Мотивы и образы лирики одного из поэтов серебряного века (Н. С. Гумилев)
1. Зарождение акмеизма.
2. Мотивы лирики Гумилева.
3. Позднее творчество.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду…
Н. С. Гумилев
Творчество Н. С. Гумилева, основателя «Цеха поэтов» и главы акмеистов, стало известно еще во времена расцвета символизма. Как считает критик В. М. Жирмунский в своей статье «Преодолевшие символизм», «уже в ранних стихах поэта можно увидеть черты, которые сделали его вождем и теоретиком нового направления». Появлению акмеизма предшествовали «Письма о русской поэзии» Гумилева, где он показал себя проницательным критиком и выработал основные идеи акмеизма. Первые же стихи его были написаны еще под влиянием символизма. Своим учителем Гумилев называл В Я. Брюсова. В 1910 году конфликт между Гумилевым и символистами привел к созданию новой поэтической школы — акмеизма. В 1911 году был создан «Цех поэтов», куда вошли Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э Мандельштам, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут. Акмеизм зародился в 1912—1913 годах, отделившись от символизма. Его объявили наследником символизма, закончившего свое развитие. Прежде всего, акмеисты преследовали цель изгнать из искусства ранее обязательную тему мистицизма, а также превратить слово с расплывчатыми очертаниями в точное,отдельное. Гумилев призывал обратиться к «вещности» мира. Музыкальность и лиричность символистов акмеисты заменили графичностью, четкостью, ясностью. Это совершенство формы и было названо от слова «акме» (вершина).Первым его акмеистическим произведением Гумилева считается поэма «Блудный сын» из сборника «Чужое небо» (1912). В своем манифесте «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев обозначает главную художественную задачу — «большее равновесие сил и более точное знание отношений между субъектом и объектом». Но в поэзии самого Николая Степановича все отмечали мощную символистскую основу.
Основными чертами поэзии Гумилева Жирмунский называет «активную, откровенную и простую мужественность, его напряженную душевную энергию, его темперамент».
Для Гумилева предтечей акмеизма является Т. Готье. В 1914 году Гумилев выпускает книгу переводов из Готье «Эмали и камеи». Уйдя добровольцем на фронт, поэт продолжает писать стихи и критику. Вернувшись в 1918 году, он занимается литературно-издательской деятельностью.Это поэт, как говорил о нем В. Ф. Ходасевич, «интересный и своеобразный». Его ранние стихи показывают дистанцию, которую он выдерживает с окружающими — его тема одиночества выражена в словах: «Я вежлив с жизнью современною, но между нами есть преграда: все, что смешит ее, надменную, моя единая отрада». Стихи Гумилева не отличаются эмоциональностью содержания, его личных переживаний там крайне мало. Поэт строго относился к подбору поэтических средств, каждое слово в стихах точно выверено и занимает свое место. Жирмунский дал этому такое определение: «Эпиграмматичность строгой словесной формулы». Ни тема любви, ни тема природы не занимает сколько-нибудь важного места в его лирике. Все это заменяется яркими художественными образами, балладной формой стихов.
…Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь…
Экзотическая тематика характерна для первых сборников «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908). Поэт путешествует по Италии, Абиссинии, Африке, Леванту, описывает неведомые страны, отважную жизнь и героическую смерть своих героев, покорителей новых земель.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Лирический герой — одинокий завоеватель, бесстрашный и уверенный в себе, сверхчеловек — здесь полностью отождествляется с автором, этому способствует то, что Гумилев пишет от первого лица. Поэт противопоставляет обыденному тусклому миру свой идеальный романтический, наполненный яркими деталями.
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Д. П. Святополк-Мирский говорил, что Гумилев привнес «элемент мужественного романтизма» в русскую поэзию. Лиризм и патетика сочетаются у Гумилева с легкой иронией. В третьей книге стихов «Жемчуга» уже большое место занимает философская тема. Он обращается к образу Дон Жуана, который остается наедине со своей совестью и понимает, «что ненужный атом». Мужество и независимость героев поражает читателя — конквистадор предлагает смерти поиграть в свои кости, а орел предпочитает погибнуть в полете к солнцу. Постепенно в поэзии Гумилева стало доминировать повествовательное начало.
Поэзия последних лет жизни наполнена пророческим трагизмом, в поэзии его уже нет масок, перевоплощений, в ней господствует отточенность деталей, выверенность композиции. Оторванный от жизни романтизм сменился эмоциональной напряженностью, четкостью. Война, любовь, разлука — вот темы, возникающие в позднем творчестве поэта. «Огненный столп» — последняя книга стихов — считается вершиной лирики Гумилева. В ней автор философствует о человеке, его жизни и искусстве, творчестве. Самой яркой оценкой поэтического мастерства Николая Гумилева могут считаться слова его учителя В. Я. Брюсова: «Значение его стихов гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит».
