София горе от ума характеристика с цитатами. Характеристика софьи из комедии грибоедова «горе от ума»
Софья Павловна Фамусова – персонаж непростой, её образ сложен и многогранен. Природа наделила девушку хорошими качествами. Она умна, обладает сильным характером, гордая, независимая и в то же время мечтательная, с горячим, страстным сердцем. Автор, описывая героиню, даёт увидеть все эти черты посредством её языка, поведения. А. А. Яблочкина – народная артистка СССР, которая считается одной из лучших актрис, исполнивших роль Софьи, — говорила, что именно речь раскрывает данный образ.
Грибоедов показывает читателю, что эта семнадцатилетняя девушка рано повзрослела, оставшись без матери. Она ведёт себя, как полноправная хозяйка, госпожа в доме, она привыкла, что все ей подчиняются. Поэтому в общении с ней сразу слышны властные нотки в голосе, видна её самостоятельность. Софья не так проста, автор наделил её особым характером: мстительным, насмешливым, цепким. В её речи можно заметить что-то от крепостных, с которыми ей приходится часто иметь дела, а также от французских дам, французских книг.
Героиня «Горя от ума» часто упоминает о разных душевных переживаниях, о том, что кто-то прикидывается влюблённым, а кто-то вздыхает из глубины души. Неординарный ум девушки позволяет ей делать точные обобщающие высказывания, например, о том, что счастливые часов не наблюдают.
Софья воспитывалась под присмотром француженок-гувернанток, а потому её речь изобилует галлицизмами. Но вместе с тем в её языке полно просторечий, характерных для обычных крестьян.
Однако все положительные природные задатки девушки не могли раскрыться в фамусовском обществе. Напротив, ложный подход в воспитании привёл к тому, что Софья стала представительницей принятых здесь взглядов, привыкла к лицемерию, лжи. В критической статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров раскрывает этот непростой образ. Он говорит, что в Софье сочетаются хорошие природные задатки и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений, нравственная слепота. И это не просто личные пороки персонажа, а общие черты всех людей её круга. На самом же деле в её душе спрятано нечто нежное, горячее, мечтательное, а всё остальное взращено воспитанием.
Жизненный опыт Софьи, суждения о людях складывался из многочисленных наблюдений за бытом тех людей, которые относятся к её кругу. Немало интересного она почерпнула из сентиментальных французских романов – они были невероятно популярны среди девушек в дворянском обществе. Именно эта литература, сентиментальная и романтичная, способствовала развитию у девушки мечтательности, чувствительности. Читая такие романы, она рисовала в своём воображении героя, который должен был быть человеком незнатным и чувствительным. Девушка потому и обратила внимание именно на Молчалина, так как своим поведением, некоторыми чертами характера он напоминал ей тех самых героев из прочитанных французских книг. Гончаров указывает на ещё одно важное обстоятельство, которое повлияло на её увлечение Молчалиным. Это тяга к покровительству, помощи любимому человеку, такому скромному, не смеющему вымолвить слово и поднять глаза. Это желание возвысить его, сделать равным себе, своему кругу, наделить его всеми правами. Конечно, Софье нравилась в этой ситуации чувствовать себя главной, властительницей, покровительницей, которая делает счастливым своего раба. И всё же нельзя ставит ей этого в вину, поскольку в то время идеалом столичного супруга считался муж-мальчик и муж-слуга, других в доме Фамусова она не могла бы найти.
В образе Софьи Гончаров разглядел задатки сильного характера, живого ума, нежности, женской мягкости, страстности, которая была зажата, закрыта в её натуре ложным воспитанием, общественными устоями её круга. Чацкий любил в девушке именно хорошие качества её натуры, а потому после трёхлетнего отсутствия ему было особенно неприятно и больно увидеть, что она превратилась в типичную даму фамусовского круга. Впрочем, Софья также переживает душевную трагедию, когда подслушивает диалог Лизы и Молчалина – любимый человек предстаёт перед ней в истинном свете. Как замечает Гончаров, ей даже хуже, чем самому Чацкому.
В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.
Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии «Горе от ума». О нем мы и поговорим сегодня.
Противоречивый образ героини
Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья — причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из
Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.
Образованность Софьи
С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из «Горе от ума». Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье — вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян «века минувшего».
Почему Софья увлеклась Молчалиным?
Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.
Влияние фамусовского общества
Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители «века минувшего», в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, «злые языки страшнее пистолета», то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.
Тем не менее, образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.
Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.
Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.
Трагический образ героини
Софья в произведении «Горе от ума» — наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна («Горе от ума») воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.
Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.
Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.
«Мильон терзаний» Софьи
Безусловно, велика роль Софьи («Горе от ума»). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.
Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, как выясняется в финале произведения «Горе от ума».
Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?
Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».
Противостояние Софьи фамусовскому обществу
Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А. С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.
Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.
С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.
В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.
Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом
Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.
Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».
Трагедия Софьи Фамусовой
В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.
Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.
Выводы
Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.
Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.
Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства.
Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»
Тест по произведению
Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно. «Кто разгадает вас?» — на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.
Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен.
Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»). Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного.
Подобный образ девушка себе придумала и «наложила его» на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов.
Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна.
И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе.
Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина — «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.
Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет. Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток.
Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»».
Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного.
Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный.Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.
Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту:
Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!
Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого.
К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием.
Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.
Софья – кто она? Именно этот образ комедии считается наиболее сложным и неоднозначным. Даже для великого русского классика А.С. Пушкина характер этой героини не был полностью понятен. «Софья начертана неясно…» – так писал поэт А.А. Бестужеву в 1825 году. Другой российский писатель И.А. Гончаров обнаружил в образе дочери Фамусова определённую двойственность.
Так, в критической статье «Мильон терзаний» видим следующий тезис: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью». С одной стороны, отмечается пытливый ум девушки, с другой – духовная «слепота».Отметим, что пьеса А.С. Грибоедова является произведением реалистическим (не лишённым, однако, пережитков классицизма и отдельных романтических признаков). Значит, характеры не могут прописываться однозначно, отсутствует чёткое разделение героев на положительных и отрицательных. Таким образом, оказывается, что Софья занимает в комедии промежуточное положение между Чацким и так называемым фамусовским обществом. Для удобства знакомства с достоинствами и недостатками героини отметим ее основные черты и тем самым докажем противоречивость Софьи.
