Христианство на Руси: причины принятия, начало, последстви
Полезные материалы
Молитва Николаю Чудотворцу о здравии
Православная молитва св.Николаю Чудотворцу об исцелении в болезни
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Художник А. Воронков
Прп. Серафим Саровский рассказывал, что однажды духом видел Россию как бы с высоты птичьего полета. Облако точно фимиама покрывало страну: так осязаемо показал Господь подвижнику молитвы людей, освящавшие эту землю, делавшие ее святой – то есть причастной Царству Небесному. Ко времени прп. Серафима от Крещения Руси – начала долгой дороги к святости – прошло около 900 лет.
Содержание
Кто и когда установил праздник в честь приятия христианства на Руси
Подобной памятной даты не имели ни церковный, ни гражданский календарь до 31 мая 2010 г.
Тогда Президент страны Д.А. Медведев подписал указ о праздновании Дня Крещения Руси «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».
28 июля, День Крещения Руси, это день памяти князя, крестившего русичей – святого Владимира.
Читайте также: Икона князя Владимира.
Какая вера была в древней Руси до христианства?
Обычно ее определяют как «язычество». Именно так называли веру славян летописцы. Термин происходит от славянского «язык», или «народ», то есть язычество буквально «народная религия». О том, какой она была, известно немного. Уже к XVI в. от нее оставались «обломки»: отдельные «народные традиции», «приметы», впрочем, дожившие даже до наших дней. Судя по ним, славянское язычество имело общие черты с подобными верованиями других народов. Оно было, по слову священника Павла Флоренского, «всечеловеческой религией природы», что подтверждается словами русских летописцев о «поклонении» славян «камням и деревьям», а также «богам».
Понятно, что «боги» язычников в христианском понимании – бесы, падшие ангелы. Именно поэтому летописцы вовсе не стремятся «оставить для потомков» нечестивые имена, называя лишь некоторые – Хорс, Макошь, Сварог, и, конечно, Перун – «бог» воинов, княжеских дружинников.
Читайте также:
Кратчайшая история христианства
Откуда и когда на Русь пришло христианство
Считается, что славяне могли узнать о христианстве от европейских народов, с которыми всегда поддерживали тесное общение:
- до V в. они жили в Восточной Европе;
- с VI в. – были вытеснены кочевниками, гуннами, на Восточно-Европейскую равнину, но и здесь проходило сразу несколько торговых путей, так что в изоляции наши предки не остались.
Установить, когда именно славяне узнали об Иисусе Христе, сложно – ведь славянская общность могла существовать уже в I в., когда в Европе с проповедью побывали Апостолы.
Было ли посещение ап. Андреем Руси
О нем рассказывает летописец, прп. Нестор. Согласно ему, св. Андрей прошел всю русскую землю с юга (будущего Киева) до места, где позже возникнет Новгород. Существуют различные мнения о степени историчности этого предания. Современные ученые говорят: св. апостол Андрей Первозванный действительно проповедовал в «Скифии», как именовали римляне территорию к северу от Черного моря.
В том, что святой мог подняться по Днепру до места, где был Киев, тоже нет ничего невозможного. Наконец, его проповедь могли слышать славяне, жившие тогда на землях Восточной Европы.
Апостол Андрей Первозванный. Греческая фреска, о. Кипр, XI в.
Первые сведения о христианах
Первые данные о достаточно массовом обращении славян относятся к середине IX в. Тогда они особенно часто нападали на греческие колонии Северного Причерноморья, наконец около 860 или 866 г. добрались до Константинополя. Это нападение под предводительством варяжских князей Аскольда и Дира
, правивших тогда Киевом, зафиксировано Византийскими хрониками. Согласно им:- город практически остался без защиты, славянские отряды уже бесчинствовали по окрестностям;
- тогда патриарх Фотий погрузил в воды пролива Босфор святыню – Ризу Пресвятой Богородицы; началась страшная буря, полностью уничтожившая корабли врагов;
- результат поражения оказался неожиданным: вразумленные чудом, князья, их дружины… попросили Крещения; более того: попросили прислать на Русь епископа, иереев.
Аскольд и Дир в Царьграде (летописная миниатюра)
В 867 году в своем Окружном послании к восточным архиерейским престолам константинопольский патриарх Фотий, извещал о крещении болгар, сообщал довольно интересную информацию:
Кто самый первый христианин на Руси
С высокой вероятностью – один из князей, вероятно, Аскольд. Первыми христианами можно назвать также его соправителя Дира, их дружины. Это первое Крещение Руси (866-867 гг.) византийские источники именуют «Фотиевым», по имени Константинопольского Предстоятеля, при котором оно произошло.
