063. Паломническая литература (Хождение игумена Даниила)
Довольно рано, вероятно вскоре после принятия Русью христианства, начались путешествия русских людей в «святую землю» — в Палестину, на Афон и в Константинополь, как в центры, представлявшие собой средоточие христианских святынь. Побуждением к таким путешествиям являлось в основном стремление молодой русской церковной организации укрепить свои силы путём непосредственного общения с христианским Востоком. Такое общение, несомненно, повышало престиж русской церкви, включая её в сферу междухристианских отношений и тем самым выводя из состояния домашней изолированности. Индивидуальными побуждениями к путешествиям, особенно на первых порах, были и религиозное чувство и простая любознательность.
По преданию, на Афон путешествовал будущий основатель Киево-Печерского монастыря Антоний; есть сведения и о том, что в 1062 г. в Палестину путешествовал игумен того же монастыря Варлаам. В начале XII в. в Палестине был игумен Даниил, а в конце того же века ходил в Царьград новгородец Добрыня Ядрейкович, постригшийся затем в монахи под именем Антония и впоследствии ставший новгородским архиепископом. Оба последние путешественника оставили после себя описание своих путешествий.
Как видим, отправлялись в «святую землю» преимущественно лица духовные и притом не рядовые, а занимавшие в большинстве случаев крупное иерархическое положение. Из перечисленных имён один лишь Добрыня Ядрейкович в то время, когда он путешествовал, был человеком светским, но и он, вернувшись на Русь, принял монашество. Путешествовали на первых порах люди материально обеспеченные, имевшие возможность содержать не только себя, но и свою «дружину», слуг, отправлявшихся с ними. Однако позже в числе путешественников в «святую землю» мы находим людей и из низших, необеспеченных социальных слоев; путешествия доставляли им выгоду, так как в пути они питались подаянием, а по возвращении на родину попадали в число привилегированных церковных людей. К середине XII в. этот разряд путешественников сделался настолько многочисленным, что церковь стала даже принимать против них меры запретительного характера: массовые отлучки с насиженных мест дезорганизовывали хозяйственную жизнь страны, и в своих запретах церковь руководствовалась, очевидно, указаниями государственной власти.
Ходившие в «святую землю» назывались паломниками, пилигримами, или каликами перехожими. Первое название присвоено им было потому, что они в воспоминание о «святых местах» обычно приносили с собой, возвращаясь домой, пальмовую ветвь; слово «пилигрим» происходит от латинского peregrinus, что значит путешественник; наконец, каликами перехожими они именовались потому, что во время путешествия употребляли специальную обувь, греческое название которой было «калига».
Наиболее знаменательным с литературной точки зрения является «Хождение» в Палестину игумена Даниила, путешествовавшего между 1106 и 1108 гг.1. В Палестине Даниил пробыл шестнадцать месяцев. Жил он преимущественно в Иерусалиме, в монастыре св. Саввы, откуда предпринимал путешествия по всей стране, имея в качестве своего руководителя «добраго вожа», одного из очень сведущих старцев того монастыря, в котором он остановился.
Путешествовал Даниил в ту пору, когда Палестина находилась в руках крестоносцев. Иерусалимский король Балдуин, стоявший во главе крестоносцев, оказывал Даниилу особое содействие в его разъездах по «святой земле». Это объясняется, видимо, тем, что Даниил наделён был дипломатическими полномочиями, связанными с внешнецерковными отношениями Рима и русской церкви, а также с междукняжескими отношениями на Руси.
Основываясь на том, что Даниил упоминает реку Сновь, сравнивая её с Иорданом, первоначально предполагали, что Даниил черниговского происхождения, так как река с этим именем протекает в пределах Черниговской земли. Однако впоследствии было указано на то, что реки с именем Сновь встречаются и в других местностях, в частности в пределах Воронежа. Всё же тот факт, что в «Хождении» упоминаются южные князья, а также особенности языка памятника заставляют предполагать южное происхождение Даниила.
«Хождение» Даниила любопытно тем, что в нём сочетается точное описание топографии Палестины с обилием легендарного и апокрифического материала, почерпнутого путешественником отчасти из устных рассказов, отчасти из соответствующих книжных источников, с которыми он был, видимо, хорошо знаком ещё прежде, чем предпринял своё путешествие. Именно наличие в значительном количестве этого легендарного и апокрифического материала, а также в некоторых случаях лирическая окрашенность всего сочинения определяют литературное его значение. «Хождение» пользовалось у нас очень большой популярностью и в большой мере предопределяло собой характерные особенности жанра благочестивых путешествий на русской почве. Широкое его распространение объяснялось и тем, что оно написано языком, близким к живому разговорному русскому языку. Оно дошло до нас приблизительно в ста списках, относящихся ко времени от XV до XIX вв.
Игумен Даниил начинает рассказ о своём путешествии с мотивировки его. Он пошёл в Иерусалим прежде всего для того, чтобы видеть «очима своима грешныма» те места, которые исходил своими ногами Христос. Далее он предупреждает, как это часто делали древнерусские писатели, что не в состоянии рассказать о виденном и слышанном так, как это нужно было бы, и просит не осуждать его за его худоумие и грубость: кто ходил по этим святым местам со страхом божиим и смирением, тот не погрешит — но милости божией; он же неподобно ходил по святым местам, во всякой лености, и слабости, и пьянстве, творя всякие неподобные дела.
Разумеется, мы имеем тут дело не с реальными фактами поведения Даниила, а с тем обычным самоуничижением грешника, которое так типично для старинного религиозно настроенного писателя.
Даниила побуждает к путешествию ещё одно обстоятельство: ему хочется рассказать тем, кто интересуется святыми местами и Палестиной, то, чего они не могли видеть своими собственными глазами, ибо не только тот спасётся, кто сам видел святыню, сам соприкасался с ней, но и тот, кто узнал о ней от других, делая в то же время добрые дела у себя дома.
Записи свои Даниил стал вести ещё на пути к Иерусалиму, начиная с Царьграда. В городе Ефесе он, по его словам, видел пещеру, где лежат тела семи отроков, спавших 360 лет, и тела трёхсот святых отцов. Тут Даниил поклонился гробу Иоанна Богослова.
Подходя к Иерусалиму, Даниил увидел сначала столп Давидов, затем Елеонскую гору и церковь Воскресения, где находится гроб господень, а затем — и весь город. «И бывает тогда,— пишет он,— радость велика всякому христианину, видевши святый град Иерусалим, и ту слезам пролитье бывает от верных человек. Никто же бо можеть не прослезитися, узрев желанную ту землю и места святая вида (видя), идеже Христос бог нашь пре-терпе страсти нас ради грешных». Вслед за тем подробно описы-Р вается храм Воскресения и гроб господень в нём. За церковным алтарём находится «пуп» земли; в двенадцати саженях от него — Голгофа. «Видел» Даниил, как он говорит, также жертвенник Авраама, на котором Авраам принёс в жертву богу барана вместо сына своего Исаака; видел гроб богородицы, пещеру, в которой предан был Христос, и другую пещеру, в которой Христос начал учить своих учеников, и пещеры Иоанна Крестителя и Ильи-пророка, и пещеру, в которой Христос родился.
Много внимания Даниил уделяет реке Иордану. Вода в ней очень мутная и сладкая, и никогда от той воды не приключается никому ни болезнь, ни какая-либо пакость. В праздник крещения, когда на берегу Иордана собирается множество людей, Даниил видел «благодать божию»: тогда дух святой нисходит на воды Иордана, и достойные люди видят его, остальные же не видят, сообщает игумен-путешественник, но в сердце каждого христианина бывает радость и веселие. Во всём подобен Иордан реке Снови. Любопытно, что, рассказывая о «свете небесном», сошедшем ко гробу Христа в страстную субботу, Даниил подчёркивает, что от света этого зажглись греческие лампады, а также лампада Даниила, поставленная им за Русскую землю, лампады же фряжские, т. е. латинские, не зажглись — их миновала «благодать божия».
В заключение Даниил рассказывает о том, как усердно он молился за своих князей и за весь русский народ. Эта молитва была одной из целей его путешествия. Он говорит о себе как о представителе всей Русской зем\и, называя себя «игуменом русским». На пасху он ставит «кандило на гробе святемь от всея Русьскыя земля».
В описании своего путешествия Даниил сосредоточивается преимущественно на таких моментах, которые связаны с религиозными его интересами. Но наряду с этим он упоминает об особенностях природы Палестины и о некоторых видах промыслов, которые обратили на себя его внимание.
В «Хождении» очень чётко вырисовывается социальная физиономия Даниила. Это игумен одного из богатых монастырей, имеющий возможность совершить длительное и трудное путешествие, вступающий в непосредственное общение с иерусалимским королём Балдуином. Балдуин оказывает Даниилу самое большое расположение. Даниил выступает в «Хождении» как знатный, незаурядный по своему положению человек, который обладает достаточными материальными средствами для того, чтобы платить за те услуги, какими он пользуется от тех, кто показывает ему различные святыни в Палестине.
Даниил
Даниил | |
XI-XII в. | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | ДаниилМиниатюра из «Хожения игумена Даниила». Даниил Паломник (годы рождения и смерти неизвестны) – русский писатель и путешественник начала 12 века; игумен одного из черниговских монастырей. Автор самого древнего из дошедших до нас произведений паломнической литературы «Хождения Даниила русскыя земли игумена» о путешествии в Палестину, совершенном между 1106 и 1108 годами. Д.П. пробыл в Иерусалиме 16 месяцев и был принят королем-крестоносцем Балдуином Фландрским. Кроме религиозных, путешествие, вероятно, имело еще и дипломатические цели. Д.П. в своих описаниях уделял внимание не только религиозным памятникам, но и быту, хозяйству и природе. Характерная черта «Хождения» — общерусский патриотизм, отсутствие областнических тенденций. В «Хождении» нашли отражение апокрифические сказания и легенды. Язык близок к деловой речи. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964. Даниил (2-я пол. Даниил посетил Палестину в 1104 — 07, где некоторое время сопровождал короля Балдуина I в одном из его походов, и описал свой путь, природу Палестины, христианские святыни, пересказал ряд библейских и апокрифических легенд. В Палестине провел 16 месяцев, жил в монастыре Св. Саввы под Иерусалимом, посетил различные земли в Иерусалимском королевстве, Иерихон, Вифлеем, Галилею, путешествовал и вокруг Тивериадского моря. Даниил описывает подробно и торжественное богослужение у Гроба Господня, где он поставил лампаду “от всея Русскыя земля”. В монастыре Св. Саввы Даниил записал для поминовения имена многих русских князей. ![]() Л.К. Даниил (2-я пол. ХI — н. XII в.), игумен одного из черниговских монастырей, посетивший в н. XII в. Палестину и описавший свое путешествие в сочинении, носящем в рукописях заглавие «Житие и хожение Даниила, Русской земли игумена». В Палестине, входившей в те годы в состав созданного крестоносцами
Иерусалимского королевства, Даниил провел 16 месяцев. Он жил в монастыре
св. Саввы, откуда совершал поездки по стране, посещая места, связанные с
земной жизнью Иисуса Христа и библейскими событиями. Именно эти
достопамятности Даниил описывает особенно подробно, не упуская
возможности напомнить связанные с ними предания или апокрифические
легенды. Он описывает, напр., скамью, на которой покоилось тело снятого
с креста Христа, находящийся неподалеку камень, сидя на котором ангел
возвестил о грядущем воскресении Иисуса, описывает Голгофу и даже то
углубление в скале, в которое, по преданию, был вставлен крест; он
упоминает место, откуда был вознесен на небо в огненной колеснице пророк
Илья, пещеру, в которой постившегося Иисуса пытался искусить дьявол,
здание претории, куда Христа привели к Пилату, и т. Столь же конкретно и образно описывает Даниил природу Палестины. Он
восторгается плодородием южной земли, где хорошо произрастают пшеница и
ячмень, а в садах — обилие разнообразных плодовых деревьев. Стремление
Даниила к конкретности и наглядности поразительно: расстояния он
измеряет то длиной перелета стрелы, то длиной броска камня («как
взрослый мужчина добросит», — поясняет при этом Даниил), реку Иордан он
сравнивает со знакомой ему на Руси рекой Сновь (притоком Десны): так же
быстро ее течение, так же извилисто русло. Тивериадское озеро, пишет
Даниил, можно обойти, а вода в тем так вкусна, что не может ею
насытиться пьющий. В озере том водится рыба — вкуснее всех рыб, ее любил
есть Христос, с виду она напоминает карпа. Столь же обстоятельны и
наглядны описания архитектурных сооружений: Даниил рассказывает о
мраморных колоннах, расписанных сводах, мозаичных полах палестинских
храмов, о крепостных сооружениях. Даниил упоминает о встречах с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по горным дорогам, где путников подстерегали засады «сарацинов», о богослужении в Иерусалимском храме. Даниил постоянно ощущал себя посланцем Руси: не случайно он оставляет в храме св. Саввы поминание за всех русских князей, перечислив их, как отметил В. Л. Янин, в соответствующем своему времени иерархическом порядке. «Хожение» Даниила ценно не только как обстоятельный путеводитель для паломников; оно воспроизводит знания и представления русских христиан о событиях и персонажах Священной истории, свидетельствуя о широком кругозоре русских книжников н. XII в. «Хожение» сохранилось более чем в ста списках, начиная с XV в. Оно оказало влияние на развитие жанра «хожений» в литературах восточных славян. Изд.: Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена: 1106—07 гг. //
ППС. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3; Хожение игумена Даниила /
Подг. О. Т. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Даниил (2-я половина XI — начало XII в.) — игумен одного из черниговских
монастырей, совершивший в начале XII века путешествие в Палестину и оставивший
подробное описание Святой Земли — «Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли
игумена». Это первое на Руси произведение жанра «хожений» стало образцом для
всех последующих. Маршрут путешествия Даниила пролегал через Константинополь,
Эфес, Кипр. В Палестине Даниил пробыл 16 месяцев, посетив главные библейские и
христианские святыни на территории Иерусалимского королевства (Иерусалим,
Иерихон, Вифлеем, Назарет, Тивериаду), жил в монастыре Саввы Освященного. Даниил
не только скрупулезно сообщает о маршруте своей поездки, но создает своего рода
путевые очерки, подробно описывая все увиденные им достопримечательности. ![]() «Житие и хожение» Даниила получило широкое распространение на Руси, известно свыше 100 его списков XV— XVII веков, не считая переделок. Старшие списки его относятся к XV веку. О. В. Творогов. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 457. Сочинения: Житие и хожение Даниила Русской земли игумена // Православный Палестинский сборник. 1883. Т. I. Вып. 3.1885. Т. 3. Вып. 3; Хождение игумена Даниила // Подг. текста, пер. и комм. Г. М. Прохорова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М„ 1978. С. 24-115; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб., 1997. С. 26-117; «Хожение» игумена Даниила во Святую Землю в начале XII в. / Изд. подг. О. А. Белоброва, М. Гардзанити, Г. М. Прохоров, И. В. Федорова., отв. ред. Г. М. Прохоров. СПб., 2007. Литература: Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину //
Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Далее читайте:Христианские деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА | Русские писатели и поэты: Литература:Веневитинов М.А., Хождение игумена Даниила в святую землю в начале XII века, в книге: Летопись занятий Археографической комиссии 1876-1877, в. 7, СПб, 1884; Заболотский П., Легендарный и апокрифический элемент в «Хождении игумена Даниила», «Русский филологический вестник», 1899, № 1-2, 3-4; Данилов В.В., К характеристике «Хождения» игумена Даниила, «Труды ОДРЛ», 1954, т. 10; е Данилов В.В., О жанровых особенностях древнерусских «хождений», там же, 1962, т. 18; Янин В.Л., Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Повесть
игумена Даниила», там же, 1960, т. Адрианова-Перетц В.П., Из истории русско-украинских литературных связей в XVII веке, в книге: Исследования и материалы по древнерусской литературе, М., 1961.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Эбботт заявил, что планирует помиловать человека, осужденного за убийство протестующего
Политика|Губернатор Техаса заявил, что планирует помиловать человека, осужденного за убийство протестующего /greg-abbott-pardon-daniel-perry-texas.html
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Губернатор Грег Эбботт заявил, что откажется от тюремного заключения для Дэниела С. Перри, который был осужден в пятницу в убийство Гаррета Фостера на демонстрации Black Lives Matter в 2020 году.
Губернатор Техаса Грег Эбботт сказал на В субботу он помилует человека, который был осужден в пятницу за убийство протестующего в Остине, если совет штата принесет ему на стол такую просьбу.
Заявление губернатора прямо передает судьбу Дэниела С. Перри, который был признан виновным в убийстве 28-летнего Гаррета Фостера на демонстрации Black Lives Matter в 2020 году, в руки Совета по помилованию и условно-досрочному освобождению.
Члены совета, назначаемые губернатором, определяют, кого следует помиловать. Мистеру Перри грозит пожизненное заключение.
«В Техасе действует один из самых строгих законов о самообороне «Стой на своем», который не может быть аннулирован ни судом присяжных, ни прогрессивным окружным прокурором», — написал г-н Эбботт в Twitter.
«Я с нетерпением жду возможности одобрить рекомендацию совета о помиловании, как только она попадет ко мне на стол», — добавил он.
Помилование мистера Перри освободит его от тюремного заключения, позволит ему голосовать и восстановит его право быть членом жюри.
Заявление губернатора было сделано на следующий день после того, как Мэтт Ринальди, председатель Республиканской партии в Техасе, выразил пренебрежение приговором, заявив, что «это дело никогда не должно было возбуждаться в судебном порядке» и что помилование от губернатора было «для того, чтобы ».
Офис г-на Эбботта и Совет по помилованию и условно-досрочному освобождению не сразу ответили на запросы о комментариях в субботу вечером.
Потенциальное помилование мистера Перри угрожает подорвать работу окружной прокуратуры округа Трэвис, которая занималась этим делом.
На этой неделе законодатели-республиканцы представили в Сенат штата законопроект, ограничивающий полномочия выборных прокуроров, особенно в округах с левым уклоном, которые отказываются вести определенные дела, например дела, связанные с запретом абортов.
Офис окружного прокурора округа Трэвис не сразу ответил на электронное письмо с просьбой прокомментировать ситуацию в субботу.
25 июля 2020 года г-н Перри, действующий сержант армии США, работал водителем в компании Uber, когда он ехал в направлении толпы демонстрантов в Остине и остановился, полиция сказал в то время.
Г-н Фостер, бывший авиамеханик ВВС США, с банданой на лице и винтовкой типа АК-47 на ремне перед собой, подошел к машине, сообщили власти.
Адвокаты г-на Перри заявили во время суда, что г-н Фостер затем угрожал г-ну Перри, направив оружие на их клиента.
Они утверждали, что, когда мистер Перри стрелял в мистера Фостера, он действовал в порядке самообороны. Но прокуроры заявили, что мистер Перри спровоцировал этот эпизод.
Во время судебного разбирательства прокуроры указывали на сообщения г-на Перри в социальных сетях в качестве доказательства, например, когда он писал, что может «убить несколько человек по дороге на работу; они устраивают беспорядки возле моего жилого комплекса», — сообщила газета Austin American-Statesman.
Присяжные единогласно проголосовали за осуждение мистера Перри. Адвокатское бюро Дуга О’Коннелла, которое представляло интересы г-на Перри, не сразу ответило на запросы о комментариях.
После оглашения приговора г-н Перри опустил плечи, спрятал голову и заплакал, сообщает телеканал KXAN, разместивший видеозаписи суда.
Райан Фостер, брат Гаррета Фостера, заявил The American-Statesman, что мистера Перри нельзя прощать.
Одним из сторонников г-на Перри был Кайл Риттенхаус, который в ноябре 2021 года был оправдан по всем обвинениям в ходе судебного разбирательства по делу о расстреле трех белых мужчин, двое из которых погибли, после демонстраций в Кеноше, штат Висконсин, в 2020 году из-за расстрел чернокожего белым полицейским.
Г-н Риттенхаус, чье дело вызвало дебаты о правах на оружие, написал в Твиттере в субботу, что молится, чтобы Совет по помилованию и условно-досрочному освобождению рекомендовал губернатору помиловать г-на Перри.
Мистер Эбботт, как правило, каждый год прощает преступников на Рождество. 22 декабря прошлого года он помиловал двоих, а в декабре 2021 года — восемь.
В 2018 году, менее чем за час до запланированной казни Томаса Уитакера, мистер Эббот пощадил этого человека.
Губернатор принял единогласную рекомендацию Совета по помилованию изменить смертный приговор г-ну Уитакеру, который в 2003 году организовал убийство своей матери и брата недалеко от Хьюстона, на пожизненное заключение без права досрочного освобождения.
Первый урок гимнастики аббата | Соседские видео Дэниела Тайгера
- PBS Kids live TV
- Плейлист PBS Kids Spotlight
- Детское шоу PBS
The Shell Game/Heron Food Blues
Автомобильная кампания Маффи/Правда или опрос
D.W., All Fired Up/Я бы предпочел прочитать это сам
Негативный город/Лицензия на науку
Таззи Крис
Осьминог Wildkrattic
The Qyah Ice Classic/The Great Qyah Cleanup
Танец тюленей/Сноубординг в стиле Qyah
Жизнь в дисгармонии
Поиск и спасение/Тайные жизни учителей
Я Конфуций/Я Сакагава и Рэттл
3 /Любовь и гармония
Танцы по книге/Зуб Такера
Делайте музыку естественно/Осветите путь
Академия юных дирижеров: часть первая/Академия юных дирижеров: часть вторая
Чувство единорога/Школьные правила
Pink or Treat/Berry Scary
Kind Alan
The Great Home Carnival
Summerween/Make it Snow
Рози гаснет свет/Rosie Goes Camping
Астма Джоди/Daniel’s 900 Fishground 2 Daniel’s 90 Игровая площадка Daniel’s 900 Play00 Play0 Dies/Семечки клубники Даниэля
Дырявый кран/George Loves a Parade
Go West, Young Monkey/Знакомьтесь с новыми соседями
Yodel Bird Sitting/Superhero Squabble
Hey-o, Purple Moon/Purple Peg Problem
Summerween/Make it Snow
Отбой Рози/Rosie Goes Camping
Новые удары Альмы/Звездный бал
Баскетбольные птички/В поисках мусора .