Хазарский каганат :: Татарская энциклопедия TATARICA
Образование
Возникло в середине VII в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Предкавказья в результате распада Западно-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат).
Во главе Хазарского каганата утвердилась династия Ашины.
Столица – город Семендер, с начала VIII в. – город Итиль.
Территория
Во второй половине VII в. хазары подчинили государство Великая Болгария, государственные образования савиров, баранджар, в VIII в. – народы Поволжья и Подонья (булгары, буртасы, мордва и др.), некоторые славянские племена (поляне, северяне, вятичи, радимичи и др.).
В период наивысшего могущества, VIII – начало X вв., Хазарский каганат владел Северным Кавказом, Приазовьем, большей частью Крыма, степной и лесостепной территорией Восточной Европы до реки Днепр, а также территорией Северо-Западного Казахстана.
Религия
В Хазарском каганате мирно сосуществовали три монотеистические религии (православие, ислам, иудаизм) и язычество. В VIII в. государственной религией был ислам, в конце VIII – начале IX в. – иудаизм (в основном среди господствующей верхушки), с конца X в. – ислам.
Каждая религиозная община имела своих судей и сохраняла автономию.
Основа хозяйства
Экономика Хазарского каганата была многоукладной, ее основу составляло кочевое скотоводство.
В долине Нижней Волги, в Крыму, междуречье Дона и Донца развивались земледелие, садоводство, виноградарство и ремесленное производство (в городах. Итиль, Беленджер, Семендер).
Столица каганата Итиль являлась важным центром международной (в том числе транзитной) торговли. Хазарский каганат поддерживал активные торгово-экономические контакты с Византией, странами Восточной Европы, Скандинавии, Средней Азии, Закавказья.
Большие доходы Хазарскому каганату приносили пошлины за транзитный провоз товаров через его территорию (с кораблей и торговых караванов взимали десятину).
Из каганата вывозились крупный и мелкий рогатый скот, меха, рыбий клей. Из булгарских и славянских земель доставлялись зерно, дорогие меха, мед и воск, из стран Востока – предметы роскоши, пряности, шелк, оружие.
Культура
Культура и быт населения Хазарского каганата нашли отражение в археологических памятниках салтово-маяцкой культуры. Территория расселения ее носителей полностью совпадает с территорией Хазарского каганата.
Памятники этой культуры разнообразны: остатки кочевий (сезонных стойбищ) по низким берегам рек, развалины городов и крепостей на высоких мысах, могильники.
Жилища преимущественно наземные, со стенами из камня или в виде плетня, обмазанного глиной, а также прямоугольные полуземлянки и округлые жилища в форме юрты.
Столица Итиль располагалась по обоим берегам Волги и на острове, где находилась резиденция правителя – каменный дворец.
Горожане жили в глинобитных домах или юртах. В восточной части города располагались соборная мечеть, 30 приходских мечетей и медресе при них, а также христианские, иудейские храмы и языческие капища.
Власть
Первоначально Хазарский каганат являлся типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру он унаследовал от Тюркского каганата. Во главе государства стоял каган, формально обладавший всей полнотой военной и административной власти, которая, однако, была номинальной и сакральной.
До конца VIII в. власть в Хазарском каганате была сосредоточена фактически в руках местной хазарской и болгарской аристократии. После принятия иудаизма реальная власть оказалась у второго лица в государстве – бека (или хаканбека, на иврите «мелех» – царь).
Социальная структура
Высшим сословием в Хазарском каганате являлись тарханы – родовая аристократия и родственники царствующего рода; рангом ниже были эльтеберы – правители вассальных народов и тудуны – наместники кагана на отдельной территории.
Административно-территориальное деление
Территория Хазарского каганата делилась на области, различающиеся по степени контроля центральной власти.
Главной из них было Нижнее Поволжье, на территории которого жили собственно хазары, находились столица, резиденция кагана. Стратегические пункты контролировались непосредственно каганом, в них располагались хазарские гарнизоны (крепости Саркел на Дону и Самкерс у Керченского пролива).
Подчиненные народы (аланы, булгары, буртасы, венгры, славяне и др.) сохраняли собственную социально-политическую структуру. Их правители были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, выставлять войско кагану.
Внешняя политика
Особое геополитическое положение Хазарского каганата вынуждало его правителей вести постоянную борьбу за влияние в Причерноморье и Закавказье, а также за контроль над сухопутными и водными торговыми путями.
В Северном Причерноморье хазары столкнулись с Византией. В конце VII – VIII вв. хазары захватили Боспор, Восточный Крым, претендовали на главный греческий город Крыма – Херсонес.
В VIII в. у Хазарского каганата и Византии появился общий враг – Арабский халифат. Арабы покорили Среднюю Азию, вытеснили хазар из Закавказья, в 735 г. вторглись в прикаспийские степи и разгромили армию кагана (см. Арабо-хазарские войны). Однако они не смогли надолго удержаться в степях и отступили в Закавказье. Каган восстановил свою власть на Северном Кавказе и в других областях.
Войско
Активная международная политика требовала наличия боеспособной армии. В VII–VIII вв. армия состояла из ополчения, которое обязаны были выставлять зависимые народы. Численность войска могла достигать 100–300 тыс. человек.
В IX–X вв. ситуация изменилась: хазарские правители, отказавшись от масштабных завоевательных походов, стали использовать наемников. Главной силой войска была тяжелая конная гвардия, состоявшая из ларисиев – мусульманского племени хорезмийского происхождения. Она несла службу на особых условиях, имела своего визиря и право не воевать с единоверцами, что позволяло каганату вести активную внешнюю политику.
Распад
Однако сильное государство на стыке Европы и Азии, проводившее независимую политику, вызвало противодействие соседних стран.
Важное политическое значение имел вопрос о государственной религии. Арабы пытались утвердить в Хазарском каганате ислам, а Византия – христианство. Правящая верхушка хазар не стремилась связывать себя религиозными отношениями ни с Халифатом, ни с Византией.
В конце VIII – начале IX в. ставший во главе каганата Обадия, потомок кагана Булана, объявил государственной религией иудаизм, что вызвало недовольство части хазарской знати и значительной части низов. Началась длительная междоусобная борьба, в ходе которой Обадия разгромил повстанцев и их союзников – мадьяр.
Смутой в Хазарском каганате воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и некоторые другие народы, платившие ранее дань хазарам (в том числе приднепровские славяне).
В конце IX в. причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала настраивать против хазар окружавших их кочевников.
Одновременно с этим Хазарский каганат испытывал военный натиск со стороны Древнерусского государства: в 913–914 и 943–944 гг. русские войска прошли через всю Хазарию и опустошили Каспийское побережье.
В 964–965 гг. князь Святослав совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат: были разорены города Итиль, Семендер, захвачен город Саркел.
В конце Х в. Хазарский каганат, ослабленный внутренней междоусобицей, походом Святослава, вторжениями печенегов и огузов, перестал существовать.
До начала XIII в. сохранялось небольшое владение в Нижнем Поволжье – город и область Саксин.
Литература
Плетнёва С.А. Хазары. М., 1976.
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков. Казань, 1995.
Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000.
Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.
Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. М., 2006.
Автор – Ф.Г.Миниханов
Хазары :: Татарская энциклопедия TATARICA
Этногенез
Хазары сформировались в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, пришлых угорских и тюркских племён.
Относительно этнического происхождения хазар существует несколько версий. Доминирующей является точка зрения известного археолога М.И. Артамонова и историка А.П. Новосильцева, согласно которой хазары происходят от племенного союза, созданного уйгурами, савирами и алтайскими тюрками. В тесной этнической связи с хазарами находились также барсилы и баранджары.
История
Хазары как племенной союз известны с древнейших времён. В «Истории Армении» Моисея Хоренского (V в.) впервые упоминается о совместных набегах хазаров и барсилов на Армению в 193 и 213 гг.
В IV–V вв. хазары обитали к северу от Дербента, в VI–VII вв. расселились в Крыму, на Дону и в Нижнем Поволжье.
С образованием во второй половине VI в. Тюркского каганата хазары оказались в его составе. В середине VII в., после распада Западно-Тюркского каганата, они образовали первое средневековое феодальное государство в Восточной Европе – Хазарский каганат.
После распада государства Великая Болгария (660-е гг. ) хазары захватили Приазовские степи, Северное Причерноморье, часть степного Крыма и в конце VII – начале VIII в. территориально приблизились к Византии и вступили с ней в союзнические отношения.
Религия
Первоначальные религиозные верования хазар состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых были поклонение богу Тенгре и обожествление кагана. В дальнейшем в Хазарии сосуществовали три монотеистические религии (православие, ислам, иудаизм) и язычество. Каждая конфессиональная община имела своих судей и сохраняла автономию.
Тесное взаимодействие хазар с Византией способствовало проникновению в их среду христианства. Начиная с первой половины VIII в. хазары вели войну против войск Арабского халифата, вторгшихся на территорию каганата (см. Арабо-хазарские войны). В 737 г. арабы разгромили армию кагана; с этого периода широкое распространение среди тюркоязычных племен Хазарии (хазар, булгар и др.) получил ислам.
Между тем укрепились позиции еврейской общины. С конца VIII – начала IX в. государственной религией внутри правящей элиты каганата стал раввинистский иудаизм.
Традиционные занятия
С VIII в. у хазар начинают формироваться раннефеодальные отношения (переход к оседлости, возникновение городов, развитие внутренней и внешней торговли и т. д.). Основным занятием были кочевое скотоводство, земледелие, садоводство, виноделие, рыболовство; в городах Итиль, Беленджер, Семендер, Саркел развивались ремесленные производства.
Пашни и пастбища, рыбные и охотничьи угодья были распределены между родами. В качестве налога каждая хазарская семья отдавала кагану соболиную шкуру.
В IX–X вв. экономика Хазарии опиралась в основном на международную (в том числе транзитную) торговлю. Хазары поддерживали активные торгово-экономические контакты с Византией, странами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья.
Археологические памятники
Характерные археологические памятники хазар, выявленные при раскопках в Подонье, Приазовье и Нижнем Поволжье, относятся к салтово-маяцкой культуре. Остатки поселений и жилищ, могильники, найденные в них бронзовые, серебряные и золотые украшения, металлические, гончарные изделия, сложносоставные луки, византийские монеты, детские игрушки и т. д. свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и ремесленной культуре, развитой торговле, высоком уровне военного дела.
Культура
Разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний. Близкое этническое родство хазар с булгарами и другими тюркскими племенами Евразии способствовало распространению у хазар рунического письма (см. Древнетюркское руническое письмо), знать пользовалась еврейской письменностью; в мусульманских школах в Итиле преподавание велось на арабском языке.
Отсутствие единой культуры, литературного языка и письменности свидетельствует о слабой консолидации хазар в культурном плане, что явилось одной из основных причин распада государства.
Распад
В конце IX в. в восточно-европейские степи вторглись печенеги, которые, по мнению С. А. Плетнёвой, «фактически уничтожили (Хазарский) каганат», разрушили его экономику. Население каганата частично было уничтожено, частично вошло в кочевые подразделения печенегов.
После походов киевских князей Святослава (965) и Владимира (985) в Хазарию эта держава пала окончательно, её земли оказались в составе других государств и союзов племён.
В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии, земли Приазовья, Подонья, Северного Кавказа подчинились печенегам, сами хазары растворились в среде булгар, печенегов, кипчаков, других народов и племенных союзов.
Литература
Плетнёва С.А. Хазары. М., 1976.
Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков. Казань, 1995.
Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.
Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. М., 2006.
Автор – Ф.Г. Миниханов
Средневековый справочник: [Введение Маркуса] Около 740 года многие из Хазары, могучее тюркское племя, населявшее степи южной Россия, стали обращенными в иудаизм. Более двух столетий спустя, сообщение о существовании этого еврейского царства вызвало любопытство Хасдая ибн Шапрута (ок. 915-970). Ибн Шапрут был не только личным врачом испанских халифов Абд-аль-Рахман III (912–961) и его сын Хакам II (961–976). также генеральный инспектор таможни и советник по иностранным дела. Чтобы удовлетворить свое любопытство, он написал правителю Хазары около 960 г. и некоторое время спустя получили ответ от Иосиф, правящий царь. Письма Хасдая и Иосифа, оба первоначально написанные на иврите, приведены ниже в выдержке. Фрагменты Хазарского царства сохранились до тринадцатого века век. См. веб-сайт — Информационный центр «Хазария» 1: ПИСЬМО РАВИ ХАСДАИ, СЫНА ИСААКА ИБН ШАПРУТ, ЦАРЮ ХАЗАР, о 960 Я, Хасдай, сын Исаака, сын Эзры, из изгнанных Евреи Иерусалима в Испании, слуги моего господина короля, поклонитесь на землю перед ним и простираюсь ниц к обители вашего величества из далекой страны. Я радуюсь твоему спокойствию великолепие и простираю руки мои к Богу на небесах, Он может продлить твое царствование в Израиле… Хвала благодетельному Богу за Его милость ко мне! Короли земли, которому его [Абд-ар-Рахмана] великолепие и сила известна, приносят ему дары, умилостивляя его благосклонность дорогими подарками, такими как король франков, король гебалимы, немцы, король Константинополя и другие. Все их дары проходят через мои руки, и я заряжен с подарками взамен. [Ибн Шапрут, знавший несколько языков, получил эти посольства.] Пусть мои уста вознесут хвалу Богу небес, Который так далеко простирает ко мне Свою любящую доброту, не любой моей заслуги, но в полноте Его милости! Я всегда спрашиваю у послов этих монархов, которые привозят подарки о братьях наших израильтянах, остатке плена, слышали ли они что-нибудь об избавлении томившиеся в рабстве и не нашедшие покоя. [Он очень хотел узнать, существуют ли «потерянные десять колен» как независимое еврейское государство в любом месте.] Наконец, торговые эмиссары Хорасана [земля на юго-востоке Каспийского моря] сказал мне, что есть царство евреев, которое называется Аль-Хазар. Но я не верил этим словам для Я думал, что они говорили мне такие вещи, чтобы заручиться моей благосклонностью. и пользу. Поэтому я задавался вопросом, пока послы Константинополь пришел [между 944 и 949] с подарками и письмо их короля к нашему королю, и я допросил их относительно это дело, Мне ответили: «Совершенно верно, и имя того Царство Аль-Чазар. Это пятнадцатидневное путешествие по морю из Константинополя, но по суше многие народы вмешиваются между нас; имя царя, царствующего ныне, Иосиф; корабли иногда приходят из своей страны в нашу, привозя рыбу, шкуры и товары всех видов [Хазары, великие торговцы, получали свои товары из русские на север. ] Мужчины — наши сообщники и уважаемый нами; между нами есть связь через посольства и взаимные подарки; они очень мощные; они поддерживают многочисленные армии, с которыми они иногда участвуют в экспедициях». Когда я услышал этот доклад, я воодушевился, мои руки укрепились, и моя надежда подтвердилась. После этого я поклонился и поклонился Бог небес. [Хасдай был счастлив: христиане больше не могли говорить евреи остались без страны в наказание за их неприятие Иисуса.]…. Я молюсь за здоровье моего господина короля, его семьи и
дома его, и чтобы престол его утвердился навеки.
Да продлятся дни его и сыновей его среди Израиля! II. ПИСЬМО ЦАРЯ ИОСИФА, СЫНА ААРОНА ЦАРЬ, ТУРК — МОЖЕТ СОЗДАТЕЛЬ ЕГО СОХРАНИТЬ ЕГО ДО ГОЛОВЫ СОБРАНИЕ, ХАСДАЙ, СЫН ИСААКА, СЫН ЕЗРА- . …Хочу сообщить вам, что ваше красиво оформленное письмо был дан нам Исааком, сыном Элиезера, евреем земли Германии [Исаак пронес его через Германию, Венгрию и Россию в Хазарию.] Вы сделали нас счастливыми, и мы в восторге от вашего понимания и мудрости… Поэтому давайте возобновим дипломатические отношения что когда-то было получено между нашими отцами, и давайте передадим это наследие нашим детям. [Иосиф считал, что хазары когда-то имел дипломатические отношения с испанскими арабами.] Ты спрашиваешь нас и в своем послании: «О каких людях, о каких рода, а из какого ты племени?» Знай, что мы потомки от Иафета через его сына Фогарму. [В еврейской литературе Тогарма является отцом всех турок.] Я нашел в родословной книги моих предков, что у Тогармы было десять сыновей. Это их имена: старший был Уджур, второй Тавр, третий Авар, четвертый Уауз, пятый Бизал, шестая Тарна, седьмая Хазар, восьмой Джанур, девятый Булгар, десятый Савир. [Эти являются мифическими основателями племен, когда-то живших по соседству Черного и Каспийского морей.] Я потомок Хазара, седьмой сын.У меня есть запись, что, хотя наши отцы были немногочисленны, Святой, благословен Он, дал им силу, могущество и могущество чтобы они могли вести войну за войной со многими народами которые были сильнее и многочисленнее их. С помощью Боже, они изгнали их и завладели их страной. Некоторых из них они наложили на принудительные работы даже до этого очень день. Земля [по Волге], в которой я теперь живу, была прежде заняли болгары. Наши предки, хазары, пришли и воевали с ними, и, хотя этих болгар было так же много как песок на берегу моря, они не выдержали хазары. Итак, они покинули свою страну и бежали, пока хазары преследовали их до самого Дуная. До сего дня Булгары стоят лагерем вдоль Дуная и недалеко от Константинополя. После этого прошло несколько поколений, пока не возник некий Король которого звали Булан. Он был мудрым и богобоязненным человеком, всем сердцем доверяя своему Создателю. Он изгнал волшебников и идолослужителей от земли и укрылся в тени своего крылья . . . После этого его слава распространилась по радио. [Булан наверное правил около 740 г. Он был первым еврейским хазарским правителем. ] Король византийцев и арабов, которые слышали о нем, послали своих посланники и послы с большими богатствами и многими большими подарками королю, а также некоторым из их мудрецов с целью обратить его в свою религию. [Византийцы и арабы надеялся остановить набеги хазар, обратив их.] Но король — пусть его душа будет связана в узле жизни С Господь, Бог его, мудрый, послал за ученым израильтянином. в Кинг искал, расспрашивал, внимательно исследовал и принес мудрецы вместе, чтобы они могли спорить о своих соответствующих религии. Однако каждый из них опровергал доводы своего противника так, что они не могли договориться. Когда король увидел это он сказал им: «Идите домой, но возвращайтесь ко мне на третий день» На третий день он созвал всех мудрецов и сказал их. «Говорите и спорьте друг с другом и разъясняйте мне, какая религия лучшая». Они начали спорить с друг друга, не придя к каким-либо результатам, пока король не сказал христианскому священнику: «Что вы думаете? О религии из иудеев и мусульман, кого предпочесть?» священник ответил: «Религия израильтян лучше чем у мусульман» 9.0007 Тогда царь спросил кади [мусульманского судью и ученого]: «Что Вы говорите? Религия израильтян или Христиане предпочтительнее?» Кади ответил: «Религия предпочтительнее израильтян». На это король сказал: «Если это так, то вы оба признали своими устами, что религия израильтян лучше Поэтому, уповая на милость Божию и силу Всемогущий, я выбираю религию Израиля, то есть религию Авраама. Если тот Бог, на которого я уповаю, и в тени чьи крылья я нахожу убежищем, поможет мне, Он может дать мне без отработайте деньги, золото и серебро, которые вы обещали меня. А вы все идите теперь с миром в свою землю». рассказ об обращении Булана, по-видимому, легендарен. Другой Еврейский источник сообщает нам, что иудаизм был принят хазарами. когда еврейского генерала сделали королем. Еврейские беглецы из Константинополя также обратил много новообращенных в Хазарии.] С тех пор Всевышний помог Булану, укрепил его и укрепил его. Он обрезал себя, своих слуг, служителей, и весь его народ. [Арабские источники говорят, что королевская семья и дворянство стали евреями, но только часть народа.] Тогда Булан послал за и привел отовсюду мудрецов Израилевых, которые истолковывали Тору для него и расставил заповеди по порядку, и до в этот самый день мы были подчинены этой религии. Пусть Бог да будет благословенно имя Его и да будет превознесена память о Нем во веки веков! С того дня [около 740 г.], когда мои отцы вступили в этот религии, Бог Израилев смирил всех врагов их, подчиняя всякий народ и язык вокруг себя, будь то христианин, Мусульманин или язычник. Никто не смог устоять перед ними этот день [около 960]. Все они приточные. [Но только о через десять лет Иосиф потерпел поражение от русских, 969.] После дней Булана возник один из его потомков, царь Оводия по имени, который реорганизовал царство и основал еврейская религия правильно и правильно. Он построил синагоги и школы, привлек еврейских ученых и наградил их золото и серебро. [: Еврейские ученые могли быть выходцами из Багдада и Константинополь.] Они объяснили ему Библию, Мишну, Талмуд и порядок богослужений. Король был человеком, который почитал и любил Тору. Он был одним из верных слуг Бог. Да упокоит его Божественный Дух! Ему наследовал Езекия, его сын; рядом с ним был Манассия, его сын; рядом с ним был Ханука, брат Авдия; следующий Исаак, его сын; впоследствии его сын Завулон; затем его сын Моисей; затем его сын Нисси; затем его сын Аарон; затем его сын Менахем; затем его сын Вениамин; затем его сын Аарон II; и я, Иосиф, сын царя Аарона, царь, сын царя и потомок королей. [Эти короли, вероятно, имели тюркские имена, помимо их Еврейские.] Ни один чужой не может занять престол моих предков: сын наследует отцу. Это был наш обычай, и обычай наших предков с тех пор, как они появились. Да будет милостивая воля Того, Кто назначает всех царей, престол моего царства пребудет во веки веков. Вы также спрашивали меня о делах моей страны и пределы моей империи. Я хочу сообщить вам, что я живу берега реки, известной как Итиль [Волга]. В устье река лежит в Каспийском море. Истоки реки поворачивают на восток, путешествие в четыре месяца. Вдоль реки живут многие племена в городах и поселках, в открытые, а также укрепленные места… Имейте в виду, что я живу в дельте Итиля и с божьей помощью охраняю устье реки и не допускать русских, приходящих на кораблях войти в Каспий, чтобы добраться до мусульман. И не Я позволяю любому из их [мусульман] врагов, которые приходят по суше, проникнуть до Дербенда [Дербенд, арабский город, был воротами через которые кочевники на Руси надеялись прорваться и совершить набег богатые города Малой Азии. ] Я должен вести с ними войну, ибо если бы я дал им хоть какой-то шанс, они бы опустошили всю землю мусульман до самого Багдада. . . Вы также спрашивали меня о месте, где я живу. я хочу сообщаю вам, что милостью Божией я живу у этой реки На котором расположены три столицы. Королева обитает в одном из них; это место моего рождения. Он довольно большой, построен вокруг подобно Кругу, диаметр которого составляет пятьдесят парасангов. [В Царь жил на острове на Волге; были и города на обоих берегах. ] Во втором городе проживаетевреев, христиан и мусульман. Кроме в нем много рабов всех народов. Это средний размер, восемь квадратных парасангов в длину и ширину. В третьем я живу с моими князьями, офицерами, слугами, виночерпиями и тех, кто рядом со мной. Он имеет круглую форму и диаметр составляет три парасанга. Река течет в его стенах. Это моя резиденция зимой. С месяца нисан [март-апрель] покинем город, и пойдем каждый в свой виноградник, поля и к его работе…. Вы упомянули в своем письме, что жаждете увидеть мое лицо. Я также
очень хотелось бы видеть ваше приятное лицо и
редкая красота твоей мудрости и величия. Если бы это было согласно
к твоему слову. Если бы мне было позволено быть связанным с тобой
и созерцать ваше почтенное, очаровательное и приятное лицо
тогда ты был бы моим отцом, а я твоим сыном. В соответствии с вашим
повели бы всем народом моим управляться, и по твоему повелению
и благоразумный совет хотел бы я вести все мои дела. Прощание. БИБЛИОГРАФИЯ ССЫЛКИ НА УЧЕБНИКИ Рот, стр. 158-159, 264-265. ЧТЕНИЯ ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ СТУДЕНТОВ Graetz, 111, стр. 138-141, 214-230; Грец-Рейн, III, стр. 99 130; Марголис и Маркс, стр. 308-312, 525-526 Дубнов, С. М. , История евреев в России и Польше, 1, «Хазарское царство», стр. 19-29. Frazer, JG, Собранные снопы, Часть I, гл. х, » Убийство хазарских царей.» Манн, Дж., Тексты и исследования по еврейской истории и литературе, 1, стр. 3 и далее:? «Хисдай ибн Шапрут и его дипломатическое вмешательство от имени евреев христианской Европы». JE, «Чазары»; «Хасдай ибн Юсуф ибн Шапрут». ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Халпер, Б., Постбиблейская литература на иврите, Четыре пленника», II, стр. 123-126. Легендарное описание о прибытии раввина Моисея б. Енох, один из первых еврейских ученые приехали в арабскую Испанию. Он был современником Хасдая. ибн Шапрут. ; Сборник литературы на иврите, I , с. g2ff.: «The
Послание Р. Чисдая, сына Исаака (блаженной памяти), к
царь кузаров» и «Ответ Иосифа, царя
Тогарми и т. д.». Другой перевод царского
ответ был сделан Х. Хиршфельдом, Китаб Иуды Халлеви
аль-аль-Хазари, 1931, стр.: 72-279. Более поздние издания этого текста (например, Атенеум, 1969, 1972, 1978)
не указывать, что авторские права были продлены) Этот текст является частью Справочника по средневековью в Интернете. Справочник представляет собой собрание материалов, находящихся в общественном достоянии и разрешенных для копирования. тексты, относящиеся к средневековой и византийской истории. Если не указано иное, конкретная электронная форма документ является авторским правом. Разрешение предоставляется для электронного копирования, распространение в печатном виде в образовательных целях и личных использовать. Если вы дублируете документ, укажите источник. Разрешение на коммерческое использование не предоставляется. © Пол Халсолл, октябрь 1997 г. Проект «Справочники по истории Интернета» находится на историческом факультете Фордхэмского университета в Нью-Йорке. Интернет Medieval Sourcebook и другие средневековые компоненты проекта находятся по адресу Университетский центр Фордхэма для средневековых исследований. IHSP признает вклад Фордхэмского университета, Факультет истории Фордхэмского университета и Фордхэмский центр средневековых исследований в предоставление веб-пространства и серверной поддержки для проекта. IHSP — это проект, независимый от Фордхэмского университета. Хотя IHSP стремится соблюдать все применимые законы об авторском праве, Университет Фордхэма не институционального владельца и не несет ответственности в результате каких-либо юридических действий. © Концепция и дизайн сайта: Пол Халсолл создан 26 января 1996 г.: последняя редакция от 20 января 2021 г. [CV]
|
Еврейское наследие Азербайджана – Aze.Media
Господин Финкель, спасибо, что согласились на это интервью. В истории иудаизма в Азербайджане много пробелов, и с вашей помощью мы хотели бы узнать больше о приходе первых евреев в этот регион, откуда и когда они пришли сюда, какова была роль Хазарского каганата, что это было за государство, его религии, культурное наследие и так далее.
Спасибо, что пригласили меня. Да, это увлекательная часть истории, и Хазарский каганат сам по себе очень интересен. В период своего расцвета каганат занимал часть территории современного Азербайджана, территорию современной Грузии и Армении, весь Северный Кавказ, южные районы России, Украину, вплоть до Киева. Это было огромное тюркское государство, которое на протяжении всего своего существования боролось с двумя главными врагами — Византийской империей и арабами. Хазары были опытными воинами, они много раз побеждали арабов. Это были блестящие воины, фантастические наездники и лучники. Стоит отметить, что хазары первыми ввели обоюдоострую саблю, а лучшим был хазарский лук, поражавший цели с расстояния в сотни метров. Они применяли катапульты, различные виды оружия и так сильно давили арабов, что хазарская конница даже достигла Мосула, который находится всего в 150 км от Багдада.
Какую религию исповедовали хазары в то время?
У хазар было тенгрианство. Тенгри — бог неба, а его символ — синий цвет. У хазар был синий флаг, и многие тюркские государства до сих пор носят синие флаги. А религией был шаманизм, Тенгри был богом неба, богом грома, но он был не единственным богом. И хотя хазары не делали изображений Тенгри, и не осталось ни одной картины, ни одной статуи Тенгри, у них были другие боги, соперничавшие с Тенгри. На рубеже 8 и 9В X веке к власти в Хазарии пришел молодой и сильный каган – каган Булан. Став каганом, то есть царем, он заявил, что языческая религия его больше не устраивает и ее надо изменить. Две империи, с которыми он в то время воевал, уже исповедовали монотеизм: ислам и христианство.
Сохранились документы хазарско-иудейской переписки: письма между Иосифом, последним хазарским каганом, и Хасдаем ибн Шапрутом, еврейским советником кордовского халифа. Халифат Кордовы был очень толерантным, евреи жили там очень хорошо. В этой переписке на иврите Иосиф излагает всю историю Хазарии. Он пишет: «Мы все потомки Буланов, Буланитов», как они стали называть себя. Кстати, одно из красивейших озер Азербайджана носит имя Ханбулан в честь Булана. Иосиф пишет, что во сне к Булану явился ангел и сказал ему: «Стремления сердца твоего угодны Богу, а дела твои — нет. Вам нужно найти правильную веру». Итак, Булан решает устроить диспут, известное событие, описанное во многих книгах, «хазарский диспут». Булан приглашает представителей ислама, христианства, иудаизма и даже различных языческих конфессий и устраивает между ними диспут.
Большая делегация священников и богословов прибывает из Константинополя и арабских стран. Евреи представлены мудрым рабби Ицхаком ха-Сангари из Византии, греческого города Сангарос. Спор продолжается уже несколько дней, но Булан так и не может принять решение и прибегает к хитрости. Он зовет своего советника и говорит ему: «Подойди тайком к представителям каждой из религий и скажи им, что я почти готов перейти в их веру и задать им такой каверзный вопрос: какая из этих двух других религий ближе к Богу? ”
Надгробие хазарской культуры с предметом, напоминающим храмовую менору. ВикипедияЕго посыльный идет к христианам и говорит, что Булан почти готов принять их веру и креститься, но расскажи мне, говорит, о тех двух других конфессиях, исламе и иудаизме (ибо язычество явно не в счет, так как оно это просто несерьезно), кто из них ближе к Богу? Христиане говорят, что иудаизм ближе к Богу, потому что все пришло из Святой земли, пророки были евреями, Иисус был евреем, христианство вышло из иудаизма и так далее. Второй посланник идет к мусульманам и задает тот же вопрос. Арабы говорят, что иудаизм ближе к Богу, тогда как христиане имеют Троицу, поклоняются образам и молятся своим святым, что почти как язычество, а иудаизм — это монотеизм, все пророки были евреями, и Иса был евреем. Мухаммед, последний пророк, араб, но все остальные были евреями, одна из жен пророка Мухаммеда была еврейкой, все пошло оттуда и так далее. Итак, когда Булан слышит это, он решает, что иудаизм — это религия, которую должны принять хазары.
Светские ученые предлагают еще один аргумент. Булан не хотел, чтобы хазары находились под властью какой-либо из империй. Если бы он принял ислам, то стал бы вассалом исламского мира, потерял бы независимость. Если бы он принял христианство, то ему пришлось бы жить под Византией: империя назначила бы правителей для надзора за ним, и он должен был бы подчиняться. Ему пришлось бы следить за политикой либо одной империи, либо другой. Булан выбрал самостоятельный путь — выбрал иудаизм.
Другой сохранившийся документ называется «Письмо Шехтера». Эта удивительная вещь была найдена в Каире, в архивах древней синагоги, где хранилось колоссальное количество древних документов и переписок. Его нашел в конце 19 века известный ученый и историк Соломон Шехтер. Датированное концом IX века — представьте себе! — письмо было написано специальным посланником хазарского кагана к представителям Кордовского халифата, скорее всего, к тому же Хасдаю ибн Шапруту, пытавшемуся улучшить отношения между двумя странами. Интересно, что в письме описывается жуткий антисемитизм в соседних странах, говорится, что многие евреи бегут в Хазарию, где находят гостеприимство и братство. Тюркские народы поддерживали очень хорошие отношения, лишенные национализма. Автор письма также говорит, что у Булана были смешанные еврейские и тюркские корни. Есть гипотеза, что его отец был евреем, родители которого бежали из Арабского халифата, а мать – тюрккой, знатной хазаркой из семьи бека, приближенного к кагану.
Как бы то ни было, появилась интересная империя с иудаизмом в качестве господствующей религии. Однако никакой дискриминации в отношении других религий не было. Были открыты мечети, церкви и языческие капища. Булан распорядился, чтобы были разные судебные системы. О людях судили каждого в соответствии с их религией: мусульман судили по их кади, христиан — по христианам, язычников — по язычникам, евреев — по евреям. Никого не заставляли верить. По сути, он напоминал современный Азербайджан: мультикультурализм, толерантность, уважение ко всем, никакого радикализма, никакой ненависти к другим людям.
Могу процитировать одно из писем великого еврейского лидера Ирака Саадии Гаона, мудреца и раввина. Он пишет: «Потомки Булана написали мне и пригласили ученых из Ирака провести перепись населения, потому что многие люди были неграмотны». До обращения в иудаизм каганы Хазарии пользовались рунами, так называемой рунической письменностью. После обращения переписка была на иврите, но язык был местный, хазарский, очень похожий на современный азербайджанский, тюркский язык. Есть много памятников, подтверждающих, что народ Хазарии говорил на тюркском языке. Итак, они пришли в Хазарию, им платили жалованье, а когда они прибыли в Хазарию, они целовали землю. Это описывает Саадия Гаон — они целовали землю. Я объясню почему.
В то время в Византийской империи происходили кровавые расправы: так византийские императоры пытались насильно крестить евреев. Император Роман, император Лев, император Константин, император Василий… Отбросы земли. Во время одной из печально известных массовых убийств они вывели на площадь в Константинополе тысячу евреев, положили на них доски, вбили в них гвозди и несколько дней пировали ими. Они поджигали синагоги, громили дома, убивали людей, творили ужасные, отвратительные вещи. Потом это кровавое наследие, к сожалению, было привито и перенято многими клириками греческих церквей. Подчеркну, не у всех, не у всех руки были в крови, но Византийская империя славилась этим.
Если мы посмотрим на Арабский Халифат, там не было массовых убийств, но была религиозная дискриминация. Евреи и христиане там должны были носить одежду определенных цветов и не имели права строить дома выше, чем у мусульман, свидетельствовать в суде против мусульман. Во многих местах они должны были перейти на другую сторону улицы, если к ним приближался мусульманин. Были очень и очень серьезные дискриминационные законы. Недаром евреи бежали в Хазарию.
Арабские историки, такие как Ибн Фадлан и многие другие, пишут о Хазарии, описывая ее как очень могущественное, воинственное тюрко-еврейское государство, в котором было много тюрков и много евреев. Что касается принятия иудаизма и почему эту тему замяли…. Таков был приказ товарища Сталина. Хазаролог Артамонов и другие ученые получили особое указание не касаться этой темы. Столица каганата Атиль была затоплена — намеренно взорвана и затоплена, и там было много артефактов. О хазарском влиянии на Русь говорить не хотели. Хотя Византийская империя победила Хазарию позже с помощью России, это влияние все равно было колоссальным. Но вернемся. Булан создал эту империю и начал ее расширять. Стоит упомянуть Великий шелковый путь, который проходил через эту территорию, а Хазария была центром торговли, связывавшим Китай и Евразию. В Хазарии жило и торговало огромное количество купцов. Были свободы. В Хазарии были удивительные законы — 10-процентный налог.
Сегодня в Европейском Союзе только в Швейцарии есть 10-процентный налог, и он считается чуть ли не величайшим достижением европейской цивилизации. Но более тысячи лет назад у хазар был налог всего в 10 процентов и этот налог мог выражаться и в товарном выражении, то есть меха, пряности и другие виды товаров. У них была очень либеральная система налогообложения. Мы все выросли в Советском Союзе, и все мы знаем Пушкина, великого поэта, правнука Ганнибала, африканского еврея, с одной стороны, продукт русской православной системы и антисемитского мира, существовавшего в царской России, с другой.
Он написал этот стих в своей знаменитой поэме: « Мудрый князь Олег вознамерился воздать / Безрассудным хазарам мщением; / Для грабежа их жилища и пастбища в качестве добычи / Огнем и мечом князь обещает ». Почему безрассудно? Потому что они не приняли христианство. Это было их безрассудство. Если бы они приняли христианство, то считались бы разумными, но раз они придерживались иудаизма, то о чем тут говорить? Это тоже надо понять и увидеть. Образ хазар как злодеев создавался через русские былины. Если мы посмотрим на Повесть временных лет (или Первичная летопись ) и былины русских народов, там всегда есть злой Хазар, как символ абсолютного зла. В этих эпосах говорится, что хазары вторглись и сеяли хаос, тогда как на самом деле все было совсем иначе. Были вассальные, сопредельные территории/царства, которые хазары облагали налогом (тот самый 10-процентный налог) и защищали от врагов. Например, Алания — современная Осетия. Осетины — аланы, и большинство аланов обращено в иудаизм, что также описано во многих документах.
Около 65 процентов хазар обратились в иудаизм. Откуда нам это знать? Советская хазарология учила нас, что только элита приняла иудаизм, а остальные нет. Это не тот случай. У нас в Израиле этим вопросом занимаются достаточно серьезно, и многочисленные артефакты свидетельствуют о другом. Например, хазарская монета была найдена в 2000 году. Хазары чеканили ее, кстати, в Арабском Халифате, потому что скорее всего у них не было налаженного дела по чеканке, и все надписи на монете были на арабском языке, но формула веры было иначе: « Нет Бога, кроме Бога, и Моисей — Его посланник ».
«Шма Исраэль Адонай Элохейну…».
Печать, обнаруженная при раскопках на хазарских стоянках. Однако, похоже, что это не евреи, а шаманские солнечные диски. ВикипедияДа, точно. И это была официальная правительственная монета. В различных поселениях, курганах мы находим артефакты, камни с изображениями менор, шестиконечных звезд, видим некоторые классические еврейские узоры и орнаменты. Однако важно понять, почему сохранилось так мало еврейских артефактов — Хазария была в основном кочевым государством, люди в основном жили в юртах, классических тюркских войлочных юртах. Было, грубо говоря, два времени года: одно, когда есть трава, и другое, когда травы нет. Если не было травы, люди гнали свой скот на пастбища, где была трава. Жизнь зависела от этого движения стад. Люди жили большей частью бедно, в юртах, и от войлока почти ничего не осталось. Деревянные дома были только у богатых людей. Каменные дома были только у очень богатых людей. Об этом рассказывают многие арабские и еврейские путешественники, побывавшие в Хазарии. Каменные дома были только у богатых и аристократии.
И синагоги.
Синагоги также были либо юртами, либо деревянными домами. Кроме того, раввин, изучавший, а затем принесший в Хазарию иудаизм, считал, как и все евреи того времени, что нельзя делать изображения людей. Иудаизм разрешил это лишь несколько сотен лет назад. До этого это считалось если не идолопоклонством, то чем-то сродни ему. Похожий период был и в исламе, когда создание изображений людей считалось харамом —
Было и остается. В христианстве также: «Не сотвори себе кумира».
Да, да. Итак, не было ни портретов, ни статуй, только какие-то примитивные орнаменты и все. В архитектурном плане тоже ничего особенного не было. Когда возникла необходимость строить крепости, крепости и зодчих приходилось заказывать у византийцев, и таких случаев было много. То же самое касается судостроения. Было время, когда у них были вполне мирные отношения с Византийской империей, их корабли были византийскими.
Хазария была занозой для всех. Она стояла как этот огромный буфер, и и византийцы, и арабский халифат хотели ее разрушить, чтобы потом снова столкнуться друг с другом, что они и делали все время, до, во время и после Хазарии. Как гигантские хищные рыбы, которые в конце концов должны сожрать друг друга. Таков мир людей.
Кавказская Албания существовала одновременно с Хазарией?
Конечно.
А территории Кавказской Албании и Грузии входили в состав Хазарии? Кавказской Албании не было что ли?
Грузия и Армения были. И так была большая часть современного Азербайджана. Но они были аннексированы позже. Это было не во время правления кагана Булана, с 800 по 864 год. И присмотревшись повнимательнее, мы можем увидеть, насколько уникальны отношения между азербайджанским и еврейским народами. Почему это так? Почему на территории Азербайджана никогда не было ни одной еврейской резни. Почему никогда не было никакой дискриминационной политики?
У меня есть версия. Мы с большим уважением относимся к людям, которые умеют зарабатывать деньги. А евреи умны и умеют делать деньги. Поэтому евреи всегда хороши для государства.
Это интересная версия, но мне кажется, что это еще и потому, что у нас была и есть общая история, и мы видим, что именно в вашей благодатной земле мы нашли спасение. На территории Азербайджана много артефактов, говорящих о еврейской истории. И я хотел бы напомнить очень важный момент, о котором мало кто догадывается. Был целый период арабо-хазарских войн, длившийся более ста лет. И именно хазары, тюрки остановили волны арабской экспансии. Арабские армии разбились о хазарскую оборону на Кавказе. Если бы Хазария не была этим буфером, они бы пересекли Кавказ, сначала Юг, потом Север, и история была бы совсем другой, мир был бы сейчас другим. Не знаю, было бы лучше или хуже, но Хазария сыграла эту важную роль в истории.
Какие евреи были в то время? Я могу ошибаться, простите, если что, но сейчас есть сефарды, ашкенази, бухарцы, горские евреи и т. д. Наши горские евреи пришли сюда не сразу, было несколько волн миграции. Изначально они говорили на арамейском языке, так когда же они перешли на татский/фарси?
Ну, смотрите, история горских евреев — это история персидских евреев. В основном это субэтническая группа, отколовшаяся от персидских евреев. Была империя Сасанидов, а до нее была Парфянская империя, Ахеменидская Персия Дария и так далее. Евреи жили на территории Персии три тысячи лет, это хорошо задокументировано. Они жили там со времен Первого Храма в Иерусалиме, со времен Соломона. И так получилось, что когда границы изменились в ту или иную сторону, некоторые еврейские общины, жившие в Персидской империи, откололись от нее, как льдинка от айсберга, и вошли в состав появившихся там кавказских ханств .
Однажды эмир или правитель попросил персидского царя дать им ремесленников или врачей, и цари прислали людей. Так было, например, с бухарскими евреями, когда часть евреев была отправлена в Бухару из Персии. Что касается языка, то говорили сначала на иврите, потом на арамейском, потом на фарси, и именно из фарси сформировался язык горских евреев, он по сути является производным от фарси.
Конечно, тогда евреи были другими. Такая группа, как ашкеназские евреи, в то время только начинала формироваться. Первым местом в Европе, где начали селиться евреи, была Италия, Римская империя, после трех войн, которые у нас были с Римом. Они начинают жить в Италии в I веке нашей эры. Вторая община появилась в Германии в 3 веке н.э. Из Германии они перебрались во Францию и так далее. Но эта субэтническая группа, ашкенази, сформировалась позже.
Хотите сказать, что наши горские евреи ближе к евреям, ведомым Моисеем через пустыню, чем к ашкеназам?
Я бы так не сказал, потому что все они испытали влияние стран, в которых жили. Персией, культурой Востока. Евреи, жившие в пустыне, были другими, на них не повлияла персидская культура. Но они были продуктом египетской культуры. Даже каждое поколение является продуктом своего времени и страны, в которой оно живет.
По поводу артефактов, например, еврейских кладбищ… Честно говоря, самое древнее известное мне кладбище – это кладбище в Гырмызы Гасабе, село Красное, Губинского района. Но должно быть что-то старше. Если мы посмотрим на кладбища доисламского периода, а их много на территории Азербайджана, то возможно ли, что надгробия с албанскими надписями на самом деле еврейские кладбища, только с албанской вязью?
Да, возможно, конечно возможно. И мы должны понять одну очень важную вещь. Планировка захоронений и кладбищ тогда была совсем другой. Курганы были широко распространены у хазар и вообще у тюрков. Не было надгробий, в нашем современном понимании, с фотографиями. Возьмем хазар до того, как они обратились в авраамическую религию: когда умирал какой-нибудь важный человек, его рабов, жен, лошадей, скот тоже предавали смерти. В могилу положили много ценных вещей. Если это был мужчина, то в ход шло его оружие, его кольчуга. На могилу складывали камни, и обычай требовал, чтобы каждый клал по камню на курган. Эти курганы часто раскапывали и обшаривали разбойники, все знали, что там внизу лежат ценности. Таким образом, многие могилы исчезли. Мы знаем, что часть знати поселилась в Кордовском халифате после распада Хазарского каганата. Туда же была перенесена и библиотека, и этому переезду способствовала очень влиятельная в Халифате еврейская община.
Хазарская «монета Моисея», найденная в кладе разливов и датированная ок. 800. Вместо обычного мусульманского текста «Мухаммад — посланник Бога» начертано «Моисей — посланник Бога». ВикипедияЕще одна вещь о кладбищах: у нас есть интересная традиция прятать места захоронений. Например, так была спрятана могила кагана Булана. Почему это было сделано? Люди были примитивны и склонны обожествлять людей, поэтому, чтобы люди не поклонялись Булану как богу, его могила была скрыта. Есть информация, что его могила находится где-то на Северном Кавказе. Кстати, могила Моисея тоже скрыта. Были идиоты, которые пытались сделать из Моисея человеческого бога и молиться ему. Спрятаны и могилы пророка Аарона и их сестры Марьям.
И тюркские, и еврейские погребения совершались по одному принципу, в виде курганов. Через какое-то время эти каменные насыпи рухнут, и останется только ровная поверхность. Была даже философская школа в иудаизме, которая цитировала стих из Торы: « Ты прах и в прах возвратишься » и считала, что ничего не должно остаться.
Понятно.
Позвольте мне рассказать вам одну интересную, немного запутанную историю. В своем письме Иосиф, последний каган Хазарии, дальний потомок кагана Булана, сообщает следующее. Бог посылает вестника к кагану Булану и говорит ему: «Построй мне храм». И этот храм должен быть точной копией скинии, которая была у Моисея в пустыне. И он это делает, пишет Каган. Он строит эту скинию с золотой менорой с семью ветвями, с золотым ковчегом завета с двумя херувимами. Таблеток внутри нет, но все же. Он строит золотой шкаф для выпечки хлеба и медный умывальник для священников. Для омовения рук священников перед службой был специальный кран. Он делает внутри специальный жертвенник для воскурения фимиама на углях. Он делает специальные золотые ложки и вилки для воскурения благовоний. Он строит жертвенник для жертвоприношений, и там начинается служба. Так вот, это запрещено за пределами Иерусалима, но Бог говорит, что ему позволено это делать в порядке исключения. Итак, там проходят службы, священники и все такое, как у Моисея в Синайской пустыне! И приносят жертвы все это время. Когда каганат пал, они все это куда-то спрятали. Так вот, я разговариваю с людьми, которые об этом знают, и они мне говорят, что это где-то спрятано, зарыто где-то на Кавказе. Это интересная история.
Да, очень интересно. Я хочу, чтобы все это можно было найти. Итак, можем ли мы в принципе сказать, что Хазария была вторым еврейским государством?
Михаил Финкель. Фото: stmegi.comКонечно. Абсолютно. Самый мощный. Но не единственный. Было десять еврейских государств, вне Израиля, об этом мало кто знает. Одной из крупнейших была Адиабена в Малой Азии, они обратились в иудаизм в I веке н.э.; была Мавритания, Берберское королевство, во времена королевы Кахины, 5 век н.э. В Эфиопии были царства, например, царство царицы Савской, африканские государства, но Хазарский каганат был самым могущественным, самым большим. Это был второй Израиль за пределами Израиля. И с тех пор у евреев и турок сложились очень хорошие отношения во всем. Затянувшийся и совершенно нерелигиозный арабо-израильский конфликт никак не отразился на наших отношениях с тюркским миром.