Характеристика героев романа-эпопеи «Война и мир»
Роман-эпопея «Война и мир» был написан Львом Николаевичем Толстым в 1869 году. В нём рассказывается о частной и общественной жизни России в первые годы 19 века и об Отечественной войне 1812 года. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей, которые являются наиболее значимыми из множества героев романа.
Содержание
Главные герои
Андрей Болконский
Андрей Болконский — дворянин с обострённым чувством чести и богатым внутренним миром. Он умён, склонен к анализу своих мыслей, чувств, а также внешних событий. Это целеустремленный человек, который хочет быть полезным России. В начале романа Андрей Болконский показан как честолюбивый человек, кумиром которого является Наполеон. Но после тяжёлого ранения в Аустерлицком сражении началось его духовное перерождение, он понял, что слава, честолюбие неважны для настоящего человека, что главное в жизни — любовь и доброта.
Подробная характеристика Андрея Болконского здесь.
Пьер Безухов
Пьер Безухов — незаконный сын богатого графа Безухова, ставший наследником титула и состояния. Это умный, склонный к философским раздумьям молодой человек. Он наивен, добр, простодушен, способен страдать. Но у него есть и отрицательные черты характера: подверженность страстям и непрактичность.
Пьер в начале романа почти обожествляет Наполеона. Затем начинается его нравственное развитие: он разочаровывается в своём кумире, а в конце романа читатель видит Безухова, увлечённого идеями декабристов.
Подробная характеристика Пьера Безухова здесь.
Наташа Ростова
Наташа Ростова — героиня, в которой автор романа «Война и мир» воплотил своё понимание идеальной женщины. Читатель видит духовную эволюцию Наташи на пятнадцатилетнем отрезке её жизни. По мере взросления этой девушки изменяется её отношение к жизни. Ей пришлось пройти через душевную боль, разочарования, потери, прежде чем она обрела духовное равновесие. Наташа поняла, что счастье для неё заключается в семье. Выйдя замуж за Пьера Безухова и став матерью, Наташа обрела счастье с любимым мужем и детьми.
Подробная характеристика Наташи Ростовой здесь.
Марья Болконская
Марья Болконская — дочь князя Николая Александровича Болконского. У неё богатый внутренний мир, она очень добра, отзывчива, религиозна. Княжна боготворит и боится своего сурового отца, любит брата, его жену Лизу и маленького племянника Николеньку.
Княжне Марье чужда зависть и лицемерие. Её благородство и душевная чуткость покорили Николая Ростова.
Подробная характеристика Марьи Болконской здесь.
Другие персонажи
Кирилл Владимирович Безухов
Кирилл Владимирович Безухов — граф, отец Пьера Безухова. Пьер — незаконнорождённый, но любимый сын графа. Кирилл Безухов — очень богатый и знатный дворянин, знаменитый вельможа времён Екатерины II. Характер у него прямой, благородный. Всё богатство после его смерти по завещанию получил Пьер.
Николай Андреевич Болконский
Князь Николай Андреевич Болконский — генерал-аншеф в отставке. Он очень умён, энергичен, деятелен. Князь считает главными источниками пороков праздность и суеверие. У него сильный, жёсткий характер, он требовательно относится к людям. Николай Андреевич смог дать хорошее воспитание сыну Андрею и дочери Марье, которые его очень любят и уважают.
Подробная характеристика Николая Андреевича Болконского здесь.
Лиза Болконская
Лиза Болконская — жена князя Андрея Болконского. В свете эту хорошенькую молодую женщину называют маленькой княгиней. Там она была всеобщей любимицей, но муж быстро в ней разочаровался. Князю Андрею не нравилось её легкомыслие, постоянное оживление, любовь к светскому обществу. Но он понимал, что с Лизой он может быть спокоен за свою честь.
Подробная характеристика Лизы Болконской здесь.
Николенька Болконский
Николенька Болконский — сын князя Андрея и княгини Лизы.
Мадемуазель Бурьен
Мадемуазель Бурьен — компаньонка княжны Марьи Болконской. Это хорошенькая молодая француженка. Она весела, самодовольна, надеется выйти замуж и уехать от Болконских. Мадемуазель Бурьен настолько кокетлива и легкомысленна, что флиртует с женихом княжны и даже с князем Андреем.
Алпатыч
Алпатыч — пожилой управляющий в имении князя Николая Андреевича Болконского. Он предан барину, старается всегда исполнять его хозяйственные поручения отлично.
Граф Илья Андреевич Ростов
Граф Илья Андреевич Ростов — хлебосольный московский барин, самоуверенный, весёлый, добрый, доверчивый. Очень любит жену и детей. Щедрость и гостеприимство привели к тому, что у него накопилось множество долгов.
Графиня Наталья Ростова (Шиншина)
Графиня Наталья Ростова (Шиншина) — жена графа Ильи Ростова. В своей семье она вместе с мужем создала атмосферу любви и доброты. Графиня — хорошая мать, она пользуется доверием у своих детей. Она добра, помогает материально своей подруге Анне Михайловне Друбецкой, обедневшей дворянке.
Николай Ростов
Николай Ростов — старший сын графа Ильи Андреевича Ростова. Он весел, эмоционален, доброжелателен, простодушен, честен. Николай оставил учёбу в университете и стал служить в гусарском Павлоградском полку. При первой встрече с Марьей Болконской он почувствовал к ней симпатию, а потом полюбил её. В браке они нашли своё счастье.
Подробная характеристика Николая Ростова здесь.
Петя Ростов
Петя Ростов — младший сын графа Ростова. Он добр, честен, жизнерадостен, по-детски наивен. Во время Отечественной войны, несмотря на очень молодой возраст, ушёл в действующую армию, желая совершить подвиг во имя Родины. Он с поручением попал в партизанский отряд Василия Денисова, остался там, желая принять участие в бою, и погиб.
Подробная характеристика Пети Ростова здесь.
Соня Ростова
Соня Ростова — племянница графа Ростова, она сирота и воспитывается в доме графа. Эта хорошенькая девушка молчалива, сдержанна, рассудительна. Соня с детства влюблена в своего кузена Николая Ростова, но старая графиня против их брака. Соня желает счастья Николаю, поэтому освобождает его от данного слова жениться на ней.
Подробная характеристика Сони Ростовой здесь.
Вера Ростова
Вера Ростова — старшая дочь князя и княгини Ростовых. Она всегда сдержанна, рассудительна, немного надменна. Вера — красивая девушка, но в ней нет обаяния, живости, доброты, которые свойственны её сестре Наташе. Наверно, поэтому молодые люди не увлекаются ею. Оценил Веру только гвардейский офицер Берг, ему нравилось, что девушка сдержанна и умеет вести себя в обществе.
Подробная характеристика Веры Ростовой здесь.
Адольф (Альфонс) Карлович Берг
Адольф (Альфонс) Карлович Берг — молодой гвардейский офицер, которому присуще спокойствие, учтивость. Он эгоист, но эгоист добродушный и наивный, считающий, что другие люди очень интересуются его жизнью и продвижением по службе. Берг аккуратен, добродетелен, высоконравственен. Он стал хорошим мужем Вере Ростовой, которую очень уважал за то, что она умела вести себя в обществе, была аккуратна, бережлива, то есть за черты характера, свойственные и ему.
Подробная характеристика Адольфа (Альфонса) Карловича Берга здесь.
Шиншин
Шиншин — кузен (двоюродный брат) графини Ростовой, холостяк.
Ахросимова Марья Дмитриевна
Ахросимова Марья Дмитриевна — московская пожилая барыня. В обращении с людьми она проста, даже грубовата. Ахросимова — крёстная мать Наташи Ростовой. В высшем обществе её очень уважают и даже побаиваются. Светские люди всё время говорили по-французски, но Марья Дмитриевна всегда говорила по-русски. За её суровостью и грубостью скрывается забота и внимание к людям, которых она любит. Она ругала Пьера Безухова за то, что он связался с компанией Долохова, опекала Наташу и Соню, когда они какое-то время жили у неё без матери. Ахросимова помешала побегу Наташи с Анатолем.
Василий Курагин
Василий Курагин — князь, занимающий высокую должность при императорском дворе. Это равнодушный, самоуверенный, двуличный человек. Основные черты его характера — жадность, расчётливость, фальшивость. Он считает, что его дети — «обуза его существования», но всё же пристраивает своих сыновей на престижные должности на военной и дипломатической службе. Дочь князь выдаёт замуж за богача Пьера Безухова. Так он понимает свою отцовскую обязанность.
Подробная характеристика Василия Курагина здесь.
Княгиня Алина Курагина
Княгиня Алина Курагина — жена князя Василия. Эта пожилая, когда-то красивая женщина завидует красоте и молодости своей дочери Элен, а также её богатству. Она не осуждает безнравственность дочери, которая хочет выйти замуж за иностранного принца при живом муже.
Ипполит Курагин
Ипполит Курагин — старший сын князя Василия Курагина. Он глуп, но говорит так самоуверенно, что окружающие не замечают его глупости. Иногда он говорил, и только потом сам понимал, что сказал. Ипполит бестактен, его манеры вычурны.
Подробная характеристика Ипполита Курагина здесь.
Анатоль Курагин
Анатоль Курагин — младший сын князя Василия Курагина, самодовольный, самоуверенный, глупый молодой человек. Отец называет его «беспокойным дураком», а его брата Ипполита «покойным дураком». Анатоль красив, эгоистичен, безнравственен.
Подробная характеристика Анатоля Курагина здесь.
Элен Курагина
Элен Курагина — дочь князя Василия Курагина, вышедшая замуж за богатого графа Пьера Безухова. Эту бездушную светскую красавицу обожают в светском обществе. Она глупа, но умеет казаться умной, так как, в основном, молчит. В романе Толстого образ Элен Курагиной олицетворяет порочность и безнравственность.
Подробная характеристика Элен Курагиной здесь.
Борис Друбецкой
Борис Друбецкой — офицер из обедневшего княжеского рода. Это практичный, расчётливый, целеустремлённый молодой человек. Его цель — достичь высоких должностей, но для этого нужно быть богатым, и он женился ради богатого приданого на нелюбимой и некрасивой Жюли Карагиной.
Подробная характеристика Бориса Друбецкого здесь.
Анна Михайловна Друбецкая
Анна Михайловна Друбецкая — обедневшая княгиня, вдова, очень любящая своего сына Бориса. Ради его блестящей будущей карьеры она готова на унижение и интриги. Анна Михайловна хитра, расчётлива, но старается казаться беззащитной и кроткой.
Жюли Карагина
Жюли Карагина — некрасивая девушка из хорошей московской дворянской семьи. В 1811 году после гибели на войне братьев Жюли стала очень богата. Она ведёт себя неестественно, притворяется «поэтической натурой», состоит в переписке с княжной Марьей Болконской. Борис Друбецкой не любит её и женится на ней только ради богатого приданого.
Анна Павловна Шерер
Анна Павловна Шерер — фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, хозяйка модного светского салона, где собирается высшая знать. Она в курсе всех слухов и сплетен, которые ходят в светском обществе, и умеет ловко управлять собравшимся в её салоне обществом, словно заведённым механизмом.
Подробная характеристика Анны Павловны Шерер здесь.
Аббат Морио и виконт Мортемар
Аббат Морио и виконт Мортемар — два француза, которых Анна Павловна Шерер представила своим гостям как очень интересных людей. Они вели с гостями салона Шерер светские утончённые беседы.
Билибин
Билибин — служит дипломатом, считает, что именно дипломаты управляют историческим процессом. На самом деле он занят пустословием, любит произносить заранее заготовленные остроты.
Фёдор Долохов
Фёдор Долохов — офицер, впоследствии разжалованный в солдаты. Долохов — эгоистичный, корыстный, жестокий человек. Он гуляка и дуэлист. На поле боя он действует храбро, надеясь, что за это ему вернут офицерское звание.
Подробная характеристика Фёдора Долохова здесь.
Василий Дмитриевич Денисов
Василий Дмитриевич Денисов — боевой гусарский офицер, командир и друг Николая Ростова. Это храбрый, шумный, азартный человек, совершающий иногда необдуманные поступки. Во время Отечественной войны возглавлял один из партизанских отрядов, гуманно относился к пленным французам.
Подробная характеристика Василия Дмитриевича Денисова здесь.
Лаврушка
Лаврушка — крепостной Василия Денисова, служит у него лакеем и денщиком. Это хитрый, плутоватый, наглый и бойкий человек. Денисов на время передал Лаврушку своему другу Николаю Ростову. В августе 1812 года Лаврушка попал в плен к французам, когда был отправлен в деревню за курами и увлёкся там мародёрством. Увидев Наполеона, Лаврушка не испугался и не смутился. Наполеон спросил его, как думают русские, победят ли они его. Лаврушка ответил очень коряво, смысл был такой: если в течение трёх дней будет битва, то победят французы, а если позже — трудно сказать. Наполеон отпустил Лаврушку на свободу, и тот вернулся в свой полк.
Телянин
Телянин — молодой поручик, которого в полку не любили. Он однополчанин Николая Ростова. Когда Теланин украл кошелёк у Василия Денисова, Николай Ростов уличил его в этом, и струсивший Телянин отдал ему деньги. После этого Телянина исключили из полка якобы по болезни.
Через некоторое время, в 1806 году, Денисов избил Телянина, который в провиантском ведомстве отвечал за поставки еды эскадронам. Денисов был уверен, что его эскадрон голодает по вине Телянина.
Александр I
В начале романа ему 28 лет, в военном деле он был тогда неопытен. Это чувствительный, впечатлительный человек, но до страданий народа ему мало дела. Александр I свои либеральные идеи не воплотил в жизнь. Ближе к концу своего правления этот император искал уже спокойствия и мало занимался делами.
Наполеон Бонапарт
Толстой показал Наполеона Бонапарта как эгоистичного человека и жестокого завоевателя. Читатель видит в этом герое такие черты его характера как самовлюблённость, хвастливость, самонадеянность. Для Толстого этот правитель Франции — наглый, жестокий завоеватель, палач народов.
Подробная характеристика Наполеона Бонапарта здесь.
Кутузов Михаил Илларионович
В романе «Война и мир» Михаил Илларионович Кутузов показан как истинный патриот и скромный человек, не кичащийся подвигами, талантливый полководец, выразитель нравственной силы русской армии.
Подробная характеристика Михаила Илларионовича Кутузова здесь.
Несвицкий
Несвицкий — адъютант главнокомандующего Кутузова. В 1805 году он был сослуживцем Андрея Болконского. У него чин штаб-офицера и титул князя. Судя по всему, он добрый, весёлый человек. Несвицкий был секундантом Пьера на дуэли с Долоховым, но прежде пытался их примирить.
Багратион Пётр Иванович
Багратион Пётр Иванович — русский военачальник, герой Отечественной войны 1812 года. В начале романа ему 40 лет (в 1805 году). Это скромный, тактичный человек, умеющий вдохновить своих подчинённых. Он решительный и храбрый генерал. В Бородинском сражении Багратион получил смертельное ранение.
Жерков
Жерков — в Шёнграбенском сражении был адъютантом Багратиона, который отправил его на левый фланг с приказом отступать. Жерков струсил на поле боя, приказ не передал, и по его вине пострадало много русских военных.
Сперанский Михаил Михайлович
Сперанский Михаил Михайлович — выдающийся государственный деятель, которого читатель видит глазами Андрея Болконского. Это спокойный, самоуверенный человек, излагающий свои мысли просто и сжато. Часто он относится к окружающим с презрением. В 1812 году Сперанского отправили в ссылку, обвинив в мнимой измене. Андрей Болконский считал, что деятельность Сперанского принесла России пользу, хотя со временем разочаровался в нём как в человеке.
Аракчеев Алексей Андреевич
Аракчеев Алексей Андреевич — граф, военный министр, доверенное лицо императора Александра I. Он создал новые правила по разным частям военной администрации. В 1810 году Аракчеев перешёл из военного министерства в департамент военных дел в Государственном совете и стал председателем департамента.
Балашов
Балашов — генерал-адъютант, посланный в 1811 году к Наполеону, чтобы объявить, что Россия готова договориться, если французы отступят за Неман. Эта попытка была безуспешна, и между Россией и Францией началась война.
Растопчин Фёдор Васильевич
Растопчин Фёдор Васильевич — граф, московский генерал-губернатор. С начала Отечественной войны 1812 года он выпускал патриотические афишки, написанные псевдонародным языком и отличавшиеся «шапкозакидательским» тоном. Растопчин с презрением относился к народу, которого боялся и которым не умел управлять. Из-за страха за свою жизнь граф отдал на растерзание толпе Верещагина, заявив, что он виновник поджога Москвы.
Верещагин Михаил Николаевич
Верещагин Михаил Николаевич — переводчик. Этот слабый человек был обвинён графом Растопчиным в измене и поджоге Москвы и отдан на расправу возмущённой толпе.
Платон Каратаев
Платон Каратаев — солдат, попавший в плен к французам. Это добродушный, простой человек, любящий всех людей и никого не осуждающий. У него нет озлобленности даже на врагов. Он равнодушен к лишениям, верит в людей, в справедливость.
Подробная характеристика Платона Каратаева здесь.
Прохор Игнатьич Тимохин
Капитан Прохор Игнатьич Тимохин — опытный воин, он участвовал в бою за Измаил, в Шёнграбенском сражении и в Отечественной войне. Он безудержно храбр и решителен в бою, но не очень смел в будничной жизни. Тимохин — выходец из народа, его уважают солдаты.
Подробная характеристика Прохора Игнатьича Тимохина здесь.
Тушин
Тушин — капитан артиллерии, для которого война — это просто работа. Внешне он не похож на профессионального военного: маленький, худой, робкий. Он прост, приветлив, доверчив к людям. На поле боя — это мужественный воин, там он чувствует себя спокойно и уверенно. Тушин не чувствует страха, а просто спокойно делает свою привычную работу, и чем она труднее, тем ему интереснее.
Подробная характеристика Тушина здесь.
Ферапонтов
Ферапонтов — купец, владелец мучной лавки и постоялого двора. При наступлении французов он оставался в Смоленске, так как не верил, что город сдадут врагу. Даже когда через город стали проходить отступающие русские полки, он оставался в городе. Вернувшись после молебна домой, купец увидел, что его лавку опустошают солдаты. Ферапонтов призвал всех разбирать его товары, чтобы они не достались врагу. Затем он поджёг свой амбар с зерном.
Тихон Щербатый
Тихон Щербатый — это крестьянин, по своему желанию вступивший в партизанский отряд Василия Денисова. Тихон — сильный, умелый, удачливый мужик. Он отличается ловкостью, удалью и отчаянной храбростью, поэтому со временем стал самым полезным человеком в партизанском отряде.
Подробная характеристика Тихона Щербатого здесь.
Старостиха Василиса
Старостиха Василиса — прототипом этой героини, упомянутой Л. Н. Толстым в романе, является крестьянка Василиса Кожина, организовавшая во время Отечественной войны 1812 года партизанский отряд из крестьянок и подростков.
Раевский
Раевский — генерал, участник Отечественной войны 1812 года, участвовал в Бородинском сражении. Пьер Безухов на батарее Раевского наблюдал, как мужественно и стойко сражались русские солдаты.
Бенигсен
Бенигсен — граф, начальник штаба армии в 1812 году. Борис Друбецкой служит его помощником.
Пьер Безухов приехал в Бородино с Бенигсеном, затем пришёл к батарее Раевского. Бенигсен, увидев под высоткой войска и не зная, что это засада, передвинул войска на высоту, так как посчитал распоряжение главнокомандующего глупой ошибкой. Кутузову он об этом не сообщил.
Богданыч
Богданыч — так называли сослуживцы Шуберта Карла Богдановича. Это полковой командир. В его Павлоградском полку начал служить Николай Ростов. Богданыч не очень правильно говорит по-русски. Он спокойный человек, привыкший точно исполнять приказания начальства.
Пфуль
Пфуль — генерал-прожектёр, самоуверенный немец. В 1811 году противники России двигают свои войска к русским границам. На совете, состоявшемся летом 1812 года, на котором присутствовал император и генералы, Пфуль защищал свой неудачный план войны.
Вам также будет интересно почитать:
Таблица с краткой характеристикой героев романа «Война и мир»
Главные герои
Имя героя | Характеристика |
Андрей Болконсикй | Их не занимают великосветские интрижки, мерканильные интересы, неосновательные беседы в светских салонах. Их легко распознать среди горделивых самовлюбленных лиц. К ним безусловно относится князь Андрей Болконский. Он невысокого роста, внешне обаятельный молодой дворянин, с определенными и сухими чертами. Андрей является представителем передового мыслящего дворянства. Получил хорошее образование и воспитание. Умен, горд и честолюбив. Имеет богатую, одаренную, ищущую натуру. Князь – человек действия. Став адъютантом Кутузова быстро завоевал доверие. Отец научил Андрея ценить в людях патриотизм, достоинство и честь"}»> |
Наташа Ростова | |
Пьер Безухов | Рос и воспитывался за границей, получил там превосходное образование. Пьер – душа чувственная. Его ум, склонен к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, выдающаяся добросердечность. Ключевая черта героя – искание успокоения, согласия с самим собой, поиск жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение."}»>Незаконный преемник состоятельного и знаменитого в обществе графа Безухова. Рос и воспитывался за границей, получил там превосходное образование. Пьер – душа чувственная. Его ум, склонен к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, выдающаяся добросердечность. Ключевая черта героя – искание успокоения, согласия с самим собой, поиск жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение. |
Второстепенные герои
Имя героя | Характеристика |
Николай Андреевич Болконский | Внешность персонажа была невзрачна, но особо выделялись глаза, которые были чрезвычайно проницательны. Внешняя особенность пожилого князя не является чем-то странным и особенным. Это немолодой, сухой человек низенького роста, носит напудренный парик и прохаживается по своим имениям по-старому в кафтане. Впрочем, несмотря на это он благоразумен, хорошо говорит по-французски, ведет правильный образ жизни и невероятно добр душою. Растя своих детей, он отталкивается от своих личных моральных устоев, но тем не менее это не мешает ему любить их всем сердцем, хотя Николай Андреевич редко проявляет свои чувства.\nКнязь Николай Болконский человек компетентный, большой патриот своей страны, и, прежде всего, он близок к народу. Он не страшится труда и работы руками. Кроме того, обожает проводить время в саду со своей дочерью Марьей Николаевной Болконской. Старый князь с глубочайшим почтением относится к крестьянам, а сами они с сердечностью отзываются о Николае Андреевиче."}»> Бывший генерал – аншеф, человек старой выучки, с серьезным нравом. Внешность персонажа была невзрачна, но особо выделялись глаза, которые были чрезвычайно проницательны. Внешняя особенность пожилого князя не является чем-то странным и особенным. Это немолодой, сухой человек низенького роста, носит напудренный парик и прохаживается по своим имениям по-старому в кафтане. Впрочем, несмотря на это он благоразумен, хорошо говорит по-французски, ведет правильный образ жизни и невероятно добр душою. Растя своих детей, он отталкивается от своих личных моральных устоев, но тем не менее это не мешает ему любить их всем сердцем, хотя Николай Андреевич редко проявляет свои чувства. |
Мария Болконская | Княжна покорно повинуется своему чудаковатому и властолюбивому отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права осуждать родного отца. На первый взгляд она кажется нам застенчивой и забитой. Но в ее темпераменте есть наследственная Болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина."}»>Живой Наташе противопоставляется в романе покладистая и ласковая княжна Марья, в которой послушание и учтивость сочетаются с жаждой обыкновенного человеческого счастья. Княжна покорно повинуется своему чудаковатому и властолюбивому отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права осуждать родного отца. На первый взгляд она кажется нам застенчивой и забитой. Но в ее темпераменте есть наследственная Болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. |
Илья Андреевич Ростов | Ростова отличает нежная глубокая любовь и сердечная доброта по отношению к жене и детям."}»>Известен не только как гостеприимный хозяин и примерный семьянин, но и как человек, умеющий лучше других устраивать бал, обед, а если понадобиться, то приложить для этого и свои деньги. Ростова отличает нежная глубокая любовь и сердечная доброта по отношению к жене и детям. |
Николай Ростов | Сын графа Ростова. Герой отличается стремительностью и мечтательностью. Николай жизнерадостен, открыт, дружелюбен и эмоционален. Ростов стремится к воинской славе, но после участия в Шенграбенском сражении, а потом в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии его рассеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама цель войны. |
Вера Ростова | Старшая дочь Ростовых. Девушка красивая и холодная, всегда говорящая неприятные вещи. Вера с детства поняла, что ей мешают остальные дети, она считает их лишними – все они ее раздражают. У нее одна забота – о себе |
Петя Ростов | Добросердечный, совестный, по – детски простодушный. Он все время пытается быть достойным геройского общества, в которое привела его судьба. Петя пошел на войну потому, что не мог не пойти. Он погиб раньше, чем научился воевать, но он уже умел думать о своей стране больше, чем о себе, — научился жить по законам чувства, которое называют патриотизмом."}»>Самый младший сын Ростовых, всеобщий любимчик. Добросердечный, совестный, по – детски простодушный. Он все время пытается быть достойным геройского общества, в которое привела его судьба. Петя пошел на войну потому, что не мог не пойти. Он погиб раньше, чем научился воевать, но он уже умел думать о своей стране больше, чем о себе, – научился жить по законам чувства, которое называют патриотизмом. |
Соня | В Соне в высшей степени сформирована способность к самопожертвованию. Она привлекает к себе внимание своей красотой и нравственной чистотой, но в ней нет той непосредственности и необъяснимо- неотразимой прелести, которая есть в Наташе."}»>Племянница и воспитанница старого графа Ростова, выросшая в его семье. Она весьма сдержанна, немногословная, сообразительна и осмотрительна. В Соне в высшей степени сформирована способность к самопожертвованию. Она привлекает к себе внимание своей красотой и нравственной чистотой, но в ней нет той непосредственности и необъяснимо- неотразимой прелести, которая есть в Наташе. |
Элен Курагина | "}»>Олицетворение внешней красоты и внутренней пустоты. Женщина – хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую распущенность и интригу. Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают ее похожей на бездушную статую. |
Анатоль Курагин | По мнению Толстого « простой и с плотскими наклонностями». Полностью независим от соображения ответственности, а также результатов того, что он делает. Никакой оглядки на людей и на их мнение. Без целей в жизни, никаких угрызений совести, колебаний и сомнений. Считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою голову |
Федор Долохов | Бедный дворянин, без связей и покровителей. Ему приходиться в жизни всего добиваться самому и у него неплохо это получается. Долохов – офицер, но за отвратительное поведение разжалован в солдаты, но в ходе военных действий он вернул себе звание офицера. |
Хайден Уайт, Против исторического реализма, NLR 46, июль – август 2007 г.
46
Хайден Уайт
Мы, русские, вообще не умеем писать романы в том смысле, в каком этот жанр понимается в Европе . сноска 1
Толстой
« Война и мир » (1865–1869) Льва Толстого — это объемное и бесконечно сложное произведение, которому никакое краткое изложение не может передать должное. По сути, это две большие книги, одна историческая, другая художественная, объединенные для описания воздействия на российское общество вторжения Наполеона в 1812 году. классифицировать его. Здесь я буду рассматривать его как пример того, чем он наиболее явно является, а именно историческим романом. Но «Война и мир » — это исторический роман особого рода: он стремится показать, что, хотя мы не можем избежать использования «истории» в качестве контекста для изображения великих событий, «исторические» описания таких событий никоим образом не могут их объяснить. . Действительно, « Война и мир » — это произведение, которое одновременно завершает исторический роман и эффективно его разбирает. При этом он подрывает западноевропейский литературный реализм, ставя под сомнение идеологию истории, на которой он был основан.
Сам Толстой отрицал, что его рассказ о вторжении Наполеона в Россию в 1812 году подпадает под категорию какого-либо определенного жанра. В 1931 году критик Борис Эйхенбаум сказал, что Толстой начал произведение, первоначально называвшееся « 1805 », как соединение двух устоявшихся русских жанров: «семейного романа» и «военно-исторического романа». Эйхенбаум утверждал, что с начала Книги VII книга развилась в новый жанр — историко-философский эпос. Таким образом, мы можем идентифицировать по крайней мере три общие нити, сплетенные вместе, чтобы получить Война и мир : историческое направление (рассказ о вторжении Наполеона в Россию), романное направление (влияние этой войны на четыре вымышленных русских дворянских рода) и философское направление (дискурсивные отступления от некоторых абстрактных идей, предложенных события, исторические и вымышленные, рассказанные в книге). Именно это сочетание нитей делает « Войну и мир » завершением жанра исторического романа. Толстой не только сочиняет исторический роман, он подвергает жанр анализу в свете своей философии истории. Этого критически-философского измерения совершенно не хватало великим историческим романистам, предшествовавшим Толстому: Скотту, Манцони и Дюма.
Хотя Война и мир очень длинный, описываемое в нем действие охватывает относительно короткий период времени, семь лет между битвой при Аустерлице в 1805 году и уходом Наполеона из России 5 декабря 1812 года. Действие примерно разделены между рассказом о военных кампаниях, сражениях и военных маневрах и рассказом о жизни высшего общества России, затронутой войной. В одном рассказывается о стремлении завоевать землю, власть и славу военными средствами, в другом — о стремлении завоевать любовь, власть и богатство с помощью средств, предоставляемых «обществом». Эти две истории никогда полностью не сходятся, но тогда и нет причин для этого, поскольку они об одном и том же: о сходстве между «войной» и «миром».
Первоначально выпущенный как серийное издание между 1865 и 1869 годами, большинство изданий Война и мир делят его на несколько книг с подразделами или главами. Преемственности от книги к книге (хотя они организованы в хронологическом порядке) или от одного подраздела к другому очень мало. Отрезки представляют собой скорее ряд виньеток, анекдотов, небольших рассказов (вот три подряд из книги VIII: «Ростовы в Опере, Елена в соседней ложе», «Описанная опера», «Анатолий и Долохов в Москве»). ‘). Эти виньетки иногда напоминают faits divers современных газет. Персонажи не развиваются от одного эпизода к другому, а просто появляются время от времени с совершенно новым набором атрибутов. Но опять же, все действие книги охватывает всего лишь скудные семь лет. Есть моменты откровения: у Болконского один, у Пьера несколько; и один персонаж, Наташа Ростова, действительно взрослеет, но ни у одного из них нет существенных, устойчивых изменений характера. Вместо развития большинство персонажей претерпевают своего рода рефигурацию, добавляя новые черты и перестраивая старые черты, поскольку они испытывают одно разочарование или фрустрацию за другим как в «войне», так и в «мире». Это не веселый роман, хотя Толстой изначально задумал его как своего рода комедию, в которой все будет хорошо, что хорошо кончилось.
Разделы, составляющие Война и мир , составляют серию, но не последовательность. Последовательность гипотактически распределяет смысл в повествовательном пространстве, постепенно выделяя важное и неважное среди всех данных в тексте и указывая всему на развязку или точку завершения, в которой можно, наконец, уловить доминирующее значение связанных событий. или понял. Как правило, историческая трактовка событий состоит из попытки выявить последовательность (повествовательный сюжет) вместо того, что кажется простой последовательностью (хроника). Но Толстой противится последовательности потому что он имеет дело с историей: он не верит, что у истории есть сюжет. Таким образом, чтобы противостоять соблазну заговора, он возвращается к хронологии как к грубому организующему принципу своего портрета жизни в России 1805–1812 годов.
Таким образом, книги с I по VI рассказывают о событиях 1805–1810 годов и состоят из довольно прямого описания военных и дипломатических отношений между Францией и Россией, описания некоторых ранних сражений между Великой армией Наполеона и русско-австрийским союзом, а также введение основных вымышленных персонажей, представляющих русское дворянство. Книга начинается без введения, так же как заканчивается примерно через 1400 страниц без концовки. Мы сразу погружаемся в светскую жизнь Санкт-Петербурга, в вечер , на котором обсуждается карьера выскочки Наполеона Бонапарта. Нас знакомят с Пьером Безуховым, который окажется главным вымышленным персонажем книги, но практически ничего о нем не знают (он незаконнорожденный, но его мать никогда не упоминается, и нам ничего не говорят о его детстве и воспитании). . Он совсем не впечатляет — и остается таковым до самого конца. Он делает очень мало, но с ним происходит очень многое.
Reddit — Погрузитесь во что угодно
Я прочитал в Guardian хорошую статью типа «Прежде чем вы прочтете «Войну и мир»». Тем не менее, у него есть пара незначительных спойлеров.
Итак, если вы не против узнать немного о том, что происходит, вот ссылка: https://www.theguardian.com/books/2016/jan/22/war-and-peace-guide-philip- hensher
Если вы не хотите спойлерить, я скопировал/вставил статью и удалил несколько ключевых фраз.
1 Люди меняются. Герои «Войны и мира» переживают экстремальные испытания и в конце оказываются совсем другими людьми.
2 Нет ни героя, ни героини. Это история группы людей, живущих в обществе. Андрей Болконский не герой Толстого, а Наташа не романтическая героиня. Она прощает идеи героизма, прекраснее всего в последних словах, которые произносит любой персонаж в книге, как сын Андрея думает об отце в конце Первого эпилога. Он понимает эти идеи и сочувствует им, но извиняет себя за то, чтобы повторять их. Книга попытается понять, почему люди ведут себя так, а не иначе, и, может быть, обосновает некоторые странные поступки, но ни перед кем не будет извиняться и не будет выносить окончательного приговора. Не надейтесь, что сможете предсказать, что произойдет. Даже персонажи не смогут объяснить, почему они делают то, что делают, возможно, только через несколько недель или месяцев. Тема книги — безудержность возможностей и то, как мир может измениться одной женщиной, сказавшей без какой-либо особой причины, которую она может объяснить: «У меня было так мало счастья в моей жизни».
3 Роман имеет особую техническую особенность; оно переходит от ума к сознанию, показывая нам мир в том виде, в каком в нем движется сознание. Это не значит, что сознание момента имеет какое-то особое значение; это просто то, как эти события видел один конкретный наблюдатель, а другой наблюдатель примет эстафету через страницу или две. (Через 300 страниц вы согласитесь, что это лучший способ написать роман.)
4 Это не исторический роман, а роман, в котором обсуждаются события недавнего прошлого в памяти многих толстовских первых читатели. Его детали — это не изысканное воссоздание утраченной практики, а способы, с помощью которых индивидуальная психология может взаимодействовать с реальным миром. Это об истории, и и царь, и Наполеон выглядят потрясающе. Но дело не в «историческом», и костюмерного отдела в нем нет.
5 Некоторые персонажи вам понравятся больше, чем другие, и будут длинные отрезки, когда персонаж, который вам раньше нравился, раздражает или расстраивает вас. Другие персонажи со временем вызовут у вас симпатию; к концу вы можете быть глубоко удивлены тем, с кем вы хотите проводить больше всего времени. В книге есть ритм жизни, и симпатия не является устойчивым, постоянным фактором; иногда Наташа очаровательна, иногда зануда. (Если вы читаете его более одного раза, как это делают почти все, кто вообще его читает, эти ответы могут возникать в совершенно разное время.)
6 В него входит любовь. Он понимает, как однажды написал Джеймс Бьюкен, что любовь — это цирковое кольцо, через которое история вынуждена прыгать снова и снова. Но романтическая любовь — это лишь одна из вещей, которая может интересовать ум, а иногда она вообще не интересует ум. В романе есть и другие сюжеты.
7 Любой, кто говорит вам, что вы можете пропустить части «Война» и читать только части «Мир», — идиот. Фрагменты, интересующие вас лично, и фрагменты, которые вы находите только из абстрактного любопытства, изменятся, когда вы прочитаете книгу в 20, а затем снова в 50. Книга — продукт очень большого ума, который потерял интерес почти ко всему. «Война и мир» была о нем до его смерти. Это живой организм, который никогда не бывает таким, каким вы его помните, когда возвращаетесь к нему.
8 Это довольно длинный роман, но не абсурдно длинный. Пруст в два раза длиннее. И это совсем не сложно. Вы думаете, это вызов? Ха, ха! «Человек без качеств» — это вызов, и мне потребовалось 17 лет, чтобы добраться до конца «Иосифа и его братьев». Вы прочтете «Войну и мир» максимум через 10 дней. Многие люди находят первые 100 страниц устрашающе полными символов, и только потом они, кажется, сглаживаются и становятся ясными. Толстой безмерно заботится о своих читателях, и большинство его проблем — это вызовы сочувствия, а не сложного понимания. (Я как-то читал «Войну и мир» на пляже — элегантная ясность стиля и лаконичность каждой главы делали ее идеальной. Читать можно было и пять минут с интересом, и три поглощенных часа.) Ко всеобщему изумлению, к тому времени они доходят до конца Первого Эпилога, с его ошеломляющим ощущением продолжения и размножения жизни, открывающимися новыми возможностями мысли, любой читатель, вероятно, пожелает, чтобы эта чудесная книга продолжалась вечно.