К «плюсам» героини можно отнести независимость, самостоятельность, свободу от общественного мнения. Софья отвергает любую возможность соединения своей судьбы со Скалозубом, полковником, всё сражение просидевшим в траншее и ни за что получившим награду. Хотя отец Софьи, напротив, считает Сергея Сергеевича лучшей партией для дочери. Также в ее пользу говорят потребность в настоящей любви и способность любить, отстаивая свой выбор перед целым светом. Так, Софья говорит Чацкому о Молчалине:
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
Кроме того, у героини есть способность к бунту против традиций фамусовской среды. Например, Софья восстаёт против нерушимого убеждения отца: «Кто беден, тот тебе не пара» . Однако девушка выступает не против идейных основ современного ей мира, как Чацкий, а лишь против сословных предрассудков.
Нельзя не отметить и силу характера, мужество Софьи. Обманувшись в Молчалине, она способна признать свою ошибку, понести наказание: «себя я, стен стыжусь» и «…виню себя кругом» . Это говорит и об ее уме. Как мы знаем, девушке присуща образованность. От служанки Лизы мы узнаём, что Софья по ночам читает книги.
К минусам Софьи можно отнести властность характера и желание повелевать. Именно в силу этих черт характера Софья и выбирает безмолвного Молчалина: он удобен ей, поскольку «уступчив, скромен, тих». Кроме того, в ней часто просыпается способность к лжи, притворству, лицемерию – качествам, присущим представителям фамусовского общества. Достаточно вспомнить, как ловко Софья рассказала отцу выдуманный сон, оказавшийся впоследствии пророческим, чтобы скрыть от него ночное свидание с Молчалиным. И самые веские доводы в пользу ее испорченности – это мстительность и коварство. Оружие Софьи – сплетня, некое общественное средство борьбы в фамусовском мире. Именно Фамусова распускает слух о сумасшествии Чацкого.
Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума сочинение 9 класс
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Образ Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума
Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим. Её горячее сердце не даёт ей прекращать мечтать. Софья давно привыкла, что она хозяйка в доме, и все должны это чувствовать, а значит подчиняться. Возможно, это от того, что она давно воспитывается без материнской любви.
Софья обладает самостоятельность и властным тоном, не смотря на свой юный, семнадцатилетний возраст. Речь её имеет даже некий отпечаток крепостных, ведь с ними она часто общается, но также и французские книги отложили свой отпечаток. Софью волнуют душевные переживания людей. Девушка воспитывалась французскими гувернантками.
Не смотря на свои положительные особенности, в обществе Фамусовых, всё это не находит развития. Благодаря своему воспитанию, она имеет общепринятые взгляды, думает так же, как и другие представители этого общества, которое привило ей ложь и лицемерность. Софья представляет себе людей только из своих наблюдений над людьми из книг, французских романов. Наверное, именно эта литература и оказало влияние на развитие в ней сентиментальности и чувственности. Из книг она подчеркнула все черты, которыми должен обладать герой её романа. Благодаря всему этому, она обратила своё внимание на Молчалина, который отдаленно напоминал героев из её любимых произведений. Другого идеала нельзя было встретить в этом окружении. Софья живёт настоящими чувствами. Пусть даже объект ее любви на самом то деле жалкий и убогий – всё это не даёт ситуации комедийный окрас. Скорее, наоборот, придаёт больше драмы и печали.
Софья поделил свой мир две части: предмет её обожания – Молчалин и всё остальное. Все её мысли заняты только им, особенно, когда его нет рядом. Не смотря на всё, любовь эта не приносит радости. Потому что девушка прекрасно понимает, что такого человека никогда не примет её отец. Эта мысль делает её жизнь невыносимой. Софье настолько тяжело жить с этими чувствами, что она готова рассказать о своей любви совершенно посторонним людям. Например, Лизе – служанке их дома, а потом и Чацкому. Для своей любви она выбрала человека безропотного. Именно так она представляет себе Молчалина. Но финальная сцена, где Софья Павловна становится свидетельницей проявления внимания Молчалина к Елизавете. Это разбивает ей сердце, унижает все её чувства. Становится понятно, что Софья хоть и разрывает с недостойным Молчалиным, но типаж этого мужчины остаётся для неё приоритетным.
Кратко для 9 класса
Сочинение Характеристика Софьи в комедии Горе от ума
После Отечественной войны 1812 года, когда русские войска дошли до Парижа и «глотнули» свободу, русское общество раскололось на два лагеря. Одни хотели продолжать жить по-старому. Это Фамусов, Скалозуб. Другие, в частности, молодое поколение в лице Чацкого, хотели жить по-новому.
Софья оказалась как витязь на распутье, не зная, кого же ей выбрать. Её воспитывали сам папенька Фамусов и мадам-француженка в лучших традициях московского общества. Танцы, пение, чтение французских сентиментальных романов — вот все радости её жизни. Начитавшись книжек, она перепутала свои девичьи фантазии и суровую жизненную реальность. Софья витает в розовых облаках и совсем не разбирается в людях. Не нравится ей тупой, хоть и богатый Скалозуб, но и язвительный Чацкий тоже по душе. Она сама остра на язык. Софья хочет мужа-мальчика, мужа-слугу. Вот Молчалин тот самый герой её фантазий. Он постоянно молчит, как девица, застенчив, не конфликтен. Тот факт, что Молчалин не таков на самом деле, ускользает от Софьи. Любовь, как водится, слепа и глуха.
Но про неё нельзя сказать, что она глупая. Она точно подмечает особенности окружающих людей. Так Скалозуб — тупой солдафон, который кроме армии ничего не знает. Такого мужа она не хочет. Отец — сварливый старый зануда, который тиранит подчинённых и слуг. Чтобы отмстить Чацкому за колкие реплики в адрес Молчалина, она говорит всем, что он сумашедший.
Софью переполняет настоящее чувство к Молчалину. Она не замечает или не хочет замечать, как жалок её избранник. Отец точно никогда не примет его. Хочется с кем-нибудь поделиться, излить душу. Она делится своими сокровенными мыслями со служанкой, потом с Чацким. Как кажется Софье, что выбрала себе в мужья человека мягкого, тихого, неконфликтного. Она уверена, что поступила правильно. Каково же было её удивление, когда она увидела, как её избранник ухлёстывает за служанкой Лизой. Она морально раздавлена и уничтожена. Но мстительная натура берёт своё. Она решает рассказать правду отцу.
Эта комедия актуальна и сегодня. Многие девушки и женщины, начитавшись умных книжек, гороскопов, гаданий живут в ожидании своего придуманного принца. Наделяют его разными качествами. А реальных людей, не попадающих под эти шаблоны, попросту игнорируют или отвергают. Но вот беда, желанный принц не хочет быть таким, каким его придумала женщина. Он живой человек со своими недостатками, иногда очень сомнительными — бабник, пьяница, игрок, альфонс.
Мораль комедии такова — надо быть внимательнее к окружающим людям, принимать их такими, какие они есть, не «загонять» под свои рамки и стандарты. Тогда не будет горя от избытка ума.
Образ Софьи в комедии Горе от ума
Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.
Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.
Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.
Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.
В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.
Вариант 4
А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.
Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.
Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.
На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.
Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»
А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.
Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.
Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.
Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»
Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.
Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.
Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.
В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.
Сочинение 5
В комедии А.С. Грибоедова любовный конфликт: Софья – Чацкий – Молчалин кажется основным. Однако главным является конфликт социальный, который основан на противоборстве воззрений : век нынешний и век минувший сойдутся в непримиримой схватке. И если Софья Фамусова является главным действующим лицом в любовной интриге, то какое она занимает место в социальных спорах. К какому лагерю ее причислить? На тот вопрос не так просто ответить.
Софья Павловна Фамусова. Имя Софья – значит «мудрая». Девушка действительно умна и развита не по годам и не во всем следует взглядам и суждениям своего круга, она имеет собственную точку зрения.
Начало пьесы – утро в доме Фамусова. Из комнаты Софьи выходит Молчалин, с которым она провела ночь, музицируя. Батюшка, который только что обхаживал служанку Лизу, поучает дочь: не надобно другого образца, когда в глазах пример отца, монашеским известен поведеньем, что вызывает смех у девушек. Отношение Софьи к Лизе дружеское, нет никакого высокомерия, она ее поверенная в делах.
Для Фамусова безродный Молчалин точно не партия для дочери, однако Софья предпочитает чувства, а не выгодный брак, ей нравится скромность и застенчивость Алексея Ивановича – в нем нет нрава, бойкого для всех, он без притязаний на успех…
Софья достаточно прохладно встречает Чацкого, с которым вместе выросла, взгляды которого разделяла. А он долго отсутствовал и не может понять, что многое изменилось за 3 года; он видит только одно: «Как Софья Павловна у Вас похорошела…». Никакой взаимности на ответные чувства Софья Чацкому не дает. Однако, чтобы поинтриговать, она рассказывает сон Фамусову, заставляя того мучиться – который же из 2-х? Если Чацкий хотя бы родовит, но не богат, то Молчалин – безродный секретарь ее отца. Но Софья полюбила второго – смелый шаг для московской барышни! «Кто беден, тот тебе не пара!» — внушает Павел Афанасьевич дочери.
А про реального жениха Скалозуба («и золотой мешок, и метит в генералы») девушка и думать не хочет. Вместе с Лизой высмеивает его скудоумие.
Падение с лошади Молчалина и непритворный обморок Софьи говорят об искренности ее чувств. Чацкий начинает сомневаться, уж не полюбила ли Софья Молчалина? Он прежде был так глуп, — считает Чацкий, не желая поверить в изменившиеся обстоятельства.
Во время бала Софья случайно запускает сплетню о сумасшествии Александра Андреевича Чацкого, которую охотно подхватывают все гости. Чацкий задел в своих разговорах Молчалина, она готова мстить за любимого, не боясь себя выдать.
Итак, с одной стороны, Софья идет против всех, полюбив Молчалина и практически не скрывая своих чувств. Но она прекрасно понимает, что готовый всем угождать тот дойдет до степеней известных – займет важный чин и превратится в мужа – мальчика, мужа – слугу из жениных пажей, в отличие от Чацкого, который «служить бы рад, прислуживаться тошно…». Став свидетельницей встречи Молчалина с Лизой, Софья скоро творит расправу: чтобы заря Вас в доме не застала! Таким образом, она действует так же, как и представители века минувшего: рядит Чацкого в шуты.
С другой — девушка образованна, в детстве и юности смеялась вместе с Чацким над уродливыми проявлениями косной идеологии, дружит с Лизой, хорошо характеризует ее влюбленность в Молчалина и нежелание понравиться Скалозубу, чего бы хотел отец.
Чацкий не прав, когда обвиняет ее в том, что дала ему надежду. Всю пьесу Софья почти открыто говорила о своей любви – Чацкий не мог поверить, что такого подлого человека могла полюбить Софья.
Так каково же место Софьи в социальном конфликте? Думается, что Софья плоть от плоти фамусовского общества, она перебесится, выгодно выйдет замуж и станет одной из тетушек, к которым возят на поклон, чтобы выхлопотать теплое местечко. С Чацким их дороги окончательно разойдутся.
Другие сочинения:← Молчалин в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовГлавные герои комедии Горе от ума →
Образ Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума
Несколько интересных сочинений
Цитаты из произведения Горе от ума Чацкого.
Образ и характер Главы характерны комедийной скорбью от ума (Грибоедов АКомедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. В ней сочетаются черты уходящего классицизма с новыми художественными приемами : Реализм и романтизм.В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы.Если в комедии классицизма раньше все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «печали от ума» Грибоедова, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами Таков и образ главного героя Чацкого в пьесе «Гора с ума».0003
Предыстория главного героя спектакля «Гора от ума»
В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из дальнего путешествия по свету, куда он отправился, чтобы увидеть разум. Он, не заходя домой, прибывает в дом Фамусова, потому что в доме гонят искреннюю любовь к хозяйской дочери. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему охладели, а сердце ее занято другими. Любовная интрига впоследствии породит социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с Фамовским обществом крепостных и хинопоклонов.
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чуткий, и веселый, и Остер». Примечательно, что герой Лизы вспомнил, когда разговор зашел о его уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне других персонажей.
Противоречия в характере Чацкого
Если проследить развитие конфликта между главным героем спектакля «Гора от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, то можно понять, что характер Чацкого неоднозначно. Приехав в дом Фамусова, он начал разговор с Софьей с вопроса о ее родственниках, используя язвенный тон и сарказм: «Ваш дядя погубил свой век?»
Действительно, в спектакле «Гора с ума» образ Чацкого довольно вспыльчив, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжении всей пьесы подкрепляет Чацкого за его привычку высмеивать вкусы других людей: «Малейший, в ком чуть-чуть видна странность, у тебя немедленная острота готова».
Оправдать его резкий тон может только то, что герой искренне возмущается безнравственностью общества, в котором он находился. Бой с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он с удивлением обещает Софье: «…уж неужели слова мои все поют? И вредны ли кому вред?» Дело в том, что все затронутые вопросы находят отклик в душе героя, с которым он справиться не может. его эмоции, его негодование. У него «Ума с сердцем нет в Ладе». Поэтому герой вредит своим красноречием даже тем, кто явно не готов воспринимать его доводы. КАК. Пушкин, прочитав комедию, так говорил об этом: «Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед перехлестывающим…» А.И. Гончаров, напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не приемлет рабского поклонения русских людей перед всеми иностранными. В спектакле неоднократно подвергалось насмешкам со стороны главного героя Традиция приглашать в дом для воспитания детей-иноземцев: «…ныне, как в старину, хлопчатобумажно набирать учителей полков, количество больше, с ценой дешевле».
Особое отношение со стороны Чацкого и к сервису. Для Фамомова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Гора с ума», определяющим его отношение к герою, является то, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий ясно обозначает свою позицию по этому вопросу: «Рад бы служить, болеть».
Поэтому с такой злостью Чапский говорит о привычке фамовского общества с презрением относиться к обездоленным и выслушивать при влиятельных особах. Если для Фамовомова его дядя Максим Петрович, нарочно попавший на Государыню, для услаждения ее и двора, образец для подражания, то для Чапского он был просто шутом. Он не видит среди консервативной знати тех, с кого следует брать пример. Враги свободной жизни, «страстные в чины», склонны к милосердию и праздности, которыми являются старые аристократы для главного героя комедии «Гора с ума» Чацкого.
Назойливость Чацкого и вожделение старомосковских дворян везде делают полезные знакомства. И они посещают балы для этой цели. Чацкий предпочитает не смешивать вещи с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и свое время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, он все начинает бояться . И боятся таких людей, к которым принадлежит и сам Чацкий, потому что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетни о сумасшествии Чацких, изрытой Софьей, оказались очень кстати. Это позволяло сделать его монологи безопасными и обезоруживало противника консервативных взглядов дворянина.
Чувства и особенности внутренних переживаний героя
При характеристике Чарцкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорит. Изначально у этого героя была фамилия Чадский, от слова «Чад». Это связано с тем, что главный герой словно в гонке за собственными надеждами и потрясениями. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он пришел к Софхе с определенными надеждами, которые не оправдались. Тем более, что возлюбленная предпочла ему молчание, которое явно уступает Чацкому в уме. Также Чацкий – это пребывание в обществе, чьи взгляды он не разделяет, кто вынужден сопротивляться. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понял, что его пути разошлись как с Софией, так и с русской консервативной знатью. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим всякой личной выгоды, и так безжалостна к тем, кто руководствуется разрушением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий был в детских снах, то теперь перед ним раскрылось истинное положение вещей, и он «стебель».
Значение образа Чацкого
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело стремление показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, потому что он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но от своих взглядов не отступает. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не пришло. Не случайно такие герои принадлежат к типу ненужных людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном счете неизбежна.
Данную характеристику образа главного героя рекомендуется прочитать учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Гора с ума»»
Контрольная работа
«Но будь Военным, будь то Стат,
Кто такой чуткий, и веселый, и Остер,
Как Александр Андреич Чацкий!» Софья
«… он славный
Ремонтировать может все;
Болтать, шучу, я смешной;
Делюсь со всеми возможными смехом» Софья
«Остер, умная, красноречивая,
В друзьях особенно счастливая
Здесь он зачат высокий» Софья
«Не человек, змея!» Софья
«О боже мой ! Он угольщик! Фамуз
«Опасный человек!» Фамуз
«Что говорит, то и говорит, как пишет!» Фамуз
«Он хочет проповедовать свободу!» Фамуз
«Да он не признает власти!» Фамузы
«Вот растут на свету, бей яичницу,
Вращайся, от них заказ жду «Фамус
«Вы весьма щедры:
К сожалению вы так неравнодушны» Софья
Вывод: Чацкий умен, образован, духовно развит, обладает здравостью суждений и трезвостью в оценках окружающие явления. Он действенен, ему не свойственны мстительность и изобилие.Его ум и любовь приносят только горе и разочарование.Все объединились против него,назвав его сумасшедшим.
Гора от ума — Чацкий — известные афоризмы,
Знаменитые цитаты Чацкого, крылатые фразы, сказанные Чацким:
Рад был бы служить моим больным! (смотри — не следи 🙂
Зайди ко мне, карета!
А судьи кто?
Чуть светлее — на ножки! И у меня твои ноги.
Блажен, кто верит тепло ему в мире!
Когда ты счастлив, возвращайся домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
Свежая легенда, но с трудом верится.
Нам даны люди, а люди умеют обманывать.
Я странный, а кто не странный? Тот, кто на всех дураков похож на
О! Если кто в людей проникнет: что в них хуже? Душа или язык?
Поверили дуракам, другие проходят, старухи будут бить старух — и вот общественное мнение!
Домы новые, да предубеждения старых, радуйся, не разрушат их ни года, ни мода, ни пожары.
А чем не муж? Ума в нем мало; Но иметь детей, у которых ума не хватило?
Когда в делах — от веселых прячусь, когда дурачусь — дурачусь, а два этих ремесла есть тьма искусств, Я не из их числа.
И, кстати, он доходит до степеней знаменитости, потому что сейчас любят безмолвно.
Слушай! Врии, да знаешь же меру.
Старухи все злые люди
Тишина блаженства в мире!
Езжу к женщинам, но не за это.
Я захожу в петлю, и это смешно.
Где лучше? // где нас нет
Что мне покажет Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
В России под большим штрафом
У нас каждый может признать
Историк и географ!
Смешанные матерные языки:
Французский с нижегородским?
А судьи кто? — за древность лет
К вольной жизни их сущность непримирима,
Суждение черпать из забытых газет
Времена Очаковского и покорения Крыма.
Кричащие женщины: Ура!
И кепки в воздух
Вон из Москвы! Вот мне уже не прокатить!
Беги, не смотри по сторонам, иди искать свет,
Где обиженный, там чувство угол!
Берегите меня! Забота!
Гора от ума — Фамусы — известные афоризмы,
Знаменитые цитаты Фамусова , крылатые фразы, упомянутые Фамусовым:
Или если зло перестанет препятствовать:
Собрать все книги он сжечь.
Ба! Знакомые всем лица!
Кто беден, вам не пара.
Не нужен другой образец, когда в глазах пример отца.
Подписано, так что с плеч.
Читать не как Пономарь, а с чувством, со смыслом, с аранжировкой.
Чтобы наши дочери всему научились — и танцевали! И блеск! И нежность! И вздыхает! Как будто их жены готовят скомер.
Часов — Вот чума, ученость тому причина, что сейчас в лесу, чем когда, безумно развелись люди, и дела, и мнения.
Я не очень! .. В мое лето ты меня не заведешь…
Что говорит! И говорит, как пишет!
Вы, люди молодые, другого нет, // Как замечать девичью красоту
Упал больно, встал здорово
Французские романсы поют вам
И верхние ноты удаляем,
Военным людям и льну
А потому что патриотика.
В деревню, в глушь, в Саратов!
Дверь закрыта для подписанных и нежелательных,
Особенно из иностранного.
Со мной сотрудники очень редки;
Все больше кормящих, пекущих малышей
Горе от ума — София — Афоризмы,
Знаменитые цитаты Софии , Крылатые фразы, София сказала:
Счастливых часов не соблюдает.
Делюсь смехом со всеми.
Судьба как будто
И горе ждет за углом…
Она вошла в комнату, ударила другую.
Он слов умных не говорил, —
Мне все равно, что ему, что в воде!
Что такое Молва? Кто хочет, тот и судит.
Герой… не мой роман.
Ничего не помню, не надо.
воспоминаний! Как острый нож О.Е.
Горе от ума — Лиза — Афоризмы,
Цитаты Лизы, крылатые фразы, лиза проверено:
. Долобовник, к лицу этим лицам!
И золотой мешок, и отмеченный в генералы.
МОНТАЖ НАС ЖЕНЩИНА ВСЕ СТУЛ
И БАРСКИЙ ГНЕВ, и БАР ЛЮБОВЬ.
Как и вся Москва, твой отец: Желаю зятя со звездами, да со чинами.
Скажи лучше, почему ты скромный с барышней, а с горки милой?
Улыбка и пару слов
А кто влюблен — все готово.
Грех не беда, молва не добра
Горе от ума — Молчанин — Афоризмы,
Цитаты Вялые, крылатые фразы, сказанные немым:
Ой! сплетни Грозный пистолет.
В моем лете не следует смешивать, чтобы судить.
День за днем, сейчас, как вчера.
Крылатые афоризмы других героев Грибоедова:
Да умник Не может быть не плутон (повторы)
Всё врет календари (старухи Герсестовы)
* * *
А теперь всё вместе (и совсем немного : )
1. Держи меня! Забота!
2. Тихое блаженство в мире!
3. Силу часов не блюсти
4. С удовольствием послужил бы тошнотворному
5. Легенда свежая, да тяжелая
6. Молчание людям дано, а людей можно обмануть
7. И дым Отечества сладок и приятен нам!
8. Новы, но предрассудки старые
9. А судьи кто?
10.Ну, уточните нам, отцам Отечества, кого мы должны взять на пробы?
11.ком в москве рты не держали за обедами,ужинами и танцами?
12. Любовник, кто верит, ему тепло на свете!
13.Остальные языки страшный пистолет
14.ГОРА НАС ЖЕНЩИНА ВСЕ ПОДЗВЕЗДЫ И БАРСКАЯ ЗЛОСТЬ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ
15.На цыпочках и небогатая словами
16. И точно,свет начал тупить
17.Аргед, так с плечами один!
18. Тонкий там мы находим покровительство там, где мы не метим
19. В моем лете не должно быть неоднозначного суждения
20. И тем не менее, он доходит до степеней знаменитых, потому что теперь любят безмолвно
21.Cax все Москва, твой отец такой: Пожелала бы я зятю со звездами да со чинами
22. А чем не муж? Ума в нем только немного, а иметь детей, которые ума не достали?
23. Когда в делах — от веселых прячусь, когда ты дурак — дурачишь, и смешал два этих ремесла есть тьма искусств, я не из числа их
24. Не нужна еще одна проба, когда в глазах пример отца
25. Нет ничего, кроме проказы и ветра на уме.
26.И офигенно, и не странно кто? Тот, кто похож на всех дураков, как.
27. А чем не муж? Ума в нем только немного, а иметь детей, которые ума не достали?
8. Чем больше, тем дешевле цена…
29. Это все, что у вас есть гордость!
30. И говорит, как пишет!
31. Новый грех смеха старости.
32. Появится когда из инопланетного мода?
33.Греч не беда, Сольва не годится.
34.нна, это ему как то, что в воде.
35. Верю в огонь: пойду как на обед.
36.Фоб дворник,чтобы Ласкова была
37.у,шины на память узелок
38.Защита от суда как друга найдётся,в родстве,роскошные подставки палаты,где цветут в праздники и мотоцикл?
39. Есть тьма искусств, я не из их числа.
40.Что мне покажет Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
41. В России под большим штрафом нас признают историком и географом!
42.Великое смешение языков: французский с нижегородским?
43. Как обвести да увидеть век и век минувший.
44. Запертая жизнь в хороших чертах.
45. Ед любовь — играть ее в Жмурки.
46.Мносе весело, когда забавно встречаются, и чаще всего я скучаю по ним.
47.Заказать честность, бывает много раз: тут ругают, там спасибо.
48. Это не обязательно, что вы заметите.
49.Добрую душу отпусти на покаяние!
50. В комнате, попал в другую.
51.Это — вот чума, причина в науке!
52. Неуместно, как счастье своенравно!
53.Улибочка и еще пару слов, а кто влюблен — на все готов.
* * *
Вы читаете цитаты и афоризмы из произведения «Гора с ума» Грибоедова и С, надеемся, что эти известные фразы принесут вам пользу и сделают чуточку умнее (или наоборот — счастливее 🙂
………………………………………………
Copyright: Горе от ума: Афоризмы Цитаты
А. С. Грибоедов решился написать свое сатирическое произведение «Горе от ума» по разным причинам, и разные люди из его общества стали стереотипами героев художественной литературы. Так вот, что касается главного героя Чацкого, то некоторые утверждали, что этот персонаж очень напоминает друга Мрбоедова — Петра Чаадаева, которого резко критиковали и которого тоже когда-то из-за разногласий с обществом объявили сумасшедшим. Но есть мнение, что этот герой стал прообразом самого автора, на которого легла и тень безумия, а еще потому, что он пошел против мнения устоявшихся в обществе воззрений, поэтому его отправили на службу в настоящее время с большим интереса хочу разобраться в теме «Цитатная характеристика Чацкого» и выяснить, что это было за лицо, которое общество приняло за саминг. Может в этом и есть доля правды…
Цитата Внешний вид героя
Все гениальные люди Немного сумасшедшие, как часто по-разному смотрят на, казалось бы, самые привычные вещи и обстоятельства. Пушкина и Лермонтова с их побеждающей поэзией, у которых ярко выражены современные нравы и правители, наверное, отнести к таким сумасшедшим.
Что касается нашей темы, «цитативной характеристики Чацкого» («Горе от ума», 1 действие), то ее можно начать раскрывать с пояснения, что Чацкий — дворянин, возвращающийся в Москву из-за границы для встречи с Софьей Фамусов. Он не видел ее почти три года. В детстве они дружили, потом их отношения переросли в любовь, но Чацкий ушел неожиданно, даже не предупредив об этом Софью. И вот в первом действии он появляется в Доме Фамусова и спешит на свидание с Софьей, но она встречает его очень холодно, так как он не простил его и теперь очень забит молчанием.
Молчанин — Антипод
Любит Грибоедова противопоставить Героев, и, конечно же, полную противоположность Чаткома, особенно если сравнивать их по характеру, мировоззрению и положению в обществе, это тишина. Он типичный представитель постепенно уходящей фамовской эпохи. Молчанина в творчестве в общении с людьми сама кротость и воспитанность, но это олицетворение эгоизма, синовации и лести. Этот герой безликий тихий, про которого принято говорить, что он может ходить по степеням знаменитых, «Ведь безмолвно любят». Он готов рассыпаться и преклоняться перед кем угодно, лишь бы в угоду своим корыстным целям. Карьера и получение высокого ранга для него превыше всего. Понятия честь и гордость отсутствуют. Он всегда готов адаптироваться под сильного Мира Этого и даже сам отмечает, что уже в его возрасте «не должно быть неоднозначного суждения».
Молчанин — двуличный юноша, он обманывает Софью и, когда его никто не видит, злится за служанкой Лизой. Однако свои многочисленные пороки Грибоедов все же разбавлял умеренностью и аккуратностью.
Новое поколение
Цитата характеристика Чацкого сильно отличается от Чацкого — представителя нового формирующегося общества и, наоборот, очень открытого и уверенного в себе молодого человека. Он настоящий Патриот, но ушедший со службы, потому что не видел прока. Чацкий на службе пользы для государства и народа не находит, а если бы только хотел, то мог бы сделать хорошую карьеру, «малов головой», «И пишет красиво, переводит», т. е. знает языки. Как видно, цитируемость, характерная для Чацкого и Молчалина, говорит сама за себя.
Чацкий — Декабрист План — человек, он считает, что Россия стоит на пороге рассвета, где не будет несчастных и угнетенных людей, и решительно его осуждает, что общество рано или поздно понадобится обществу. А по поводу службы он кидает реплику, которая готова служить государству, а не частным лицам. Или еще одна известная фраза: «Считать бы счастливым», но, как говорится дальше, «Служить больным».
Цитата характеристика Чацкого («Горе от ума») — философия нового образа жизни
Очень жаль, но такие люди, как Чацкий, почти никогда не дружат, он один, даже человек, которого он любил, стал к нему равнодушен. Общение с окружающими строится на беседах и монологах, вызывающих споры и конфликты, причем они в первую очередь обращены не к оппоненту, а к обществу в целом.
Грибоедов специально противопоставляет этих двух героев, чтобы ярче раскрыть их сущность и характер. Он преподносит их как две философии и две науки о жизни веков настоящего и прошлого, но сочувствует и полностью одобряет взгляды и суждения Чазкого-умного, образованного и честного человека.
Заключение
В то время в больших количествах были такие как Молчалин и Маговы, но уже нет сил зажать уши и оставить правдивые речи таких людей как Чацкий, которые все-таки успели разрядить соразмерная жизнь московских господ. А это значит, что он вышел победителем.
Так примерно можно открыть тему сочинений «Цитата характерная для Чацкого». Но рассуждения могут быть совершенно разными, ведь у каждого своя точка зрения.
Главный герой комедии — А.А. Тицкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Шацкая рано потеряла родителей и, будучи сыном погибшего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, росла и воспитывалась в доме. Ф. Тицкий с нежностью вспоминает детство, проведенное вместе с Софьей в любви. Настоящие классы Чацкого говорит Маговсов:
Не служит, то есть не находит в том
Но столько бы дел.
Жаль, очень жаль, он с головой мал,
И пишет красиво, переводит.
Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, служение делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, расцвет науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, признак просвещения жизни он видит в служении народу, Родине.
Убежденность героя раскрывается в его монологах и спорах с представителями Фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях крепостного театра, о «метании злодеев дворянских», променявших своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «не на войне, И в мире челом брали, на пол стучали, не жалели», о тех, чья шея была больше общий. »
Он презирает людей готовых
В покровителях зевая на потолке,
Молчать, приходя, обедать.
Он клеймит «век прошлого»: «непосредственно был век смирения и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не спешат вписываться в приют. «Критично относится к засилью иностранцев:
Он восстает из инопланетного мода?
Чтоб интеллигентные, веселые люди
Хотя я не считал нас языком за немцев.
Чацкий защищает право человека на свободный выбор своего занятий: путешествовать, жить в деревне, «употреблять ум» в науке или посвятить себя «искусству творческому и прекрасному».Стремление Чацкого «служить», а не «служить», служить «делу», а не «лица», его «связь с министрами» и дальнейший полный разрыв — намек на стремление прогрессивной молодежи преобразовать общество на мирный, воспитательный лад.
Чацкий ничего не делал, но говорил, и за это был объявлен сумасшедшим. Старый Свет Борется со вольным словом Чацкий, используя клевету. Борьба чазковского обличительного слова соответствует раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что словом можно добиться многого и ограничивались устными речами. Однако борьба не приводит к победе. Старый Свет еще настолько силен, что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между чацким и фамовским обществом ставит нашего героя в трагическое положение. По замечанию Гончарова, роль его «страдающая»: он одновременно и «передовой воин», «стрелок», и в то же время он «всегда жертвует». «Чацкий разбивается числом старой силы, нанося ей смертельный удар на качество силы свежести», — так определил смысл Чацкого И.А. Балов.
Мы становимся историями, которые рассказываем сами себе
В течение последних нескольких месяцев, когда я пытался написать эту статью, я постоянно думал о том, что лучше всего написать? Что бы запечатлеть момент? Что я мог бы внести? Мои мысли продолжали распутываться, как в стихотворении Эмили Дикинсон «Потерянная мысль».
А может и отсутствие разрешения правильно. Это часть жизни и часть художественного процесса, часть процесса скорби. Это часть становления.
У меня на стене висят две цитаты, возле шаткого антикварного стола, который я получил от друга за 20 баксов. Это стол, за которым я работал годами, и это был мой одинокий остров во время этой пандемии, а также место, где я учусь, мечтаю и собираю своих ангелов, собираю своих наставников, в большинстве случаев без их ведома. Я думаю, что важно собирать и требовать сообщников, даже если это просто тайно — даже если вы знаете. Обе цитаты принадлежат Роберту Брессону, и я постоянно возвращаюсь к ним, когда думаю о процессе создания моего дебютного полнометражного фильма «9».0373 Софи Джонс . Первый: «Фильм как исследование, трансформация, поиск, вопрос, а не тезис», а второй: «Создавать фильм — это как постоянно практиковать веру».
Создание Софи Джонс было одиссеей, поиском, моим взрослением во многих отношениях. Это был неумолимый трехлетний путь. Это была высшая практика веры. До создания фильма я всю жизнь убегал от истории своей жизни. Я потерял отца из-за рака, когда мне было 16; он умер дома, на наших руках. Говорят, что хотя умирающий больше не может вас видеть, умирающий вас слышит, поэтому мы говорили, как сильно мы его любим, и продолжали повторять: «Мы любим вас, мы любим вас, мы любим вас». «У нас все будет хорошо, теперь ты можешь идти, тебе не нужно продолжать борьбу, ты можешь отпустить». Отпустить. Выпускать.
Джесси Барр в детстве с отцом.Я помню день, когда он умер, я был оцепенел. Я поднялся в свою спальню и лег в одиночестве с подушкой между коленями и одной из папиных футболок на подушке. До сих пор пахло им. Лежа там, я продолжал думать об этом образе прохладной, серебристо-голубой воды и одинокой ладони, качающейся взад-вперед на ветру. Я продолжал воспроизводить этот образ снова и снова, как фильм в моем сознании. Я не вспоминал об этом образе до недавнего времени, прямо перед тем, как мы собирались выпустить 9.0373 Софи Джонс в мир. Я чувствовал себя подавленным и беспочвенным, отпуская, отпуская, отпуская освобождение, и этот образ вернулся в мой разум: океан и пальма.
После смерти моего отца мой механизм выживания должен был ворваться и заглушить все мои чувства. Почти 15 лет я продолжал жить в отрицании, пытаясь убежать от травмы. Нет правильного или неправильного способа горевать, это процесс, танец, и я учусь быть нежнее с собой, а не осуждать эту 16-летнюю девочку. Она сделала то, что должна была выжить.
В феврале 2018 года я прожил без отца почти столько же, сколько с ним, и начал открываться истине, от которой пытался сбежать. По какой-то причине я начал смотреть на свое горе и писать сценарий, затрагивающий некоторые темы, которыми я занимался всю свою жизнь. Затем, по странному стечению обстоятельств, моя младшая кузина прислала мне набросок сценария, вдохновленный ее переживаниями, связанными со смертью матери. Мой двоюродный брат и я оба названы в честь моей прабабушки. У нас одно и то же имя, и мы разделяем потерю родителя в одном и том же возрасте. Произошла мощная синхронность.
Через годы Джесси Барр со своей младшей двоюродной сестрой Джессикой Барр.Сейчас это трудно объяснить; поскольку это произошло так быстро, это был не рациональный выбор. Я просто чувствовал себя обязанным превратить это в фильм, почтить историю моей кузины, исследовать рефлексивность и отражение, а также стать человеком, в котором я отчаянно нуждался, когда рос, для моей кузины и персонажа Софи. Я погрузился в заметки моего двоюродного брата, разработал историю и вместе переписал сценарий, который впоследствии стал 9.0373 Софи Джонс . Поскольку она должна была сыграть главную роль Софи, мы также неустанно работали над персонажем и над тем, как играть версию себя, которая одновременно чувствовала себя в безопасности и свободно.
При подготовке к Софи Джонс я создал «библию», вдохновленную Библией Копполы Крестный отец , с исследованиями и примечаниями о сути каждой сцены, что мне нужно для истории и характера и качества, тона и атмосферы, подводные камни и импровизации, которые я хотел включить. Мне казалось, что я что-то посылаю. Много раз, когда это казалось невозможным, и я был не в себе, я чувствовал своего отца. Я думаю, что именно благодаря ему я смог выстоять, несмотря ни на что – собирая финансирование для фильма, собирая сообщников, изучая, представляя, узнавая о создании фильма из ничего с моими невероятными продюсерами, желая его существования, создавая семья, чтобы принести этот фильм жизни. Софи Джонс актеры и съемочная группа действительно стали семьей. Дикая цирковая семья.
Съемка сцены на пляже во время съемок Софи Джонс .Готовясь, я нырнула в море фильмов о совершеннолетии, как одержимая. Мне хотелось плавать в них, вплетать их в волосы, есть их на завтрак, обед и ужин. В фильме я хотел, чтобы Софи Джонс была собственным существом. Я знал, что должен прислушиваться к тому, каким хотел быть фильм, а не пытаться подражать кому-то другому или форсировать то, что было сделано раньше. В то же время я также чувствовал ответственность быть в общении с фильмами, которые были раньше, быть в единстве с жанром: какова была суть фильмов о взрослении, какова была правда о них, что поджег меня?
Может быть, я пытался собрать своих ангелов. Я думаю обо всех режиссерах, которые обучали меня без их ведома: Ида Лупино, Афина Рэйчел Цангари, Джули Дэш, Джейн Кэмпион, Марен Аде, Мати Диоп, Андреа Арнольд, Элис Рорвахер, Гас Ван Сент, Яннике Систад Якобсен, Лукас Мудиссон. , Усман Сембен, Мариэль Эллер, Жан-Люк Годар, Вера Хитилова, София Коппола, Терренс Малик, Николь Холофсенер и многие другие. Я думаю, вы станете такими же, как ваши учителя. Так что я смотрел фильмы на бесконечном цикле, погряз в долгах по кредитным картам (я не рекомендую этого, но я хочу сказать правду), ездил в пустыню, жил на спагетти, красном соусе и пиве. Я перечитал стихи Анны Секстон, Гертруды Шнакенберг, Мэри Оливер и себя 16-летнего. Я плакала, сжимая подушку между ног, думая: «Что такого в фильмах о совершеннолетии, которыми я так отчаянно хочу питаться?»
Рассказы о совершеннолетии кажутся жизненно важными и разрушительными?
Скайлер Верити и Джессика Барр в Софи Джонс .Чудо, что этот фильм существует. Не было ни инфраструктуры, ни лабораторий, ни звезд, только вера, сердце, воля и желание, чтобы эта история дышала, и группа невероятно талантливых, щедрых и трудолюбивых людей собрались вместе, чтобы дать этому фильму жизнь. Это были годы мужества, решимости и воли. Я чувствую, что потерял себя, делая Софи Джонс , но и вроде тоже нашел себя.
Оглядываясь назад, я думаю, что создание этого фильма было моей попыткой вернуть отца. Я пытался спасти его, спасти свою тетю, спасти своего кузена и нас самих, 16-летних. Я в чем-то похож на Ocean Vuong; он написал свой первый роман, На Земле мы ненадолго великолепны , для своей неграмотной матери, которая никогда не сможет его прочитать. И я снял фильм для своего отца, который никогда его не увидит.
Странно, а мне как будто Софи Джонс — человек. Фильм похож на эту маленькую девочку, о которой я заботился годами: расчесывал ей волосы, следил за тем, чтобы она съела свой обед, давал ей тот красный свитер, в который она любила уткнуться носом, когда не чувствовала себя в безопасности. Я с нетерпением жду возможности поделиться фильмом со зрителями, но есть в нем и то, что заставляет меня болеть. Я должен отпустить ее. Выпуск . Фильм теперь принадлежит всем, и он живет по-другому, когда зритель может запечатлеть в нем себя и свое воображение. Это следующий этап оживления фильма. Это новый этап его жизни, и это часть его становления.
С миллионами погибших от COVID-19 и столькими потерянными близкими коллективное горе и травма, которые мы все переживаем прямо сейчас, непреодолимы. Так много людей скорбят, и мы также считаемся с тем, что наша страна во многом была основана на страданиях и неразрешимом горе. Прямо сейчас я чувствую это стремление многих людей, в том числе и меня самого, чтобы их сопровождали через наши переживания страданий. Это правда фильма тоже, в некотором смысле. Это фильм о том, как стать свидетелем и пережить горе; как публика, вы сопровождаете и вас сопровождают. Я надеюсь, что люди почувствуют, что увидели этот фильм. Я надеюсь, что это призыв нормализовать страдание и помочь нам перейти к разговорам о горе как о нелинейной части жизни, которую нужно исследовать — о горе почти как о практике, а не как о чем-то, что нужно патологизировать или исправить.