Крещение Руси при князе Владимире
Крещение Руси при князе Владимире.
Цель
Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 899 г.
Задачи
Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.
Коррекционно-развивающие: развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал).
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений.
Основные знания
988 год – крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа; заповеди Христа.
Основные термины и понятия
Христианство, крещение, священник, крест.
Оборудование и материалы
Картина В.В. Лебедева «Крещение киевлян», лента времени, карта «Киевская Русь IX – начале XII вв.», телевизор, компьютер.
Ход урока.
Оргмомент.
Сядет тот, кто назовет к какому историческому памятнику относятся представленные предметы.
Вещественные исторические памятники — оружие, домашняя утварь, украшения, картины, одежда.
Устные исторические памятники — предания, легенды, пословицы, поговорки, сказки, былины, народные песни.
Письменные исторические памятники — договоры о мире и торговли, царские грамоты и указы, письма, описания сражений и путешествий, берестяные грамоты.
Повторение пройденного материала.
а) Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей:
Ольга, Олег, Владимир, Игорь, Рюрик, Святослав (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир). (слайд 1)
б) Догадайтесь, кому принадлежат слова:
«Хочу мстить за мужа своего» (Ольга)
«Иду на Вас!» (Святослав)
«Киев – мать городов русских» (Олег). (слайд 2)
Показать столицу Древнерусского государства (Киевской Руси).
Актуализация опорных знаний, объявление новой темы.
Вспомните, как называлась вера восточных славян? (Язычество – вера в разных богов). Славяне были язычниками, то есть верили в разных богов. (слайд 3)
Как славяне изображали своих богов? (Идол – деревянное или каменное изображение богов). (слайд 4)
Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.
У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Сварогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под власть одного князя.
б) запись темы урока в тетради: Крещение Руси при князе Владимире.
Изучение нового материала.
Запись в тетрадях Язычество — вера во многих природных Богов.
а) Работа с историческим памятником (чтение Корсунской легенды)
Избрали послов славных и разумных и сказали им: «Идите к магометянам, немцам и грекам, испытайте веру их». Когда послы возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и сказал им: «Вот пришли посланные нами послы, послушаем же все, что было с ними».
Послы же сказали: «Ходили мы к магометянам, смотрели, как молятся они, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон.
И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: потому что нет на земле такого зрелища и красоты такой. Служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той – ведь каждый человек, если узнает вкус сладости, не возьмет уже в рот горечи. Так и мы не можем уже быть в язычестве».
Почему князь Владимир не выбрал веру магометян?
Что сказали послы князя о вере немцев?
Почему князь Владимир выбрал греческую веру?
Как называлось древнее греческое государство? (Византия).
Показать Византию на карте).
К какому веку относится дата? (10 век).
Это начало, середина или конец века? (конец века)
Отметьте эту дату на ленте времени.
Расскажите, как проходил обряд крещения в Киеве? Показать Днепр на карте.
Найди на иллюстрации священника? Расскажите, что он делает?
Найдите на иллюстрации символы христианства? Как вы думаете, почему крест – символ христианства?
Что дала Руси христианская вера? (Введение христианства принесло стране единство и примирение, так как христианство призывало к покорности, повиновению, любви к ближнему, почитанию старших).
Первичное закрепление нового материала. (слайд 8)
В каком году было принято христианство на Руси? (899 год)
Что такое христианство? Чему учит христианство?
При каком князе произошло крещение Руси?
Откуда пришло христианство на Русь?
Домашнее задание.
- Оргмомент. Психологический настрой на урок. Рапорт дежурного.
- Повторение пройденного материала.
- Актуализация опорных знаний, объявление новой темы.
- Вспомните, как называлась вера восточных славян?
- Как славяне изображали своих богов?
- Подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока?
- Изучение нового материала.
- Почему князь Владимир не выбрал веру магометян?
- Что сказали послы князя о вере немцев?
- Почему князь Владимир выбрал греческую веру? (слайд №11)
- Как называлось древнее греческое государство? (Показать Византию на карте).
- К какому веку относится дата?
- Это начало, середина или конец века?
- Сколько лет прошло с момента принятия христианства?
- . Словарная работа.
- Расскажите, как проходил обряд крещения в Киеве? (Показать Днепр на карте).
- Найди на иллюстрации священника? Расскажите, что он делает?
- Найдите на иллюстрации символы христианства? Как вы думаете, почему крест – символ христианства?
- Что дала Руси христианская вера? (Введение христианства принесло стране единство и примирение, так как христианство призывало к покорности, повиновению, любви к ближнему, почитанию старших, укрепление княжеской власти, Русь получила письменность на славянском языке, открылись школы для детей, строились храмы, принятие одной веры – христианства, равенство всех людей перед Богом, смягчение нравов на Руси).
- Первичное закрепление нового материала.
- В каком году было принято христианство на Руси?
- Что такое христианство? Чему учит христианство?
- При каком князе произошло крещение Руси?
- Откуда пришло христианство на Русь?
- Итог урока. Оценки.
- Домашнее задание. (слайд №25)
- Рефлексия.
Греческая вера называлась христианство. Владимир много раз слышал о христианстве. Христианами называли людей, которые верили в Бога Иисуса Христа.
б) Рассказ учителя о том, как князь Владимир ослеп.
— Почему византийский император вынужден был окрестить князя Владимира? Владимир захватил один из греческих городов – Херсонес — в Крыму. Чтобы закрепить свою связь с христианской Византией, князь Владимир женился на дочери византийского императора Анне.
Найдите 4 абзац стр.126. Чтобы стать христианином, нужно было принять крещение – войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник (человек, который служит Богу) брал в руки крест и крестил им тех, кто вошел в воду. А потом и сам человек накладывал на себя крест рукой: от лба до пояса, от правого плеча к левому плечу. Ведь крест является символом христиан. Таков обряд крещения. (слайд 5)
Запись в тетрадях Христианство — вера в Иисуса Христа
988 год – Крещение Руси при князе Владимире. (слайд 6)
Князь Владимир принял христианство в 988 году (работа с лентой времени).
Физминутка:
Учитель показывает карточки с различными датами. Если дата относится к началу века – учащиеся приседают; если дата относится к концу века – учащиеся хлопают в ладоши:
912 год, 1380 год, 1019 год, 1113 год, 988 год.
в) Рассказ учителя о крещении киевлян (стр. 127, иллюстрация).
(слайд 7)
В Киев князь вернулся с греческим священником. Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с греческими священниками на Днепр (показать на карте), и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев. Священник прочитал молитву и поднял крест над головами киевлян. Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле.
г) Работа с текстом учебника (стр. 128, 1 абзац, стр. 129, 1 абзац).
а) Фронтальная беседа по вопросам:
б) Самостоятельная работа учащихся. (слайд 9)
Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.
_____________________ — вера в Бога Иисуса Христа. Чтобы стать христианином нужно принять _______________ — войти в воду и очиститься. Крещение Руси произошло при князе _____________________ в _______ году.
стр. 129, вопросы 1-3.
Муниципальное специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 8 VIII вида Павлово-Посадского муниципального района Московской области
Открытый урок в 7 классе на тему:
«Крещение Руси при князе Владимире»
Провела учитель истории:
Хмырова Т.В.
Павловский Посад декабрь 2013г
Урок истории. Крещение Руси при князе Владимире. | План-конспект урока (история, 7 класс) по теме:
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида г. Меленки»
Урок истории Отечества в 7 классе на тему:
«Крещение Руси при
князе Владимире»
Методическая разработка
учителя истории:
Дыльдиной Галины Фёдоровны
Тема: Крeщeниe Руси при князe Влaдимирe.
Цель: Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г.
Задачи:
Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.
Коррекционно-развивающие: развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал).
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни.
Основные знания:
988 год – крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа; заповеди Христа.
Основные термины и понятия:
Христианство, крещение, молитва, крест.
Oбoрудoвaниe и мaтeриaлы:
Карта «Киевская Русь IX – начале XII вв. », проверочные тесты, исторический памятник «Корсунская легенда», учебники, карточки для физминутки, мультимедийная презентация, карточки для работы в парах.
Тип урoкa: комбинированный.
Ход урока.
(слайд №1)
Сядет за парту тот учащийся, кто назовет один из исторических памятников, по которым изучается прошлое людей.
1.1. Вещественные исторические памятники (оружие, домашняя утварь, монеты, украшения, картины, одежда, мебель, орудия труда, дома, дворцы, храмы).
1.2. Устные исторические памятники (предания, легенды, пословицы, поговорки, сказки, былины, народные песни).
1.3. Письменные исторические памятники (договоры о мире и торговли, царские грамоты и указы, письма, описания сражений и путешествий, берестяные грамоты).
2.1. Фронтальная беседа.
— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
— Что вы узнали с предыдущего урока?
— Показать территорию Киевской Руси (по настенной карте).
2.2. Проверочный тест.
(слайд №2)
Задание 1. Oтмeтьтe, с кaким из нaзвaнных нижe нaрoдoв вoeвaлa Русь в IX – XII вв.
Немцы, хазары, белорусы
Задание 2. Из чьего черепа выползла змея укусившая князя Олега?
Коня, собаки, варяга
Задание 3. Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей:
Ольга, Олег, Владимир, Игорь, Рюрик, Святослав.
Задание 4. Догадайтесь, кому принадлежат слова:
«Хочу мстить за мужа своего»
«Иду на Вас!»
«Киев – мать городов русских»
Показать столицу Древнерусского государства (Киевской Руси).
— Мoлoдцы! Вы спрaвились со всеми заданиями, а значит, хорошо запомнили темы прошлых уроков.
3.1. Вводное слово учителя.
(слайд №3, №4)
Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.
У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Сварогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога. При нём Русь стала христианской.
3.2 Запись темы урока в тетрадь.
(слайд №5)
«Крещение Руси при князе Владимире».
(слайд №6, №7, №8, №9, №10)
4.1 Работа с историческим памятником (чтение Корсунской легенды).
Избрали послов славных и разумных и сказали им: «Идите к магометянам, немцам и грекам, испытайте веру их». Когда послы возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и сказал им: «Вот пришли посланные нами послы, послушаем же все, что было с ними».
Послы же сказали: «Ходили мы к магометянам, смотрели, как молятся они, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон.
И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: потому что нет на земле такого зрелища и красоты такой. Служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той – ведь каждый человек, если узнает вкус сладости, не возьмет уже в рот горечи. Так и мы не можем уже быть в язычестве».
Греческая вера называлась христианство. Владимир много раз слышал о христианстве. Христианами называли людей, которые верили в Бога Иисуса Христа. Владимир захватил один из греческих городов – Херсонес — в Крыму. Чтобы закрепить свою связь с христианской Византией, князь женился на дочери византийского императора Анне и крестился в Херсонесе в 988 году.
(слайд №12, №13)
Христиане – люди, которые верили в Бога Иисуса Христа.
Физминутка:
Учитель показывает карточки с различными датами. Если дата относится к началу века – учащиеся приседают; если дата относится к концу века – учащиеся хлопают в ладоши:
912 год, 1380 год, 1019 год, 1113 год, 988 год.
4.3. Рассказ учителя о крещении киевлян (стр. 127, иллюстрация).
(слайд №14, №15, №16, №17)
В Киев князь вернулся с греческим священником и принцессой Анной. Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с греческими священниками на Днепр (показать на карте), и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев. Чтобы стать христианином, нужно было принять крещение – войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник (человек, который служит Богу) произносил молитву, брал в руки крест и крестил им тех, кто вошел в воду. А потом и сам человек накладывал на себя крест рукой: от лба до пояса, от правого плеча к левому плечу. Ведь крест является символом христиан. Таков обряд крещения.
(слайд №18, №19, №20, №21)
После крещения киевлян Владимир приказал строить по всему городу храмы на месте кумиров, открывались школы для детей.
Постепенно христианство было введено на всей русской земле.
4.4. Словарная работа. (слайд №22)
Крест – символ христианства.
Крещение – обряд принятия христианства.
Молитва – слова, обращённые к Богу.
Христианство – это вера в Бога Иисуса Христа.
4.5. Работа по Заповедям. (слайд №23)
— Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые должны соблюдать люди.
1) Не убий.
2) Не будь завистлив.
3) Не укради.
4) Не обманывай.
5) Люби ближнего своего.
6) Просящему у тебя – дай.
7) Прощай людям ошибки и грехи их.
8) Почитай отца и мать своих.
9) Не веди распутную жизнь.
10) Не желай зла другим.
4.6. Работа с текстом учебника (стр. 128, 1 абзац).
(слайд №24)
5.1. Фронтальная беседа по вопросам:
5.2. Работа в парах (по карточкам).
Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.
_____________________ — вера в Бога Иисуса Христа. Чтобы стать христианином нужно принять _______________ — войти в воду и очиститься. Крещение Руси произошло при князе _____________________ в _______ году.
стр. 129, вопросы 1-3, индивидуальное задание: сообщение «Первые русские монастыри».
— Что сегодня на уроке вы узнали нового?
— Понравился ли вам урок?
— Что ещё хотелось бы узнать?
Князь Владимир взял курс на православие и построение государства нового типа в России
28 июля 2017 года наша страна отмечает 1029-летие Крещения Руси и 1002-летие со дня кончины свт. апостолов князя Владимира, который ввел христианское православие на Руси. На сайте Президентской библиотеки представлены десятки рукописей и научных работ разных лет. Они наблюдают введение христианства на Руси и предшествовавший этому непростой выбор Владимиром Красно Солнышко (рубиново-красное солнце) приемлемой для его государства религии.
Датой крещения Киевской Руси считается 988-й год. Именно в этом году князь Владимир Красно Солнышко прошел обряд освящения водой и принял новую христианскую веру в Корсуни. В редкой книге Ивана Некрасова 1888 года Святой Великий Равноапостольный князь Владимир: история из русской истории рассказывает, как все было: «Иду чин крещения пройти. Перед этим я испытал ваш канон. Мне нравится твоя вера, о ней мне рассказали некоторые люди, приехавшие к тебе из Киева от имени меня и моего народа».
Еще до Владимира, по преданию, учение Христово принес на Русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Отплыл по реке дальше в горы — туда, где ныне город Киев… Апостол встал утром и сказал своим последователям: «Видите ли вы эти горы? На них явится благодать Божия: здесь будет великий город. По воле Божией здесь будет основано множество церквей». После этих слов апостол взошел на горы и благословил их. Потом воздвиг над ними крест», — по упомянутому выше изданию Святого Великого равноапостольного князя Владимира: рассказ из русской истории, основанный на рассказе летописца из «Повести временных лет».
Однако пророчество апостола было еще далеко от осуществления. «Наши предки не признавали христианской веры, верили в русалок, леших и лесных духов, поклонялись идолам… Некому было их учить!» — свидетельствует составитель «Немногих рассказов сельского учителя: начало России» Н. Фрейман в своей книге 1894 года, электронная копия которой доступна на сайте Президентской библиотеки.
Князь, выросший в период язычества, со временем стал задумываться о роли религии в становлении сильного государства. «Владимир не был закоренелым убежденным язычником; он не доводил вероучения своей религии до самопожертвования. Можно смело сказать, что умного князя это не удовлетворило, и он не имел твердой веры в идолопоклонство», — пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий святой князь Владимир» 1888 года, размещенном на сайте Президентской библиотеки.