Интересный факт
О том, что Аскольд и Дир после греческого похода приняли христианство свидетельствует тот факт, что над могилой Аскольда в XI веке благочестивый боярин Олма воздвиг церковь св. Николая.
В каком году христианство приняла княгиня Ольга
Впоследствии христианство осталось довольно заметной силой: верующих немало было среди дружины князя Игоря, сам он благоволил к христианству. В 945 г. князя убили славяне-древляне. Его супруга, княгиня Ольга, жестоко расправилась с ними, как велели царившие тогда языческие обычаи.
Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь. Художник И. Машков
О том, какой духовный перелом произошел впоследствии, известно мало. Подвигла ли ее к обращению скорбь о супруге? Повлияли ли христиане Киева? Во всяком случае через 12 лет по убиении Игоря, в 957 г. , она приняла веру в Константинополе. Но это событие тоже не стало «отправной точкой» массового Крещения:
- сын княгини, Святослав, оставался ревностным язычником;
- попытка образовать на Руси епархию закончилась бунтом; за последние годы жизни Ольга смогла лишь попытаться дать христианское воспитание внукам.
Почему князь Владимир Святославович решил принять христианство
Судьбоносному для страны выбору предшествовали события, вроде бы совершенно не предвещавшие Крещения:
- в схватке за власть, разгоревшейся после гибели князя Святослава, Владимиру удалось утвердиться на престоле –ценой гибели двух братьев; поддержку ему обеспечили именно сторонники язычества;
- став единоличным правителем, он проводит религиозную реформу: на холм близ Киева свозят статуи «богов» славянских племен, дабы сделать город религиозным центром; по некоторым данным, Владимир делает попытку даже «утвердить» верховного «бога», Перуна, покровителя дружинников; возможно, поэтому реформа проваливается – воинственный Перун не близок большинству славян.
Сразу после рассказа об этом летописец говорит, что князь Владимир неожиданно обращается к поиску новой веры, имея ввиду обращение не только свое – страны.
Великий князь Владимир выбирает веру. Картина И. Эггинка содержит ряд неточностей, нарушающих восприятие эпохи. Основными противниками православного философа выступают католические прелаты — в то время, как во времена св. Владимира Римская Церковь ещё оставалась православной, а основными оппонентами были иудеи и мусульмане.
Список причин
Их можно разделить на:
- политические; поначалу Владимир действовал, как практичный язычник; примеров, когда христианство объединяло страну духовно, было немало, главный – Византийская империя, с которой совсем несопоставима была Русь, состоящая из разнородных племен, не желавших подчиняться Киеву;
- личные; это память об Ольге, так хотевшей видеть внуков христианами;может быть, гибельего собственных дружинников – варягов Феодора и Иоанна, убитых язычниками, когда Феодор отказался выдать сына, которого хотели принести в жертву «богам».
О том, что эта история могла стать поворотной, говорят данные археологии – при раскопках Десятинной церкви, построенной Владимиром в Киеве, нашли остатки деревянного сруба. Предполагают, что это мог быть дом мучеников, место храма было выбрано не случайно.
История Крещения Руси в 988 году
Но все же первоначально Владимир принимал решение о Крещении как политик – и как политик же его оттягивал.
Русь и Византия
Летописец свидетельствует: крестить Русь было решено еще с 986 г. Но два года дело не двигалось. Византийцы обставляли Крещение страны требованиями уступок, мечтая заполучить контроль над русскими торговыми путями. Разумеется, отдавать его Владимир не собирался.
В 988 г. ситуация, наконец, повернулась иным образом: начался мятеж, подавить который императоры Василий II и КонстантинVIII не могли. Как часто бывало, нанять для военной поддержки решили «русов». Но их князь неожиданно запросил не деньги, а… Крещение на своих условиях и жену – византийскую принцессу! Последнее требование, выдать ромейку замуж за «варвара», было практически оскорбительным для гордых греков. Именно поэтому Владимиру пришлось по подавлении мятежа еще брать город Херсонес, демонстрируя свою жесткость императорам, затягивавшим исполнение обещанного.
