжите красную сумочку у соседки. Затем, если у вас нет красного флажка, покрасьте кончики пальцев в красный цвет. Если у вас нет ничего красного, купите красный хот-дог с кетчупом. Все мы, рыжие (рыжие волосы, брюки и губы) соберемся в этот день в 16:00. на часах. Товарищи, давайте встретимся на митинге в честь революции!!! ИДЕЯ И ПРАКТИКА ЛЕНИНА И ТРОЦКОГО ВСЕГДА ЖИВЫ!!! Совет народных уполномоченных Приведите собаку; в 16:15 в часы будет выставка чистопородных и помесных собак: «Собаки во имя революции». Красные бантики на поводках очень приветствуются. ХАУ!!! ХАУ!!! Завершится праздник в баре «Варвара», где участники акции угостятся из одной тарелки: красным борщом и другими приличными блюдами. 6, 19 ноября87 Несколькими днями ранее организаторы переехали к своим друзьям на улицу Свидницкой. Утро 6 ноября проходит за завершением реквизита и составлением окончательного графика действий. Кто-то выбрасывает листовки из трамвая на улице Казимежа Вельки. Около 11 утра группа молодых людей расклеивает листовки по улицам в районе Старого города. Улица Свидницкая заполнена листовками, слетающими с самых высоких этажей многоквартирных домов. В полдень появляются первые патрули (настоящей) милиции. Они начинают проверять документы у молодых подозрительных прохожих. Вскоре первые радиомашины милиции блокируют площадь Старого города и улицу Казимежа Вельки. Некоторые из них паркуются перед баром под названием «Барбара». В 3 часа дня. в его окне появляется надпись: «закрыто из-за сбоя установки». Через полчаса толпа на улице Свидницкой стремительно сгущается. Чиновники призывают прохожих покинуть территорию в целях их собственной безопасности. В это же время экипаж «броненосца Потемкин» собирается в спортивном магазине Stadion. Четверо мальчиков приносят в магазин бумажные коробки с отверстиями в дне; они будут служить бортами корабля.