«Владимир созвал бояр и старейшин города и сказал им: «Болгары пришли ко мне и говорят: примите наш канон; потом пришли иудеи, за ними пришли греки, проклинали все другие каноны, хвалили свои; они сказали, что есть иной свет, и что кто примет их веру, после того, как умрет, он снова оживет и тогда уже никогда не умрет; а кто примет другой канон, тот сгорит в огне на том свете», — описывает процесс выбора веры К. Бестужев-Рюмин в своем труде «О Крещении Руси, святом Владимире, его сыновьях и Печерском монастыре 19 века».10.
Укрепление государства потребовало принятия единой для всех веры. Это стало возможным только благодаря усилиям и воле святого равноапостольного князя Владимира. Он взял на себя труд изучить все четыре основные религии, осмыслить и привить на Руси христианство по византийскому образцу в противовес Риму. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимиром православия, стали политические амбиции Римской церкви. Ее господство над светской властью для киевских князей было совершенно неприемлемо.
Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описаны в «Повести временных лет», комментированной А. Шахматовым в ее издании 1916 года. Об этом узко и ярко рассказал В. Ключевский в своем курсе лекций по истории Древней Руси — электронная копия этих изданных в 1885 году лекций в настоящее время доступна на сайте Президентской библиотеки.
Население поначалу встретило крещение Руси скорее негативно, чем восторженно, как и многие другие реформы. «Люди, ослепленные языческим невежеством, смотрели на книжное учение, как на чародейство, и милость Владимира казалась ему несчастьем», — по свидетельству О Крещении Руси, св. Владимире, детях его и Печерском монастыре. Народ сохранил на протяжении многих веков свои языческие верования и обряды, тем не менее подвижничество Владимира принесло неоспоримые результаты: Россия стала успешно развиваться как православная страна.
Историческое значение крещения Руси для укрепления и развития государства невозможно переоценить. После 988 г. Россия как христианское государство могла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими европейскими странами, что укрепило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси была постепенная консолидация общества на основе духовной общности; налицо общее смягчение нравственных нравов, стремление к просвещению.
Православная Россия развивалась, сохраняя свою самобытность и суверенитет.
Путин и Православная церковь: как его вера формирует его политику — Theos Think Tank
В свете недавних событий вокруг Украины мы повторно публикуем этот отрывок из книги «Могучий и Всемогущий» (2017 г.), в которой Бен Райан рассматривает необычные симбиотические отношения с Православной Церковью. 02.16.2022
Биография Немногие крупные мировые лидеры смогли создать настолько загадочную или малоизвестную публичную личность, как Владимир Путин. Помимо ряда основных фактов, любые детали жизни, взглядов и даже карьеры Путина в значительной степени преднамеренно замалчиваются, мифологизируются и интерпретируются в высшей степени пристрастно. Биографии в значительной степени основаны на интервью с врагами или близкими союзниками, а также на официально санкционированной и тщательно обнародованной информации.
Собственные заявления Путина очень обдуманны; кажется, все согласны с тем, что он редко использует слова без тщательного рассмотрения эффекта, который он производит. Ближе всего к автобиографии Путина, Первое лицо [ii] ( От Первого Лица) Типичным примером является . Это не автобиография, а подборка тщательно подготовленных интервью на определенные темы с проверенными российскими журналистами.
Это персонаж, который, возможно, намеренно очаровывает и пугает западную аудиторию, образ, чуждый всему, что кто-либо на Западе хотел бы изобразить. Путин культивирует образ жесткого человека. Многое известно о его детских ссорах в квартале с местными бандами, о занятиях боевыми искусствами (хобби, которое он до сих пор поддерживает), о сотрудниках КГБ и, наконец, о сильном человеке, готовом противостоять тем, кто хочет ослабить Россию, будь то внутренние (олигархи, чеченцы) или внешние (НАТО).
При этом некоторые детали его жизни ясны. Он родился в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) в октябре 1952 года в семье Владимира и Марии. Его отец был советским патриотом, тяжело раненным в блокадном Ленинграде, мать также пережила всю блокаду. История, которую рассказал Путин, состоит в том, что вскоре после рождения он был крещен в младенчестве, его мать, по-видимому, была убежденной христианкой, что, если это правда, хотя и не неслыханно, тем не менее было бы довольно смело во времена, когда религия была запрещена.
Будучи хорошим, но не выдающимся учеником, Путин в подростковом возрасте очень любил боевые искусства, особенно дзюдо и самбо. Очевидно, он был настоящим талантом, выигрывал трофеи и неустанно тренировался. Он поступил в университет, чтобы изучать право, и у него возникло желание присоединиться к КГБ. Он достиг этой цели после выпуска в то время, когда будущий премьер-министр Юрий Андропов был главой КГБ, человеком, которого Путин, судя по всему, до сих пор высоко ценит. Несмотря на сторонников теории заговора, Путин, похоже, не был особенно выдающимся агентом. Он провел несколько лет, работая в Москве, прежде чем его отправили в Восточную Германию для работы в контрразведке в Дрездене.