О самом главном
О том, что случилось дальше, мы знаем множество внешних подробностей и… почти ничего о том, что произошло с самим князем во время Таинства.
Летописец говорит, что накануне Крещения Владимир ослеп – а прозрел во время Таинства. Исторический ли это факт, метафора? Достоверно известно одно: принимать веру пришел добившийся своего политик. А из купели вышел Владимир Святой.
Прибытие епископа в Киев. Гравюра Ф. Бруни.
Как проходило в Киеве
Летописец говорит, что стремительно: горожане уважали успешного князя, христианство жителям было известно, поэтому на призыв откликнулись:
«Людие с радостью идяху, радующеся и глаголюще: аще бы се не добро было, не быша сего князь и боляре прияли».
Распространение на территории других русских земель
Дальше было сложнее.
Проблемы, связанные с насильственным введением христианства
Историки советских лет, опираясь на повествование летописца о крещении Новгорода «огнем и мечом», говорили вообще о насаждении христианства силой оружия. При этом, разумеется, «забывая», что Владимир-политик выбрал веру именно для того, чтобы духовно объединить племена разваливающегося государства.
Так каковы возможности «насадить» веру оружием у князя, деда которого древляне убили просто за попытку увеличить подати? Ответ очевиден. Какой бы неофитской ревностью ни пылал Владимир, его Крещение было только первым шагом на очень долгой дороге.
Илья Глазунов. «Крещение Новгорода»
Что до Новгорода – нет правил без исключения. Здесь не любили Киев, конкурента за лидерство. И отказывались понимать Владимира, воевода которого, Добрыня, еще за два года перед тем заставлял жителей поклоняться Перуну, а теперь он же (!), уже христианин, приказал бросить идола в воду.
Значение: политическое, культурное
Уже за первые десятилетия по Крещение страна изменилась даже внешне. Украшались храмами города (в одном Киеве церквей было до нескольких сотен!), на Русь пришла письменность, созданная свв. Кириллом и Мефодием, а с ней – все духовное богатство уже без малого 1000 лет существовавшего христианского мира.
Христианизация сделала Русь его частью, укрепив международное положение. Она же возвысила власть, как данную Богом, и… изменила ее саму.
Пожалуй, Владимир был первым правителем, осознавшим, что у него есть не только права сбора дани, но еще обязанности, среди которых – забота о подданных. Киевляне с изумлением наблюдали, как каждый воскресный день на княжеском дворе раздавали милостыню нищим, устраивали обеды для бедноты. Говорили, Владимир хотел еще отменить смертную казнь, вообще наказания. Не по разуму ревнующего о заповедях князя пришлось убеждать священникам.
Впрочем, путь к подлинно христианской жизни был долгим, трудным. Никуда не ушли усобицы, борьба амбиций. А подвиг сыновей Владимира, Бориса и Глеба (1015 г.), которые предпочли смерть участию в междоусобице с братьями, долгое время, к сожалению, был исключением, подтверждающим правило.
Кн. Владимир вручает кн. Борису меч и отправляет его на войну с печенегами. Погребение кн. Владимира. Клеймо иконы «Святые Борис и Глеб в житии» из Борисоглебской ц. в Запрудах в Коломне. Кон. XIV в. (ГТГ)
Нравственное влияние
Медленно, тоже не без сложностей, менялась внутренняя жизнь русичей – складывались новые семейные традиции, их частью становились молитва, богослужение. Но здесь тоже медленно уходили языческие обряды, праздники.
Приезжающие на Русь греческие митрополиты еще в XIII в. бывали шокированы, например, тем, что большинство жителей деревень живут невенчанными браками, так как это Таинство, по их мнению, было предназначено… для богатых!
Монастырь – появившийся на Руси с принятием христианства вид организации людей
Монашество появляется на Руси сразу по Крещении – то были приехавшие из Византии греческие иноки. А с начала XI в. прп. Антоний основывает Успенский Печерский монастырь под Киевом – первый, устроенный русскими подвижниками, и, конечно, самый влиятельный.
Мощи прп. Агапита Печерского в Ближних пещерах
Почему? Ответ дает Киево-Печерский Патерик, описывающий жития подвижников. Безмездный врач Агапит, великий иконописец Алипий, мудрый настоятель Феодосий, святой князь Никола, оставивший славу, богатство, бывший дружинник погибшего князя Бориса Моисей Угрин, десятки других подвижников – поражает не одна их святость, но также то, что все они – современники! Неудивительно, что на Руси формируется представление о монашеском идеале жизни, о том, что благо роду, где есть инок…
Последствия
К своей «святости» Русь шла через многие скорби, падения, при Божией помощи – «востания» от греха. Так к XIV-XVI в. завершилось Крещение, начавшееся несколькими столетиями ранее, возникла христианская страна храмов, иноческих обителей. Таково наследие, переданное нам через века, главное последствие Крещения.
