Характеристика Вольги Святославовича. Происхождение и описание образа :: SYL.ru
Краткое содержание произведения
Вольга Святославович в былине отправился в поход со своими молодцами для того, чтобы собрать дань с людей, проживающих в трех городах. Услышали они стук сошки и устремились к ней, чтобы понять, откуда идет звучание. Ехал Вольга Святославович долго со своей дружиной и наконец достиг своей цели. Видит он: стоит перед ним молодец, крестьянин, одет он в бархатное одеяние, а в руках сошка. Молодой человек описан во всей своей красе. Увидев Вольгу Святославовича, молодец интересуется, куда направляется дружина. Князь отвечает ему, на что получает предупреждение. В городах, куда они собрались, проживают разбойники, поэтому Вольге Святославовичу с добрыми молодцами следует быть внимательнее и аккуратнее. После этого князь решает взять пахаря с собой. Он соглашается. Скачут молодые люди на своих конях, но вскоре крестьянин вспомнинает, что он забыл бросить сошку за куст, оставив ее на том же месте. Послал князь свою дружину для того, чтобы они выполнили поручение, но им не хватило сил. В итоге оратай возвращается, с легкостью вынув сошку из земли, бросает ее за ракитовый куст. Удивленный могуществом молодца, былинный герой Вольга Святославович интересуется, как зовут пахаря. Он отвечает, что Микула Селянинович. Приехав в город, мужики узнают Микулу. Они извиняются перед ним и перед Вольгой Святославовичем. Увидев, как здесь уважают Микулу, князь дарует ему три города.
«Илья Муромец и Соловей разбойник»
Богатырь Илья Муромец один из самых популярных и любимых народов героев русских былин. Повествование о борьбе Ильи Муромца с коварным Соловьем разбойником считается наиболее древней былиной из Киевского цикла.
Прототипами Соловья разбойника стали люди, которые совершали регулярные грабежи и прятались в дремучих лесах на всей территории Руси.В начале былины мы знакомимся с главным героем богатырем Ильей, который отправляется в столицу на службу князю Владимиру.
На пути в Киев, Илья Муромец помог черниговскому полку разбить вражеское войско печенегов. В знак благодарности, воевода предупредил доброго молодца о том, что в лесах, через которые ему предстоит пройти, живет Соловей, обладающий магической силой от его пения вянут деревья и цветы и умираю люди.
Однако опасность не напугала Илью, наоборот, он поспешил на встречу с Соловьем разбойником, чтобы обезвредить его и тем самым спасти жизни своим соотечественникам. Не успел молодец выйти на дорогу, как услышал зловещее пение Соловья.
Долго не раздумывая, он достал свой лук и единственным выстрелом сразил противника. Раненую птицу он забрал с собой, чтобы показать князю Владимиру, что опасность для народа Руси миновала. Однако царь не поверил в то, что обычный соловей может настолько вредить людям.
В знак доказательства, Илья просил Соловья спеть свою песню. От раздавшихся звуков, все присутствующие в княжеском дворце начали убегать, а сам князь укрылся шкурой, чтобы не слышать пение птицы. После этого, Илья Муромец отрубил голову коварной птице, тем самым освободив людей от мучителя.
Главные герои былины
Главные герои былины «Вольга и Микула Селянинович» — князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович. Оба персонажа описаны величественными молодцами. Несмотря на то, что крестьяне были одеты достаточно просто, Микула Селянинович представлен в прекрасном бархатном одеянии, в пуховом головном уборе и в ярких сапогах на каблуках. При описании используется народный язык, что добавляет выразительность произведению. Такой простой бытовой предмет, как сошка, описывается с помощью различных выразительных средств, множества эпитетов и метафор, благодаря чему образ сохи раскрывается наиболее подробно. Использован приём контраста, антитезы при описании образов Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича. Деятельность пахаря и его труд возвышается над воинским занятием Вольги Святославовича. Также сказитель употребляет такой прием, как гипербола — преувеличение, во время описания силы Микулы, что свойственно жанру русской былины. Целая дружина не справилась с трудом, который Микула Селянинович выполняет ежедневно и с легкостью. Отношение к крестьянину уважительное, это выражается также при помощи использования уменьшительно-ласкательнх прилагательных. Но тем не менее стоит отметить, что характеристике Вольги Святославовича сказитель уделяет меньшее внимание.
Герои и язык былинных эпосов
Главными персонажами русских былин являются отважные богатыри, которые смело вступают в неравную борьбу с противником. Некоторые герои былин представляют собой полу мифологических персонажей Михайло Потык, Святогор и Волхв Вячеславович.
В более поздний период сменой таким богатырям стали более реальные персонажи Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович. Ратные подвиги этих героев были направлены на защиту государства, князя и всего славянского люда.
Мир Руси в былинах солнечный и наполненный яркими красками, однако с появлением негативных героев, вдруг надвигаются грозы и туманы, символизирующие опасность.
Выразительные средства для описания образов героев
Сказитель использует множество выразительных средств для описания образов Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича. Колорита произведению добавляет употребление народных слов и выражений. Большое количество эпитетов и метафор при описании образов пахаря и Вольги Святославовича представляют читателю наиболее подробно внешность и характер главных героев.
Происхождение образа Вольги Святославовича
Герой Вольга Святославович — реальный исторический персонаж, который сущестовал во времена Киевской Руси. Он представляет собой князя Киевской Руси Олега Святославовича. Его дедом был сам Ярослав Мудрый, а Владимир Мономах был двоюродным братом князя. Олег Святославович родился в 1073 году и был четвертым по счету ребенком Святослава Ярославича. Его образ также упоминается в произведении «Слово о полку Игореве».
Характеристика одного из главных героев — Вольги Святославовича
Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину. Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека. Он является типичным героем фольклорных произведений.
Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович»
Несомненно, князя поразило и одеяние богатыря. Самый обычный пахарь выглядит богато. У него шикарные кудри, которые народ сравнивает с жемчугом. Глаза богатыря словно соколиные. Как известно, сокол — птица, которая обладает отличным зрением и силой. Брови Микулы черные, будто соболиные. Читатель сразу представляет себе серьезного и сильного мужа.
Одежда пошита из дорогих тканей. К примеру, кафтан выполнен из дорогого и шикарного материала — черного бархата. Не каждый богач мог себе это позволить. Но ведь богатырь и не может быть одет иначе. Сапоги у него на каблуке, что считалось очень модным и престижным в то время. Материал, из которого они выполнены — сафьян. Это очень качественная и дорогостоящая вещь. Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины является очень важной в описании образа данного героя. Неспроста он так красив и шикарен: народ представляет богатыря идеальным во всех планах.
Одежда Вольги Святославовича
Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия. В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое. Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.
«Вольга и Микула Селянинович»
Главный герой былины Вольга Святославович, богатырь который желает обладать могущественной силой и мудростью. Вольга собрал войско из тридцати богатырей и двинулся в путь на стольный град. По дороге, молодец и его армия слышали звуки сохи, однако в течение трех дней никак не могли добраться до самого пахаря.
Когда они наконец-то встретили крестьянина, тот спросил у молодцев, куда они направляются. Вольга ответил, что идет за налогами, которые должны платить жители городов, подаренных ему самим князем. Пахарь предупредил Вольгу, что в этих городах проживают разбойники: однажды он сам чуть не стал их жертвой, но сумел отбиться от них.
Молодец решил, что пахарь понадобится ему, если надо будет сражаться с разбойниками и приглашает его в свою рать. Как оказалось, крестьянин был знаменитым богатырем, который уже давно прославился в героических сражениях, а звали его Микула Селянинович.
И Микулой Селяниновичем – один из трёх старших богатырей русских былин . Некоторые считают, что имя Вольга происходит от имени исторического князя Олега . Возможно, что блестящие победы Олега казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа этого князя, слывшего при жизни «вещим», т. е. чародеем, вырос сказочно-богатырский образ.
Вольга происхождения чудесного – сын княжны и Змея Горыныча . Вольга – сам князь, имеющий дружину , и в то же время волшебник-оборотень. Его «хитрость-мудрость» заключается в умении «оборачиваться» в разных зверей (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку).
Он – необыкновенно сильный богатырь. Когда Вольга родился,
Подрожала мать сыра-земля, Сине-море всколебалося.
С раннего детства Вольга обучился разным «хитростям-мудростям». Научился он понимать звериный и птичий язык, научился сам оборачиваться (превращаться) в зверей, птиц и рыб;
Щукой-рыбой ходить в глубоких морях, Птицей-соколом летать под облака, Серым волком рыскать во чистых полях.
Благодаря этой способности оборачиваться и, когда нужно, оборачивать и свою дружину, Вольга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Вольга Святославич задумал «воевать турецкое царство». Оборотившись «малой пташкой», перелетел он «окиан-море», прилетел к двору султана турецкого и, сидя на окошке, подслушал разговор султана с женой о том, что собирается султан «воевать землю русскую». Но жена султана почувствовала, что «малая пташка», сидящая на подоконнике, не кто иной, как сам князь Вольга Святославич, и сказала об этом своему мужу.
Тогда птичка-Вольга вспорхнула и тут же оборотилась горностаем, который пробрался в те палаты, где хранилось все оружие турецкого войска. И начал тут Вольга-горностай надкусывать все тетивы турецких луков. Он их не перегрызал, а только надкусывал незаметно, для того, чтобы, когда турки натянут стрелой тетивы, готовясь стрелять, все их «тетивочки шелковые разом бы полопались».
Вольга и султанова жена. Мультфильм
Перелетев затем благополучно птичкой «окиан-море», Вольга собрал свою «дружинушку хоробрую», оборотил ее всю в щук и таким образом переплыл с дружиной «окиан-море». Подступила дружина – уже в человеческом образе – к граду турецкому, но оказалось, что окружен град крепкой несокрушимой стеной, а ворота «узорчатые» крепко-накрепко заперты.
Тогда Вольга опять прибег к волшебству. Оборотил он всю дружину свою в «муращиков» (муравьев), которые пролезли сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной оборотились вновь в сильную дружину и бросились на врагов. Схватили турки свои луки, стрелы, натянули «тетивочки шелковые», – все тетивочки разом полопались, – и завоевал Вольга все царство турецкое.
В одной былине Вольга, так же,
Характеристика Микулы Селяниновича изучается в рамках программы по литературе в седьмом классе. Именно в этот период ребята знакомятся с былинным жанром. Подробнее об этом богатыре узнаем далее.
образ Микулы Селяниновича дошел до наших дней
ФОТО : А.П. Рябушкин; 1895 г. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» / общественное достояние
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – эта легендарная троица знакома каждому. Но далеко не все знают, что на Руси были и другие богатыри. Малоизвестным, но очень важным считается пахарь-богатырь Микула Селянинович. Его родила сама Земля, он ее возделывает, а она его защищает. Главный дар Микулы – огромная сила. Когда богатырь Святогор не может взять суму, в которой заключена «тягость земная», именно Микула с легкостью поднимает ее одной рукой. Где можно встретить этот символ крестьянской мощи и почему его ассоциируют с Николаем Чудотворцем – выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Образ пахаря-исполина Микулы Селяниновича – один из самых монументальных и загадочных в русском эпосе. До нас дошли лишь две былины. Согласно одной из них, Микула встречается со своим братом Святогором фантастическим богатырем с непомерной силой и просит его поднять упавшую на землю сумку. Свою недюжинную силу Микула Селянинович показывает и в другой былине о встрече с князем Вольгой Святославичем.
«Вольга отправляется собирать дань в тех трех городах, которые ему пожаловали. И он едет со своей дружиной собирать дань и слышит, как пахарь пашет землю и насвистывает. И он пытается доехать до этого пахаря. И доезжает только через три дня — вот это былинное непомерное время. Таким образом декларируется, что свист такой, что за три дня слышно», – рассказала фольклорист Варвара Добровольская.
Согласно былине пахарь Микула вместе со своей лошадью шел по полю быстрее, чем дружина на конях, пущенных рысью. Соху земледельца воины поднять не смогли, а сам он легко выдернул ее из земли. Микула типичных богатырских подвигов не совершает. Зато считается олицетворением всего крестьянского рода. Его очень любит Земля-матушка – он ее обрабатывает, а она его кормит. Поэтому биться с Микулой нельзя – его защищает сама природа.
В репертуаре оркестра «Гусляры России» есть и современные, и народные песни. Но самое близкое и понятное для души русского человека – исполнение под гусли былин. Песня о богатыре Микуле – первый такой опыт для артистов.
«Было очень интересно поучаствовать в процессе создания. Поскольку у меня очень большой опыт работы в различных жанрах, связанных с гуслями – это и фольклор, и духовные стихи. На этом опыте уже было легко создать стиль, направление былины к готовому тексту. И мой коллега Дмитрий меня с удовольствием поддержал. Это буквально все писалось на коленке, 20-30 минут запомнить текст, и вот родился шедевр», – говорит солистка оркестра «Гусляры России» Ольга Алексеева.
Былинный сюжет лег в основу полотна Николая Рериха.
А вот в Москве в Третьяковке хранится керамический камин, посвященный Микуле. Встречу землепашца с воином Вольгой изобразил Михаил Врубель. С одной стороны, Микула в цветной рубахе, его плуг и яркое солнце, с другой – рельефная кольчуга, узорчатый плащ и булава Вольги. Красота, да и только! По замыслу Врубеля солнце над головой пахаря не только украшает панно, но и подчеркивает его преимущество перед князем. Кстати, некоторые исследователи русских былин считают, что почитание Микулы можно объяснить сходством с Николаем Чудотворцем. Их обоих почитают в мае, по народному календарю – в день матери, святой земли.
Автор : Екатерина МакароваГеография : РОССИЯ
Теги : СКАЗКА
Волга Святославич: характеристика гамба
Волга Святославич — акакурумбира паакаита гамба, изво звайратидза звиноитва звосе дзакаитика уе чиньякаре ванху. Особенность незвонху ндечокути, маэрерано ненгано, акакваниса кунцвизиса мутауро мхука нешири, уево рокучинджа купинда мхука. Ин сайнзи, пане маонеро кути, ири пачисо чимиро унобатанидзва звинху звиноверенгека-чайхво хурипо мачинда йекаре.
Маонеро незвемавамбо
Пане маонеро акаванда ари историография памусоро кути Волга Святославич. Vamwe vatsvakurudzi kuona mairi mufananidzo zvaiva chinyakare mararamiro. Иво ванотаура звинотевера зваронгва пфунгва дзири эпосы: цанангуро немхэни пакузварва кваке, уйево ренгано чоквади кути, маерерано ненгано баба ваке айва нёка.
Mamwe masayendisiti ona mariri Zvisaririra necheSalvic ezvitendero yekare uye zvitendero zvechihedheni. Zvisinei, dzimwe vanyori kuronda vatambi vari zvechokwadi zvenhoroondo midzi. Somuenzaniso, pane imwe shanduro kuti Волга Святославич айва кумумвури памусоро Полоцк мучинда Всеслав. Pane maonero kuti chimiro inoratidza zviri inonyatsozivikanwa Вещего Олега, uyo, maererano nengano, akaurayiwa nenyoka nokuruma, ndedzipi kufanana ne nhoroondo iyi naka hunhu.
Пакубереква
Зита гамба ири вакакодзера имве ньяя шома, окутанга уноцаурирва пакузварва кваке. Sezvataurwa pamusoro apa, kwayakatangira iri yakafukidzwa dzakasiyana siyana rengano akaturikidzana. Panguva yaakaberekwa, maererano nengano, kutinhira kukavapo, moto wemheni ukarova, uye mhuka dzose vakatya. Сэзво вакаванда звимве русские чеварвере Нгано, Волга Святославич акакура неванху кусветука уйе миганху, нокукурумидза кувана симба. Akakurumidza vakadzidza kuverenga nokunyora uye kunzwisisa mutauro mhuka. В шандуро ийи кваакатангира изивисве васисанетви вечихедхэни тотемный мифананидзо ячо славян йекаре памусоро укама квэванху уе мхука.
хондо
Волга Святославич, якакура вакайерисва дзаке ачиенда мхири квемакунгва ньика яве имве йензвимбо дзине мукурумбира зваво магамба былины екаре. Кусияна немамве мавара ндечокути яанозадзиса кукунда хаана симба паньяма, куфанана немамве магамба, уе маномано, масирипити нуройи. Izvi zvinoratidzwa basa rwakazvitsaurira kuna rutsigiro rwake kuIndia.
Маерерано ненгано, ари кувана кукупфура акатума курва чикафу мучето. The isingazivikanwi munyori anonyora, anochinja ndokuita bere, rukodzi, kuwana vanhu vake dzinodya zvokudya. Pamberi kukombwa, maererano ngano, zvinoitika varwi vakapinda masvosve, uye kubatwa wakakombwa kamwe zvakare anodzoka kwavari chiso chomunhu. Pashure pokukunda, iye akaroora mukadzi mutongi vakafa, uye vanhu vake kutora vakadzi veko.
нхорондо звиконзеро
Масайендисити акаванда кувана йечиитико ичи чимве мусияно унокоша пакати нхорондо хунху ньяя чиньякаре памусоро Рыцари осе. Chokwadi ndechokuti kazhinji paakaita musoja Russian kare havana kugara munzvimbo uye akaramba kufamba munyika Russian, ichivadzivirira pavavengi vavo. Chokwadi chokuti гамба васара akakunda гута, achibvumira vanyori vakawanda vanoti kuti ngano iyi Zvisaririra kwemahofisi kure uye noruvengo pakati pamarudzi nguva apo vakundi vakagara yakakunda mundima, uye vakaroora vakadzi veko.
Учисангана Микула Селянинович
Куратидзва вакаванда звекаре звири муна нгано ири гамба иноти пфуписо яво. Волга Святославич kwete chete anofamba mhiri kwemakungwa ndima, asiwo anofamba akapoteredza nyika русский. Mune imwe nyaya rinotaura pamusoro sei apinda gavhuna maguta matatu, uko akaronga kuunganidza mutero. Акаунганидза кукупфура яке, акарова мугвагва. Он мунзира акасангана мурими мудики Мурими уйо курима кува ньика.
Чигадзирва ринопа цанангудзо якареба кубва гамба итва ийи, ири нёре мурими мудики мукомана Микула звааикваниса чете руоко вачасимудза ринорема гейджо, вакаконива кудхонза кубва муфоро кана дружинники кана Волга. Maererano nyaya, главный герой акапа Микула му баса гута пашуре rwakadzorerwa hurongwa kuunganidzwa mutero. Chokwadi ndechokuti vateresi vasati kushungurudzwa masimba avo nekunhonga mari yakawanda kupfuura aifanira.
нхорондо чаизвоиво
Чикуру Пфунгва Эпос «Волга Святославич» ндечокути хаангогумири мучиуто дзезванкаитва варви, асиво нёре мурими мудики баса, уево звидзидзо славян екаре. Zvakaedza yokuIndia pamushandirapamwe wokuvhima inoratidza Somuenzaniso, sezvo mukuru basa vanhu. Nepo dzimwe mabasa kwakadai basa akaratidzwa ari machinda kunonakidza uye avo слуги, pane zvinoratidzwa kuti sango hove kupa vanhu zvokurarama nazvo. Мифананидзо акаратидза нгува апо ванху вачири гавана кузива звокурима кана ранчо, уйе акатунгамирира кажинджи присваивая упфуми. Saka, zviri tichiregeredza mugodhi dzinofambiswa kukupfura hunhu mushandirapamwe.
Zvazvakaita nengano vatorwa
Chechipiri, vaongorori anobvumwa, zvishoma munhoroondo, sezvo pachimuka nemagariro akaturikidzana akawanda Somuenzaniso, mabasa vavariro Alexander Mukuru, uyo akaita rwendo kuenda kuIndia. Uyezve, pane vakawanda anotaura nengano mamwe marudzi Eastern. Вакати, пакутанга, муне нгува нгано чокуита кутендеука цика квемхука. Zvisinei, pane bhuku kune paakaita chiitiko nhoroondo yekare Russian, tiri kutaura pamusoro chirongwa Вещего Олега Византия. Мучинда ую акавака звикепе мавхири кубата хондо. Волга акарваво мазано акасияна-сияна кути аване кубатва квегута.
Новгород мидзи
Няя гамба рачо мусангано Микулов, сезватаурва ненянзви дзакаванда, ндийо акарондедзера звири Новгород. Изви runoratidzwa rondedzero hunhu kuti afanane kuchamhembe dzenyika. Munzvimbo idzi, pasi rakanga rakaoma chaizvo yokurima, zvakaita kuva mabwe, sezvazvakanyorwa muna yakakura. Мукуведзера, звинобиква акати муню уйе нзунгу, изво, маэрерано вамве ваньори, нокути кути Новгород, кува незвижинжи пачаке муню, звисиней, кутенга кубва дзомутенгеси немец, нокути яаканга аибхадхара мутеро мукуру. Изви риноцанангура незвонёреса цвета мутереси. Уево ари якакура ванотаурва Ореховец гута умо ваньори вакаванда вануна незве йекаре кутатунди нзунгу.
Chimwe dzinonakidza pfungwa kuti vanyori vanoti pazvinhu yakakura ichi — ndicho sei ukama vakaratidza unhu nokungoti murimi мудики. Mikula zvakajeka kupfuura Volga wake simba uye agility. хачи аке айва мабхиза макасимба Волга нокукурумидза уйе. Vanyori kuona anotaura nguva kure apo Norman отряды uye veko necheSalvic yevanhu asatenderwe mumwe.
Особенности
Эпопея, ваказвитсаурира куна хунху ичи, кусиянисва чоквади кути сей вакаванда звекаре звинху кури муна Русский муванху йекаре. Сака, нэнзира куда вакаванда цика дзечиньякаре Волга Святославич. Мультфильм, снятый муна 2010, zvisinei, haisi akaratidza wekare motifs hunhu nemabasa aya. Asi ngano zvakaratidza kuchinja nguva paumbwe yekare русский mamiriro kuchengetedza zvinhu zviri munharaunda ino, asi pamwe kwaita enyika simba yavabati. Изви звакасияна кубва чиньякаре дзечембере паакаита кути дзиноратидза хунотовапо эванху маронгерво. Asi hapana izvi zvinhu hazvisi vakaratidza katuni «Волга Святославич», iro akapfurwa ari manyorero ano pasina kufungisisa enhoroondo chaizvo.
Былинный богатырь Волга Святославович. Биография и сюжет
В час его рождения задрожала земля и заволновалось синее море; звери все разбежались: олени и туры попрятались в лесной чаще, лисы и зайцы полезли в свои норы, волки, медведи сгрудились в еловых лесах, птицы поднялись высоко в небо, рыбы ушли в морскую пучину: все почувствовали, что грянула гроза: родился могучий богатырь.
Волга растет как на дрожжах; громко, как гром, говорит своей молодой матери Марии Всеславьевне такие речи:
— Императрица-мать! Не пеленайте меня в дорогие пеленки, не надевайте на меня пояса шелковые — запеленайте меня в крепкие булатные доспехи, наденьте на мою буйную голову золотой шлем, вложите мне в руки тяжелую свинцовую палку, весом в триста пудов!
В двенадцатилетнем возрасте Волга стал собирать себе дружину: за три года пришли к нему добрые молодцы, пришли они и с юга, и с севера, и с востока и с запада: было семь тысяч дружин, всего смелые и сильные ребята.
И пошел Волга со свитой в чистое поле, чтобы добыть себе славу и богатство.
— Мой храбрый друг! Волга говорит. — Мотайте шелковые веревки, расставляйте силки на сырой земле, ловите куниц и лисиц, диких зверей и черных соболей.
Дружина повиновалась: веревки плели, силки ставили; Три дня и три ночи провели на работе добрые молодцы: только ни одно животное не поймано, как будто нарочно, — дружина вернулась на Волгу ни с чем.
Тогда Волга превратилась в могучего льва, побежала в леса, всех зверей поймала, дружину по-царски накормила, черного соболя нарядила в шубы.
Во второй раз Волга посылает добрых молодцов:
— Мой храбрый друг! Наматывайте шелковые веревки, расставляйте силки на ветках деревьев: ловите гусей, лебедей, ловите соколов, мелких птиц!
Волга превратилась в хищную птицу, взметнувшуюся стрелой в небо; Я ловил каждую птицу, приносил в свой отряд.
Волга в третий раз говорит:
— Мой храбрый друг! Бери стальные топоры, строй крепкий дубовый корабль, забрасывай в море шелковые сети, лови всякую рыбу: и лосося, и сига, и мелких щук, и плотву, и дорогих осетров.
Рыцари провели в море три дня и три ночи; Мы даже не поймали ни одной рыбки! Не знают, как показать себя Волге. Волга видит, что дела плохи, ему придется идти за добычей самому. Он превратился в рыбу-щуку, опустился на морское дно, ловил всякую рыбу; накормил своего спутника щедрыми блюдами. Они живут для себя, они живут, они не знают никакой заботы, они не знают.
Однажды по Киеву поползли слухи, что индийский царь собирается идти войной на славный стольный град; грозит взять Киев, разрушить, храмы божьи сжечь.
Волга собрал здесь свою храбрую дружину, отправился в поход на Индийское царство. Они шли день, другой; Волга говорит дружине:
— Далеко, молодцы, собрались мы тут мало, много семь тысяч; нет ли среди вас такого человека, который бы превратился в турне по бухте и сбежал в Индийское царство, узнать, что задумал царь Салтык Ставрульевич?
Воин низко кланяется Волге, как будто трава пригибается ветром к земле, говорят:
— Нет у нас другого такого человека, как ты, Волга Святославич.
Тут Волга превратилась в бухту тур с золотыми рогами и побежала в Индийское царство: первый прыжок сделал — ушел за версту, а со вторым совсем скрылся из виду. Волга тогда превратилась в яркого сокола, прилетела в Индийское царство, села на окно царских палат из белого камня и услышала, как жена царя Салтыка Елена Азвяковна говорит своему мужу:
— Ты, славный царь, идешь войною на святую Русь, но не знаешь, что светлый месяц вознесся на небо, в Киеве родился могучий богатырь, твой сильный враг, Волга Святославич!
Волга улетела из окна; превратился в горностаевого зверя, пробрался в подвалы, подвалы, в высокие башни Индийского царства, перекусил тетивы тугих луков, отломил железо от коленных стрел и закопал в землю, чтобы Салтыку ничего не было бороться с. И снова Волга превратилась в яркого сокола, взмыла высоко в небеса, улетела в чистое поле, где оставила свою храбрую дружину. Волга видит — дружина спит, отдыхает. Разбудил молодцов :
— Садись, мой храбрый воин, сейчас не время спать и высыпаться: пора отправляться в Индийское королевство!
Подошли к крепкой каменной стене индийской столицы: высокие стены и крепкие, железные ворота заперты наглухо медными засовами. Днем и ночью по городу ходит королевская стража. На воротах резная решетка мудрой работы: сквозь решетчатые узоры может пройти только муравей: настолько они тонкие и узкие.
Закружилась дружина Волги:
— Напрасно мы здесь головы сложим: как пройти сквозь эти замысловатые стены в столичный индийский город!
Волга слышит жалобу удалых молодцов, говорит:
— Этому горю можно помочь!
Волга превратилась в муравья и превратила свою дружину в мурашки по коже, и они пробились за городские стены в славное Индийское королевство. Здесь они снова превратились в добрых молодцов на конях, вооруженных кинжалами и копьями. Волга дал им такой приказ:
— Вы ходите по Индийскому царству, вырубите всех злодейских воинов; оставь в живых только семь тысяч рыжих девиц!
— Тебя не бьют, не казнят! — Схватил его за белые руки, ударил о кирпичный пол и поставил на место.
А сам Волга стал царем-государем в Индийском царстве, женился на прекрасной царице Елене Азвяковне, а его дружина женилась на милых красных девицах.
Волга щедро вознаградил своих добрых молодцов: серебро дал, золото; каждому он дал табун лошадей стоимостью в сто тысяч.
Храбрый воин славит своего удалого князя, и по всей Руси идет громкое восхваление подвигов славного богатыря Волги Святославича и его удалых, добрых молодцов.
Волга Святославич (он же Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Главной отличительной чертой Волги является хитрость, умение перевоплощаться и способность понимать язык птиц и зверей.
Рябушкин Андрей Петрович. Волга Всеславьевич. 1895.
Волга (Волх) — один из древнейших персонажей русского фольклора. В нем много архаичного, магического. Миллер придает Волге мифический смысл: по его мнению, она изначально была образом грозовой тучи, на что указывает описанное в былине сотрясение в природе при рождении Волги (гром) и оборотень, то есть постоянная и стремительная перемена в виде облака под действием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «колдун», предполагая, что только тогда оно из имени нарицательного превратилось в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Волге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (весьма спорно) древнеславянского бога охоты Волха.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.Рождение героя
Борис Ольшанский. Волхв Всеславович
Волга — сын змеи и княгини Марфы Всеславьевны, которая чудесным образом зачала его, случайно наступив на змею. Дрожь земли и ужасный страх всего живого в тот момент, когда Волга увидела свет, указывала на него как на олицетворение какой-то стихийной силы. Волга растет как на дрожжах и вскоре становится могущественным богатырем, владеющим не только искусством борьбы с врагами, но и чтением книг и превращением в разных животных.
Эта история хранит древнейшие тотемные представления о животных как предках человека и о возможности рождения великого охотника и колдуна непосредственно от отца-животного.
Иван Билибин. «Волга со своей командой».
Экспедиция в Индийское королевство
Борис Ольшанский. Поход за Волгу
Центральным моментом былины о Волге является его поход в далекое царство: Индийское, земли Турецко-Салтан и др. Он набирает дружину. Чтобы обеспечить ее всем необходимым, он превращается в волка и сокола, кормя ее охотой. Успех похода обусловлен мудростью Волги. Горностаем портит тетивы вражеских луков, волком перегрызает глотки коням и так далее.
Иллюстрация к былине «Волга»: Волга превратилась в рыбу-щуку. 1904
Чтобы отряд преодолел неприступные стены, он превращает их в муравьев, а в стенах города возвращает свой человеческий облик. Победитель женится на жене убитого короля, а его воины женятся на оставшихся в живых местных девушках. Он сам становится королем.
Иллюстрация к былине «Волга»: Царь Салтык Ставрульевич и Царица Азвяковна
Встреча с Микулой Селяниновичем
Иван Билибин.Богатырь Волга и Микула Селаниновиц.
Встреча с замечательным пахарем, превзошедшим Волгу в «хитрости-мудрости». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца Волга встретила пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на мытарей в городе Гурчевце, рвущих втридорога простого крестьянина, и наказал их за жадность с кнут. Увидев в Микуле могучего богатыря, Волга позвала его с собой в дружину для сбора налогов. Отъехав, Микула вспомнил, что забыл плуг в земле. Дважды Волга посылал дружинников вытащить тот плуг, в третий раз он сам и его дружина всего не одолели. Микула одной рукой вытащил этот плуг. Приходя в города Гурчевец и Ореховец, они воевали и собирали налоги.
Волга Святославич и князь Олег
В свое время было принято отождествлять Волгу Святославича с вещим князем Олегом, который княжил после Рюрика. Идентификация основана на сходстве имен, соответствии эпитета Олега «Вещий» (указывающего на его хитрость и мудрость) качествам Волги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Волги в Индию, а в рождении Волги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Волги как совершенно фантастическую.
Иван Билибин.
По Миллеру, воспоминания вещих Олега и Всеслава Полоцких. По словам Воллнера, изначально было две отдельные песни о Волге и Волхе, которые затем были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Волге с «Прогулкой Карла» и таким образом сравнивает саму Волгу с Карлом Великим. Волга также носит имя Буслаевича, которое, по словам Миллера, вместе с известием о его стипендии, было передано ему от Василия Буслаевича Новгородца.
Константин Васильев. Волга
Некоторые исследователи отождествляют Волгу Святославича и князя Олега Святославича Древлянского, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.
И способность понимать язык птиц, рыб и животных.
Отождествление Волги и Волха в фольклоре не принято. Возможно, это разные лики, которые в поздний период существования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имен.
Энциклопедический YouTube
1 / 3
✪ Кто такой Волга Святославич? (МИФ Шоу)
✪ Волх Всеславевич
✪ «Волга и Микула Селяниновичи»
Субтитры
Происхождение образа
В эпическом образе Волха Всеславьевича много архаичных черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей русского фольклора. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ грозовой тучи, на что указывают сотрясения в природе, описанные в былине при рождении Волги (грома) и оборотня, т. е. постоянное и быстрое изменение формы тучи под влияние движения воздуха.
Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «колдун» (путем превращения имени нарицательного в имя собственное).
На основе эпических сведений о Волге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (весьма спорно) древнеславянского бога Волха.
Сторонники «исторической школы» в изучении былин считают, что прототипом былинного Волги был князь Всеслав Полоцкий.
Основные сюжеты
1. Рождение героя
Волга — сын змея и княгини Марфы Всеславьевны, которая чудесным образом зачала его, случайно наступив на змею. Тогда он очень рассердился, но, увидев Марфу Всеславевну, влюбился. Содрогание земли и ужасный страх всех живых существ в тот момент, когда Волга увидел свет, указали на него как на олицетворение какой-то стихийной силы. Волга растет как на дрожжах и вскоре становится могущественным богатырем, владеющим не только искусством борьбы с врагами, но и чтением книг и превращением в разных животных.
В этой истории сохранены древнейшие представления о животных как предках человека и о возможности рождения великого охотника и колдуна непосредственно от животного-отца.
2. Поход в Индийское царство
Центральным моментом былины о Волге является его поход в далекое царство: Индийское, земли турецкого султана Сулеймана и т.д. Он набирает дружину. Чтобы снабдить ее всем необходимым, он обращается к волку и соколу, кормя ее охотой. Успех похода обусловлен мудростью Волги. Горностаем портит тетивы вражеских луков, волком перегрызает глотки коням и так далее. Чтобы отряд смог преодолеть неприступные стены, он превращает их в муравьев, а в стенах города возвращается в свой человеческий облик. Победитель женится на жене убитого короля, а оставшихся в живых местных девушек отдает своим воинам. Он сам становится королем.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.
3. Встреча с Микулой Селяниновичем
Встреча с замечательным пахарем, превзошедшим Волгу в «хитрости-мудрости». Во время сбора налогов с городов Гурчевца и Ореховца Волга познакомилась с пахарем Микулой Селяниновичем. Микула пожаловался на мытарей города Гурчевца, которые втридорога задрали простого человека, и рассказал, как он наказал их за жадность кнутом. Увидев в Микуле могучего богатыря, Волга позвала его с собой в дружину для сбора налогов. Отъехав, Микула вспомнил, что забыл плуг в земле. Дважды Волга посылал дружинников вытащить тот плуг, в третий раз он сам и его дружина всего не одолели. Микула одной рукой вытащил этот плуг. Приходя в города Гурчевец и Ореховец, они воевали и собирали налоги.
Волга Святославичи и князь Олег
В свое время Волгу Святославичей было принято отождествлять с Вещим князем Олегом, который княжил после Рюрика. Идентификация основана на сходстве имен, соответствии эпитета Олега «Вещий» (указывающего на его хитрость и мудрость) качествам Волги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносился с походом Волги в
Волга Святославич (он же Волх Всеславевич) герой-оборотень (колдун) Руси.
Как я уже отмечал в своих двух предыдущих работах, связанных с героями России. А это Алеша Попович — http://aazubov.blogspot.ru/2015/01/blog-post_27.html и Добрыня Никитич — http://aazubov.blogspot.ru/2015/01/blog-post_28.html, что в Русской земле выдающиеся личности назывались богатырями не только за их выдающуюся физическую силу, но и за их умения. Так вот почему я все это сказал, в этом произведении я хочу рассказать о, пожалуй, самом малоизвестном богатыре, князе Волге Святославовиче. Этот герой не отличался сверхъестественной силой ни коварством, ни тактом, но слыл в памяти народа великим чародеем и мастером ядов. Волга тоже знала язык деревьев и зверей и умело управляла своим княжеством, а затем и Турецким ханством.
По легенде Волга родилась в стольном граде, по воле самого Перуна. В каком городе родился богатырь, не указано, однако подробно описано его чудесное зачатие: Мать его Марфа Всеславильна долго ходила молиться в богорощу, где молила сына у идола Перуна. И в конце концов громовержец смилостивился и послал своего любимого слугу Змея на помощь Марфе. Прогуливаясь по саду, Марта случайно наступила на Змея и в ту же ночь забеременела. В некоторых былинах Волга именуется сыном Перуна. Плюс в копилку к этой теории добавляются события, происходившие при рождении Богатыря. Гром сотряс саму землю и был слышен даже в царстве турок-салтана (Индия, возможно, Византия). Так родилась Волга.
Не успел Волге исполниться год, как прибыло царство Турков-Салтанов, гонец потребовал передать Волгу Турецкому хану. Астрологи предсказали могущественному Царю-Башенке гибель от рук Волги в день его рождения. А срок выдачи малыша посол поставил ровно сутки. Марфа и ее муж Святослав целый день прощались с сыном, а потом передали его послу. Посол турка-салтана решил больше не медлить и, чтобы не пачкать рук, подпустил к младенцу гадюку, которую вместе с гонцом тотчас же задушила маленькая Волга. А.Турец — Салтану писали, что гонец вместе с младенцем бросился со скалы. Все это ненадолго успокоило турка-салтана.
За это время, пока Турец был уверен в гибели Волги, он окреп и превратился в доблестного юношу. А когда ему исполнилось шестнадцать, он собрал дружину и, собирая оброк с городов Гурчевец и Ореховец, познакомился с пахарем Микулой Селяниновичем. Который оказался не только пахарем, но и колдуном, обучившим юного принца тонкостям ядов и обратной магии. А когда сам князь смог лично принять обличье различных зверей и стал разбираться в наркотиках, он стал готовить войско для похода на Турецкое царство.
Но для войны с таким могущественным государством, как Турецкая Волга, нужно было укрепляться внутри государства. И в этом ему помогли обольстительные зелья и яды. После того, как князь смог собрать состояние для похода, он объявил войну турецкому хану. Стены были крепкие, тогда князь окутал свою дружину муравьями, а когда все перелезли через стены, вернул им человеческий вид. После захвата королевства сам князь женился на жене убитого царя и стал царем
знаменитый богатырь русских былин, сын змея и княжны Марфы Всеславьевны. Уже само имя его Волга, т.е. Волхв, указывает на его мифический характер, хотя другое имя Волга напоминает об историческом Олеге. В личности В. мифологические элементы перемешаны с историческими: само рождение В. от мифического отца, содрогание земли и страшный страх всего живого в тот момент, когда В. увидел свет, точка ему как олицетворению какой-то стихийной силы. Это гармонирует с тем, что он растет как на дрожжах, что вскоре он становится могучим героем, владеющим не только искусством борьбы с врагами, но и чтением книг и превращением в разных животных. Наоборот, та часть былин о В., где он является победителем далекого Индийского царства или страны Турец-Салтан, сильно напоминает поход Олега на Царьград. Основная эпопея о В. состоит из этих двух частей; но он появляется и в других былинах, посвященных другим богатырям, но особенно много места отводится описанию его встречи с Микулой Селяниновичем (см.). О разных взглядах на происхождение В. — см. в статье Богатыри
- — Синявский Вадим Святославович, спортивный радиокомментатор, журналист. Его воспитывала мачеха М.П. Третьякова, племянница П.М. Третьякова…
Москва (энциклопедия)
- — см. в статье Брячислав…
Биографический словарь
- — см. статью Богатыри…
Биографический словарь
- — Ты земля, моя земля, милая, Вечный пахарь и вой, Как Волга под ивой, Ты склонила голову…
- — Не Волга богатырь рождается, Надежда рождается — юный певец, Удалая кудрявая головка…
Имя собственное в русской поэзии XX века: словарь личных имен
- — князь Новгород-Северский, из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича, внук князя. Олег Святославич Черниговский, правнук Ярослава Мудрого…
- — доктор филологических наук. Предположительно псевдоним Р. Арбитман. Живет в Саратове. К. является автором «монографии» «История советской фантастики» — следуя традициям «Новейшего Плутарха» Д. Андреева, «…
Большая биографическая энциклопедия
- — Директор Департамента Северной Америки МИД России с 2003 г. ; 1956 г.р.; окончил Московский государственный институт международных отношений в 1978 г….
Большая биографическая энциклопедия
- — Князь Древлянский, сын великого князя Святослава Игоревича…
Большая биографическая энциклопедия
- — зоолог; род. 1854 г.; закончил курс в Московском университете; сопровождал Великого Князя Алексея Александровича в путешествии через Северный Ледовитый океан и на Новую Землю…
Большая биографическая энциклопедия
- — Раевский — зоолог, 1854 года рождения, окончил курс Московского университета; сопровождал великого князя Алексея Александровича в путешествии через Северный Ледовитый океан и на Новую Землю…
Биографический словарь
- — см. в статье Ростислава…
Биографический словарь
- — советский журналист, радиокомментатор, основоположник советской школы спортивного радиорепортажа. Член КПСС с 19 лет.45. В 1924‒72 годах работал на Всесоюзном радио…
Большая советская энциклопедия
- — российский журналист, комментатор Всесоюзного радио с 1924 г. , основатель отечественной школы спортивного репортажа…
Большой энциклопедический словарь
- — оборотень…
Словарь синонимов
- — сущ., кол во синонимов: 4 вольх вольх толпа шайка…
Словарь синонимов
«Волга Святославович или Волх Всеславевич» в книгах
Глава 15
Из книги Арийские мифы Руси автора Белов Александр Иванович
Глава 15 о русалках; береговая линия и горы; о проводах русалок; про коз и ослов; о тяжелой ослиной доле; а также о той, которая съела золотую рыбку и забеременела; об огненной природе дьявола и
Волх (Волга, Волх Всеславиевич)
Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич
Волх (Волга, Волх Всеславьевич) Герой русских былин. В образе Волха сочетались древние представления о животных и традиционные качества былинного персонажа (богатыря), обладающего также признаками оборотня. Волх появился от союза молодой княгини Марфы Всеславьевны и
В. Былина «Волх Всеславевич»
Из книги Великая война Россия [Почему русский народ непобедим] автора Кожинов Вадим Валерьянович
V. Былина «Волх Всеславьевич» Вторая из опубликованных в этой книге былин — «Волх Всеславиевич» — была записана около 250 лет (то есть четверть тысячелетия!) назад, в 1740-1760 гг., для знаменитого культурный деятель Порфирий Акинфович Демидов (1710-1786), один из представителей
Волх Всеславевич
автор автор неизвестен
Волх Всеславьевич В саду, в зеленом саду, Шла-шла юная княгиня Марфа Всеславьевна, Она с камня прыгала на лютого змея — Лютый змей обвивается Вокруг башмака зеленый сафьян, Возле шелкового цыплёнка, С ствол бьется о белое одеяло. А княгиня в это время болела поносом, И поносом
Волга и Микула
Из книги Былина. исторические песни. баллады автор автор неизвестен
Волга и Микула Когда красное солнце сияло На ясном небе, Тогда родился молодой Волга, Молодой Волга Святославович.
Волга Ипатава
Из книги автора
Волх
Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич
Волх Волх Всеславлевич, Волга, Волга Буславлевич, Волга Святославич — былинный персонаж. В одном из русских былин прохожие предостерегают Илью Муромца: …Только не выходи на бой со Святогором-богатырем: Он и землю на себе через силу несет; Не ссорьтесь с семьей
Огненный Волхв
автора Крючкова Ольга Евгеньевна
Волх (Волга)
Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна
Волга Святославович
Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна
Огненный Волхв
автора Крючкова Ольга Евгеньевна
Огненный Волх Огненный Волх — в мифологии бог войны и отваги, воин-оборотень. По некоторым данным, также муж богини Лели. Рассказывают также, что однажды по горам ходил сын Ды и Земли Индрик. А свою мать Сырную Землю он встретил в горах Индрика. А потом повернулся
Волх (Волга)
Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна
Волх (Волга) Волх (Волга) — в мифологии славян персонаж, имевший способность превращаться в птиц и зверей, а также в неодушевленных
Волга Святославович
Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна
Волга Святославович Волга Святославович — персонаж былин, богатырь. У него была способность превращаться в различных животных и понимать язык зверей и птиц. Волга родилась от княгини Марфы Всеславьевны и змеи. Княгиня Марфа зачала Волгу мистическим образом, когда
***Волх Всеславевич***
Из книги Фантастический Бестиарий автора Булычев Кир
*** Волх Всеславевич *** На мой взгляд, самым изобретательным и способным оборотнем в истории Земли можно считать русского богатыря и сказочного полководца Волха Всеславевича.