его единственный опыт за пределами России. По его собственным словам, он работал в политической разведке, собирая разведданные о партиях и политиках. Он отрицает более экзотические истории, например, о том, что он получил документацию по конструкции истребителей «Еврофайтер» или что он руководил Гансом Модровым, известным политиком из Восточной Германии.80 лет и женился на ней в 1982 или 1983 году[iv]
Путин и его семья своими глазами видели конец коммунизма в Германии, но стали свидетелями последствий перестройки и гласности дома только на расстоянии. Говорят, что его чувство покинутости, поскольку советская система не смогла поддержать его офис после падения Берлинской стены, было острым. Масштабная распродажа государственных активов в первые годы правления администрации Ельцина завершила эффект — и, возможно, в какой-то мере объясняет навязчивую идею воссоздания сильной России и российской зоны влияния.
Путин вернулся в Россию и, получив юридическое образование, пришел работать в Санкт-Петербург к Анатолию Собчаку – человеку, который впоследствии стал ключевым покровителем и союзником.[v] Некоторые считают, что КГБ поручил ему следить за опасной Собчак.[vi] Другие сообщают, что, хотя Путин сохранил свою резервную роль в КГБ, ему не было поручено следить за Собчаком, но его рекомендовал союзник, и он не выполнял никаких разведывательных функций.[vii] Какова бы ни была правда, нет никаких сомнений в том, что Путин вскоре оказался ценным активом для Собчак и сыграл ряд все более значительных ролей в начале 19-го века.90-х, завоевав репутацию посредника, так и не зарекомендовав себя ни на каких выборах.[viii]
Если то, как Путин пришел работать на Собчак, несколько окутано тайной, то как он стал частью ельцинской[ix]
внутренний круг и возможный преемник еще более любопытны. В 1996 году, после того как Собчак потерял власть в Санкт-Петербурге, Путин уехал в Москву и получил прорыв в центральном правительстве через другого союзника, Павла Бородина.
Став президентом, Путин успешно занимал этот пост с 2000 г., за исключением четырехлетнего перерыва в 2008–2012 гг., когда его союзник Медведев[xi]
держал бразды правления до тех пор, пока Путин снова не получил права (Путин в то время был премьер-министром). За время своего пребывания на посту президента Путин добился заметных успехов. Несмотря на все эти опросы общественного мнения (да и некоторые опросы на выборах) подвергались сомнению в их подлинности[xii].
Кажется мало сомнений в том, что у Путина есть значительная база поддержки и удивительно высокий уровень популярности для человека, который находится у власти так долго.
Политическая власть олигархов в значительной степени ограничена. Среди группы, которой удалось избавиться от огромных долей ранее принадлежавшей государству промышленности за малую часть их реальной стоимости, некоторые из них были фактически сосланы, заключены в тюрьму или вынуждены продать большую часть своей прибыли обратно государству или другим олигархам, более благосклонным к Путину. Если в российском бизнесе по-прежнему доминирует небольшая группа олигархов, они, по крайней мере, на собственном горьком опыте научились держаться подальше от политической сферы.
С точки зрения внешней политики возросшая уверенность России была очевидна задолго до недавнего украинского кризиса. Будь то военные действия в Грузии или решающая роль, которую Путин сыграл в споре 2013 года о возможности международных действий в Сирии, Россия была готова играть все более заметную роль в последние годы. Решение об аннексии Крыма является лишь последним в череде усилий по укреплению российской сферы влияния и противодействию предполагаемому посягательству со стороны НАТО и ЕС.
Путин вызывает большой страх на Западе.[xiii] Сочетание агрессивного национализма, возросшей уверенности в своих силах, внутренних репрессий и вопросов прав человека и, конечно же, сохраняющегося ядерного потенциала представляет собой опасный коктейль. Несмотря на это, Путин был удивительно успешным президентом и сегодня является одним из самых влиятельных мировых лидеров.
Вера и политика ПутинаЛичная вера
Путин стремился представить себя человеком серьезной личной веры. Эта тенденция, кажется, стала более выраженной за время его пребывания в должности. Циники предполагают, что все более уверенное утверждение веры является частью более широкой тенденции поиска националистической повестки дня по мере снижения экономических показателей. Тем не менее, даже относительно рано в своем президентстве Путин время от времени говорил о своей вере и уже установил тесные связи с некоторыми представителями духовенства в начале 2000-х, когда его популярность была на пике.
Во время первых встреч с тогдашним президентом США Джорджем Бушем Путин, безусловно, уделял много внимания своей личной вере, демонстрируя маленький алюминиевый крест, который он носил на шее, и уделяя большое внимание своей христианской приверженности. Судя по всему, Буш был, безусловно, впечатлен — он рассказал о встрече в своей книге « точки принятия решений». [xiv] Буш, конечно, славился собственной евангельской верой, и вполне возможно, что Путин делал на этом акцент именно для того, чтобы завоевать друга в лице президента США. Однако история этого крестильного креста неоднократно упоминалась Путиным и занимает видное место в отрывке из биографии, написанной Хатчинсом и Коробко[xv] 9.0003
Рассказывают, что этот нательный крестик был подарен Путину его матерью-христианкой, когда она тайно крестила его в начале 1950-х годов, и с тех пор он, по-видимому, представляет для него большую сентиментальную ценность. Путин не носил его, когда был действующим сотрудником КГБ, но сообщает, что «в 1993 году, когда я работал в Ленинградском горсовете, я ездил в Израиль в составе официальной делегации.
История приобретает мифический элемент, однако, в рассказе о пожаре на даче семьи Путина . [XVII] Согласно этой истории, собственность сгорела в середине 90-х годов, уничтожив многие важные вещи семьи, включая большую часть их денег.
Однако крест пережил пожар и был возвращен Путину одним из пожарных. Если рассказ кажется необычным, тем не менее он часто повторяется. На самом деле он имеет близкое сходство с древнерусским религиозным мифом, в котором говорится, что икона святителя Николая невосприимчива к огню.[xviii]
Является ли эта коннотация преднамеренной или нет, а история о путинском кресте мифической конструкцией, поразительно, что эта история является частью официального нарратива о вере Путина. Путин, безусловно, хочет изобразить сильную личную веру, примером которой являются эти истории.
Есть основания полагать, что это выходит за рамки циничной самооценки. Безусловно, на протяжении многих лет у Путина были близкие отношения с архимандритом Тихоном, настоятелем Сретенского монастыря. На самом деле это родство настолько близко, что есть те, кто нарисовал бы Тихона серым кардиналом .
Конечно, Тихон, бывший студент-киновед, с репутацией духовного целителя, похоже, несколько лет служил духовником Путина. Один биограф предполагает, что Тихон, вероятно, знает о жизни Путина больше, чем кто-либо другой[xix].
Он также является священником с довольно выдающимися политическими взглядами, публично критиковавшим демократию как силу, ослабляющую страну и ее духовную основу, высказывался в пользу цензуры как необходимого инструмента и работал известным общественным медиа-деятелем. Он определенно извлекал выгоду из отношений с Путиным и другими видными политическими деятелями, обеспечив себе череду новых должностей и повышений в последние годы. Однако сам он всегда стремился дать понять, что Путин в значительной степени сам себе человек,
и, конечно же, несмотря на всю близость их отношений, Путин не стал (по крайней мере, пока) полностью поддерживать тихоновскую модель церковно-государственных отношений. Однако в 2007 году они тесно сотрудничали в процессе воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, и в течение многих лет продолжались спекуляции о степени их влияния друг на друга[xx] 9.0003
Тихон ранее сообщал, что Путин ежедневно молится в небольшой часовне рядом с администрацией президента. Мать и бывшая жена Путина, безусловно, были религиозными людьми, и утверждение о том, что Путин регулярно молится, вполне правдоподобно. Что касается общей картины личной веры Путина, то, признавая обычные проблемы, когда дело доходит до отделения правды от мифа и управляемого общественного имиджа, мы можем, по крайней мере, увидеть, что Путин хочет изобразить образ человека с преданной личной верой. .
Политика и вера на службе государства
Споры об отношениях между Православной церковью и политической властью не новы. На самом деле, он восходит к Великому расколу 1054 года и даже к выработке отношений христианства с властью при Константине, первом христианском императоре Римской империи. Российское государство и его предшественники в царской империи,
Московия и Великое княжество Киевское приняли траекторию религии и власти, которая не следовала траектории католической или протестантской Европы. Церковь даже в большей степени, чем устоявшиеся церкви Западной Европы, полностью входила в структуру правительства. Отчасти именно эта тесная связь с правящей системой государства помешала Православной церкви в России (в отличие от других европейских церквей) выступать в качестве критического или независимого голоса и отчасти объяснила большевистскую революцию.
При коммунизме Церковь представляла угрозу государству как орган, тесно связанный с властными структурами, соперничающий с идеологией и способный вызвать любовь и поддержку значительной части населения России. Однако известно, что Путин считает такое отношение ошибкой со стороны СССР. Церковь для Путина имеет важное и мощное значение в формировании сильного Российского государства. При Путине церковь и национализм все теснее объединяются. Церковь играет мощную роль в поддержке истинной политической идеологии Путина – его идентичности как государственный [xxi] или
«статист». «Русская идея», описанная Путиным в его так называемом «Послании тысячелетия», произнесенном в 1999 году и до сих пор считающейся ядром его политической модели,
включает в себя патриотизм, коллективизм, солидарность и державность (судьба быть великой державой). Религия, даже если бы Путин сам не был религиозен, имеет очень четкую и очевидную инструментальную ценность для достижения этих целей.
Это инструментальное использование Церкви неоднократно наблюдалось как внутри, так и, все чаще, снаружи. Внутри,
Путин много сделал для поощрения и поддержки роста Церкви и сдерживания прозелитской деятельности других религиозных организаций (Свидетелям Иеговы и пятидесятническим группам было очень трудно зарегистрироваться в качестве официальной религиозной группы в России, и они изображаются как угроза безопасности Российского государства[xxii]). Под присмотром Путина были восстановлены иконы и церковные колокола, которые были проданы или вывезены контрабандой из России при коммунизме[xxiii].
церкви были построены или перестроены (и особенно огромный Храм Христа Спасителя в Москве[xxiv])
при этом олигархов и местный бизнес всячески поощряли (даже якобы принуждали[xxv])
в финансирование работ.
Это также можно увидеть в образовании, где православная культура теперь является частью школьной программы и даже все чаще находится в прямом контроле популярных СМИ. Правительство Путина сильно подозревают в фиксации результатов опроса 2008 года на звание «величайшего русского» в пользу Александра Невского, воина, который противостоял иноземным захватчикам как князь новгородский, великий князь киевский и великий князь владимирский, а позже был провозглашен Православный святой.
Независимые опросы показали, что этот результат, вероятно, был сфальсифицирован. Это, конечно, в некотором роде делает результат более интересным как пример того, кого российское правительство хочет, чтобы люди ценили — человека, обладающего как национальной гордостью, так и религиозным авторитетом.
Внешне эти инструментальные отношения также приобретают все большее значение. Путин сыграл роль в воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, в процессе создания эффективного инструмента внешней политики[xxvi]. Поскольку Путин стремился укрепить чувство этнической и языковой русскости даже за пределами Федерации, Церковь была ценной частью этого процесса. Цитата из Патриарха Кирилла[xxvii] иллюстрирует этот пункт:
«Патриарх является хранителем внутреннего единства Церкви и,
вместе с братьями по епископату, блюститель чистоты веры… Патриарх – защитник канонических границ Церкви.
Это министерство приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на территории «исторической России».
Уважая их суверенитет и заботясь об их благополучии, Патриарх призван в то же время заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между людьми, проживающими в этих странах, во имя сохранения той системы ценностей, которую одна православная цивилизация Святой Руси являет миру».
Конечно, это ощущение «канонических границ», выходящих за пределы нынешних границ Федерации, несколько раз использовалось риторически — в частности, в связи с российскими операциями на Украине и аннексией Крыма. Недвусмысленно отмечалось особое значение Крыма в истории русского православия как места принятия православия и крещения великим князем Владимиром. Путин отметил, что «его духовный подвиг принятия Православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Белоруссии». Этот нарратив об объединении русских народов, определяемый языком и религией, стал растущей тенденцией, в которой Московский Патриарх и Президент взаимно усиливают друг друга. Церковь мобилизовалась как часть защиты этой политики и государства в более широком смысле, создав концепцию «духовной безопасности». В официальных церковных документах духовная безопасность теперь является официальной миссионерской деятельностью Православной Церкви в России, поддерживая смелое идеологическое видение роли Церкви в обществе и политике[xxviii] 9. 0003
При этом, конечно, возникает ощущение, что другие религиозные группы подрывают безопасность государства. Как управлять другими конфессиями в России стало новой политической проблемой. При коммунизме все религии были одинаково незаконны; при Путине пришлось выработать более сложные отношения. Мусульманское население России значительно, хотя и трудно подсчитать точно, с цифрами, колеблющимися в различных опросах от 5 до 10 процентов от общей численности населения.[xxix] Это население, конечно, особенно распространено на юге страны и в Чечне.
Чеченцы представляют особую проблему как сепаратистская националистическая группа, имеющая тесные связи с исламскими экстремистскими группировками, включая Аль-Каиду и Исламское государство. Подобные конфликты сейчас существуют в регионах России на Северном Кавказе. В 2007 году был создан Эмират Кавказ, хотя его лидеры в настоящее время в основном перешли на сторону Исламского государства.[xxx]
Ответом Путина (да и его предшественника Бориса Ельцина) на эти угрозы были решительные военные действия. Было две чеченские войны, одна,
при Ельцине, с 1994 по 1996 год и один при Путине в 1999–2000 годах. В обоих случаях российские военные смогли восстановить контроль только после ожесточенных боев и гибели тысяч солдат и мирных жителей. В 2000 году Путин заявил, что его «историческая миссия… состоит в урегулировании ситуации на Северном Кавказе»[xxxi].
Это довольно амбициозная цель, которая, похоже, с тех пор только усилилась и может стать особенно трудным испытанием для путинского инструментального использования церкви.
В общем, у Православной церкви и Путина довольно необычный симбиоз. Путин позволил церкви вернуться на видное место и поддержал ее беспрецедентным со времен революции способом. Церковь, в свою очередь, оказала некоторую интеллектуальную и культурную поддержку путинскому государственническому видению России и более широкой российской сферы влияния.
Остается открытым вопрос, на который, по-видимому, невозможно ответить: в какой степени Путин был вдохновлен ресурсами, предоставленными православием в его модели, или же его этатистская модель просто использует предоставленные ресурсы там, где может их найти. Конечно, Путин, похоже, все больше и больше использует церковь в качестве инструмента для поддержки своих действий дома и за рубежом.
— однако примечательно, что он решил это сделать. Ни один другой российский лидер со времен царей не чувствовал необходимости или желания поступать так. Даже Ельцин, также исповедовавший номинальное христианство и желание переписать некоторые слабости распадающегося СССР, мало пытался вовлечь в это Церковь.
Как и многие политические соперники Путина. Это во многом беспокоит Путина, и, учитывая это, было бы слишком упрощенно предполагать, что весь этот материал веры является лишь инструментом. Кажется, существует некий законный смысл взаимодействия между православной мыслью, верой и политикой и политической моделью Путина.
Некоторые оппоненты Путина, похоже, так и видят. Когда Pussy Riot, феминистская панк-анархистская группа, устроила одно из своих выступлений в знак протеста против Путина, правительства и истеблишмента, примечательно, что место их провокационного жеста находилось внутри Московского собора. Трудно представить себе другого светского европейского лидера, для которого самым символическим нападением стала бы церковь в соборе, и это, по крайней мере, является ярким примером тесных симбиотических отношений между президентом и
его политика и его вера.
Могучий и Всемогущий можно приобрести здесь
Заинтересованы в этом? Поделитесь им в социальных сетях. Подпишитесь на нашу ежемесячную электронную рассылку, чтобы быть в курсе наших последних исследований и событий. И ознакомьтесь с нашей программой Друзья , чтобы узнать, как вы можете помочь нашей работе.
[i] Хилл и Гэдди отмечают: «Удивительно — почти трудно поверить — что за 15 лет не было опубликовано ни одной содержательной биографии президента Путина на русском языке». (Хилл и Гэдди, Г-н Путин: оперативник в Кремле, исправленное издание ( Brookings Institution Press, 2015), с. 6).
[ii] Владимир Путин, Наталья Геворкян, Наталья Тимакова и Андрей Колесников, Первое лицо: удивительно откровенный автопортрет президента России, 1-е изд. (PublicAffairs, 2000)
[iii] См. стр. 72–73 там же .
[iv] Счета расходятся во мнениях, но это не редкость для советских браков, которые часто плохо регистрировались.
[v] Собчак стал депутатом в последние несколько лет существования СССР, а затем мэром Санкт-Петербурга в 1990 году. Авторитарный и прагматик, он окончательно потерял эту роль после поражения на выборах в 1996 году. самых значимых политиков, когда-то союзника, а когда-то угрозы Борису Ельцину. Он стал одним из главных союзников Путина, поскольку его бывший протеже стремился к президентству, пока не умер при подозрительных обстоятельствах от сердечного приступа в 2000 году.
[vi] Версия, записанная Хатчинсом и Коробко0033 Путин (издательство Traubador, 2012).
[vii] Версия, включенная в издание в мягкой обложке Мистер Путин: оперативник в Кремле ( Hill and Gaddy, 2015) и та, на которую всегда претендовал Путин, например, Первое лицо… (Путин и др. , 2000), стр. 88–89.
[viii] Как раз наоборот: Путин руководил неудавшейся предвыборной кампанией Собчак в 1996 году.
[ix] Борис Ельцин был первым президентом Российской Федерации.
[x] Путин и др., От первого лица: Удивительно откровенный автопортрет президента России, с. 125
[xi] Дмитрий Медведев был президентом Российской Федерации с 2008 по 2012 год и давним союзником Путина, который работал с ним в офисе Собчак в Санкт-Петербурге.
[xii] См. Г-н Путин: оперативник в Кремле (Hill and Gaddy, 2015), издание в мягкой обложке об «усталости от Путина», стр. 230–232.
[xiii] Роджер Бойс, дипломатический редактор The Times , типичным примером этого является ряд статей за последние несколько лет, предупреждающих о возвращении к политике холодной войны, ядерной угрозе и угрозе большой войны.
[xiv] Джордж Буш-младший, Decision Points (Crown Publishers, 2010), с. 96.
[xv] Хатчинс и Коробко, Путин, , стр. 126–128.
[xvi] с. 12 из От первого лица: автопортрет президента России Владимира Путина удивительно Фрэнкса сборник интервью Натальи Геворкян, Натальи Тимаковой и Андрея Колсеникова в переводе на английский язык Кэтрин Фитцпатрик, Связи с общественностью, 2000 г.
[xvii] Загородный дом или дача.
[xviii] См. Райан, Баня в полночь: исторический обзор магии и гадания в России ( Pennsylvania State University Press, 1999).
[xix] Хатчинс и Коробко, Путин, с. 241.
[xx] Например, «Русские видят, что церковь и государство сближаются», New York Times, , ноябрь 2012 г. 39
[xxii] «Религия, государство и гражданское общество», Инна Налетова в Perspective (январь – февраль 2002 г.), том. 12, № 3, с. 2
[xxiii] Хилл и Гэдди, Путин: Оперативник в Кремле, с. 67.
[xxiv] Собор XIX века, разрушенный Сталиным, был перестроен с большими затратами и повторно освящен в 2000 году. по Хилл и Гэдди, Путин: оперативник в Кремле с. 103. Однако в случае с Собором поступали утверждения о серьезном давлении со стороны правительства (как местного, так и национального) на местные предприятия, чтобы они вносили вклад в финансирование или сталкивались с угрозами со стороны налоговых органов.
[xxvi] «Каноническая территория и национальная безопасность: патриарх, президент и прозелитизм в Российской Федерации» Д.Р. Джексон, www.academia.edu (2009), с. 04.
[xxvii] Патриарх Кирилл, мирское имя которого Владимир Михайлович Гундяев, стал Патриархом Московским и всея Руси и Предстоятелем Русской Православной Церкви в феврале 2009 г.
[xxviii] Там же, стр. 05–08.
[xxix] «Олимпийские игры в Сочи привлекают внимание к мусульманскому населению России» — февраль 2014 г., исследовательский центр Pew — http://www.pewresearch.org/fact-tank/2014/02/07/sochi-olympics-shine -в центре внимания-мусульманское-население-россии/ .
[xxx] «Это конец Кавказского эмирата» — Open Democracy, 29 июня 2015 г.