Древняя Русь или Киевская Русь?
Оба названия верны, однако они – «творение» историков. Сами жители называли страну Русской землей, или Русью. «Древней», «Киевской» Русью ученые именуют страну, существовавшую с 882 г. по середину XIII в. После этого говорят о «Русских землях» под игом монголов, позже – о Московском государстве. С 1480 г. появляется название «Россия».
Рекомендуем литературу
О Крещении, первых веках христианства на Руси можно прочитать:
- у классиков исторической науки; это В.О. Ключевский, С.Ф.Платонов, митр. Макарий (Булгаков), другие;
- у современных историков: И.Н.Данилевского, В.Петрухина; для краткого знакомства с историей Крещения, новейшими наработками ученых последних лет можно рекомендовать курс лекций «История Русской Церкви» доктора церковной истории В.Я. Петрушко.
С 1988г г. началось второе тысячелетие христианства на нашей земле. Свята ли сейчас Русь? Хранит ли наследие предков? Иногда кажется – вовсе нет. Но все еще ждут верующих храмы, а со святых образов смотрят лики тех, кто созидал здесь веру, а ныне – молится о нас у Божия престола.
Наталья Сазонова
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Принятие христианства на Руси – кратко
Влияние христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-х гг. IX века и что первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в 867 г. в Тмутаракани.
В Киевскую Русь христианство проникло уже в первой половине X века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что о Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (ок. 955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру.
Внук Ольги Владимир Святославич, занявший киевский престол в 980 г. после своего старшего брата Ярополка, погибшего в междоусобной войне, первоначально был ревностным язычником. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиры языческих богов, которым киевляне приносили жертвы, иногда даже человеческие. Начальная летопись рассказывает, что в 983 г. в Киеве разъяренная толпа язычников убила одного варяга-христианина и его юного сына, которого он отказался отдать в жертву ложным, языческим богам; это событие произвело большое впечатление на князя и на киевское население, и вопрос о перемене религии явно стал на очередь.
По рассказу летописи, многие религиозные посольства посещали двор киевского князя и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хазарские евреи, наконец греческий «философ» проповедь которого произвела на Владимира особенно сильное впечатление. Вскоре после этого Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов для испытания вер в различных странах. По возвращении послов Владимир снова собрал бояр и «старцев» и предложил послам рассказать о том, что они видели в разных странах; послы с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском кафедральном храме св. Софии – «не свемы (не знаем), на небе ли семы были, или на земли: несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя»…
Владимир, по совету бояр, решил принять греческое христианство и вскоре крестился сам и крестил киевлян. Подробности этого великого события не вполне ясны, и мы не можем здесь касаться связанных с ним спорных вопросов. Бесспорны главные факты: поход Владимира на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму; крещение его (в 988 или 989 году) и женитьба его на греческой царевне Анне. Возвратившись в Киев с греческим и южнославянским (болгарским) духовенством, Владимир крестил киевлян на берегах Днепра и его притока Почайны и сделал христианство господствующей религией своего государства. Кумиры старых богов были ниспровергнуты и затем сожжены или брошены в реку. На их местах были построены христианские церкви.
Затем Владимир «нача ставити по градам церкви и попы и люди на крещение приводити по всем градом и селом». Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии Днепра – Волхова; есть известие, что в Новгороде новая вера встретила сопротивление язычества, которое было подавлено силою. К востоку от великого водного пути, в области Оки и верхней Волги, христианство распространялось медленно, и в Ростовской земле проповедники новой веры долго встречали ожесточенное сопротивление язычников. Конечно, и по принятии христианства старые языческие верования не сразу были забыты народом, – их воспоминания и пережитки сохранялись в народе в течение долгих веков и, соединяясь и переплетаясь с новыми верованиями, образовали пеструю смесь так называемого «двоеверия» – предмет постоянных обличений православного духовенства.
Памятник князю Владимиру в Севастополе
Проникая постепенно в душу и в быт русского общества, христианство, с его учением о любви и милосердии, производило глубокую нравственную перемену. Перемена эта прежде всего сказалась в самом княжеском роде, точнее в лучших его представителях. Сам Владимир, бывший в молодости развратным и жестоким, совершенно переродился после крещения. По рассказу летописи, он не только любил и угощал дружину свою (устраивая для нее свои знаменитые пиры), но глубоко проникся идеей христианской помощи ближним и благотворительности в отношении всех нуждающихся в помощи; он раздавал бедным обильную милостыню из княжеской казны. Князь жил, по рассказу летописца, «в страхе Божий» и до того проникся чувством гуманности, что не решался даже казнить разбойников, и на вопрос епископов, почему он не казнит их, ответил: «Боюся греха».
Можно, конечно, думать, что летописец идеализирует образ Просветителя Руси, однако должно принять во внимание, что и в памяти народной Владимир остался щедрым и ласковым князем, тем Владимиром Красное Солнышко, которого воспевают и прославляют многочисленные русские былины.
Как война России в Украине повлияла на ее христианский имидж
Блог RAND
комментарий
(The Moscow Times)
Православный священник проводит службу для российских резервистов во время церемонии их отправки на военные базы, в Севастополе, Крым, 27 сентября 2022 года
Фото Алексея Павлишака/Reuters
Райан Бауэр
16 ноября 2022 г.
За последнее десятилетие российское правительство приложило все усилия, чтобы представить себя оплотом христианства и традиционных ценностей. Кремль использовал этот образ религиозности и свои тесные отношения с Русской православной церковью в качестве механизма для продвижения своих интересов внутри страны, а также для развития связей с такими же фундаменталистски настроенными сторонниками за рубежом.
Однако после начала войны в Украине в этой стратегии обмена сообщениями появились заметные трещины. Традиционные религиозные союзники России на Западе начали высказываться против войны и, в частности, против ее поддержки Русской православной церковью. Эта недавняя тенденция к критике и снижение глобальной поддержки как Москвы, так и Церкви представляет собой серьезную и недооцененную проблему для способности России продвигать свои интересы и влияние.
В Соединенных Штатах Россия уже давно пользуется поддержкой различных групп и деятелей консервативных христианских общин Америки. В этих общинах Путин и церковь успешно зарекомендовали себя защитниками христианских ценностей, готовыми бороться с тем, что многие прихожане на Западе считают моральным упадком. Российская пропаганда подкрепляла это восприятие, а также предполагаемую опасность либерализма, продвигаемого западными правительствами, который Россия изображает как угрозу консервативным идеалам.
В 2013 году, после того как Путин подписал закон, запрещающий пропаганду «нетрадиционных отношений» среди несовершеннолетних, многие видные религиозные деятели в США приветствовали эту инициативу. Франклин Грэм III, известный евангелист, похвалил закон как свидетельство приверженности России традиционным ценностям, в то время как Соединенные Штаты «отреклись» от своего «морального лидерства». На самом деле, недавно принятый во Флориде законопроект «Не говорите, что вы гомосексуалисты» перекликается с российским законом 2013 года.
С началом войны на Украине в российской стратегии обмена сообщениями появились заметные трещины.
Поделиться в Твиттере
В преддверии войны на Украине российская стратегия заручиться поддержкой Запада с помощью религиозных средств, похоже, принесла свои плоды. Такер Карлсон в прямом эфире спросил, почему американцы должны ненавидеть Россию; Стив Бэннон в своем шоу утверждал, что мы должны хвалить Путина за его анти-ЛГБТ-политику и за то, что он «против проснулся». Даже после начала войны религиозные деятели, такие как американские лидеры русских православных соборов в Соединенных Штатах, повторяли российские тезисы, возлагающие вину за войну как на Украину, так и на Соединенные Штаты.
И тем не менее, в России и ее Церкви после первого вторжения образовались трещины в поддержке. Например, вскоре после начала войны более 150 православных священнослужителей опубликовали открытое письмо с призывом к немедленному прекращению войны, заявив, что украинцы должны быть свободны в своем выборе. Хотя это всего лишь небольшая часть из тысяч православных священнослужителей России, она представляет собой нехарактерный разрыв в церковном послании и идет вразрез с нарративами, исходящими из Кремля и церковного руководства.
Патриарх Кирилл, лидер Русской православной церкви, с самого начала непоколебимо поддерживал войну и стремился оправдать действия Путина религиозной целью, изображая войну в проповедях как «апокалиптическую битву». против зла».
Тем не менее, Церковь отстранила от занимаемой должности второго по значимости деятеля, митрополита Илариона, после того, как в январе, за целый месяц до ее начала, он выразил несогласие с войной. Кирилл даже зашел так далеко, что признал растущий раскол с Русской православной церковью, объяснив, как он «понимает» решение Украинской православной церкви, которая исторически была связана с его церковью, разорвать связи.
В Соединенных Штатах также есть несколько признаков уменьшения поддержки России со стороны ее традиционных американских христианских союзников. Всего за неделю до вторжения России Франклин Грэм написал в Твиттере, чтобы христиане молились за Путина, чтобы Бог убедил его избежать войны. С февраля Грэм выступает против войны и поддерживает западные санкции против России. Гуманитарная организация Грэма «Сумочка самаритянина» также работает в Украине для оказания помощи украинским солдатам и мирным жителям.
Брайан Фишер, бывший директор Американской семейной ассоциации, в прошлом защищавший действия Путина, недавно похвалил украинцев за их борьбу, назвав ее «христианской революцией». Православная церковь в Америке (ПЦА) перешла от призыва к миру к прямому обвинению в войне России, утверждая, что «ни один христианин не может оставаться беспристрастным или равнодушным перед лицом страданий или хранить молчание перед лицом такого зла, которое совершается ».
Лидер ПЦА митрополит Тихон ясно выразил антироссийские и проукраинские взгляды своей церкви, заявив в интервью, что «когда кто-либо пытается оправдать российское вторжение в Украину, указывая на западный упадок, это всего лишь доказывая собственную моральную несостоятельность».
Даже во всем мире Всемирный совет церквей, который представляет более 580 миллионов христиан, осудил роль России в войне на Украине, а также «неправильное использование религиозным языком и авторитетом Русской православной церкви для ее оправдания».
Поддержка России и ее войны сохраняется среди многих религиозных консерваторов как в России, так и в Соединенных Штатах, хотя в последнем случае сторонников, как правило, меньше, и они находятся дальше от политической периферии.
Поделиться в Твиттере
Безусловно, поддержка России и ее войны сохраняется среди многих религиозных консерваторов как в России, так и в Соединенных Штатах, хотя в последнем случае сторонников, как правило, меньше, и они ближе к политической периферии. Эти приверженцы до сих пор считают Путина и его войну средством сохранения белого христианского мира, а Украину считают злым местом из-за того, что она навязывает своим гражданам «идеологии пробуждения». Но значительное большинство христиан в Соединенных Штатах и других странах мира теперь, несомненно, считают внешнюю политику России и поддержку этой политики Русской православной церковью противоречащими их основным религиозным ценностям.
Этот простой факт свидетельствует о значительном и поразительном снижении влияния как Кремля, так и Русской Православной Церкви. Это также недооцененный стратегический удар, поскольку это население уже давно восприняло эту ранее надежную стратегию обмена сообщениями со стороны российского государства.
Райан Бауэр — старший аналитик по вопросам обороны в некоммерческой беспартийной корпорации RAND.
Первоначально этот комментарий появился на The Moscow Times от 16 ноября 2022 г. Комментарий предоставляет исследователям RAND платформу для передачи идей, основанных на их профессиональном опыте и часто на их рецензируемых исследованиях и анализе.
Авторы
Райан Бауэр
Защитный аналитик
Будьте в курсе
Актуальная политика RANDПолучайте еженедельные обновления от RAND.
Во имя Божие, вперед
Русская православная церковь растратила всю свою благосклонность своим благословением на кровавое поведение Владимира Путина. Ведущая в мире христианская церковная организация должна избавиться от этого.
Всемирный совет церквей (ВСЦ) можно назвать Организацией Объединенных Наций глобального христианства. С момента своего основания в 1948 году глобальный форум, в который входят христиане, не являющиеся католиками всех мастей, собирает свои церкви-члены для серьезных дискуссий по вопросам христианства в современном мире. Русская Православная Церковь является одной из крупнейших церквей-членов ВСЦ, и до сих пор многие из них мужественно выстояли, несмотря на репрессии со стороны советских властей до 19 века.91.
Но сегодня лидеры деноминации неоднократно одобряют насилие в отношении невинных людей. Русская Православная Церковь должна быть исключена из ВСЦ.
Во время холодной войны женевский Совет был настолько влиятельным органом, что власти Варшавского договора проявляли к нему активный интерес. Благодаря умелому использованию духовенства, выступающего в роли агентов КГБ, Советскому Союзу удалось настолько успешно отвлечь внимание от своих преследований христиан (в основном за счет сосредоточения внимания на расовых проблемах в США), что ассамблея ВСЦ осудила последнее, но осталась абсолютно schtum. о бывшем.
Тем временем восточногерманские пасторы, направлявшиеся в ВСЦ, часто получали инструкции из Восточного Берлина о том, что следует говорить, и церковный отдел Штази поддерживал с ними тесную связь. (как подробно описано в моей книге «Божьи шпионы».)
Значимость ВСЦ несколько уменьшилась после того, как окончание холодной войны положило конец таким идеологическим баталиям. Но с 352 церквями-членами, представляющими 580 миллионов христиан в 120 странах, Совет остается мощным институтом. Он представляет такие разные конфессии, как Старокатолическая мариавитская церковь в Польше, Силезская евангелическая церковь Аугсбургского исповедания и Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре. Русская православная церковь, насчитывающая более 160 миллионов членов в России, Украине, Белоруссии, Молдове, Казахстане и некоторых других странах, является одной из крупнейших.
И ВСЦ служит достойному делу: согласно его уставу, церкви-члены «призваны к цели видимого единства в одной вере и едином евхаристическом общении; содействовать их общему свидетельству в деле миссии и евангелизации; заниматься христианским служением, служа человеческим нуждам, разрушая барьеры между людьми, стремясь к справедливости и миру и поддерживая целостность творения; способствовать обновлению в единстве, поклонении, миссии и служении».
Получайте последние новости
Получайте регулярные электронные письма и будьте в курсе нашей работы
Мало признаков того, что эти цели повлияли на заявления Русской Православной Церкви после тотальной агрессивной войны против Украины. Вскоре после того, как осенью Кремль начал мобилизацию 300 000 человек, патриарх Кирилл выразил надежду, что в «этой братоубийственной войне будет убито как можно меньше солдат». Но, добавил он, «если человек умирает при исполнении этого долга, то он, несомненно, совершил поступок, равнозначный жертвоприношению. Они пожертвуют собой ради других. И поэтому мы верим, что эта жертва смывает все грехи, совершенные человеком».
Очевидно, что у мобилизованных мужчин не было иного выбора, кроме как подчиниться (или рисковать арестом, если они попытаются бежать), но как фигура такого высокого ранга и международного положения у Патриарха была некоторая свобода действий. Давая такое отпущение грехов отдельным солдатам, лидер Русской православной церкви потворствовал самой войне и — косвенно — убийствам, пыткам, массовым похищениям людей и нападениям на гражданские объекты, характерным для ее ведения.
Это не внезапное развитие событий. В последние годы Кирилл настолько тесно связался с режимом Владимира Путина, что даже молчание о войне означало бы попустительство ей. Вместо этого он неоднократно выражал поддержку. Как отмечалось в моем предыдущем материале для CEPA, заместитель главы РПЦ — несколько более умеренный и гораздо более талантливый митрополит Иларион — этим летом был сослан на удаленную должность за то, что не последовал открыто примеру своего Патриарха.
Все христиане знают и регулярно заявляют, что ни один христианин не совершенен. Но Русская Православная Церковь не только не может жить по стандарту ВСЦ, живя в видимом единстве в одной вере, работая на миссию и евангелизацию, служа человеческим нуждам, разрушая барьеры между людьми, стремясь к справедливости и миру: ее лидеры активно проявляют их полное презрение к таким христианским ценностям. В нацистской Германии, коммунистических режимах Варшавского договора, в Северной Корее и в современном Китае христиане жили под властью несправедливых, репрессивных правителей. Не каждый — христианин или нет — является героем, и было бы несправедливо, если бы чужаки, свободные от такого риска, требовали сопротивления или мученичества от других. Но хотя Кириллу, возможно, придется пойти на компромиссы с Кремлем, чтобы защитить свою церковь, его публичная поддержка войны выходит далеко за рамки простого сотрудничества.
Настало время, чтобы ВСЦ признал это и приостановил членство Русской Православной Церкви: она не может укрывать воинствующую организацию, которая высмеивает ВСЦ и мировое христианство, даже несмотря на то, что более широкий круг членов стремится жить достойными целями ВСЦ.