Характеристика личности княгини ольги и её роли в истории
Русь и Византия
Дело в том, что на тот момент «настоящими императорами» были именно правители Византии, на Западе, в Риме уже правили какие-то «странные люди с непонятной биографией». Ольга же хотела породниться с «порфирогенитами», единственными на тот момент «настоящими европейскими монархами», чем могла укрепить положение и своей династии, и страны.
К тому же, это привело бы к тому, что Крещение Руси состоялось именно при ней. Хотела ли она женить Святослава или выйти замуж сама – история умалчивает. Однако, этих целей ей в итоге добиться не удалось.
Впрочем, нужно отметить, что в плане актуальной политики, отношения между Русью и Византией дополнительно укрепились, а в перспективе, что называется, вечности, на Руси наступило время терпимости к христианам на законодательном уровне. Вот только обида на Константинополь осталась.
Визит епископа
И от имени Ольги в итоге на Русь был приглашен епископ Адальберт. Кстати, это был первый христианский архиерей, побывавший на Руси. Правда, визит его закончился несколько не так, как планировал и он, и пригласившие его послы, и пославший его Римский император Оттон Великий.
А именно, как указывает в своей хронике Продолжатель Регинона, «в этом году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы для Ругов, ибо не преуспел ни в чем том, зачем был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся».
Фиаско западной миссии было обусловлено рядом факторов. Во-первых, усилением «языческой партии», которая могла мириться, хоть и «насмехаясь», с христианами восточного обряда, но вот по отношению к «западным чужакам» уже не стеснялась в методах давления.
Во-вторых, сама Ольга считала западных императоров «узурпаторами», а носителями настоящей монаршей и христианской традиции именно императоров восточных, а потому не оказала Адальберту никакой поддержки. А уж в контексте того, что пригласили его без ведома княгини, но от её имени, все это походило на глобальный дипломатический и внутриполитический скандал.
Так или иначе, но Адальберт вернулся назад в Европу, где позже стал епископом Магдебурга, Ольга же, добившись от Святослава и его свиты терпимости к христианам, занялась миссионерством в своих вотчинах.
И значимость этой «тихой христианизации» оценили уже современники княгини. На смерть Ольги в летописи был написан панегирик, сравнимый по стилистике с акафистами Богородице: «Си бо омыся купелью святою и совлечеся греховныя одежа ветхаго человека Адама и в новый Адам облечеся, еже есть Христос. Мы же рцем к ней: радуйся русской земли познанье к Богу. Начаток к примиренью быхом. Си первое вниде в царство небесное от Руси. Сию бо хвалят рустии сынове аки начальницю ибо по смерти моляше Бога за Русь».
Поездка в Константинополь
Если вспоминать сюжет «Повести временных лет», то примерно в 955-957 годах Ольга, будучи регентом при князе Святославе, совершила посольство в Константинополь ко двору императора. Согласно «Повести», император захотел её в жены. Сначала Ольга сослалась на свое язычество, а после того, как её крестил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам василевс Константин Багрянородный, объяснила последнему, что теперь он – её крестный отец, и жениться у них точно не получится. С этим и отбыла назад в Киев.
Однако, в этой истории все было несколько сложнее. Историк Карташов указывает на то, что уже на следующий год из Киева было изгнано византийское посольство. Он упоминает и то, что в официальной византийской хронике «О церемониях» описание визита Ольги дается хоть и подробно, но очень сухо, казённым языком, при этом о целях этого визита не сообщается.
Впрочем, в свите княгини отдельно упоминается православный священник. Из всех этих данных Карташов делает вывод, что Ольга действительно серьёзно решила принять христианскую веру или же уже крестилась ранее, но при этом её посольство было ещё и «сватовством».
Отношения с Византией Редактировать
Следующим деянием Ольги является её крещение в 955 году в Константинополе. При крещении Великая княгиня приняла имя Елена.
В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Император Константин VII Багрянородный в своём описании посольства именует Ольгу правителем Руси, а имя Святослава упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как в последствии Ольга холодно относилась к византийским послам. С другой стороны, в составе армии Романа II Младшего появляются русские, которые отвоёвывают Крит у турок-сельджуков.
Теория вторая: политический шаг
Что бы нам ни говорили легенды, историкам доподлинно известно, что первым христианским наставником князя Владимира была его бабушка – княгиня Ольга. И выбор христианской веры вовсе не был продиктован «пышностью ритуалов и красотой храмов», как рассказывается в легенде. Это был исключительно политический ход.
Задолго до того, как Владимир Красно Солнышко крестил Русь, его бабушка, княгиня Ольга, первой стала задумываться об объединении разрозненных племен под знаменем единой веры. Причин было несколько:
- Во-первых, многие страны Европы уже приняли христианство;
- Во-вторых, принятие христианства должно было объединить страну;
- В-третьих, христианство приблизило бы Русь к просвещенным византийцам.
Недолго думая, Ольга, собрав посольство, лично отправилась в Константинополь, чтобы встретиться с императором, своими глазами увидеть храмы и обряды, а затем принять крещение.
