Характеристика оды ломоносова: краткое содержание и анализ произведения

Содержание

Характеристика оды Ломоносова — Школьные Знания.com

Ответ:

хзМ. В. Ломоносов — великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова — не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе — Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, — великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное — такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

Автор говорит в оде о красоте и величии. ..

своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, —

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение — это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, — государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Объяснение:

Духовные оды М. В. Ломоносова | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

Великий русским ученый-просветитель Михаил Василье­вич Ломоносов внес большой вклад в развитие русской лите­ратуры. Он познакомил русского читателя с достижениями европейского классицизма и своим поэтическим творчеством заложил основы развития многих жанров. Но, безусловно, из­любленным жанром самого Ломоносова была ода (от греч. ode — песнь) — стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица, значительного, торжественного события. Этот лирический жанр, как и многие другие, пришел в евро­пейскую, а затем и русскую литературу из античной поэзии. Всего Ломоносовым было написано 20 од. Традиционно оды принято подразделять на следующие типы: победно-патриотическая, торжественная (похвальная), философская духовная и анакреонтическая.

Нам в большей степени знако­мы торжественные оды

Ломоносова, написанные по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха. В каж­дой из них поэт развивал свои идеи, связанные с судьбами русского государства, выходя при этом за рамки официально-придворной речи. Наибольшую известность среди торжест­венных од получила «Ода на день восшествия на Всероссий­ский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елиза­веты Петровны, ноября 25 дня, 1747 года». В ней, как и во многих других произведениях Ломоносова, ярко выражена идея всемерного укрепления государства на просветительских основах, необходимости развития науки. Для блестящего ученого-естествоиспытателя, открывшего целый ряд фундамен­тальных законов природы, такие мысли представляются впол­не органичными. Другое дело — размышления о Боге как о создателе Вселенной и человека. Для наших современников может показаться парадоксальным появление таких произве­дений в творчестве ученого. И, тем не менее,
духовные оды,
ко­торым посвящен этот доклад, составляют значительную часть его поэтического наследия. Попытаемся разобраться в том, почему Ломоносов обратился к этому жанру и что нового внес в него с позиции естествоиспытателя, изучающего законы природы.

В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного ха­рактера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII века. Псалтирь была особенной кни­гой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских тек­стов) как лирический жанр были весьма популярны.

Но Ломоносов во многом переосмыслил этот хорошо зна­комый русской литературе его времени жанр, наполнив его новой проблематикой. В его творчестве духовная ода стано­вится особым жанром

научно-философской лирики. В этих произведениях ученый, выражая веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением. По еще важнее для развития русской литературы было то, что именно в духовных одах Ломоносова, в отличие от торжест­венных, наиболее отчетливо проявляются лирические эмоции и авторская личность. Не случайно именно здесь превалирует высказывание от первого лица, тогда как в торжественной оде выражающей общенациональное содержание, употребляется местоимение «мы».

К жанру духовной оды в творчестве Ломоносова принято относить следующие произведения: «Вечернее размышление о божием величестве, при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», а также стихо­творные переложения из текстов Священного Писания (фраг­менты из книги Иова; переложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 116, 143, 145).

Все духовные оды Ломоносова написаны в промежут­ке между 1743 и 1751 годами. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изысканиями. Это время, ко­гда Ломоносов стремится всеми силами способствовать разви­тию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петербургской Академии Наук, где большинство ученых и ад­министративных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом, немцы. Его духовные оды стали фило­софской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяю­щего сферу ее приложения в условиях своего отечества.

Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задастся разнообразными нравст­венно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования».

Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоно­сов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии». Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято». Святость научного знания в понимании Ломоносова обознача­ла необходимость всецело посвятить себя науке. Универса­лизм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

Наиболее близки к традиционному жанру духовной оды произведения Ломоносова, в которых он опирается на тексты из

Ветхого Завета. Среди них несколько являются стихо­творными переложениями псалмов. Псалмы — это библей­ские песнопения, обращенные к Богу. Их авторство приписывается ветхозаветному царю Давиду, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — «Псалтырь». В этих стихотворениях неизмеримое величие Творца являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благо­говейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину:

Да хвалит дух и мой язык
Всесильного Творца Державу,
Великолепие и славу…
О, Боже мой, коль Ты велик!
 
Одеян чудной красотой,
Зарей Божественного света,
Ты звезды распростер без счета
Шатру подобно пред Тобой.
 
Покрыв водами высоты,
На легких облаках восходишь,
Крилами ветров шум наводишь,
Когда па них летаешь Ты.

Другим библейским источником, на который опирается Ломоносов, стала «Книга Иова», также входящая в Ветхий Завет (им написаны переложения глав 38, 39, 40 и 41 из этой книги). Интересно то, что в Книге Иова Ломоносова не столько привлекает бурный протест человеческой души против дисгармонии жизни, пламенные вопросы Иова, обращенные к Всевышнему о причине бед и несчастий, постигших этого праведника. Такая тематика будет потом подробно разработа­на в творчестве Ф. М. Достоевского. В духовной оде Ломоно­сова, «выбранной из Иова», выражено преклонение и удивле­ние перед мудростью и всемогуществом Создателя вселенной:

Кто море удержал брегами
И бездне положил предел,
И ей свирепыми волнами
Стремиться дале не велел?

Несколько иначе традиция жанра духовной оды преломля­ется в двух оригинальных одах, не имеющих библейского ис­точника — «Утреннее размышление о Полей ем величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Эти произведения навеяны на­учными занятиями поэта астрономией и физикой и представ­ляют собой опыты создания научной картины мира поэтиче­скими средствами.

В «Вечернем размышлении…» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической приро­де северного сияния. В «Утреннем размышлении…» рисуется научно-достоверная, как ее себе представляли в XVIII веке, картина солнечной поверхности:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

В этих одах появляется образ человека-исследователя, он по­добен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.
Утреннее размышление…»)

Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огонь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь па землю день вступил!

При этом он говорит о смятении человека перед непозна­ваемостью законов мироздания:

Открылась бездна, звезд полна.
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде.
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетается в этих духовных одах с прекло­нением перед безграничной созидательной силой Творца, не­измеримое величие которого являет себя в устройстве мира картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовно­му состоянию автора библейских псалмов, и облекается в на­сыщенную мощными образами поэтическую картину: Материал с сайта //iEssay.ru

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес.
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»

В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивиду­альность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энцикло­педического научного мышления создает грандиозные косми­ческие картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божест­венного творения, а также ощущение неисповедимого божест­венного Промысла и непознаваемости глубинных связей, ко­нечных причин, лежащих в основе мироздания.

Поэт выражает в этих духовных одах чувстве потерянно­сти и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:

Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна!
О, коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!
(«Утреннее размышление о Божием величестве»)

Именно этот эмоциональный диссонанс — с одной сторо­ны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой — смяте­ние перед непознаваемостью мира, порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являют­ся гимном и элегией одновременно.

Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обраща­лась к духовным проблемам, создавая высочайшие художест­венные творения, которые принесли ей мировую славу. В кон­це XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева насле­дует традиции ломоносовских духовных од, особенно в созда­нии картин ночного пейзажа. Конечно, классицизм с его стро­гим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосно­вой, не мог исчерпать себя. В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших во­едино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.

Идея оды ко дню восшествия на престол. Ода ко дню восшествия на престол императрицы Елизаветы

Ода ко дню восшествия на престол Елизаветы Петровны — произведение Ломоносова 1747 года. Она целиком посвящена новой императрице. Сам жанр оды предполагает сильное возвеличивание, восхищение.

Художественные средства занимают здесь одно из главных мест, так как с помощью ярких эпитетов, метафор и сравнений Ломоносов говорит о царице как о солнце, как о матери народов, как о великой личности, слава которой разнеслась по всему миру .

Главные действующие лица оды — сама Елисавета, ее отец, с которым Ломоносов сравнивает свою дочь, и сам автор, из уст которого произносится речь.

Основная тема и идея – создание увесистого образа королевы, который служил бы опорой для ее могущественного царствования. Многие люди никогда не видели царицу своими глазами, но с помощью оды у них сложилось впечатление, что ими правит богиня.

Ода также позволил показать все преимущества царствования королевы. Она вела миролюбивую международную политику, была мудра, развивала науку, заботилась о подрастающем поколении, всегда вникала в проблемы людей.

Ода Ломоносова считается лучшей одой того времени, так как она опережала все остальные произведения своими художественными зарисовками, стилем и идеей.

Обновлено: 08.08.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и осмысленное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ея Величества Императрицы Елизаветы Петровны в 1747 году». Она написана в честь самого главного праздника для всей страны. В этой статье мы рассмотрим то, что я хотел сказать в своей — «Оде на день Вознесения». Резюме и анализ этой работы помогут нам понять посыл ученого. Итак, приступим.

Ломоносов, «Ода на Вознесение». Резюме

В своем произведении автор воспевает величие России, богатство ее земель и морей, счастливые села, крепкие города, урожаи. Затем он переходит к образу Елизаветы. Ломоносов описывает ее как красивую, добрую, великодушную, спокойную, завершившую войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России наука развивается, и наступили хорошие времена. Все это описывается с помощью различных метафор и прочего, которыми полна ода Ломоносова «На Вознесение».

В последней части он возвращается к «источнику милосердия» — Элизабет. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний защищает и благословляет ее.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день воцарения императрицы Елисаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет императрицу за мирное время. Однако это не так. Он только таким образом пытался донести до императрицы свое мнение, что России хватит воевать, пролито много крови, пора наслаждаться миром.

Почему он пишет об этом? В то время встал вопрос, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, воевавшими с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его хвалебная ода носит политический характер, его собственная мирная программа.

Тем не менее, у императрицы были заслуги. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Ломоносов не забыл отметить этот момент в хвалебной песне («Ода на день вознесения»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и писатель хвалит Елизавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 г. императрица увеличила количество средств на нужды Академии. После этого поступка ученый написал свою знаменитую оду.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, использованным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво прославить свою страну, ее правителя, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет любимой тишиной, войну — огненными звуками.

Сравнения встречаются и в произведении: «душа ее зефир тише», «зрение краше рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчи… звуки», «вихри, не смейте реветь», «Марс боялся», «Нептун казался».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески хвалил ее, поддерживал всем сердцем. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что этот жанр позволял ему воспевать все, что казалось ему значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он смог донести свой взгляд на развитие России. В то же время он выдержал классицистическую строгость языка в своей — «Оде на день вознесения». Краткое содержание показывает нам, насколько важные темы удалось затронуть автору в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво донести до правителя свои идеи и взгляды.

Заключение

Мы рассмотрели одно из лучших литературных произведений Ломоносова М.В. — «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и показало, какие темы затрагивал автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елизавета продолжила дело отца: занималась образованием, наукой.

Мы узнали, что ученый и писатель был против войны и кровопролития. Написав оду, он сумел донести свои взгляды на желаемое будущее России до самой императрицы. Таким образом, это произведение было написано им не просто так в честь ежегодного празднования вступления императрицы на престол. Ломоносов донес до правителя свое видение развития страны.

«Наша литература начинается с Ломоносова… он был ее отцом, ее Петром Великим», В.Г. Белинского Место и значение творчества выдающегося русского просветителя, ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова в истории русской литературы. Он стал не только реформатором русского стихосложения, но и автором замечательных поэтических произведений, составивших особую страницу русской поэзии.

Может быть, сейчас нас мало интересуют те государственные деятели, которым адресованы стихи Ломоносова, а для кого-то имя Елизаветы Петровны, которой посвящена его ода, написанная в 1747 году, совершенно незнакомо. Но мысли и чувства великого человека, гражданина и патриота, его неутомимого исследователя и первооткрывателя неизведанного в мире природы — это то, что не утратило своей ценности и по сей день и, наверное, останется таковым навсегда.

Почему Ломоносов пишет в своей оде, названной, как это было принято в поэзии XVIII века, очень витиево: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Императрицы Елизаветы Петровны, 25 ноября 1747 г. ”?

Композиция оды в соответствии с требованиями классицизма отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и детальную разработку, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.

Как всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, эта поэма начинается с величественного прославления мира:

Радость царей и царств земных,

Возлюбленная тишина,

Счастье деревень, городская ограда,

Если ты полезный и красный!

Естественным продолжением этой величественной картины является восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны, прежде всего, принеся ей мир — ведь во время ее правления войны, которые Россия вела издавна действительно остановился: 9.

Послали человека в Россию

То, о чем не слышали веками.

Через все преграды восходил

Голова, увенчанная победами,

Россия, растоптанная варварством,

Вознес меня на небо,

Ломоносов, как впоследствии Пушкин, считал Петра I великим реформатором, просвещенным монархом и блестящим полководцем — настоящим народным героем. Говоря о нем, поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии. Так, например, Марс и Нептун служат символами понятий войны и морской стихии. Такая образность, наряду с широким использованием славянских слов, риторических вопросов, восклицаний и обращений, создает особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий тематике ее изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра 1, его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых Марса боялся,

Твой меч в руках Петрова напрасно,

И Нептун гадал с трепетом.

Глядя на российский флаг.

Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I также великий строитель северной столицы, открывший России новые пути развития:

В стенах внезапно укрепленных

И в окружении зданий

СООТВЕТСТВЕННАЯ НЕВА. что при Петре 1

…божественные науки Через горы, реки и моря,

К России руки простерли. ..

Заканчивая рассказ о Петре 1 описанием его трагической гибели, Ломоносов переходит к следующей части поэмы: он снова обращается к настоящему и выражает надежду, что Елизавета последует примеру отца и станет покровительствовать наукам, способствовать укреплению и процветанию России.Он хочет видеть Елизавету как просвещенная царица, заботящаяся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей некую «программу действий», которая должна обеспечить дальнейшее развитие т страна.

Призывая Елизавету покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно красива и обладает неисчерпаемыми природными богатствами:

Взгляни на высокие горы

Загляни в свои широкие поля ,

Где Волга, Днепр, где течет Обь;

Богатства, спрятанные в них,

Наука будет откровенно

Что расцветает от твоей щедрости.

Композиция

М. В. Ломоносов — великий ученый и поэт. Он стал светилом науки в 18 веке. и до сих пор его труды не забыты. Поэзия для Ломоносова не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного лица, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала основным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из самых известных произведений Ломоносова была ода «На день воцарения Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Радость царей и царств земных,
Возлюбленная тишина,
Блаженство деревень, городская ограда,
Если ты полезна и красна!

Когда она взошла на престол
Как Всевышний дал ей венец,
Я вернул тебя в Россию
Война закончилась.

Прислали человека в Россию
Чего только не слышал век.
Сквозь все преграды он поднял
Голову, увенчанную победами,
Русь, варварство попирай,
Он поднял его до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов обращается к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что делает оду еще более торжественной.

Ода «В день воцарения Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, — великая страна, она могуча, мудра и миролюбива, но главное, что такое будущее возможно, если Россия станет священной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В экскурсе в эпоху Петра I Ломоносов как бы говорит Елизавете, чтобы она брала пример с отца и продолжала его великие дела, в частности, способствовала развитию науки, как это делал ее отец:

… божественные науки
Через горы, реки и моря,
Простерли руки к России…

Взгляни на высокие горы
Взгляни в свои широкие поля,
Где Волга, Днепр, где Обь потоки;
Богатство, скрытое в них,
Наука даст откровенно
То, что расцветает от твоей щедрости.

Такой огромной стране, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь до Дальнего Востока, нужны образованные люди. Ведь раскрыть все природные ресурсы России могут только знающие люди:

Ах ты, кто ждет
Отчизны из недр ее,
И хочет их увидеть
Что зовет из заграницы!
Держись, ныне ты воодушевлен,
Покажи своей речью
Что умеют владеть Платоны
И догадливые Ньютоны
Русскую землю рожать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что земля русская способна дать умы, равные тем, «которых она зовет из чужих стран!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Люди, которые умеют не только впитывать науку, но и сеять ее плоды. Естественным продолжением оды являются строки:

Науки юношей питают,
Старикам радость дарят,
В счастливую жизнь украшают,
В несчастье заботятся;
Радость в домашних трудностях
И в дальних странствиях не помеха.
Наукой пользуются везде, —
Среди народов и в глуши,
В городском шуме и одиночестве,
В покое они милы и в работе.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек без знаний не только сам по себе неинтересен и скучен, он еще и ведет такую ​​же жизнь. Без знаний человек не способен развиваться духовно, поэтому, поя о науке, автор поет и о душе человека. Прославление человека, его души и гения — главная мысль оды, это связующая нить. Наука и знания связывают не только поколения, но и народы. Знание – это фундамент всего.

Ода Ломоносова больше, чем просто литературное произведение, это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Отличный пример того, что потомки следовали его заветам — Государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

  1. Как вы думаете, почему ода стала одним из основных жанров литературного творчества М.В. Ломоносов?
  2. Ломоносов отдавал предпочтение героическим темам в художественных произведениях, претендовал на славу и могущество Русского государства, воспевал победы русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественном образовании. Задачам прославления государства и его наиболее достойных государственных и военных деятелей в наибольшей мере отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреонтом» Ломоносов объяснил свое литературное пристрастие следующими словами:0003

    Хоть я и не лишен нежности сердечной В любви я больше восторгаюсь героями вечной славы.

    Хотя в юности Ломоносов любил писать песни о любви, две из которых дошли до наших дней, главной задачей для него было привить своим согражданам чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности на примерах бытовой герои. Жанр оды позволял тогда соединить в большом произведении лирику и публицистику, высказаться по вопросам государственной важности, причем сделать это, по мнению известного русского исследователя литературы XVIII века А. В. Западовой, сильно, образно , красиво.

  3. Какая, на Ваш взгляд, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Императрицы Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? Как связаны с ней другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?
  4. Ведущей темой «Оды на день восшествия на Всероссийский престол…» является тема России, ее настоящего и будущего, восхваления ее величия, богатства, то есть тема патриотическая. Оно раскрывается через ряд подчиненных ему тем, конкретизирующих отношение автора к родине и ее народу. Среди них образы Петра I и императрицы Елизаветы Петровны, олицетворяющие Россию и осуществляющие прогрессивные преобразования, тема войны и мира (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромное природное богатство России, а также тема молодого поколения, символизирующая его будущее процветание.

  5. Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сравните его с образом Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.
  6. Прославление монарха является одной из отличительных черт классицистской оды, так как его образ символизирует силу и единство государства, для русских классиков это просвещенный монарх, покровительствующий праву, наукам, видящий цель своего деятельность как хорошие предметы. Такова в оде жена Елисавета Петровна. Ее образ носит парадный, торжественный характер. Как классик, Ломоносов в образе монарха запечатлел свое видение власти и стояния на ней. Императрица в оде Ломоносова прекрасна и величественна (зрение прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия русских. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II) вполне соответствовало их художественному изображению в портретах классицистов. Создавая образ российской монархии, художники придерживались формулы «Елизавета — это Петр сегодня», имея в виду обновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия бироновщины в царствование Анны Иоанновны. Передовая часть русского общества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в мирное время.

    В долинах слышны клики:

    «Великая Петрова дочь превосходит отцовское великодушие, Отягчает довольство муз, И к счастью открывает дверь».

    Известен портрет Елизаветы Петровны работы И. Вишнякова (1743 г.), который выставлен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над миром, словно незыблемая пирамида. Она по-царски неподвижна, что подчеркивается коронационным одеянием, мантией. Образ самодержца дополняют такие атрибуты власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и доброжелательная улыбка, обращенная к подданным. Кажется, что слова Ломоносова обращены к этой внешности Елизаветы:

    Эта слава принадлежит тебе одной, Монархина, Твоя великая сила, О, как она благодарна тебе!

    И призыв, свойственный торжественному одическому стилю:

    Взгляни на высокие горы, Взгляни на свои широкие поля…

  7. Какое отношение Ломоносов выражал к Петру I? Какие художественные приемы, характерные для классицизма, использованы в изображении Петра? Как они влияют на восприятие читателя?
  8. Как уже говорилось, для русских классиков Петр I — идеальный просвещенный государь, заботящийся об укреплении Российского государства, его военной мощи, развитии наук и искусств. Так он изображен в оде «В день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Императрицы Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.». В его образе прослеживается четкая направленность на античность, что характерно для создания образа героя. Чтобы показать силу и величие Петра I и его деяний, автор использует сравнение с богом войны Марсом, который «напрасно боялся меча своего в руках Петра»; Нептун удивляется, глядя на созданный Петром флот («Русский флаг»). Вообще в оде часто упоминаются античные реалии — имена богов, муз, Парнаса, с которыми он сравнивает собрание муз на русской земле, философ Платон. В то же время Ломоносов усматривает в облике Петра Великого божественную волю, волю «строителя мира», которая прославляет творца, пославшего человека в Россию:

    То, что было неслыханно веками. Через все преграды вознес Главу, победами увенчанную, Русь, растоптанную грубостью, Вознес на небеса с собою.

    Конечно, в одах Ломоносова выражено, хотя и идеализировано, искреннее восторженное отношение к Петру. Поэт как бы забывает, какой ценой было достигнуто его преображение. материал с сайта

  9. Как изображена Россия в оде? Что привлекает внимание поэта? Какими эпитетами и сравнениями он воссоздает образ Родины?
  10. Сравнивая Россию с другими странами, их наследием, Ломоносов дает России преимущество. Это высокие, почти широкие горы, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, безбрежный простор земель, богатства, которыми хвастается Индия. Богатство России – густые леса, разнообразный животный мир. Словно знакомя императрицу с ее обширными владениями, Ломоносов прославляет Россию. И здесь подчас трудно различить объект восхваления в оде — Елисавету Петровну или огромную страну, которая находится под ее подданством. Эти два образа иногда сливаются в восприятии читателей в один, что указывает на приоритетность для поэта образа великого родного государства и его блага.

    Мы прославим твой дар до небес, И поставим знак твоей щедрости, Там, где восходит солнце и где Амур Крутится в зеленых берегах, Желая вновь вернуться В твое государство из Маньчжурии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал на темы:

  • ведущая тема оды Ломоносова
  • эпитеты к оде а.к. толстый
  • как Петр 1 изображен в 9 оде Ломоносова0018
  • Темы оды Ломоносова на Вознесение
  • почему ода Ломоносова принадлежит к классицизму

функциональный анализ — часть теоремы Ломоносова об инвариантных подпространствах

Задавать вопрос

спросил

Изменено 6 лет, 9несколько месяцев назад

Просмотрено 420 раз

$\begingroup$

Пусть $X$ — комплексное банахово пространство бесконечной размерности, $T\in\mathcal{B}(X)\backslash\{0\}$ — компакт.

Определите $$\Gamma := \{S\in\mathcal{B}(X)\,|\,S\circ T=T\circ S\}$$ и определите для каждого $y\in X $, $$\Gamma(y):=\{S(y)\,|\,S\in\Gamma\}$$

Я пытаюсь доказать, что $\Gamma(y)\in Closed(X )$ для каждого $y\in X$. Я уже доказал, что $\Gamma \in Closed(\mathcal{B}(X))$, что было несложно, но я не понимаю, как из этого следует, что $\Gamma(y)$ замкнуто.

Это часть теоремы $\boxed{10.35}$ («Теорема Ломоносова об инвариантном подпространстве») в книге Рудина «Функциональный анализ».

Что я пробовал:

  1. Я попытался взять сходящуюся последовательность в $\Gamma(y)$ и показать, что она сходится к точке обязательно в пределах $\Gamma(y)$. Это влечет за собой выбор последовательности точек в $\Gamma$, $\{S_n\}_{n\in\mathbb{N}}$, такой, что предел выходит в $X$: $$\lim_{n\to\ infty} S_n(y)$$Теперь, если бы можно было показать, что $\{S_n\}_{n\in\mathbb{N}}$ сходится к некоторому $S\in\Gamma$, то мы бы закончили . Однако я не уверен, как использовать данные, чтобы показать это, потому что для сходимости $\{S_n\}_{n\in\mathbb{N}}$ вам нужно кое-что знать, скажем, $||S_{n_1}-S_{n_2}|| $, тогда как вы знаете что-то только о $||S_{n_1}(y)-S_{n_2}(y)||$, и тогда у вас есть только $||S_{n_1}(y)-S_{n_2}(y) )||\leq||S_{n_1}-S_{n_2}||||y|| $ по линейности.

  2. Я попытался определить отображение $\Psi_y:\mathcal{B}(X)\to X$ с помощью $S\mapsto S(y)$. Тогда $\Psi$ линейна и непрерывна. Цель состоит в том, чтобы доказать, что $\Psi_y$ является закрытым отображением, но я не уверен, как это сделать.

  • функциональный анализ
  • банаховы пространства
  • банаховы алгебры

$\endgroup$

1

$\begingroup$ 93,\ldots)$ такое, что $||S — T|| < \varepsilon$ выполняется. Теперь у нас есть $$||Te_2 - v|| \: = \: ||(T - S)e_2|| \: \leq \: ||T - S||\cdot ||e_2|| \: < \: \varepsilon, $$ так, в частности, $\big|(Te_2)(n) - \frac{1}{n-1}\big| < \varepsilon$ верно для всех $n \geq 2$. Определим $M \subseteq \mathbb N_{\geq 2}$ по $$ M := \left\{n\in\mathbb N \: : \: n\geq 2\ \text{and}\ \varepsilon \leq \frac{1}{2}\cdot\frac{1} {n-1}\право\}. 2 \: \geq \: \sum_{m\in M} \frac{1}{4} \: = \: \frac{ |М|}{4}. $$ Отсюда следует, что $||T|| \geq \frac{1}{2}\cdot \sqrt{\:|M|\:}$. Но теперь у нас есть $||S|| \geq ||T|| — \varepsilon \geq \frac{1}{2}\cdot \sqrt{\:|M|\:} — \varepsilon$. Делая $\varepsilon$ все меньше и меньше, эта нижняя граница для $||S||$ становится все больше и больше, показывая, что $||S||$ произвольно велико. Это противоречие, поэтому мы можем заключить, что такого $S$ не существует. Действительно, мы видим, что $\mathcal A(e_2)$ не замкнута.

Однако в доказательстве Рудина $\Gamma$ не просто любая замкнутая подалгебра; это коммутант $T$. Это, как правило, имеет гораздо большую структуру, чем произвольная замкнутая подалгебра. (Например, если $X$ — гильбертово пространство, а $T$ — самосопряженное, то $\Gamma$ — алгебра фон Неймана. Но даже если $X$ не является гильбертовым пространством, мы могли бы выбрать инволюция $* : B(X) \to B(X)$, для которой $T$ самосопряженна. В этом случае коммутант $\Gamma$ является самосопряженной подалгеброй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *