Характеристики героев ревизора гоголя: Характеристика Хлестакова в комедии Ревизор кратко, образ с цитатами героя Ивана Александровича для сочинения в таблице

Содержание

описание характера и внешности, отношение автора

Городничий,
его жена и дочь.
Художник
П. Боклевский

Гоголь очень старался, чтобы и актеры, и зрители правильно поняли его комедию «Ревизор. 

Для этого автор составил пояснительные материалы к «Ревизору», в которых он разъяснил поведение, характер и внешность героев, а также высказал свое отношение к персонажам.

Ниже представлена характеристика героев «Ревизора», данная самим Гоголем в помощь актерам и читателям.

Цитаты взяты из статей Гоголя «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору» и «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»».

Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»


Хлестаков

«…Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит.

Он развернулся, он в духе, видит, что все идет хорошо, его слушают — и по тому одному он говорит плавнее, развязнее, говорит от души, говорит совершенно откровенно и, говоря ложь, выказывает именно в ней себя таким, как есть…»

«…Хлестаков лжет вовсе не холодно или фанфаронски-театрально; он лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, получаемое им от этого…»

«…У Хлестакова ничего не должно быть означено резко. Он принадлежит к тому кругу, который, по-видимому, ничем не отличается от прочих молодых людей. Он даже хорошо иногда держится, даже говорит иногда с весом, и только в случаях, где требуется или присутствие духа, или характер, выказывается его отчасти подленькая, ничтожная натура. Черты роли какого-нибудь городничего более неподвижны и ясны. Его уже обозначает резко собственная, неизменяемая, черствая наружность и отчасти утверждает собою его характер. Черты роли Хлестакова слишком подвижны, более тонки, и потому труднее уловимы.

Что такое, если разобрать в самом деле, Хлестаков? Молодой человек, чиновник, и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми. Выставить эти качества в людях, которые не лишены, между прочим, хороших достоинств, было бы грехом со стороны писателя, ибо он тем поднял бы их на всеобщий смех. Лучше пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Словом, это лицо должно быть тип многого разбросанного в разных русских характерах, но которое здесь соединилось случайно в одном лице, как весьма часто попадается и в натуре. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым.

Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни, — дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернется, и как будто бы и не он…»
(«Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору», Н. В. Гоголь) 

«…Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора. Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли. Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя. В нем всё сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют все, что он хочет, ловят с жадностью все, что ни произносит он.

Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему всё в рот и создают разговор. Он чувствует только то, что везде можно хорошо порисоваться, если ничто не мешает. Он чувствует, что он в литературе господин, и на балах не последний, и сам дает балы и, наконец, что он — государственный человек. Он ни от чего не прочь, о чем бы ему ни лгать. Обед со всякими лабарданами и винами дал изобразительную словоохотливость и красноречие его языку. Чем далее, тем более входит всеми чувствами в то, что говорит, и потому выражает многое почти с жаром. Не имея никакого желанья надувать, он позабывает сам, что лжет. Ему уже кажется, что он действительно все это производил. Поэтому сцена, когда он говорит о себе как о государственном человеке, способна, точно, смутить чиновника. Особенно в то время, когда он рассказывает, как распекал всех до единого в Петербурге, является в лице важность и все атрибуты и все что угодно.
Будучи сам неоднократно распекаем, он это должен мастерски изобразить в речах: он почувствовал в это время особенное удовольствие распечь наконец и самому других, хотя в рассказах. Он бы и подальше добрался в речах своих, но язык его уже не оказался больше годным, по какой причине чиновники нашлись принужденными отвести его с почтеньем и страхом на отведенный ночлег. Проснувшись, он тот же Хлестаков, каким и был прежде. Он даже не помнит, чем напугал всех. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках. Влюбляется он и в мать и в дочь почти в одно время. Просит денег, потому что это как-то само собой срывается с языка и потому, что уже у первого он попросил и тот с готовностью предложил. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше. Но если бы не Осип, которому кое-как удалось ему несколько растолковать, что такой обман не долго может продолжаться, он бы преспокойно дождался толчков и проводов со двора не с честью. Хотя это лицо фантасмагорическое, лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой Бог весть куда, но тем не менее нужно, чтоб эта роль досталась лучшему актеру, какой ни есть, потому что она всех труднее.
Этот пустой человек и ничтожный характер заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми. Актер особенно не должен упустить из виду это желанье порисоваться, которым более или менее заражены все люди и которое больше всего отразилось в Хлестакове, — желанье ребяческое, но оно бывает у многих умных и старых людей, так что редкому на веку своем не случалось в каком-либо деле отыскать его. Словом, актер для этой роли должен иметь очень многосторонний талант, который бы умел выражать разные черты человека, а не какие-нибудь постоянные, одни и те же. Он должен быть очень ловким светским человеком, иначе не будет в силах выразить наивно и простодушно ту пустую светскую ветреность, которая несет человека во все стороны поверх всего, которая в таком значительном количестве досталась Хлестакову…»

«…пустейшим, ничтожнейшим мальчишкой, который даже видом и фигурой не взял, будучи похож на спичку (Хлестаков, как известно, тоненький, прочие все толсты), — быть им обманутым — это не шуточное. Обмануться так грубо тому, который умел проводить умных людей и даже искуснейших плутов!..»

(отрывки из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Городничий Скозник-Дмухановский

«…Одна из главных ролей есть городничий. Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки. Из-за этой заботы ему некогда было взглянуть построже на жизнь или же осмотреться получше на себя. Из-за этой заботы он стал притеснителем, не чувствуя сам, что он притеснитель, потому что злобного желанья притеснять в нем нет; есть только желанье прибирать все, что ни видят глаза. Просто он позабыл, что это в тягость другому и что от этого трещит у иного спина. Он вдруг простил купцов, замышлявших погубить его, когда те предложили заманчивое предложение, потому что эти заманчивые блага жизни обуяли им и сделали то, что в нем очерствело и огрубело чутье слышать положенье и страданье другого.

Он чувствует, что грешен; он ходит в церковь, думает даже, что в вере тверд, даже помышляет когда-нибудь потом покаяться. Но велик соблазн всего того, что плывет в руки, и заманчивы блага жизни, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы просто привычкой. Его поразил распространившийся слух о ревизоре, еще более поразило то, что этот ревизор — incognito, неизвестно когда будет, с которой стороны подступит. Он находится от начала до конца пьесы в положениях свыше тех, в которых ему случалось бывать в другие дни жизни. Нервы его напряжены. Переходя от страха к надежде и радости, взгляд его несколько распален оттого, и он стал податливее на обман, и его, которого в другое время не скоро удалось бы обмануть, становится возможным. Увидевши, что ревизор в его руках, не страшен и даже с ним вступил в родню, он предается буйной радости при одной мысли о том, как понесется отныне его жизнь среди пирований, попоек; как будет он раздавать места, требовать на станциях лошадей и заставлять ждать в передних городничих, важничать, задавать тон.
Поэтому-то внезапное объявление о приезде настоящего ревизора для него больше, чем для всех других, громовой удар, и положенье становится истинно трагическим…»

(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Судья Ляпкин-Тяпкин

«…Судья — человек, меньше грешный в взятках. Он даже не охотник творить неправду, но велика страсть ко псовой охоте…Что ж делать! у всякого человека есть какая-нибудь страсть; из-за нее он наделает множество разных неправд, не подозревая сам того. Он занят собой и умом своим, и безбожник, только потому, что на этом поприще есть простор ему выказать себя. Для него всякое событие, даже и то, которое навело страх для других, есть находка, потому что дает пишу его догадкам и соображениям, которыми он доволен, как артист своим трудом. Это самоуслажденье должно выражаться на лице актера. Он говорит и в то же время смотрит, какой эффект производят на других его слова.  Он ищет выражений…» 

(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Попечитель богоугодных заведений Земляника

«…Земляника — человек толстый, но плут тонкий, несмотря на необъятную толщину свою, который имеет много увертливого и льстивого в оборотах поступков. На вопрос Хлестакова, как называлась съеденная рыба, он подбегает с легкостью двадцатидвухлетнего франта, затем чтобы у самого его носа сказать: «Лабардан-с». Он принадлежит к числу тех людей, которые, только для того, чтобы вывернуться сами, не находят другого средства, как чтобы топить других, и торопливы на всякие каверзничества и доносы, не принимая в строку ни кумовства, ни дружбы, помышляя только о том, как бы вынести себя. Несмотря на неповоротливость и толщину, всегда поворотлив. А потому умный актер никак не пропустит всех тех случаев, где услуга толстого человека будет особенно смешна в глазах зрителей, без всякого желанья сделать из этого карикатуру. ..»
(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ

«…Смотритель училищ — ничего более, как только напуганный человек частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что; а потому боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чем грешен. Играющему это лицо актеру нетрудно, ему остается только выразить один постоянный страх…»
(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Почтмейстер Шпекин

«…Почтмейстер — простодушный до наивности человек, глядящий на жизнь как на собрание интересных историй для препровождения времени, которые он начитывает в распечатываемых письмах. Ничего больше не остается делать актеру, как быть простодушну сколько возможно…»
(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Бобчинский и Добчинский

«…создавая этих двух маленьких человечков, я воображал в их коже Щепкина и Рязанцева…»
«…Эти два человечка, в существе своем довольно опрятные, толстенькие, с прилично приглаженными волосами…»
(«Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору», Н. В. Гоголь)

«…два городские болтуна Бобчинский и Добчинский требуют особенно, чтобы были сыграны хорошо. Их должен себе очень хорошо определить актер. Это люди, которых жизнь заключилась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и в размене вестей. Все у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие, и эта страсть стала их движущею страстью и стремлением жизни. Словом, это люди, выброшенные судьбой для чужих надобностей, а не для своих собственных. Нужно, чтобы видно было то удовольствие, когда наконец добьется того, что ему позволят о чем-нибудь рассказать. Торопливость и суетливость у них единственно от боязни, чтобы кто-нибудь не перебил и не помешал ему рассказать. Любопытны — от желанья иметь о чем рассказать. От этого Бобчинский даже немножко заикается. 


Они оба низенькие, коротенькие, чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками. Оба круглолицы, одеты чистенько, с приглаженными волосами. Добчинский даже снабжен небольшой лысинкой на середине головы; видно, что он не холостой человек, как Бобчинский, но уже женатый. Но при всем том Бобчинский берет верх над ним по причине большей живости и даже несколько управляет его умом. Словом, актеру нужно заболеть сапом любопытства и чесоткой языка, если хочет хорошо исполнить эту роль, и представлять себе должен, что сам заболел чесоткой языка. Он должен позабыть, что он совсем ничтожный человек, как оказывается, и бросить в сторону все мелкие атрибуты; иначе он попадет как раз в карикатуры…» 

(отрывки из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)


Слуга Осип

«…и о слуге, несмотря на то что эта роль значительнее прочих. Русский слуга пожилых лет, который смотрит несколько вниз, грубит барину, смекнувши, что барин щелкопер и дрянцо, который любит себе самому читать нравоученье для барина, который молча плут, однако очень умеет воспользоваться в таких случаях, когда можно мимоходом поживиться,— известен всякому. Потому эта роль игралась всегда хорошо. Равномерно всякий может почувствовать степень того впечатления, какое приезд ревизора способен произвести на каждое из этих лиц…»

(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Это была характеристика героев комедии «Ревизор» Гоголя: описание характера и внешности героев, отношение Гоголя к своим персонажам.

Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»

Характеристика героев комедии «Ревизор»


Комедия «Ревизор» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году. В ней высмеивается среда, порядок и устои современной автору России. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей комедии.

Содержание

Главные герои

Хлестаков Иван Александрович

Мелкий петербуржский чиновник Иван Александрович Хлестаков является центральным героем комедии «Ревизор» и воплощает целое явление, позже получившее название «хлестаковщина».

Образ Хлестакова — это образ типичного представителя той дворянской молодёжи, которая служила в столичных департаментах и канцеляриях, с пренебрежением относилась к своим обязанностям и видела в службе только возможность быстрой карьеры.

Хлестаков привык к безделью, плохо исполнял свои служебные обязанности. Когда его отец понял, что сын ничего не сможет добиться на службе, он вызвал его домой, в деревню Саратовской губернии. Возмущённый Хлестаков хочет ему заявить, что не желает «погубить жизнь с мужиками», что у него душа «жаждет просвещения».

Кратко характер Хлестакова можно описать так: праздный повеса и нахальный волокита, не желающий трудиться, способный лишь бойко пустословить и врать.

Но врал герой только о своей жизни в Петербурге. Он не собирался выдавать себя за ревизора и вообще не понимал, что его принимают за него. Только к середине четвёртого действия в голове молодого человека начинают брезжить догадки, что его принимают за «государственного человека».

Перед чиновниками уездного города он выставляет себя успешным человеком, потому что увидел, что его хвастливым речам верят. Да ещё обед в богоугодном заведении с винами повлиял на его словоохотливость и красноречие. Он уже лгал, сам веря в свою ложь. Это, действительно, ничтожный, пустейший человек, для которого ложь — «почти род вдохновения», как писал Гоголь в «Отрывке из письма, написанного автором вскоре после первого представления „Ревизора“ к одному литератору».

Подробная характеристика Ивана Александровича Хлестакова здесь.

Сквозник-Дмухановский Антон Антонович

В комедии «Ревизор» вторым главным героем является многоопытный глава уездного города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это собирательный образ государственной власти России первой половины 19 века.

Городничий — очень солидный человек, говорит так, что каждое его слово кажется значительным. Свою карьеру он начал с низших должностей и за годы службы успел понять, что всё в России держится на взятках, что «чем выше чин, тем больше взятка».

Сквозник-Дмухановский — опытный взяточник и плут. Отношение к службе у него халатное, руководит он городом плохо, на улицах грязь, а церковь, деньги на строительство которой были уже потрачены, строиться даже ещё не началась.

Комизм возникает, когда хитрый пройдоха городничий, который «трёх губернаторов обманул», так ошибся в Хлестакове, приняв этого вертопраха за важного человека.

Подробная характеристика Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского здесь.

Другие персонажи

Ляпкин-Тяпкин Аммос Фёдорович

За свою жизнь судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин он прочитал 5 или 6 книг, поэтому считает себя очень умным человеком. Но уголовные дела, которые он рассматривает, находятся в таком состоянии, что судья не может понять, где там правда, а где ложь. Несмотря на такое отношение к службе, Аммос Фёдорович служит судьёй уже 15 лет. Он и не пытается разобраться в докладных записках, а ведёт дела в пользу тех, кто даёт ему взятки борзыми щенками. Судья считает, что брать взятки борзыми щенками, а не деньгами, — это не преступление. Его страсть — псовая охота. Кроме того, он большой охотник на догадки и гордится своим умом.

Подробная характеристика Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина здесь.

Земляника Артемий Филиппович

Артемий Филиппович Земляника — один из чиновников уездного города. Он служит попечителем богоугодных заведений, причём служит плохо: в больницах царит беспорядок и грязь, на больных надеты грязные колпаки. При лечении больных он и уездный лекарь Гибнером дорогих лекарств не употребляют. Земляника считает: «Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Артемий Филиппович — плут и проныра. Он услужлив и почтителен к начальству. Это двуличный человек, он лебезит перед городничим, а говоря в сторону, называет его мошенником.

Этот чиновник — кляузник и доносчик. Когда он пришёл к Хлестакову представляться, сразу начал сплетничать про других чиновников и даже предложил изложить всё это письменно.

Подробная характеристика Артемия Филипповича Земляники здесь.

Хлопов Лука Лукич


Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ, титулярный советник. По натуре это очень нерешительный, робкий, трусливый человек. Постоянные проверки и ревизии способствуют усилению этих качеств характера Хлопова, он запуган частыми выговорами вышестоящих лиц. Когда ему пришлось разговаривать с Хлестаковым, от страха он не мог выговорить некоторые слова. Нерешительный Лука Лукич не знает, брать ли предложенную Хлестаковым сигару, а когда тот его уговорил, то стал закуривать не с того конца. Когда Хлестаков сказал ему об этом, Хлопов в испуге выронил сигару. Он боится ревизора, хотя не знает, в чём виноват, ведь он старается служить как можно лучше.

Подробная характеристика Луки Лукича Хлопова здесь.

Шпекин Иван Кузьмич

Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер, любитель читать чужие письма. Вскрывая и читая письма, простодушный почтмейстер не понимает, что нарушает свои должностные обязанности, которые состоят в точной доставке корреспонденции. Особо понравившиеся ему письма он оставляет у себя для коллекции, не считая это преступлением. Почтмейстер очень любопытен, новости он и узнаёт из писем. Наивность его проявляется в том, что он, не считая свои действия преступлением, говорит о них городничему. Шпекин эгоистичен, он совершенно не думает о людях, доверивших ему доставку своей корреспонденции.

Подробная характеристика Ивана Кузьмича Шпекина здесь.

Бобчинский и Добчинский

Бобчинский и Добчинский — парные персонажи, носящие одинаковое имя — Пётр Иванович. Это городские помещики, неразлучные приятели и большие сплетники. Оба они страдают, по словам Гоголя, «необыкновенной чесоткой языка». Эти болтуны ужасно любопытны. Их время занято беганьем по городу и разнесением слухов и сплетен. Рассказывая новости, они перебивают друг друга. Именно Бобчинский и Добчинский были виновны в том, что чиновники приняли Хлестакова за ревизора. Увидев в трактире молодого человека, который внимательно заглядывал в тарелки посетителей, приятели решили, что это ревизор, приехавший инкогнито.

Гибнер Христиан Иванович


Христиан Иванович Гибнер — уездный лекарь. По-русски он не знает ни одного слова, поэтому ставит диагнозы больным наугад. Как и смотритель богоугодных заведений, Гибнер того мнения, что лечить больных дорогими лекарствами не стоит, что человек «если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Анна Андреевна

Анна Андреевна — жена городничего Сквозник-Дмухановского, большая модница, кокетка. Она очень любопытна, тщеславна. Свою дочь Анна Андреевна постоянно обрывает и ругает.

