Характеристика галицко волынского княжества: Галицко-Волынское княжество — урок. История, 6 класс.

Характеристика общественного строя Галицко-Волынского княжества

17

Контрольная работа по предмету:

История государства и права зарубежных стран

на тему:

Характеристика общественного строя Галицко-Волынского княжества

План

1. Формирование Галицко-Волынского княжества

2.Общественный строй Галицко-Волынского княжества

3. Государственный строй Галицко-Волынского княжества

Литература

1. Формирование Галицко-Волынского княжества

Распад Киевской Руси был закономерным результатом ее экономического и политического развития. Его причины коренились в производственных и общественных отношениях того времени, которые развивались на базе подъема производительных сил в сельском хозяйстве и ремеслах. Замкнутый характер натурального хозяйства вел к укреплению самостоятельности отдельных княжеств, а отсюда и к изменению их политической ориентации на отделение. Местные экономические интересы порождали стремление к выходу из-под власти Великого князя. Роль политического центра из Киева переходит на места: такую роль начинает играть главный город того или иного удельного княжества. Возвышение этих центров порождало определенную агрессивность по отношению к соседям. Потеря государственного единства объективно вела к княжеским междоусобицам. Каждый местный князь стремился к расширению своих владений и получению титула Великого князя.

В середине XII века Киевская Русь распалась на княжества: Киевское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Переяславское, Владимиро-Суздальское и др. Эти княжества-земли в свою очередь состояли из меньших княжеств или волостей. На удельные княжества была перенесена система сюзеренитета-вассалитета.

Каждое княжество (земля) имело свои особенности политического развития. В Новгороде и Пскове образовались феодальные республики, во Владимиро-Суздальской земле победила сильная княжеская власть, в Галицко-Волынской земле значительное влияние на власть традиционно оказывала боярская аристократия.

Вернемся к тем временам, когда и Волынь, и Га-лицкая земля не были зависимы от Киева. Следует отметить, что волынская государственность была старше, чем киевская, с нее началось объединение украинских племен. Это была богатая земля, расположенная на торговых путях в Западную Европу. К Киевскому государству ее присоединил Владимир походами 981 и 993 годов. Приблизительно в это же время к Киеву была присоединена и Галицкая земля.

Волынская и Галицкая земли имели огромное значение для развития экономики Киевской Руси. После того, как кочевые племена перекрыли путь в Крым, Прикарпатье стало единственным источником поставки соли. Кроме этого, через Волынскую и Галиц-кую земли проходили главные торговые пути на запад, что делало их одним из главных звеньев европейской торговли того времени.

В эпоху распада Киевской Руси в XII–Х1П веке завершаются процессы выделения отдельных земель. Киев превратился из столицы Руси на «стольный» город Киевской земли.

Кроме Киевского княжества, на территории Юго-Западной Руси в XII веке появляются независимые Черниговское, Новгород-Северское, Переяславское, Волынское и Галицкое княжества, между которыми не Утихала междоусобная борьба.

Галицкая земля отделилась от Киева в 1097 году. Здесь образовалась династия правнуков Ярослава Мудрого» князей Ростиславичей. Объединение галицких земель провел выдающийся государственный деятель Владимирко (1124-1152 гг.). Столицей княжества в 1141 году стал Галич. Но своего наивысшего могущества Галицкое княжество достигло во времена правления сына Владимирка — князя Ярослава Осмомысла (1152-1187 гг.). Автор «Слова о полку Игореве» так характеризовал галицкого князя: «Сидит высоко на своем золотокованном престоле, подпирая горы венгерские своими железными полками — заградив дорогу королю, закрыл Дунаю ворота». Ярослав имел союзнические договоры с Венгрией, Польшей и Германией. С целью укрепления союза с Юрием Долгоруким он женился на его дочери Ольге.

Его заместитель — Владимирко II — не поладил с боярами и обратился за помощью к венгерскому королю Беле III. В 1188 году Бела провозгласил себя королем Галиции, а Владимирка II посадил в тюрьму. Это была первая иностранная оккупация Галиции, которая стала прецедентом на многие годы. Со временем Владимирку II при помощи немцев и поляков удалось вернуть утраченную власть. Но после его смерти в 1199 году Галицкое княжество было присоединено к Волыни и утратило свою независимость.

Волынское княжество образовалось во времена правления правнука Владимира Мономаха — Мстислава Изяславича.

Между Галицкой и Волынской землями всегда существовали добрососедские отношения, что проявлялось, прежде всего, в хозяйственных связях. Эти факторы, а также необходимость совместного противостояния агрессии со стороны Венгрии и Польши, создали предпосылки для объединения соседних земель в единое княжество.

В результате этих процессов, на западе Украины появилась сильная политическая организация — Галицко-Волынское княжество, которое почти на сто лет продолжило традиции русо-украинской государственности.

Наибольшего могущества Галицко-Волынское княжество достигло во время княжения Романа Мстиславича (1170-1205 гг.). Своей опорой он сделал среднее и мелкое боярство и городское население. Благодаря новой политике ему удалось усмирить боярскую верхушку, провести ряд мероприятий, поднимающих международный авторитет государства. Роман осуществил несколько удачных походов на Литву, в 1196 году присоединил к своему княжеству землю литовского племени ятвягов. В 1202 году он завладел Киевом, но, в отличие от отца и деда, не переехал туда, а остался на Волыни. Прославился Роман и в войнах против половцев, которые в то время постоянно нападали на Русь. Он дважды — в 1202 и 1203 годах — возглавлял объединенные походы украинских князей на половцев. Материалы одной из польских хроник свидетельствуют, что Роман «за короткое время так вознесся, что правил практически всеми землями и князьями Руси». Погиб Роман Метиславович во время похода на Польшу 19 июня 1205 года.

После гибели Романа боярство Галицко-Волынской земли, воспользовавшись малолетством его сыновей Даниила и Василька, старается укрепить свою власть. Однако среда боярства не была однородной, и это привело к противостоянию бояр — крупных землевладельцев, с одной стороны, и бояр — среднезажиточных и мелких — с другой. Боярская верхушка, которая сосредоточила в своих руках огромные земельные богатства, старалась установить неограниченную власть аристократии. Среднезажиточные и мелкие бояре и городское население были сторонниками объединения земель под властью великого князя, выступали за укрепление этой власти. Начались междоусобицы, в которых принимали участие чернигово-северские князья. В эти междоусобицы вмешивались Польша и Венгрия.

Особо сильной была оппозиция княжеской власти в Галиции. Однако боярская оппозиция здесь не была единой. Часть бояр поддерживала князей Игоревичей (сыновей Игоря, героя «Слова о полку Игореве»), а часть была благосклонна к Венгрии. Сначала власть захватили Игоревичи, потом Галиция была оккупирована Венгрией. В 1211 году братья, воспользовавшись недовольством населения венгерской оккупацией, возвратились в Галицию, казнив при этом «за измену» более 500 бояр. Эта акция, в свою очередь, оттолкнула галицкое боярство от Игоревичей. При помощи венгерских войск и волынских бояр на княжеский престол был посажен малолетний Даниил. Однако его княжение не было продолжительным. После ряда перетасовок княжеский престол занял боярин Владислав Кормильчич — факт единственный в истории Украины, когда к власти пришел представитель не княжеского рода.

В 1214 году Венгрия и Польша договорились о расчленении Галицко-Волынского княжества: Венгрия захватила Галицию, а Перемышль был передан краковскому князю Лешку. Последний поддержал сыновей Романа, ив 1215 году при согласии Лешка Даниил и Василько получили отцовскую вотчину — Владимир.

Период 1205-1245 годов чрезвычайно интересен и важен для понимания общих условий расцвета русо-украинской государственности. Нужно назвать тех, кто в трудное для Украины время был верен княжескому престолу и сберег наследство Романа для его сыновей.

Прежде всего, это супруга Романа, княгиня Анна, которая в течение 14 лет заботилась о сыновних правах, вела напряженную борьбу с галицким боярством. Она стала второй после княгини Ольги женщиной, которая’ оставила глубокий след в истории Украины.

Еще одна очень важная черта этого периода — это преданность княжеской власти волынского боярства, благодаря чему удалось сберечь для сыновей Романа

Волынь. В течение 40 лет Волынская земля оставалась надежной опорой Романовичей: там находился под присмотром бояр Василько, спасался Даниил после неудач в Галиче. Волынские воины не раз отдавали жизнь, освобождая Галич от венгров.

В 1219 году галичане сами выступили против венгерской оккупации. Боярство пригласило на галицкий престол Мстислава Удатного — новгородского князя, который княжил в Галиче в 1228 году.

Тем временем Даниил и Василько объединили все земли Волынского княжества. С 1230 года начинается борьба Даниила за Галицию.

В этих войнах принимали участие также Литва, Польша, Австрия, Прусский орден крестоносцев. Результат борьбы зависел от позиции самих галичан и, прежде всего, городского населения. Наконец, в 1238 году «мужи градские», вопреки воле боярства, открыли браму Галича перед Даниилом. Но его притязания на этом не окончились. В 1239 году Даниил завладел Киевом. Затем еще пять лет прошло в борьбе Даниила с Венгрией за Галицию. И только решительная победа Даниила летом 1245 года под Ярославом, где были разбиты войска венгров и благосклонных к ним галицких бояр, положила конец 40-летней войне за освобождение Волыни и Галиции от иностранной оккупации. Единство Галицко-Волынского княжества было восстановлено.

2. Общественный строй Галицко-Волынского княжества

Как и в Киевской Руси, все население Галицко-Волынской земли делилось на свободных, полузависимых (полусвободных) и зависимых.

Свободные. К ним относились: господствующие социальные группы — князья, боярство и духовенство, часть крестьянства, большая часть городского населения. Развитие княжеского домена в Галицкой земле имело свои особенности. Трудности образования в I Галиции княжеского домена состояли, во-первых, в том, что он начал складываться уже тогда, когда большая часть общинных земель была захвачена боярами, и для княжеских владений круг свободных земель был ограничен. Во-вторых, князь, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, раздавал им часть своих земель, вследствие чего княжеский домен уменьшался. Бояре же, получив земельные держания, часто превращали их в наследственные владения. В-третьих, основная масса свободных общинников уже находилась в зависимости от боярской вотчины, в связи с чем княжеский домен испытывал нужду в рабочей силе. Князья могли присоединить к своему домену лишь земли тех общин, которые не были захвачены боярами. На Волыни, наоборот, княжеский домен объединил подавляющее большинство общинных земель,

только потом из него начали выделяться и укрепляться местные бояре.

Наиболее важную роль в общественной жизни. играло боярство. Как уже отмечалось, особенностью Галицкой земли было то, что с давних времен здесь сформировалась боярская аристократия, которая владела значительными земельными богатствами, селами и городами и имела огромное влияние внутреннюю и внешнюю политику государства.

Боярство не было однородным. Оно подразделялось на крупное, среднее и мелкое. Среднее и мелкое боярство находилось на службе у князя, часто получало от него земли, которыми владело условно, пока служило князю. Великие князья раздавали земли боярам за их военную службу — «до воли господарской (до воли великого князя), «до живота» (до смерти собственника), «в отчину» (с правом передачи земли по наследству).

К господствующей группе присоединялась верхушка духовенства, которая также владела землями и крестьянами. Духовенство было освобождено от уплаты налогов и не несло никаких обязанностей перед государством.

Крестьянство составляло основную массу населения Галицко-Волынской земли. Как и в Киевской Руси, крестьяне назывались смердами. Большинство из них были свободными, имели свое хозяйство и в составе общины платили оброк государству в лице князя. Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное землевладение, позднее получившее название «дворище». «Дворище» как объединение нескольких крестьян-общинников по мере разложения общины постепенно распадалось на индивидуальные дворы.

Процесс образования крупного землевладения сопровождался усилением экономической зависимости крестьян и появлением ренты. Первой формой выражения экономической зависимости крестьян являлась дань. В пользу великого князя крестьяне вносили «татарщину» (раньше ее собирали баскаки), «серебщину», отбывали различные повинности, а в пользу местных бояр платили оброк (дякло) натурой: мехом, воском, зерном. Дань, налагаемая на «дым», «плуг», не имела конкретных размеров и собиралась путем «полюдья». Кроме того, общинники выполняли подводную и военную повинности, а также должны были строить и ремонтировать дороги, укрепления, замки. Объекты сельского хозяйства облагались оброком, который взимался не только продуктами, но и деньгами. Денежный оброк в Галйцко-Волынском княжестве приобретает название «чинш», а крестьяне называются «чиншевиками».

Жители пригородных сел в большинстве своем не являлись коренным населением. Они были посажены на землю князьями или боярами. Села эти делились на сотни и десятки, а их жители получили название «сотенные». За право пользования землей, инвентарем они обязаны были нести феодальные повинности, обрабатывать землю, выплачивать оброк, строить и ремонтировать городские укрепления, нести службу по охране города и т.д. Пригородные сотни объединялись в тысячи во главе с тысяцким.

К свободным принадлежала также большая часть городского населения. Социальный состав жителей городов становился неоднородным: дифференциация здесь также была значительной. Верхушку городов составляли «мужи градские» и «мистычи». Городская верхушка была опорой власти князя, проявляла прямую заинтересованность в укреплении его власти, поскольку усматривала в этом гарантии сохранения своих привилегий. Существовали купеческие объединения — гречники, чудинцы и прочие. Ремесленники также объединялись в «улицы», «ряды», «сотни», «братчины». Эти корпоративные объединения имели своих старост и свою казну. Все они находились в руках ремесленной и купеческой верхушки, которой подчинялись городские низы — подмастерья, рабочие люди и другие «люди меньшие».

Галицко-Волынская земля была рано оторвана от великого пути «из варяг в греки», рано завязала экономические и торговые связи с европейскими государствами. Ликвидация этого пути почти не сказалась на хозяйстве Галицко-Волынской земли. Наоборот, эта ситуация привела к бурному росту численности го родов и городского населения. Наличие этой особенности в развитии Галицко-Волынского княжеств; обусловило важную роль городского населения в политической жизни государства. В городах, кроме украинских, постоянно проживали немецкие, армянские еврейские и другие купцы. Как правило, они жил своей общиной и руководствовались законами и порядками, установленными властью князей в городах

Полузависимые. К ним относилась часть крестьянства, которое утратило хозяйственную самостоятельность и вынуждено было за полученное в заем зерно, инвентарь и деньги работать на земле собственника. С ростом крупного боярского землевладения сокращалось количество свободных крестьян, увеличивалось число зависимых, которых в то время можно было отнести к полузависимым.