И эта теория о смелом и рассудительном политическом шаге, представляется более логичной.
Правление
В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.
Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.
Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.
В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.
«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год
Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.
Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.
Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.
Княгиня Ольга
В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.
Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.
За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.
Святая княгиня Ольга
Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.
Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.
Храм княгини Ольги в Киеве
В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу.
Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.
Детство и юность
Точная дата рождения Ольги не сохранилась, но в Степенной книге XVII века говорится, что умерла княгиня в восемьдесят лет, а значит, родилась она в конце IX века. Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было десять лет. Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини – начиная от 893 и заканчивая 928 годом. Официальной версией признан 920-й, но это примерный год рождения.
Княгиня Ольга в молодости
Древнейшая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты, Псков. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей.
Повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью, пока не подрастет Игорь, сына Рюрика. Он же, согласно легендам, и поженил Игоря и Ольгу. Но эта версия происхождения княгини не подтверждена.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ ОЛЬГИ
Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя… избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев.
Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)
Укрепление Руси Редактировать
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами.
Крещение Ольги в Константинополе
Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).
На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию на месте её рождения она основала город Псков.
Общая характеристика правления
Правление княгини Ольги отличалось от её предшественников-мужчин. После подавления восстания древлян, которым Ольга жестоко отомстила за убийство мужа Игоря, княгиня приняла власть как регент при своём малолетнем сыне Святославе и сосредоточилась на решении внутренних проблем государства.
Во внешней политике Ольга полностью отказалась от проведения военных походов в соседние государства, вместо этого она осуществляла дипломатические миссии.
Правление Ольги — общая схема
Согласно летописям Святослав отправился в первый самостоятельный поход в 964 году, что иногда трактуется как начало его самостоятельного правленияТакже называется 962 год, когда миссия германскогоепископа в Киеве потерпела неудачу. , однако пока сын воевал Ольга находилась в столице и фактически продолжала руководить государством.
Внутренняя политика
После жестокой мести древлянам за убийство мужа и подавление последних очагов их восстания, Ольга изменила систему налогообложения для предотвращения возможных злоупотреблений при сборе дани в будущем и общего развития инфраструктуры. Ко времени её правления относятся первые каменные постройки на Руси, особое развитие получили Вышгород и Псков.
После возвращения из Константинополя, где она приняла крещение, княгина начала активно распространять новую религию среди подвласных ей восточнославянских племён, однако столкнулось с достаточно сильным сопротивлением, в том числе со стороны своего сына Святослава.
Внешняя политика
Вместо попыток разговаривать с Византией с позиции силы, Ольга решила укреплять связи с империей посредством дипломатии, для чего в 957 году совершила поездку в Константинополь. Кроме политического смысла, поездка была религиозным паломничеством — в столице Византии Ольга приняла крещение при содействии самого императора Константина VII Багрянородного, который стал ей крестным отцом.
По возвращению домой, Ольга столкнулась с проблемами в продвижении новой религии и направила к германскому королю Оттону I послов с просьбой прислать епископа, однако немецким миссионерам также не удалось достичь успеха.
Христианство по западному обряду
Однако, мало кто знает, что Русь при Ольге имела все шансы стать государством, где исповедовали бы христианство западного обряда. Дело было ещё до раскола на православную и католическую церкви, хотя разногласия между христианским Востоком и Западом уже отчетливо наметились. И, что интересно, скорее всего, такой, «западной» христианизации Руси не допустили именно язычники.
Но, чтобы понять суть этой истории, о которой умалчивается в русских летописях, однако неоднократно говорится в западных источниках, нужно начать именно с поездки Ольги в столицу Византийской империи на приём к василевсу.
Свита хотела крестить Русь
При этом, нужно понимать, что с религиозной точки зрения являл собой двор княгини, да и молодого князя. Там были и язычники, и христиане, как восточного, так и западного обряда. При этом, эти самые «западные христиане» уже обзавелись друзьями и родственниками из Западной Европы, которые, в том числе были и послами при дворе Ольги.
И вот эти, последние, решили воспользоваться ситуацией, чтобы устроить-таки Крещение Руси, но только под юрисдикцией Рима.
И дальше начинается натуральный политический детектив, который все тот же Карташов описывает так: «пользуясь непрерывно существующими организованными коммерческими и политическими сношениями с западно-европейскими государствами, эти варяжские элементы очередных посольств задумали предпринять нечто на свой страх. А именно: злоупотребляя своим посольским положением, выдать свой авантюрный план за прямое поручение княгини Ольги. Они даже торопились, ибо наступил уже срок конца опекунского положения Ольги над властью Святослава, знаменоносца язычества».
Внутреннее правление Ольги Редактировать
Княгиня Ольга со свои сыном Святославом
Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава. Он гневался на мать, опасаясь потерять уважение дружины.
Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси. В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, Святослав снял осаду и не пожелал оставаться не надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.
Христианство по западному обряду
Однако, мало кто знает, что Русь при Ольге имела все шансы стать государством, где исповедовали бы христианство западного обряда. Дело было ещё до раскола на православную и католическую церкви, хотя разногласия между христианским Востоком и Западом уже отчетливо наметились. И, что интересно, скорее всего, такой, «западной» христианизации Руси не допустили именно язычники.
Но, чтобы понять суть этой истории, о которой умалчивается в русских летописях, однако неоднократно говорится в западных источниках, нужно начать именно с поездки Ольги в столицу Византийской империи на приём к василевсу.
Свита хотела крестить Русь
При этом, нужно понимать, что с религиозной точки зрения являл собой двор княгини, да и молодого князя. Там были и язычники, и христиане, как восточного, так и западного обряда. При этом, эти самые «западные христиане» уже обзавелись друзьями и родственниками из Западной Европы, которые, в том числе были и послами при дворе Ольги.
И вот эти, последние, решили воспользоваться ситуацией, чтобы устроить-таки Крещение Руси, но только под юрисдикцией Рима.
И дальше начинается натуральный политический детектив, который все тот же Карташов описывает так: «пользуясь непрерывно существующими организованными коммерческими и политическими сношениями с западно-европейскими государствами, эти варяжские элементы очередных посольств задумали предпринять нечто на свой страх. А именно: злоупотребляя своим посольским положением, выдать свой авантюрный план за прямое поручение княгини Ольги. Они даже торопились, ибо наступил уже срок конца опекунского положения Ольги над властью Святослава, знаменоносца язычества».
Русь и Византия
Дело в том, что на тот момент «настоящими императорами» были именно правители Византии, на Западе, в Риме уже правили какие-то «странные люди с непонятной биографией». Ольга же хотела породниться с «порфирогенитами», единственными на тот момент «настоящими европейскими монархами», чем могла укрепить положение и своей династии, и страны.
К тому же, это привело бы к тому, что Крещение Руси состоялось именно при ней. Хотела ли она женить Святослава или выйти замуж сама – история умалчивает. Однако, этих целей ей в итоге добиться не удалось.
Впрочем, нужно отметить, что в плане актуальной политики, отношения между Русью и Византией дополнительно укрепились, а в перспективе, что называется, вечности, на Руси наступило время терпимости к христианам на законодательном уровне. Вот только обида на Константинополь осталась.
Месть древлянам
В летописи временных лет имеется легенда со знаковым подтекстом о мести Ольги древлянам после смерти ее супруга. Древляне якобы несколько раз приезжали к ней свататься, но княгиня уничтожала их постоянно. В первый раз она закопала сватов в землю, во второй – сожгла в бане, а в третий – опоила их и приказала дружине перебить.
История о 4-й мести гласит, что Ольга отправилась в земли древлян с войском, победила их, а после возвратилась в Киев. Позднее летописец Нестор в текст Начального свода добавил врезку, где рассказал, что столица древлян Икоростеня была подвержена осаде в 946 году, а затем Ольга сожгла город дотла. Княгиня якобы попросила у горожан в дань 3 голубя и 3 воробья, привязала к их лапкам горящую ветошь и отпустила обратно к гнездам. В итоге птицы подожгли столицу древлян.
Эта история похожа на сказку. Над птицами были проведены эксперименты, которые показали, что пернатые с горящими предметами на лапках не полетят к своему гнезду. Они просто не захотят подвергать опасности своих птенцов.
Образ княгини Ольги в описаниях отечественных историков
Н. М. Карамзин
Не удивляемся жестокости Ольгиной: вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времени. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отмстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времен Ольгиных воевали: она правила государством.
Николай КарамзинХуд А. Венецианов, 1828 г.
Н. М. Карамзин, вырезка из 7-й главы 1-го тома «Истории государства Российского»
С. М. Соловьёв
Характер Ольги, как он является в предании, важен для нас и в других отношениях: не в одних только именах находим сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племен. Как Олег, так и Ольга, отличаются в предании мудростию, по тогдашним понятиям, т.е. хитростию, ловкостию: Олег хитростию убивает Аскольда и Дира, хитростию пугает греков, наконец, перехитряет этот лукавейший из народов; Ольга хитростию мстит древлянам, хитростию берет Коростень; наконец, в Царе‑граде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга – мудрейшею из людей: в предании являются они также как нарядники, заботящиеся о строе земском; Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности.
С. М. СоловьёвО побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь‑город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою. С. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской».
С. Ф. Платонов
Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945-957). Отношение к ней летописца — самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием в сочинении «Об обрядах Византийского двора», повествует о русской княгине сдержанно и спокойно.
Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русскойистории
Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:
Внешняя политика
Внутренняя политика
Список литературы
- Н. М. Карамзин, вырезка из 7-й главы 1-го тома «Истории государства Российского»
- С. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской»
- Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории
Месть Княгини Ольги Древлянам
В 945 году от рук древлян погибает Игорь Старый. Их сын Святослав был еще мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. Первым делом она отомстила древлянам за смерть мужа.
Месть – эта почти мифическая, но рассказ о ней по истине впечатляет. Именно это время ярче всего проявилась мудрость княгини, и её хитрость.
Древляне хотели, что бы Ольга вышла замуж, за их князя Мала, и прислали свое посольство в ладье. Они говорили: «Ни едем на конях, ни пешие не идем, но понесите нас в ладье». Она согласилась и приказала выкопать большую яму, послать людей за древлянами. Понесли Киевляне их в ладье, и скину в большую яму, и заживо закопали.
Потом отправила древлянам гонца с послание – «Если и вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевсеи люди». Древляне, услышав это, отправили лучших мужей. Княгиня приказала растопить им баню, и пока те мылись, им заперли двери и подожгли баню.
После этого Ольга опять отправляет гонца к древлянам – «Вот уже иду к Вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну». Взяла с собой небольшую дружину и двинулась на легке в древлянские земли.
Оплакав мужа на его могиле, приказала насыпать великую могилу и начать тризну. Затем начался пир. Древляне подвыпили. Княгиня отошла в сторону и велела рубить древлян, и полегло их пять тысяч.
Затем вернулась в Киев и стала готовиться к взятию древлянской столицы – Искоростень. Долго длилась осада Искоростени. Тут она опять проявила хитрость. Поняв, что город еще долго может обороняться, отправила послов в город, и те заключили мир, обязали древлян заплатить дань в размере… трех голубей и воробье со двора. Древляне обрадовались, собрали дань и выдали Ольге. Она обещала уйти уже на следующий день.
Когда стемнело, то приказала своим дружинникам привязать к каждому голубю и воробью трут (тлеющий материал) и отпустить птиц. Птицы полетели в свои гнезда, которые находились в сараях, и на сеновалах.
Город Искоростень запылал. Люди побежали из города. Дружина хватала защитников и простых мирных. Людей обращали в рабство, убивали, а кого-то оставили в живых, и заставили платить большую дань. Вот так изящно и коварно отомстила она за смерть своего мужа Игоря Старого.
Визит епископа
И от имени Ольги в итоге на Русь был приглашен епископ Адальберт. Кстати, это был первый христианский архиерей, побывавший на Руси. Правда, визит его закончился несколько не так, как планировал и он, и пригласившие его послы, и пославший его Римский император Оттон Великий.
А именно, как указывает в своей хронике Продолжатель Регинона, «в этом году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы для Ругов, ибо не преуспел ни в чем том, зачем был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся».
Фиаско западной миссии было обусловлено рядом факторов. Во-первых, усилением «языческой партии», которая могла мириться, хоть и «насмехаясь», с христианами восточного обряда, но вот по отношению к «западным чужакам» уже не стеснялась в методах давления.
Во-вторых, сама Ольга считала западных императоров «узурпаторами», а носителями настоящей монаршей и христианской традиции именно императоров восточных, а потому не оказала Адальберту никакой поддержки. А уж в контексте того, что пригласили его без ведома княгини, но от её имени, все это походило на глобальный дипломатический и внутриполитический скандал.
Так или иначе, но Адальберт вернулся назад в Европу, где позже стал епископом Магдебурга, Ольга же, добившись от Святослава и его свиты терпимости к христианам, занялась миссионерством в своих вотчинах.
И значимость этой «тихой христианизации» оценили уже современники княгини. На смерть Ольги в летописи был написан панегирик, сравнимый по стилистике с акафистами Богородице: «Си бо омыся купелью святою и совлечеся греховныя одежа ветхаго человека Адама и в новый Адам облечеся, еже есть Христос. Мы же рцем к ней: радуйся русской земли познанье к Богу. Начаток к примиренью быхом. Си первое вниде в царство небесное от Руси. Сию бо хвалят рустии сынове аки начальницю ибо по смерти моляше Бога за Русь».
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Княгиня Ольга — биография и интересные факты, канонизация и увековечивание
Кем же она была – княгиня Ольга, яростная язычница и первая канонизированная церковью женщина на Руси? Многое о ней известно из летописей, что-то исследователям пришлось додумывать и читать между строк, написанных древними авторами. Её жизнь делится на две части: до принятия христианской веры и жизнь после крещения в Византии. Временами может возникнуть впечатление, что речь идёт о двух совершенно разных женщинах, настолько изменились характер и привычки княгини после крещения. Интересные факты о жизни и краткая биография святой равноапостольной княгини Ольги — далее в статье.
Детство и юность
Родилась будущая правительница Киевской Руси в небольшой деревне Выбуты, что находится на берегу реки Великой недалеко от Пскова. О её родителях доподлинно ничего не известно. По данным одних источников, они были простыми крестьянами варяжского происхождения. Другие утверждают, что её род – древних князей Изборских (Изборск – крепость в тех же краях). Есть ещё несколько версий, утверждающих, что родина Ольги – Болгария или Прикарпатье, но они по большому счёту несостоятельны.
Также есть несколько разных мнений и о её имени. От рождения звалась языческим именем Прекраса. После сватовства киевского князя Игоря Рюриковича и свадьбы стала именоваться Ольгой. Одно из предположений говорит, что невеста понравилась воспитателю Игоря – его дяде Олегу, и в его честь молодая княгиня названа женским вариантом мужского имени. Иное мнение связывает значение слов «Ольга, Вольга, Эльга/Хэльга», что означает «святая». Многие почитали юную жену князя, считая её разумной, справедливой, целомудренной.
Князь Игорь, предположительный внешний вид
Замужество
Игорь часто отправлялся в походы, набеги на сопредельные княжества. В его отсутствие всеми государственными делами и внутренними проблемами занималась Ольга. Она старалась по возможности разрешать все вопросы мирным путём, хотя времена Древней Руси были весьма жестокими, и по малейшему поводу могли возникнуть кровопролитные столкновения.
В одном из походов на древлян князь был убит. Вдова, по обычаям того времени, решила отомстить недругам. Четырежды прибегала она к жестоким и коварным казням, но каждый раз оставалась неудовлетворённой. Чего-то недоставало княгине, чтобы чувствовать себя спокойной и радостной. Может, по природе своей была кровожадной, а может, гибели мужа забыть не могла. Ведь Игорь, по сути, был наказан древлянами за жадность: попытался собрать с них дань два раза подряд.
Понемногу Ольга начала знакомиться с новой для неё христианской верой. Её единственный сын Святослав не разделял духовных стремлений матери, но при этом и не запрещал. Ему же принять христианство означало уронить престиж перед собственной дружиной, а этого он себе не мог позволить.
Князь Святослав
Принятие христианстваОльга крестилась в Константинополе при равноапостольных Константине и Елене. В честь своей восприемницы приняла новое имя. Привезла на Русь первого христианского священника. Всё более распространялась новая вера.
При прямом участии Ольги в Киеве была построена первая церковь – Десятинная, а также храм Илии Пророка. Первая русская правительница-христианка была похоронена внуком Владимиром по обрядам её веры.
Вскоре Владимир выстроил в Киеве храм Рождества Богородицы, куда и перенёс нетленные мощи своей бабушки. Ещё при его жизни она начала почитаться как святая. Официальное её прославление совершено в 1547 году — её причислили к ликам святых равноапостольных.
Киевский храм Рождества Богородицы, современный вид
Принятие веры на Руси
Владимир много слышал и внимал заветам Ольги, и тоже крестился. Впоследствии, начиная с 988 года, Русь приняла христианство как основную государственную религию.
Не будем говорить, что местное население с восторгом принимало новую веру — это будет неправдой. Борьба старого и нового продолжалась на протяжении нескольких последующих веков. Новгородские земли были насильно крещены в 990 году, а в Муроме и Ростове вера предков сохранилась до XII века. Но это уже другая история.
Почитание Ольги
Ольга почитается церковью равноапостольной, то есть своими деяниями во благо Христианской Церкви стоит рядом с учениками самого Иисуса – апостолами. За всю историю, кроме Ольги, такой чести удостоены только 5 женщин:
- царица Елена, нашедшая истинный Крест, на котором принял земную смерть Христос;
- Фёкла Иконийская, первомученица, принявшая много мук за веру;
- Нина, просветительница Грузии;
- Апфия Колосская, пострадала во времена правления Нерона;
- Мария Магдалина, жившая во времена Иисуса Христа, одна из жён-мироносиц.
Издавна почитается святая Ольга. Обычно её называют покровительницей вдов и тех, кто только принял крещение. Но в Писании сказано, что нам даётся всё по нашей вере. С любой проблемой можно обратиться к святым, и они обязательно помогут, лишь бы желание и просьба были правильными, не злыми и шли от сердца.
Увековечивание
Во Пскове, считающемся родиной княгини (Выбуты находятся всего в 12 км), святой Ольге установлены сразу два памятника. Один у гостиницы Рижская – работа Зураба Церетели. Княгиня здесь предстоит как христианская воительница. На груди – золотой крест, а руками святая опирается на меч и щит. Воистину – мать-заступница своего народа. Материал, из которого выполнена фигура – бронза. Круглый гранитный пьедестал имеет несколько ступеней.
Памятник княгине Ольге работы Зураба Церетели
Второй монумент изваял Вячеслав Клыков, скульптор, известный памятниками многим русским святым. Это изображение более лиричное. Княгиня прижимает к себе подростка, будущего крестителя Руси, внука Владимира. Над головой – святой нимб, в руках – крест. Композиция находится на высоком белом постаменте, в нишах которого – двенадцать прославленных святых, русских и некоторых конкретно псковских. Памятник установлен в детском городском парке, недалеко от церкви Святой Троицы. Именно здесь в далёком Х в. правительница Руси Ольга выстроила первый Троицкий храм на Псковской земле.
Два памятника одной женщине появились во Пскове неслучайно. При подготовке празднования 1100-летия первого летописного упоминания города, власти спохватились: на родине княгини Ольги ей нет ни одного памятника, бюста, барельефа – ничего! Тогда же был объявлен конкурс на создание монумента. Велись долгие споры, чью работу из двух одобренных принять. После известия, что каждый из авторов безвозмездно дарит своё произведение городу, подобные споры прекратились, но возникли другие: где установить каждый из них? Решили и эти разногласия.
Памятник княгине Ольге работы Вячеслава Клыкова
В один и тот же день, 23 июля, во Пскове празднуют несколько событий:
- Освобождение города от фашистов во время Великой Отечественной войны;
- День памяти святой равноапостольной Ольги;
- День города.
Равноапостольная Ольга почитается как в православной, так и в католической церкви. В её честь назван залив в Японском море. Украина учредила государственную награду: Орден княгини Ольги. В России есть аналогичная, но она проходит в ином ключе. Русская православная церковь награждает достойных Орденом святой равноапостольной княгини Ольги.
Legenda o knyagine Olge (1984)
Photos48
Top cast
Lyudmila Efimenko
- knyagimya Olga
Les Serdyuk
- knyaz Svyatoslav
Ivan Ivanov
- knyaz Vladimir v yunosti
- (as Ваня Иванов)
Константин Степанков
- воедова Свенельд
Иван Миколайчук
- Владимир Красное Солнышко
Ivan Gavrilyuk
Dmitriy Mirgorodskiy
- grek Arefa
Nikolay Olyalin
- Veshchiy Oleg
Svetlana Romashko
- klyuchnitsa Malusha
Georgiy Morozyuk
- gonets Vivera
Aleksandr Denisenko
- князь Игорь
Демерташ Виктор
- князь Мал
Дубровин Юрий
- человек ‘Дерево-туча’
Mikhail Golubovich
- Nemoy konyukh
Leonid Obolensky
- Ilm volkhv
Aleksandr Zagrebelnyy
- Voin-peselnik
Ivan Savkin
- Novgorodskiy voyedova
Pylyp Ilyenko
- knyaz Святослав в детстве
- (как Филипок Ильенко)
- Юрий Ильенко
- Юрий Ильенко
- Все актеры и съемочная группа
- Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro
Еще нравится это
Вечер на Ивана Купалу
Лесная песня. Mavka
Озеро Лебедя: Зона
Криниця длайя Sprahlykh
Bilyy Ptakh Z chornoyu Oznakoyu
Zakhar Berkut
Деревки.
Propala hramota
Prince Daniil Galitsky
Storyline
Did you know
- Connections
Featured in Legends of World Cinema: Leonid Obolensky
User reviews1
ReviewFeatured review
10/
10
Легенда о Волшебнике
Юрий Ильенко Творческий пик. Очень яркий, впечатляющий и поэтичный фильм. Историческим его назвать трудно, потому что крохи наших отрывочных знаний того периода не позволяли даже с уверенностью говорить о том, была ли это сама Ольга. Истории нет, а есть легенда, и красивая, и сказочная, и мрачная, и жестокая одновременно. Былинные персонажи оживают в поэме Ильенко и надолго остаются в нашей памяти, словно заставляют поверить в величие Ольги и твердость Святослава и мудрость Владимира. Правдиво и искренне показаны в фильме все противоречия того времени, кровавые междоусобицы, непримиримое столкновение язычества и христианства и, на этом фоне, возникновение Великой России как государства. Большой друг и коллега Параджанова, с которым он делал «Тени забытых предков» Ильенко, его самые яркие произведения «Белая птица с черной меткой», «Лесная песня. Мавка» и «Легенда о княгине Ольге» продолжает и возносит на невиданные высоты Жанр эпико-поэтического кино.
helpful•5
2
- Zhorzhik-Morzhik
- May 11, 2014
Details
- Release date
- February 27, 1984 (Soviet Union)
- Soviet Union
- Русский
- Также известен как
- Легенда о княгине Ольге
- Киностудия им. Довженко
- 0 90Pro0010
Technical specs
2 hours 50 minutes
- 2.35 : 1
Related news
Contribute to this page
Suggest an edit or add missing content
Top Gap
Под каким названием была официально выпущена в Канаде на английском языке Legenda o knyagine Olge (1984)?
Ответ
Стар против Сил Зла: Школа Реформы Святой Ольги / Персонажи
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/characters/starvstheforcesofevilsaintolgasreformschool
СледующийПерейти к
Спойлеры без пометок
открыть/закрыть все папки
Мисс Хейнос
Директор исправительной школы святой Ольги для своенравных принцесс. Одержим превращением непослушных девушек в чопорных и правильных принцесс.
Выясняется, что она дочь Эклипсы и ее любовника-монстра, и ее настоящее имя — Метеора Баттерфляй.
Тропы, относящиеся к ней, находятся в книге «Звезда против Сил Зла: Метеора Баттерфляй».
Растикор
См. его папку здесь.
Близнецы
Близнецы
Озвучивает : Джефф Беннетт
Верный слуга мисс Хейнос.
- Приветливое зло: всегда вежливы, улыбаются и готовы служить.
- Увы, Бедный Злодей: Трудно не пожалеть Близнеца, так как он был подчиненным, который покорно остался с Хэйноус даже после того, как она потеряла все, из чувства преданности и любви к ней. Она отплачивает за эту лояльность, убивая его, вырвав ему сердце, чтобы убить Растикора за попытку уйти от нее. Даже тогда он принимает ее предательство без злого умысла.
Близнецы : Если вам нужно мое сердце, все, что вам нужно сделать, это попросить. ..
- И показать его вам: обезумевшая Метеора вырывает свой Сердце-драйв и использует его, чтобы взорвать Растикора.
- Анти-Злодей: Он не такой уж злодей и даже тайно обожает «Принцессу Марко», даже считая его достойным противником.
- Дракон: лейтенант мисс Хейнос и силовик в больнице Святой Ольги.
- Игнорируемый влюбленный подчиненный: в «Skooled!» совершенно ясно, что он служит мисс Хейнос из любви, но она относится к нему только с презрением. После того, как Растикор отвергает ее, Близнецы предлагают ей свою дальнейшую службу, но Хейнос вырывает свое сердце и использует его, чтобы взорвать Растикора.
- Убит по-настоящему: Он убит в эпизоде »Skooled», когда Хейнос вырывает его роботизированное сердце. С тех пор его больше не видели, хотя неизвестно, было ли это из-за того, что сердце нельзя было заменить, или просто некому было его заменить.
- Парень без уважения: Мисс Хейнос не уважает мужчину, сколько бы он для нее ни делал, и даже заставляет его спать в багажнике своей машины. Она даже убивает его в приступе ярости, когда он остается ей только верен.
- Единственный здравомыслящий человек: Он ясно понимает, что извинения принцессы Марко намеренно двусмысленны и саркастичны, но мисс Хейноус этого не замечает.
- Злодей Punch-Clock: Он не злонамеренный человек, он просто работает на Хейноса (он на самом деле робот), к которому у него есть чувства.
- Забавное имя: В его случае Близнецы означают «Драгоценный камень в глазу».
- Robotic Reveal: он оказывается еще одним роботом, когда мисс Хейнос вскрывает его нагрудник и использует его сердце, чтобы взорвать Растикор.
- Подчиненный Оправдание: Кажется, он служит Гнусному, потому что испытывает к ней чувства.
- Вечная верность: мисс Хэйнос. Он предлагает себя Хэйноусу после того, как она лишила Смуши своих сил до потери сознания. Он остается верным ей после того, как у нее случился психический срыв после обнаружения ее истинной личности.
Бойцы Святой Ольги
Солдаты
Озвучивает : Морис Ламарш
Роботы-охранники, которые действуют как охранники в церкви Святой Ольги.
- Войска Рока: Стражники церкви Святой Ольги созданы с максимальной устрашающей способностью; смертельно холодные голоса, беспощадность, лица в масках и тому подобное. Серьезно, они выглядят так, будто вышли из BioShock .
- Определитель: если ученик убегает, он очень настойчив и остановится на ничего найти и захватить их.
- Элитные муки: По сравнению с муками Людо, эти ребята круты и пугающе компетентны, так что драться с ними не рекомендуется. У вас есть только один выбор: бежать или умереть.
- Глубокие звуки зла: У этих дроидов убийственно холодный голос.
- HeelFace Промывание мозгов: Ко времени «Skooled» они были перепрограммированы принцессами после захвата церкви Святой Ольги.
- Рыцарь Церебуса: Когда они появляются, их абсолютно ничего смешного в них нет, они тратят свое время на издевательства над невинными прохожими или небрежно злоупотребляют своей властью над другими принцессами.
- Меха-Муки: это довольно многочисленные, агрессивные роботы со светящимися глазами, которые заклинают смерть. Их «сердца» на самом деле являются их энергетическими ядрами.
- Самоубийственная атака: вместо того, чтобы приносить в жертву самих себя , как это обычно бывает с этим тропом, их атака включает в себя жертвование тем, что поддерживает их жизнь. У них есть протокол, который позволяет им удалять свои энергетические ядра и использовать их в качестве гранат в отчаянном маневре.
Святая Ольга
Святая Ольга
Озвучивает : Тресс МакНил
Робот, которому Шастакан поручил поднять Метеору. Ее именем названа школа Святой Ольги.
- Неоднозначно Злая: В конце концов, она просто делала свою работу. Тем не менее, это неоднозначно, заботилась она о Метеоре или нет; она оскорбляла ее (по приказу), но она действительно думала, что ее «имя» было красивым.
- Неоднозначная ситуация: она может быть не совсем разумной, будучи роботом, который может следовать только своей собственной программе и не может отклоняться от нее.
- Жестокая мама: Подавляемая Метеора жестоко, эмоционально и словесно мучила ее, если она делала что-то не так, и вызывала у нее серьезные проблемы с самооценкой. Это было так плохо, что Метеора в конечном итоге полагалась на свои методы воспитания, просто чтобы дать себе некоторое ощущение нормальности. И когда Метеора вернула свои воспоминания и выступила против нее много лет спустя, ее ответом было снова эмоционально манипулировать ею и вызвать у нее чувство вины, заставив ее быть «благодарной».
- Назад к мертвым: Святая Ольга возрождается после десятилетий ржавчины в школе. Мы увидим немного ее предыстории и то, как она вырастила Метеору… а затем она уничтожает Ольгу, получив то, что хотела.
- Фольга: Эклипсе. Оба были фигурами матери Метеоры Баттерфляй. Эклипса была биологической матерью Метеоры, искренне заботливой родительницей, которая обожала чудовищные черты своей дочери, но была насильственно разлучена со своим ребенком, Святая Ольга была приемной, оскорбительной матерью Метеоры, которая эмоционально манипулировала Метеорой, чтобы скрыть ее чудовищную природу, и «воспитала» Метеору целиком. жизнь. Кроме того, хотя Метеора любила Эклипсу и никогда не причиняла ей вреда, она убила Святую Ольгу, когда андроид сделал слишком много неуместных комментариев.
- Кармическая смерть: В конце концов была уничтожена навсегда тем же человеком, которого она вырастила и оскорбила.
- Рыцарь Церебуса: Ее появление на экране было, когда в третьем сезоне события начали принимать очень мрачный и трагический оборот. хорошенькая при этом.
- Машинный монотон: Ее слова звучат так, как будто они были произнесены отдельно и объединены в предложения, что придает ей неестественный механический голос.
- Неинформативное имя: Называется «Святой», но выглядит и действует совершенно не так, как вы представляете себе святого.
- Перфекционист: Метеора, как Мисс Хейноус, взяла это у нее.
- Предшественница Злодейка: Учитывая, что она была первоначальной директрисой исправительной школы Святой Ольги и что «Мисс Зловещая» была просто личностью, привитой Метеоре ее жестоким воспитанием, Святая Ольга автоматически становится ею в любом эпизоде, в котором рассказывается об ужасах либо мисс Хейнос, либо сама школа (которую контролировал Хейнос). Немного странный случай, поскольку она не настоящий антагонист, а просто Неоднозначно Злая.
- Первоклассная булочка: у ее робота есть пучок, соответствующий ее индивидуальности.
- Архетип Тени: Королеве Баттерфляй. Хотя Мун может быть властной и очень критически относиться к недостаткам своей дочери, она делает это, потому что хочет, чтобы ее дочь была готова стать королевой. Что касается Святой Ольги, ее постоянное словесное и эмоциональное оскорбление Метеоры оставило у ее дочери серьезные проблемы с личностью и задержало ее развитие, так что она превратилась в Женщину-ребенка с неспособностью давать или даже понять любить.
- Слишком тупой, чтобы жить: Можно подумать, что если закрыть и оставить ржаветь, кто-то опасается разозлить ответственного. Вместо этого Святая Ольга возвращается к своим эмоционально оскорбительным и манипулятивным методам, ошибка, из-за которой ее навсегда отбрасывают.
- Ходячий спойлер: невозможно говорить о ее роли в истории, не раскрыв сначала, кем на самом деле является Мисс Хейнос.
Принцесса Пэтти Армс
Принцесса Пэтти Армс
Озвучивает : Николь Байер
Принцесса из безымянного королевства. Она ученица школы Святой Ольги, взяв под свой контроль школу после того, как Хейноса выгнали, а Пони-Голова отказывается от своей первоначальной роли лидера в пользу вечеринок.
- Девушка-боевик: «Skooled» показывает, что она не боится запачкать свои (четыре) руки, защищая церковь Святой Ольги от Метеоры с передовой.
- Власть равносильна аскикингу: Будучи лидером мятежных принцесс Святой Ольги, она оказывает лучшее сопротивление Метеоре во время ее нападения в «Skooled», противостоя ей как минимум в трех различных позициях.
- Кляп-нос: у нее длинный острый нос.
- Волосатая девушка: Как показано в «Skooled», четыре руки означают четыре волосатых подмышки, которые ей приходится время от времени брить.
- Многорукая и опасная: Ну, не совсем опасная, но она берет на себя руководящую роль после того, как мисс Хейноус была изгнана с поста директора Святой Ольги, так что она определенно пользуется уважением среди других принцесс.
- В «Skooled» показано, что она способна сразить одного из роботов-охранников Святой Ольги, что является настоящим подвигом, поскольку эти существа уже показали, насколько сильными они могут быть в предыдущих эпизодах.
Принцесса Смуши
Принцесса Смуши
Озвучивает : Ариф С. Кинчен Она попыталась поменяться лицами со Стар, чтобы она пошла вместо нее.
- Все есть в руководстве: Ее имя не упоминается в сериале.
- Вызов ваших атак: Она рассказывает о действиях, которые она выполняет, таких как «Камера телефона», «Захват носа» и «Лазерный палец».
- Ключевая фраза: «Телефон с камерой», которую она произносит всякий раз, когда делает селфи.
- Энергетическое оружие: Она может стрелять лазерным лучом из пальца.
- Face Stealer: Она хотела поменяться лицами со Стар, чтобы сбежать из больницы Святой Ольги.
- HeelFace Turn: В своем третьем появлении она больше не враждебна Стар и Марко и искренне поддерживает «Принцессу Турдину».