Марья Антоновна

Марья Антоновна — молодая девушка, дочь городничего. Она находится под влиянием матери и в дальнейшем, вероятно, станет такой же, как мать.

Осип

Осип — пожилой слуга Хлестакова. Он серьёзен, любит читать нравоучения для Хлестакова, но только, когда его нет рядом. Речь Осипа богата грубоватыми и простонародными словами и выражениями. С барином своим он говорит отрывисто, сурово, потому что понимает, что он легкомысленный щёголь. Осип относится к Хлестакову без уважения. Он умнее своего барина, это видно из того, что Осип смекнул, что пора из этого города убираться восвояси и посоветовал Хлестакову поскорее уезжать. Хлестаков избежал крупных неприятностей только благодаря тому, что послушался своего разумного слугу и вовремя скрылся из города. То, что они едут в деревню, очевидно, Осипу нравится, так как, по его мнению, в деревне лучше.

Подробная характеристика Осипа здесь.

Жена Хлопова

Жена Хлопова — очень разговорчивая и льстивая дама.

Отставные чиновники, почётные лица в городе

Фёдор Андреевич Люлюков пришёл к городничему поздравить его с тем, что он выдаёт дочь за важного государственного человека — столичного ревизора. Видно, что это энергичный, весёлый человек, так как, поздравляя жену и дочь городничего и целуя их руки, он, повернувшись к зрителям, «щёлкает языком с видом удальства».

Иван Лазаревич Растаковский тоже поздравляет семью городничего, его поздравление более многоречивое, чем поздравление Люлюкова. Он желает семейству городничего и новой чете, чтобы бог продлил им жизнь и чтобы дал «потомство многочисленное, внучат и правнучат».

Степан Иванович Коробкин тоже поздравляет городничего, его жену и дочь с тем, что Марья Антоновна выходит замуж за Хлестакова. Поздравлять Коробкин пришёл со своей женой.

Он любопытен: спрашивает, где теперь именитый гость, куда уехал. Узнав, что городничий собирается переехать в Петербург и надеется стать генералом, Коробкин просит его оказать протекцию его сынку, которого повезёт в следующем году в столицу.

Коробкин энергичен, инициативен, вызвался читать письмо Хлестакова к Тряпичкину, когда Земляника, читая письмо, начал заикаться, дойдя до места, где написано о нём самом. Письмо Коробкин старательно дочитал до конца, хотя судья Ляпкин-Тяпкин пытался помешать, подозревая, что Хлестаков в письме высмеял его, как и других чиновников.

Жена Коробкина

Супруга Коробкина подобострастно уверяет Анну Андреевну, что очень рада её счастью. Она очень оскорбляется, когда на просьбу Коробкина к городничему о покровительстве к его сыну Анна Андреевна говорит мужу: «… не всякой же мелюзге оказывать покровительство». Коробкина не выказывает жене городничего обиду, только, обращаясь к гостье, спрашивает: «Вы слышали, как она трактует нас?»

Когда выяснилось, что Хлестаков — не ревизор, она со злорадством говорит: «…вот беспримерная конфузия!»

Уховёртов Степан Ильич

Степан Ильич Уховёртов — частный пристав, то есть начальник полицейской части. Он выполняет распоряжения городничего, который хочет, чтобы город выглядел перед ревизором ухоженным и благоустроенным: посылает полицейских мести тротуар, разметать старый забор и т. д.

Полицейские

Свистунов, Держиморда, Пуговицын — квартальные полицейские. После того, как Хлестакова приняли за ревизора, частный пристав Уховёртов послал квартального Пуговицына вместе с десятскими чистить тротуар. Городничий распорядился поставить квартального Пуговицына на мосту «для благоустройства», потому что он высокого роста.

Держиморде и Свистунову городничий приказывает стоять на крыльце его дома и не пускать посторонних в дом, особенно купцов, которые захотят проникнуть к ревизору, чтобы жаловаться на городничего.

Антон Антонович приказывает всех, кто похож на просителя, гнать от дома: «…взашей так прямо и толкайте! так его! хорошенько! (Показывает ногою.)»

Бравые полицейские так и делают, особенно старается Держиморда. Но его рычащий голос, бухающий, как из бочки, услышал Хлестаков, и, узнав, что он кричит на купцов и отгоняет их, велел их пропустить к себе.

Абдулин

Абдулин — купец. О нём упоминает городничий в 4 явлении 1 действия: «Проклятый купчишка Абдулин — видит, что у городничего старая шпага, не прислал новой».

В записке жене городничий ей велел сказать купцу Абдулину, чтобы прислал к обеду самого лучшего вина, иначе он перероет весь его погреб.

Когда купцы пришли к «ревизору» жаловаться на городничего, Хлестаков прочитал начало просьбы купца Абдулина, написанной безграмотно.

Один из купцов, скорее всего Абдулин, особенно жаловался Хлестакову на жадность и грубость городничего.

Пошлёпкина Февронья Петровна

Февронья Петровна Пошлёпкина — слесарша. Это старая мещанка, у которой городничий велел забрать без очереди мужа в солдаты. Очередь идти в солдаты была у сына портного, но родители откупили его, тогда городничий хотел отдать в солдаты сына купчихи Пантелеевой, но она отослала его жене «полотна три штуки». Тогда городничий отдал в солдаты мужа слесарши.

Всё это Пошлёпкина рассказала Хлестакову, надеясь на то, что он поможет вернуть мужа домой. Рассказ свой она щедро уснащала проклятиями городничему и всей его родне.

Жена унтер-офицера (унтер-офицерша)

Городничий, узнав от Добчинского, что чиновник из столицы живёт в городе уже две недели, вспомнил, «в эти две недели высечена унтер-офицерская жена». Незадолго до написания «Ревизора» появилось запрещение прибегать к телесным наказаниям унтер-офицерских жён. Поэтому, желая смягчить своё преступление, городничий в разговоре с Хлестаковым называет унтер-офицерскую жену унтер-офицерской вдовой.

Эта унтер-офицерша занимается купечеством. Узнав, что приехал столичный чиновник, она пришла к нему жаловаться. Представилась она ему так: «Унтер-офицерская жена Иванова» и сказала, что губернатор высек её по ошибке. Оказалось, что бабы подрались на рынке, а её за это высекли так, что две недели не могла сидеть. Она попросила Хлестакова, чтобы велел городничему заплатить ей штраф.

Городничий узнал, что просители, несмотря на его приказ полицейским не пускать их к ревизору, были у него. Он стал уверять Хлестакова, что купцы налгали, что налгала и унтер-офицерша. Городничий заявил, что не он её высек, а «она сама себя высекла» (действие 4, явление 15).

Вам также будет интересно почитать:

характеристика и образ героя

Образ ложного ревизора в комедии Гоголя вовсе не главный, а ключевой персонаж, на основе взаимодействия с которым характеры всех героев, чиновников уездный город, выписаны. Хлестаков был тем пробным камнем, на котором показана вся комичность и чиновничий беспредел, и вся жизнь тогдашней России. Именно на глупости этого мелкого чиновника, случайно оказавшегося здесь проездом, и вырисовывается вся глупость и никчемность местной аристократии и чиновничьей верхушки.

Изначально показан глупый, взбалмошный юноша с чрезмерными претензиями к жизни, которые, как мы понимаем, являются его стилем поведения. Затем мы видим на его примере реальность этой натуры у других героев пьесы.

Характеристика Хлестакова

Первоначальная характеристика Хлестакова дана уже самим автором, как рекомендация актеру, который воплотит этот образ на сцене. Его характеризуют как пустого и крайне глупого человека. Однако по ходу пьесы образ Хлестакова раскрывается полнее, во всем комическом многообразии.

Неслучайно первое появление на сцене этого образа связано не с самим юношей, а с его слугой, который долго рассказывает о хозяине. Он характеризует его — «хорошо бы, если бы стоило, а то дама простая», имея в виду заведомо самый ничтожный чин и то, что обладательница ведет себя глупо и высокомерно вне статуса. Их полностью характеризует местный хозяин гостиницы — «ты и твой хозяин — мошенники, а твой хозяин — проходимец». Трудно дать более точное описание. В споре с хозяином проявляется не просто глупость, а неловкая детская наивность в попытке все-таки произвести должное впечатление и всех обмануть.

( Художник Л. Константиновский, иллюстрация к «Ревизору», 1951 )

Именно эти попытки ему с успехом удается при общении с местными чиновниками. Для местных чиновников боязнь разоблачения своих неблаговидных поступков на службе и врожденное холопство закрывают кажущуюся очевидной глупость приезжего. А Хлестаков, как говорится, уже натерпелся.

В общении с мэром и местной элитой наш герой проявляет недюжинную фантазию и бесшабашную наглость, которая может быть быстро разоблачена в обычном обществе, но в данном случае выдается за правду. Не менее глупы и дамы, и полиция, и сам хозяин города, которого автор охарактеризовал как «не очень глупого человека».

Образ Хлестакова как главного героя комедии

И все же Хлестаков своей ролью в пьесе, взаимодействуя с остальными персонажами, является главным героем. То, как его характеризуют остальные персонажи, положительно-хвалебно или отрицательно-иронически, раскрывает их собственные характеры.

Случайно оказавшись в роли столичного ревизора, Хлестаков, ничуть не смущаясь, берет на себя эту роль и исполняет ее в соответствии со своими примитивными представлениями о привычках и образе жизни высоких чиновников. Однако тот факт, что его не могут разоблачить, говорит о том, что именно такими привычками была наделена вся бюрократия.

( Вайнштейн Марк Григорьевич «Хлестаков и губернатор», 1945-1952 )

Ему легко верят и раболепно стараются угодить, особенно видя в нем птицу «высокого полета». Интеллигентный мэр, матерые полицейские, барышни легко узнают в нем столичного прожигателя. Очевидно, по замыслу Гоголя, это гипербола того бомонда, который он наблюдал в реальной жизни. А финальная немая сцена оказывается апогеем комедии и воспринимается самими актерами лишь как возможное повторение всего происходившего.

Даже сам факт разоблачения не повлиял на изменение сознания собственной ошибки и глупости ни местных воротил, ни самого лжеаудитора. Единственное раздражение с обеих сторон — досадная ошибка и тот факт, что этот чиновник оказался не тем, за кого себя выдавал. Только одна досада, что «распространится история по всему миру». И сам факт ошибки ни для кого не оказался уроком, потому что сама ошибка заключалась только в личности прибывшего покрова, а не в его поведении, поступках, рассказах и хвастовстве. Как сказал мэр — «Я сам не рад, что выпил, как будто хоть половина того, что он сказал, оказывается правдой!» Именно в этом заключается основной смысл, вложенный в образ главного героя, автора. Тупость чиновников вскрывает всю порочность всей бюрократической системы государства.

Образ и характеристика земляники в комедии Ревизор Гоголь сочинение. Клубника. `Инспектор`. Характеристика цитаты Составить характеры градоначальника и землянички

Ответ оставил: Гость

Городничий Антон Антонович пасник-Дмухановский описан Гоголем в его «Замечаниях господам актерам» как серьезный, несколько грубоватый человек. «говорит не много, не меньше, не громко, не тихо». переход от страха к радости, от низости к высокомерию быстр. его характер непостоянен, изменчив, он несколько труслив, умеет приспосабливаться к ситуации. Попечитель благотворительных учреждений Артемий Филиппович Земляничка — человек смелый. он же подлец, сплетник, мошенник, подхалим. об этом свидетельствует эпизод с Хлестаковым «как только этот Добчинский выйдет куда-нибудь из дома, он уже сидит там с женой, я присягу на верность». оба героя полезны, как и все остальные в городе. оба в какой-то степени не могут содержать вверенные им учреждения (или весь город в случае мэра). в больницах грязь и хаос, во всем городе разруха и беспорядок. оба взяточники. только есть существенные отличия. чертежник-Дмухановский серьезный человек, «по-своему неглупый», а клубничка в какой-то мере веселый, легкомысленный человек, ничего не боящийся. Артемий Филиппович суетлив, а мэр спокоен и размерен. Я считаю, что у всех героев произведения совершенно разные характеры, дополняющие друг друга. мы смогли убедиться в этом на примере мэра и попечителя благотворительного учреждения.

Ответ оставил: Гость

План.
Описание леса
Какие действия в нем происходят
Действующие лица
Мое отношение к русскому лесу

Ответ оставил: Гость

Еще во время учебы в Бурсе сыновья Тараса Бульбы отличались непохожестью персонажи. Старший, Остап, с детства был упрям ​​и славился настойчивостью в достижении целей. Сначала он не хотел учиться. Несколько раз он убегал из школы и прятал книги, пока отец не пригрозил ему, что Остап «не увидит Запорожья вовеки, если не выучит всех наук в академии». С тех пор Остап стал учиться с «необычайным усердием» и вскоре стал одним из лучших учеников. Как и его славный отец, Остап прежде всего ценил чувство товарищества, был честен и «прямодушен с равными». Умеренный и целеустремленный, Остап был «суров к другим мотивам, кроме войны и разгульного кутежа».

Младший сын Тараса — Андрей — учился «более охотно и без напряжения». Чувства и эмоции, развитые в нем гораздо сильнее, чем в старшем брате, нередко вели его в довольно опасные предприятия. Он был уклончив и изобретателен, особенно когда дело доходило до ухода от наказания, Андрей был мягок, молод, красив, и в его сердце рано проснулась потребность в любви. Именно в это время он увидел и влюбился в молодую польку, сыгравшую важную роль в его дальнейшей жизни.

Казалось, что Остапу «был прописан боевой путь и трудные знания для ведения военного дела». Выдержка и хладнокровие, умение благоразумно взвешивать опасность и быстро и точно находить верное решение, настойчивость и уверенность в себе помогли увидеть в нем задатки будущего лидера. Гоголь сравнивает Остапа со львом.

Андрей в бою не отличается ни хладнокровием, ни терпением — он весь во власти чувств. Нетерпение, необузданный порыв направляют его действия и ведут его. Он смелый, потому что не дает себе ни времени, ни возможности оценить опасность. Не случайно Гоголь говорит, что «мчится, как пьяный», потому что в битве Андрей видел для себя «безумное блаженство и упоение». Для него бой — это всего лишь «чарующая музыка пуль и мечей», он не помнит, за что ведется бой, чего хотят добиться казаки. Суть нетерпеливого и пылкого характера Андрея проявилась в его поведении во время боя.
Между боями Андрей скучает, чувствует «какую-то духоту на сердце».









1 из 8

SLIDE № 1 963

1 из 8

№ 1 963

1 из 8

.

Описание слайда:

Попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неуклюжий и неуклюжий человек, но при всем том хитрый и проходимец. Очень услужливый и суетливый. Клубничка – плут, казнокрад и доносчик. Он знает, как, когда и что сказать. Попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неуклюжий и неуклюжий человек, но при всем том хитрый и проходимец. Очень услужливый и суетливый. Клубничка – плут, казнокрад и доносчик. Он знает, как, когда и что сказать.

Слайд № 2

Описание слайда:

Артемий Филиппович Земляничка служит в маленьком уездном городке и ведет жизнь «по чину и положению», о государственных интересах не заботится, а собственное благополучие для него превыше всего, милосердие в руках мошенника. Богоугодные учреждения для Земляники — кормушка, В лечении больных своим кредо: «Чем ближе к природе, тем лучше», Артемий Филиппович Земляничный служит в маленьком уездном городке и ведет жизнь «соответственно своему чину и положению», вовсе не заботится об интересах государства, а собственное благополучие превыше всего, милосердие в руках мошенника. Богоугодные заведения для Земляники — кормушка, В лечении больных его кредо: «Чем ближе к природе, тем лучше»,

Слайд № 3

Описание слайда:

Артемий Филиппович не утруждает себя установлением диагноза болезни больного и его лечением. Он говорит по этому поводу: «Человек простой: если и умрет, то все равно умрет; если выздоровеет, то выздоровеет в любом случае. Артемий Филиппович не утруждает себя определением диагноза болезни больного и его лечением. Он говорит по этому поводу: «Человек простой: если умрет, то все равно умрет; если выздоровеет, то все равно выздоровеет».

Слайд № 4

Описание слайда:

До приезда Ревизора, в богоугодных заведениях Клубнички царит грязь и беспорядок. У поваров грязные шапки, а у больных одежда, как будто они работали в кузнице. Кроме того, больные постоянно курят. До приезда Ревизора в богоугодных заведениях Землянички царит грязь и беспорядок. У поваров грязные шапки, а у больных одежда, как будто они работали в кузнице. Кроме того, больные постоянно курят.

Слайд № 5

Описание слайда:

Клубника боится инспектора, а потому, узнав о приезде инспектора, готов «принять косметические меры»: надеть на больных чистые колпачки, над табличкой написать название болезни коек и уменьшить количество больных, чтобы их избыток не приписывался дурному зрению или неискусству врача. Клубника боится инспектора, а потому, узнав о приезде инспектора, готов «принять косметические меры»: надеть на больных чистые колпаки, написать название болезни на табличке над грядками. , и уменьшить число больных, чтобы их избыток не приписывался дурному зрению или неискусству врача.

Слайд № 6

Описание слайда:

Узнав, что дочь Дмухановского выходит замуж за вымышленного ревизора, он спешит поздравить мэра с предстоящей свадьбой и будущей карьерой. Причину «взлета» мэра Артемий Филиппович видит в его заслугах. Он внутренне проклинает своего начальника, намеревающегося получить генеральское звание. Правда, он говорит это в сторону, как бы про себя. При этом по привычке спешит напомнить о себе: «И нас не забудь… Узнав, что дочь Дмухановского выходит замуж за выдуманного ревизора, спешит поздравить мэра с предстоящей свадьбой. и будущая карьера. Причину «взлета» мэра Артемий Филиппович видит в его заслугах. Он внутренне проклинает своего начальника, намеревающегося получить генеральское звание. Правда, он говорит это в сторону, как бы про себя. При этом он по привычке спешит напомнить о себе: «И нас не забудь…

Слайд № 7

Описание слайда:

Узнав, что Инспектор не Хлестаков, неохотно воспринимает отзывы о себе из письма Хлестакова, в гневе пытается выяснить, кто «распустил слух» о приезде Инспектора. Узнав, что ревизор не Хлестаков, он с неохотой воспринимает отзывы о себе из письма Хлестакова, в гневе пытается выяснить, кто «распустил слух» о приезде ревизора.

Клубничка Артемий Филиппович — один из самых скользких, гадких и отвратительных персонажей гоголевской комедии «Ревизор». И хотя он играет второстепенную роль, уродство его человеческих черт просматривается в мелких деталях.

Кто он? В первую очередь карьерист, занимающийся подставкой своих знакомых чиновников. Ему отводится роль попечителя благотворительных учреждений.

Действие комедии происходит в 1831 году, когда были широко распространены доносы и сплетни о своих товарищах, и Земляничка преуспел в этом более других: как только ему встречается фальшивый ревизор, Артемий Филиппович тут же выкладывает всю подноготную на его коллеги. Об одном из них он говорит, что не понимает, как ему вообще присвоили должность смотрителя школ. По словам Строберри, он «хуже якобинца».

Клубничка выглядит эффектно, хотя тело большое, движения неуклюжие. А его суетливость, желание обслужить как можно лучше и как можно быстрее, делает его забавным слоном, впервые попавшим в квартиру, ведет себя с «хозяином» крайне уступчиво, перечить не смеет. Но как только появляется возможность свергнуть «хозяина», он готов за это продать родную мать. Артемию Филипповичу было наплевать на нравственные устои и нравственные стороны своей жизни. Именно потому, что Земляничка умеет выслужиться лучше других, предполагаемый ревизор и ведётся в первую очередь на него.

По ситуации в больнице мы понимаем, что наш неуклюжий друг еще и очень жаден. И оправдывает свою жадность как для себя, так и для окружающих как бы благородными побуждениями, буквально заставляющими его не покупать необходимые для своего заведения дорогие лекарства, ведь, по его словам, «чем ближе к природе, тем лучше». Отнюдь, это далеко не все проблемы, которые есть в больнице: пациенты здесь не стесняются угощаться сигаретами, повара носят давно не стираные шапки. И вообще во всей больнице царит грязь и уныние. Сам Земляничка больничными делами не занимается: не лечит и даже не ставит диагнозов.

Артемий Филиппович — лентяй с большой буквы, не желающий работать, улучшать жизнь своих пациентов и работников своей больницы. Ему все равно, что чувствуют пациенты, он думает о деньгах, чести и статусе. Образ такого человека был актуален при жизни Гоголя, но сейчас мы можем повсюду наблюдать точно такие же персонажи, что очень печально.

Сочинение о персонаже Земляничка

Земляничка — один из второстепенных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Артемий Филиппович Земляничка — глава церквей, больниц, приютов, учебных заведений, монастырей, словом, богоугодных учреждений. Гоголь описывает героя как интригана, человека, томящегося от сплетен, лжи и доносов. Клубничка болтает Хлестакову весь сброд, которым занимаются его коллеги и городские чиновники. Это была характеристика персонажа в двух словах. Теперь раскроем этот образ более подробно.

Клубничка — толстяк с добрым лицом. Но это не так. За его доброй личиной скрывается лживый, лицемерный чиновник, который ради своей выгоды легко может переступить через любого человека.

Клубника — собирательный образ всех чиновников. Его суть будет раскрываться читателю поэтапно, от главы к главе, но уже с первых страниц становится понятно, что ничего хорошего от такого персонажа ждать не приходится.

Земляника крайне небрежна. Как и все его коллеги, он не заботится о своей работе. Хаос, неразбериха и абсурд разворачиваются там, где он должен руководить. Посетители его больницы грязные, ходят в лохмотьях и ужасно пахнут. В больнице пахнет табаком. О лекарствах часто забывают. Над их кроватями нет табличек, на которых были бы указаны их имена и фамилии.

Кроме того, в Строберри сильно развито высокомерие. Считает себя лучше и умнее других. Чиновники ниже него считаются инвалидами в его глазах.

Герой лжет. Ему нетрудно очень правдоподобно притвориться, что он любит свою работу, что он любит посетителей своих заведений. Вся деятельность Строберри в том, что он имитирует эту деятельность.

Герой по натуре — это человек, который легко может предать ради своей карьеры. Если есть такой друг, то враг точно не нужен. Ради своего благополучия Земляничка может предать тех людей, которые очень давно с ним работают, и глазом при этом не моргнет. Выживать коллег с работы — его хобби. Клубника придерживается принципа «Цель оправдывает средства». Дескать, в работе нужно делать все, что хочется, ради получения выгоды. Самое интересное, что всем своим аморальным поступкам герой находит оправдания. Он пытается убедить всех, что все его действия могут принести большую пользу обществу.

Таким образом, в Strawberry нет ни одного приличного качества. Гоголь считает, что такие люди, как он, могут разрушить русское общество.

Несколько интересных композиций

  • Тема Родины в «Слове о полку Игореве» композиция

    Произведение погружает читателя в историю. Кажется, что она перенесена на несколько тысячелетий назад. Во времена правления князей было много споров и разногласий.

  • Описание фотографии (картины) Гиппенрейтера Бурый медведь (описание)
  • Речи и дела Хлестакова сочинение
  • Птицы — легко узнаваемые животные. Они произошли от группы мелких динозавров, тело которых со временем покрылось перьями, а из передних конечностей образовались крылья. На Земле насчитывается более 8700 видов птиц, и открываются все новые и новые виды.

  • Сочинение Взаимоотношения учителя и ученика 11 класс ЕГЭ

    Учитель – важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка всем багажом необходимых для жизни знаний, а также способствует формирование у него многих навыков и умений.

Артемий Филиппович Клубничка — попечитель богоугодных заведений в комедии Николая Гоголя «Ревизор», типичный представитель чиновничества. Его образ прекрасно говорит о равнодушии чиновников к государственной службе. У него пятеро детей: Николай, Иван, Мария, Елизавета и Перепетуя. Этому герою присуща серьезность и готовность донести до коллег. Именно это он и делает, когда приходит Хлестаков. Ради корыстных интересов он выдает фальшивому аудитору всю подноготную своих коллег-чиновников. У него принято подсаживаться к коллегам и занимать их места.

Карьеристка и лицемерка, Клубничка очень услужлива и суетлива. Он был назначен главой социального обеспечения и смотрителем благотворительных учреждений. Он всегда оправдывает свои действия благими намерениями. Он умеет ловко выйти из любой неприятной ситуации. Внешне Клубничка — толстяк, а внутренне — худощавый проходимец. Когда в его больнице массово умирают люди, а врач даже слова по-русски не знает, он говорит, что умирать обычному человеку свойственно. При этом он предпочитает не покупать дорогие лекарства, так как «чем ближе к природе, тем лучше». Зная о постоянном желании Землянички выслужиться, городской голова первым делом приводит Хлестакова в свои богоугодные заведения.

Замечательная комедия Николая Гоголя «Ревизор» создана автором в начале 19 века, но до сих пор остается актуальной. Проницательный классик сумел написать портреты чиновников — детей своего времени, а между тем их черты можно найти и в людях — наших современниках. Познакомимся с характеристикой Земляники из «Ревизора», выделим основные черты образа этого чиновника и выясним, почему Гоголь включил его в сюжет своей пьесы.

Краткое введение

Впервые встреча с Земляничкой происходит у читателя при ознакомлении со списком персонажей. Далее Гоголь кратко описывает своего героя как толстого и крайне неуклюжего человека, отличающегося услужливостью и суетливостью.

Прочитав эти вступительные фрагменты, можно составить краткую характеристику Землянички из «Ревизора»: этот попечитель богоугодных заведений нечестен, за его добродушной внешностью скрывается аферист и проходимец. Он достигает своих целей не честным трудом, а заискиванием и заискиванием перед теми, кто выше по рангу.

Дальнейшее знакомство с пьесой покажет, что Гоголь с удивительным талантом создал образ беспринципного чиновника, описав его всего в двух строчках.

Персонаж

Артемий Филиппович Клубничка из «Ревизора», характеристики которого представлены ниже, появляется в первом появлении первого акта, этим автор подчеркивает, что этот чиновник является одним из ключевых персонажей пьесы. В то время, когда жил и работал писатель, было много благотворительных учреждений. Это больницы, приюты и дома престарелых. Земляничка должен был помогать самым слабым и ранимым людям, у которых уже нечего отнять, но он цинично использует свое положение в корыстных целях.

Рассмотрим, какие черты характера нужно указать при характеристике Клубнички из «Ревизора»:

  • Ложь. Чиновник врет, что добросовестно подходит к своим обязанностям и заботится о вверенных ему людях.
  • Цинизм. Этот человек ничего не хочет делать, однако, готовясь к приезду инспектора, готов раздать больным чистые шапочки, под маской приличия скрыть бардак в больницах.
  • Невежество. Попечитель благотворительных учреждений ничего не смыслит в медицине и не покупает дорогие лекарства. Он считает, что человек прост — «если умрет, то все равно умрет, если выздоровеет, то все равно выздоровеет». Больные в его учреждениях больше похожи на кузнецов, чем на людей, нуждающихся в медицинской помощи.

Этот чиновник заискивает перед якобы ревизором, но вместо того, чтобы пытаться навести порядок в учреждениях, предпочитает более легкий путь — давать взятки.

Отношения с другими чиновниками

Давая характеристику Клубничке из «Ревизора», следует отметить, что этот герой является доносчиком и предателем. Желая выслужиться, он без тени сомнения выдает все секреты своих друзей. В разговоре с Хлестаковым Земляничка начинает разоблачать своих коллег лже-ревизором, конфиденциально сообщая, что почтмейстер — бомж, задерживает все посылки и ничего не делает, у судьи довольно близкие отношения с женой помещика Добчинский. Он даже готов представить всю эту информацию в письменной форме, то есть написать донос.

Черты речи

Рассмотрим основные речевые черты, которые помогают охарактеризовать Землянику из «Ревизора». В разговорах с другими чиновниками он на равных, предлагает методы, как задобрить ревизора. Значит, именно он начал речь о необходимости дать Хлестакову взятку.

Разговаривая с гостем, Клубничка очень вежлив, отметим его обороты: «Честь имею представиться», «Рад попробовать», «Пожалуйста, спросите». Они помогают ему быть почтительным, выказывать свое уважение перед воображаемым аудитором.

Интересны его косые реплики, отражающие истинное отношение героя к другим чиновникам.

Разоблачение

Продолжить характеристику Клубнички из «Ревизора» по тексту следует анализ последней сцены, когда чиновники, к своему ужасу, узнают, что Хлестакова приняли за ревизора. Каким в этих действиях предстает перед читателями Артемий Филиппович?

  • Очень радуется, когда при чтении письма оглашаются факты, порочащие других чиновников, но начинает врать и баловаться, когда приходится читать вслух о себе.
  • Хлестаков назвал его «поросенком в ермолке», что искренне растрогало полного героя. Здесь речь идет о сравнении и по чертам внешности, и по поведению.
  • Не выбиваясь из толпы разгневанных чиновников, Земляничка начинает активно обвинять Добчинского и Бобчинского в том, что это они изначально приняли приезжего мастера за инспектора.

Характеристика Клубнички из «Ревизора» становится полной, читатель понимает, что этот человек всегда пытается найти виноватых, не может взять на себя ответственность за собственные поступки, завистлив и лжив. Если совсем недавно он возмущался на мэра, которому посчастливилось выдать свою дочь замуж за важного чиновника, то теперь он готов с ним объединиться и обрушить свой гнев на Добчинского и Бобчинского.

Роль и значение

Гоголь умышленно не указывает место действия, говоря лишь, что все события разворачиваются в уездном городе N. Этим писатель подчеркивает, что такие недобросовестные чиновники могут существовать по всей России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *