Технологическая карта урока Чацкий Молчалин. Сравнительная характеристика
Разработка технологической карты урока по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
Чацкий и Молчалин: сравнительная характеристика.
| Выполнила: Макевнина Ирина Валерьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№5 сУИОП г. Солнечногорска
|
Москва 2017
1. Тема урока « Чацкий и Молчалин: сравнительная характеристика».
2. Возраст обучающихся 15 лет (9 «Б» класс)
3. Название предмета Литература
4. Учитель Макевнина Ирина Валерьевна МБОУ СОШ№5 с УИОП г.Солнечногорск.
5. Вид урока Сравнительная характеристика героев произведения
6. Тип урока Урок-диспут
7. Цель урока Продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать
самостоятельность учащихся в поиске ответа на поставленный вопрос, развивать навыки сопоставительного
анализа, умению выделять главное,обобщать,делать выводы, развивать речь учащихся.
8. Задачи урока (планируемые результаты).
Предметные:
в аспекте истории литературы:
активизировать знания учащихся об атмосфере эпохи, отраженной в комедии, событиях жизни героев.
в аспекте теории литературы: активизировать и углубить представления учащихся о понятиях: сравнительная характеристика,самохарактеристика, образ, диалог, реплика, ремарка, художественная деталь, общественный конфликт,кульминация – показать их функциональную роль в тексте, вооружить опытом использования этих понятий в анализе текста.
в аспекте освоения идейно-художественного смысла пьесы: раскрыть смысл общественного и любовного конфликта в комедии между Чацким и фамусовским обществом
в аспекте освоения специфики художественного мира А.С.Грибоедова: показать особенности изображенных
Грибоедовым персонажей, психологизм характеров.
в аспекте развития речи школьников: работа над выразительным чтением драматического произведения, чтением по ролям, умением выразить в репликах диалога намерения и чувства персонажа; вовлечение девятиклассников в живую дискуссию о героях произведения, формирование умения учащихся аргументировать свою точку зрения и отношение к персонажу; тренировка в создании письменных текстов малой формы (синквейн, короткий письменный ответ на вопрос).
Личностные: осуществлять действия нравственно-этического оценивания на основе знания моральных норм; выделять нравственные аспекты поведения персонажа и соотноситьих поступки и события с принятыми этическими нормами; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях людей.
9.Проблемы, решаемые обучающимися:
Почему Чацкий, по рождению принадлежащий к фамусовскому обществу, оказывается чужим для всех,
а Молчалин считается своим? Почему диалог Чацкого с Молчалиным(IIIдействие) так важен в
комедии? Почему молодые люди, ровесники, оказываются столь разными?
10.Оборудование:
Литература. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Коровина В.Я.,Журавлёв В.П.,Коровин В.И., Збарский И.С. М./под ред. Коровиной В.Я. — М.: Просвещение 2015г.
Презентация по теме урока.
Выставка книг по теме урока.
Портрет писателя.
11.Этапы урока
Этап урока (занятия) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Осуществляемые действия | Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
1. Мотивационный.Вводный. Активизация имеющихся знаний. Мотивация учащихся к работе над текстом комедии «Горе от ума» презентации. | Организует класс, создаёт рабочее настроение. Ведёт беседу по ранее прочитанным материалам (Первому и второму действиям комедии)Определяет новые горизонты познания и задачу урока. | Вспоминают материал предыдущих уроков по комедии.Отвечают на вопросы учителя, приводя в некоторых случаях примеры из текста, (приготовленные афоризмы, характеризующие героев) | Держать в памяти изученный ранее материал. Просмотровое и выборочное чтение текста в соответствии с поставленным вопросом.
|
|
| Устный ответ на вопросы учителя.
Чтение фрагментов произведения | Строить краткое связное высказывание репродуктивного характера. Выразительно, логически правильно читать точно выбранный фрагмент произведения предложенным заданием. |
2.Подготовка учащихся к анализу третьего действия комедии. (монологу героев) Расширение словарного запаса учащихся путём нахождения афоризмов в тексте . Активизация теоретико- литературных знаний. Постановка задач для наблюдений над текстом. Комментарий к ним. Мотивация учащихся к углублённой работе над текстом. | Объясняет на примере иллюстраций и определений значение историзмов, которые встретятся в тексте. Знакомит с таблицей теоретико-литературных терминов. что такое художественная деталь и какова её роль в тесте. |
Дают определения теоретико-литературных понятий.
| Самооценка: осмысливают свои недостатки в освоении текста комедии при его первичном прочтении (в частности, не выявили для себя лексическое значение историзмов в пьесе; Учатся анализировать характер вопроса.
| Осмысливают предстоящее домашнее задание по заполнению таблицы «Сравнительная характеристика героев) Осмысливают характер предстоящей работы над текстом комедии в ходе её анализа. | Учатся планировать предстоящую деятельность.
Учатся точно выполнять предложенное учебное задание. | Участвуют в беседе об историзмах. Объясняют их или узнают от учителя толкование слов. Дают определения теоретико-литературных терминов с объяснением их функциональной роли в тексте | Расширять свой словарный запас, обогащать лексический строй речи.
Пользоваться теоретико-литературной терминологией в осмыслении, анализе художественного текста. |
3. Анализ на основе выразительного ролевого чтения третьего действия,наблюдение за репликами и эмоциональным настроем героев. Анализируется композиция третьего действия комедии и особенностей изображения героев в нём. Сопоставление словесных характеристик героев, данных им другими персонажами | Учитель предлагает вопросы и задания для аналитической работы над текстом комедии, комментирует ответы учащихся. От вопросов и заданий, выявляющих и формирующих восприятие и понимание текста учащимися, переходит к вопросам на размышление, дискуссионного характера. | Выразительное чтение, исполняют фрагменты комедии в лицах. Класс проводит наблюдения над языковыми особенностями произведения: передачей состояния героев в ходе просмотрового чтения отбирают и комментируют художественные детали, значимые для понимания характеров персонажей и смысла произведения в целом. Участвуют в дискуссии о характере персонажа и оценке его поступков. | Умение удерживать внимание в работе с текстом рассказа. В обучающем анализе обращать внимание учащихся на все виды восприятий, запечатлённых в тексте. Выделять в художественном произведении эпизод – эмоциональную ситуацию, в которой герои переживают те или иные душевные состояния. Выявлять функциональную роль приёмов изображения персонажей. Расшифровывать приёмы скрытого психологизма, определять, раскрывать не названные автором чувства персонажей. Выявлять значимые детали текста – «зацепки», важные для понимания его смысла. Мотивировать поступки героев, прогнозировать дальнейшее развитие событий, исходя их особенностей характеров персонажей. Сравнивать и находить общее и различное в изображении персонажей в разных видах искусства. Выявлять отношение автора к событию, герою, явлению. Формулировать и аргументировать свое отношение к персонажам и проблемам, поднятым в комедии. | См. виды действий, указанных в 3-ей графе. | Ориентироваться в материале. Прогнозировать выполнение задания. Определять критерии оценки качества выполнения задания. Осуществлять самоконтроль. Корректировать свои действия.
| См. виды действий, указанных в 3-ей графе. | Узнавать в слове, словосочетании художественную деталь. Строить связное высказывание творческого характера. Участвовать в коллективной работе: в процессе анализа слушать ответы одноклассников, комментировать и дополнять их, вступая в дискуссию, аргументировать свою позицию и с уважением относиться к мнениям оппонентов. Участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. |
4. Завершающий этап урока. Подведение итогов в процессе работы над синквейном. Самооценивание и оценки учителя. Комментарий к домашнему заданию. | Итоговое слово учителя по завершении анализа текста. Напоминает правила создания синквейна. Комментирует синквейны. Ставит и комментирует оценки за урок. Комментирует выполнение домашнего задания. | Сочиняют синквейны о Чацком и Молчалине Читают синквейны, определяют в коллективном обсуждении наиболее удачные. Учащиеся оценивают результативность урока по шкале достижений.
| В творческой письменной работе малой формы сжато выражать свое представление о характере персонажа и отношение к нему. |
| Оценивать результативность проделанной работы.
Прогнозировать выполнение задания.
| Подбирают оригинальные эпитеты, сравнения, метафоры для характеристики персонажа. | Составлять краткую характеристику персонажа в произведении малой формы (синвквейн).
|
Ход урока:
I. Вступительный этап.
IIПроверка домашнего задания
а) Проверка выписанных в тетрадь афоризмы из «Горя от ума».
б) Чацкий и Фамусов (чем похожи и в чём расходятся взгляды героев на различные сферы русской жизни:
науку, службу, воспитание, образование,моду).
в) Анализ диалога Софьи и Чацкого (3 действие).
-какая цель у участников диалога?
-почему Софья начинает откровенно отвечать Чацкому?
-что она считает недостатками в характере Чацкого?
-какие достоинства она приписывает Молчалину?
III Беседа по ранее изученному материалу
1. В каком действии и явлении появляется А. А.Чацкий?
2. Что мы знаем о Молчалине?
3. Кого мы можем отнести к «веку нынешнему», а кого к «минувшему». Что для каждого является главным?
4. Кому из молодых людей вы симпатизируете и почему?
5. Какими нравственными качествами обладает данный персонаж?
IV Изучение новой темы (включается презентация)
1. Слово учителя.
В центре нашего сегодняшнего внимания А.А. Чацкий -умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ
положительного героя, воплотившего в своём мировоззрении реальные черты человека 19 века.
Чацкий и Молчалин –ровесники. Один по рождению принадлежит к московскому высшему обществу,
Другой всеми силами стремится войти и принадлежать этому же обществу. Каковы взгляды молодых людей на жизнь,службу,любовь,мы сегодня попытаемся разобраться.
2. Беседа по теме урока
-давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
— при каких обстоятельствах они опять встречаются?
— даёт ли Грибоедов характеристику героям? Из чьих уст мы узнаем о качествах Чацкого?
(Лиза вспоминает о нём в первом действии; Фамусов представляет его Скалазубу; Софья –в
разговоре с Лизой).
-что и от кого мы узнаем о Молчалине? (Софья-Лизе, Скалозуб о падении Молчалина с лошади,
Чацкий в разговоре с Софьей, Фамусов о Молчалине).
3. Анализ диалога Чацкого и Молчалина (действие III, явление 3)
Чтение по ролям и дальнейшая беседа с классом:
— охарактеризуйте Чацкого с точки зрения Молчалина (Чацкий странен: не пользуется тем, что дано ему по рождению).
-охарактеризуйте Молчалина с точки зрения Чацкого (услужлив, скромненький, моську вовремя погладит…)
-почему диалог молодых людей так важен в комедии. (раскрывает характеры персонажей, используется приём самохарактеристики).
Слово учителя: Сцена диалога показывает глубину не только любовного , но и общественного конфликта
-«века нынешнего» и века «минувшего».
Разговор между соперниками важен не только смыслом заключенных в нём реплик, но и тем, как
выстроен разговор.
Диалог построен автором по принципу качелей. В самом начале разговора наверху Чацкий, а затем верх одерживает Молчалин.
Молчалин-«деловой» ( по определению Фамусова) человек, человек нового поколения, с цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой жизненной ситуации, всем угодить. Для Молчалина Чацкий, который не хочет или не может сделать себе карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать Чацкому покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьёз, и совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживёт своё время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.
4. Зачитываем высказывания критиков о Чацком и Молчалине.
-Чьи высказывания, на ваш взгляд, более точные и почему? (часть на презентации)
М.Е. Салтыков-Щедрин: « О счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не торопясь, переползают
из одного периода истории в другой, никому не бросивши слова участия, но и никого не вздёрнувши на дыбу… Никто
ими не интересуется, никто не хочет знать, делают они что-нибудь или просто сидят и бьют баклуши, никто не трепещет
и не благоговеет перед ними…какой прекрасный, блаженный удел!»
Ф. М.Достоевский: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно претворяться
святым».
А.П. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственно истинно героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом ещё натура борца».
П.А. Катенин: «…В Чацком все достоинства и нет порока, но, по моему мнению, он говорит много, бранит всё и
проповедует некстати».
5.Заполнение таблицы Чацкий и Молчалин: сравнительная характеристика
| Чацкий | Молчалин |
Происхождение |
|
|
Воспитание и образование |
|
|
Жизненные ценности |
|
|
Отношение к Софье |
|
|
Отношение к фамусовскому обществу |
|
|
V. Итоги работы на уроке.
1) — Ответим на главный вопрос урока:Чтонового узнали мы сегодня о героях комедии? Что вам больше всего запомнилось? Какие выводы мы можем сделать? О чем заставляет читателей задуматься комедия?
2) Сочинение и чтение, обсуждение синквейновЧацком и Молчалине
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Предложение.
Существительное
VI.Домашнее задание
а) Приготовить выступленияна темы: «Чацкий-победитель или побеждённый?»
«Смешон или страшен Молчалин?»
б) Продолжить подбор афоризмов по разделам.
сравнительная характеристика героев комедии «Горе от ума»
Происхождение, возраст, положение в обществе, род занятий
Алексей Степанович Молчалин — незнатный, бедный «безродный» молодой человек из Твери, который был переведён через содействие Фамусова в Москву. При его же содействии он получил чин асессора, который давал право на личное дворянство, стал секретарём Фамусова, управляющего в казённом месте. Благодетель даже поселил молодого секретаря в своём доме.
По возрасту Молчалин принадлежит к поколению Александра Андреевича Чацкого, молодого дворянина. После смерти отца Чацкий стал жить у его друга, Павла Афанасьевича Фамусова. Воспитывался он с его дочерью Софьей, когда вырос, съехал из дома Фамусова и последние 3 года провёл в путешествиях.
Оба молодых человека, и Чацкий, и Молчалин, умны, образованны. Фамусов отмечает, что Чацкий «славно пишет, переводит», что если бы захотел служить — «так был бы деловой». Но дело в том, что тот «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Чацкий отличается независимостью взглядов, а Молчалин приспосабливается к обществу.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Алексей Степанович Молчалин.
Возраст — не указано, достаточно молодой человек.
Род занятий — личный секретарь, носит чин коллежского асессора.
Семья — указан лишь безымянный отец.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из бедного семейства из Твери.
Воспитание — воспитан отцом, который учил его всем и во всём угождать.
Образование — не указано, однако является грамотным, образованным человеком, способным работать с документами.
Внешность — не указано.
Характер — застенчивый, спокойный, молчаливый, усердный, услужливый.
Положительные черты — скромность, тактичность, вежливость, уравновешенность, дружелюбность.
Отрицательные черты — угодливость, нерешительность, чинопочитание, раболепие, двуличность, отсутствие собственного мнения.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Интеллект, отношение к понятию «ум»
Молчалин образован и умён, иначе Фамусов не доверил бы ему ведение служебных дел. Молодой человек хочет быть таким же умным в житейском, практическом смысле, как его начальник Фамусов: добиться богатства, престижной службы, высокого положения в обществе. Но его ум — это «ум глупцов», как назвал его Некрасов. У Алексея Степановича нет гуманного, возвышенного ума.
У Чацкого очень высокий интеллект. Для этого молодого дворянина ум заключается в свободе мысли, в способности критически относиться к жизни светского общества. У него просвещённый, гуманный ум. Он считает умными людьми тех, кто не боится жить так, как велит им душа, заниматься наукой, искусством, а не тратить своё время на светские «обеды, ужины и танцы», не обращать внимания на осуждение своего образа жизни.
Характеристика и образ Скалозуба в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
В своём произведении Грибоедов придумал отличный способ рассказать историю с максимальной отдачей для читателя. Описав множество различных персонажей он дал нам отличную пищу для размышлений, одним из таких персонажей стал Скалозуб.
Скалозуб – состоявшийся человек, имеющий высокий уважаемый чин. Как человек он показан верным своим идеалам, готовым всегда отстоять как свою честь, так и честь своих близких. Однако, как и Фамусов он является явным консерватором, который привык к устоям прошлого времени, не желая никоим образом их поменять или вообще убрать из своей жизни. Для него старый мир является опорой, на которую можно положиться в случае чего, ведь он попросту боится потерять самого себя в этих революциях и инновациях не успев за ними. Поэтому автор раскрывает его не так сильно как Фамусова, давая нам возможность подумать над тем, что Скалозуб не такой уж и ярый консерватор. Он попросту не хочет терять то, чего он достиг. Получается, если бы он не потерял в случае революции всё, то он бы принял её как должное и само собой разумеющееся. Это один аспект личности и образа полковника Скалозуба, но так же есть и другой аспект, более мрачный.
Скалозуб хоть и не до конца консерватор, но его методы гораздо жёстче и радикальнее чем у того же Фамусова. Если Фамусов не так сильно презирает инновации, то Скалозуб их попросту ненавидит, всеми силами принижая тех людей, которые стараются привнести что-то новое в мир. Для него они являются признаком того, что перемены, такие нежеланные для него, уже идут полным ходом, с чем он крайне не согласен, и чем он крайне недоволен. Тем самым показывая нам свою несостоятельность как личность, так как он просто не может адаптироваться к обстоятельствам, и принять их как должное. Он боится перемен и это ясно просматривается в его образе. Автор сделал это очевидным.
Также интересно прописаны его отношения к обычным жизненным вещам. Например, к любви и привязанности он относится весьма и весьма скептически, называя данные термины попросту вещами, которые не нуждаются во внимании, так как не несут в себе никакой практической ценности. Также его отношение к окружающим людям тоже раскрывает его образ как персонажа не очень приятного. Он считает полезными только тех людей, которые могут привнести в его жизнь успех и продвижение по карьерной лестнице, а остальных просто ненужным окружением.
Жизненные ценности, идеалы
Хотя Молчалин, как и Чацкий, молод, по духу, убеждениям и взглядам он является сторонником своего начальника Фамусова, яркого представителя «века минувшего». У Чацкого же среди действующих лиц пьесы нет единомышленников. У этих молодых людей есть цель жизни: у Чацкого — служение Отчизне, у Молчалина — «дойти до степеней известных», а затем «и награжденья брать, и весело пожить» (действие 3, явление 3).
Чацкий готов честно служить: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Он пока не нашёл для себя такой службы, где бы можно было честно служить и приносить пользу Родине, а не начальству.
Молчалин же хочет достичь своей цели подхалимством, угодничеством, лестью. Он рассчитывает на покровительство и поддержку «сильных мира сего», в отличие от Чацкого, который надеется только на себя, свои знания и возможности.
Для Чацкого идеал — свободная жизнь, свободная от цепей рабства, которыми окутано общество, свобода «служить делу, а не лицам» или заниматься наукой, искусством. А для Молчалина идеалом является жизнь «тузов», которые купаются в роскоши.
Популярные сегодня темы
Музыку неспроста называют универсальным языком общения. Это один из видов искусства, который не может оставить равнодушным. Одному нравятся классические композиции, другой любит тяжёлый рок, третий – фолковые мелодии.
Спокойная жизнь двух помещиков. Новое охотничье ружье у Ивана Никифоровича.
Картина Ирины Шевандроновой «В сельской библиотеке» посвящена читателям – детям. Читателей пять, они все разного возраста. По центру полотна изображены девочка и мальчик, скорее всего брат и сестра.
Повесть А.С. Пушкина Пиковая дама интересна, проста в чтении и достаточно увлекательна. Это произведение притягивает и интригует читателя с первых строк
Без денег невозможно выжить в мире. Они – основа жизни, благополучия, достатка. На деньги покупается как всё самое необходимое, так и предметы роскоши. Финансовое благополучие – часто самое главное, что ценится в людях окружающими
Черты характера
Характер Чацкого открытый, молодой человек эмоционален, иногда невыдержан, резок. Он независим, ироничен, горд. Главное в его характере — страсть политического борца против рабства, паразитизма, любовь к Отчизне, свободолюбие. Но Чацкий — вовсе не идеальный образ, это человек, у которого есть не только достоинства, но и недостатки. Он «чувствителен, и весел, и остёр», но в нём есть и заносчивость, нетерпеливость, самонадеянность и, несмотря на острый ум, некое романтическое безрассудство.
Его антипод Молчалин обладает такими чертами характера как скрытность, расчётливость, деловитость, «умеренность и аккуратность» (действие 3, явление 3), угодливость. Его «роман» с Софьей выявил двуличность и абсолютную безнравственность Молчалина.
Тесты-викторины к каждому действию комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Действие 1
- Зачем Лизе понадобилось переводить часы? (чтобы предупредить влюблённых боем часов)
- Что винит Фамусов? Откуда моды к нам, и авторы, и музы? (Кузнецкий мост и вечные французы)
- Закончите фразу: «У девушки сон утренний…» (так тонок)
- «Минуй нас пуще всех печалей…» (и барский гнев, и барская любовь)
- «Нельзя ли для прогулок…» (подальше выбрать закоулок?)
- «Счастливые …» (часов не наблюдают)
- Вот, например, полковник Скалозуб … (и золотой мешок, и метит в генералы)
- Кто так чувствителен, и весел, и остёр, … (как Александр Андреич Чацкий)
- Смешение каких языков господствует в московских салонах? (французского с нежегородским)
- Откуда родом Молчалин? (из Твери )
Основные вопросы по 1 действию:
1. В чём комизм ситуации?
2. Какова его роль с точки зрения композиции?
3. Что мы узнаём о главных действующих лицах?
4. Какие крылатые выражения и характеристики действующих лиц выписали и запомнили?
Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Действие 2
Продолжите фразы:
- «Служить бы рад…» (прислуживаться тошно)
- «Что говорит!…» (и говорит, как пишет!)
- «Ах! Злые языки…» (страшнее пистолета)
- «Свежо предание…» (а верится с трудом)
- «Кричали женщины Ура!…» (и в воздух чепчики бросали)
- У кого должен был крестить Фамусов? (у вдовы, докторши)
- Имя усопшего камергера с ключом (Кузьма Петрович)
- Что, по мнению Чацкого, держит стыд в узде? (Смех. Да, нынче смех страшит…)
- Какие обязанности при дворе были у Максима Петровича? (В чины выводит он и пенсии даёт)
- Каких новых правил набрался брат Скалозуба? (чин следовал ему, он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать)
Основные вопросы по 2 действию:
- 2 д . 2 явл. Фамусов и Чацкий (Учились бы , на старших глядя… Чем восхищается Фамусов? Что возмущает Чацкого ?)
- . Явление Скалозуба. Кто его брат? Какова его речь?
- . Анализ монологов Фамусова «Вкус, батюшка…» и Чацкого «А судьи кто?»
- . Д 2., явл. 7 Обморок Софьи. Поведение Скалозуба, Чацкого, Лизы.
- Молчалин и Лиза
Ответить на вопросы 3 действия:
- Кто такие Татьяна Юрьевна и Фома Фомич?
- Супруги Горичи. Чем интересна судьба Платона Михайловича?
- Семья Тугоуховских. С какой точки зрения им интересен Чацкий ?
- Дайте характеристику Загорецкому.
- Старуха Хлёстова. Какие отличительные черты старухи?
- Какова роль ГН и ГД?
- Какова роль Хрюминых в распространении слухов о Чацком?
- Какие советы «сумасшедшие», с точки зрения гостей, давал им Чацкий? (Д 3, явл. 19, стр. 89)
- В чём причина безумия Чацкого, по мнению гостей? (Ученье – вот чума, учёность – вот причина)
Викторина по 3 действию
- Какими своими двумя талантами гордится Молчалин? (умеренность и аккуратность)
- Кто припас Хлёстовой арапку-девку? (Антон Антоныч Загорецкий )
- Кем Софья приходится Хлёстовой? (племянница)
- Имя, отчество матери Чацкого. (Анна Алексеевна )
- О каком мужском костюме идёт речь: «хвост сзади, спереди какой-то чудный выем»? (о фраке)
- Порода собаки Хлёстовой (шпиц)
- «В мои лета не должно сметь…» (своё суждение иметь)
- Как зовут племянника княгини? Чем он занимается? (Фёдор, он химик, он ботаник)
- Продолжите фразу: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги…» (да и сжечь)
- «Всё врут…» (календари)
А.С. Грибоедов «Горе от ума » Анализ четвёртого действия
1. Образ Репетилова. Кем является Репетилов в комедии? Отношение к нему др. действующих лиц.
2. Молчалин. Как он раскрывается в сцене с Софьей и Лизой?
3. Каким мы видим Чацкого в последнем монологе?
Викторина по 4 действию комедии
- Продолжите фразу: «Мне завещал отец, во-первых, …» (угождать всем людям без изъятья…)
- Все гонят, все клянут… (мучителей толпа)
- Вон из Москвы! Сюда… (я больше не ездок)
- Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому… (есть чувству уголок)
- Ах! Боже мой! Что будет говорить… (княгиня Марья Алексевна)
- Кого из гостей Фамусова зовут Анфиса Ниловна? (Хлёстову)
- Последние слова Чацкого в комедии. (Карету мне! Карету!)
- Кого Молчалин называет кралей? (Софью)
- От кого Чацкий узнаёт имя автора сплетни? (От Фамусова )
- Продолжите фразу: Ба! Знакомые… (всё лица!)
Поведение и поступки
Чацкий готовился к деятельности, полезной для Отечества: он учился, читал, развивал ум. Герой общался с министрами, потом разорвал с ними связь, так как не хотел «прислуживаться».
Вернувшись из трёхгодичного путешествия в Москву, он бросился в борьбу со всем фамусовским обществом, не замечая, что его не хотят слушать. В этом и сказалось его романтическое безрассудство и пылкость. Не найдя ни в ком понимания и «сочувствия живого», герой вынужден был покинуть Москву, увозя с собой «мильон терзаний».
Молчалин же ведёт себя сдержанно, он почтителен, вежлив с людьми, придерживается советов своего отца, который завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а не только начальству. Молодой чиновник так и делает, так как уверен, что «…частенько там //Мы покровительство находим, где не метим» (действие 3, явление 3). Поскольку в обществе, где «по отцу и сыну честь» добиться высокого положения «безродному» трудно, Молчалин угождает всем и поддерживает знакомства с влиятельными людьми, например, с Татьяной Юрьевной, которая имеет в друзьях и родных «полезных» чиновных и должностных лиц. Он очень дорожит этими знакомствами, радуется, что попал в высшее общество и хочет закрепиться в нём. Особенно в этом он надеется на Фамусова.
Отношение к Софье
В своём стремлении всем угождать молодой секретарь Фамусова дошёл до того, что стал притворяться влюблённым в его дочь. Софья, начитавшись французских романов, вообразив, что молодой чиновник похож на благородных героев этих книг, и влюбилась в него. Молчалин до того привык всем угождать, что, несмотря на то, что это может стать известным Фамусову, стал играть перед его дочерью роль влюблённого.
Чацкий искренне любит Софью и видит в ней будущую жену. Полюбил он её ещё до отъезда в путешествие. Но тогда это чувство, вероятно, его напугало: ведь девушке тогда было только 14 лет. Но его любовь не охладила «перемена мест», и когда Софье минуло 17 лет, Чацкий примчался в Москву, преисполненный радужных надежд. Но они не оправдались: Софья была уже не той девочкой, которая вместе с ним смеялась над светским обществом. И любит девушка, как оказалось, вовсе не его, а ничтожного Молчалина. В конце пьесы Чацкий полностью разочаровывается в Софье.
Скалозуб: характеристика. «Горе от ума»
Кульминационным моментом было объявление полковника Скалозуба о том, что школы, лицеи и гимназии будут скоро преобразованы по казарменному образцу. Он говорит: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят для больших оказий». А Фамусов пошел дальше и предложил просто сжечь книги.
Цитатная характеристика Скалозуба говорит о многом. Вообще, такой персонаж, как Скалозуб, представляет собой собирательный образ, в котором современники того времени узнавали то дивизионного полковника Фролова, то великого князя Николая Павловича (будущего российского императора) и т. д.
Характеристика Скалозуба совсем не радует, у него на первом месте муштра, командирские приказы, казарма, шеренги. Он в разговоре с Хлестовой становится разговорчив, когда речь пойдет о различиях всех полков по погончикам, выпушкам и петличкам на мундирах. Уже понятно, что более ничем он не интересуется, да и связно говорить ему не с руки, он разве что только и способен сплетни светские приукрашивать. Кстати, полковник с большим удовольствием сплетничает о княгине. В его разговорах то и дело проскальзывают военные термины типа дистанция, фельдфебель, шеренга и т. д., причем даже там, где и речи нет о военной жизни.
Отношение окружающих к Чацкому и Молчалину
Секретарь Фамусова полностью принимает законы фамусовского общества и поэтому становится для него незаменимым. Он всегда говорит людям приятные банальности, например, хвалит собачку Хлёстовой, всегда готов услужить («подставить стул, поднять платок»), играть со старичками в карты. За скромность и услужливость его все любят. Софье нравится его «доброта души», и то, что он «уступчив, скромен, тих» (действие 3, явление 1).
Девушка явно противопоставляет секретаря отца Чацкому, резкий и независимый характер которого ей не по душе. Чацкого она укоряет за насмешливость и презрение к людям. Гости Фамусова, да и сам хозяин дома тоже недолюбливают этого молодого человека за остроты и укоры. В конце концов, все представители фамусовского общества ополчаются на Чацкого, и он, возмущённый и разочарованный, уезжает из Москвы.
Образ Молчалина
Все герои комедии «Горе от ума» делятся на два лагеря: «фамусовское» общество, поддерживающее старый уклад жизни, и сторонники реформ. Личный секретарь Фамусова, Молчалин, относится к первому лагерю и полностью соответствует неписаным критериям старосветского общества. Он услужлив, скромен, отлично знает своё место. Молчалин не высказывает собственного мнения только потому, что считает себя недостойным иметь его. Он дружелюбен, спокоен, услужлив, старателен. Постепенно и незаметно для окружающих выстраивает свою карьеру.
Молчалин настолько боится потерять выгодное место, что начинает играть роль жениха влюблённой в него Софьи. Где надо — он прислужит, где надо — молча проглотит оскорбление. Молчалин прекрасно понимает, что будет зависеть от окружающих до тех пор, пока не дослужится до высокого чина. Будучи прекрасным приспособленцем, он уверенно идет к своей цели.
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (таблица)
Параметры сравнения | Чацкий | Молчалин |
Происхождение, возраст, род занятий | Молодой дворянин. После смерти отца воспитывался в семье его друга Фамусова. Повзрослев, он пытался служить, но, увидев, что служить нужно не делу, а лицам, службу оставил и 3 года посвятил путешествиям. | «Безродный» молодой человек из бедной, незнатной семьи, жившей в Твери. Он служит секретарём у Фамусова, управляющего в казённом месте. |
Характеристика речи | Очень красноречив, остроумен, иногда резок в разговоре. | Говорит вежливо, почтительно, спокойно. |
Интеллект, отношение к понятию «ум» | Интеллект высокий, ум гуманный, просвещённый. Считает, что ум и должен быть свободным, возвышенным, что именно люди с таким умом полезны для Отчизны. | Молчалин — деловой, образованный человек, считает умными тех людей, кто сумел добиться высоких чинов и богатства. |
Жизненные ценности, идеалы | Цель жизни — служение Родине, а не начальству. Идеал для него — свободная жизнь, свобода заниматься любимым делом, полезным для Отечества. | Цель жизни — добиться высокого положения в обществе. Больше всего он ценит богатство, высокие чины. Жизнь людей, купающихся в роскоши, является для него идеалом. |
Отношение к фамусовскому обществу | Представителям этого общества Чацкий хочет раскрыть глаза на недостатки в жизни страны и на их собственные недостатки. | Относится к людям фамусовского общества с уважением, старается получить их покровительство. |
Черты характера | Честность, открытость, независимость, гордость, ироничность, страстность борца против несправедливости, любовь к Родине, свободолюбие. Есть в его характере и отрицательные черты: излишняя самонадеянность, заносчивость, нетерпеливость. | Скрытность, осторожность, деловитость, расчётливость, двуличность, угодливость, «умеренность и аккуратность». |
Поведение, поступки | Пытался принести пользу Отечеству, общался с министрами, но он не хотел «прислуживаться», поэтому разорвал с ними связь. После трёх лет путешествий вернувшись в Москву, стал резко критиковать порядки и устои крепостнического общества. | Ведёт себя с людьми светского общества почтительно, угодливо. Притворяется влюблённым в Софью. Со служанкой Лизой ведёт себя развязно, заигрывает. |
Отношение к Софье | Искренне любил Софью, но в конце пьесы, увидев её увлечение ничтожным человеком, Молчалиным, разочаровался в ней. | Играл перед Софьей роль влюблённого. В разговоре с Лизой назвал Софью плачевной кралей и сказал, что не видит в ней ничего завидного. |
Отношение окружающих к героям | Недолюбливают его за укоры и насмешки над нравами, царящими в светском обществе. | Люди фамусовского общества любят его за угодливость, скромность, уступчивость. |
Вывод | Чацкий — представитель «века нынешнего». | Несмотря на молодость, Молчалин — представитель «века минувшего». |
Способность прислуживать
Самой яркой чертой Молчалина является его желание услужить всем людям, занимающим высокое положение в обществе. Он понимает, что только лесть и притворство способны помочь ему продвигаться по социальной лестнице. Благодаря своему главному качеству Молчалину удается получать чины, в результате чего он добился статуса дворянина.
В произведении Чацкий верно подмечает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Главный герой, увидев настоящую сущность Молчалина, уверен в следующем: «Молчалины блаженствуют на свете». Анализ данной фразы говорит о том, что Молчалин («Горе от ума») – это обобщенный образ, олицетворяющий общество времени А. С. Грибоедова. Чацкий, рассуждая о Молчалине, говорит так: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей». Именно Молчалин становится идеалом Софьи.
Главный принцип, по которому живет Молчалин, заключается в его фразе «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Герой понимает, что он должен угождать людям и унижаться перед ними, чтобы его заметили. Желание «прислужить» у Молчалина стало причиной желания получить высокий чин и хорошее положение в обществе.
Герой зависим от общественного мнения. Молчалин молчалив, говорит только для того, чтобы сделать комплимент или похвалить человека из высших кругов. А. С. Грибоедов не случайно прибегает к приему говорящих фамилий. Персонаж, уверенный в том, что «злые языки страшнее пистолета», стремится раскрывать свою сущность как можно меньше, ведь тогда окружающие смогут понять его истинные намерения, а он хочет получить чины как можно скорее. Для этого, как отмечает Чацкий, Молчалин готов и «моську вовремя погладить», и «в пору карточку втереть».
Главный герой оценивает это качество Молчалина как глупость и несерьезность.
Ради собственного продвижения по карьерной лестнице Молчалин, которого, по мнению Чацкого, «взманили почести и знатность», строит любовные отношения с дочерью Фамусова Софьей. Настоящего чувства любви к ней у героя нет. Он думает лишь о том, что возможный брак с дочерью знаменитого человека в обществе поможет ему осуществить свои планы. И если с Софьей Молчалин ведет себя так, как в ее представлениях должен себя вести настоящий мужчина, то с горничной Лизой, как она отмечает сама, Молчалин – повеса. С Лизой герой настойчив и смел. Это показывает двуличность персонажа, его способность за внешним видом вежливого и скромного человека скрывать страстные чувства и развязное поведение. Служанка оценивает Молчалина негативно, сравнивая его с камнем и льдом.
Вывод
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина показывает, что у этих героев есть общие черты, но больше различий. Они оба молоды, имеют цель в жизни, образованны, оба принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий воспитывался в доме Фамусова, Молчалин служит секретарём Фамусова и живёт в его доме). Но Чацкий восстал против устоев и обычаев этого общества, а Молчалин полностью одобряет их.
А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» отобразил в образе Чацкого тип борца, который страдает, но не сдаётся, а в образе Молчалина — тип безнравственного приспособленца. Такие образы выходят за исторические рамки эпохи, показанной в комедии. В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. <�…> Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…» М. Е. Салтыков-Щедрин в статье «Господа Молчалины» о во все века.
Чацкий и Молчалин
Они одного возраста. Взгляды на мир совсем разные. Чацкий талантлив, тянется к знаниям, службе. А Молчалин лишь следовал совету отца «угождать людям».
Автор, показывая двух противоположных героев, объясняет отношения героев к образованию, службе, обществу. Кроме этого, являются соперниками в любви.
У Чацкого искренние чувства, у Молчалина — только для выгоды.
На почве этого у них происходит конфликт.
Таблица показывает сравнение героев и содержит цитаты из комедии Александра Сергеевича Грибоедова.
Черты состоятельных людей
Эксперт по деньгам Джин Чацки обсуждает восемь вещей, которые важнее всего, если вы хотите преуспеть.
Жан Чацки
Фото: Жаклин Вейссид/Getty Images
Жан Чацки говорит, что любой может преуспеть даже в самые трудные экономические времена… если он обладает ключевыми качествами и способностями, которые выделяют его. Она называет эти черты Разница , и в своей книге Чацки описывает, как вы можете перейти от человека, который живет от зарплаты к зарплате, к человеку, который живет в комфорте.
У вас есть Отличие ? А если нет — как его получить? Вот восемь вещей, которые наиболее важны для того, чтобы помочь вам стать финансово свободным.
1. Счастье и оптимизм Некоторые люди верят, что деньги приносят счастье. Не правда. Когда вы живете комфортно, больше денег не купит больше счастья. Однако верно и обратное: счастье ведет к деньгам. И успех. Точно так же оптимизм. И то, и другое позволяет вам решать проблемы, генерировать идеи, учитывать долгосрочные последствия и возвращаться и пробовать снова, если вы промахнулись в первый раз.
2. Устойчивость Люди, которые перешли от плохого финансового положения к комфорту или богатству, обладают устойчивостью. Они могут победить — на работе, в личной жизни, со своими финансами. Они не отрицают плохие вещи, которые случаются, но они могут сосредоточить свое внимание на вещах, над которыми они контролируют, с верой в то, что они способны произвести изменения. Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно рождаться со стойкостью — вы можете научиться этому, контролируя то, что можете контролировать, и отпуская все остальное.
3. Связь Вы когда-нибудь слышали о социальном капитале? Это актив, созданный, когда отношения между людьми меняются таким образом, что это приводит к действию, как правило, к лучшему. Это важная составляющая Разница , и богатые и благополучные в финансовом отношении не только имеют больше этого, чем люди, живущие от зарплаты до зарплаты, но и знают, как ею пользоваться. Они забрасывают более широкую сеть, общаясь с соседями, коллегами по работе, людьми, которые могут помочь им продвинуться в финансовом или карьерном плане. Чтобы получить свою долю социального капитала, вы должны уделять время людям и позиционировать себя как лидера.
4. Страсть Это ключевой элемент, который переводит людей из жизни финансовых трудностей в жизнь финансового успеха. Проще говоря, богатые хотят этого больше всего остального. Некоторые хотят это в виде денег, но большинство очень увлечены карьерой, которую они выбирают. И в то время, когда занятие любимым делом может показаться невозможным, важно знать, что вы можете научиться любить то, что делаете.
5. Интуиция За прошедшие годы ваш мозг накопил множество паттернов, информации, которая говорит вам, что если происходит одно, то, скорее всего, последует что-то другое. Мы чувствуем эти сигналы нутром и называем их предчувствиями. На самом деле это наша интуиция, шестое чувство, которое более развито у богатых, чем у кого-либо еще. Вы можете научиться продвигать свои идеи, применяя такие стратегии, как предоставление вашей интуиции небольшого пространства для дыхания: сама Джин говорит, что у нее все лучше, ага! моменты, когда она не ищет их.
6. Привычные сбережения У состоятельных людей, участвовавших в нашем исследовании, определенно есть средства, чтобы быть сумасшедшими транжирами, но большинство из них таковыми не являются. И богатые, и финансово благополучные люди говорят, что во взрослом возрасте экономить больше денег было «абсолютно важной» финансовой целью. Если вы уже не умеете экономить, The Difference покажет вам, как это сделать.
7. Инвестируйте в акции Джин провела исследование для этой книги, когда цены на жилье падали, а рынки падали с неба. Тем не менее, один и тот же урок всплывал снова и снова: богатые понимают необходимость идти на риск на рынке — и в хорошие, и в плохие времена, — чтобы заставить свои деньги работать так же усердно, как и они.
8. Благодарность Откат кармы. Люди, которые разбогатели и остались богатыми, не просто благодарны. Они практикуют благодарность, отдавая дань своему сообществу, организациям, в которые они верят, и людям, о которых они заботятся. Даже если вы думаете о чем-то обыденном, например о своей работе, когда вы думаете об этом как о подарке, вы сосредотачиваетесь на том, какой могла бы быть жизнь, если бы у вас ее не было.
Опубликовано 21.07.2010
СЛЕДУЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Разница: как добиться успеха даже в самые трудные времена
Автор: Джин Чацки, Барбара О’Нил
Разница: как добиться процветания даже в самые трудные времена — не первая книга, в которой на основе исследований описываются характеристики богатых. Десятки книг о миллионерах были написаны за последние два десятилетия, начиная с «Миллионера по соседству» в 1996 году. Что отличает эту книгу, так это мотивационный стиль письма ее автора, финансового журналиста и оратора Жана Чацки, и ее контекст в контексте последствия финансового кризиса. Он также описывает черты личности, а также финансовые практики, связанные с финансовым успехом.
Эта 255-страничная книга включает 12 глав, описывающих различия между четырьмя группами людей: богатыми, финансово благополучными, от зарплаты до зарплаты и должниками, которые, соответственно, составляют 3, 27, 55 и 15 процентов населения. населения США. «Разница» основана на результатах нового пенсионного исследования Merrill Lynch 2008 года, проведенного Harris Interactive с выборкой более 5000 человек. В конце каждой главы приводится анкета финансово успешного человека в стиле интервью.
Во введении читателям представлен обзор исследования и макет книги. В главе 1 «Знакомство с соседями» четыре группы подробно описаны вместе с 20 ключевыми факторами, объясняющими «Разницу». Сюда входят: регулярные сбережения на случай непредвиденных обстоятельств, инвестиции на пенсию, покупка акций, сокращение долга, четкие финансовые и карьерные цели, уверенность, оптимизм, счастье, высшее образование, общение с друзьями, регулярные физические упражнения, регулярное чтение газет и брак.
В главе 2, «Выбор Отличия», Чацки говорит читателям, что они «должны хотеть» Отличия, потому что «по всей вероятности, оно будет иногда вызывать драку. Разница — это выбор, который вы делаете каждый день». В главе также описываются результаты исследований, посвященных постановке финансовых целей. В главе 3 я должен быть ученым-ракетчиком или доктором наук? , она обсуждает связь между образованием и доходом, а в главе 4 «Динь, дон, твоя страсть зовет» она описывает влияние работы на создание богатства. Чацки предлагает читателям два варианта: делать то, что любишь, или научиться любить то, что делаешь.
Стань счастливым (но не слишком счастливым) — это название главы 5, в которой исследуются взаимосвязи между богатством, счастьем и оптимизмом, включая тест на жизненную ориентацию из 10 вопросов. В главе 6 «Восхваление того, что удалось исправить» исследуется концепция устойчивости и различные стратегии выживания. В главе 7 «Принятие разумного риска» описывается, как люди идут на риск (или нет) в жизни, а в главе 8 «Принцип Кевина Бэкона» описывается важность социальных связей и уверенности в себе.
Глава 9, Грейзи, описывает важность благодарности, характеристики личности, которой можно научиться. Глава 10 «Трудолюбивый и умный» включает в себя оценку добросовестности из 20 вопросов и обсуждение еще одной черты финансово успешного человека, которую Чацки называет «твердостью». Настойчивые люди усердно работают и добиваются успеха на работе, что приводит к финансовому успеху.
В главе 11 «Лечебная сила сбережений» Чацки отмечает, что привычные сбережения были определены в исследовании как наиболее важный фактор в достижении финансово комфортного положения. Для богатых респондентов он занял 2-е место после «разумного инвестирования». Глава включает в себя инструмент пенсионных сбережений Ballpark E$timate и обсуждение концепций поведенческих финансов, препятствий для сбережений, иллюстраций сложных процентов и многого другого. В главе 12 «Заставьте ваши деньги работать на вас» описывается способность акций создавать богатство.
The Difference — это увлекательное чтение, включающее в себя рассказы о собственной жизни автора.