Философия Джордано Бруно: основные идеи, учение кратко
Наиболее своеобразным мыслителем эпохи Возрождения стал Джордано Бруно (1548-1600), творчество которого вобрало в себя стремления его непосредственных предшественников и дало толчок последующим философским исканиям вплоть до Шеллинга.
Во многом соглашаясь с Николаем Кузанским и широко используя представления Фичино, «Герметического корпуса», Прокла, Плотина, Аристотеля, Платона и досократиков, Бруно создал классический вариант ренессансного пантеизма. Его идея состоит в том, что мышление и бытие, форма и материя, причина и начало вселенной есть в себе единое целое, так что природа есть не творение, а живой, деятельный и разумный образ Бога, наличествующего во всем. Эта идея определяет как содержание, так и основной тон произведений Бруно — героический энтузиазм, т.е. самоотверженный восторг благородной души, чувствующей, что в ней живет дух и сознающей единство своей сущности со всем сущим. Захваченность этим сознанием мешает Бруно достичь научного спокойствия.
Подобно Кузанскому, Бруно начинает с того, что признает непознаваемость первоначала или первопричины как таковой. Знать бесконечную субстанцию, единое начало и причину всего мы можем лишь по ее следам — многообразным следствиям ее деятельности, которые вместе образуют бесконечный универсум или природу. Natura est Deus in rebus (лат.) — природа есть Бог в вещах, утверждает он. Познавая ее, мы познаем Бога, насколько это вообще возможно. Поэтому философия должна перестать быть метафизикой и стать натурфилософией.
Если в Боге как первопричине и первоначале всего причина и начало совпадают, то в природе они различны. Причиной природы является мировой ум — универсальный интеллект, действительность или форма вселенной, действующий в ней подобно художнику, воплощающему свой замысел.
Началом же природы выступает универсальная возможность или материя, которая формируется умом, принимая самые разнообразные внешние формы. При этом мировой ум не существует без материи, равно как и материя мира – без деятельного ума, ибо невозможно, чтобы было то, чему не достает возможности быть, и, наоборот, без того, что действует и творит, нет того, что обладает способностью страдать и быть созданным.Поскольку возможность как таковая – ничто без действительности, разум есть собственная способность и внутренняя жизнь материи. Согласно Бруно, единство мира заключается в том, что мировой ум формирует первую материю не извне, а изнутри, так что эта материя сама по себе одушевлена и живет вечной разумной жизнью. Это и есть первая материя, тождественная первой форме (т.е. уму) и отличная от всего материального.
Таким образом, Бруно выступает противником средневекового представления о потустороннем творце мира. Для него универсальный интеллект есть интеллект самого универсума – единая внутренняя форма всех внешних форм материи, некое «логическое намерение», умное начало, действующее в природных вещах.
Благодаря разуму природа не только всегда как следует производит свои виды, но и представляет собой внутреннее связное целое, все изменения которого являются модификациями одной и той же материи. Материальное единство мира, стало быть, заключается в разуме; без ума материя не была бы единой.
«Разве вы не видите, — пишет Бруно в своем основном философском произведении «О причине, начале и едином», — что то, что было семенем, становится стеблем, затем — колосом; из того, что было колосом, возникает хлеб, из хлеба — питательный сок, из сока — кровь, из крови — сперма, из спермы — зародыш, из зародыша — человек; из того, что было человеком — труп, из трупа — земля, из нее – камень или другая вещь, и так можно прийти ко всем природным формам».
По мысли Бруно, именно абсолютное тождество бытия и мышления, материи и формы, начала и причины в Боге делает мир внутренне единым — универсумом или вселенной. Не было бы этого всеобщего единства, не было бы и мира как единого целого, как вселенной. В отличие от отдельных вещей, каждая из которых никогда в действительности не есть все, чем она может быть, вселенная изначально, раз и навсегда действительно есть все многообразие своих возможностей, ибо она заключает в себе всю материю вместе с вечной, неизменной формой всех ее меняющихся форм.
Поскольку универсум одушевлен единой идеей жизни (всеобщим, содержащим в себе и порождающим из себя все особенное и единичное), он есть великий образ и великое подобие Бога – творящая природа. Но поскольку мир внешне многообразно различен, разделен на особенные части и единичные вещи, вселенная уже не есть в действительности все то, чем она может быть. В своей внешности универсум есть лишь тень идеи, великого образа Бога, малое подобие себя самого – нечто сотворенное творящей природой.
Таким образом, согласно Бруно, универсум противоречив: он един и различен, велик и мал, бесконечен и конечен, всюду и нигде; он есть творец и творение, одно во всем и все в одном. Поэтому тот, кто хочет вникнуть во вселенную и исследовать все тайны природы, должен овладеть искусством мыслить противоречие.
Прежде всего он должен исследовать противоположные, т.е. самые крайние концы вещей, их максимум и минимум, ибо именно в противоположностях конечные вещи обнаруживают свою бесконечную природу — постигаются разумом человека и становятся понятны ему.
«Я хочу, — пишет Бруно там же, — чтобы вы отметили, что природа нисходит к произведению вещей, а разум восходит к их познанию по одной и той же лестнице и что тот и другая продвигаются от единства к единству, проходя через множественность средств».
В силу этого раскрытие первоначального единства мышления и бытия, формы и материи, максимума и минимума, бесконечного и конечного в вещах есть только начало познания вселенной.
«Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения… Высшее благо, высший предмет устремления, высшее совершенство, высшее блаженство состоит в единстве, охватывающем сложность всего».
Если в Италии мыслители Возрождения обычно следовали принципу тех или иных греческих учений, то за ее пределами был возобновлен римский, скептически-цицероновский способ философствования. Он не обладал теоретической ценностью, но был тем более важен для развития общей духовной культуры, что человек выступал в нем доверяющим исключительно себе самому, т.
е. уважающим собственный опыт и опирающимся прежде всего на свой здравый смысл, который не признает никаких церковных и философских авторитетов. В Голландии таким способом философствовал Эразм Роттердамский (1469-1536) известный и сегодня своей «Похвалой глупости», в Англии — автор знаменитой «Утопии» Томас Мор (1478-1535), а во Франции — Мишель Монтень (1533-1592), чьи поучительные «Опыты» всегда будут находить благодарных читателей.Популярное рассудочное философствование стало также важнейшим элементом Реформации — широкого западноевропейского движения за нравственное и религиозное обновление, в результате которого возник протестантизм. Инициаторы Реформации Мартин Лютер (1483-1546), Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564) напрочь отбросили схоластику и, устранив из сферы культа всех посредников между человеком и Богом, обратили сердца верующих прямо к Евангелию как к источнику непосредственого духовного опыта, ведущего к спасению души. Протестантизм отверг безбрачие, нищету и слепое послушание, признававшиеся католической церковью за высшие христианские добродетели, и утвердил на их месте брак, нажитое честным трудом богатство и свободу совести.
Тем самым была дана санкция прогрессу промышленности и эмпирических наук, а также формированию гражданского общества и государства, признающего и охраняющего права человека на жизнь, собственность и свободу. Благодаря этому сначала в протестантских, а затем и в католических странах Европы сложилась весьма отличная от средневековой духовная атмосфера нового времени, благодаря которой сформировалась современная западноевропейская цивилизация.
ДЖОРДАНО БРУНО – ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Философские диалоги
ДЖОРДАНО БРУНО – ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Философские диалоги ВикиЧтение Философские диалоги
Бруно Джордано
Содержание
ДЖОРДАНО БРУНО – ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
2.
НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития философской мысли.Оживлению
3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)
3. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений был переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником.С античных времен в
Глава 2 Владимир Ильич Ленин – Титан Эпохи Русского Возрождения, явление русской истории
Глава 2 Владимир Ильич Ленин – Титан Эпохи Русского Возрождения, явление русской истории «…Ленин уже стал неотъемлемой частью не только его родной России, но и всего мира. И по мере того, как идет время, величие его растет, он теперь один из тех немногих мировых деятелей,
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой
Очерк седьмой Жизнь, идеи и смерть Джордано Бруно.
Очерк седьмой Жизнь, идеи и смерть Джордано Бруно. К 415-летию со дня казни»Не только тот получает славу, кто побеждает, но также и тот, кто не умирает трусом и подлецом: он бросает упрек в своей гибели и в смерти судьбе и показывает миру, что он не по своей вине, а вследствие
§ 26.
Прорыв в современность (Джордано Бруно)§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений явился переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником. С античных времен
8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)
8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно) Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.
О жизни и судьбе Джордано Бруно
О жизни и судьбе Джордано Бруно Мы надеемся, что все сказанное выше будет полезным, для того чтобы принять ближе к сердцу судьбу и дело Титана эпохи Возрождения, великого философа, поэта, ученого и мистика Джордано Бруно. О нем часто говорят, что он родился раньше своего
Джордано Бруно. Божественность Вселенной
Джордано Бруно. Божественность Вселенной Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.
Сожжение Джордано Бруно
Сожжение Джордано Бруно Неудовольствие инквизиции Бруно мог вызвать утверждением о возможности для героического энтузиаста возвыситься до Бога, «поднимаясь при помощи восприятия вида божественной красоты и доброты на крыльях ума и сознательной воли» (Там же. С. 86). Не
Божественность Вселенной. Джордано Бруно
Божественность Вселенной. Джордано Бруно Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600)
ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600) Итальянский философ-пантеист. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров. Основные
Джордано Бруно и чудеса Вселенной
Джордано Бруно на площади Кампо-ди-Фьори в Риме фото: ©Lysander07
17 февраля 1600 года доминиканский монах и философ Джордано Бруно был сожжен на костре после того, как римская инквизиция обнаружила он виновен в ереси. Его космологические теории вышли за рамки модели Коперника, предполагая, что Солнце по существу является звездой и, более того, что Вселенная содержит бесконечное количество обитаемых миров, населенных другими разумными существами.
Становление монахом-доминиканцем
Джордано Бруно родился как Филиппо Бруно в Ноле, в Неаполитанском королевстве, в 1548 году в семье солдата Джованни Бруно и фраулиссы Саволино. В юности его отправили в Неаполь для получения образования, где он обучался частным образом в августинском монастыре и посещал публичные лекции в Studium Generale. В возрасте 17 лет он вступил в доминиканский орден в монастыре Сан Доменико Маджоре в Неаполе, взяв имя Джордано. В 1572 году он закончил послушничество и стал священником.
О бесконечности, вселенной и мире
Исключительные знания Джордано в искусстве памяти привлекли к нему внимание покровителей, и он был доставлен в Рим, чтобы продемонстрировать свои способности Папе. Его методы улучшения памяти, описанные в его книге « Искусство памяти », используются до сих пор. Несмотря на то, что Джордано открыто высказывался и, возможно, его не ценили по-настоящему в ордене доминиканцев, проблемы Джордано на самом деле начались примерно в 1584 году с публикацией его книги «9».0017 Dell Infinito, universo e mondi » (« Бесконечности, Вселенной и Мира »). Будучи философом, а не астрономом, Джордано Бруно даже не заслуживал бы нашего внимания, если бы не эта книга и ее последствия. Услышав идеи Николая Коперника о природе вселенной, Джордано Бруно впал в настоящее безумие философских размышлений. Если бы Земля не была центром вселенной, а все те звезды, ясно видимые на ночном небе, были также и солнцами, то во вселенной должно было бы существовать бесконечное множество земель, населенных другими существами, подобными нам.
«Тогда Вселенная едина, бесконечна, неподвижна…. Оно не способно к пониманию и поэтому бесконечно и безгранично, и в этом отношении бесконечно и неопределимо, а следовательно, неподвижно»
— Джордано Бруно, Теофило, в «Причине, принципе и единстве», «Пятый диалог», (1588) , изд. и транс. Джек Линдси (1962).
Требование сосуществования и уважения
Конечно, Бруно осознавал, что это противоречит библейской версии Вселенной, но он выдвинул тот же аргумент, что и Галилео Галилей несколько лет спустя [4], а именно, что Библию следует рассматривать как источник моральное учение, а не учение физики. В своих трудах Бруно также утверждает, что христианство — это религия, которая поддерживается верой, а не философскими или научными рассуждениями. Кроме того, учение Бруно о том, что разным христианским церквям должно быть позволено сосуществовать и что они должны уважать взгляды друг друга, не выглядит, на наш взгляд, серьезным преступлением, но оно не нашло должного отклика в тогдашней религиозной атмосфере. Бруно пригласили вернуться в Италию, и, думая, что католическая церковь стала более терпимой после смерти строгого Папы Сикста V, он согласился. Многие считают, что это приглашение было уловкой, чтобы привлечь его к инквизиции, и Бруно попался на эту удочку.
«Повсюду во Вселенной происходят непрерывные относительные изменения положения, и наблюдатель всегда находится в центре всего».
– Джордано Бруно, Дело, Принцип и Единство (1584)
Богохульство и ересь
Вернувшись в Италию, Бруно сначала отправился в Падую, где некоторое время преподавал, и безуспешно претендовал на кафедру математики, которую год спустя вместо нее отдали Галилео Галилею. Приняв приглашение в Венецию от патриция Джованни Мочениго, Бруно переехал в Венецию в марте 159 г.2. Около двух месяцев он работал домашним наставником Мочениго. Когда Бруно объявил о своем плане покинуть Венецию своему хозяину, последний, который был недоволен полученными учениями и, по-видимому, развил личную неприязнь к Бруно, донес на него венецианской инквизиции, которая арестовала Бруно 22 мая 1592 г. Среди многочисленных обвинений в богохульстве и ереси, выдвинутых против него в Венеции на основании доноса Мочениго, была его вера во множественность миров, а также обвинения в личных проступках. Бруно умело защищался, подчеркивая философский характер одних своих положений, отрицая другие и признавая, что у него были сомнения по некоторым догматическим вопросам.
Римская инквизиция
Римская инквизиция, однако, потребовала его перевода в Рим, где он был заключен в тюрьму на семь лет во время своего длительного судебного процесса, в последний раз в Башне Нона. Некоторые важные документы о судебном процессе утеряны, но другие сохранились, в том числе краткое изложение судебного процесса, которое было заново обнаружено в 1940 году. Папа высказался за вынесение обвинительного приговора. Следовательно, Бруно был объявлен еретиком, предан светским властям 8 февраля 1600 года. На суде он выслушал приговор на коленях, затем встал и сказал:
“ Может быть, вы, мои судьи, выносите мне этот приговор с большим страхом, чем я его принимаю. »
Примерно через месяц его доставили на Кампо-деи-Фиори, центральную рыночную площадь Рима, с кляпом на языке, привязанным к столбу голым и сожженным на костре, 17 февраля 1600 года.
Последствия о суде над Бруно
Ватикан опубликовал несколько официальных заявлений о суде над Бруно и его казни. В 1942 году кардинал Джованни Меркати, обнаруживший ряд утерянных документов, относящихся к суду над Бруно, заявил, что Церковь имеет полное право осудить его. В 2000 году, к 400-летию со дня смерти Бруно, кардинал Анджело Содано объявил смерть Бруно «печальным эпизодом», но, несмотря на свое сожаление, встал на защиту обвинителей Бруно, утверждая, что инквизиторы « имел желание служить свободе и способствовать общему благу и делал все возможное, чтобы спасти свою жизнь ». В том же году Папа Иоанн Павел II принес общие извинения за « применение насилия, которое некоторые совершили во имя истины ».
Гравюра на дереве одного из мнемонических приемов Джордано Бруно: в перемычках четыре классических элемента: земля, воздух, огонь, вода
«Мученик науки»?
Некоторые авторы охарактеризовали Бруно как «мученика науки», проводя параллели с делом Галилея, которое началось примерно в 1610 году. Другие ученые выступают против таких взглядов и утверждают, что мученичество Бруно перед наукой преувеличено или совершенно ложно. По словам историка Мордехая Фейнгольда [9], « И почитатели, и критики Джордано Бруно в основном сходятся во мнении, что он был напыщенным и высокомерным, высоко ценил свое мнение и проявлял мало терпения по отношению к тем, кто хоть немного с ним не соглашался. ” Согласно Стэнфордской энциклопедии философии [8], в 1600 году не было официальной католической позиции по системе Коперника, и уж точно она не была ересью. Когда […] Бруно […] был сожжен на костре как еретик, это не имело ничего общего с его сочинениями в поддержку коперниканской космологии ».
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Джордано Бруно в проекте Galileo
- [2] Биография Джордано Бруно в Европейской высшей школе
- [3] Сочинения Джордано Бруно онлайн
- [4] The Galileo Affair, блог SciHi, 13 февраля 2014 г.
- [5] Бруно не был ученым, The Renaissance Mathematicus, 25 января 2010 г.
- [6] Мультфильмы и басни – Как Космос получил историю о Бруно неправильно, в The Renaissance Mathematicus, 17 марта 2014 г.
- [7] Николай Коперник и гелиоцентрическая модель, блог SciHi, 19 февраля 2013 г.
- [8] Натурфилософия эпохи Возрождения, Стэнфордская философская энциклопедия.
- [9] Фейнгольд, Мордехай; Викерс, Брайан (1984). «Оккультная традиция в английских университетах эпохи Возрождения: переоценка»: 73–94.
- [10] Джордано Бруно в Викиданных
- [11] Альберто А. Мартинес, Ложь и правда в истории науки, 2020 г., Caltech @ youtube
- [12] Адамсон, Роберт; Митчелл, Джон Малкольм (1911). «Бруно, Джордано». Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). стр. 686–687.
- [13] Хронология ученых, причиной смерти которых была «смерть от сожжения», согласно Викиданным .
Отец современной Вселенной
В большей степени, чем другие итальянские философы, которые были его современниками, Бруно заслуживает того, чтобы его называли предшественником, если не основателем, современной науки и философии». Энциклопедия Кольера
Джордано Бруно
Хотя об отце Джордано Бруно нет научных книг, документальных или художественных фильмов, этот философ эпохи Возрождения, астроном, математик, священник и мистик был одним из самых важных мыслителей и первопроходцев нашего времени. Бруно был первым человеком, который правильно описал основную структуру, размер, состав и потенциал Вселенной. Звезды были солнцами, ей-богу!
Бруно приводил доводы о существовании других звездных систем и обитаемых внеземных миров, в то время как его протонаучные современники «одного мира» спорили о том, что является центром вселенной — Земля или Солнце. В то время как Бруно подтвердил гелиоцентрическую теорию, выдвинутую Копериком за поколение до этого, собственная космология Бруно довела эту идею до логического завершения. Для Коперника, Галилея, Тихо и Кеплера вселенная ограничивалась одним солнцем и одним миром (Землей). Все остальное — луна, звезды и планеты — были частью «небесной сферы», которая окружала Землю или Солнце. Звезды не считались ими солнцами, а планеты — независимыми мирами, а скорее маленькими небесными светилами, которые различными способами двигались вокруг Земли или Солнца. Только позднее Галилей с помощью своего телескопа пришел к выводу, что планеты сами по себе являются мирами. Бруно говорил это и многое другое десятилетия назад, и никто не воспринял его всерьез, за исключением, может быть, католической церкви, которая среди прочего сожгла его на костре.
Современная Вселенная Бруно без телескопа совершенно ясно понял, что Вселенная представляет собой гораздо больше, чем просто Солнце, Землю и кучу «звезд». Во-первых, он не мог понять конца вселенной, ибо он, подобно Николаю Кузанскому до него, верил, что вселенная на самом деле бесконечна по размерам (а как же иначе?), а не в первую очередь или просто место, где человек разыгрывает свою нравственную и духовную жизнь перед «Божественным».
Космические откровения Бруно были вызваны не столько чистыми абстрактными рассуждениями, сколько объективными физическими наблюдениями. Звезды сияют. Звезды мерцают, и, если убрать мерцание, они кажутся круглыми. Ну, (угадайте, что?) это потому, что они Солнца, а не просто маленькие точки света, которые мерцают в ночи. Большая толстая эврика! Что касается планет, то это были отдельные миры, а не просто «блуждающие звезды». Довольно дикая штука!
В дополнение к своему наблюдению о том, что звезды сияют и выглядят как солнца, находящиеся очень далеко, Бруно пришел к выводу, что, поскольку вселенная (Бог) бесконечна, звезды действительно должны быть очень далеко. Это могло бы объяснить, что звезды кажутся такими маленькими (увы!), поскольку был известен факт, что объекты кажутся все меньше и меньше, чем дальше они находятся.
Эта простая идея привела его к водоразделу, который является нашим современным взглядом на Вселенную, поскольку наблюдения Бруно о Вселенной остаются верными или интуитивно обоснованными и по сей день. Только теперь логично было заключить, что вокруг звезд будут вращаться планеты (Миры!), как и здесь! Не только на ней, но и на некоторых из этих планет будет всякая жизнь, включая разумную жизнь! Ибо зачем Богу создавать столько миров и не заселять их? Для Бруно было непостижимо, что люди могут быть единственным смертным разумом в такой вселенной.
Для Бруно вопрос о том, кто или что является центром вселенной, был спорным, поскольку в бесконечной вселенной центр должен быть и везде, и нигде. Таким образом, центр Вселенной находился там, где случайно оказался наблюдатель, а это означало, что наше восприятие Вселенной относительно. Эта весьма передовая идея, эта предрасположенность к объективному анализу природы и человека как субъективного воспринимающего природу человека и его акцент были наиболее важными и устойчивыми представлениями Бруно, которые сегодня находят свое отражение в собственном релятивизме Эйнштейна.
Блуждающая жизнь
Вскоре после рукоположения в католические священники в 1572 году молодой Бруно был заподозрен в ереси из-за своих неортодоксальных взглядов и был отправлен обратно в доминиканский монастырь в Неаполе, где он начал свои богословские исследования в качестве священника. подросток. Находясь там, он продолжал читать и свободно обсуждать запрещенные произведения и идеи, такие как работы неверного Эразма и те, что приписывались таинственному египетскому мудрецу Гермесу Трисмагисту, многие из которых, казалось, противоречили божественности Христа. По этой причине Бруно был, вероятно, самым начитанным человеком своего поколения. В январе 1576 года против него был подготовлен суд за ересь, но вместо того, чтобы столкнуться с неопределенными последствиями, он бежал в Рим. Был начат второй процесс отлучения, и в апреле 1576 года он отказался от доминиканского ордена и начал скитальческую жизнь.
Католическая церковь отлучила Бруно от церкви, поэтому он обратился в кальванизм. После публикации листовки с критикой некоего профессора-кальваниста Бруно был арестован и снова отлучен от церкви кальванистами. После долгой реабилитации и ретракции ему разрешили покинуть Женеву. Затем он переехал во Францию, где нашел благосклонность и терпимость короля Наварры, наследника французского престола. Вскоре он стал королевским лектором.
Несколько лет спустя он переехал в Лондон, где более двух лет (27 месяцев) гостил у французского посла в Лондоне. Но после критики педантичных аристотелевских взглядов профессоров Оксфорда, угощения их блестящей теорией и доказательствами Коперника, он был изгнан из города, а вскоре и вовсе из Англии.
Бруно переехал в Германию и стал лютеранином. Но снова он критически относился к некоторым лютеранским доктринам, и лютеране тут же отлучили его от церкви в третий раз. Мир Европы 16 века просто не был готов к свободомыслию Бруно.
Хотя идеи и наблюдения Бруно были высмеяны Галилеем (1564-1642) и остальной образованной Европой как дикими и недоказуемыми, католическая церковь не смеялась. Пятьюдесятью годами ранее Коперник очень скромно относился к своей гелиоцентрической (солнцецентричной) теории космоса, так и не опубликовав свой «De Revolutionibus», опасаясь репрессий со стороны контролирующей мысли церкви. Бруно, с другой стороны, был свободным каноником, так как он публично и громко утверждал систему планет, выдвинутую Коперником. Космические и философские идеи Бруно не только странным образом развлекали аристократов Европы, но и предлагали философский клин между ними и длинной, драконовской рукой церкви.
Связь с Шекспиром
Другим, кто, возможно, был заинтригован идеями Бруно, был Уильям Шекспир. Такие ученые, как Фрэнсис Йейтс, отмечают, что шекспировский «Потерянный труд любви» был отголоском представлений Бруно о романтической любви, относительно новой и социально опасной идеи в то время. Указано, что великая речь Бероуна о любви была основана на «Spaccio della bestia trionfante» Бруно, в котором боги восхваляют любовь. Тот факт, что место действия пьесы — французский двор короля Наварры, рассматривается как существенное доказательство этой связи Бероуна и Бруно.
«Темы, персонажи и ситуации в «Il candelaio» (Бруно) наиболее разнообразны, и, по словам Спампанато, произведение оказало значительное влияние на таких писателей, как Мольер и Шекспир… Биограф Бруно также утверждает, что такие шекспировские пьесы, как «Труды любви» «Потерянный», «Как вам это понравится», «Цимбелин», «Король Лир», «Макбет», «Жизнь и смерть короля Ричарда II» и «Гамлет» «кажется, чем-то напоминают нам характеры, сцены, речи и идеи Il candelaio [считается одним из самые блестящие и оригинальные комедии эпохи Возрождения] и Dialoghi metafisici e мораль. — Артур Д. Имерти, редактор/переводчик книги Бруно «Изгнание победоносного зверя» (Университет Небраски, Bison Books).
К этому, я думаю, можно добавить или предположить, что на «Ромео и Джульетту» сильное влияние оказала сильная романтическая сторона Бруно. Идея превосходства интеллектуальной любви над физической любовью была визитной карточкой Бруно. Слово «Рим» в «Ромео», я думаю, относится к Италии, откуда был родом Бруно. Шекспир, возможно, выбрал имя «romeO» как ссылку на brunO. Выбор Шекспиром имени «Джульетта» (ju), возможно, намекал на огромное восхищение Бруно еврейской ученостью и мудростью, что в те дни само по себе было святотатством.
Многие историки считают, что «Бесплодные усилия любви», вероятно, были первой из пьес Шекспира, поставленных для лондонской сцены. Это не праздное совпадение. Действительно, когда впечатлительный юный Шекспир приехал в Лондон из своего родного города Страттон-на-Эйвоне, Бруно уже более двух лет жил там в качестве гостя французского посла в Англии. Он, безусловно, был самым противоречивым философом в Лондоне того времени. Романтическая философия и сочинения Бруно, которые были «в моде» в Лондоне, почти наверняка вдохновили Шекспира на написание его первой пьесы; это определенно не была какая-то аристократическая шлюха, как это было бы показано в одном голливудском фильме.
«Правда заключалась в том, что городские власти пытались поддерживать средневековые стандарты в городе, который уже не был средневековым по духу. Развился новый дух любопытства, интеллектуальное брожение, которое сделало прежний идеал слепого послушания практически невозможным. Лондон больше не жил в относительной изоляции, но начал ощущать все влияние Европы эпохи Возрождения. Прежде всего, он почувствовал дуновение новых ветров из Италии». Лондонский Шекспир, Марчетт Чут (1957).
Хотя автор этого пассажа не упоминает имени Бруно, не было более великого философского ума, посещавшего английское общество в то время и вторгавшегося в него, чем Джордано Бруно. Современные ученые часто задаются вопросом, откуда Шекспир получил свои передовые идеи и глубокое понимание человеческого разума. Возможно, им нужно смотреть, как предполагает следующее, не дальше Джордано Бруно, чьи собственные идеи и философия опережали свое время практически на сотни лет. Это была основная свобода и достоинство человека, которые Бруно представлял себе и вдохновлял, свобода, которая должна была открыть и открыть дверь к восприятию для Уильяма Шекспира. Это было, как напомнил Бруно своим наставникам за мгновение до казни, началом конца интеллектуального рабства, началом конца притязаний церкви на непогрешимость, по крайней мере, в космических вопросах. Основные философские постулаты, воплощенные двести лет спустя в американскую Конституцию, особенно те, которые касаются определенных неотъемлемых, неотъемлемых прав и свобод личности, на самом деле являются воплощением весьма еретических идей Бруно.
Придется совершенно по-новому подойти к проблеме Бруно и Шекспира. Проблема уходит очень глубоко и должна включать в себя изучение, по отношению к Бруно, глубокой озабоченности Шекспира значимым языком, языком, который «схватывает голоса богов» — используя одно из чудесных выражений Бруно — в отличие от педантизма или пустого употребления. языка. Воображение Шекспира полно волшебства, которое часто кажется средством для творческих решений мировых проблем. Разве не Шекспир создал Просперо, бессмертный портрет благодетельного Мага, устанавливающего идеальное государство? Насколько шекспировское представление о роли мага обязано переформулировке Бруно этой роли в связи с бедствиями того времени?» Джордано Бруно и герметическая традиция, Фрэнсис А. Йейтс, Univ. Чикаго Пресс)
Основная причина, по которой Шекспир преуспел в своей профессии драматурга, заключается в том, что он также почти 20 лет был актером на лондонской сцене. Это позволило ему напрямую связаться со своей аудиторией. Он знал из первых рук, что работает, а что нет. Он знал все последние фразы, сплетни, веяния, новости и события, относящиеся к его городу и публике; действительно, как драматург, он был значительным их вдохновителем и интерпретатором.
«Даже с помощью старого способа письма, с механическим ударением и обильным использованием рифмы, елизаветинскому актеру было нелегко запомнить свою роль. Использовалась отчетная система, и два дня подряд не давали игр. Актер каждый вечер играл новую роль, и у него не было возможности привыкнуть к удобной рутине, пока реплики стали для него второй натурой». Шекспир Лондонский, Марчетт Шут (1957).
Среди талантов Бруно была потрясающая память. Действительно, он был всемирно известен благодаря этому и опубликованным методам по этому вопросу. Его опыт в этой области был причиной того, что его вызвали ко французскому двору, а также причиной, по которой его заманили обратно в Италию в 1592 году (чтобы научить дворянина этим методам), где его могли арестовать и судить за ересь.
Как мог подающий надежды Шекспир не быть глубоко тронут передовыми идеями Бруно об этике, науке и космосе, его смелой философией о свободе мысли и примате человеческого интеллекта, его призывом к разделению философии и религии? и за взаимную терпимость между религиями? Короче говоря, идеи Бруно были такими. И они все еще есть; на самом деле, мы сегодня находимся в разгаре брунеровской эпохи. Бруно был первым СВОБОДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. Хотя современная западная культура, кажется, этого не знает, она полностью приняла этическое, философское и романтическое наследие Бруно. Ученые, с другой стороны, так же быстро пропустили бы его, хотя он в самом прямом смысле является Отцом (современной) Вселенной, что он был первым, кто связно и правильно постулировал.
Наука без магии
Поскольку методы и идеи Бруно часто считались «магическими» по своей природе, современная наука находит причины отвергать Бруно. Но наука еще даже не была полностью развита! Чего ученые не могут понять, так это того, что «магия», как ее понимали во времена Бруно, не была разновидностью магии братьев Гримм или Уолта Диснея. Эльфы и феи тут ни при чем! Магия была интеллектуальной традицией и философией тысячелетней давности, основным принципом которой было то, что разум человека сам по себе является активным двигателем творческой мысли и открытий.
Сходство между магией и наукой поразительно. Оба предполагают, что люди могут понять вселенную, в которой они живут, что является целью обоих. Оба считают, что природа действует в виде упорядоченной последовательности известных событий, событий, которые можно понять и, таким образом, использовать для получения желаемых результатов. Церковь возражала против обеих процедур, поскольку только через Церковь человек мог понимать, умолять или иметь общение с природой и Всевышним. Если бы человек мог сделать это самостоятельно путем самостоятельного изучения и исследования, то это подорвало бы монопольный политический и нравственный авторитет Церкви, что, конечно, было недопустимо.
Идея о том, что природу можно понять путем систематических исследований и экспериментов, была вкладом магии в науку, как она развивалась позже. Алхимия представляла собой не что иное, как систематические эксперименты, целью которых было производство золота из меньших металлов. Тот факт, что алхимики так и не нашли способ превратить свинец в золото, не означает, что они не практиковали раннюю форму химии; это означает только то, что алхимики не смогли перестроить протоны и электроны свинца, чтобы получить золото. Физики сегодня все еще не могут этого сделать.
Все философии либо монистические, либо дуалистические. Монисты, как и современные ученые, считают, что материальный мир — единственный мир, — отсюда и материалисты. Дуалисты верят в бинарную вселенную, в то, что помимо материального мира существует духовный мир. Слово «наука» происходит от индоевропейского корня, означающего «разрезать» или «отделять». Тот же корень привел к слову «дерьмо», что означает отделять живую плоть от неживых отходов. Один и тот же корень дал нам «косу», «ножницы» и «раскол», имеющие очевидную связь с понятием разделения. «НАУКА!» (слово!) Бруно очень хотел отделить религию от философии; ах, но у Церкви в Риме их не было… пока!
Бруно Неизвестный
Так почему же наука проигнорировала вклад Бруно? Почему трудно (или невозможно) найти больше нескольких поверхностных строк о Бруно в любом астрономическом тексте? Почему почти невозможно найти хоть одну книгу об одном из самых очаровательных персонажей в истории в Нью-Йоркской публичной библиотеке? Может быть, это потому, что Бруно пришел к своим откровениям через века, имея лишь глаза и мозг (увы!).
Может быть, это из-за какого-то негласного научного постулата, который гласит, что космологические открытия такого масштаба должны делаться постепенно, путем кропотливых и сложных технических процедур и доказательств, а не целостно реализовываться одним человеком чуть ли не за одну ночь! Может быть, Бруно настолько опередил свое время, что мир просто забыл о нем.
Возможно, цивилизация и в порядке вещей маргинализировать и забыть об источнике своих идей и ценностей, но недосмотр оставил в нашем мире дыру настолько большую, что продвинутое внеземное агентство могло бы прогнать через нее комету. И сделал!
Бруно дал нам моральное и этическое право воздерживаться от нелогичной и во многом произвольной педантичности религиозного авторитета и проложил путь к эпохе романтизма с его расширенными представлениями о любви. Он открыл вселенную для логического рассмотрения, вселенную, которую мы все еще пытаемся догнать. Перводвигатель и тяжеловес новой эпохи, Века Разума, именно Бруно первым придумал фразу «Libertas philosophica» (философская свобода).