Зависимые. К ним относились холопы и челядь. Как и в Киевской Руси, в Галицко-Волынском княжестве существовало холопство, однако здесь единственным источником холопства был «полон». Образование крупного боярского землевладения было сопряжено с процессом превращения холопов в феодально-зависимых людей. Холопы обслуживали двор боярина или использовались на пашне. Бояре сажали холопов на землю и таким образом возникали новые села с феодально-зависимым населением, а холопы соединялись с крестьянством.

Под словом «челядь», в отличие от холопов, понимались зависимые крестьяне, которые захватывались вместе со своим имуществом.

3. Государственный строй Галицко-Волынского княжества

Органами власти в Галицко-Волынском княжестве были князь, боярский совет и вече, но их роль в жизни государства была несколько иной, чем в Киевской Руси.

Князю, который стоял во главе государства, формально принадлежала верховная власть. Он имел право принимать законодательные акты, имел право высшего суда, осуществлял центральное управление государством. Князь издавал грамоты о передаче наследства, о наделении своих вассалов землей, кресто-целовальные грамоты, грамоты о пожаловании должностями и т.д. Но это законодательное творчество не было всеобъемлющим, и к тому же законодательная власть князей часто не признавалась боярами. Князь обладал верховной судебной властью, хотя не всегда мог ее осуществить. Если князь добивался соответствующей договоренности с боярами, судебная власть полностью сосредотачивалась в его руках. В случае же разногласий судебная власть фактически переходила к боярской аристократии.

Вассалы князя вместе с должностью получали и право суда в пределах своего владения. В боярских вотчинах все судебные полномочия находились в руках бояр. И хотя на местах учреждались княжеские судебные органы, куда князь направлял своих тиунов, они не могли противостоять судебной власти бояр.

Князь возглавлял военную организацию, через уполномоченных им лиц собирались налоги, чеканилась монета, осуществлялось руководство внешнеполитическими отношениями с другими странами.

Опираясь на военную силу, князь стремился сохранить свое верховенство и в области государственного управления. Он назначал должностных лиц (тысяцких, воевод, посадников) в городах и волостях своего домена, наделяя их земельными владениями под условием службы. Стремился он упорядочить и финансово-административную систему, поскольку в это время еще не было разграничения между общегосударственными и княжескими доходами.

Основной формой правления в Галицко-Волынской земле была раннефеодальная монархия, однако здесь имела место и такая форма правления как дуумвират. Так, с 1245 года и до смерти Даниила Галицкого он правил вместе с братом Васильком, который владел большей частью Волыни. В конце XIII века появилась возможность установить дуумвират Льва (Галицкого) и Владимира (Волынского), но раздоры между ними не позволили это реализовать. Сыновья князя Юрия — Андрей и Лев — совместно выступали во внешнеполитических вопросах. В грамоте 1316 года они называют себя «князья всей Руси, Галиции и Володимирии». Авторитет великих князей поддерживали королевские титулы, которыми их именовали папа римский и правители европейских государств.

Однако сосредоточить всю государственную власть в своих руках великим князьям так и не удалось. В этом вопросе им ставились преграды зажиточными боярами, особенно галицкими. Великий князь вынужден был допускать бояр к управлению государством. И хотя великий князь в отдельные периоды был неограниченным правителем, фактически он зависел от боярской аристократии, которая всеми способами старалась ограничить его власть.

Некоторые князья вели решительную борьбу против крамольного боярства. Так, Даниил Галицкий применял против таких бояр даже карательные действия: многих казнил, у многих конфисковал земли, которые раздавал новому, служивому боярству.

Однако боярская аристократия поддерживала власть великого князя, поскольку он был выразителем ее социальных интересов, защитником ее земельных владений. В отдельные периоды Галицко-Волынской Руся значение княжеской власти настолько понижалось, что князья не могли сделать ни шага без согласия боярства. Все это дает возможность сделать вывод, что в Галицко-Волынской земле существовала такая форма правления, как монархия, ограниченная влиянием аристократического боярства.

Боярский совет как постоянный государственный институт действовал в Галицко-Волынском княжестве уже в первой половине XIV века. В его состав входили зажиточные бояре-землевладельцы, главным образом, представители боярской аристократии, галицкий епископ, судья княжеского двора, некоторые воеводы и наместники. Боярский совет собирался по инициативе самого боярства, но иногда и по требованию князя. Но князь не имел права созвать Боярский совет против воли бояр. Совет возглавляли наиболее влиятельные бояре, которые старались регулировать деятельность великого князя. А в период княжества Юрия-Болеслава боярская олигархия настолько усилилась, что важнейшие государственные документы подписывались великим князем только совместно с боярами. В отдельные периоды вся полнота власти в княжестве принадлежала боярам. Так, в Галиции во время княжения малолетнего Даниила Галицкого «вокняжился» боярин Владислав Кормильчич. А с 1340 года по 1349 год государством правил Дмитрий Детько, также представитель боярской аристократии.

Не являясь формально высшим органом власти, боярский совет до XIV века фактически управлял княжеством. С XIV века он становится официальным органом власти, без согласия которого князь не мог издать ни одного государственного акта. Боярский совет, признавая власть князя, фактически ограничивал ее. Именно этот орган галицкие бояре использовали в борьбе против усиления княжеской власти, за сохранение своих привилегий. Фактически, в руках бояр сосредотачивалась административная, военная и судебная власть. Летописец об этом говорит так: «Князей себе называху, а сами всю землю держаху».

Вече. Как и в других землях Руси, в Галицко-Волынском княжестве действовало вече, но оно не оказывало здесь большого влияния на политическую жизнь, не имело четко определенной компетенции и регламента работы. Чаще всего вече собирал князь. Так, Даниил Галицкий во время борьбы за Галицию созвал вече в Галиче и спросил, может ли он рассчитывать на помощь населения. Иногда вече собиралось стихийно. Это было в тех случаях, когда Галицко-Волынской земле угрожала опасность со стороны внешних врагов.

Развитое центральное и местное управление в Галицко-Волынской земле сложилось раньше, чем в других землях Руси. Это была система дворцово-вотчинного управления. Здесь быстрее проходит процесс формирования дворцовых чинов. Летописи сохранили известия о чинах дворского канцлера и стольника.

Центральной фигурой среди этих чинов был двор-ский. Он управлял княжеским двором и стоял во главе аппарата управления, прежде всего, хозяйством княжеского домена. От имени князя дворский часто осуществлял судопроизводство, был «судьей княжеского двора» и в этом качестве входил в Боярский совет. В его обязанности входило также сопровождать князя во время его поездок за пределы княжества.

Среди других чинов в летописях упоминается канцлер (печатник). Он отвечал за княжескую печать, составлял тексты грамот или руководил работами по их составлению, заверял княжеские документы. Он также хранил княжеские грамоты и другие государственные документы важного значения, отвечал за их доставку на места. Некоторые источники свидетельствуют, что канцлер руководил княжеской канцелярией.

Среди чинов Галицко-Волынского княжества летописи называют стольника, который отвечал за своевременное поступление доходов из княжеских земельных владений. Летописи вспоминают также оружейника, который отвечал за княжеское войско, отроков, которые сопровождали князя в воинских походах, и некоторые другие чины.

В Галицко-Волынской земле существовала довольно развитая система местного управления. Городами управляли тысяцкие и посадники, которых назначал князь. В их руках сосредотачивалась административная, военная и судебная власть. Они имели право собирать с населения дань и различные налоги, которые составляли важную часть княжеских доходов.

Территория Галицко-Волынского княжества подразделялась на воеводства с воеводами во главе, а те, в свою очередь, — на волости, управление которыми осуществляли волостели. И воевод, и волостелей назначал князь. В пределах своей компетенции они обладали административными, военными и судебными полномочиями.

Тысяцкие, посадники, воеводы и волостели имели в своем распоряжении вспомогательный административный персонал, на который они опирались при выполнении обязанностей по управлению подвластной территорией. Местное управление строилось по системе «кормления». В сельских общинах управление осуществляли выборные старосты, которые полностью подчинялись местной княжеской администрации.

Следовательно, в Галицко-Волынском княжестве существовала развитая система центрального и местного управления, которая надежно выполняла свои функции.

Литература

1. П.П. Музыченко, Н.И. Долматова «История государства и права Украины», Харьков «Одиссей», 2003 год.

2. История Государства и права Украинской ССР, изд. «НАУКОВА ДУМКА», Киев 1976.

Характеристика общественного строя Галицко-Волынского княжества

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Как и в Киевской Руси, все население Галицко-Волынской земли делилось на свободных, полузависимых (полувольных) и зависимых.

Свободны. К ним относились: господствующие социальные группы – князья, бояре и духовенство, часть крестьянства, большая часть городского населения. Развитие княжеского домена в Галицкой земле имело свои особенности. Трудности образования вГаличине княжеского домена состояли, во-первых, в том, что они начали складываться уже тогда, когда большая часть общинных земель была захвачена боярами, и для княжеских владений круг свободных земель был ограничен. Во-вторых, князь, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, раздавал им часть своих земель, вследствие чего княжеский домен уменьшался. Бояре же, получив земельные держания, часто превращали их в наследственные владения. В-третьих, основная масса свободных общинников уже находилась в зависимости от боярской вотчины, в связи с чем княжеский домен испытывал потребность в рабочей силе. Князья могли присоединить к своему домену только земли тех общин, не были захвачены боярами. На Волыни, наоборот, княжеский домен объединил подавляющее большинство общинных земель, только потом из него начали выделяться и укрепляться местные бояре.

Наиболее важную роль в общественной жизни играло боярство. Как уже отмечалось, особенностью Галицкой земли было то, что с древних времен здесь сформировалась боярская аристократия, владевшая значительными земельными богатствами, селами и городами и имела огромное влияние внутреннюю и внешнюю политику государства.

Боярство не было однородным. Оно делилось на крупное, среднее и мелкое. Среднее и мелкое боярство находилось на службе у князя, часто получало от него земли, которыми владело условно, пока служило князю. Великие князья раздавали земли боярам за их военную службу — «к свободе хозяйственной (до воле великого князя), «до живота» (до смерти владельца), «в отчину» (с правом передачи земли по наследству).

К господствующей группе присоединялась верхушка духовенства, которая также владела землями и крестьянами. Духовенство было освобождено от уплаты налогов и не несло никаких обязанностей перед государством.

Крестьянство составляло основную массу населения Галицко-Волынской земли. Как и в Киевской Руси, крестьяне назывались смердами. Большинство из них были свободными, имели свое хозяйство и в составе общины платили оброк государству в лице князя. Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное землевладение, позже получил название «двор». «Дворище» как объединение нескольких крестьян-общинников по мере разложения общины постепенно распадалось на индивидуальные дворы.

Процесс образования крупного землевладения сопровождался усилением экономической зависимости крестьян и появлением ренты. Первой формой выражения экономической зависимости крестьян дань. В пользу великого князя крестьяне вносили «татарщины» (ранее ее собирали баскаки), «серебщину», отбывали различные повинности, а в пользу местных бояр платили оброк (дякло) натурой: мехом, воском, зерном. Дань, налагаемого на «дым», «плуг», не имела конкретных размеров и собиралась путем «полюдье». Кроме того, общинники выполняли подводную и военную повинности, а также должны были строить и ремонтировать дороги, укрепления, замки. Объекты сельского хозяйства облагались оброком, который взимался не только продуктами, но и деньгами. Денежный оброк в Галйцко-Волынском княжестве приобретает название «оброк», а крестьяне называются «чиншевики».

Жители пригородных сел в большинстве своем не были коренным населением. Они были посажены на землю князьями или боярами. Села эти делились на сотни и десятки, а их жители получили название «сотенные». За право пользования землей, инвентарем они обязаны были нести феодальные повинности, обрабатывать землю, платить оброк, строить и ремонтировать городские укрепления, нести службу по охране города и т.д. Пригородные сотни объединялись в тысячи во главе с тысяцким.

К свободным принадлежала также большая часть городского населения. Социальный состав жителей городов становился неоднородным: дифференциация здесь также была значительной. Верхушку городов составляли «мужи градские» и «горожане». Городская верхушка была опорой власти князя, проявляла прямую заинтересованность в укреплении его власти, поскольку видела в этом гарантии сохранения своих привилегий. Существовали купеческие объединения — гречникы, Чудинци и другие. Ремесленники также объединялись в «улицы», «ряды», «сотни», «братчины». Эти корпоративные объединения имели своих старост и свою казну. Все они находились в руках ремесленной и купеческой верхушки, которой подчинялись городские низы — подмастерья, рабочие люди и другие «люди меньше».

Галицко-Волынская земля была рано оторвана от большого пути «из варяг в греки», рано завязала экономические и торговые связи с европейскими государствами. Ликвидация этого пути почти не сказалась на хозяйстве Галицко-Волынской земли. Наоборот, эта ситуация привела к бурному росту численности го родов и городского населения. Наличие этой особенности в развитии Галицко-Волынского княжеств; обусловило важную роль городского населения в политической жизни государства. В городах, кроме украинских, постоянно проживали немецкие, армянские еврейские и другие купцы. Как правило, они жил своей общиной и руководствовались законами и порядками, установленными властью князей в городах.

Полузависимые. К ним относилась часть крестьянства, которое потеряло хозяйственную самостоятельность и вынуждено было за полученное взаймы зерно, инвентарь и деньги работать на земле владельца. С ростом крупного боярского землевладения сокращалось количество свободных крестьян, увеличивалось число зависимых, которых в то время можно было отнести к полузависимые.

Зависимые. К ним относились холопы и челядь. Как и в Киевской Руси, в Галицко-Волынском княжестве было холопство, однако здесь единственным источником холопства был «полный». Образование крупного боярского землевладения было связано с процессом преобразования холопов в феодально-зависимых людей. Холопы обслуживали двор боярина использовались на пашне. Бояре сажали холопов на землю и таким образом возникали новые села с феодально-зависимым населением, а холопы соединялись с крестьянством.

Под словом «челядь», в отличие от холопов, понимали зависимых крестьян, которыезахватывались вместе со своим имуществом.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Церковь в руинах — Политическая подоплека

Церковь в руинах — Политическая подоплека Доисторический период (до 981 г. н.э.)

Когда миграция племен прекратилась в VI веке, славянское племя заняло территорию, о которой мечтает эта книга. Сегодня мы называем это племя белыми хорватами, а земли, которые они занимали, разделены между современной Польшей и Украинской РСР. В те далекие времена другие восточнославянские племена, такие как дулибы, поляны и деревляне, занимали земли к востоку, а западнославянские племена, такие как лахи, чехи и словаки, занимали земли к западу от белых хорватов.

Киевская Русь и Галицко-Волынское государство
(981-1340)

В десятом веке Киевская Русь, которая расширялась, покорила белых хорватов в 981 году, и князь Владимир Великий включил их в состав Киевского государства. Славянский язык помог интегрировать белых хорватов в ведущее государство Киевская Русь.
Владимир Великий (980-1015) был хорошим правителем, который помог обеспечить стабильность государства, устраивая браки между своей семьей и династическими семьями своих соседей. Его наиболее заметным деянием является усыновление в 9 г.88, о христианстве как государственной религии. Принятый термин христианства из Константинополя использует кириллицу; поэтому службы велись на старославянском языке.
В 1019 году Ярослав (1019-1054) победил своего брата Святополка вместе с тестем Болеславом (из Польши) и стал великим князем киевским. Ярослав Мудрый, как его называли, записал все законы Киевского государства в тома, называемые «Русской правдой». Он передал управление областями Киевского государства своим сыновьям Исяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу. Младший сын Вячеслав, получивший Галицию с Перемышлем и Перемышльской епархией, правил Галицией до 1066 года, когда был отравлен византийским наместником.
В 1084 году с согласия киевского князя Всеволода (брата Ростистава) правителями Галиции стали сыновья Ростислава Рюрик, Володар и Василько (1084-1124). Они управляли Галичиной через три отдельных княжества: Перемышльское, Звенигородское и Теребовлянское, которые позже были объединены Владимиром (1124-1153), сыном Володара, в одно Галицкое княжество.
Следующим правителем был Ярослав Осмомысл (1153-1187), сын Владимирко. Сын Ярослава
Владимир (1187-1199) был последним правителем из династии Ростиславов.
г. После кончины Владимира Роман Мстиславич (1199-1205), внук киевского князя Владимира Мономаха, объединил Галицкое и Волынское княжества в одно государство. Смерть Романа в 1205 году привела к 40-летней внутренней борьбе за Галицко-Волынское государство, и соседние поляки и мадьяры сумели захватить часть территории за этот период. В 1245 г. Даниил, малолетний на момент смерти отца в 1205 г., разбил объединенные войска Польши и Венгрии и воссоединил с княжеством захваченные ими земли.
г. Князь Даниил, согласившись на унию с Римской Церковью, был коронован в Дорогичине в 1253 г. с использованием короны, подаренной папой Иннокентием VI. Сын царя Даниила, Лев (1264-1301), был следующим правителем. Следует отметить, что и Даниил, и Лев признавали главенство Золотой Орды, грозившей уничтожить княжество. Легенды приписывают королю Данилу основание Львова, ставшего столицей Галицко-Волынского княжества.
Следующим правителем был Юрий (1301-1315), сын Льва. Он принял титул «царя Руси» и убедил патриарха в Константинополе учредить в 1303 г. отдельную Галицкую митрополичью кафедру. После Юрия I с 1315 по 1325 г. правили два его сына, Андрей и Лев9.0005 Последним правителем княжества был Болеслав Тройден (1325-1340), принявший имя Юрий II. Ему не доверяли, и его отравили придворные.

Под властью Польши (1341-1764)

Галицко-Волынское княжество перестало функционировать после смерти Юрия II. В течение нескольких лет часть западной территории была завоевана и аннексирована Польшей, а южная часть — Венгрией. Позже объединенные армии Польши и Литвы завоевали остальную часть Галицко-Волынского государства и большую часть Киевской Руси.
Так началась жизнь украинцев в Галичине под властью Польши. Вскоре на завоеванные территории вторглись польские землевладельцы со своими дворами, немецкие и польские колонисты, немецкие и еврейские торговцы, польское римско-католическое духовенство. Следует отметить, что все завоеванные земли стали собственностью польского короля. Он, в свою очередь, отдавал или продавал их своей семье, друзьям или членам своего двора, но большую часть населения составляли крепостные, которые должны были подчиняться землевладельцу.
Ситуация ухудшилась в 1569 годублагодаря Люблинской унии, по которой Литва передала Польше управление всеми украинскими территориями.

Под управлением Австрии (1765-1918)

После распада Польши в 1764 году Галиция и Холм вошли в состав Австрии, а остальная часть Украины была захвачена царской Россией. Галиция стала отдельной провинцией Австрии и управлялась представителем австрийского императора.
В отличие от польского владычества, Австрия способствовала развитию приобретенных территорий, и украинцы пережили возрождение своей культурной, религиозной и экономической жизни. Это произошло вопреки многим польским администраторам, остаткам бывшего польского государства.
В этот период мы видим учреждение Львовского университета (1784 г.), печатание первых периодических изданий на украинском языке (1837 г.) и отмену крепостного права 16 мая 1848 г.
К сожалению, действие австрийской конституции было приостановлено в 1860 г. страх перед восстанием, и многие украинские активисты и лидеры в те годы отсидели в тюрьмах. В 1867 году австрийское правительство делегировало польских граждан для управления Галицией. Это тормозило культурное развитие украинцев и продолжалось до начала Первой мировой войны.

Между мировыми войнами (1918-1939)

Война между Австрией и Россией, начавшаяся 1 августа 1914 года, привела к ужасным разрушениям в течение следующих четырех лет. Галицкие украинцы провозгласили независимость как «Западно-Украинская республика» 1 ноября 1918 года. Польша ответила, отправив свои войска через границы Галиции и захватив ее в течение одного года. В результате прекращения огня Совет министров иностранных дел в Париже передал Польше Галицию, Холм и другие украинские территории 15, 19 марта.23. Это было сделано с пониманием того, что Польша со временем предоставит автономию этим территориям.
Таким образом, площадь Польши увеличилась на 120 000 квадратных километров, а ее население увеличилось на 6,5 миллиона человек.
Украинцы знали тогда, то же, что и остальной мир позже, что Польша никогда не собиралась позволять этим землям становиться независимыми. Наоборот, Польша использовала репрессии и террор как средство остановить экономическое и политическое развитие этих земель и поработить украинское население. Когда давление и протесты украинских политических партий не принесли результатов, стали расти подпольные движения, направленные на продвижение интересов населения Украины. Это, в свою очередь, привело к массовым арестам национальных и общественных деятелей, карательным рейдам против населения со стороны польской полиции и вооруженных сил. Надо сказать, что Польша была первой, кто создал «концлагеря», и что украинцы были первыми узниками такого лагеря на Березе Картузской в ​​1933.
Школьная система также пострадала, потому что многие украинские школы были закрыты, некоторые были переведены на польское обучение, а остальные были переведены на двуязычное обучение. Трудности возникли в высших учебных заведениях. Например, 90% студентов, поступивших в университет, были поляками — это на территории, где большинство населения составляли украинцы.
Понимая, что украинское сопротивление ассимиляции во многом было связано с их церковью и религией, польское правительство решило проверить этот эффект. Статистика показывает, что в Холмской епархии насчитывалось 383 приходских храма. К 19 году39:
— 111 из них закрыты;
— уничтожено 59 других;
— 150 превращены в костелей;
— 53 остались обслуживать население.

Несколько иная ситуация сложилась на западных территориях, Лемколандах, которые были присоединены к Краковскому административному району. Там польское правительство вместе с Польской римско-католической церковью убедило Папу отделить «лемковские благочиния» от Перемышльской епархии и создать «лемковскую апостольскую администрацию». Изолируя лемков от других украинцев, Польша надеялась способствовать их ассимиляции и, таким образом, их включению в Польскую римско-католическую церковь.

Вторая мировая война до настоящего времени (1940-1986)

Немецко-польская война, начавшаяся 1 сентября 1939 года, длилась всего три недели. В результате немцы оккупировали западную Галицию (Лемколанд), а остальную часть Украины оккупировал Советский Союз. Немцы объединили захваченную территорию в Генерал-губернаторство, управляемое из Кракова. Также в Кракове существовал Украинский Центральный Комитет, который представлял украинское дело и точку зрения в годы войны.
22 июня 1944 года началась советско-германская война. Немцы быстро продвинулись на восток, освободив остальную часть Галиции и присоединив ее к Генерал-губернаторству. Во время этой оккупации немцы арестовывали евреев и отправляли их в различные концлагеря. Немцы также задержали тысячи молодых украинских мужчин и женщин и отправили их работать на немецкие фермы и фабрики. Эти действия, а также убеждение, что немецкий агрессор ничем не лучше русского или польского, породили трения между населением и оккупационными войсками. Были многочисленные случаи, когда немцы публично казнили десятки и даже сотни человек, чтобы с помощью страха и террора контролировать население.
Осенью 1944 года линия фронта отошла на запад, и большая часть Украины, включая Галицию, оказалась под оккупацией советских войск. Оккупация западной Галиции польскими и советскими войсками привела к трем отдельным бедствиям. Это были:
1. Беспредел при изменении положения линии фронта.
2. Изгнание местного украинского населения на восток в Украинскую РСР.
3. Депортация остатков украинского населения на северные и западные территории Польши.

Беспредел, возникший во время движения на передовой, дал возможность расцвести криминальным элементам. Польский криминальный элемент, ожидавший возвращения польского государства, чувствовал себя верховенством и творил злодеяния над украинским населением. Например, уже 23 марта 1944 года польская банда убила 120 жителей в деревне Лиски, к северу от Белза. Восемьдесят шесть из них похоронены в братской могиле возле церкви, а остальные похоронены на семейных участках на кладбище. Такие случаи были типичны для районов, где украинцы составляли меньшинство.

2. Сразу после войны польские и советские официальные лица призвали украинцев покинуть территории, которые должны были войти в состав Польши, и двигаться на восток, в Украинскую РСР. По оценкам, около 24 005 жителей покинули свои поселения и добровольно двинулись на восток. Остальных пришлось выгнать силой.
Насильственное выселение села осуществлялось следующим образом. В деревню входила рота польских солдат, которые давали населению два часа, чтобы упаковать вещи и погрузить их в фургоны. Затем их провожали до ближайшей железнодорожной станции. Как только население узнавало об этой процедуре, они покидали деревню и неделями прятались в лесу, чтобы избежать депортации. Иногда они убегали от конвоев в пути, а затем селились в деревнях, из которых уже было депортировано население. После депортации в деревню вторгались грабители и мародеры, которые забирали все, что было полезно или ценно. Это были польские сельские жители и горожане, потому что только им было позволено остаться.
Со временем мародеры набрались смелости, чтобы приходить в деревни во время или даже до депортации. Таким образом, они могли захватить более ценные вещи, которые в противном случае депортированные забрали бы с собой. Нельзя забывать и самих солдат; они также грабили, чтобы иметь что-то, чтобы обменять на алкоголь.
Были многочисленные случаи, когда мародеры, с помощью солдат или без них, грабили деревни и убивали жителей, чтобы запугать население и заставить его уйти добровольно.
Были также случаи, когда польское население из окрестных городов систематически убивало всех жителей преимущественно украинского села.
Здесь можно привести бойню в Пискоровичах под Лезайском, где поляки из соседних сел за один день убили 355 украинских крестьян. Всего за несколько месяцев в этом районе погибло 1344 человека. Остальные бежали или были депортированы на восток.
Похожая ситуация произошла в селе Павлокома под Дыновом. Здесь соседи-поляки заперли большинство жителей села в церкви, а затем систематически одного за другим убивали всех мужчин и мальчиков старше 4 лет, а также некоторых женщин. Всего в тот день здесь погибло 324 человека.
Оставшихся 40 женщин и детей выгнали из села в том виде, в каком они были. Трудно представить ту ненависть, которая присутствовала здесь, когда поляки убивали собственных жен украинского происхождения.
Несколько иные события произошли в селе Завадка Морочевская. Здесь сотни солдат первой бригады 34-го батальона Войска Польского устроили многочисленные рейды в период с 24 января по 30 апреля 1946 года. В итоге они депортировали 78 человек из 325 жителей. Остальные были убиты во время рейдов.
Таким образом, с момента, когда линия фронта переместилась на запад через западную Галицию (осень 1944 г.) до конца 1945 г., произошли невероятные события. Ситуация была хуже, чем во время набегов татар веками ранее. Польская армия насильно депортировала целые общины и убивала тех, кто отказывался сотрудничать. Чтобы не допустить возвращения жителей, армия сжигала целые деревни. Некоторые деревни были сожжены уходящим населением, чтобы их оставшееся имущество не попало в руки мародеров.
Следует также указать, что польское правительство издало указ в 1946 году, согласно которому оно стало собственником всего имущества, принадлежащего украинской общине. Сюда входили все церкви, пастораты, кооперативы, общественные и читательские клубы и т. д.
Нельзя забывать о судьбе всех рабочих, возвращавшихся домой из оккупированной Германии. Их было несколько десятков тысяч, и их везли на восток поездами, которые никогда не останавливались в западной части Галичины, а шли на восток через границу в Украинскую РСР. Таким образом, польское правительство избавило себя от больших усилий по депортации этих жертв.
К моменту окончания кризиса около 65 процентов населения Украины было депортировано. Точного числа нет, потому что те, кто знает, не раскрывают его. Польские источники подтверждают, что они приобрели 1 062 000 человек украинского происхождения на землях, которые составляли послевоенную Польшу. Они также заявляют, что около 700 000 из них были депортированы в Украинскую РСР, а 362 000 остались в Польше.
Советские источники, с другой стороны, утверждают, что они приняли 482 000 депортированных, а Украинский исторический журнал (советский журнал) утверждает, что прибыло 385 700 человек.
Кроме того, польские статистические публикации утверждают, что украинцев осталось всего 180 000 человек — вопреки их предыдущему признанию в 362 000 человек.
Как ни смотреть на эти цифры, очевидно, что многие тысячи числятся пропавшими без вести по обе стороны польско-советской границы.

3. Последняя катастрофа для оставшегося украинского населения началась 17 апреля 1947 года, когда под кодовым названием «Высла» всех оставшихся украинцев должны были переселить в северные и западные районы Польши. Это действие было не таким жестоким, как предыдущие. Даже население, зная, что его не отправляют в Советский Союз, не сопротивлялось так сильно, как раньше. Опять же, населению обычно давали 24 часа, чтобы собрать вещи, прежде чем их сопроводили к поездам, которые доставили их на новые территории. Оказавшись там, фермерам обычно давали участок земли с постройками на нем. Хозяйственные дворы всегда были в очень плохом состоянии, хорошие уже заняли поляки, вернувшиеся из Советского Союза. Несмотря на то, что операция «Высла» длилась около года, большая часть населения была перемещена в течение первых нескольких месяцев.
Путешествуя по сельской местности, когда-то населенной украинцами, нельзя не заметить многочисленные памятники, установленные в память о воинах, погибших в период депортации. Можно было бы спросить, где находятся памятники всем депортированным, которые были убиты. Ведь было гораздо больше депортированных, которые погибли, и их поступки были гораздо благороднее!
В настоящее время по всей Польше проживает несколько сотен тысяч человек украинского происхождения. На них постоянно возлагаются подозрения, а правительство постоянно следит и контролирует их религиозное, политическое и этическое развитие. О них пишут в газетах и ​​книгах, где обычно их именуют бандитами. Я хотел бы спросить тебя, читатель: кого здесь называть бандитом, человека, который защищал и погиб, защищая свой клочок земли, или гнусного человека, пришедшего прогнать его и завладеть его имуществом.

Текущая ситуация

Неудивительно, что после такого зверского поведения польского населения и правительства по отношению к украинскому населению большая часть частной и государственной собственности украинцев была уничтожена. Это разрушение принимало различные формы и осуществлялось по разным причинам. Сразу после войны многие церкви и другое имущество были сожжены при депортации. Позже многие оставшиеся церкви были разобраны и использованы в качестве строительного материала для колхозных построек и т.п. Поскольку правительство хотело избавиться от многих церквей, они продали их в частные руки по низкой цене с райдером, который покупатель должен был разобрать их и вывезти весь материал.
Затем мы имеем большое количество церквей, которые, простояв без присмотра 40 лет, сгнили и развалились. Нельзя забывать и о многочисленных церквях, которые были переоборудованы под склады самых разных товаров, начиная от соломы и сена, заканчивая удобрениями и углем.
Большое количество церквей было передано Польской римско-католической церкви. Некоторые из них были отремонтированы, в то время как другие были латинизированы, в результате чего вся фурнитура и мебель восточного обряда были выброшены и сожжены, а традиционная фурнитура латинского обряда была предоставлена.
Православной церкви передано несколько церквей. Все они были отремонтированы и сохранены в стиле восточного обряда. Лишь немногие церкви используются первоначальными владельцами, Украинской католической церковью.


Самый националистический регион Украины когда-то был рассадником пророссийских настроений — как и почему он изменился? — RT Россия и бывший Советский Союз

Сегодня Западная Украина считается эпицентром украинского национализма. Прогуливаясь сейчас по Львову, вы почти не услышите ни слова по-русски, и было бы шокирующе встретить кого-то, выражающего симпатию к Москве. Однако так было не всегда. В середине 19ХХ века культурное сердце региона – Галиция – считалось более лояльным к Санкт-Петербургу, чем где-либо еще в Европе. Галицийские элиты были ориентированы на Россию, а русофилия была самым популярным политическим течением среди местного населения.

Так как же Галиция превратилась из пророссийской провинции на окраине Австрийской империи в мировую столицу русофобии?

Откуда возникли Галицкие земли

«В последнее десятилетие XIX в. века, несмотря на все свои трудности в плане национальной и экономической жизни, Галиция стала центром украинского движения. На украинских землях России он играл роль культурного арсенала по отношению к украинским землям России, где создавались и совершенствовались средства культурного и общественно-политического возрождения украинского народа», Михаил Грушевский, историк, был одним из первых идеологов украинского национализма, написал в статье под названием Украинский Пьемонт, еще в 1906 году.

Сегодня трудно оспорить его утверждения. В течение ХХ века Западная Украина, частью которой является Галиция, была главным центром украинской идентичности и двигателем украинизации в остальных регионах страны.

Но история галицких земель начинается не с конца 19 века. Оно уходит своими корнями в глубокое прошлое, восходя к самым истокам России.

Изначально Галиция входила в состав земель Древней Руси, которые простирались от юго-восточных городов современной Польши до финских озер на севере. После монголо-татарского нашествия большая часть русских княжеств была ослаблена, а Галицко-Волынское княжество было разделено между Польшей и Литвой. При этом, по польским источникам, Галицией продолжали называть Червоной Руси (то есть Красная), а местное население именовало себя Русинами .

Подробнее

От Брежнева до Хрущева: Украина имела огромное влияние на Советский Союз, что сейчас Киев предпочитает преуменьшать

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. Галичина перешла под власть Австрии. Вене нужно было выстроить административную систему региона, большую часть которого населяли славяне. Для этого австрийские власти умело играли на несоответствиях между католическим польским населением (в основном горожанами и дворянами) и православным крестьянством. Видя в последних возможных агентов российского влияния, была развернута кампания по их полонизации.

Однако эффект оказался прямо противоположным. Галицкое русофильство зародилось на фоне полонизации в первой половине – середине XIX в., когда доминирующую роль в культурной и общественной жизни края играли поляки.

Пятая колонна

Местное русинское население потеряло надежду найти способ интегрироваться в Австрийскую империю без потери своих традиций и культуры, поэтому они начали искать новый смысл на Востоке. Более того, в период между Венским конгрессом (1814-1815 гг.) и Крымской войной (1853-1856 гг.) Россия действительно была гегемоном континентальной Европы. Австрия сама призвала русские войска на помощь в подавлении венгерского восстания. Для русинов мощь соседней империи была очевидна, и они воспринимали Россию как место, где они могли бы занимать привилегированное положение в составе национального большинства, а не быть подданными второго сорта.

Правительство Санкт-Петербурга быстро увидело перспективы в зарождающемся русофильском движении. В Галицию стали приезжать русские историки, и по всему региону распространялась общеславянская литература. Наиболее значительную роль в этом сыграл историк и писатель Михаил Погодин. Во время своих поездок в Галицию он расположил к себе нескольких видных деятелей русинской интеллигенции, в первую очередь историка Дениса Зубрицкого, ставшего со временем ярым сторонником панславизма и русского самодержавия. Вскоре во Львове образовалась целая «Погодинская колония», к которой со временем присоединился Яков Головацкий, первый заведующий кафедрой русской словесности Львовского университета. Русофильская идея быстро завоевала сердца и умы галицийской интеллигенции.

Разумеется, рост пророссийского движения вызвал ответную реакцию австрийских властей. Решили продолжить полонизацию, заменив кириллицу в русских школах на латиницу. В результате эта «Алфавитная война» только укрепила позиции русофилов среди русской интеллигенции. Более того, австрийские власти продолжали полагаться на католическую польскую знать в управлении регионом, что еще больше отдалило русинов от Вены.

Тем временем Российская империя через свое посольство только усилила мягкую поддержку русофилов. Михаил Раевский, работавший там священником, регулярно снабжал русинских активистов деньгами, учебниками и копиями панславянских брошюр.

Подробнее

Объяснены исторические корни проблемы Донбасса

Во что верили русины

К 1866 году русофильское движение окончательно сформулировало свою платформу. Ее манифестом стала статья «Взгляд в будущее », написанная греко-католическим священником Иваном Наумовичем и опубликованная во львовской газете «Слово ». Наумович утверждал, что Галицию можно защитить от полонизации, только признав, что русины принадлежат Российской империи. «С этнографической, исторической, лингвистической, литературной и обрядовой точек зрения Галицкая Русь, Угорская Русь, Киевская Русь, Московская Русь, Тобольская Русь — это одна и та же Русь. Нас не стало Русин в 1848 году, мы настоящие русские», — написал он.

Однако большинство русофилов в то время не отождествляло русинов и русских. Хотя они ставили в качестве образца для подражания великорусскую культуру Российской империи, они считали себя отдельной частью общего «русского» народа. Согласно исторической точке зрения галицийских русофилов, центр русской государственности и культуры переместился из Киева в Москву после монгольского нашествия, и в силу исторических обстоятельств галицкие земли были оторваны от центра русской жизни, и таким образом застоялись на протяжении долго.

Вера и язык были столпами мировоззрения русофилов. Они были ярыми приверженцами восточного, греческого обряда, а потому выступали за очищение Греко-католической церкви от латинизмов, а иногда прямо агитировали за переход в православие. Что касается языка, то русофилы выступали за сохранение связи с церковнославянским языком и за сохранение литературного русского языка без ухода на местные диалекты. В то же время, несмотря на то, что в культурной сфере галицийские русофилы ориентировались на Российскую империю, в политической сфере это никак не проявлялось.

В целом русофильское движение осталось лояльным австрийским властям. В своей статье Наумович не забыл добавить одну важную оговорку – что галичане «всегда были и останутся непоколебимо верными нашему августейшему австрийскому монарху и самой прославленной династии Габсбургов». С 1860 по 1880 годы русофилы играли доминирующую роль в непольском населении Галичины. Они контролировали ведущие русинские учреждения региона: Ставропигиальный институт, Народный дом во Львове и Галицко-русскую матицу. Политическим центром движения стала Российская Рада, основанная в 1870 году. В 1874 году Наумович организовал Общество Михаила Качковского, которое занималось просвещением «русских людей в Австрии» и вскоре открыло отделения по всей Галиции.

Подробнее

«Они использовали топоры, чтобы сэкономить патроны»: Как современные нацистские герои Украины вырезали мирных жителей во время Второй мировой войны

Рождение украинизма

Вскоре у русофилов появился конкурент. Австрийское правительство осознало бесперспективность попыток полонизировать галицийских русинов и стало покровительствовать той части их интеллигенции, которая называла русинов украинцами и считала их отдельным, не связанным с русскими народом, чье будущее было связано с Веной, а не с Петербургом.

Власти активно покровительствовали «народовщине», возникшей среди украинской студенческой молодежи и передовой интеллигенции. Его сторонники отстаивали идею о том, что русинское население Галичины имело свою национальную идентичность, считая, что они отличаются как от русских, так и от поляков. Более того, эти народники выступали за единство украинцев как под властью Австрии, так и под властью России. В дальнейшем, утверждали они, это позволит использовать их во внешней политике венского двора так же, как Российская империя использовала русофилов Галиции. Однако, несмотря на покровительство австрийских властей, народнические идеи долгое время не пользовались популярностью среди русского населения.

Ситуация стала меняться с ухудшением русско-австрийских отношений в начале 1880-х гг. В Вене окончательно сложилось мнение, что русофилы — это «пятая колонна», занимающаяся пророссийской пропагандой на землях Австрийской империи. Первый громкий процесс произошел в 1882 году после перехода населения галицкого села Гнилички из греко-католицизма в православие. Власти сочли это первым шагом в подготовке пророссийских сепаратистских выступлений в Галиции. Власти заявили, что за обращением стояли активисты-русофилы, и предали их суду за государственную измену. Ответчиками были Ольга Грабарь; ее отец Адольф Добрянский, лидер закарпатских русофилов, переехавший во Львов в 1881 году; вышеупомянутый Наумович; редакторы ряда пророссийских газет; а также другие видные деятели движения.

В общем, дело не удалось. Доводы обвинения не убедили присяжных. Четверо обвиняемых получили короткие сроки тюремного заключения. Наумович получил самое суровое наказание, приговоренный к восьми месяцам. Остальные, в том числе Грабарь и Добрянский, были оправданы. Однако умелое освещение процесса в проправительственной прессе позволило австрийским властям набрать политические очки и подорвать положение русофилов в обществе. СМИ акцентировали внимание на связях подсудимых с российскими властями, а обвиняемым не удалось убедительно выступить на суде. Мягкость наказания оказалась более связанной с либеральными настроениями местного суда, чем с фактическим отсутствием вины.

Однако сразу снизить влияние русофилов в Галиции не удалось, и они долгое время были серьезной политической силой в регионе.

Подробнее

На пороге Армагеддона? Почему украинский конфликт опасно похож на кубинский ракетный кризис

Русофилы даже смогли втянуть народников в совместное противостояние с поляками, несмотря на то, что оба течения беспощадно критиковали друг друга в печати. В 1883 и 1889 гг., русофилы и народники вели совместные кампании во время выборов в Галицкий сейм. Однако попытки достичь взаимопонимания в итоге не увенчались успехом из-за ловких манипуляций со стороны властей. В 1890-е годы большинство народников пришли к соглашению с поляками при посредничестве австрийского правительства. Украинцам были обещаны уступки в общественно-политической и культурной сферах в обмен на отказ от сотрудничества с русофилами. В 1891 году в местных записях и документах было официально введено фонетическое написание, которое позже легло в основу литературных норм украинского языка.

Печальный конец

Тем временем среди русофилов назревал раскол. Старшее поколение движения выступало за сохранение прежнего курса, а молодое поколение призывало к сближению с Российской империей не только культурно, но и политически. Новое поколение русофилов уже не рассматривало русинов Галиции как этническую группу внутри русского народа, а как неотъемлемую его часть. Они также критиковали лояльность старшего поколения империи Габсбургов, что было характерно для отцов-основателей движения. Их заявленная цель состояла в том, чтобы сначала достичь национального и культурного единства между всеми тремя ветвями русского народа, а затем добиться политического единства с Россией.

Поначалу конфликт между старшим и младшим поколением принял форму внутренних дискуссий, но не привел к расколу в движении. В 1900 г. была создана Российская народная партия, в руководство которой вошли как лояльные Австрии русофилы, так и полностью ориентированные на Россию. Его платформа содержала расплывчатую формулу национальной идентичности, согласно которой галицко-русское население было частью «малороссийского племени, принадлежащего к триединому русскому народу».

Однако 14 октября 1908 года Михаил Король, лидер верных Вене русофилов, заявил в Галицийском сейме, что, несмотря на культурное единство общерусского пространства, он признает и национальную самобытность малороссов , а сам никогда не был и не будет русским. Он также отметил, что ему «противны люди, которые за русские рубли служили иностранному государству». Новое поколение русофилов во главе с Владимиром Дудыкевичем, в свою очередь, утверждало «национальное, родовое и культурное единство галицких русинов с русскими». Что же касается языка, то он считал, что украинского языка «нет, никогда не было и никогда не будет, а есть только один русский язык, созданный гением русского народа».

Подробнее

«Сегодня шутят, завтра обвиняют в измене»: как российский джаз пережил коммунистические репрессии и отпраздновал 100-летие

Организационный раскол в русофильском движении произошел в феврале 1909 года, когда петербургская часть движения взяла в свои руки руководство Российской народной партией. Австрийские лоялисты ответили созданием собственной организации — консервативной Галицко-русской Рады. На самом деле пророссийская позиция оказалась гораздо ближе к галицийскому населению. Будущий министр Западно-Украинской Народной Республики и активист Галицко-украинского движения Лонгин Цегельский писал, что после 1908 года около 90 процентов русофильского движения оказались пророссийскими, и только десять процентов были лояльны к властям Габсбургов. Пророссийские русофилы были сильнее в городах, а проавстрийские — в деревне.

В последние годы перед Первой мировой войной пророссийски настроенные русофилы вели бурную деятельность, и их риторика в отношении украинского движения Галиции стала более уничижительной. Их пресса писала, что «в угоду немцам и полякам «мазепинцы» создали в России Украину-сволочь», и заклеймили украинский язык «искусственный жаргон, созданный по рецепту Грушевского». Это побудило проавстрийски настроенную часть русофильского движения отойти от прежних позиций и заключить мир с украинскими националистами. Также начались преследования со стороны украинских властей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *