образ, характеристика, описание кучера Чичикова
Селифан в поэме «Мертвые души» (кучер Чичикова)
У господина Чичикова есть двое слуг: кучер Селифан и лакей Петрушка. Когда-то Чичиков получил в наследство всего одну семью крепостных, а это значит, что Селифан и Петрушка являются родственниками. Возможно, они — двоюродные братья или дядя и племянник.
В образе кучера Селифана автор изобразил типичные черты русского крепостного крестьянина:
- необразованность
- надежда на «авось»
- пьянство
- открытость и простота
- преданность барину
Селифан и Петрушка. Художник П. Боклевски |
Кучер Селифан, как и слуга Петрушка, является ярким второстепенным персонажем поэмы. Селифан и Петрушка являются слугами одного барина, но при этом они не похожи друг на друга.
«… конечно, они лица не так заметные, и то, что называют второстепенные или даже третьестепенные …»
«… Кучер Селифан был совершенно другой человек…»
О внешности кучера Селифана известно немного:
«… кучер Селифан, низенький человек в тулупчике …»
Кучер Селифан является разговорчивым, словоохотливым мужчином.
«… в руках словоохотного возницы…»
Селифан любит поговорить в пути сам с собою и с лошадьми:
«…Селифан, прерванный тоже на самой середине речи…»
«…чувствовала приятное расслабление от поучительных речей…»
Селифан — заботливый кучер, любящий лошадей:
«…кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей. ..»
«…Ты лучше человеку не дай есть, а коня ты должен накормить, потому что конь любит овес. Это его продовольство…»
Кучер Селифан уважает своего барина, господина Чичикова:
«…Вот барина нашего всякой уважает, потому что он, слышь ты, сполнял службу государскую, он сколеской советник…»
Чичиков называет Селифана «мошенником» и «болваном»:
«…Что, мошенник, по какой дороге ты едешь? – сказал Чичиков…»
«…Что ты, болван, так долго копался?…»
Кучер Селифан бывает невнимателен и, например, пропускает нужные повороты на дороге:
«….Но Селифан никак не мог припомнить, два или три поворота проехал. Сообразив и припоминая несколько дорогу, он догадался, что много было поворотов, которые все пропустил он мимо.
Когда Чичиков ругает Селифана, тот тут же становится внимателен к своему делу:
«. ..Селифан был во всю дорогу суров и с тем вместе очень внимателен к своему делу, что случалося с ним всегда после того, когда либо в чем провинился, либо был пьян…»
Судя по всему, кучер Селифан любит петь песни в дороге:
«… Селифан, помахивая кнутом, затянул песню не песню, но что-то такое длинное, чему и конца не было…»
Селифан является общительным человеком:
«… Вот у помещика, что мы были, хорошие люди. Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек; с человеком хорошим мы всегда свои други, тонкие приятели: выпить ли чаю или закусить – с охотою, коли хороший человек. Хорошему человеку всякой отдаст почтение…» (о крестьянах Манилова)
Селифан иногда обманывает барина, но при этом сам якобы ценит честность. Так, Селифан советует своему коню быть честным:
«… Ты думаешь, что скроешь свое поведение. Нет, ты живи по правде, когда хочешь, чтобы тебе оказывали почтение…» (Селифан ленивому коню)
Селифан любит выпить, как и многие крепостные крестьяне. За это Чичиков ругает его:
«…– Ты пьян как сапожник! – сказал Чичиков.
– Нет, барин, как можно, чтоб я был пьян! Я знаю, что это нехорошее дело быть пьяным. С приятелем поговорил, потому что с хорошим человеком можно поговорить, в том нет худого; и закусили вместе…»
При этом Селифан не против того, что Чичиков может высечь его за пьянство:
«… отвечал на все согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь, коли за дело, на то воля господская. Оно нужно посечь, потому что мужик балуется, порядок нужно наблюдать. Коли за дело, то и посеки; почему ж не посечь?…»
Когда Чичиков спит дома (например, после светского вечера), кучер Селифан и лакей Петрушка пользуются случаем и идут в пивную. Судя по всему, герои делают это время от времени:
«…Они встретились взглядами и чутьем поняли друг друга: барин-де завалился спать, можно и заглянуть кое-куда. Тот же час […] оба пошли вместе, не говоря друг другу ничего о цели путешествия …» (они идут в пивную)
«… вышли они оттуда через час, взявшись за руки, сохраняя совершенное молчание, оказывая друг другу большое внимание и предостерегая взаимно от всяких углов …»
Кучер Селифан обычно ночует или в «людской» (комнате для прислуги) или даже в конюшне возле лошадей:
«…Селифан лег […] позабыв о том, что ему следовало спать вовсе не здесь, а, может быть, в людской, если не в конюшне близ лошадей…»
Таков цитатный образ и характеристика кучера Селифана в поэме «Мертвые души» Гоголя: описание внешности и характера героя.
Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»
Характеристика Селифана (школьникам и студентам)
Слушай онлайн, если не любишь читать!В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» основное внимание уделено помещикам – дворянам, хозяевам жизни и передовому классу российской действительности XIX века. Главный герой, Чичиков, пытается обмануть их, скупив уже умерших крепостных крестьян (которые все еще числятся живыми в документах) и становится свидетелем крайней степени морального разложения общества.
О да! Это мое любимое занятие )))
21.61%
Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…
43.85%
Фу, не люблю
26.67%
Книги — а что это вообще такое?
7.87%
Проголосовало: 29616
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Тем временем среди низшего сословия – крестьян, с нравственной точки зрения все совсем не так плохо. Да, они не имеют права на собственность, свободу или даже собственную жизнь. Однако их души выглядят куда более «живыми», чем у богатый помещиков, имеющих все возможности мира.
Селифан – простой человек
Сравнение дворянской и крестьянской жизни и отношения к миру мы рассмотрим через образ одного из второстепенных персонажей «Мертвых душ» — Селифана. Он – один из слуг главного героя, Чичикова. Селифан работает кучером – правит лошадьми в экипаже, а также запрягает их, и, судя по всему, ухаживает за ними на конюшне.
Ни о каких богатствах, аферах, духовном упадке – ни о чем этом Селифан не думает. Почему? Потому что «не его это ума дело». Он ведь простой крестьянин, который просто делает свою работу, и делает ее достаточно хорошо.
Но именно в этом слуге, необразованном и часто пьяном, и скрыта настоящая человечность. Он добрый, честный и куда более зрелый нравственно человек, чем высокопоставленные помещики, с которыми встречается Чичиков, да и чем сам главный герой. Самое главное – Селифан никому не желает зла, никого не хочет обмануть, не лжет, ни к кому не относится плохо. И это делает его куда более достойным человеком, чем большинство представителей дворянства, представленных в «Мертвых душах».
Типичные черты крепостного в образе Селифана
Н. В. Гоголь использовал образ Селифана для того, чтобы продемонстрировать типичного крепостного крестьянина в Царской России. Точно также он использовал образы помещиков для того, чтобы представить читателям представителей передового класса – дворян. И крестьянский образ выглядит куда более привлекательным.
Селифан – это бесправный русский крепостной, которому присущи следующие характерные черты:
- Необразованность. У крестьян просто не было возможности получать образование, а далеко не каждый барин утруждался хотя бы тем, чтобы научить своих слуг считать и писать.
- Надежда на «авось». В некоторых случаях крестьяне действительно ведут себя халатно – например, Селифан может сесть за вожжи, будучи пьяным. Однако эта безответственность рождается не из-за того, что он хочет кому-то зла, и из-за того, что он искренне не понимает возможных последствий – а объяснить ему и некому.
- Пьянство. Этим страдали в России и дворяне, и крестьяне. Но только если у первых это был осознанный выбор, то вторым ничего не оставалось, кроме как топить свои горести и искать развлечения в алкоголе.
- Преданность барину. Селифан очень любит Чичикова несмотря на то, что тот не относится к своим слугам слишком уж хорошо. Кучер готов исполнять любые приказания своего хозяина, никогда не задает лишних вопросов и всегда стремится ему угодить. Иной раз ему и не нужно указывать, что делать – настолько хорошо Селифан изучил Чичикова и его привычки.
Отличительная черта, присущая Селифану, но не присущая большинству дворян – это человечность. Кучер очень хорошо относится к своим подопечным, лошадям. Он добр к ним, проявляет заботу, может поговорить с ними (правда, когда выпьет) и полагает, что эти животные – добрые и чуткие создания, с которыми приятно говорить. Именно здесь мы и можем увидеть яркий контраст: Селифан относится к своим подопечным-животным гораздо лучше, чем многие помещики – к своим подопечным-крестьянам.
О душах – мертвых и живых
Н. В. Гоголь несколько раз говорил о том, что именно в персонажах таких простых крестьян и скрыт настоящий характер русского человека: покорный, честный и чистый. И если у многих помещиков даже нет надежды на то, чтобы духовно вырасти (хотя Чичикову и Плюшкину автор все же хотел предоставить такую возможность, но второй и третий том «Мертвых душ» так никогда и не были завершены), то у крестьян эта надежда есть, ведь они не подверглись такому пресыщению и сильному упадку, как передовой класс.
Души помещиков мертвы по-настоящему: им уже более ничего не интересно, никакой ценности они не несут, никого не способны любить. Крестьянские души же живы, ведь им доступна роскошь человеческих чувств, не затемненная мнимой значимостью материальных ценностей. Именно в этом и выражается достоинство такого персонажа, как Селифан. Да, он пьяница и всего лишь слуга, но с моральной точки зрения он куда более ценен и уважаем, чем богатые помещики, продавшие собственные души за возможность сыто поесть, управлять крестьянами и торговаться на продаже товаров.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
мертвых душ Николая Гоголя – Анна с книгой
Человек, стремящийся купить мертвые души… это, безусловно, привлекает ваше внимание, когда вы слышите посыл этой книги, особенно если учесть, что она была написана в 1842 году и считается одним из первых великих русских романов.
Будучи большим поклонником Достоевского, я взял этот роман отчасти потому, что услышал его в сравнении с его произведениями. Я бы скорее отнес его к сатирической версии романов Достоевского. И это может быть просто новый фаворит для меня.
Релиз: 1842
Кол-во страниц: 402
Формат: Аудиокнига/Электронная книга
Предложение странных владельцев Чичисерков в Россию. Многие владельцы до сих пор платят налоги с умерших крепостных, пока не будет проведена следующая перепись. Чичиков предлагает купить мертвые души, хотя никто не может понять, почему именно…
Рецензия
Нет ничего, что мне так нравится в книгах, как персонажи, которые мне действительно интересны. Это не обязательно означает, что они хорошие люди, поскольку почти каждый персонаж в этой книге — ужасный человек. Книга исследует российское общество, высмеивая иерархию феодального строя, включая крепостных и наследство. О власти в основном судят по владению землей и крепостными. Персонажи — абсурдные, избалованные, богатые люди, которые действуют в своих интересах, мало понимая и не заботясь о чем-либо, что выходит за рамки их ограниченного кругозора.
Чичиков — антигерой, человек, использующий мужскую жажду денег и удобства в обмен на собственную выгоду. Он негодяй. Быстрый спойлер: он покупает души, потому что может взять кредит на каждого из «крепостных», прикарманить деньги, а затем сбежать. В некотором смысле, это схема быстрого обогащения. Он пользуется слабостью каждого, меняясь по мере того, как он понимает, как люди хотят, чтобы он действовал. Он какой-то ужасный человек.
И все же Гоголь бросает нам вызов как читателю. Он говорит, что нам «хорошо бы прощупать СОБСТВЕННУЮ душу и поставить СЕБЕ торжественный вопрос: «Нет ли во мне элемента Чичикова?»». на самом деле прислушиваться к нашему сознанию относительно источника свободных денег). Мы все хотим чувствовать себя комфортно в жизни, а работа тяжела. Мы также (осознаем мы это или нет) склонны менять свое поведение с разными людьми в зависимости от того, какую пользу это нам принесет. Мы непринужденны с друзьями, более формальны со старыми бабушкой и дедушкой или профессором колледжа. Мы все приспосабливаемся к изменениям и ситуациям.
Моя единственная критика этой книги — это критика всей русской литературы, и это на 100% моя мелочность. Мне действительно трудно читать все смехотворно длинные имена. Как Тенетников или Коробочка. Я переключался между аудиокнигой и электронной книгой при чтении этого романа, и могу сказать, что аудиокнига мне понравилась больше, потому что я не спотыкался о новые имена каждый раз, когда читал ее, а вместо этого кто-то мог произнести ее за меня.
Персонажи, которых встречает Чичиков, всячески вписываются в стереотипы, утрированные карикатуры на возможных помещиков в России. Некоторые примеры — Коробочка как шумная вдова и Плюшкин как скупой и депрессивный. У каждого есть идеальный баланс между реализмом и нелепостью. При чтении персонажей меня поразила их схожесть с шекспировскими юмористическими персонажами, вроде Плюшкин немного напомнил мне Мальволио из Двенадцатая ночь .
Спойлер! История скорее заканчивается тем, что Чичикова ловят и арестовывают, но он прощается и сбегает в землю. Кто знает, что он будет делать дальше?
Мне очень понравилась эта книга, так как она исследует коррупцию и проблемы в России 19-го века, а также рассказывает о человеческих недостатках, которые все еще имеют отношение к делу. Она получает от меня пять звезд, и я обязательно буду читать больше произведений Гоголя.
Вы слышали об этом авторе или книге? Вам это кажется интересным? Дайте мне знать ваши мысли в комментариях, следите за моим блогом, чтобы узнать больше и, как всегда,
Всего наилучшего в жизни, полной приключений,
Мадам Писательница
Нравится:
Нравится Загрузка…
Опубликовано мадам Писатель
Заядлый читатель и писатель. Просмотреть все сообщения мадам Писатель
Опубликовано Автор: Madame WriterОпубликовано в рубрике Рецензии на книгиTagged книжное обозрение, классика, исторический, Чтение, реализм, россия.мертвых душ
Акт I
Сцена 1. Вступление.
Слушаем песню Снег не белый , исполненную в русском народном стиле.
Сцена 2. Обед у прокурора.
Вельможи города N дают обед в честь Чичикова Павла Ивановича, на котором присутствуют Манилов, Собакевич, Ноздрев, Мижуев, губернатор, прокурор, председатель палаты, полицмейстер и почтмейстер . «Виват, Павел Иванович», — хором возглашают городские сановники, в свою очередь угощая Чичикова и говоря о своем восхищении им. В свою очередь, Чичиков расточает комплименты «отцам города».
По дороге едет бричка . Селифан сидит на козлах, а Чичиков в коляске. Селифан поет песню Эй-эй, мои сердечки! Он спрашивает у двух подошедших мужиков: «Далеко ли до Заманиловки?» Они отвечают, что до Маниловки одна верста, а Заманиловки нет. Бричка едет дальше.
Сцена 4. Манилов.
Гостеприимный Манилов с супругой встречают Чичикова. «Первомай… Именины сердца…» — нежно поет Манилов и напевает ариозо в похвалу гостю. Отведя Манилова в сторону, Чичиков предлагает продать ему мертвые души. Манилов опешил и выразил сомнение: «Не будет ли такая торговля противоречить перспективам России?» Но Чичиков легко объясняет, что дело обстоит наоборот. Маниловы и их гостья мечтают о радостях жизни вслух. Вдруг Манилов замечает, что Чичиков уже исчез. Он останавливается и размышляет: «Мертвые души?»
Сцена 5. Дорога с выбоинами.
Снова в пути. Селифан жалуется на адскую тьму, Чичиков предлагает посмотреть, видно ли деревню. Принеси, о Боже, Туча Гроза, поет припев.
Сцена 6. Коробочка.
Комната в доме Коробочки. Коробочка сокрушается о «неурожаях и потерях», рассказывая Чичикову, какие замечательные работники погибли за последнее время. Внезапно Чичиков делает свое предложение: «Отпустите их мне». Поначалу Коробочка не может понять, о чем говорит: сделка заманчивая, но необычная. Диалог становится все более напряженным. Оба говорят все быстрее и быстрее, и в конце концов их слов не разобрать. Далее следует сцена пантомимы. В разгаре Коробочка подает: «Что ты такой угрюмый? Позвольте, я дам вам их за пятнадцать заданий. Чичиков исчезает, а Коробочка остается наедине со своими мыслями: «Почему сегодня ходят мертвые души?»
Сцена 7.
Мы слышим песни Не плачь, не плачь, Красавица, Снег не белый, а ты полынь, полынь.
Сцена 8. Ноздрев.
Ноздрев только что вернулся с рынка – «не везет в карты». Садится с Чичиковым играть в шашки. Во время игры торгуются мертвые души. Ноздрев пытается всучить своему партнеру щенка и шарманку… Чичиков обвиняет Ноздрева в мошенничестве. Завязывается ссора, которая медленно перерастает в невообразимый скандал. Вдруг появляется капитан-полицмейстер: «Господин Ноздрев, вы арестованы… Вы обвиняетесь в том, что в пьяном виде нанесли березкой лично помещику Максимову…»
Акт II
Сцена 9. Собакевич.
Чичиков в кабинете Собакевич. Собакевич ругает отцов города до последней степени. Чичиков пытается вести светскую беседу и ссылается на «несуществующие» души. — Вам нужны мертвые души? — недоуменно спрашивает Собакевич, называя астрономическую цену — по сто рублей за душу. Начинается длительный процесс обмена. Время от времени в ходе беседы звучат реплики с портретов греческих полководцев, оправдывающие справедливость доводов Собакевича. В конце концов, обе стороны приходят к соглашению.
Сцена 10. Селифан Ямщик.
Снова бесконечная дорога, а Чичиковская бричка продолжает свой путь. Селифан поет заунывную песню. — Далеко до Плюшкина? он спрашивает крестьян, мимо которых проходит, но не получает ответа.
Сцена 11. Плюшкин.
Плюшкин жалуется на жизнь и рассказывает Чичикову, что проклятая лихорадка отняла у него «здоровое количество мужиков». Чичиков выступает благодетелем, предлагая купить все сто двадцать душ.
Сцена 12. Плач Солдатки.
Крестьянка оплакивает свою судьбу, потеряв сына, которого у нее отняли в солдаты.
Сцена 13. Губернаторский бал.
Гости оживленно обсуждают заслуги и богатство Чичикова. Среди танцовщиц выделяется дочь губернатора. Появляется Чичиков. Все приветствуют его, поздравляя с покупкой крестьян, не подозревая, что это афера, посредством которой он надеется получить закладную на несуществующую крестьянскую собственность. Жена губернатора дарит «миллионершу» своей дочери. Вдруг врывается Ноздрев и раскрывает хитросплетения сделок Чичикова: «Я вас не оставлю, пока не узнаю, зачем вы купили мертвые души». Все ошеломлены. Но появляется Коробочка, приехавшая в город узнать, «почему сегодня ходят мертвые души». Это еще больше запутывает всех…
Акт III
Сцена 14. Введение.
Снова слышим песню Снег не белый.
Сцена 15. Чичиков.
Главный герой оперы находится в номере отеля. Весь его хитрый заговор рухнул в руины.
Сцена 16. Две дамы.
Анна Григорьевна, «приятная женщина в полном смысле этого слова», и Софья Ивановна, «просто приятная женщина», встретились, чтобы обсудить последние сплетни. Анна Григорьевна подтверждает, что при содействии Ноздрева Чичиков собирается бежать с губернаторской дочерью.
Сцена 17. Толпа в городе.
Действие разворачивается по очереди у начальника полиции в гостиных и на улицах. Все действующие лица оперы обсуждают дело Чичикова. Выдвигаются все новые и новые предложения. Почтмейстер подтверждает, что «Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин…» «А разве Чичиков не Наполеон переоделся?» — спрашивает прокурор. Ноздрев рассказывает, что Чичиков — шпион, фискальный инспектор и «чиновник». Затем Ноздрев свободно подтверждает, что согласился помочь Чичикову бежать с дочерью губернатора. Беспокойство растет. Неожиданно сообщается, что в результате шока скончался прокурор. Толпа подавлена.
Сцена 18. Оплакивание Прокуратора.
Похоронная процессия во главе со священником направляется к кладбищу. Чичиков у себя в номере, продолжает прерванный монолог.
Сцена 19. Финал.
Ноздрев сообщает Чичикову, что его подозревают в разбойнике и шпионе, «с намерением похитить дочь губернатора». Чичиков пугается – пора бежать. Он вызывает Селифана и приказывает приготовить бричку . И снова бесконечная дорога, с чичиковской бричка шагает инкогнито. Селифан поет свою песню. У дороги стоят мужик с козой и еще один бородатый мужик. Встревают: «Видишь, какое колесо! Как ты думаешь, доедет ли это колесо, если представится случай, до Москвы или нет? «Успеет». — А до Казани, я думаю, не дойдет… — До Казани не доедет. И песня их продолжает звучать…
«Идея композитора была направлена на то, чтобы произвести вокальное переосмысление гоголевской прозы, — писал Родион Щедрин в пояснительной записке к опере Мертвые души . С необыкновенной чуткостью откликнулся композитор на все, что можно услышать в великой поэме Гоголя, и обнажил это в объемных музыкальных образах, прежде всего в вокальных партиях. У Гоголя кучеру Селифану дается «тонкий и мелодичный голос» — в опере это высокий тенор, причем поющий в народном стиле. Сладкий тенор-бельканто идет с Маниловым, голос которого Гоголь назвал «трогательно-нежным» (Лизанка Манилова, двойник мужа, повторяет его тонами лирического колоратурного сопрано). Прочитав характеристику игрока и бездельника Ноздрева как «человека большого роста и несколько узколицего», к тому же белокурого, и принимая во внимание огненный темперамент персонажа, Щедрин решил сделать и его тенором – драматическим один. Зять Ноздрева Мижуев предстает у Гоголя с «ленивым и вялым» голосом — в опере эта роль отводится низкому басу, в сущности голосу не слишком гибкому; когда герой впадает в пьяный сон, его голос также достигает нижних глубин диапазона. Собакевич тоже поет басом: только могучий богатырский голос с широким диапазоном годится для человека в сапогах «такой гигантской величины, что ноги под стать едва ли где можно найти». Дублоголовая вдова Коробочка — меццо, как и Плюшкин, которого играет женщина в мужском костюме. Когда Плюшкин впервые начинает петь, зал вздрагивает: «О, баба» — в точности повторяя мысль Чичикова, подхваченную Гоголем, когда он встречает деградировавшего скрягу: «О, баба» (а через секунду «О, баба»). нет»). Более того, роль старого скряги резко антиголосовая, так как автор охарактеризовал его голос как «хриплый».
Набоков назвал Мертвые души грандиозной мечтой, через которую прочерчивается идея России — «лирическая нота» поэмы Гоголя. Так построена и опера Щедрина. Его лирические нотки сконцентрированы в «дорожных» сценах, которые своим припевом переплетаются с карикатурными эпизодами. Композитор противопоставил живое мертвому; оживил лица из народа — скорбящей солдатки и бородатого мужика у дороги. В этих сценах пение скорее крестьянское, чем оперное; автору помогли слуховые переживания из детства, проведенного на берегах Оки, где будущий композитор слышал пастухов, плакальщиков и пьяные песни. Гоголь называл народную песню по имени – Снега не белые ; К этим словам Щедрин сочинил рефрен, и он звучит как архаичный русский фольклор, к тому же музыкально-теоретический анализ здесь выявляет связи с композиционными приемами 20 века. Многократно повторяющееся на протяжении всей оперы, именно народное пение подводит ее к завершению. «Не плачь, не плачь, не грусти» — поют женские голоса, хотя слушателю и в самом деле хочется плакать, повторяя за Пушкиным: «Боже мой, как грустна наша Россия!»
Являясь, казалось бы, мимолетными промежуточными звеньями, «дорожные» сцены в опере несут основную нагрузку драмы и смысла.