Литература. Серебряный век русской литературы. 2 курс — Мир образов Николая Гумилева
Комментарии преподавателяЦели: познакомить с жизнью и творчеством Н. С. Гумилева;
отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева;
развивать навыки анализа поэтического текста.
Оборудование: презентация, аудиозаписи стихов поэта.
Методические приемы: лекция учителя, сообщение учащихся, анализ стихов.
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки …
А. Ахматова
Ход урока
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Раскройте смысл понятия «акмеизм».
- В чем вы видите отличия акмеизма и символизма? Что общего у этих двух направлений?
- Назовите поэтов, входивших в группу акмеистов.
- Слово учителя
— Сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве. Яркий представитель поэтов русского «серебряного века», переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.
— В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А. Ахматовой.
— Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?
/Любовь к возвышенному («за вечерней пение»), экзотическому («белых павлинов»), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий («стертые карты Америки»)? /
— Знакомясь сегодня с творчеством Н. Гумилева, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.
- Индивидуальное сообщение подготовленного учащегося о личности и судьбе Н. Гумилева.
— Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни Н. Гумилева?
- Слово учителя.
— Сейчас я расскажу об особенностях творчества Гумилева. По ходу лекции сделайте записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Гумилева.
— Н. Гумилев оставил очень яркий след в русской литературе. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Н. Гумилев вместе с С. Городецким стал основателем акмеизма. Кроме этого Гумилев является автором десяти поэтических сборников:
«Романтические цветы» (1908)
«Жемчуга» (1910)
«Чужое небо» (1912)
«Колчан» (1916)
«Костер» (1918)
«Фарфоровый павильон» (1918)
«Шатер» (1921)
«Огненный столп» (1921)
«Стихотворения. Посмертный сборник» (1922)
— Обратите внимание на название этих сборников. Уже на первый взгляд заметен их романтико-экзотический характер.
— В 1905 году выходит первый сборник Гумилева «Путь конквистадоров».
/Конквистадор – от испанского – «завоеватель» – участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку/.
— Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает сою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску — конквистадора, смелого покорителя дальних земель
«Сонет»
Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман… но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом ире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
Это стихотворение автор считал программным. В нем он уподобляет самого себя древним завоевателям, осваивающим новые земные пространства.
«Романтические цветы» (1908). Особенность стихов заявлена в первом слове названия, — романтика. Вдохновительница поэта — Муза Дальних Странствий. В своих мечтах путешествует в прошлое. Поэт противопоставляет современной серости красочный мир прошлого. В стихах упоминается много исторических персонажей.
Однако среди этих образов, рожденных пылким воображением, встречаются картины, подсмотренные в самой действительности. Многие персонажи экзотического характера увидены поэтом во время его многочисленных путешествий. Особенно много путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару.
— Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник «Романтические цветы» вошло стихотворение «Жираф» (1907), надолго ставшее «визитной карточкой» Гумилёва в русской литературе.
- Прослушивание стихотворения «Жираф» презентация).
- Анализ стихотворения.
— Каково настроение стихотворения?
(оно грустное, почти тревожное)
— Где происходит действие? Как оно происходит?
(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент — Африку.)
— Когда происходит действие?
(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).
— Кто ведет повествование?
(Лирический герой.)
— Каким вы представляете его себе?
(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).
— Что можно сказать о героине?
(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)
— Как вы считаете, рассказ героя выдумка?
(Некая сказочность в стихотворении «Жираф» проявляется с первых строчек:
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт…
Трудно сразу поверить, что такая красота может существовать в реальности.
Но это не выдумка, а воспоминание человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.
Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен. Герой преображает и без того прекрасную реальность.
Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что «много чудесного видит земля», и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от «тяжёлого тумана», который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.
— Что можно сказать о композиции стихотворения?
(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о «рае на Земле», чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).
— С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?
Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы».
Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, «вдали он подобен цветным парусам корабля», «и бег его плавен, как радостный птичий полёт».
— Помогла сказка?
(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)
Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.
Романтические мотивы получили развитие в сборнике «Жемчуга». Она была посвящена Валерию Брюсову, которого автор считал своим учителем.
Знаменитая баллада «Капитаны» из принесшего Гумилеву широкую известность сборника стихов «Жемчуга» — это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстает перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:
Быстрокрылых ведут капитаны —
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Именно в стихотворении «Капитаны» проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии.
В начале 1910–х гг. Гумилев стал основателем нового литературного течения — акмеизма. «Место действия» лирических произведений акмеистов — земная жизнь, источник событийности — деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева — не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты.
В 1912 году появляется самый «акмеистический» сборник стихов —«Чужое небо».
В сборнике по–прежнему ощутимы романтические мотивы. Поэт широко пользуется контрастами, противопоставляя возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, добро и зло, Запад и Восток.
Мечта резко противостоит грубой реальности, исключительные характеры — обыденным, рядовым персонажам.
В книге в целом отчетливо сказались акмеистические черты поэзии Н. Гумилева: яркая изобразительность, повествовательность, тяготение к раскрытию объективного мира, выразительность описаний, точность детали.
Даже в военной лирике Николая Гумилева можно найти романтические мотивы. Военная тема нашла отражение в сборнике «Колчан»(1916 г), вышедшем в разгар первой мировой войны. Вот отрывок из стихотворения, вошедшего в сборник «Колчан»:
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева — поэта и человека с ярко выраженным редкостным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. Но наряду с этим пафосом в сборнике Гумилева возникают страшные зарисовки воины. По его стихам мы можем судить, что поэт не только романтизировал военный подвиг, но и видел и сознавал весь ужас войны.
В сборнике «Колчан» начинает рождаться новая для Гумилева тема — тема России. Здесь звучат совершенно новые мотивы — творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает глубочайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганъя красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливанъем пули,
Что меня с землею разлучит.
Говоря о Гумилеве, конечно же нельзя не упомянуть о его отношениях с замечательной поэтессой Серебряного века – Анной Ахматовой. Гумилев был страстно в нее влюблен, много раз делал предложение, получал отказ. Но в итоге она становится его женой. Их совместную жизнь нельзя назвать безоблачной. Они разведутся в 1818 году, но Гумилев до конца дней продолжает испытывать к Ахматовой особое чувство. Эта любовь преследует его всю жизнь – великая и безнадежная…
Когда, изнемогши от муки,
Я больше ее не люблю,
Какие-то бледные руки
Ложатся на душу мою.
И чьи-то печальные очи
Зовут меня тихо назад,
Во мраке остынувшей ночи
Нездешней мольбою горят.
И снова, рыдая от муки,
Проклявши свое бытие,
Целую я бледные руки
И тихие очи ее.
Вершиной поэзии Гумилева является последняя предсмертная книга «Огненный столп». В него вошли произведения, созданные в течение трех последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера. Стихотворение «Шестое чувство» из этого сборника стало символом творческого поиска всего Серебряного века.
— Отличительной чертой поэтического мира Гумилева является подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. Поэт стремится перенеси себя и читателя в мир грез. В его стихах нет обыденной реальности, зато есть реальность экзотическая. Уже в ранних стихах проявляются романтическое и мужественное стремление к мечте, причем не утопической, как у символистов, а вполне достижимой. Романтика и героика – основа и особенность мироощущения Гумилева, его реакция на «обыкновенное» в жизни. Основной доминирующей чертой творчества Гумилева является экзотика.
Поэт не раз подчеркивал своеобразие своей творческой манеры.
Я И ВЫ
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю — как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!
— Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой – меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался «сделать» и смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что»смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит», а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: «Меня не убьют, я еще нужен».
Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.
- Подведение итогов урока.
— Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос:
— Каким предстает лирический герой Гумилева?
Лирический герой Гумилева |
|
Мечтатель |
Романтик |
Боец |
|
Путешественник |
|
Страстный влюбленный |
|
Патриот |
|
Мужественный человек |
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Н. Гумилева.
— В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?
— Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.
Во-первых, романтический дух большинства произведений поэта.
Во-вторых, в творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.
Герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни.
В-третьих, стихам Гумилева присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.
-Как особенности поэтического творчества Н. Гумилева перекликаются с той характеристикой, которую дает поэту А. Ахматова в строках, взятых эпиграфом к нашему уроку?
/ — Все творчество Н. Гумилева созвучно той характеристике, которую дает ему Ахматова./
— Понравились ли вам стихи Н. Гумилева?
- Д/З выучить наизусть любое стихотворение Гумилева, стр. 94 – 95
Приложение
Сообщение
Николай Степанович Гумилев
ГУМИЛЕВ Николай Степанович родился в Кронштадте в семье морского врача. Детство провел в Царском Селе, а затем с родителями жил в Тифлисе.
Читать он выучился сравнительно поздно — в шесть лет, но уже к двенадцати годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья, знакомые. Чтение становится любимым занятием. В четырнадцать лет он увлекается философией. Начитанность и образованность его были удивительны. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».
Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, директором которой был Иннокентий Анненский.
В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (будущей Анной Ахматовой).
1905 выходит первый сборник стихов Гумилева — «Путь конквистадоров».
В 1906 году, окончив гимназию, Гумилев совершает свое первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, слушает лекции по французской литературе, изучает живопись и издает три номера журнала «Сириус», где печатает свои стихи, а также стихи поэтессы Анны Горенко, будущей знаменитой Анны Ахматовой.
В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева «Романтические цветы», посвященная А. А. Горенко.
Находясь во Франции, Гумилев много путешествует: Италия, Флоренция, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка. Африканский континент стал для Гумилева особенным континентом, а его африканские впечатления сложились в «Африканский дневник».
Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию. Живет в Царском Селе, учится на юридическом, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета, но так и не оканчивает курса. Он входит в литературную жизнь столицы, печатается в различных журналах.
В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а, вернувшись, издает в 1910 году новую книгу — «Жемчуга». Эта книга принесла ему широкую известность. Она посвящена Валерию Брюсову, которого автор считал своим учителем. Начинается период зрелого творчества Н. Гумилева.
25 апреля 1910 Николай Гумилев венчается с Анной Горенко (Ахматовой). В 1912 г. у Гумилева и Ахматовой рождается сын Лев.
В 1911 году он становится одним из организаторов нового литературного направления, носившего звучное название — акмеизм, который пришел на смену символизму.
Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку.
В 1914 г. в первые же дни мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт – несмотря на то, что был полностью освобожден от воинской службы. Николай Гумилев за отвагу, храбрость и солдатскую доблесть был дважды награжден Георгиевским крестом IV степени. Это была самая почетная воинская награда того времени.
Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже.
В отличие от многих людей своего круга, стремящихся в то время за границу, Гумилев решил вернуться в Россию. Его пытались отговорить, но Гумилев был неумолим.
В 1918 поэт возвращается в Россию. В этом же году состоялся его мучительный развод с А. Ахматовой. Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер», «Фарфоровый павильон» и другие.
В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, — лучшая из всех, им созданных, — «Огненный столп».
3 августа 1921 г. Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре. По приговору суда он был расстрелян. Точная дата расстрела не известна. По словам Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом. Могила поэта не найдена.
Гумилев очень мужественно встретил смерть. Перед расстрелом он был спокоен, курил папиросу, шутил… и только лицо было чуть бледным и пальцы, держащие папиросу, слегка дрожали… Так насильственно была прервана яркая, прекрасная жизнь…
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=EDt5_B_mysc
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/25/urok-mir-obrazov-nikolaya-gumileva
Сборник стихов Николая Гумилева
Вы здесь: Главная » Русские поэты » Николай Гумилев
Поделиться |
BY
(Род. 1886, Умер 1921)
(Переводы с русского)
Николай Гумилев был одним из основателей акмеистического движения. Большая часть его ранних стихов была вдохновлена его путешествием по Африке и отмечена любовью к экзотике и культом героизма и приключений. Между 1910 а в 1918 году он был женат на поэтессе Анне Ахматовой. Он сражался с отличия в Первую мировую войну и стать открыто антибольшевистской после 1917. По обвинению в заговоре против Советской власти расстрелян расстрельная команда. Его более поздняя поэзия более серьезна и трагична, с вспышками пророческая интуиция.
А | ||
Воин Агамемнона | ||
На празднике | ||
С | ||
Из «Капитанов» | ||
Выбор | ||
Умный Демон | ||
Конкистадор | ||
Д | ||
Потомки Каина | ||
Дон Жуан | ||
Мечты | ||
Е | ||
Вечный | ||
Ф | ||
Фрагмент | ||
Г | ||
Врата Рая | ||
I | ||
Это было не раз | ||
Л | ||
«Как неразличимые лошади» | ||
М | ||
Мои мысли | ||
О | ||
«О, как безмолвна природа» | ||
«Только змеи позволяют своим. ..» | ||
Другой | ||
П | ||
Пророки | ||
Р | ||
Читатель книг | ||
Правильный путь | ||
С | ||
Позор | ||
Она | ||
Шестое чувство | ||
Сонет | ||
Т | ||
Людям будущего | ||
Людям настоящего | ||
Поэту | ||
Деревья | ||
У | ||
«Под пальцами поэта…» | ||
Вт | ||
Слово |
Особая благодарность Евгению Бонверу, Тане Карштедт и Дмитрию Карштедту за предоставленный мне уникальный материал для этой страницы (то есть с их переводами известных стихов Николая Гумилева )
Николая Гумилева в Интернете: Google | Википедия
Поделиться |
«); }
Вы здесь: Главная » Русские поэты » Николай Гумилев
x
Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. Закрыть
Авторское право © 1995-2020 Стихи. Все права защищены.
Страница любителей поэзии находится на реконструкции. Пожалуйста, следите за обновлениями для новых и интересных функций.
Теперь у нас есть словарь. Попробуйте: дважды щелкните любое слово на этой странице, а затем нажмите Определение
Интерпретация мировой балладной традиции Николаем Гумилевым
Аннотация
В статье анализируется процесс интерпретации мировой балладной традиции в творчестве Николая Гумилева. Гумилева как поэта очень интересовали разные формы стихотворения, он изучал опыт мировой традиции и пытался использовать его в своем творчестве. Балладная традиция имеет в его стихах специфическую трактовку: анализ трех баллад показал, что Гумилев всегда использовал идеи света и тьмы, а его баллады посвящены пути от тьмы к свету. Этот образ соответствует инварианту мировой баллады как поэмы о мистических и необъяснимых сюжетах. Многие баллады в английской или немецкой традиции описывают взаимодействие с миром мертвецов, приход призрака в мир людей. Но Гумилев использует концепцию баллады как иллюстрацию внутренней трансформации лирического субъекта: так на пути из темного мира в светлый мир преломляется изменение в природе субъекта. Таким образом, его баллады — это всегда рассказ о внутреннем преображении — на примере его поэмы «Звездный ужас» («Звездный ужас») это преображение актуально для всего племени и соответствует историческому изменению в жизни людей ранее ХХ века.
Ключевые слова: БалладаГумилёвтрадиция
Введение
Баллада — один из самых распространенных жанров мировой литературы, поэма с сюжетом, как правило, фантастического толка (Анисимова, 2018, 2019; Куликова, 2019). Жанр баллады в русской литературе, как правило, приобретает новую актуальность и наполняется новыми чертами в критические периоды (Липовецкий, 2018; Тимофеева, 2019).
Одним из авторов баллад с особыми сюжетно-конфликтными чертами является Н. С. Гумилев. Особенно интересно изучение корпуса его баллад на фоне мировой балладной традиции и ее сюжетных особенностей.
Постановка проблемы
Исследование посвящено своеобразию баллад Н. С. Гумилева, рассмотренному через призму мировой традиции баллады и ее архетипического сюжета.
Исследовательские вопросы
Основными целями данного исследования являются:
3.1. Глядя на сюжетный инвариант и конфликт в балладах Гумилева;
3.2. Выявление их специфики на фоне мировой традиции жанра баллады;
3.3. Рассмотрение преломления жанра баллады и ее инвариантного сюжета в творчестве поэта.
Цель исследования
Целью данного исследования является обзор текстов ряда баллад Н. С. Гумилева и выделение инвариантного сюжета и конфликта баллад поэта. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задания:
Методы исследования
В качестве методов исследования мы используем системно-типологический, культурно-исторический и сравнительно-исторический методы. Для анализа балладных текстов используется как мифологическая интерпретация, так и, при необходимости, биографический комментарий.
Находки
К характерным чертам жанра баллады как произведения, сочетающего лирическое и эпическое начало, можно отнести: внеисторичность, приукрашивание исторических событий, отсутствие прямой авторской оценки, отождествление автора с лирическим героем, отсутствие конкретной бытовые подробности, отсутствие иронического тона в повествовании (Александровская, 2001). Исходя из этих вех жанра, балладу следует считать поэтическим произведением с фантастическим или мистическим сюжетом, погруженным в условное пространство – вневременное, внегеографическое, при этом балладе чужда установка на ироническую оценку событий. В то же время авторы, обратившие внимание на жанр баллады, часто имеют в своем творчестве определенный архетипический сюжет, характерный для большинства баллад.). Например, в своих переводах и оригинальных балладах В. А. Жуковский часто использует сюжет «встречи с мертвыми»: в различных вариантах выходец из потустороннего мира взаимодействует с живым, преследуя убийцу («Уорвик», « Алина и Алсим» и др. ) или приходящие за живыми, чтобы забрать его в мир мертвых («Людмила», «Ленора» и др.).
Интерес к балладе проявился и в творчестве Н. С. Гумилева, обращавшегося к балладам как в ранний, так и в более зрелый периоды своего творчества. Помимо переводных произведений, сам автор определяет как «баллады» два своих произведения: поэму о пяти конях Люцифера и поэму «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…», написанную в 19 г.10. Первая существует в двух редакциях: первая редакция этой баллады вошла в поэму «Сказка о королях» (сборник «Путь конкистадоров», 1905 г.), вторая редакция появилась как самостоятельное произведение в « Романтические цветы» (1908).
Сюжет баллады в обоих случаях таков: герой получил в подарок от Люцифера кольцо, наделившее его сверхъестественными способностями, но отдал его «Лунной Деве», «за неправильный оттенок рассеянного косы», а после этого Люцифер насмешливо подарил лирическому герою шестого коня, «и имя ему было Отчаяние». В первом издании баллады упоминаются мифические существа из европейской мифологии – фея и карлик:
Мне принесли вино – реактивный огонь
Фея гор и доминирующий фиолетовый гном,
Я видел, как солнце освещало меня
Сияющий, как рубин на золотом кольце
Однако во втором издании мы не находим этих персонажей: изменяя текст, Гумилев делает его более «вневременным». Основным конфликтом текста баллады является конфликт света и тьмы: Люцифер (дословно «несущий свет») дарит герою дар, позволяющий ему оставаться в освещенном пространстве. В окончательном варианте баллады лирический герой, обретя дар, «увидел юный лик неба». Он осознает, что «для меня зажглось солнце», тогда его скитания продолжаются «много звездных ночей, много огненных дней» — он постоянно пребывает в пространстве света, и приведенная выше фраза «солнце зажглось для меня» также сохраняется в окончательной версии. Лирический герой получает от Люцифера своеобразный ключ к миру света, кольцо, позволяющее ему оставаться в освещенном пространстве и управлять миром света. Однако в дальнейшем он дарит это кольцо «Деве Луны» — Луна не имеет собственного источника света, ее свет — лишь отражение света Солнца. После этого с героем происходит следующее:
И смеяться надо мной, презирая меня
Люцифер распахнул врата во тьму
Люцифер подарил мне шестую лошадь —
И имя ему было Отчаяние.
Из света герой уходит во тьму, так как добровольно отказался от драгоценного дара. В первой редакции баллады вместо «Я открыл врата во тьму» говорится «Люцифер засунул мне глаза во тьму» — то есть лишил героя возможности видеть свет, а в окончательной версии сам герой погружается во тьму, падая из освещенного пространства во тьму. В этот момент происходит отсылка к мифу о Фаэтоне – потеряв способность управлять колесницей Солнца, он также оказался погруженным во тьму. Однако герой Гумилева — не Фаэтон, он не теряет своих коней, а падает с ними во тьму, при этом у него появляется дополнительный, шестой, конь — отчаяние.
Контекст первой редакции баллады таков: баллада – это песня, которую «темный всадник» поет для собравшихся в замке королей, предупреждая их о желании искать неведомую деву. Однако его баллада имеет прямо противоположный эффект: короли, не слыша предупреждения, восклицают:
Но они вместе закричали
Облегчение боли в груди:
«Путь к неизвестной невесте»
Наш единственный верный путь.
Наши миски полны влаги,
Так слейте их на дно
Дева Мира будет наша
Он должен быть нашим!
При этом из контекста не уточняется, одно и то же существо имеется в виду: всадник сказал, что дал драгоценный дар Деве Луны, и цари собрались в поход за Девой Мира . История о всаднике либо представляет собой предупреждение о том, что не следует гнаться за любовью, теряя силу. Далее по сюжету поэмы цари находят Деву Земли и умирают, а вся власть в государстве остается за горбуном-мажордомом.
Поэма «Повесть о царях» написана молодым Гумилевым в 1905 году, и можно предположить, что поиски царями некой Богородицы (в тексте речь идет о Деве Луны, Деве Земли и Дева Мира, и общим для всех этих имен является только слово «Богородица») — аллегория, описывающая поиски вечной женственности в русской философии и поэзии Серебряного века (Мазина, 2009, с. 154). Кроме того, в образе Богородицы-Луны, которой всадник дарит перстень с рубином, угадываются сложные отношения поэта с возлюбленной Анной Ахматовой, с которой он был уже знаком на момент написания» Сказка о королях».
Вторая редакция баллады сохраняет все ключевые образы поэмы, но акцентирует внимание на вневременном, универсальном контексте произведения: герой уже не рассказывает свою историю в назидание царям, не взаимодействует с персонажами европейской мифология. Сюжет о подаренном девушке кольце с рубином впоследствии получает своеобразное продолжение в тексте стихотворения «Кольцо» из сборника «Огненный столп»: девушка роняет кольцо с рубином, подаренное ей женихом.
Второй текст, обозначенный автором как баллада, «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…», был подарен Ахматовой в день их свадьбы, 25 апреля 1910 г. (Чабан, 2014). В этой балладе нет четкого сюжета – она достаточно близка к первоначальному пониманию жанра баллады как песни, сопровождающей танец (Филатов, 2018). В балладе 1910 года Гумилёв использует рефрен: каждая строфа заканчивается словами «блеснет сияние розового рая», а текст является своеобразным откликом на первую балладу: если в тексте о Люцифере упоминается свержение со света к мраку, то в балладе «Влюбленные, чья печаль подобна облакам. ..» все помещается в пространство света. Первая строфа и вовсе ставит вопрос перед ищущими свет влюбленными — место, где «сердце горит не горя», «блескает сияние розового рая». Свет в этом тексте противопоставлен не тьме, а огню: во второй строфе лирический герой сообщает, что нашел то, что ищут печальные влюбленные и задумчивые дамы, — а в старом мире «вдали горит ложный храм , / где я молился о тенях и словах. Символом райской страны, в которую он попал, найдя то, что искал, становится полдень и свет: «А в полдень, пьяный запахом жвачки, / красные медведи кувыркаются». Огонь остается в «том», старый мир, жизнь до роковой находки, а свет становится символом нового мира.Момент открытия представлен через образ из античной мифологии:
Вот и нашел, и песня моя легкая,
Как память о давно ушедшем бреду,
Куда меня взяла могучая рука,
Уже летели к дрожащей Андромеде
Персей в кольчуге из горящей меди.
Персей уже прилетел к Андромеде — то есть уже произошло спасение, его кольчуга — от «горящей» меди — скорее всего, горела не медь в прямом смысле, а отраженное сияние металла. Это изображение также является отсылкой к дню свадьбы — Персей женился на Андромеде. Сопровождающий балладу «месседж» — последняя укороченная строфа, заканчивающаяся стандартным припевом, тем не менее — «воссияет сияние розового рая», ясно указывает на то, что лирический герой нашел свою любовь, ту деву, которая погрузила его в рай:
Тебе, подруга, я подарю эту песню,
Я всегда верил в твои шаги
Когда ты вел, нежно и наказывая,
Ты знал все, ты знал это для нас
Вспыхивает сияние розового рая.
Впоследствии этот текст был включен автором в сборник «Чужое небо», о котором Ахматова говорит: «Самым страшным я становлюсь в «Чужом небе» (1912), когда я по существу близка (Маргарита, находящаяся в любовь с Мефистофелем, женщина-вамп в углу, Фанни с адским зверем у ног, просто отравительница, киевская ведьма с Лысой горы…). Идет бой со мной! Борьба не на жизнь, а на смерть!» (Чабан, 2014). В свете вышеизложенного перекликается сюжет двух баллад – лирический герой нашел возлюбленную, но общение с ней повергло его в отчаяние. Герой Персей спасает героиню Андромеду из «змеиного логова», но брак между ними, обещавший «сияние розового рая», оказался несчастливым.
Анализируя жанр баллады в поздней лирике Н. С. Гумилева, И. В. Петров отмечает, что «Новаторство Гумилева в осмыслении конструктивных принципов баллады состоит в том, что эта жанровая форма в его лирике оказалась своеобразной и очень удобная модель, позволяющая художественно воплотить отношения человека с темными, потусторонними силами. Отношение героя Гумилева к хаосу – это, в отличие от традиции, не страх и ужас, а мужественное заклятие. Это отношение определяется даже не гармонизацией поэтической формы («изгнание хаоса», по выражению В. М. Жирмунского), а созданием такой диалогической структуры, опираясь на которую герой вновь обретает свою устойчивую устойчивые константы в пространстве темных хаотических сил, осмысленных балладой» (Петров, 1998). К числу стихотворений позднего периода творчества поэта относится, в частности, «Звездный ужас», герои которого совершают движение, противоположное вектору лирического героя первой баллады – из мрака они выходят на свет.
«Звездный ужас» — стихотворение, завершающее последний сборник Гумилева «Огненный столп», описывает аллегорическое движение целого племени от незнания к знанию, от страха к принятию (Куликова, 2015, 2017). Подобно балладе «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…», здесь свет сменяет пламя:
Девушку положили на камень,
Плоский черный камень, на котором
Священный огонь все еще горел,
Погас во время беспорядков.
…
«Нет, — сказала она, — это не цветы»,
Это просто золотые пальцы
…
И показать, что получилось
Что происходит и что будет.
Героиня стихотворения впервые смотрит на свет звезд, и для этого ей пришлось лечь на то место, где горело пламя. Целое племя, никогда в жизни не видевшее неба, смотрит на небо и прощается с прошлой жизнью, и образ полудня и света, но не пламени, вновь становится символом их обновления:
и вот как все племя
Умер, и пел, и пел, и пел,
Как жаворонок в жаркий полдень.
«Звездный ужас», по И. В. Петрову, — трансформация жанра баллады; однако основные черты обозначенного выше жанра сохраняются: поэма имеет сюжет, связанный с мистическим миром, действие погружено в условный мир, не имеющий конкретной временной или пространственной привязки, отсутствует авторская оценка происходящего. происходит. События описываются глазами героев: старика, наблюдающего за преображением своего племени, и его соплеменников, переживающих момент перехода от тьмы к свету.
Заключение
Творчество Н. С. Гумилева включает довольно большое количество стихотворений, которые принято считать балладами или заимствовать жанровые черты европейских и русских баллад, как фольклорных, так и литературных (Кихней, 2017). В рамках данного исследования рассматриваются три стихотворения. Первые две обозначены самим автором как баллады («Пять лошадей подарили мне моего друга Люцифера…», «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…»), а третья сохраняет основные мирообразующие категории баллады и генетическая связь с балладной традицией («Звездный ужас»). Общими для всех трех текстов являются мотивы тьмы, света и пламени – в первой балладе герой теряет право оставаться в мире света из-за любви. Вторая баллада, написанная Гумилевым в день их свадьбы с Ахматовой, побеждает героя мира, обретающего «розовый рай», в котором свет не соединяется с пламенем. В обоих случаях баллады обращаются к взаимодействию со сверхъестественным миром: в первой балладе Люцифер дарит герою кольцо, во втором — герой находит то, что искал, попадая в некий Элизиум, идеальный мир. Его путь, кажется, закончен, он нашел то, что искал. Баллады в позднем творчестве Гумилева по-иному обыгрывают мотивы света, тьмы и огня: свет становится символом знания, тьма становится символом невежества. Так, в фантасмагорической балладе «Звездный ужас» ритуальное пламя очага заменено светом звезд, указывающим на судьбу племени.
Каталожные номера
- Александровская, М. А. (2001). Русская баллада XVIII века. Поэтика жанра [Русская баллада XVIII века. Поэтика жанра. В «Проблемах поэтики русской литературы» (стр. 14-22). МПГУ.
- Анисимова Э. Э. (2018). «До знакомого голоса был…» жанровый архетип баллады в историческом контексте: самозванство. Вестник Томского государственного университета, 53, 143-163. DOI:
- Анисимова Э. Э. (2019). Жанровая модель баллады: к постановке проблемы. Вестник Томского государственного университета, 61, 193-205. DOI:
- Чабан, А. (2014). Ахматова и Гумилев: от брака до развода. https://arzamas.academy/materials/311
- Филатов А.В. (2018). Миф об Адаме в лирике Н.С. Гумилевой [Миф об Адаме на стихи Н.С. Гумилев]. Studia Literarum, 3(4), 170-183. DOI:
- Кихней, Л. Г. (2017). Под знаком акмеизма. Избранные статьи [Под знаком акмеизма. Собрание сочинений]. Азбуковник.
- Куликова Е. Ю. (2017). О магистральных и маргинальных путях русской поэзии: «чужие звезды» Николая Гумилева и Павла Булыгина. Критика и семиотика, 2, 146-164.
- Куликова Е.Ю. (2019). Немецкое и французское в балладе «сне» Осипа Мандельштама «На Высоком Перевале…». Сибирский филологический журнал, 3, 121-130. DOI:
- Куликова Е.Ю. (2015). «Я заблудился навеки…»: «сюрреализм» Н. Гумилева и А. Рембо [«Я потерян навсегда…»: сюрреализм в творчестве Н. Гумилева и А. Рембо]. Сибирский филологический журнал, 3, 130-139.
- Липовецкий М. Н. (2018). Неоромантизм в русской поэзии XX–XXI веков: смысл и границы понятия. Филологический класс [Филологический класс], 1, 13-18. DOI:
- Мазина, Э. И. (2009). Вечная Женственность как главная идея русской софиологии. https://cyberleninka.ru/article/n/vechnaya-zhenstvennost-kak-glavnaya-ideya-russkoy-sofiologii