Хождение за три моря век: В каком веке было написано «Хождение за три моря»? 1) XII в. 2) XIII в. 3) XIV в. 4) XV в.

Анализ произведения «Хождение за три моря» Афанасия Никитина — Реальное время

07:00, 06.03.2017

Путешествие Афанасия Никитина: что видел автор и что «подчищали» православные цензоры? Часть 2

Историк Булат Рахимзянов продолжает анализировать «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В сегодняшней авторской колонке, написанной для «Реального времени», он рассматривает уже обратный путь русского купца. Наш колумнист приводит интересные примеры употребления арабских, тюркских и персидских фраз в сочинении. Любопытны и мусульманские мотивы путешественника, которые при всей старательности не смогли окончательно вымарать даже церковные цензоры.

Дорога домой

Вместе с описаниями местностей, которые Афанасий Никитин посетил, он занес в свои записки и замечания о природе страны и ее произведениях, о народе, его нравах, верованиях и обычаях, о народном управлении, войске и т.п.

Индеяне же не едят никоторого же мяса, ни яловичины, ни боранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, а свиней же у них велми много. Ядят же в день двожды, а ночи не ядят, а вина не пиют, ни сыты. А з бесермены ни пиютъ, ни ядят. А ества же ихъ плоха. А один с одным ни пьет, ни есть, ни з женою. А едят брынец, да кичири с маслом, да травы розные ядят, а варят с маслом да с молоком, а едят все рукою правою, а левою не приимется ни за что. А ножа не дрьжат, а лжицы не знают. А на дорозе кто же варит себе кашу, а у всякого по горньцу. А от бесермен крыются, чтоб не посмотрил ни в горнець, ни въ еству. А толко посмотрит, ино тое ествы не едят. А едят, покрываются платомъ, чтобы никто не виделъ его.

А жоны их с мужи своими спят в день, а ночи жены их ходят спати к гарипом да спят с гарипы, да дают имъ алафу, да приносят с собою еству сахарную да вино сахарное, да кормят да поят гостей, чтобы ее любил, а любят гостей людей белых, занже их люди черны велми. А у которые жены от гостя зачнется дитя, и мужи дают алафу; а родится дитя бело, ино гостю пошлины 300 тенекъ, а черное родится, ино ему нет ничего, что пилъ да елъ, то ему халялъ.

Интересный абзац. Гарип — чужеземец, иностранец. По Никитину выходит, что белому иностранцу индийские мужья разрешали спать со своей женой, и если родится белый ребенок, так еще и доплачивали 300 денег. А если черный — то только за еду! Своеобразные нравы.

Изучив индийскую действительность изнутри, Афанасий Никитин пришел к выводу о бесперспективности дальнейших «исследований рынка», потому как с его купеческой точки зрения взаимный коммерческий интерес Руси и Индии был крайне скуден.

Поэтому в конце 1471 — начале 1472 года Афанасий Никитин принимает решение покинуть Индию и возвращаться домой на Русь.

Город Дабул стал последней точкой индийского путешествия А. Никитина. В январе 1473 года Никитин сел в Дабуле на судно, которое после почти трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский полуострова доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 года достиг турецкого Трапезунда. «Таможня» этого черноморского порта выгребла у нашего путешественника все добро (в том числе и индийские самоцветы), оставив его ни с чем. Дневника при этом не тронули.

Далее по Черному морю А. Никитин добирается до Кафы (Феодосии). Потом через Крым и литовские земли — на Русь. В Кафе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошелся с богатыми московскими «гостями» (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475 года), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север становилось все холоднее. Видимо, сильно простудившись или по какой-либо другой причине Афанасий Никитин слег и умер где-то в районе Смоленска, который условно считается местом его последнего упокоения.

Ценность трактата Афанасия Никитина

В тексте многократно встречаются тюркские, персидские и арабские слова в кириллической записи. На смеси этих языков написана последняя часть «Хожения» — заключительная молитва Афанасия Никитина. Так он пишет: «В Ындея же какъпа чектуръ а учюсьдерь: секишь илирсень ики жител; акичаны ила атарсын алты жетел берь; булара достуръ. А куль коравашь учюзь чяр фуна хубъ, беш фуна хубе сиа; капъкара амьчюкь кичи хошь». В переводе с тюрки это означает: «В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жите́ля; хочешь свои деньги на ветер пустить — дай шесть жите́лей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны — хороша, 5 фун — хороша и черна; черная-пречерная амьчюкь маленькая, хороша» (использованы персидские слова).

Другой пример отражает его уступки обычаям чужой страны в вопросах соблюдения христианских обрядов (также на тюрки): «кетъмышьтыр имень, уручь тутътым», в переводе — «с думой: погибла вера моя, постился я бесерменским постом».

Есть даже вставки, совпадающие с молитвами из Корана: «Хуво могу лези, ля лясаильля гуя алимуль гяиби ва шагадити. Хуа рахману рагиму, хубо могу лязи» — «Он Бог, кроме которого нет Бога, знающий все тайное и явное.

Он милостивый, милосердный. Он не имеет себе подобных», что примерно соответствует 22 аяту 59 суры: «Он — Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он — милостивый, милосердный!»

Несмотря ни на что, автор продолжает болеть душой за свою далекую родину. Он пишет на тюркском слова, сомнительные с точки зрения официальной власти: «А Русь Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость!»

Относительно же данных Афанасия насчет мусульман, коими являлись и средневековые татары, можно отметить следующее. Специалистам известно, что русские летописные тексты практически «кишат» агрессией по отношению к мусульманам, татарам, Золотой Орде и позднезолотоордынскому миру.

Американский исследователь средневековой истории России Эдвард Кинан допустил, что данные источников крайне отрывочны в том числе потому, что почти все они на протяжении XVI и XVII веков подверглись тщательной церковной цензуре. Она затронула не только материал, вошедший в летопись, но вообще почти все, что сохранилось в письменном виде, — за редким исключением в виде дипломатических документов. Целью православных цензоров, по его мнению, «было вырвать с корнем любое благосклонное отношение к татарам или их традициям, … любой признак ностальгии по … традициям Золотой Орды». Энергия и бдительность духовенства были гарантом того, что эта цель будет достигнута.

Как пример непредвзятого, практического отношения к представителям других культур и религий можно привести как раз свидетельство Афанасия Никитина. Не планировав заранее путешествие за три моря, Афанасий Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Его записи лишены расового подхода и отличаются редкой для того времени веротерпимостью. По сути, выдающееся значение его рассказа, в отличие от огромного количества средневековой русской литературы, касающейся мусульман, в полном отсутствии предвзятости, а также почтения в отношении к христианскому взгляду на отношения с «погаными».

Его рассказ прошел много редакций, которые показывают нам разницу между взглядами тех, кто, как сам Никитин, находился под влиянием тесных и практических контактов с мусульманской культурой, и тех, кто по причине предвзятости предавал анафеме Магомета, его работы и всех его последователей. Неоднократно производившиеся редакторские правки, наблюдаемые в последних версиях текста Никитина, имели целью вырвать с корнем те его взгляды и мысли, которые не соотносились с православием и были терпимыми по отношению к «поганым».

Булат Рахимзянов, илл. tvercult.ru

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Афанасий Никитин. «Хождение за 3 моря»

1. Афанасий Никитин и его «Хождение за 3 моря»

Чернышенко Анастасия
• Никитин Афанасий Никитич родился около
1434 года, путешественник, тверской купец,
первый европеец, посетивший Индию с
научными целями, за двадцать пять лет до
открытия торгового пути испанцем Васко Де
Гаммо. .

3. Как начиналось хождение?

• Крайне скудны сведения о настоящих целях
путешествия Афанасия Никитина в 1460-х годах
в сторону трех морей: Каспийского,
Аравийского и Черного, далеко на восток, куда
не добирался до этого ни один европеец.
• Точная дата начала путешествия также не
известна. В 19 в. И.И.Срезневский датировал
его 1466–1472, современные российские
историки (В.Б.Перхавко, Л.С.Семенов) полагают
точной дату 1468–1474.

4. Путь Афанасия Никитича

Начало путешествия
Прибытие в Индию
Обратный путь
Нижний Новгород
Джуннар
Кафа
Астрахань
Бидар
Персия
Парвай

5. Начало путешествия

• Весной 1468 тверской купец среднего достатка
Афанасий Никитин, снарядив два судна,
направился Волгой на Каспий торговать вместе
со своими земляками. На продажу везли
дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь»
— меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и
Северного Кавказа.

6.

Нижний Новгород• Пройдя водным путем мимо Клязьмы, Углича и
Костромы, Афанасий Никитин достиг Нижнего
Новгорода. Там его караван должен был из
соображений безопасности присоединиться к
другому каравану, который вел Василий Папин,
московский посол. Но караваны разминулись —
Папин уже ушел на юг, когда Афанасий прибыл в
Нижний Новгород.
• Никитину пришлось дождаться прибытия из
Москвы татарского посла Хасанбека и уже с ним и
другими купцами идти к Астрахани на 2 недели
позже, чем было запланировано.

7. Астрахань

• Судна благополучно прошли Казань и еще несколько
татарских поселений. Но уже перед самым прибытием в
Астрахань караван был ограблен местными разбойниками —
это были астраханские татары под предводительством хана
Касима, которого не смутило даже присутствие своего
соотечественника Хасанбека. Разбойники отобрали у купцов
весь товар, купленный в кредит. Торговая экспедиция была
сорвана, два судна из четырех Афанасий Никитин потерял.
Астрахань
• Два оставшихся судна направились в Дербент, попали в
Каспийском море в шторм, и их выбросило на берег.
Возвращение на родину без денег и товара грозило купцам
долговой ямой и позором.
• Тогда Афанасий решил поправить свои дела, занявшись
посреднической торговлей. Так началось знаменитое
путешествие Афанасия Никитина, которое он описал в
путевых заметках под названием «Хождение за три моря».

8. Персия

• Через Баку Никитин отправился Персию, в область под названием
Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше на юг.
Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и
занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной
1469 года, «за четыре недели до Пасхи», он прибыл в Ормуз —
большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта,
Малой Азии (Турции), Китая и Индии. Товары из Ормуза были уже
известны в России, особенно славился ормузский жемчуг.
• Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых
там не разводят, Афанасий Никитин купил арабского жеребца и
надеялся хорошо перепродать его в Индии. В апреле 1469 года он сел
на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.

9. Прибытие в Индию

• Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на
купца сильнейшее впечатление. Не забывая о
торговых делах, по которым он, собственно,
сюда и прибыл, путешественник увлекся
этнографическими исследованиями, подробно
записывая увиденное им в свои дневники.
Индия предстаёт в его записях чудесной
страной, где все не так, как на Руси, «а люди
ходят все черные да нагие». Выгодно продать
жеребца в Чауле не удалось, и он отправился
вглубь страны.

10. Джуннар


Афанасий побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем
отправился в Джуннар. В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по
своей воле. «Джуннарский хан», отобрал у Никитина жеребца, когда узнал,
что купец не басурманин, а пришелец из далекой Руси, и выставил иноверцу
условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня,
но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Это было на
Спасов день, на Успенский пост. «Господь Бог сжалился на свой честной
праздник, не оставил меня, грешного, милостью своей, не дал погибнуть в
Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова дня приехал казначей
Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он
ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не
обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно».
В течение 2 месяцев, проведенных в Джуннаре, Никитин изучал
сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в
Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и
местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые
орехи.
• После Джуннара Афанасий посетил город Алланд, где
проходила большая ярмарка. Купец намеревался продать
здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось.
Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать коня,
да и то без особой выгоды для себя. Это случилось в городе
Бидар, где путешественник остановился, пережидая сезон
дождей. «Бидар — стольный город Гундустана
бесерменского. Город большой, и людей в нем очень много.
Султан молод, двадцати лет — бояре правят, а княжат
хорасанцы и воюют все хорасанцы», — так описывал этот
город Афанасий.
• Купец провел в Бидаре 4 месяца. «И жил я здесь, в Бидаре,
до Великого поста и со многими индусами познакомился.
Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а веры
Иисусовой христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское
имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня
ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о
молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме
скрывать». Множество записей в дневниках Никитина
касаются вопросов религии индийцев.

12. Парват

• В январе 1472 года Афанасий Никитин прибыл в город
Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со
всей Индии шли верующие на ежегодные празднества,
посвященные богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в
дневниках, что это место имеет для индийских
брахманов такое же значение, как для христиан
Иерусалим.
• Почти полгода Никитин провел в одном из городов
«алмазной» провинции Райчур, где принял решение
вернуться на родину. За все время, что Афанасий
путешествовал по Индии, товара, подходящего для
продажи на Руси он так и не нашел. Никакой особой
коммерческой выгоды эти странствия ему не дали.

13. Обратный путь

• На обратном пути из Индии Афанасий Никитин
решил посетить восточное побережье Африки.
Согласно записям в дневниках, в Эфиопских
землях ему едва удалось избежать ограбления,
откупившись от разбойников рисом и хлебом.
Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся
через Иран, в котором шли военные действия,
на север. Он миновал города Шираз, Кашан,
Эрзинжан и прибыл в Трабзон, турецкий город
на южном берегу Черного моря. Там он был взят
под арест турецкими властями как иранский
шпион и лишен всего оставшегося имущества.
• Афанасию пришлось занять под честное слово
денег на дорогу до Крыма, где он намеревался
встретить купцов-соотечественников и с их
помощью отдать долги. В Кафу (Феодосию) он
смог добраться только осенью 1474 года. Зиму
Никитин провел в этом городе, завершив
записки о своем путешествии, а весной
отправился по Днепру обратно в Россию.

15. Смерть

• Вернуться домой Афанасию Никитину было не
суждено — он скончался немного не дойдя до
Смоленска при неизвестных обстоятельствах.
Скорее всего, годы скитаний и перенесенных
путешественником лишений подорвали его
здоровье. Спутники Афанасия Никитина,
московские купцы привезли его рукописи в
Москву и передали их дьяку Мамыреву,
советнику царя Ивана III. Позже записи были
включены в летописи 1480 года.

16. Глоссарий

• Хо́ ждения, хо́ жения (также
употребляется в единственном
числе — хождение, хожение) —
жанр средневековой русской
литературы, форма путевых
записок, в которых русские
путешественники описывали свои
впечатления от посещения
иностранных земель.
• Купец — владелец частного
торгового предприятия.
• Этнография — Наука, изучающая
материальную и духовную
культуру народов.

17. Список литературы

• http://diletant.media –
исторический журнал
• https://ru.wikipedia.org –
свободная энциклопедия
• В каком веке Афанасий Никитич совершил его
хождение?
Тест
1.
14 век
2.
15 век
3.
16 век
4.
17 век
• Из-за чего путешественник потерял половину
своих суден у Астрахани?
Тест
1.
Шторм
2.
Ограбление
3.
Он их продал
• Кому были переданы рукописи Афанасия
Никитича?
Тест
1.
Ивану 3
2.
Дьякону Мамыреву
3.
Патриарху Никону
4.
Григорию Распутину

21. Спасибо за внимание!

Наведение мостов через три моря

Инициатива трех морей (3SI), основанная в 2015 году как платформа для двенадцати стран ЕС из Центральной и Восточной Европы для поддержки сотрудничества через Балтийское, Адриатическое и Черное моря, направлена ​​на развитие в настоящее время недостаточная связанность вдоль инфраструктурной оси Европы Север-Юг за счет продвижения трансграничных и транснациональных проектов, главным образом в области транспорта, энергетики и цифровых коммуникаций. Усиливая региональную интеграцию, способствуя энергетической безопасности и используя рыночный потенциал, 3SI повышает сплоченность в Европе и укрепляет трансатлантическое сообщество, оказывая при этом положительное влияние на другие страны региона. С момента своего создания 3SI набрала обороты, и в Люксембурге был создан Инвестиционный фонд 3SI для помощи в финансировании инвестиционных проектов в странах 3SI за счет привлечения частного финансирования.

Недавно Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал отчет о существующем дефиците инфраструктуры в странах Центральной и Восточной и Юго-Восточной Европы (CESEE), включая страны, участвующие в 3SI. В отчете отражена превосходная работа Европейского департамента МВФ, которую поддержал ряд членов Исполнительного совета МВФ, подчеркнувших необходимость более четкого понимания размера инфраструктурного пробела в регионе по сравнению с передовые экономики Европы. Отчет был представлен директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой на мероприятии, организованном Атлантическим советом 29 сентября. .

Читать полный отчет МВФ

«Инфраструктура в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: сравнительный анализ, макроэкономическое воздействие и вопросы политики»

Отчет МВФ выходит в то время, когда национальные власти рассматривают различные варианты преодоления экономических последствий кризиса COVID-19. Это передовое исследование позволяет политикам в регионе CESEE использовать новаторский подход к формулированию стратегической политики в крайне неопределенной социальной, политической и экономической среде, где общепринятые взгляды и макроэкономическая теория не могут дать ощутимых результатов. В то время как все страны региона внедрили пакеты налогово-бюджетного стимулирования и приняли как стандартную, так и нетрадиционную денежно-кредитную политику, а также специальные макропруденциальные меры для поддержки своих сильно пострадавших экономик, ориентированные на будущее пакеты поддержки кажутся ограниченными в своей способности обеспечивать устойчивый рост и конвергенцию.

с начальным EU15.

В дальнейшем фискальное пространство правительств стран Центральной и Восточной Европы ограничено присущими бюджетными ограничениями, несмотря на временное приостановление действия некоторых бюджетных правил ЕС, в то время как денежно-кредитная политика также приближается к своим ограничениям. В сложных условиях требуются нетрадиционные меры, и они оказались очень эффективными, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе ничто не заменит разумную экономическую политику и структурные реформы.

Инициатива трех морей может помочь ускорить восстановление Европы после COVID и трансформацию «зеленой» экономики

Узнайте больше о мероприятии 19 октября с участием директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой, президента Эстонии Керсти Кальюлайд и комиссара ЕС по энергетике Кадри Симсон.

Для стран ЦВЮВЕ будет оправдан постепенный переход от неразборчивой политической поддержки к более целенаправленному распределению ресурсов стратегической политики и инфраструктурным проектам, способствующим росту.

Кроме того, государственные расходы должны быть смещены в сторону наращивания человеческого потенциала и массового обеспечения государственной инфраструктуры, что также могло бы привлечь частные инвестиции, облегчить перераспределение ресурсов, способствовать устойчивому росту и поддержать структурную трансформацию в направлении более устойчивой экономики. Эта идея делает выводы вышеупомянутого отчета МВФ о инфраструктурном разрыве еще более убедительными. В дальнейшем важно подчеркнуть три конкретных вывода.

Во-первых, размер инфраструктурного разрыва в странах 3SI по сравнению со странами ЕС-15 очень велик и составит 1,2 триллиона долларов в течение следующих десяти лет (или 8 процентов валового внутреннего продукта в год). Это относится только к трем секторам: энергетике, транспорту и ИТ-инфраструктуре, и рассчитано на сокращение разрыва на 50 процентов — более реалистичная цель, которую необходимо достичь. Хотя этот разрыв неравномерно распределен между странами 3SI и между тремя секторами, ясно одно: каждая страна выиграет от увеличения инвестиций в инфраструктуру как внутри страны, так и на региональном уровне.

Во-вторых, текущие фискальные мультипликаторы исключительно высоки, т. е. предполагаемое влияние каждого потраченного доллара. В своем последнем Бюджетном бюллетене МВФ продемонстрировал, что как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующейся рыночной экономикой государственные инвестиции в инфраструктуру могут иметь бюджетный мультипликатор в четыре раза выше во время рецессии, чем в обычное время . Это означает, что каждый доллар, потраченный на строительство инфраструктуры во время рецессии, мобилизует в четыре раза больше долларов, чем в обычное время. Для стран, работающих в условиях долгосрочных бюджетных ограничений, и особенно для стран с более низким запасом капитала (что имеет место для стран 3SI по сравнению с ЕС-15), в отчете МВФ по инфраструктуре подсчитано, что постоянное увеличение государственных инвестиций на 1 процент ВВП приведет к постоянному увеличению ВВП на 2-2,5 процента. Более того, рост, обусловленный инвестициями, будет устойчивым, даже если увеличение государственных инвестиций финансируется за счет долга, поскольку доля государственного долга в ВВП в конечном итоге сократится, поскольку темпы экономического роста будут выше, чем темпы накопления долга.

Существуют также эффекты второго порядка, ведущие к увеличению частного потребления и дальнейшему накоплению валового капитала.

В-третьих, привлечение частных инвестиций и продвижение трансграничных проектов повысит эффективность инвестиций в инфраструктуру . Государственный долг не должен быть единственным источником финансирования инвестиционного бума; есть и другие источники, такие как более эффективное распределение существующих ресурсов и привлечение частных инвестиций через государственно-частные партнерства и инвестиционные фонды. Создание необходимой инфраструктуры не должно влиять на финансовую дисциплину. В отчете МВФ частным инвестициям придается более высокая эффективность, чем государственным. Если государственные инвестиции должным образом расставлены по приоритетам для получения экономических и социальных выгод, а частные инвестиции будут мобилизованы, вместе они заложат основу для реального скачка конкурентоспособности. Кроме того, как описано в отчете МВФ, скоординированное расширение инфраструктуры в разных странах может оказать двойное влияние на торговлю по сравнению с инвестициями в одну страну.

Кроме того, важно подчеркнуть, что, хотя трудно экстраполировать оценки текущего кризиса, увеличение государственных инвестиций может принести существенную пользу для восстановления, если страны улучшат свои системы управления и управления государственными финансами. В краткосрочной перспективе увеличение расходов на инфраструктуру может повысить как спрос, так и занятость, а в долгосрочной перспективе это обеспечит устойчивое развитие и более быстрое сближение с ЕС-15. Тем не менее, страны, приступающие к увеличению расходов на инфраструктуру, должны также усилить управление своей инфраструктурой для достижения более эффективного и комплексного управления государственной инфраструктурой, что особенно необходимо для хорошо продуманных государственно-частных партнерств. Более того, им следует перераспределить капитальные расходы в сторону более эффективного планирования и управления проектами. Чтобы реализовать более широкое трансграничное сотрудничество, им также следует пересмотреть ограничения своих возможностей. В этих целях они могли бы воспользоваться Оценкой управления государственными инвестициями МВФ, инструментом, предназначенным для выявления и устранения пробелов в управлении инфраструктурой.

Соединенные Штаты уже объявили о крупных инвестициях в инфраструктурные проекты 3SI , стремясь улучшить перспективы межстрановой связи в регионе. Мы приветствуем тот факт, что 18 ноября Палата представителей США единогласно приняла двухпартийную резолюцию, «выражающую поддержку 3SI в его усилиях по повышению энергетической независимости и связности инфраструктуры, тем самым укрепляя национальную безопасность Соединенных Штатов и Европы». Это, вместе с недавним планом восстановления ЕС, имеет первостепенное значение для успешного устранения пробелов в инфраструктуре в регионе. У 3SI есть потенциал стать управляемой инфраструктурой структурой для продвижения разработки, безопасности и интеграции в нашем регионе.

Петр Трабински является исполнительным директором в Исполнительном совете МВФ, представляет Польшу

Даниэль Палотаи является исполнительным директором в Исполнительном совете МВФ, представляет исполнительный директор в Исполнительном совете МВФ, представляющий Румынию

Цветан Манчев является советником исполнительного директора в Исполнительном совете МВФ, представляющий Болгарию

Нильс Вайкла является советником исполнительного директора в Исполнительном совете МВФ, представляя Эстонию. или руководство МВФ.

Дальнейшее чтение:

Изображение: президент Румынии Клаус Йоханнис и президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер на саммите Инициативы трех морей в Бухаресте, Румыния, 18 сентября 2018 г. Inquam Photos/Octav Ganea via REUTERS

Европейский ответ китайскому «Поясу и пути»?

Новая инициатива по подключению инфраструктуры в Центральной Европе — последний этап геополитического состязания. Разнообразная группа государств-членов Европейского союза в традиционной «буферной зоне» между Западной Европой и Востоком уже давно страдает от низкого уровня жизни и более слабой экономики. Их плохо связанная энергетическая и транспортная инфраструктура отражает их историю, в частности их отделение от Западной Европы железным занавесом в течение долгих десятилетий холодной войны.

Тем не менее, в последние годы, по крайней мере до кризиса Covid-19, страны Центральной и Восточной Европы были одними из самых быстрорастущих экономик Европы. Все страдают от ограничений из-за значительного дефицита инфраструктуры. Но вместо того, чтобы считать себя конкурентами в гонке за инфраструктуру, 12 стран в последние годы объединились в рамках «Инициативы трех морей» и стремятся расширить возможности подключения для энергетической безопасности, цифровой экономики и транспорта. Название объединяет народы, расположенные между Адриатическим, Балтийским и Черным морями.

При поддержке Соединенных Штатов «3SI» выглядит как ответ Центральной Европы на китайскую инициативу «Один пояс, один путь», которая также распространяется на этот регион. Делает ли это 3SI конкурентом BRI? США, безусловно, так считают, хотя не все страны-члены ЕС с этим согласны.

Теперь, когда США стали экспортером нефти и газа, они стремятся продавать энергоносители и технологии в Центральную Европу.

3SI, официально запущенный в 2016 году Хорватией и Польшей, был с энтузиазмом одобрен стратегическим партнером ЕС, США. Действительно, президент Дональд Трамп включил варшавский саммит в программу своего визита в Европу в 2017 году. ЕС поначалу был немного осмотрительнее, хотя и пришел к выводу о значимости инициативы, которая охватывает треть территории ЕС в области и включает около 100 миллионов из 445 миллионов жителей ЕС.

Поддержка США отражает основную геополитическую цель 3SI. Возможность вбить клин между Россией и ее бывшей зоной влияния в Центральной Европе не только привлекательна для США, но и обещает дополнительные преимущества в виде усиления торговли США и других интересов в регионе.

Теперь, когда США стали экспортером нефти и газа, они стремятся продавать энергоносители и технологии в Центральную Европу. Для этого потребуется более совершенная трубопроводная система распределения, которая не будет просто проходить из России в Германию, как в случае строящегося в настоящее время «Северного потока — 2». Действительно, до настоящего времени внимание 3SI было сосредоточено на новой инфраструктуре газопровода юг-север с планами связать адриатический остров Крк в Хорватии со Свиноуйсьце в Польше и Клайпедой в Литве на Балтийском море.

Президент Польши Анджей Дуда (справа) принимает саммит Трех морей 2017 года в Варшаве, на котором присутствовал президент США Дональд Трамп (Кшиштоф Ситковский/Wikimedia Commons) другое) влияние на свои бывшие, оккупированные в советское время территории. Это действительно, несомненно, мотивация.

Однако с тех пор, как была создана инициатива, США переключили свое внимание на нового геополитического конкурента, Китай. Итак, что означает 3SI для соперничества США с инициативой «Один пояс, один путь»?

Хотя Китай не заинтересован (или не имеет возможности) экспортировать энергию в Центральную Европу, у него есть существенные интересы в двух других столпах 3SI, транспортной инфраструктуре и программе цифровизации. В Китае есть несколько ведущих мировых строительных фирм, строящих автомобильную и железнодорожную инфраструктуру, и, что вызывает споры, его технологические фирмы стали лидерами в некоторых технологиях, лежащих в основе так называемой «четвертой промышленной революции», в которой быстрая беспроводная связь, искусственный интеллект, большие данные а квантовые вычисления станут основой отраслей будущего.

Мотивы членов 3SI неоднозначны, как политические, так и прагматические.

Поэтому неудивительно, что Вашингтон, приверженный стратегическому соперничеству с Китаем, стремится заручиться поддержкой Центральной Европы для своего собственного видения будущих инфраструктурных соединений, а не видения Пекина. На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2020 года госсекретарь США Помпео пообещал выделить до 1 миллиарда долларов на финансирование инфраструктурных проектов 3SI. Когда наличные деньги начнут поступать, они помогут использовать коммерчески ориентированный инвестиционный фонд, созданный самими членами 3SI, который Польша запустила со взносом в размере 200 миллионов евро. Фонд впоследствии получил меньшие взносы от большинства других членов. Можно предположить, что Китаю обращаться не нужно.

На саммите 3SI в Бухаресте в 2018 году был согласован список из 48 приоритетных проектов межсетевого взаимодействия по трем основным направлениям: энергетике, транспорту и цифровым технологиям. Ожидается, что ЕС предоставит финансирование примерно для половины этих проектов, при этом самый высокий уровень финансирования ЕС на сегодняшний день предназначен для многосторонних энергетических и транспортных проектов. Ожидается, что первые проекты Фонда будут объявлены до конца года.

Мотивы членов 3SI неоднозначны, как политические, так и прагматические. Польша, страны Балтии и некоторые другие в первую очередь руководствуются историческим геополитическим императивом укрепить регион против России, и все чаще в этих странах Китай также рассматривается через ту же геополитическую призму, население которой с подозрением относится к китайским фирмам и китайскому политическому влиянию. Венгрия, Австрия и некоторые другие члены хеджируют и ищут выгоды от любой крупной державы, которая делает предложения, включая Китай, ища финансирование инфраструктуры из любого источника финансирования.

Тем не менее, все страны региона полагаются на присутствие США для сдерживания агрессии, и только две, Польша и Эстония, соблюдают цель НАТО по выделению 2% ВВП на оборону, что подчеркивает зависимость региона от НАС. Между тем, ЕС остается поляризованным вокруг политических ценностей, которые часто расходятся в зависимости от того, приветствуется или опасается китайское финансирование инфраструктуры.

Трансфагарашское шоссе в Карпатах Румынии, построенное в начале 19 века.70-е годы под властью Николае Чаушеску (Garrett Ziegler/Flickr)

Примечательной особенностью центральноевропейских государств-членов ЕС, присоединившихся за последние два десятилетия, является то, что они, как правило, занимают гораздо более консервативные и националистические позиции, чем их более либеральные и космополитические коллеги в Западной Европе. Этот разрыв, вероятно, станет определяющей чертой ЕС в будущем.

Это также означает, что некоторые члены из Центральной Европы возмущаются, когда Брюссель говорит им, что они не могут иметь дело с Китаем, в то время как Китай, похоже, обещает многообещающий источник инвестиций для создания рабочих мест и стимулирования экономического роста. Однако мало что из этого обещания еще не реализовано, поскольку китайские инвестиции в Европу в подавляющем большинстве случаев перетекают в более крупные и развитые страны, такие как Германия.

Венгрия известна своим подходом, иногда неохотно вступающим в ЕС, но при этом проводя политику «взгляда на Восток», направленную на получение экономической поддержки со стороны Китая, а также других крупных экономик Азии. Ряд венгерских экспертов, опрошенных для этого исследования, выявили риски, связанные с тем, что Китай и США будут стремиться оказать влияние на 3SI, в том числе переориентировать проекты в сторону своих собственных экономических интересов и потенциально ставить условия для финансирования, которые могут не понравиться получателям.

Государства-члены, такие как Венгрия, будут стремиться сохранить свои варианты открытыми, включая получение поддержки от ЕС и 3SI, а также, при необходимости, от Китая BRI. Для членов 3SI все дело в взаимодополняемости, а не в эксклюзивности. Это может не удовлетворить ни Вашингтон, ни даже Брюссель.

Пока неясно, как проекты с участием Китая могут быть учтены в 3SI или же они будут храниться отдельно.

Еще одна проблема, связанная с 3SI, заключается в том, будут ли национальные правительства реализовывать крупные проекты, такие как обсуждаемое шоссе с севера на юг или «Виа Карпатия» — грандиозную идею связать греческий порт Салоники с Клайпедой в Литве. Такой амбициозный проект потребует от ряда государств-членов инвестирования в модернизацию своих нынешних не отвечающих стандартам дорожных сетей.

На саммите 3SI 2020 19 октября его принимающая сторона, Эстония, оправдала свою репутацию ведущей цифровой державы мира, проведя прямую трансляцию встречи, что позволило наблюдать нюансы в том, как национальные лидеры сформулировали инициативу. Большинство из них уделяло особое внимание инфраструктуре, стимулирующей экономическое развитие, направленной на сближение с Западной Европой. Новый председатель, президент Болгарии Румен Радев, тем не менее, отметил, что инфраструктура также имеет значение для безопасности. Примечательно также, как часто спикеры ссылались на «партнеров» региона – ЕС, Германию и США. Германия сигнализировала о своей заинтересованности в присоединении к 3SI в течение последних двух лет, но безрезультатно. Тем временем США присутствовали повсюду.

Когда пришло время обсудить цифровую инфраструктуру, на Саммите язык перешел к открытой геополитике. США оказывают влияние на отдельные государства-члены, чтобы запретить Huawei и другим китайским поставщикам доступ к их цифровой инфраструктуре, как это предусмотрено в их плане «Чистая сеть» «доверенных поставщиков» и стран. Принимающая сторона саммита Эстония, возможно, по понятным причинам стремилась предоставить США платформу после собственного опыта кибератак (со стороны России в 2007 году). Заместитель госсекретаря США по экономическому росту, энергетике и окружающей среде Кит Крач воспользовался возможностью, чтобы развязать полную холодную войну в своей пламенной, похожей на Помпео риторике о битве между свободой и авторитаризмом, которая требует вымораживания технологий из Китая. Не все члены 3SI, вероятно, согласятся. Например, Венгрия, в которой находится логистический центр Huawei для Центральной Европы, вряд ли увидит выгоду от противостояния с Китаем.

СПГ-терминал на острове Крк, Хорватия (xbrchx/Getty Images)

В области транспортной инфраструктуры Венгрия уже приступает к китайскому финансированию для модернизации своего железнодорожного сообщения с Сербией, а высокоскоростная железная дорога Белград-Будапешт является знаковым проектом BRI. , хотя широкое недоверие в регионе для непрозрачного принятия решений. Может ли 3SI вовремя продлить линию высокоскоростной железной дороги до Варшавы? У Болгарии есть рамочное соглашение с Китаем о строительстве четырех автомагистралей и туннеля. Пока неясно, как такие проекты с участием Китая могут быть учтены в 3SI или же они будут храниться отдельно, что представляется более вероятным.

В конце концов, здоровая конкуренция является хорошей новостью для региона, который долгое время оставался незамеченным из-за развития инфраструктуры. ЕС, США и Китай стремятся увеличить инвестиции, и более стратегический подход к долгосрочному планированию и взаимосвязанности, несомненно, может способствовать определенной степени взаимодополняемости. Действительно, ЕС уже несколько лет обсуждает усиление координации транспортной инфраструктуры через Платформу связи ЕС-Китай.

В конце концов, здоровая конкуренция — это хорошая новость для региона, которому долгое время не уделялось должного внимания в плане развития инфраструктуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *