образ и характеристика героини романа «Преступление и наказание»
Образ Катерины Ивановны из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — это образ женщины, испытавшей много горя, страдавшей от нищеты, но сохранившей чувство собственного достоинства и веру в человеческую порядочность.
Содержание
Описание внешностиКатерина Ивановна — женщина лет тридцати, очень худая, тонкая, стройная, довольно высокая. У неё прекрасные тёмно-русые волосы, блестящие, точно в лихорадке, глаза, щёки из-за чахотки раскраснелись до пятен.
Судьба Катерины ИвановныО жизненном пути героини читатель узнаёт от её мужа Семёна Захаровича Мармеладова. Она характеризуется в исповеди Мармеладова перед Раскольниковым как «особа образованная и урождённая штаб-офицерская дочь». Катерина Ивановна воспитывалась в благородном губернском институте. На выпускном балу она танцевала с шалью при губернаторе как отличившаяся воспитанница и за это получила похвальный лист и золотую медаль.
Затем Катерина Ивановна сбежала из родительского дома и вышла замуж за пехотного офицера, человека бесшабашного, который был азартным игроком. Он попал из-за карточного проигрыша под суд и вскоре умер.
Осталась вдова с тремя малолетними детьми (двумя девочками и мальчиком) в глубокой нищете. Познакомившись с ней, Семён Захарович испытал к этой молодой женщине жалость и сделал ей предложение. Катерина Ивановна вышла замуж за Мармеладова, потому что не видела выхода из нищеты. Но ей не повезло и со вторым мужем, который, столкнувшись с жизненными трудностями, начал пить. После того, как Мармеладова сократили по службе, он начал заливать своё горе алкоголем вместо того, чтобы искать средства к существованию. Надеясь, что глава семейства, имеющий чин титулярного советника, найдёт место службы в столице, семья Мармеладовых переехала в Петербург и стала жить в съёмной проходной комнате. Место службы нашлось, но скоро Семён Захарович потерял и его из-за пьянства. Собравшись с силами, он всё же взялся за ум и снова устроился на службу. Получив через месяц жалование, он отдал его Катерине Ивановне, но на следующий день выкрал деньги из её сундука и пьянствовал пять дней, не показываясь дома.
Бедная больная женщина страдает, видя своих голодных и холодных детей. Она бьёт пьяного мужа (которого привёл домой Раскольников), так как он пропил деньги и на питание, и на плату за жильё.
В конце концов, Мармеладов попал в пьяном виде под лошадей и умер. В день его похорон вдова во время поминок, деньги на которые дал Раскольников, говорит гостям о своей мечте создать пансион для благородных девиц в родном городе. Затем произошла ссора с хозяйкой квартиры, и Мармеладова с детьми покидает жилище, на улице у неё открывается кровотечение.
Смерть Катерины Ивановны наступила в комнатке, снимаемой её падчерицей Соней. Бедная Катерина Ивановна закричала: «Уездили клячу!.. Надорвала-а-ась!» — и умерла.
Характер
Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как женщину гордую, горячую, благородную, мечтательную. Спасаясь от жестокой реальности, она уходит в мир грёз, «собственными воображениями сама себя тешит», как говорит о ней муж.
По натуре Катерина Ивановна не грубая женщина, но иногда бывает груба, и вызвано это не характером, а бедностью и нищетой.
Автор отмечает, что от природы характер героини миролюбивый, весёлый, смешливый. Но от постоянных неудач и бед она стала нервной, часто относится к людям предвзято. Их недостатки, плохое отношение друг к другу приводят её в исступление, так как она
В разговоре с Раскольниковым Соня выделяет такое качество Катерины Ивановны как великодушие. Она считает свою мачеху человеком нравственной чистоты.
Хотя саму Катерину Ивановну бьёт жизнь, она умеет сострадать другим людям. Она жалеет Соню, хотя сама, в отчаянии от бедности, косвенно подтолкнула её к занятию проституцией. Когда две дамы, живущие по соседству, не пришли на поминки Мармеладова, потому что не желали сидеть рядом с Соней, эту обиду Катерина Ивановна не смогла простить и хотела доказать, что её падчерица достойная девушка.
Катерина Ивановна — аккуратная, чистоплотная женщина. Хотя она болеет чахоткой (туберкулёзом), с утра до вечера работает: приводит в порядок своё жилище, «скребёт и моет и детей обмывает».
Главной чертой характера Катерины Ивановны является гордость, которая и привела к тому, что после ссоры с квартирной хозяйкой на поминках мужа Катерина Ивановна оказалась с детьми на улице, так как хозяйка выгнала их из квартиры. От всех этих бед на Катерину Ивановну нашло безумие, она заставляла детей петь и плясать перед прохожими и жаловалась, до чего довели люди детей чиновника.
Образ Катерины Ивановны из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» олицетворяет борьбу в человеке отчаяния с надеждами на лучшую жизнь. Образ этой героини заставляет читателя задуматься: можно ли сохранить благородство и чистоту души, будучи на грани нищеты.
Характеристика образа Катерины Ивановны, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Сравнительная характеристика Тихона и Бориса
admin Гроза, Островский, Сочинения по литературе
Борис Дикой и Тихон Кабанов — два совершенно разных персонажа. Они оба очень тесно связаны с главной героиней — Катериной, и составляют с ней любовный треугольник. Тихон — её муж, а Борис — мимолётный интерес, интрижка, мужчина, с которым она изменила Тихону. Конечно, это сразу ставит их в совершенно разные положения. Следует отдельно поговорить о каждом персонаже, чтобы выявить их различия и немногочисленные сходства.
Тихон Кабанов — законный муж Катерины и сын Кабанихи. Он воспитан в строгости и привык во всём слушаться свою матушку; находится, так сказать, у неё «под каблуком». Он не умеет самостоятельно принимать какие-либо решения, он не знает, как жить вдали от матери и поэтому, улетев временно из-под матушкиного крыла, сразу же уходит в разгул:
«Уж очень рад был, что на волю-то выбрался. И пил всю дорогу».
Тихон представляется мне как тряпка, а не как настоящий мужчина, ведь в нём отсутствует то самое главное — мужественность. Конечно, у Тихона есть и положительные качества — он умеет прощать, а это дорогого стоит. Он простил Катерину, когда та ему изменила, хотя, я считаю, это не тот поступок, который нужно прощать. В любом случае, это говорит только о духовности, душевности Тихона. Тихон верный, добрый, но, к сожалению, настоящим мужчиной я его назвать не могу.
Что же касается Бориса, то он для меня фигура ещё более неоднозначная, чем Тихон. Он племянник богатого купца, всю юность провёл в Москве и получил надлежащее образование, что в то время было огромной редкостью. В небольшой городок Калинов, в котором происходят действия пьесы, ему пришлось переехать. Я думаю, если бы не пособничество Варвары и Кудряша, Борис бы не стал бегать за Катериной, ведь она, замужняя женщина, а Борис воспитанный человек, и вряд ли бы он пошёл на свидание к занятой даме. Его чувства к Катерине, нежные слова, которые он ей говорит — всё это делает образ Бориса более живым и романтичным, особенно по сравнению с тем же Тихоном. Борис уверенный в себе человек — это делает его ближе к понятию «настоящий мужчина». Есть одно «но» — к концу пьесы Борис проявляет себя как настоящий подлец. Его слова к Катерине рушат весь образ романтичного молодого человека:
«Только одного Бога надо просить, чтобы она умерла поскорее».
Желать человеку смерти, хоть и скорой, не самая удачная мысль. Тем более, если ты клялся этой женщине в любви. Так был он честен или просто решил по-тихому сбежать? Кто его знает.
Подытожив, можно сказать, что Борис показывает себя более активным человеком во всех сферах жизни, нежели Тихон — тот совершенно пассивен. Но их обоих настоящими мужчинами назвать можно лишь с натяжкой, я вижу в каждом из них черты мальчишек, ещё не сформировавшихся личностей. Они оба не умеют решать проблемы, предпочитая их игнорировать. Тихон прощает Катерине измену, а Борис уезжает от неё, не желая исправлять собственные ошибки. Тихон и Борис совершенно полярны, их характеры различны, но оба они, совершенно точно, не настоящие мужчины.
Поиск для:
Анализ характера Кэтрин в «Укрощении строптивой»
Кэтрин, широко известная в Падуе как строптивая в начале пьесы сквернословит и остр на язык. Она постоянно оскорбляет и унижает окружающих ее мужчин, и она склонна к диким проявлениям гнева, во время которых она может физически атаковать кто ее бесит. Хотя большинство героев пьесы просто верят Кэтрин вспыльчива по своей природе, это, безусловно, правдоподобно. думать, что ее неприятное поведение проистекает из несчастья. Она может вести себя как землеройка, потому что она несчастна и в отчаянии. Там много возможных источников несчастья Кэтрин: она выражает ревность по поводу обращения отца с сестрой, но ее тревога также может быть вызвано чувством собственной нежелательности, страхом что она никогда не сможет завоевать мужа, ее отвращение к тому, как мужчины обращаются с ее и так далее. Короче говоря, Кэтрин чувствует себя чужой в своем обществе. Из-за своего интеллекта и независимости она не хочет играть. роль дочери-девы. Она явно ненавидит ожидания общества чтобы она слушалась своего отца и проявляла к ней изящество и вежливость женихи. В то же время, однако, Кэтрин должна понимать, что данный жесткость ее социального положения, ее единственная надежда найти надежное и счастливое место в мире заключается в том, чтобы найти мужа. Эти по своей сути противоречивые импульсы могут привести к ее страданию и плохому настроению. порочный возникает замкнутый круг: чем злее она становится, тем менее вероятным кажется она сможет приспособиться к предписанной ей социальной роли; чем больше отчужденной она становится социально, чем больше растет ее гнев.
Несмотря на унижения и лишения, которые Петруччо добавляет к ее жизни, легко понять, почему Кэтрин может поддаться выйти замуж за такого, как он. В их первом разговоре Петруччо устанавливает, что он интеллектуально и словесно равен Кэтрин, делая его на каком-то уровне захватывающим отличием от легко доминируемых мужчин которые обычно окружают ее. Насильственное обращение Петруччо с Кэтрин всячески предназначена для того, чтобы показать ей, что у нее нет реального выбора но приспособиться к своей социальной роли жены. Эта адаптация должна быть привлекательным для Кэтрин в какой-то степени, так как даже если она не любит роль жены, играя ее, по крайней мере, означает, что она может вызывать уважение и уважение со стороны других, чем страдать от всеобщего отвращения, которое она получает как строптивый. Социальная роль, даже если она не идеальна, должна быть менее болезненным, чем постоянный отказ от любой социальной роли вообще. Таким образом, Возможное согласие Кэтрин с корыстным «обучением» Петруччо кажется более рациональным, чем могло показаться вначале: конце пьесы она получила положение и даже авторитет голос, в котором ранее ей было отказано.
Кэтрин Мэнсфилд | Poetry Foundation
Кэтрин Мэнсфилд родилась Кэтлин Мэнсфилд Бошам в Веллингтоне, Новая Зеландия, 14 октября 1888 года. Новаторские, доступные и психологически острые, многочисленные короткие рассказы Мэнсфилд положили начало формированию жанра в 20 веке. Ее художественная литература, поэзия, журналы и письма охватывают множество тем: трудности и амбивалентность семьи и сексуальности, хрупкость и уязвимость отношений, сложности и бесчувственность растущего среднего класса, социальные последствия войны и, в основном, попытаться извлечь любую красоту и жизненную силу из мирского и все более трудного опыта.
Получив образование в Веллингтоне и Лондоне, Мэнсфилд уехал из Новой Зеландии в Англию в возрасте 19 лет, чтобы начать карьеру писателя. Большая часть ранних работ Мэнсфилда представлена в виде зарисовок, в которых описывается отрезок жизни, очень популярный в журналах того времени. Ее первый сборник « В немецкой пенсии » (1911) состоит в основном из зарисовок, сатирически изображающих немцев с точки зрения тихой, наблюдательной молодой англичанки. В последующие годы она часто публиковала рассказы в Rhythm и The Blue Review , оба под редакцией Джона Миддлтона Мюрри, за которого она вышла замуж в 1918 году после развода с Джорджем Боуденом. Пара стала хорошо известна в литературных кругах Лондона и была связана с Д. Х. Лоуренсом и Фридой (Уикли) Лоуренс.
Летом 1915 года во Франции Мэнсфилд провела время со своим братом Лесли, размышляя об их семье и жизни в Новой Зеландии. К сожалению, Лесли погиб во время подготовки к службе в Первой мировой войне; Мэнсфилд заметил, что его «разорвало на куски», когда он демонстрировал, как бросать ручную гранату. После его смерти она использовала воспоминания о Новой Зеландии, обсуждавшиеся с ее братом, в написании некоторых из ее самых известных работ, в том числе
Мэнсфилд страдала от туберкулеза в течение последних пяти лет своей жизни. К моменту ее смерти репутация Мэнсфилд как автора блестяще сжатых коротких рассказов прочно утвердилась. Ее последние работы, помимо незаконченных материалов, опубликованных Мюрри после ее смерти, — это «Голубиное гнездо » (1923 г.) и «Что-то детское 9».0012 (1923). На момент ее смерти 9 января 1923 г. у нее было несколько незаконченных работ, в том числе Стихотворений (1923 г.), которые вместе с Журналом Кэтрин Мэнсфилд (1927 г.) и Письма Кэтрин Мэнсфилд (1928 г. , 1929), опубликованы посмертно. В предисловии к американскому изданию « рассказов Кэтрин Мэнсфилд » 1930 года Мюрри утверждал, что «неотъемлемым» качеством ее работы является «своего рода чистота» не только стиля или видения, но и всей ее жизни, ее абсолютной чистоты. верность «какому-то духу истины, которому она служила». Прежде всего, Мэнсфилд постоянно хвалили за сжатость и преуменьшение ее письма, а также за ее способность упаковывать сложные эмоции и мысли в обманчиво простые и прямые очертания ее работы.