Характеристика чацкого и фамусова в цитатах: Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах

Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах

Опубликовано Опубликовано в рубрике Литература

Грибоедов, Горе от ума.
Таблица с цитатами Чатского и Фамусова 

ВопросыЧатскийФамусов и его окружение
Отношение к народу и крепостному праву«…чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев»«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»«И будь не я, коптел бы ты в Твери» (Фамусов)  «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (Лиза) «От суки я взяла с собой арапку-девку да собачку» (старуха Хлестова)
Отношение к идеалам«В науки вперить ум, алчущий познанья»
«Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов»
«Не надо много образца, когда в глазах пример отца. Учились бы на старших глядя»
Отношение к просвещению«Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдётся… пожар!»«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле… нам каждого велят признать историком и географом.»«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» 
Отношение к службе«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»»Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа» «Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом:
Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине. »«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»»Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?»(Молчалин)
Отношение к иностранному «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.» «Дверь отперта для званных и незваных, особенно для иностранных.»
Отношение к богатствам и чинам«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»»Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит! Там впору карточку вотрет! В нем Загорецкий не умрет»«Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад» (Фамусов) «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» (Скалозуб)
Отношение к любви, браку, семейному счастью«…Лицо святейшей богомолки! . .-И всё-таки я вас без памяти люблю»«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»»Кто беден, тот тебе не пара»
Понимание слова «ум»«А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют, и вот общественное мненье»«Ах, злые языки страшнее пистолета» (Молчалин) «человек он светский, отъявленный мошенник, плут» (Платон Михайлыч) «Учёностью меня не обморочишь… Я князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам, он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит» (Скалозуб) .

Сочинение: Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (+ таблица с цитатами)

Автор: Самый Зелёный ·

(706 слов) Александра Сергеевича Грибоедова неспроста называют выдающейся личностью. Ведь он был не только литератором, но и композитором, пианистом и дипломатом. Самым известным его произведением стала комедия «Горе от ума». В центре повествования автор показал конфликт поколений, который заключается в столкновении представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Сторонником «века минувшего» является Павел Фамусов, а «века нынешнего» – Александр Чацкий. Рассмотрим поподробнее сравнительную характеристику данных персонажей. 

В своих дневниках Александр Грибоедов писал, что в произведении «Горе от ума» есть только один здравомыслящий человек. Безусловно, таковым является Александр Чацкий. Не секрет, что писатель создавал этот образ, исходя из собственных убеждений и взглядов. В образе персонажа автор изобразил образованного человека, который все время стремился к развитию и прогрессу. Для Чацкого главными жизненными ценностями являлись честь, благородство, разум, самоуважение, совесть. Поэтому он не был похож на представителей фамусовского общества. Александр Чацкий все время выступал наперекор общественному мнению. Он был готов во что бы то ни стало бороться за собственные убеждения. Кроме того, Александр стремился к образованию, что было чуждо его окружению. Александр терпеть не мог такие отрицательные качества, как лицемерие, эгоизм и ложь. Чацкий не мог принять старых устоев жизни, в соответствии с которыми они играли главную роль в карьере. В образе Чацкого перед читателем предстает представитель «нового» времени, который выступает за демократизацию государственного строя России и отмену крепостного права. Чацкий утверждал, что для человека важнее ум, честность, разумность, нежели деньги, слава и нажива. Читатель замечает, что все мысли этого героя устремлены в будущее. Ему до глубины души обидно, что окружение не разделяет его прогрессивных и полезных взглядов. 

Представители фамусовского общества были сторонниками консервативных идей и старых устоев жизни. Для них образование, просвещение и разум не имели особой значимости в жизни. Для людей, подобных Павлу Фамусову, превыше всего богатство, статус и признание общества. Истинные человеческие добродетели также не важны для фамусовского окружения.

