Законы Хаммурапи | это… Что такое Законы Хаммурапи?
ТолкованиеПеревод
- Законы Хаммурапи
Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовый столб.
Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).
Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени.
Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.
«Если человек имущество бога или дворца украдёт, человек этот должен быть убит…»
В то же время, некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.
В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им.
И. В. Цветаева — филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в Переднеазиатском музее в Берлине .
Другие документы подобной ценности — кодекс Ур-Намму, правителя Ура (около 2050 г. до н. э.), свод законов Эшнунны (около 1930 г. до н. э.) и кодекс Липит-Иштара из Исина (около 1870 г. до н. э.).
- Законы вавилонского царя Хаммурапи (полный текст) в Электронной библиотеке Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
- Законы Хаммурапи.
- История Востока (Восток в древности). Глава V. Старовавилонский период истории Месопотамии. Законы
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
- Законы двенадцати таблиц
- Законы дракона
Полезное
ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ. 500 знаменитых исторических событий
ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Хаммурапи
За право называться колыбелью цивилизации с Египтом может поспорить территория между реками Тигр и Евфрат — Междуречье (по-гречески — Месопотамия). Представлявший собой еще в эпоху палеолита сплошное болото регион постепенно «высыхал» и становился очень привлекательным для человека, осваивавшего земледелие. Территория заселялась с двух сторон: с востока пришли загадочные шумеры, с запада же и северо-запада прибыли семитские племена — аккадцы. И те, и другие постепенно шли к созданию государственных образований рабовладельческого типа.
В начале III тысячелетия до н. э. в Междуречье существовало несколько десятков городов-государств. Их объединение, как и в Египте, стимулировалось потребностью заниматься земледелием, здесь тоже происходило формирование деспотической системы правления. Наиболее сильными в первой половине III тысячелетия до н. э. были города Ур, Урук, Киш, Лагаш. По очереди они становились гегемонами региона. В конце же XXIV в. до н. э. победу в борьбе одержал представитель Севера Саргон, шумеры были разгромлены, Саргон основал новую столицу — Аккад, ставший главным центром всей Месопотамии. Так было создано крупное объединенное и централизованное государство.
Около 2200 г. до н. э. Аккадское царство было разгромлено горными племенами гутиев, вторгшихся с востока. Столицей завоевателей стал шумерский город Лагаш. В конце XXII в. до н. э. освободительное движение против власти гутиев возглавили города Ур и Урук. В 2109 г. до н. э. гутии потерпели поражение и были изгнаны. Междуречье снова было объединено, на этот раз под властью III династии Ура, правившей до конца III тысячелетия до н. э. Это было высокоразвитое для того времени государство с разветвленным чиновничьим аппаратом. Историю страны до нас донесли многочисленные глиняные таблички того времени, в первую очередь деловые документы. В самом начале XX в. до н. э. держава III династии Ура распалась, так как на нее напали с запада семитские племена амореев, а с востока — эламитов.
На протяжении следующих двух столетий в Междуречье продолжалась политическая раздробленность и междоусобные войны. Амореи основали несколько государств. Два из них — Шин и Ларса — оказались наиболее сильными и претендовали на власть над шумерами и аккадцами. Другим претендентом на власть стал семитский город Ашшур, находившийся на севере Месопотамии, — ядро будущей Ассирийской державы. В то же самое время возвышается и Вавилон (в переводе — «врата Бога»), где около 1895 г. до н. э. утвердилась одна из аморейских династий. До XIX в. до н. э. этот город на левом берегу Евфрата ничем особым не выделялся. Но в дальнейшем, используя упадок традиционно сильных городов, Вавилон усиливается экономически и политически. Выгодное географическое расположение превратило его в крупный торговый центр, население увеличивалось за счет аморейских переселенцев. К XVIII в. до н. э. местная династия уже имеет все основания стремиться к объединению под своей властью всего бассейна Тигра и Евфрата.
Наибольшего могущества Вавилон достигает при шестом царе вавилонской династии Хаммурапи I, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Умелый дипломат, этот правитель воспользовался распрями соседей. На седьмой год царствования при поддержке Римсина, сильного эламского правителя в Лapce, с которым у него был заключен договор о взаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин.
Война за объединение страны под властью Вавилона закончилась около 1755 г. до н. э. После этого Хаммурапи помимо других мероприятий государственного характера предпринял кодификацию законодательства. Свод его знаменитых законов стал итогом его государственной деятельности, он зафиксировал для нас различные детали общественного, хозяйственного, политического устройства месопотамской цивилизации.
Черный базальтовый столб с текстом законов Хаммурапи был найден в начале XX в. в столице древнего Элама — Сузах. В верхней части лицевой стороны столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы от покровителя справедливости и бога Солнца Шамаша. Вся остальная часть столба с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Некоторые из стертых статей удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Законы являются важнейшим источником по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, они долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность историкам восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тысячелетия до н. э.
Нормы, изложенные в законах Хаммурапи, устанавливали кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство. Они касались охраны собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Отдельные группы норм регулировали операции с недвижимостью, другие — коммерческие операции, семейное право, некоторые касались умышленных и неумышленных телесных повреждений, в том числе допущенных некомпетентными докторами и т. д. и т. п.
Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначились тенденции к упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов и завоевание Вавилонии касситами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Справочное издание
Справочное издание Серия «Ваша тайна»Капица Федор СергеевичТАЙНЫ СЛАВЯНСКИХ БОГОВГенеральный директор издательства С. М. МакаренковРедактор Г. М. Треер Художественное оформление: Е.
Законы Хаммурапи
Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко
Держава Хаммурапи
Держава Хаммурапи В 1-й половине XVIII в. до н. э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничто этого не предвещало – Вавилонское царство было
Стела со сводом законов царя Хаммурапи
Стела со сводом законов царя Хаммурапи
Реально существовавший и в то же время легендарный, царь Хаммурапи правил в XVIII веке до нашей эры. Он был самым знаменитым и прославленным царем Вавилонии, а точнее сказать, Древневавилонского царства, но наука долгое время не
ГЛАВА XIII В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких — гражданских законов
ГЛАВА XIII В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких — гражданских законов Во всех странах и во все времена мы встречаемся с вмешательством религии в брачные дела. Коль скоро известные отношения считались нечистыми или
Кодекс Хаммурапи
Кодекс Хаммурапи Важнейшим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства является знаменитый свод законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе. Этот замечательный памятник древневавилонской
Великий Хаммурапи
Великий Хаммурапи
Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км.
Законы Хаммурапи
Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,
Царствование Хаммурапи
Царствование Хаммурапи Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло
Законы Хаммурапи
Законы Хаммурапи
Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во
Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.)
Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.). Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после
1.1.5. Великий законодатель Хаммурапи
1.1.5. Великий законодатель Хаммурапи Один из первых текстовых источников, с которым знакомятся студенты-историки, — это знаменитый свод законов царя Хаммурапи. Звучное имя сразу запоминается, как и примерная дата появления первого известного письменного
Хаммурапи (? – ум.

Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.).Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после
Хаммурапи
Хаммурапи правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного
ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ
УДК 811.1ББК 81Ч-84Чудинов В. А.Ч-84 Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии / В. А. Чудинов. – М.: «Издательство ФАИР», 2010. – 624 с. : ил.ISBN 978-5-8183-1580-5В данной книге впервые в исторической литературе предпринята попытка описать страну варягов –
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Из Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Хаммурапи получает законы от бога Мардука или Шамаша. Под ними написан свод законов Хаммурапи. [1]
Hammurabi (аккадское от амореев ˤAmmurāpi , что означает «родственник-целитель», от ˤAmmu , что означает «родственник по отцовской линии»), и Rāpir шестой царь Вавилона с 179 г.2 г. до н.э. до 1750 г. до н.э. [2] Он стал королем после того, как его отец отрекся от престола, и был первым правителем Вавилонии. Выиграв войны с другими царствами в Месопотамии, Хаммурапи создал большую Вавилонскую империю. [3] Однако его сын Самсу-илуна и более поздние вавилонские правители потеряли большую часть завоеванных им земель. [4]
Хаммурапи наиболее известен своими законами, известными как Кодекс Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи был одним из первых письменных сводов законов в истории. [5]
Карта, показывающая землю, принадлежавшую Вавилону, когда Хаммурапи стал царем c. 1792 г. до н.э. (красный), а когда он умер ок. 1750 г. до н.э. (оранжевый)
Хаммурапи стал царем Вавилона примерно в 1792 г. до н.э., когда его отец Син-Мубаллит отрекся от престола. [6] Вавилон был одним из многих небольших независимых городов древней Месопотамии. [7] Эти города часто воевали друг с другом за контроль над землей. Вавилон уже был одним из самых могущественных городов, когда Хаммурапи стал царем. Ранее цари Вавилона захватили близлежащие города-государства Борсиппа, Киш и Сиппар. [8]
Хаммурапи не участвовал ни в каких важных войнах в начале своего правления. Вместо этого он улучшил здания Вавилона. Он построил более высокие городские стены, чтобы город было труднее атаковать, и расширил храмы. [9] Примерно в 1771 г. до н.э. королевство Элам напало на Месопотамию с востока. [10] Элам вторгся в Эшнунну, город-государство к северо-востоку от Вавилона, и разрушил его города. [11] Он также пытался начать войну между Вавилоном и Ларсой, городом в южной Месопотамии. Однако вместо этого Хаммурапи заключил союз с Ларсой против Элама. [12] Хаммурапи победил Элама, но почувствовал, что Ларса не оказал ему достаточной помощи. Поэтому он напал на Ларсу. Вавилон полностью завоевал южную Месопотамию к ок. 1763 г. до н.э. [13]
Союзники Хаммурапи в северной Месопотамии отправили свои армии на юг, чтобы помочь Вавилону. Это вызвало волнения в северных районах. [13] Поэтому Хаммурапи вернулся на север, остановив беспорядки и победив Эшнунну. [14] Затем он атаковал и завоевал оставшиеся города в северной Месопотамии, включая бывшего союзника Вавилона Мари. Возможно, Мари сдалась Вавилону без боя. [15] [16] После этого Хаммурапи контролировал большую часть Месопотамии. Только Алеппо и Катна, два западных города современной Сирии, остались независимыми. [17] Когда Хаммурапи умер в ок. 1750 г. до н.э. царем стал его сын Самсу-илуна. [18]
- ↑ Джейнс, Джулиан (1976). Происхождение сознания в распаде двухпалатного разума . Издательство компании Houghton Mifflin. ISBN 0395207290 .
- ↑ Арнольд 2006, с. vii. Ван Де Мироп 2005, с. 1. Дата его рождения неизвестна.
- ↑ Бек, Роджер Б. (1999). Всемирная история: модели взаимодействия . Линда Блэк, Ларри С. Кригер, Филлип С. Нейлор, Дахия Ибо Шабака. Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 0-395-87274-X . OCLC 39762695.
- ↑ ДеБлуа 1997, с. 19 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFDeBlois1997 (помощь)
- ↑ http://www.commonlaw.com/Hammurabi.html Архивировано 21 сентября 2007 г.
в Wayback Machine Code of Hammurabia C.H.W. Джонс
- ↑ Van De Mieroop 2005, с. 1 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (помощь)
- ↑ Van De Mieroop 2005, стр. 1–2 ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (справка)
- ↑ Van De Mieroop 2005, с. 3 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (помощь)
- ↑ Арнольд 2005, с. 43 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFArnold2005 (помощь)
- ↑ Van De Mieroop 2005, стр. 15–16 ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (справка)
- ↑ Van De Mieroop 2005, с. 17 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (помощь)
- ↑ Ван Де Мироп 2005, с. 18 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (помощь)
- ↑ 13,0 13,1 Ван Де Мьероп 2005, с. 31 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (помощь)
- ↑ Van De Mieroop 2005, стр. 40–41 ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (справка)
- ↑ Van De Mieroop 2005, стр.
54–55 ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (справка)
- ↑ Van De Mieroop 2005, стр. 64–65 ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFVan_De_Mieroop2005 (справка)
- ↑ Арнольд 2005, с. 45 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFArnold2005 (помощь)
- ↑ Арнольд 2005, с. 42 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFArnold2005 (помощь)
СМИ, связанные с Хаммурапи, на Викискладе?
Предшественник Син-мубаллит | Цари Вавилона | Преемник Самсу-Илуна |
Правление и справедливость: до ислама, Дженни Майерс
3 из 3
Библейский закон был уникальным на древнем Ближнем Востоке по нескольким причинам: во-первых, он содержался в «книге», которая считалась и до сих пор считается священным писанием, а во-вторых, это единственный известный пример древнего Ближнего Востока. Сборник восточных законов, сочетающий в себе культовые и некультовые нормы.
В отличие от сборников законов, таких как «Кодекс Хаммурапи» (СН), который был написан в одно время, законы, содержащиеся в Библии, были написаны в разное время по разным причинам и были лишь собраны в «книгу». «гораздо позже разными редакторами. Например, Кодекс Завета (Исход 20:22-23:33), который считается старейшим сводом законов в Библии, включает в себя законы, регулирующие как религиозное, так и нравственное поведение, а также права собственности, рабство, телесные повреждения. , и убийство. Чаще всего в Кодексе Завета и других сводах законов Библии законы, касающиеся культового поведения, формулируются в стиле, называемом «аподиктическим». В этой формулировке закон дан как заповедь от второго лица: «Не делай при мне богов серебряных, и богов золотых не делай себе» (Исх. 20:23). В прошлом считалось, что аподиктический закон уникален для Израиля на древнем Ближнем Востоке, но ученые нашли примеры таких формулировок в месопотамских и хеттских текстах. Однако аподиктические законы не были так распространены за пределами Израиля, и они обычно не строились от второго лица.
Более распространенной формой закона на древнем Ближнем Востоке была казуистическая: «Если гражданин украдет имущество храма или двора, он должен быть предан смерти (CH §7)». Многие из законов, касающихся некультовых предписаний в Библии, являются казуистическими. пример можно найти в Исходе 21:23: «(Когда люди, которые дерутся, ранят беременную женщину), если последует вред, то отдавай жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. ..» Lex Talionis также фигурирует в кодексе Хаммурапи: «Если человек выколет глаз другому человеку, его глаз должен быть выколот (CH §196)».
Поскольку Кодекс Хаммурапи был написан до того, как были написаны древнейшие законы Библии, и между ними существует много общего, напрашивается вывод, что авторы библейских законов находились под непосредственным влиянием первого. более вероятной причиной сходства является то, что Израиль и Месопотамия разделяли одни и те же традиции, будучи членами древней ближневосточной культурной среды9.