Хлодвиг-законодатель. История Франции. Том I Происхождение франков
Хлодвиг-законодатель
Устранял франкских вождей, Хлодвиг исходил из стремления навести порядок в галльской государственности, предвосхитив в какой-то мере то, что позднее удалось сделать Карлу Великому. Как и Карл, Хлодвиг выступил в качестве законодателя, распространив на всех своих римских подданных действие Кодекса Алариха и приказав подготовить для салических франков первый вариант салических законов, изложенных в шестидесяти пяти статьях. Особое значение имел факт созыва им в Орлеане в июле 511 года первого галльского церковного собора, в котором приняли участие тридцать два епископа, то есть чуть менее половины всех епископов королевства, поскольку многие бельгийские прелаты, и в том числе святой Реми, а также и некоторые аквитанские священнослужители, скомпрометировавшие себя сотрудничеством с вестготскими властями, не откликнулись на приглашение короля. Вполне может быть, что их отпугнула заранее объявленная повестка для этого собрания: речь должна была пойти не только о проблеме ликвидации арианства, но и об отношениях между епископами и их подчиненными, отношениях с монахами, графами племенных территорий и — главное — с королем.
Однако смерть Хлодвига, последовавшая 27 ноября 511 года, не позволила извлечь политическую выгоду из принятых собором решений. Его похоронили, как он того пожелал, в усыпальнице базилики Святых Апостолов рядом с могилой святой Женевьевы, где тридцать три года спустя упокоится прах его Клотильды. Этот человек, объединивший под своим военным и политическим владычеством три четверти Галлии, получил подтверждение своей власти из рук императора Анастасия, находившегося слишком далеко от Галлии, чтобы серьезно рассчитывать на возможность реально влиять на положение дел в ней, но все еще пользовавшегося в то время в глазах галло-римского населения немалым авторитетом, который Хлодвиг сумел использовать в своих интересах.

Второй урок: Франки. Хлодвиг
Второй урок: Франки. Хлодвиг — Улёт! — восхищается Толстяк. — Я чувствую, что на этот раз я просвещаюсь по-настоящему, Сан-А. До сего времени я хоть и выписывал сельский журнал «Рустика» и читал «Ридерз дайжест» у парикмахера, мой интеллект ещё хромал. Теперь я могу
ХЛОДВИГ
ХЛОДВИГ Великий франкский король стал властителем в 15 или 16 лет, в 481 г. Уже в эти лета он успел показать себя «славным и могучим воином». Его избрание произошло (вернее, было утверждено) на народном собрании франков. По традиции, воины вознесли юного короля, стоящего на
Великолепный законодатель
Великолепный законодатель
Селим I, подчинивший себе в 1516–1517 годах мамлюкский Египет и распространивший свою власть на Священный город, вступив в союзнические отношения с мусульманскими правителями Триполи, Туниса и Алжира, умер в 1520.
Ликург-законодатель
Ликург-законодатель Ликург – великий законодатель Спарты. Именно он дал Спарте те законы, которые породили спартанский образ жизни, где важнейшими являются общественное бытие человека и жесткая, если не жестокая борьба против роскоши, изнеженности и пресыщения. Кстати,
Хлодвиг II — Хлодвиг I Великий
Хлодвиг II — Хлодвиг I Великий 637 Рождение Хлодвига 466 Рождение Хлодвига 171 639 Хлодвиг становится королем франков 486 Хлодвиг становится королем всех франков 153 655 Смерть Хлодвига 511 Смерть Хлодвига 144 Один Хлодвиг умер 27 ноября, а другой… тоже 27
Сулейман Законодатель
Сулейман Законодатель
В царствование Сулеймана была произведена кодификация османского права.
Глава 9 НОВЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ
Глава 9 НОВЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ Запланированные правовые реформы После двух лет тяжелой борьбы Дария наконец признали царем большей части Западной Азии. Ему была дана короткая передышка, чтобы обдумать, в каком состоянии находится огромная империя, которая так неожиданно
6. Солон — законодатель Афинский
6. Солон — законодатель Афинский (594 г. до Р. X.)Гораздо позднее и совсем в ином духе перешло к прочной форме правления афинское государство.Переход этот совершился благодаря деятельности Солона, государственные способности которого, подобно Ликургу в Спарте, были
1.
Хлодвиг. 481–511 годы1. Хлодвиг. 481–511 годы Григорий Турский и Хлодвиг[12] История Галлии первой половины VI века отмечена двумя событиями важнейшего значения, тесно связанными между собой: начало перехода галльской элиты в христианскую веру и осуществление территориального объединения
Григорий Турский и Хлодвиг[12]
Григорий Турский и Хлодвиг[12] История Галлии первой половины VI века отмечена двумя событиями важнейшего значения, тесно связанными между собой: начало перехода галльской элиты в христианскую веру и осуществление территориального объединения Галлии этой элитой. В обоих
Сулейман Законодатель
Сулейман Законодатель
В царствование Сулеймана была произведена кодификация османского права. В этом отношении он подобен византийскому императору Юстиниану и французскому императору Наполеону I, в честь которых названы соответствующие кодексы.
1.1.5. Великий законодатель Хаммурапи
1.1.5. Великий законодатель Хаммурапи Один из первых текстовых источников, с которым знакомятся студенты-историки, — это знаменитый свод законов царя Хаммурапи. Звучное имя сразу запоминается, как и примерная дата появления первого известного письменного
Театра злой законодатель
Театра злой законодатель Язык иносказаний, символов, намеков, скрывающий истину под туманным покровом, украшенный блестками остроумия, был весьма распространен в пушкинскую пору. Образом может служить стихотворная «Старая быль» П.А. Катенина с приложенным к ней
6. Гражданский законодатель: Владимир Мономах
освободила силы оппозиции. 17 апреля в Киеве собралось чрезвычайное городское вече. В обычных условиях подобное собрание после смерти князя было бы созвано митрополитом и боярами, но ихКак тиран и святая были счастливы вместе
Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда, несмотря на различия в образе мыслей, темпераменте и вероисповедании, прославили друг друга как великих деятелей Средневековья, а кроме того, были просто счастливой семейной парой.
Король франков Хлодвиг I
Западная Европа конца пятого века представляла собой несколько государств, которые возникли на землях бывшей Римской империи. В каждом из них правили свои короли, а точнее сказать, вожди племен, ведущие между собой постоянные бои. Хлодвигу, унаследовавшему власть от своего отца, правителя салических франков, предстояло превратить галльские племена в единое государство.
О жизни и достижениях Хлодвига известно в основном из единственного источника – «Истории франков», написанной спустя несколько десятилетий после смерти короля епископом Григорием Турским, а потому сведения о тех временах не могут считаться полностью достоверными – хотя бы потому, что в интерпретацию фактов и событий вмешивались догмы христианского учения.
Ф.Л. Дежуинь. Хлодвиг, король франков
Он родился, вероятно, в 466 году, а в пятнадцатилетнем возрасте получил титул короля. Под властью Хлодвига, представителя династии Меровингов, находилась тогда часть современной Бельгии, а также части Голландии и Германии. Прежде всего молодой правитель заручился поддержкой соседнего племени – рипуарских франков, женившись на дочери их короля. Ее имя до настоящего времени не сохранилось, да и статус жены летописец отрицает – ведь брак был заключен по языческим правилам.
Неизвестный автор. Сиагрий перед Хлодвигом.
Ближайшей целью Хлодвига стало завоевание государства Сиагрии – на тот момент последнего осколка Римской империи в Галлии.
В Сиагрии располагались города Суассон, Орлеан, Тур и Париж, и на нее направил свои войска Хлодвиг.
Согласно летописям, он осаждал Париж пять лет, причем от голода жителей спасла Женевьева (Геновефа), святая покровительница города, доставившая по реке караван судов с продовольствием. Правитель Сиагрии был пленен Хлодвигом, а затем убит.
П. Пюви де Шаванн. Святая Женевьева снабжает хлебом осажденный Париж
При захвате Суассона Хлодвигу и его войску досталось множество ценных трофеев, в том числе и богатств христианских церквей. Легенда гласит, что епископ Ремигий, впоследствии наставник Хлодвига, просил короля оставить ему старинную чашу особенной красоты. Однако по обычаям того времени король не был вправе ставить себя выше других при разделе завоеванного, о чем Хлодвигу напомнил один из его воинов, разрубив чашу мечом и предложив каждому взять долю, что ему причитается.
Хлодвиг и суассонская чаша. Иллюстрация XIV века
Спустя некоторое время король, не забывший этого эпизода, под предлогом досмотра войск счел состояние оружия того воина недостойным франкской армии и разрубил его голову мечом, напомнив, что так же тот поступил с чашей.
Этот эпизод в числе прочих других укрепил репутацию Хлодвига как не только талантливого, но и жестокого полководца.
Клотильда из Бургундии
В Бургундии, которую Хлодвиг также не мог обделять вниманием, делая ставку на объединение галльских земель, жила дочь одного из правителей, Клотильда (Хродехильда). Родителей – короля Хильперика и его жену Каретену, убил в борьбе за дядя Клотильды, взяв затем ее и сестру себе на воспитание.
Когда послы Хлодвига в очередной раз прибыли для ведения переговоров в Бургундию, юность и красота Клотильды поразила их. Вернувшись, они рассказали о светловолосой и зеленоглазой красавице Хлодвигу, и тот немедленно захотел на ней жениться – к тому же, это отвечало его целям относительно союза с Бургундией. Так семнадцатилетняя девушка стала женой франкского короля.
Свадьба Хлодвига. Гобелен XVII века во дворце То в Реймсе
Клотильда была христианкой, в этой вере ее воспитывала мать, и к ней она мечтала приобщить своего мужа.
По-видимому, между супругами на протяжении всего брака складывались теплые отношения, но принять христианство Хлодвиг отказывался. Первый сын Клотильды, Ингомер, вскоре после рождения заболел, и королева убедила мужа крестить ребенка ради его спасения. Мальчик вскоре умер. Позже родился второй сын, Хлодомир, также крещенный по настоянию Клотильды. Нового наследника поразила та же болезнь, но, как отмечает летописец, матери удалось спасти его своими молитвами. Примечательно, что король долгое время сохранял скептицизм по отношению к вероисповеданию жены, и тем не менее поддавался на ее убеждения в таком серьезном деле – детей Клотильда воспитывала в чуждой для Хлодвига вере.
Крещение Хлодвига Святым Ремигием (базилика Сен-Реми в Реймсе)
Другим просветителем и наставником короля называют епископа Ремигия, того, что по преданию стал участником инцидента с чашей в Суассоне.
Исцеление крещенного сына не убедило Хлодвига стать христианином, однако в 496 году, когда его войска сражались против аллеманнов, перед решающей битвой король дал обет.
Видя, что силы противника существенно превышают численность франков, он объявил, что примет христианскую веру в случае, если победит. 25 декабря, в Рождество, Хлодвиг и несколько тысяч его воинов прошли обряд крещения.
Ф.Л. Дежуинь. Крещение Хлодвига в Реймсе в 496 году
По легенде, во время таинства к Хлодвигу прилетел ангел, обратившись голубем. Он принес сосуд с елеем – маслом для помазания. Позже этот сосуд стал одной из главных французских реликвий и получил название Святая Стеклянница. Она веками использовалась в обряде коронации и хранилась в соборе в Реймсе, в городе, где получали официальный титул французские короли начиная с Людовика I Благочестивого.
Изображение Святой Стеклянницы. XIX век.
Святая Стеклянница была разбита во время Французской Революции в 1793 году, однако ее осколок сохранили и использовали при создании нового сосуда, который был использован при коронации Карла X.
Хлодвиг и Клотильда — вместе и порознь
Крещение Хлодвига не сделало его святым – завоевания и убийства продолжались.
Король, подчинивший себе огромную территорию, боялся заговоров и нападений прежде всего со стороны своих родственников, а потому действовал на опережение, собственноручно расправляясь с ними. Эта участь постигла Рагнахара и его братьев, не только состоявших в Хлодвигом в родстве, но и ставших его союзниками в завоевании земель Галлии. В жизнеописании короля упоминается, что даже тоску по отсутствию оставшихся в живых родных он выражал с умыслом: не проявит ли участия к нему кто-то, кого можно потом на всякий случай умертвить. В отличие от своей жены, Хлодвиг так и не был канонизирован.
Ж.А. Гро. Хлодвиг и Клотильда
Хлодвиг умер в возрасте около 45 лет и был похоронен рядом со святой Женевьевой. Клотильда же, за время брака родившая от короля шестерых детей, удалилась в Тур, где прожила оставшиеся 33 года своей жизни. Она посвятила себя молитвам, милостыне нуждающимся, служению церкви, при которой жила. К концу дней Клотильда раздала все, что у нее было.
Карл Ван Лоо.
Святая Клотильда
Клотильда считается покровительницей Парижа. С ней связывают образ щита, украшенного тремя лилиями, якобы именно это изображение, символизирующее Святую Троицу, она создала на преподнесенном Хлодвигу доспехе перед битвой.
Хлодвиг получает щит с лилиями — будущим символом французских королей
Клотильда основала в Париже монастырь, который позже получил название Аббатство Святой Женевьевы, оно существовало до Великой Французской революции, а потом было разрушено.
Витраж в Базилике Св. Клотильды в Париже
Хлодвиг, один из самых выдающихся королей и военачальников прошлого, мечом подчинивший себе всю территорию на левом берегу Рейна, и не менее великая Клотильда, покровительница невест, родителей, вдов и сирот, чье имя почитается во всем христианском мире, странным образом прошли жизненный путь вместе.
Скульптура, изображающая Хлодвига. Фрагмент надгробия в Сен-Дени
Но после смерти Хлодвига созданное им государство оказалось поделено между враждующими наследниками, а дети, с любовью и смирением воспитанные Клотильдой, вступили в борьбу между собой и даже убили ее малолетних внуков.
Меровинги продолжали править в Европе.
Статуя Св. Клотильды. Нотр-Дам де Корбей
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кловис-Пойнт и открытие первой культуры Америки | История
Гай БиллаутКогда Эдгар Б. Ховард услышал, что дорожная бригада в восточной части Нью-Мексико наткнулась на тайник с большими древними костями, он бросил все и схватился за первый поезд, идущий на запад. В то время — в ноябре 1932 года — Ховард был научным сотрудником-археологом в Музее Пенсильванского университета. Он проработал несколько лет на Юго-Западе и видел, как его коллеги по этой высококонкурентной профессии выхватывали открытия у него из-под носа. Несколько дней спустя он был в Кловисе, штат Нью-Мексико, и убеждал землевладельцев разрешить ему раскопки.
Следующим летом Говард начал свой полевой проект на этом участке, вскоре обнаружив то, что он назвал «слипшимися массами костей мамонта».
К костям примешивались тонкие наконечники копий длиной в палец — наконечники Хлодвига, как их называют сегодня, — которые Говард осторожно оставил на месте. Выдающиеся исследователи быстро сошлись на Хлодвиге и стали свидетелями открытия.
Острия Clovis полностью уникальны. Сколотые из яшмы, кремня, обсидиана и других тонких, хрупких камней, они имеют копьевидный наконечник и (иногда) ужасно острые края. От основания к кончикам отходят неглубокие вогнутые канавки, называемые «каннелюрами», которые, возможно, помогали наконечникам вставляться в древки копий. Как правило, около четырех дюймов в длину и трети дюйма в толщину, они были гладкими и часто красиво сделаны. Обнаружив точки Хлодвига в Нью-Мексико, Ховард и другие искали их следы в коллекциях артефактов из Сибири, происхождения первых американцев. Ни один никогда не был найден. Похоже, что очки Кловиса были американским изобретением — возможно, первым американским изобретением.
Было обнаружено более 10 000 точек Хлодвига, разбросанных в 1 500 местах на большей части территории Северной Америки; Точки Хлодвига или что-то подобное обнаруживались даже на юге, вплоть до Венесуэлы.
Похоже, что по археологическим меркам они материализовались внезапно и быстро распространились. Возраст самых старых надежно датированных точек, обнаруженных в Техасе, составляет 13 500 лет. Через несколько столетий они появляются повсюду от Флориды до Монтаны, от Пенсильвании до штата Вашингтон.
Необходимо соблюдать осторожность: Датировать каменные объекты сложно, а результаты вызывают споры (хронология здесь взята из широко цитируемой статьи 2007 г. в Science Майкла Р. Уотерса из Texas A&M и Томаса У. Стаффорда-младшего, который в то время руководил частной археологической лабораторией в Колорадо). Даже когда даты установлены, их нелегко интерпретировать. Поскольку стили артефактов — форма керамики, инструменты, наконечники копий — могут меняться произвольно, нельзя сказать, что определенный стиль обязательно представляет определенное общество. Почти одновременное появление точек Кловиса может означать быстрое принятие улучшенной технологии различными группами, а не распространение одной группы.
Тем не менее, большинство исследователей считают, что быстрое распространение точек Хлодвига свидетельствует о том, что единый образ жизни — культура Хлодвига — мгновенно распространился по всему континенту. Никакая другая культура не доминировала так сильно в Америке.
Кловис размножался так быстро, что исследователи предположили, что это должна быть первая подлинно американская культура, люди, которые пронзают пустынные ландшафты огнем и копьем. Но другие продолжали предлагать данные о том, что Америка была заселена до Хлодвига. Оскорбительные дебаты закончились только тогда, когда в конце 1990-х годов в Чили появились убедительные доказательства существования соглашения до Хлодвига. Затем последовали другие места, существовавшие до Хлодвига, в частности пещера в Орегоне с окаменелыми человеческими экскрементами, идентифицированными с помощью анализа ДНК и датированными с помощью ускорительной масс-спектрометрии. Мало что известно об этих древних народах. Хлодвиг, возможно, больше не самая старая американская культура, но она остается древнейшей американской культурой, о которой мы много знаем.
Первоначально обнаруженные между ребрами крупных вымерших млекопитающих, наконечники Хлодвига долгое время считались орудиями охоты. Точно так же считалось, что культура Хлодвига была сосредоточена на охоте на крупную дичь — «мегафауну плейстоцена». По сей день бесчисленные музейные диорамы изображают отважных палеоиндейцев, вонзающих копья в морды мамонтов, мастодонтов и саблезубых тигров. Женщины и дети прячутся по краям, надеясь, что охотники выживут. Позже археологи поставили эту картину под сомнение. Преследовать гигантских зверей с палками и острыми камнями опасно. Как могла какая-либо группа основывать свое существование на чем-то столь рискованном? Это было бы похоже на общество, в котором большинство взрослых зарабатывали на жизнь обезвреживанием противопехотных мин.
В исследовании, опубликованном в 2002 году, Дональд Грейсон из Вашингтонского университета и Дэвид Мельцер из Южного методистского университета провели поиск в данных множества сайтов Кловис в поисках свидетельств того, что люди убивали крупных животных (например, разделывали кости).
Только в 14 они нашли следы охоты — или, возможно, «охоты», поскольку в некоторых местах люди, по-видимому, убивали животных у водоемов, которые уже были на грани смерти. «Жалко», — пошутил Мельцер в «Первые люди в Новом Свете» 9.0012, его история первой колонизации Америки. Сегодня представляется вероятным, что люди Хлодвига зависели в основном от сбора растений, охоты на мелких млекопитающих и, возможно, от рыбной ловли. Наряду со скребками, лезвиями, сверлами и иглами острие Хлодвига было частью универсального набора инструментов — кожаного человека древнего мира, — который люди использовали для наводнения на еще новой земле.
Очки Кловис производились три-четыре века, а потом исчезли. Как и культура, создавшая их. По мере того как люди Хлодвига расселились по разным экологическим зонам, культура разделилась на отдельные группы, каждая из которых адаптировалась к своей собственной среде. Конец Хлодвига ознаменовал собой начало огромного социального, культурного и языкового разнообразия, которое характеризовало следующие 10 000 лет.
От краткого расцвета Хлодвига остались только инструменты, особенно острия — последние физические следы первой и самой обширной культурной империи Америки.
Автор последних бестселлеров 1491: Новые открытия Америки до Колумба и 1493: Открытие Нового Света Колумб Создано , Чарльз К. Манн видит прошлое нашей страны в свете событий которые уходят корнями как минимум на 13 500 лет назад, когда люди впервые начали изготавливать каменные орудия, известные как наконечники Хлодвига.
«До Колумба у Америки была длинная и увлекательная история, — говорит он. «Я думаю, что каждый должен это знать — это история половины мира, и это часть нашей человеческой истории».
Рекомендуемые видео
Король Хлодвиг вышел на воду
- Дэн Грейвс, MSL
- 2010 3 мая
Боги подвели короля Хлодвига и его франков.
Контингент немцев
собирался победить их. В отчаянии король воздел руки
воздух, молясь: «Иисус, если ты действительно Сын Божий, как моя жена
говорит мне, даруй мне победу, и я поверю в тебя».
противник сломал ряды и бежал. Хлодвиг приписал победу
Христианский Бог.
Этот день в 496 году стал поворотным моментом для Галлии (Франции). Хотя Хлодвиг женился на христианке, его знание Христианство было стройным. В сущности, он знал только то, что Клотильда, его жена, рассказала ему — смесь фактов, басен и сомнительных легенд. Он был жестоким и мстительным человеком.
Вплоть до своей чудесной победы Хлодвиг считал, что у него есть веская причина
сомневаться в Боге христиан. Если бы Римская империя не преобразовалась
к новой вере более ста лет назад? И все же Бог не
защищал его от варваров. Ближе к дому, после того, как он разрешил
Клотильда крестила первенца, мальчик умер через восемь
дней. Что это был за Бог, допустивший крещеных во имя свое?
умереть? Со своей стороны, Клотильда мужественно радовалась тому, что
считали достойным родить ребенка, которого теперь перевезли в королевство
Небесный.
Несмотря на свои подозрения в крещении, Хлодвиг позволил Клотильде совершить их второй сын крестился. Этот мальчик тоже заболел. И снова Хлодвиг был злой. Но на этот раз мальчика пощадили в ответ на молитву. А потом пришла битва, которая заставила его обратиться с отчаянным призывом к Христос.
Кловис сдержал свое слово. Он пригласил епископа Ремигия научите его новой вере. В эту ночь, 25 декабря 496 г. он крестился в Реймсе. в честь этого события Ремигиус украсил собор прекрасными коврами и драпировки. Сотни свечей освещали здание в отличие от темный декабрьский вечер. Дуновение ладана повисло, как волшебство, в воздух. Услышав торжественное пение псалмов, царь с благоговением обратился к Ремигиус, спрашивая, вошел ли он в обещанное Царство Небесное. «Нет,» ответил епископ; «но это начало пути к нему.»
3000 франкских воинов Хлодвига последовали за ним в крещении. Ремигиус
продолжал наставлять короля-воина в вере. Его понимание
Однако в том, что он услышал, должно было чего-то не хватать.