Павел Афанасьевич даже зятя ищет не доброго или умного, а богатого и знатного. Все остальное для него вторично. Фамусов не только не ценит образование, он еще и считает его вредным. Оценивая Чацкого, он отмечает, что обучение ему повредило. Его принципиальность он считает неуместной гордостью. Зато сам он кичится многим, только вот поводы для хвастовства всегда лживые. Так, говоря о своем «монашеском поведении», Фамусов пристает к служанке, пока его никто не видит. Заботы Чацкого о крестьянах  Фамусов тоже понять не может, ведь называет их только «дураками» и «петрушками», то есть в уважении им отказывает. По его мнению, крепостное право отменять не следует, ведь оно является главным источником богатства помещиков. Если Чацкий нацелен на честный труд, то Фамусов лишь делает вид, что трудится, а по факту за него все делает секретарь. Если Чацкий хочет искренней любви, то Фамусов в браке видит лишь расчет. Так, по мнению Фамусова, чувства не имеют значения при заключении союза. Фамусов считает, что у его дочери будет счастливый брак, если у ее избранника будет достойное материальное положение.
По мнению Чацкого, любовь является основой счастливого брака. Деньги же не имеют никакой значимости в создании семьи. И так в каждой сфере: герои ни в чем не находят компромисса.

Сравнивая Чацкого и Фамусова, можно сказать, что оба по своему происхождению дворяне, их связывает общая биография: Александр часто гостил у Фамусовых в детстве, его отец был другом Павла Афанасьевича. Но отличаются эти герои по своим жизненным ценностям и убеждениям. Так, например, Фамусов очень боится перемен, считает вредной образованность, а все демократические рассуждения Чацкого приравнивает чуть ли не к измене. Александр Чацкий, напротив, выступает за прогресс и просвещение. Павел Фамусов очень опасается того, что такие прогрессивные люди, как Чацкий, изменят его комфортный уклад жизни. 

Спор между двумя героями становится кульминацией пьесы. Александр утверждает, что служба ни при каких обстоятельствах не должна превращаться в лицемерие. Ведь настоящий дворянин обязан честно служить своему делу. Совсем не удивительно, что Павел Афанасьевич отмахивается от собеседника. Он приводит в пример Максима Петровича, который путем приспособленчества и раболепства получил выгодные назначения. Вот его идеал!

Таким образом, Александр Грибоедов очень наглядно продемонстрировал читателю столкновение двух противоположных взглядов. Писатель показывает всю ничтожность и подлость фамусовского общества. Безусловно, Александр Чацкий вызывает уважение, ведь упорно борется с ними. Герой был готов во что бы то ни стало отстаивать свои идеалы. Но Грибоедов показал, что время Чацкого ещё не наступило. Он был чужим среди фамусовского окружения, именно поэтому его и назвали сумасшедшим. Но новое время неизбежно придёт, а это значит, что правда Чацкого одержит победу. 

Критерий оценкиПавел ФамусовАлександр Чацкий
Отношение к блату«Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,  Ну как не порадеть родному человечку!. .» … презирает людей, готовых у покровителей «зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать”,
Отношение к веку минувшемуОн представляет век минувший, всецело ему предан: «Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба  Старинный, верный член до гроба?..».ненавидит “век минувший”, который “… был век покорности и страха”.
Отношение к статусу в обществе«Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…»  «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
Отношение к образованию«Ученье — вот чума, ученость – вот причина…»«Из молодых людей, найдется – враг исканий,  Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,  В науки он вперит ум, алчущий познаний;  Или в душе его сам бог возбудит жар  К искусствам творческим, высоким и прекрасным…»  
Отношения с близкими людьми«Брюзглив, неугомонен, скор,  Таков всегда…»   «Тот часто без толку сердит…» (Софья об отце)«Остёр, умён, красноречив…» (Софья о Чацком)

«Кто так чувствителен, и весел, и остёр… «(Лиза о Чацком)

Отношение к обществу и его мнению«Ах! боже мой! что станет говорить  Княгиня Марья Алексевна!.«Помилуйте, мы с вами не ребяты,  Зачем же мнения чужие только святы?»
Отношение к крестьянам«Ослы! сто раз вам повторять?..»«умный, бодрый наш народ»

Автор: Виктория Комарова

Метки: 9 классАлександр ГрибоедовГоре от умасочинение-рассуждение

Читайте также:

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума. Характеристика Чацкого в «Горе от ума» (с кавычками) Обзор Чацкого в комедии «Горе от ума»

), принадлежит лучшей части тогдашнего русского молодого поколения. Многие литературоведы утверждали, что Чацкий — мыслитель. Это совершенно неверно! Вы можете назвать его рассуждающим лишь постольку, поскольку автор выражает свои мысли и чувства устами; но Чацкий — живое, настоящее лицо; У него, как и у каждого человека, есть свои качества и недостатки. (См. также Образ Чацкого.)

Мы знаем, что в юности Чацкий часто бывал в доме Фамусова, вместе с Софьей учился у иностранных учителей. Но такое образование не могло его удовлетворить, и он отправился странствовать за границу. Его путешествие длилось 3 года, и вот мы снова видим Чацкого дома, в Москве, где он провел свое детство. Как всякому человеку, вернувшемуся домой после долгого отсутствия, ему здесь все мило, все вызывает приятные воспоминания, связанные с детством; он с удовольствием перебирает в памяти знакомых, в которых, по характеру своего острого ума, непременно видит смешные, карикатурные черты, но делает это поначалу без всякой злобы и желчи, а так, на смех, для приукрашивания своих воспоминаний : «француз, подбитый ветром…», и «этот… черноволосый, на журавлиных ногах…»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Перебирая типичные, иногда карикатурные стороны московской жизни, Чацкий страстно говорит, что когда

«…бродишь, домой возвращаешься,
И дым отечества сладок и приятен нам!

В этом Чацкий совершенно отличен от тех молодых людей, которые, вернувшись из-за границы в Россию, относились ко всему русскому с презрением и хвалили только все то, что видели в чужих странах. Именно благодаря этому внешнему сравнению родного русского языка с иностранным, сложившемуся в ту эпоху в очень сильной степени галломания , которая так возмущает Чацкого. Его разлука с родиной, сравнение русской жизни с европейской жизнью только возбуждали еще более сильную, глубокую любовь к России, к русскому народу. Вот почему, вновь оказавшись после трехлетнего отсутствия в среде московского общества, он под свежим впечатлением видит все преувеличения, все нелепые стороны этой галломании.

Но горячий от природы Чацкий уже не смеется, он глубоко возмущается при виде того, как «француз из Бордо» царствует в московском обществе только потому, что он иностранец; возмущается тем, что все русское, национальное вызывает в обществе насмешки:

«Как поставить европейца параллельно
С национальным — что-то странное! —

— говорит кто-то, вызывая всеобщий одобрительный смех. В свою очередь, доходя до преувеличения, Чацкий, вопреки общему мнению, с возмущением говорит:

«Если бы мы могли занять немного денег у китайцев
Мудрые они не знают иностранцев.
………………………
«Восстанем ли мы когда-нибудь от чужой власти моды,
Чтоб наши умные, добрые люди
Хотя по языку он нас за немцев не считал? —

имея в виду под «немцами» иностранцев и намекая на то, что в обществе в ту эпоху все говорили между собой на иностранных языках; Чацкий страдает, понимая, какая пропасть отделяет миллионы русского народа от господствующего сословия дворян.

С малых лет дети получали иностранное воспитание, которое постепенно отчуждало светскую молодежь от всего родного, национального. Чацкий небрежно иронизирует над этими «полками» иностранных учителей, «больше числом, по более дешевой цене», которым доверено воспитание дворянской молодежи. Отсюда невежество своего народа, отсюда непонимание бедственного положения, в котором оказались русские люди, благодаря крепостное право . Устами Чацкого Грибоедов выражает мысли и чувства лучшей части тогдашнего дворянства, негодовавших на несправедливости, которые влекло за собой крепостное право, и боровшихся против произвола закоренелых крепостников. Чацкий (монолог «А судьи кто?..») живо изображает картины такого произвола, вспоминая одного барина, «нестора благородного негодяя», который променял нескольких своих верных слуг на трех борзых; другой, любитель театра, который

«Я ехал в крепость балет на многих подводах
От матерей, отцов отвергнутых детей»; —

он заставил «всю Москву дивиться их красоте». Но затем, чтобы расплатиться с кредиторами, он продавал этих детей поодиночке, которые изображали на сцене «амуров и зефирок», навсегда разлучив их с родителями…

Чацкий не может спокойно говорить об этом, его душа негодует, его сердце болит за русский народ, за Россию, которую он горячо любит, которой он хотел бы служить. Но как служить?

«Служить бы рад — служить тошно»,

— говорит он, намекая, что среди множества государственных чиновников видит только Молчалиных или таких дворян, как дядя Фамусова Максим Петрович.

Здесь я больше не катаюсь.
Я бегу, не оглянусь, пойду смотреть по свету,
Где есть уголок для обиженного чувства!
Карета для меня, карета!»

В этом бурном порыве отчаяния видна вся горячая, неуравновешенная, благородная душа Чацкого.

Нестерова И.А. Трагедия Чацкого в комедии «Горе от ума» // Энциклопедия Нестеровых

В чем трагедия Чацкого и его проблема?

Конец восемнадцатого века отмечен появлением большого количества сатирических произведений. В начале XIX века вышла комедия Грибоедова «Горе от ума», занявшая ведущее место среди произведений своего жанра. Комедия носила печать александровских реформ и войны 1812 года.

По Гончарову, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и в то же время комедия… которая едва ли встречается в других литературах …».

Главный герой произведения А.А. Чацкий. Он родился в небольшой дворянской семье. Его детство прошло рядом с семьей Фамусовых. Его связывала с Софьей сначала дружба, а потом любовь.

Жизнь московского дворянства быстро наскучила Чацкому. Он хотел посетить другие страны. Вернувшись через три года в Москву, Чацкий понял, что ничего не изменилось, но все же он был рад вернуться домой. «Я хотел объездить весь мир, И не объехал сотый».

Самыми дорогими воспоминаниями на чужбине были воспоминания о родине. В Москве Чацкий отмечает, что нравы в столице совершенно не изменились. «Когда скитаешься, возвращаешься домой, И дым отечества сладок и приятен нам!» От всех других персонажей комедии Чацкого отличает проницательный ум, свежесть взглядов. Вот как отзывается о нем Фамусов: «Жалко, жалко, с головою мал; И пишет и переводит славно». Даже Софья, несмотря на свою неприязнь к Чацкому, говорит о нем, что он «красив, умен, красноречив…».

Трагедия Чацкого в том, что его разум не позволяет ему закрыть глаза на беспредел, творящийся в светском обществе. Атмосфера лжи и низкопоклонства перед более влиятельными и высокопоставленными дворянами и чиновниками высшего ранга. Чацкий не может спокойно смотреть на восхищение всем заграничным:

О! если бы мы были рождены, чтобы все перенять,
По крайней мере, мы могли бы кое-что позаимствовать у китайцев
Мудро среди них невежество иностранцев;
Освободимся ли мы когда-нибудь от чуждой власти моды?
Чтоб люди у нас были умные, бодрые.
Хотя язык нас за немцев не считал.

Чацкий критикует методы воспитания и образования, действующие в светском обществе. Его раздражает, что любой, кому не лень, становится учителем. Чацкий осуждает моду на иностранных учителей, которые порой не умеют говорить по-русски:

Не то чтобы они были далеки от науки;
В России под большим штрафом
Нам велено признать каждого
Историком и географом!

Александр Андреевич возмущен безобразными проявлениями крепостного права. Он видит отношение помещиков к слугам и открыто протестует против этого. В разговоре с Фамусовой он с негодованием приводит пример проявления крепостничества:

Тот Нестор благородных злодеев,
Толпа, окруженная слугами;
Ревнивые, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
Променял на них трех борзых»!!!

Чацкий очень образованный человек. Он с большим уважением относится к науке и искусству. Его речь образна и богата интонациями. Чацкому свойственна глубина и постоянство чувств. Он очень эмоционален и открыт. Это ярко проявляется в его отношении к Софье. Он любит ее, искренне, нежно. Несмотря на запущенность Софьи, он не пытается скрывать своих чувств. В поведении Чацкого нет фальши. Он не говорит того, чего не думает, во что не верит. Чацкий не ставит перед собой цели во что бы то ни стало подняться в чине. Он не одобряет подобострастия и лести ради социального положения. Он требует служить «делу, а не людям». Он говорит:

Звания присваиваются людьми;
И людей можно обмануть.

Трагедия Чацкого связана с тем, что его нравственные принципы не могут ужиться с лицемерием светского общества. Он не любит воровство и безделье чиновников, но ничего не может с этим поделать из-за того, что не наделен чинами и властью. Для главного героя в человеке важно не общественное положение, а его нравственные принципы и качества.

Трагизм комедии усугубляется тем, что Чацкий, в отличие от большинства представителей светского общества, ценит и уважает русский народ. Он считает его «умным и бодрым».

Грибоедов наделяет Чацкого способностью очень тонко подмечать особенности характера человека, поэтому он первый разоблачает в Молчалине подлеца и с горечью отмечает, что «молчалины блаженны на свете…».

Грибоедов создает трагический образ нового человека в старом обществе. Однако все новое, что уже есть у Чацкого, есть будущее, которое уже воплощается и готовится изменить «старый мир», то есть фамунсовщину. Однако перейти от слов к делу Александр Андреевич не в силах. Он оказывается наедине со старым обществом и его критикой, не в силах ничего изменить. Именно в этом трагедия Чацкого, т.е. горе от ума.

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедов занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности образа героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на хороших и плохих, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая персонажей к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков образ главного героя Чацкого в пьесе «Горе от ума».

Предыстория главного героя спектакля «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из дальнего кругосветного путешествия, куда он отправился «искать разум». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, потому что им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись три долгих года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, а ее сердце занято другими. Любовная связь впоследствии порождает социальное столкновение между Чацким, дворянином передовых взглядов, и фамусовским обществом феодалов и священнослужителей.

Еще до выхода Чацкого на сцену мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «и чуткий, и веселый, и острый». Примечательно, что Лиза вспомнила об этом герое, когда разговор зашел о разуме. Именно ум является той чертой, которая отличает Чацкого от остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, то можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Придя в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с вопроса о ее родственниках, используя едкий тон и сарказм: «У твоего дяди веко отдернулось?»
Действительно, в спектакле «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. На протяжении всей пьесы Софья упрекает Чацкого в его привычке высмеивать пороки других людей: «Малейшая странность, в ком еле видна, остроумие сразу готово».

Его резкий тон может быть оправдан только тем, что герой искренне возмущен безнравственностью общества, в котором он оказался. Бой с ней – дело чести для Чацкого. Для него нет цели уколоть собеседника. Он удивленно спрашивает Софью: «…Неужели мои слова все резкие? И стремится причинить кому-то вред? Дело в том, что все затронутые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, своим негодованием. У него «разум и сердце не в ладу».

Поэтому герой растрачивает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов принять его доводы. КАК. Пушкин, прочитав комедию, так высказался по этому поводу: «Первый признак умного человека — знать с первого взгляда, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Особенность мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не приемлет рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе традиция приглашать в дом учителей-иностранцев для воспитания детей неоднократно высмеивается главным героем: «…Сегодня, как и в древности, заняты набором полков учителей, побольше по количеству, по более дешевым ценам. ».

У Чацкого особое отношение к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», отношение к герою определяется тем, что он «не служит, т. е. в том… никакой пользы не находит». Чацкий, напротив, ясно указывает свою позицию по этому вопросу: «Я бы рад служить, тошно служить».

Вот почему Чацкий с таким гневом говорит о привычке фамусовского общества с презрением относиться к обездоленным и заискивать перед влиятельными людьми. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, который нарочно попал на прием к императрице, чтобы угодить ей и двору, является образцом для подражания, то для Чацкого он просто шут. Он не видит среди консервативной знати тех, с кого стоило бы брать пример. Враги вольной жизни, «страстные по чинам», склонные к расточительности и праздности — вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Чацкого также раздражает стремление старых московских дворян повсюду заводить полезные связи. И для этого они посещают балы. Чацкий предпочитает не смешивать дело с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, все начинают его бояться. И боятся таких людей, к которым принадлежит и сам Чацкий, потому что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят новые идеи в структуру общества, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетни о безумии Чацкого, пущенные Софьей, оказались очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить врага консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорит. Изначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «Чад». Это связано с тем, что главный герой находится как бы в оцепенении от собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он пришел к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому в интеллекте. Чацкого также тяготит нахождение в обществе, взгляды которого он не разделяет, которому он вынужден сопротивляться. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он наконец понимает, что его пути разошлись и с Софьей, и с русской консервативной знатью. Не может принять только один герой: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велениями души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в оцепенении, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвел».

Смысл образа Чацкого

Созданием образа Чацкого Грибоедова руководило желание показать назревающий раскол в дворянстве. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» достаточно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но не отступает от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не пришло. Неслучайно такие герои причисляются к лишним людям в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому замена старого новым в конечном счете неизбежна.

Приведенное выше описание образа главного героя рекомендуется прочитать учащимся 9 класса перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Художественный тест

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» «Главная роль, конечно, роль Чацкого, без которого не было бы комедии, но, пожалуй, была бы картина нравоучений». (И. А. Гончаров) С Гончаровым нельзя не согласиться. Да, фигура Чацкого определяет коллизию комедии, обеих ее сюжетных линий.

Пьеса написана в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди, подобные Чацкому, несли в общество новые идеи и настроения. В монологах и ремарках Чацкого, во всех его поступках выражалось самое главное для будущих декабристов: дух свободы, вольная жизнь, ощущение, что «он дышит свободнее всех».

Свобода личности — мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от дряхлых представлений о любви, браке, чести, служении, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «творческим, высоким и прекрасным искусствам», мечтают «вложить в науку ум, жаждущий знаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой весь мир — прах и суета». Они хотели бы видеть всех людей свободными и равными. Желание Чацкого — служить отечеству, «делу, а не народу».

Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем чуждым, угодничество, угодничество. И что он видит вокруг себя? Очень много людей, которые ищут только звания, кресты, «деньги на жизнь», не любовь, а выгодный брак.

Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «отобрать все книги и сжечь их». Итак, в центре комедии конфликт между «одним здравомыслящим человеком (оценка Грибоедова) и консервативным большинством».0003

Как всегда в драматическом произведении, сущность характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный правде жизни, показал бедственное положение молодого передового человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая колет ему глаза, за попытку сломать привычный уклад жизни. Любимая девушка, отвернувшись от него, больше всего ранит героя, распуская сплетни о его безумии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявляется сумасшедшим!

«Ну что! Совсем протрезвел!

» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что это — поражение или прозрение? Да, конец этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий разбит количеством старой силы, нанося ей смертельный удар качественной свежей силой. »

Гончаров считает, что роль всех Чацких «пассивная», но в то же время всегда победоносная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а другие пожинают. Удивительно, что и сейчас нельзя без волнения читать о страданиях Александра Андреевича. Но такова сила настоящего искусства. Конечно, Грибоедову, пожалуй, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя.

Чацкий близок нам тем, что он не написан как безупречный, «железный борец за правду и добро, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классиков. Нет, он человек, и ничто человеческое не чуждо Для него.» раздражение», — говорит о себе герой. Пылкость его натуры, которая часто мешает ему сохранять душевный покой и хладнокровие, способность безоглядно влюбляться, это не позволяет ему видеть недостатки возлюбленной, верить в ее любви к другому — вот такие природные черты!0003

«Ах, меня не трудно обмануть, я и сам рад быть обманутым», — писал Пушкин в стихотворении «Исповедь». Да и Чацкий мог сказать о себе то же самое.

А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это придает такую ​​жизненную силу, теплоту этому образу, заставляет сопереживать герою. И еще. Писая о своем современнике, отражая в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создает в то же время непреходящее значение образа. «Чацкий — декабрист», — писал Герцен.

И он прав, конечно. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века на другой. Всякое дело, нуждающееся в обновлении, вызывает тень Чацкого».

В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненной силы ее героев. Да, идея «жить свободным» действительно имеет непреходящую ценность.

База

маонеро. Грибоедов «нхамо кубва зваити»

Мумве ваноняня кутаурва нэнзира сатирическая ндима Комедия А.С. Грибоедов акава Павел Афанасьевич ФАМУСОВ. Ичи мумиририри Москва квамачинда авхареджи руоко. Аканга камве акарура, аси мудзимай ваке акафа мвана, вачимусия мванасикана, София. Zvino iwe unofanira tikanyatsoongorora chimiro gamba, kuti zvakazara kuzarura dingindira «FAMUSOV: Mafungiro nebasa»

унху Фамусов

Пачаке, ие анорондедзера муензанисо баба, якачена, яканака, дожившим кусвикира вхудзи бвудзи мурумэ ане майтиро ракафанана мумонги. Аси Фамусов якапотередза ванху ванотаура звакасияна. Мванасикана София анотаура памусоро мубереки вэйк чимве чинху кумесо квазво; ийе анокурумидза, кудзикама уйе вакафутиса. чидо чаке ньяниса кушамваридзана музыкакана Лиза мичинджиква майтиро «хвокузвиньима». Ин рокунйика муванху кумутеэрера, уйе куньянге кукошеса наво. Кажинджи, ФАМУСОВ — квете мунху акайпа, аси звино уноняня кукоша уйе куцороподза ньяя нае кваива кутсвака София парти.

Титулы уе звинзвимбо

Кутаура звазвири, мумве чаизво мурумэ чакакомба — ФАМУСОВ. Mafungiro pabasa, zvisinei, zviri yakakosha. Sezvo inokodzera kwomumwe chaiye, ari pamusoro rinoitirwa. Asi basa ravo zvinoitwa kungoti механически, zviri zvachose asingafariri zvarinoreva. Яканакисиса учапупу ичи ндиво мазви, изво акаратидза чидо кути мабхизимиси акаванда гавана копилос. Наивозво кажинжи кусаина мапепа пасина куаверэнга. Сезво ийе пачаке аноти: «Ндацидзира, сака памве памафудзи паси».

Nokuti Famusov basa hazvisi anobatsira basa kwaari yakati pachedu, uye kwete nenzira yokuwana mari, uye kunyange zvakawanda saka haisi anotungamirirwa nechido chokushumira Yababa. Служба кваари — хуру чизенга памусоро вамамбо. Кухондо, уе тафура везвинзвимбо ринорондедзера нокуремекедза кукуру, нокути ийе уе анокошеса ванху.

ФАМУСОВ. Укама баса. «Нхамо кубва зваити»

ФАМУСОВ, кунэ кукурукурирана кунокоша мунху, ива нечоквади кути анонгедзере укама хвемхури. «Нгатикурукурей аке, куньянге рамангвана — квете куговера нхака».

В kundizivisa waiti «Mafungire pabasa Famusov» цены звона. Hero anoda kuti vakombe pachake hama kure pamwe uye basa iri kuedza munzira dzose kusimudzira navo. Haana hanya, vanhu vanogona kuita basa kana kwete. Цитата Пано ндозваканга: «Айва! Я памбери мхури яке, кваачаномира кусангана, осе мана; Сыщу вари паси пегунгва». ФАМУСОВ инокурукура квеванху кудзидза денда иро матамбудзико исингапери, иево анодавира кути мабхуку итикувадза, уйе хаади, звири нани кути муаписе звачосэ.

Чацкий Фамусов

Пакарепо имба Фамусов аноонека Чацкий чибхаро ане чакаерва уйе звакаронгека упеню хвемхури йосе, акагогодза кубва Рут вепабаса. Nokuti avo kuvimbiswa FAMUSOV vakaita pakuswedera kukwira karenda. Pane akaita chiratidzo кана иво крещения, mariro, кана kudya kwemanheru bato pamusoro Rainbow, iyo vachatorerwawo FAMUSOV. Мафунгиро баса Чацкого — звакасияна. акава муензанисо вачо чидзоке рутсва, ано, вакадзидза уйе мбери муруме вайшора йекаре, покутанга кунамата, крепостное право уе самодержавие.

Аси ФАМУСОВ квете сака пакутизира шамвари аке акафанана Полковник Скалозуб кана чинумбва незвиху звакаванда Молчалин Секретарь, уево мамве ваензи восе вакакоква кути манхеру. Ane wake nemaonero pamusoro pezvakaitwa kuitika munharaunda, uye anoedza runodzivirira dzose. Ие — нечоквади крепостной, уйе акагадзирира черо кударика ари кути ватумире мутадзи куджери куСибирия нгува дзосе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *