Хазария это что: Хазария — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

Кто такие «неразумные хазары»?

В VII–X веках государство кочевых тюрков-хазар занимало обширные территории современных постсоветских республик: от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современного Крыма на юго-западе. На его землях проживали различные народы: савиры, булгары, хазары, славяне, арабы, евреи, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии.

Это государство оставило след в истории многих народов, при этом сами хазары растворились среди других этносов. Хазарский каганат, как и большинство империй, напоминал колосс на глиняных ногах.

О том, куда исчезли «неразумные хазары» и как была устроена их государственность, Майрбек Вачагаев поговорил с историком, профессором Владимиром Петрухиным.

– Владимир Яковлевич, с чего начался ваш интерес к исследованию истории хазар?

Владимир Яковлевич Петрухин

– Он начался с моего университетского образования, которое я начал получать в далекие 60-е годы XX века.

И тогда меня интересовало начало русской истории, в основном то начало русской истории, которое упоминает варягов. Знаменитое призвание варяжских князей в Восточную Европу, в Новгород. Нас учили тогда, во-первых, что варягов не было, так шутили тогда историки. Во-вторых, их было мало. Чем больше нас так учили, тем больше бросалось в глаза то, что археологические исследования демонстрируют обратную картину.

Этих варягов было немало, они значительную роль играли в истории Восточной Европы X века. И вместе с варягами, конечно, я обратил внимание, что первый русский летописец, условно его называют Нестор, упоминал также хазар. Вот эта русская история начиналась с действия двух всегдашних полюсов – условно говоря, Западной, или Северо-Западной Европейской. Это варяги. И евразийской – это хазары. Хазары, которые брали дань со славян, о чем тоже не любили упоминать, но достаточно было того, что нас учили в школе: «Как ныне сбирается вещий Олег, отомстить неразумным хазарам…» Вот в те времена мне было интересно, но что же о них можно сказать, кроме того, что они были «неразумными».

И это привело вот к тем занятиям, которыми я увлекаюсь и по сей день.

– А если обратиться к этимологии – Хазария или Хазар. Как перевести?

Майрбек Вачагаев

– Ну, самый простой подход здесь, он общераспространен в науке, это связь такого этнонима или этникона – так называли разные общности с обычаем кочевания. Вот «хаз» – это обозначение кочевника евразийской степи. «Казахи» – родственный этноним. И даже обозначение казаков тоже относится к тому же причерноморскому или причерноморско-северокавказскому региону. Казаки также славились своим непоседливым бытом, они были конными воинами. Вот, иногда даже возводили себя к хазарам в ранних своих летописных памятниках. Но, как всегда, все этимологии, особенно те, которые кажутся очевидными, оспариваются. Так что историки не очень любят останавливаться на том, что так увлекает лингвистов.

– Каковы отличительные характеристики хазарских захоронений и как их определяют археологи?

– Археологи сейчас, если мы обратимся к историографии, не могут договориться о том, как искать хазар и что это такое. Мы привыкли к тому, и этому учит Библия, что у любого народа есть свой первопредок, и стоит их найти – история народа становится понятной. Но таких первопредков нет ни у кого. Мы не можем найти их ни у скифов, ни у тех, кто предшествовали хазарам в Евразии, гуннов знаменитых. Что такое гуннские погребения, собственно говоря, никто до сих пор и не знает. Дело в том, что любой народ получал свое самосознание тогда, когда возникала какая-то группа, объединяющая этот народ – военизированную элиту, имевшую, как правило, полиэтничную культуру, впитывающую все традиции окружающего, особенно – быта великих государств.

Мы привыкли к тому, и этому учит Библия, что у любого народа есть свой первопредок, и стоит их найти – история народа становится понятной

Вот эта космополитическая культура не дает возможности сосредоточиться на поисках какого-то этнически чистого ядра. Поэтому любая элита, принимавшая имя и создающая свое государственное или предгосударственное образование, неуловима часто археологически, потому что любят представители элиты носить престижные вещи, сохраняющиеся в погребениях. Ранние богатые хазарские памятники демонстрируют, что эта элита использовала и византийские вещи, и вещи сасанидского Ирана – великой империи доисламского раннесредневекового мира. Так что с большим трудом мы можем определить тех, да и, видимо, не определим никогда, кого можно называть хазарами.

Другое дело, что эта самая элита смогла установить в Евразийской степи коммуникации, которые объединяли почти все Причерноморье. Культурные комплексы, которые там археологи обнаруживают, многие сотни этих памятников, стали называться салтово-маяцкой культурой. По Салтовскому городищу, увы, погибшему. По Маяцкому городищу под Воронежем. Вот между этими пунктами формировалась культура, которая имеет очень схожие черты. Самое общее, что объединяет такую культуру, самые общие характеристики связаны с керамикой.

Салтово-маяцкая культура – это государственная культура Хазарского каганата, так представляется мне. Это одна из тем, которые продолжают обсуждаться сейчас в хазарской археологии. Есть ли культура хазарского каганата или это культура разных общностей, которые были почему-то объединены вот этой самой единой материальной культурой? Скорее всего, это была действительно государственная культура, и Хазарский каганат смог объединить культуры и разные общности северного Причерноморья.

– Вы сказали, государство, соответственно, хазарский каганат, как и любое государство, имеет свою главную ставку, столицу (Семендер, Итиль или Саркела), по вашему мнению, где сегодня следует локализовать эти города?

Место хазарской крепости Саркел

– Я только что вернулся с раскопок, которые проводятся в рамках студенческой археологической экспедиции моего университета – Высшей школы экономики. Мы участвуем в раскопках погибающей на Дону хазарской крепости, так называемого правобережного Цимлянского городища. На другом берегу была другая крепость, единственная хазарская, она известна всемирной истории, потому что упоминается в византийском источнике, это был Саркел. Затоплен Саркел нынешним «Цимлянским морем». Правобережное цимлянское городище падает в это самое море, потому что ветра раздувают берег, и мы пытаемся спасти эту белокаменную крепость.

Вот сейчас, пожалуй, главная проблема хазарской археологии – это проблема спасения поселений. Погребений известно много, мы можем заниматься этнической характеристикой этих погребений, культурной, но вот экономику и саму политическую структуру каганата мы можем представить, только хорошо раскопав поселение у самого каганата. Пока ни одно из них целиком не раскопано. И даже утонувший Саркел раскопан где-то на 2/3.

Столица – это та ставка, где располагается высшая администрация. Каганат хазарский сохранял тюркские традиции, когда правитель должен был переезжать с места на место, не только даже для того, чтобы прокормиться и собрать дань, но именно для того, чтобы удержать в своих руках государство, границы которого были, можно сказать, неопределимы, потому что степь не имеет границ.

Требование дани хазарами

В какой-то момент такой столицей, видимо, в дельте Волги был Итиль, который мы долго ищем, сейчас наши коллеги там.

Пока ничего там найти не удается, хотя все больше хазарских памятников находят сейчас в дельте Волги. И вот недавние раскопки на другом городище в селе Уграх вызывают очередной всплеск энтузиазма. Главным комплексом хазарских поселений оказывается как раз тот комплекс, где принимает участие наша экспедиция, ибо там, по просьбе кагана и его администратора, главы его исполнительной власти Бека или Беха, греческие инженеры построили кирпичную крепость Саркел на левом берегу Дона, Нижнего Дона. Вот из белого красивого паленого камня была построена крепость с башнями, и эта крепость располагается на окраине современного города Цимлянск.

Саркел был ближе к Волгодонску, и это многое объясняет в том, что заставило греков строить здесь крепости в далекой, конечно, для них Хазарии. Далеки эти крепости от греческих владений в Северном Черноморье от византийских Херсонеса и его ферм, и Тамани. Что-то было важное здесь не только для хазар, но и для Византии. Это был геополитический центр. Зачем все это нужно было строить, мы гадаем по сей день, кто-то из энтузиастов говорит, что тут возникало мощное древнерусское государство, но крепость Саркел была построена где-то в 40-е годы IX века, задолго до призвания варягов летописного и задолго до того, когда хоть какие-то источники повествуют о русском государстве.

Больше устрашали и хазар, и Европу те передвижения кочевников, которые пытались сдерживать хазары.

Зачем все это нужно было строить, мы гадаем по сей день, кто-то из энтузиастов говорит, что тут возникало мощное древнерусское государство, но крепость Саркел была построена где-то в 40-е годы IX века, задолго до призвания варягов летописного и задолго до того, когда хоть какие-то источники повествуют о русском государстве

Так что здесь Византии было почему-то интересно укрепить границы Хазарии, укрепить Хазарское государство. Но и надо сразу же сказать, что эти укрепления вызвали интерес и того князя, который погубил Хазарию, если верить русской летописи, это был знаменитый Святослав Игоревич, Святослав Воитель, которому вообще приписывали поход по всей Хазарии вплоть до дельты Волги, но, скорее всего, ему удалось нанести удар в это солнечное сплетение Хазарского каганата, по этим донским крепостям. Он захватил и разрушил Саркел, переименовав его в Белую вежу. По-русски Саркел: Белая башня – тюркское наименование. Сохранялась эта крепость, пока половцы не отделили все-таки эти регионы от Среднего Приднепровья, от княжеского дамана. Так что вот здесь действительно было какое-то солнечное сплетение Евразии, включающее не только Хазарию, но и Византию, Заволжские степи и Предуралье, откуда двигались венгры.

Хазарский воин с пленником

Таким этот регион оставался и остается, можно сказать, и по сей день, потому что Волгодонск – то место, ради которого был затоплен Саркел. Но, благо, все-таки в разоренной войной советской России дали деньги на раскопки. Ну вот Волгодонск – это было то место, откуда началось строительство Волго-Донского канала, это было важное еще место для коммуникаций в Восточной Европе. И там, я надеюсь, можно будет разрешить многие загадки по хазарской материальной истории.

– Какие народы жили в Хазарии, на каких языках говорили? Какой из этих языков можно считать основным?

– Опять-таки, это проблема, из-за которой идет ожесточенная полемика между лингвистами. Они, конечно, должны заниматься проблемами языков, потому что если этим будут заниматься историки и тем более археологи, то результат будет ужасным. В «Хазарском альманахе» продолжается спор по поводу языков Хазарии. Большая часть исследователей настаивают на том, что хазары были тюркоязычными. Но у хазар были свои союзники. Ближайшие – на Северном Кавказе, были ираноязычные аланы, наследники скифов и сарматов евразийских, которые умели строить. Не так, как греки, но из камня умели строить крепости, занимались земледелием, что необходимо было всегда для кочевника, без хлеба они не могли продержаться и прокормить свою конницу.

Этот тюркско-иранский в лингвистическом смысле симбиоз заложил основы и салтово-маяцкой культуры, которая несет на себе следы и тюркоязычного мощного импульса из тюркских глубин, с предгорий Алтая и традиционной для Причерноморья ираноязычной культуры. Очень хорошо умели делать аланы керамику, долгий у них был опыт оседлой жизни рядом с греками, с античными еще городами, так что красивая керамика салтовская, как правило, считается произведением аланских мастеров.

Иллюстративное фото

А с точки зрения языка два основных компонента хазарской культуры: тюркоязычные и ираноязычные. Известны несколько десятков рунических надписей, которые явно отсылают к такой тюркской традиции, известной в далекой Центральной Азии, на территории тюркских каганатов. Хазарские надписи не читаются толком до сир пор, потому что нет никаких параллельных текстов. Полемика на эту тему продолжается, но помимо тех иранских и тюркских элементов, которые более-менее очевидны в хазарской культуре, конечно, мы не должны забывать о тех, кто сохранил память о хазарах, о Руси и о восточных славянах, потому что хазары брали дань с восточнославянских племен. Племен среднего Приднепровья и даже Дона и Оки, доходя чуть ли не до Московских наших пределов. Отдельные славяне были частью хазарского каганата, мы это видим и археологически, в том числе там, где потом был центр русского государства. Археология здесь демонстрирует то обстоятельство, что летопись сохраняла память о реальных событиях начальной русской истории.

– Подтверждается ли информация в письменных источниках о переходе хазар в иудаизм археологическим материалом? Если иудаизм был принят руководством, то какой религии придерживалось в основе население?

– Да, это верно. Как раз славяне, то есть русские книжники, не помнили о том, что хазары, то есть их верхушка, были по религии иудеями. Вот этому посвящена так называемая еврейско-хазарская переписка, сохранившаяся в средневековой еврейской традиции, изданная по-русски замечательным Павлом Максимовичем Коковцевым. Она доступна и можно ее читать. Все это выглядит как некий вот такой сюжет литературны, посвященной проделкам мудрых хитрецов. Потому что переписка рассказывает, что некий хазарский правитель, которого именуют еще хазарским именем, тюркским Булан, что означает «олень» – это почитаемое в степи животное. Почитаемое со времен скифских знаменитых золотых оленей.

Они в один голос говорили, что выбор Булана безумен, он будет почитаться на одном уровне с иудеями и будет считаться изгоем среди прочих народов

Булан во сне якобы увидел ангела Божьего, который пообещал ему победу над врагами в Закавказье, в богатых провинциях Закавказья, если он примет истинную веру. Истинной верой, с точки зрения этого ангела, говорившего от имени иудейского волхва, конечно, был иудаизм. Победу каган одержал и действительно смог обратить свое войско или всю эту элиту в иудаизм, что вызвало немедленную реакцию соперников Хазарии в Закавказье и в Причерноморье. К нему явились послы от арабского халифата, наступающего в тот период не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье, и от греков-византийцев. Они в один голос говорили, что выбор Булана безумен, он будет почитаться на одном уровне с иудеями и будет считаться изгоем среди прочих народов.

Булан совершил хитрость: он призвал сначала кадия мусульманина и спросил, какая все-таки вера из двух считается более истинной – вера иудеев или вера христиан. Естественно, мусульманин сказал, что вера иудеев – это вера почитаемых пророков, а вера христиан – это вера заблудших. То же самое спросил Булан у христианина и тот ответил: мы почитаем Ветхий Завет как священное писание, а Мохаммед – это человек, который пошел по неверному пути с точки зрения христианства. Получалось, что иудаизм – это истинная вера с точки зрения спорящих и конкурирующих мировых религий.

Хазарская монета с надписью «Моисей – посланник Бога»

Относительно недавно, на рубеже нашего тысячелетия, довольно далеко от Хазарии, был найден клад восточных монет. И в этом кладе арабских дирхамов было найдено несколько монеток, на которых была арабским шрифтом дана легенда, звучащая как «Муса (Библейский пророк Моисей. – Прим. ред.) посланник Божий». Это ни в коем случае не могло смутить или возмутить даже мусульман, потому что даже Моисей действительно считался таким же пророком – предшественником Мохаммеда, но здесь кто-то из хазарских хитроумных правителей продемонстрировал свою преданность Моисееву закону, вот таким образом чеканя эту монету. Это, пожалуй, единственное на сегодняшний день археологическое подтверждение того, что иудаизм был распространен среди хазарской элиты. Никаких других свидетельств иудейского культа пока не обнаружено.

– Если мы опять вернемся к историческим фактам периода существования Хазарии, известны ли какие-то контакты с Кавказом? Может быть, между Хазарией и кавказцами были войны или, напротив, – союзнические отношения?

– Главным соперником хазар на Кавказе и в Закавказье был Иран, который соперничал с Византией. Хазары оказались, как и гунны до них, хитроумными соперниками великих держав. Они обещали союз тому, кто больше заплатит за этот союз. Если больше платили иранцы, они и выступали на стороне иранцев, если больше платили греки, то выступали на стороне греков. А в общем они были очень важным игроком в этой горячей точке всемирной истории.

Семендер, Итиль, Хазария

Но когда в регионе появились мусульмане, халифат обрушился на Иран и Византию, то здесь хазары продолжали свою политику, пытаясь противостоять арабам. И арабо-хазарские войны продолжались на протяжении VII–VIII веков, и надо сказать, что хазары отстояли здесь свои интересы. Форпостом мусульман на Кавказе тогда стал Дербент, где хазары сохраняли за собой выходы в Закавказье, в том числе Дарьяльское ущелье и смогли добиться того, что через Кавказ начались регулярные торговые связи, в которых была заинтересована вся Европа, и Восточная, и Северная. Так что вот тут формировалось соперничество России и Хазарии, которое контролировало международные пути, международный рынок и соперничество, которое простиралось до Северного Кавказа.

Остается все-таки загадкой, когда сменили русские хазар там, на подступах к Северному Кавказу, когда на Тамани Тмутаракань, стала русским городом, который так назывался странно, но по-хазарски: Тмутаракань. Так что геополитическая ситуация, конечно же, оставалась связанной с этим кавказским путем на Ближний Восток и в Среднюю Азию, остается таковой и по сей день. Мы в этом смысле наследники не только Древней России, но и Хазарии.

– Видите ли вы связь между хазарами и современными крымскими караимами, например, есть такая версия, что якобы они могут являться потомками хазар. Насколько обоснованы такие предположения?

– К сожалению, так считать невозможно, это очень болезненный вопрос, связанный со страшным периодом в нашей общей истории в эпоху Второй мировой войны. Действительно, энтузиасты караимские, главным среди них был знаменитый любитель древностей крымских Аврам Феркович, настаивали на том, что караимы – это последователи чистого иудаизма, который был распространен до начала христианской эры. В действительности, конечно, караимы появились в Крыму, скорее всего, после крестоносных погромов. Караимы, сформировавшись на Ближнем Востоке где-то около VIII века, должны были бежать из захваченного крестоносцами Константинополя из Византии в Крым, скорее всего, не ранее второй половины XIII века, то есть после гибели Хазарии во второй половине X века появились караимы в Восточной Европе. Посему мы можем сказать о хазарах сейчас то, что можно сказать о гуннах или о половцах или печенегах, что нет их наследников прямых в современной европейской истории.

– Сегодня, например, очень модным стало в истории использовать данные ДНК. Доверяете ли вы такого рода подходу, были ли проведены такие исследования при изучении хазар?

Битва хазар с войском князем Святослава Игоревича

– Должен сказать, что я с некоторым сомнением отношусь, как неспециалист, ко всем этим проблемам. Мне приходилось беседовать с любителями этого метода. Есть любители, которые опровергали присутствие варягов в Восточной Европе, заявляя, что нет соответствия с ДНК как свидетельства их присутствия.

Я уже говорил, что таким образом мы расходимся целиком, потому что археологические следы присутствия их в IX–X веках очевидны. Приходится напоминать некоторым увлекающимся такого рода тиражированием энтузиастам о моем столкновении с любителями ДНК: один из предпринимателей еврейского происхождения запросил подтверждение того, что вот он, опираясь на данные своей ДНК, может возводить себя к хазарским каганам.

Мы можем сказать о хазарах сейчас то, что можно сказать о гуннах или о половцах или печенегах, что нет их наследников прямых в современной европейской истории

Я был призван как эксперт, и коллеги, увлекающиеся ДНК-исследованиями, сказали, что очень может быть, что этот герой, жаждущий того, чтобы как-то объединить себя с родом хазарского кагана, может претендовать на такое объединение, потому что его генотип восходит к глубокой древности, к X веку во всяком случае. Я напомнил, что сам Булан и его потомки, которые носили еврейские имена – Аарон, Иосиф, как раз один из авторов еврейско-хазарской переписки, настаивали, что они не имеют отношения к этническим иудеям, они не потомки Авраама, не семиты, они потомки Тагармы. Здесь мы с вами возвращаемся к нашей кавказской теме, потому что в Библии Тагарма – это кавказские народы.

Очень важно было самому правителю Хазарии, даже если он носил имя Иосиф или Аарон, напоминать своим подданным, что он один из них. Он не чуждый какой-то, пришедший из Ближнего Востока, из Палестины иудей. Он один из них, поэтому он имеет законное право править своим государством, как любой тюркский каган. Вот он тюрк, он из Тагармы, он законный правитель этой самой евразийской империи. Так что здесь ДНК, на мой взгляд, можно использовать только с учетом всех данных доступных нам источников.

***

В подкасте «Хроника Кавказа с Вачагаевым» историк Майрбек Вачагаев вместе со своими гостями – учеными, экспертами, общественными деятелями – обсуждает исторические проблемы развития кавказского региона и пути их решения.

Подкасты Кавказ.Реалии стали доступны и для слушателей в российской интернет-версии потокового аудио Spotify. Функция подкастов ранее была недоступна для пользователей в России. В начале октября услуга появилась в разделе «Поиск».

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

Хазарский каганат

Хазарский каганат

Созданное хазарами политическое объединение кочевых, полукочевых и оседлых земледельческих народов юга Восточной Европы второй половины VII – середины X вв.

земледельческих народов юга Восточной Европы второй половины VII – середины X вв. Термин «Хазарский каганат» – принятое в исторической науке обозначение этого государства. Данный термин не был употребителен в средневековье. Мусульманские арабо-персидские географы под словом ал-хазар имеют в виду одновременно и область и народ, и государство с таким названием. В древнерусских источниках речь преимущественно идет о народе, для обозначения которого используется этникон козаре. Византийские авторы часто говорят о государстве – Хазарии (Χαζαρια). В современной науке наименования «Хазария» и «Хазарский каганат» равнозначны.

Наименование Хазарского каганата государством допустимо, однако следует помнить о некоторой условности такого словоупотребления, ибо далеко не все внешние признаки современных государств были характерны для политических объединений раннего средневековья. Так, у Хазарии на протяжении всего периода ее существования не было фиксированной, четко очерченной международно-правовыми нормами, территории.

Полностью отсутствовала собственная финансовая система. Единственным исключением был вызванный конъюнктурными соображениями выпуск нескольких серий монет –подражаний арабским дирхемам (т.н. «хазарский чекан»). Даже относительно того периода, когда правящая верхушка хазар исповедовала иудаизм (IX – середина X вв.), невозможно говорить о реальности существования в Хазарии государственной идеологии. Пожалуй, лишь по таким критериям, как наличие отделенной от основной массы населения публичной власти над определенной, но строго не зафиксированной территорией, существование войска, отделенного от основной массы подчиненного или зависимого населения – Хазарский каганат может быть определен именно как государство.

Точная дата возникновения Хазарского государства не установлена. Хазары в качестве одного из кочевых племен, обитавших к северу от Дербентского прохода, упоминаются в источниках еще с середины VI в., но эти ранние известия мало что дают для реконструкции начальных этапов политической истории Хазарии. Однако уже в «Армянской географии» конца VII в. есть сведения о ношении хазарским правителем титула «каган», свидетельствовавшего о претензиях на высшую власть в Великой Степи. Кроме того, во второй половине VII в. по свидетельству все той же «Армянской географии», а также «Хронографии» византийского церковного писателя Феофана Исповедника и собственно хазарской традиции, представленной Письмом Иосифа, хазары уничтожают остатки «Великой Болгарии» и добиваются господства в Северном Причерноморье. Это стало началом недолгого периода «великодержавия» Хазарского каганата, превращения его в третью наиболее значительную силу в жизни Юго-Восточной Европы и Кавказа наряду с Арабским халифатом и Византией.

В VIII в. Хазарский каганат преимущественно был в союзе с Византией, с одной стороны, и в состоянии смертельной вражды с арабами – с другой. На некоторое время под властью хазар оказались почти все византийские владения в Крыму и на Боспоре Киммерийском. Арабо-хазарские войны, ареной которых были Дагестан, Закавказье и центральный Кавказ, закончились поражением Хазарии, которой, тем не менее, удалось сохранить свою независимость. Период с начала VIII по первую половину IX в. стал временем наибольшего территориального распространения власти Хазарского каганата, в том объеме, в котором это было зафиксировано в Письме Иосифа.

Иосиф начинает изложение списка подвластных ему народностей, племен и земель восточной Европы с жителей Поволжья, а также лесной и лесостепной полосы: Бур-т-с, Бу-л-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-м-с, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Изложение в этом списке народов идет вдоль по Волге от ее нижнего течения к среднему и далее с востока на запад. Первыми упомянуты буртасы, жившие, в соответствии с данными арабских источников, между хазарами и булгарами на берегах Волги. Булгар и Сувар – это обозначения Волжской Булгарии и булгарского города Сувар. Завершают список Арису и Ц-р-мис традиционно отождествляемые с марийцами (черемисы в позднейшей русской традиции) и мордовским племенем эрзей. В-н-н-тит согласно наиболее распространенной интерпретации представляет собой обозначение восточнославянского племени вятичей, а С-в-р относится к северянам.

В источниках нет сведений, подтверждающих или опровергающих мнение Иосифа о подчинении «Волжской Булгарии» Хазарскому каганату для VIII – IX в. Тем не менее, в начале X в. царь ее, по свидетельству ибн Фадлана, был зависим от Хазарии. Аутентичность представления Иосифа о среднем Поволжье, как о крайнем северном пределе территориальных притязаний Хазарии, подтверждается данными фольклора южных удмуртов о некогда населявших их страну сказочных богатырях-алангасарах, в названии которых узнаются этнонимы – аланов и хазар.

Северяне, согласно древнерусской «Повести временных лет», выплачивали дань хазарам до 884 г., а вятичи – до самого разгрома Хазарии Святославом. Любопытно отсутствие в этом списке Иосифа полян и радимичей – других восточно-славянских племен, согласно древнерусским источникам, также плативших дань Хазарскому каганату. Больше всего затруднений у исследователей вызывает название племени с-л-виюн, являющееся арабизмом. Некоторые исследователи, как например, израильский востоковед А. Поляк, отказывали письму Иосифа в подлинности на этом основании. Однако представляется, что данный термин используется здесь в качестве общего обозначения для всех славянских подданных каганата.

Затем граница в описании Иосифа, поворачивает в сторону Хорезма и Гургана т.е. древней Гиркании – области у юго-восточного побережья каспийского моря. Эти территории никогда не были частью хазарского каганата. После этого Иосиф описывает южную границу своих владений. Здесь описание начинается с известного арабо-персидским источникам хазарского города Семендер, пока граница не поворачивает к Дербенту – Баб ал-Абвабу. Последний несколько раз переходил из рук в руки в ходе арабо-хазарских войн, но ко времени правления Иосифа он давно уже не был зависим от Каганата. Затем следует перечень народов и племен Северного Кавказа, лишь немногие из которых поддаются отождествлению. В частности Иосиф включает в число своих подданных жителей кавказской Алании, к тому времени уже независимой от Хазарии (по свидетельству Константина Багрянородного и Кембриджского документа).

Наибольшие трудности вызывает описание западной границы владений Иосифа: Ш-р-кил, С-м-к-р-ц, К-р-ц, Суграй, Алус, Л-м-б-т, Б-р-т-нит, Алубиха, Кут, Манк-т, Бурк, Ал-ма, Г-рузин. Иосиф ведет здесь свое изложение сначала с севера на юг, а затем с северо-востока на юго-запад. Начинает он от Саркела – крепости, построенной византийскими инженерами для хазар в 834 – 39 гг. на нижнем Дону, известной также из древнерусских источников как «Белая Вежа». С-м-к-р-ц традиционно отождествляется с упоминаемым арабским географом ибн Хордадбехом поселением «С-м-куш ал-йахуд» (т.е. С-м-куш евреев») на таманском полуострове и также Таматархой – Тмутараканью. Далее следует перечень городов и местностей на крымском полуострове. Идет он в направлении на юго-запад от Керчи (К-р-ц – византийский Боспор, древнерусский Корчев). Суграй отождествляется с Сугдеей. Это теперешний Судак.

Для части топонимов предлагаются следующие идентификации. Например: Алус – Алустон – Алушта; Алубиха – Алупка, Бартенит – Партенит, Г-рузин – Гурзуф; Манк-т – Мангуп. В историографии широко распространено мнение об этом списке как о сравнительно поздней фальсификации. Делались попытки связать ее с заинтересованностью средневековых караимских переписчиков письма Иосифа, в том, чтобы удревнить дату присутствия своей общины в Крыму. Допускалось мнение и о прямом вмешательстве здесь в текст письма со стороны караимского собирателя древностей А.С. Фирковича, в коллекции которого была обнаружена пространная редакция ответа Иосифа Хасдаю. В частности, исследователи рукописи пространной редакции Письма Иосифа – А.Я. Гаркави и П.К. Коковцов отмечали, что название «Мангуп» написано на подчищенном месте. С другой стороны, археологические исследования последних лет показывают, что некоторые упомянутые в письме Иосифа поселения были заселены и обитаемы в хазарский период. Это касается и Мангупа. В результате приходится констатировать, что проблема списка крымских топонимов из письма Иосифа пока еще далека от разрешения.

Западнее Боспора и Крыма Иосиф помещает печенегов и венгров, отмечая, что и те и другие в равной степени подчинены его власти. Последнее для X в. выглядит абсолютно невероятным. Достаточно сказать, что венгры уже с начала X в. расселились на среднем Дунае в Паннонии, куда власть хазарских каганов не доходила никогда. Однако, в более ранний период VIII – IX вв. и печенеги и венгры входили в орбиту политического влияния Хазарии.

Итак, описывая территориальные пределы своей власти, Иосиф имеет ввиду гигантскую территорию от степного Заволжья на востоке почти до Дуная на западе и от Кавказских гор на юге до среднего течения Волги на севере. Понятно, что для середины X в., когда Хазарское государство находилось на краю гибели в состоянии глубокого упадка, эта информация не может считаться достоверной. Однако, применительно к условиям VIII – IX вв. – времени наивысшего могущества каганата она может рассматриваться, 8как достоверная. Следует считать справедливым мнение исследователей, считавших, что Иосиф в своем письме описывает размеры Хазарии в тех пределах, до которых доходили власть и властные притязания его предков. Альтернативная трактовка известий этого письма, относящая преувеличение размеров хазарского каганата к временам после Иосифа, принадлежит, в основном, авторам не-гебраистам (например, Б. А. Рыбакову) и потому не может быть принята, так как игнорирует текстологические особенности памятника.

Кроме этого расширенного и преувеличенного описания владений Хазарского каганата, в письме Иосифа имеется также описание личных владений правителя Хазарии, занимающих на карте Восточной Европы гораздо более скромное место, чем огромная держава его предков. Эта территория ограничена с востока Нижней Волгой, а с юга и запада реками В-д-шанкраткой редакции письма – В-р-шан), Бузан и Уг-ру. Первую исследователи обычно идентифицируют с Кумой, вторую – с нижним течением Дона, третью – с Тереком.

На этой территории, очевидно, находились личные и родовые владения самого Иосифа и высшей хазарской знати. В противоположность огромным территориям, на которые Иосиф высказывает притязания в письме Хасдаю, этот небольшой отрезок азово-каспийского междуморья был назван М.И. Артамоновым собственно Хазарией. Позднее, с легкой руки С. А. Плетневой, за этой территорией закрепилось название «домен хазарского кагана». Понятие домен вызывает ассоциации с европейскими феодальными порядками и потому его употребление в отношении Хазарского каганата крайне условно, ибо Хазария, как и все незападные общества, не знала феодализма. Понятие о домене Иосифа маркирует лишь территорию распространения его реальной власти.

Особенности исторического развития Хазарии типичны для государств, основанных евразийскими кочевниками. Среди них можно выделить такие наиболее характерные черты политической истории, как формирование государства в ходе военных походов против соседних кочевых и полукочевых племен, взимание дани с покоренных земледельческих народов, формирование государства со сложной политической структурой и многоукладной экономикой, постепенная дезинтеграция и распад. При этом высокая мобильность кочевого населения, бывшая важнейшим фактором его военного превосходства над оседлыми соседями, была и причиной слабости кочевых государств, неустойчивости их внутренней структуры.

Хазария, подобно иным государствам, основанным евразийских кочевниками, по большей части оставляла в неприкосновенном виде политические структуры покоренных или зависимых народов: будь-то восточные славяне или крымские готы. Зависимость большинства покоренных хазарами областей ограничивалась выплатой дани, сопровождавшейся иногда присутствием незначительной хазарской администрации, в некоторых случаях возглавляемой наместником – тудуном. Стоит отметить, что административный аппарат был в крайней степени неразвит. Свидетельством этого был описанный в письме Иосифа обычай ежегодного объезда хазарским правителем своих владения.

Политическая история каганата известна по письменным византийским, арабским, еврейским, армянским и древнерусским источникам лишь в самых общих чертах. Конец VII – начало VIII вв. стали временем масштабных хазарских завоеваний в Восточной Европе и на Северном Кавказе. Хазарское государство сумело выстоять в череде арабо-хазарских войн, в которых оно не было уничтожено, но потерпело поражение. Под давлением арабов политический центр хазарского государства был перенесен из Дагестана на север, в Нижнее Поволжье. После этого начинается мирный период, продлившийся почти до середины IX в. В это время происходят несколько событий, определивших дальнейшую судьбу Хазарии. Во-первых, оформляется своеобразный политический режим «хазарского двоевластия», при котором каган становится лишь церемониальной фигурой, тогда как реальную власть получает командующий войском и руководящий государственными делами шад, или бек. Во-вторых, в Северное Причерноморье вторгаются сначала венгры, а затем и печенеги. В результате, владения к западу от Дона со временем оказались полностью потерянны для каганата. Наконец, в-третьих, мощь Хазарии оказалась подорвана изнутри внезапно вспыхнувшим восстанием части хазарской знати. Часть примкнувших к повстанцам хазарских племен после поражения вошла в состав венгерского племенного союза, вместе с которым, позднее переселилась в Паннонию. В Х в. хазарское государство переживало период глубокого упадка, закончившегося его падением в результате походов древнерусского князя Святослава в 965 – 966 гг.

Причины упадка и гибели Хазарии были теми же, что и у большинства других кочевых государств и империй Евразии. К их числу относились в первую очередь слабость внутренних структур, неразвитость государственных институтов и внутренних связей между различными объединенными центральной властью территориями, зависимость от внешнеполитической и экономической конъюнктуры. Однако принятие иудаизма правящей элитой Хазарии не может рассматриваться в качестве причины его упадка. От этого события (конец VIII – начало IX вв.) и до падения Хазарского государства прошло около полутора столетий, то есть не менее половины почти трехсотлетнего срока существования каганата, весьма продолжительного в сравнении с большинством других основанных евразийскими кочевниками государств и империй.

Историческое значение хазарского каганата обусловлено его весьма существенным влиянием на судьбы народов центральной и восточной Европы. Под давлением хазар протоболгары Аспаруха вынуждены была мигрировать на Дунай, где после покорения ими славянского населения возникло Первое болгарское царство. Другая часть протоболгар в хазарский период переселилась на среднюю Волгу, где приняла решающее участие в этногенезе чувашей и поволжских татар. Ими было основано новое государство – Волжская Булгария, просуществовавшая до 1236 г. Венгры в ранний период своей истории в Поволжье и Северном Причерноморье также испытали на себе значительное влияние Хазарского каганата. Часть хазар влилась под именем каваров в мадьярский племенной союз. Для древнейших этапов венгерской политической истории также характерно копирования некоторых хазарских институтов, таких, как, например, двоевластие сакрального правителя и военного вождя. Часто встречающееся в историографии мнение о том, что хазары, якобы сыграли спасительную роль в истории Восточной Европы, остановив арабское наступление, следует признать ошибочным. Хазары потерпели поражение в войнах против арабского Халифата, в то время как арабы в действительности, не ставили перед собой задачи подчинения земель к северу от Кавказского хребта. Более того, начало распространения ислама на Северном Кавказе и в Поволжье также относится к хазарскому времени, и этот процесс происходил независимо от воли правителей Хазарии. Наконец, нельзя умолчать и об огромном влиянии Хазарии на складывания государственности Древней Руси. Именно в хазарское время складывается система коммуникаций Северной Европы с Византией и мусульманским Востоком по рекам Восточно-европейской равнины, оказавшая решающее влияние на сложение древнерусского государства. «Русская земля» в среднем Поднепровье – территория в IX – XII вв., фактически представлявшая собой домен династии киевских великих князей, была ничем иным как районом расселения восточно-славянских племен, выплачивавших дань хазарам.

Источники и литература

  • Dunlop D.M. The History of Jewish Khazars. Princeton, 1954; Golden P. B. Khazar studies. An Historico-Philological Inquiry into the Origins of the Khazars. Budapest, 1980. Vol. 1. P 58 – 77; 97 – 111
  • Ludwig D. Structur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Liht der schriftlichen Quellen. Munster, 1982. Bd. 1.
  • Артамонов М.И. История хазар. Изд. 2-е. СПб, 2002
  • Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV – X вв. Л., 1979
  • Голден П. Хазарский иудаизм в свете письменных источников // История еврейского народа в России. Т. 1. От древности до раннего средневековья. М.; Иерусалим, 2010. С. 125 – 150
  • Голден П.Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов // Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993. С. 211 – 233
  • Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1. Горган и Поволжье в IX – X вв. М., 1962. С. 117 – 123
  • Калинина Т.М. Проблемы истории Хазарии (по данным восточных источников). М., 2015
  • Калинина Т.М. Три стадии существования и падение Хазарского каганата // Хазары: миф и история. М.; Иерусалим, 2010. С. 25 – 41
  • Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932
  • Насонов А.Н. «Русская Земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. С. 41 – 43
  • Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточноей Европы и Кавказа. М., 1990
  • Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому // ЖМНП 1883 №3, Ч. 226. С. 31 – 32
  • Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. М.; Смоленск, 1995. С. 83 – 98
  • Петрухин В.Я. Хазарская дань и славяне: к истории тюрко-славянских отношений в Европе IX в. // Петрухин В.Я. «Русь и вси языци». Аспекты исторических взаимосвязей: историко-археологические очерки. М., 2011. С. 240 – 248
  • Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. М., 1967. С. 186
  • Ромашов С.А. историческая география хазарского каганата. Период формирования и расцвета. (V – IX вв.). авт. дисс. канд. ист. наук. М., 1992
  • Рыбаков Б.А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси // Советская археология. Т. XVIII. М., 1953.128 – 150
  • Флеров В.С. «Города» и «замки» хазарского каганата. Археологическая реальность. М.; Иерусалим, 2011. C. 208 – 212, 221 – 224
  • Якобсон В.А. Государство как социальная организация. (теоретические проблемы) // Восток. 1997. №1. С. 5 – 15
  • Яшин Д.М. Об удмуртском сказочном персонаже Алангасаре // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972. С. 97 – 100

Теория антисемитского заговора используется на телеграмме, чтобы оправдать вторжение России в Украину

5 мая 2022

от Lea Gerster

. на войне в Украине. В нем рассказывается, как отсутствие исторических источников о Хазарской империи и весьма спорная гипотеза о евреях-ашкеназах вдохновили антисемитские теории заговора, которые теперь используются против Украины.  

Исследование в основном сосредоточено на немецкоязычных крайне правых и конспирологических каналах Telegram. Однако часть обсуждаемого контента была получена из англоязычных источников или переведена на немецкий язык с других языков.  

________________________________________________________________________________

Как и любой крупный кризис в эпоху цифровых технологий, вторжение России в Украину вызвало шквал теорий заговора и дезинформации в Интернете. Хотя намеки на прошлое (обычно искаженное) распространены во многих теориях заговора, ориентированных на геополитику, в данном случае история стала особенно горячей темой. От отрицания этнической идентичности украинцев до осуждения их правительства как фашистского, искажения истории стали инструментами, используемыми для подрыва права Украины на существование как независимого и демократического государства.

Как и во многих современных теориях заговора, антисемитизм присутствовал в нескольких нарративах о вторжении, начиная от прямых нападок на еврейское наследие президента Украины Владимира Зеленского и заканчивая утверждениями о том, что глобальные элиты сорвали свои зловещие планы решением Путина о вторжении. Одной из антисемитских теорий заговора, используемых для оправдания российского вторжения в Украину, является хазарская мафия.

Теории заговора о хазарах

Теории заговора о хазарах, полукочевом тюркском народе, основавшем крупную империю (Хазарию) между Восточной Европой и Западной Азией в средние века, были распространены в конспирологических, правых экстремистских и исламистских сообществах в Интернете до текущий конфликт. Однако, учитывая, что Хазария охватывала территорию современной юго-восточной России, юга Украины, Крыма и Казахстана, они приобрели особую географическую значимость в условиях войны на Украине.

Хазары стали популярной темой для разговоров среди теоретиков заговора из-за утверждения, что хазарский народ, или, по крайней мере, его элита, в массовом порядке принял иудаизм в 8 веке. Отсутствие надежных современных источников информации о хазарах затрудняет определение того, насколько верно это утверждение. Хазария была забыта на века, пока не была вновь открыта ранними сионистами в XIX веке.го века, которые интересовались тем, что они видели как потенциально историческое еврейское государство. Хотя, похоже, среди хазар действительно были обращения в иудаизм, степень обращения в иудаизм среди более широких слоев населения остается неясной.

Значительная часть современного интереса к хазарам со стороны конспирологов может быть связана с книгой «Тринадцатое племя», написанной венгерско-британским писателем Артуром Кестлером, в которой он представляет широко оспариваемый тезис о том, что евреи-ашкенази являются потомками обращенных хазар, а не чем у древних израильтян. Кестлер знал, что его теория может быть использована для делегитимации Государства Израиль, но выразил надежду, что она устранит расовые основания для дискриминации еврейской диаспоры в Восточной Европе.

Использование теории Кестлера антисемитами 

Наблюдение за немецкоязычными крайне правыми и конспирологическими каналами Telegram в наши дни позволяет предположить, что теория Кестлера была использована для пропаганды антисемитизма. На этих каналах термины «хазары» и «хазарская мафия» использовались для описания евреев подобно тому, как используются термины «ротшильды» и «сионисты», якобы для смягчения антисемитских заявлений. Что еще более коварно, утверждение о том, что ашкенази являются потомками не израильтян, а хазар, позволяет правдоподобно отрицать антисемитов, утверждая, что они выступают только против «фальшивых евреев» и «самозванцев» (как видно на изображении 2).

Заговорщики и крайне правые деятели в Интернете также прямо ссылаются на «Тринадцатое племя» Кестлера. Осужденный отрицатель Холокоста из Германии сослался на теорию Кестлера в видео Bitchute (Изображение 1), в котором он рассуждал о еврейском плане построить «Небесный Иерусалим» в Украине, поскольку большинство евреев предположительно были хазарами.

Изображение 1: Миниатюра видео Bitchute, сделанная осужденным отрицателем Холокоста [Перевод: Израиль в Украине?]

Использование мифа о хазарской мафии для оправдания российского вторжения

Поскольку Хазария включала в себя большую часть современной Украины, в том числе оккупированный Россией Крым, антисемитские теории заговора о хазарском народе были применены к обсуждению продолжающейся российско-украинской войны в каналах QAnon, Sovereigntist и правых экстремистов Telegram.

Например, один пост, распространяемый по таким каналам, утверждает, что «хазарская мафия — это люди, которых мы сегодня называем украинскими нацистами» (см. Изображение 2). В посте также утверждается, что русские знали, что нынешняя война была продолжением конфликта середины VIII века, когда хазары пытались подчинить себе русские племена, отвергнувшие любовь хазар к питью (желательно русской) крови. Далее говорится, что хазары манипулировали ДНК человека, одержимого демонами, и уничтожали ДНК противоборствующих племен с помощью биологического оружия. В сообщении также утверждается, что как только российские захватчики пригрозят раскрыть доказательства существования хазарских «демонов», украинские «хазары» заявят, что их убивают, чтобы спровоцировать глобальную войну против России.

Изображение 2: Фрагмент текста, утверждающего связь между «хазарской мафией» и русским вторжением.

Утверждения, подобные этим, основаны на различных антисемитских стереотипах, в том числе на мифе о кровавом навете и извечном тропе еврейских заговоров против других народов, чтобы утверждать, что Украиной правят «фальшивые» евреи.

Другая «хазарская» теория об Украине, циркулирующая в Telegram, проистекает из статьи на немецком сайте, в которой ранее утверждалось, что британская королевская семья — рептилии. В статье (Изображение 3) утверждается, что хотя семья Ротшильдов — хазары и контролируют МВФ, Путину удалось вывести Россию из-под их контроля. Он настаивает на насильственном характере Хараров, заявляя, что пока «хазарские Ротшильды» якобы работают над уничтожением христианства и установлением Единого Мирового Правительства, освещение в СМИ войны на Украине промывает людям мозги против России.

Другой пост в Telegram утверждает, что Украина ранее была Хазарией и что ее жители приняли иудаизм, чтобы участвовать в работорговле. Упрощенное представление о том, что Хазария была только Украиной, и более широкий хазарский заговор также интерпретируются некоторыми как означающие, что Украина является центром глобальной клики или Глубинного государства. В одном из постов (Изображение 4) немецкий неонацист заявил, что западная поддержка Украины проистекает из того факта, что если Киев падет, это будет означать «конец структуры власти, которую создали хазары — псевдоевреи Ротшильда. за последние 80 лет».

Изображение 3: Статья с «казарской» теорией об Украине [Перевод: хазары, династия Ротшильдов. Новый мировой порядок, Украина и реализация повестки Нефилимов.

Изображение 4: Интерпретация обложки журнала Economist немецким неонацистским каналом.

Заключение  

Война на Украине породила обильный псевдоанализ геополитики, международного права и истории, который пропитан конспирологическим мышлением и идеологическими предубеждениями, а не фактическими доказательствами. Вызов заговора хазарской мафии представляет собой особенно диковинный пример этого.

Теории заговора о предполагаемом хазарском контроле над Украиной разнообразны и часто противоречивы. В конечном итоге, однако, все они стремятся узаконить российское вторжение, обесчеловечив украинцев и представив военные преступления, совершенные российскими войсками, как приемлемые средства для уничтожения потомков «злой» расы.

Как это часто бывает с антисемитскими нарративами, миф о хазарской мафии не возник вместе с войной в Украине и не закончится с ней. Она будет адаптирована к следующей отличной новости, выдавая себя за псевдоинтеллектуальное объяснение крупного события, которое якобы не будут транслировать основные средства массовой информации.

 

Антисемитские теории заговора изобилуют вокруг нападения России на Украину

После вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года экстремисты и антисемиты всего идеологического спектра использовали войну как корм для продвижения антисемитских теорий заговора. Классические образы еврейской власти, финансового контроля и «злоупотребления» повествованием о Холокосте, исходящие от классических антисемитов и сторонников превосходства белой расы, а также влиятельных лиц QAnon и сторонников Proud Boys, изобилуют онлайн. Всего за несколько коротких недель десятки тысяч пользователей социальных сетей столкнулись с этой опасной ложью.

Некоторые утверждают, что сама война организована евреями как для финансового контроля, так и для глобального влияния. Другие ссылаются на «хазарскую мафию» или «хазарское вторжение», чтобы оправдать и даже прославить вторжение России. Этот заговор намекает на веру в то, что современное восточноевропейское еврейство произошло от народа, известного как хазары, которые якобы обратились в иудаизм в восьмом веке и жили на территории современной Украины. Верующие утверждают, что вторжение Путина в Украину было средством помочь стране противостоять/рассеять вторжение «хазарских евреев».

Антисионистские активисты также использовали конспирологическую риторику, утверждая, что Израиль и сионисты намеренно извлекают выгоду из этого кризиса для достижения своих собственных целей.

Взвешивание ключевых антисемитов


 

Брат Нафанаил

«Уличный евангелист» и антисемитский провокатор Брат Нафанаил выступил с антисемитской тирадой, ссылаясь на извечный заговор «Кровавый навет», в котором утверждается, что евреи убивают неевреев и используют их кровь в религиозных ритуалах. В видеоролике под названием «Кровавая Песах в Украине», который был просмотрен более 22 000 раз, брат Нафанаил заявляет, что война в Украине основана на «жажде убийства и крови евреев» и «крови украинцев, американцев и Европейские солдаты НАТО» будут обладать «лечебной силой для евреев», которая «ставит евреев на первое место». Позже в видео брат Натанаэль называет евреев, которые работают в администрации Байдена, чтобы заявить, что «ритуал еврейской крови является центром внешней политики США» для «америки, возглавляемой евреями», и что война ведется, потому что «только засохшая кровь православных русских солдат подпитает кровавый культ еще одной кровавой Пасхи».

Еще одно видео на канале BitChute брата Натанаэля, набравшее более 22 000 просмотров, связывает войну в Украине с антисемитской теорией заговора о еврейском финансовом контроле, ссылаясь на попытки США ввести санкции против России как на работу «Ротшильдского еврейского ФРС США». sic]», и заявляя, что «Украина — всего лишь пешка в еврейской игре», чтобы нанести удар по России.

Э. Майкл Джонс

Э. Майкл Джонс, давний писатель-католик-антисемит, также пропагандировал теорию заговора о еврейском финансовом контроле, среди прочего, в видео, размещенном на его канале BitChute 1 марта 2022 года. Украинский кризис, Джонс использовал образы еврейской власти, финансового контроля и утверждал, что евреи используют «нарратив о Холокосте», чтобы «делать все, что они хотят». Он сказал: «… есть категория реальности, называемая евреем… они обладают огромной властью и, по сути, они могут делать все, что хотят, и они делали все, что хотели, через санкции. офис казначейства Соединенных Штатов». Это видео было просмотрено более 6000 раз, и ссылка на видео была опубликована на странице журнала Джонса «Культурные войны» в Твиттере.

TruNews

TruNews — фундаменталистская христианская платформа для потоковой передачи новостей и мнений, которая регулярно публикует антисемитский и антисионистский контент, часто связывая текущие события с антисемитскими теориями заговора. Ведущий TruNews Рик Уайлс и его соведущие используют термины «сионист» и «еврей» как синонимы и ссылаются на «сионистский контроль» над Америкой как на причину «краха» страны. Что касается вторжения в Украину, Уайлс утверждает, что сионисты толкают мир к войне ради прибыли. В потоке от 22 февраля 2022 года на веб-сайте TruNews Уайлс утверждает, что в Америке больше нет «ответственных лидеров в этой стране, которые выступали бы против войны» из-за угрозы цензуры со стороны «сионистов у власти».

Узнайте больше новостей

Как и TruNews, Адам Грин использует свое шоу «Узнай больше новостей», чтобы ссылаться на антисемитскую теорию заговора еврейского контроля; Грин также использует слова «сионист» и «еврей» как синонимы. В стриме от 1 марта 2022 года на своем канале BitChute Грин начинает обсуждение войны в Украине с публикации фотографий президента Зеленского и Владимира Путина в ермолках, еврейских ритуальных головных уборах и подписи «Выбери свою сторону, гои». Сохраняя эти изображения на экране, Грин призывает обоих глав государств посетить израильскую Стену Плача и якобы встретиться с лидерами ортодоксального еврейского движения Хабад, которых он называет «расистами, сумасшедшими хабадскими любавичами». Грин продолжил: «… это похоже на то, что за всем этим стоит группа, которая просто организует новые мировые войны, в которых люди уничтожают друг друга, как того требует их пророчество», позже уточнив: «раввины последнего времени буквально хотят, чтобы все мир, чтобы вести войну против них» и «у нас есть пророчества сионистских фанатиков, загипнотизированные, полезные идиоты и агенты, продвигающие мировую войну, чтобы они могли разыграть свое пророчество, разрабатывая его из-за кулис всех сторон».

Сторонники превосходства белой расы

Как отмечается в статье Центра экстремизма об экстремистской реакции на Украину, сторонники превосходства белой расы громко заявляли о себе во время этого конфликта, в том числе поддерживали антисемитскую риторику и заговоры, которые евреи организуют и финансируют эту войну как средство убийства белых людей на обе стороны конфликта.

Официальный Telegram-канал движения сторонников превосходства белой расы «White Lives Matter» поделился своим взглядом на войну со своими более чем 11 000 подписчиков, написав, что обе стороны контролируются евреями: «евреи [sic] возглавляли Украину и НАТО, а еврейское во главе России» были частью «международной клики антибелых».

Влиятельный сторонник превосходства белой расы «Отец Орион» поделился своими антисемитскими взглядами на конфликт в своих социальных сетях. Основатель и лидер арийской неонацистской группы Occidental Templars, отец Орион также ведет Telegram-канал Церкви арийства и ведет собственный подкаст «The Aryanity Omnicast». В сообщениях как в своем профиле Gab, так и в каналах Telegram он утверждал, что «если вы выберете сторону в братской войне, которую ведут евреи, вы буквально предатель…». Он также поделился несколькими антисемитскими мемами.

Другой пост, опубликованный в Telegram-канале Церкви Арианства и просмотренный более 4700 раз, был озаглавлен: «Невинные люди Украины и России вовлечены в зог-войну с обеих сторон. Белые проигрывают, евреи побеждают. [sic] «ZOG» расшифровывается как «Сионистское оккупированное правительство», антисемитский заговор, согласно которому евреи контролируют правительство.

Шон Свит, сторонник превосходства белой расы с большим количеством подписчиков в Интернете, повторил мнение о том, что «еврейская элита» организовала войну в Украине как механизм, позволяющий белым людям убивать друг друга, именуемый «войной братьев». В посте, которым он поделился со своими почти 25 000 подписчиков, Свит, также известный как TexasVet, поделился изображением, указывающим на то, что Россия, Украина и НАТО являются еврейскими образованиями.

Антисемитская риторика также распространена на двух каналах Telegram сторонников превосходства белой расы, ответвления Proud Boys. На канале с более чем 3000 подписчиков, управляемом самопровозглашенным «высокопоставленным» гордым мальчиком, который пропагандирует нацизм, был опубликован пост, призывающий белых мужчин «объединить и отстранить евреев [sic] от власти в наших странах».

The Western Chauvinist, открыто выступающее за превосходство белой расы ответвление Telegram-канала Proud Boys с более чем 44 000 подписчиков, опубликовало ряд антисемитских заговоров, касающихся войны в Украине. В посте, просмотренном почти 10 000 раз, кто-то утверждает: «Любой, кто хоть немного внимательнее, может увидеть, что за этим стоит еврейское племя». Другой пост, набравший более 6600 просмотров, гласит: «На данный момент Россия против Украины настолько запутана, что вы не можете сказать, кто кого евреит, и, вероятно, это потому, что они оба евреют вас». Администрация канала также устроила опрос для пользователей, чтобы они проголосовали на тему «Кто больше выиграет от этой войны». Семьдесят восемь процентов респондентов выбрали «Евреи» из списка пяти вариантов.

Влиятельные лица QAnon

Аккаунты QAnon в социальных сетях также публиковали антисемитский конспирологический контент с начала российского вторжения. QAnon John (также известный как John Sabal) — популярный влиятельный человек QAnon, который ведет канал Telegram с более чем 81 000 участников. За последние несколько месяцев он несколько раз делился антисемитским контентом, в том числе постом, в котором утверждалось, что «Украина является домом и последним бастионом хазарской мафии, которая, как оказалось, контролирует мировое глубинное государство».

Инфлюенсер Энн Вандерстил также продвигала хазарский миф среди своих более чем 37 000 подписчиков канала Telegram, поделившись загружаемым документом с описанием предполагаемой хазарской мафии (ХМ), который, в частности, гласит: «ХМ Ротшильдов разработал генеральный план по контролю над всем Иудаизм и контроль над разумом контролируют иудаизм. .. и получили контроль над банковскими делами и профессиями Уолл-Стрит в целом, Конгрессом, основными средствами массовой информации, наряду с большей частью богатства и экономических средств достижения успеха».

В Telegram-канале GhostEzra, одного из самых популярных влиятельных лиц QAnon с более чем 294 тысячи подписчиков, пользователи поделились антисемитской риторикой, а один пользователь написал: «Теперь не забывайте, кто на самом деле контролирует Россию, Украину, Америку и все нации в мире. Это евреи», и утверждая, что евреи «любят» войну, потому что они наживаются на военных расходах.

Антисионистская риторика

Антисионистские активисты используют войну против Украины, чтобы провести параллели с израильско-палестинским конфликтом, при этом некоторые утверждают, что Израиль и сионисты поддерживают войну, чтобы они могли привезти украинских еврейских беженцев в Израиль. Антиизраильский активист из Огайо Аббас Хамидех, который выразил поддержку иранскому режиму и «Хизбалле», написал в Твиттере: «Преступная сионистская оккупация ПАЛЕСТИНЫ поддерживает неонацистов на Украине, чтобы они могли вызвать массовое бегство евреев, спасающихся бегством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *