Гуманизм за альпами 7 класс: Trojden | Гуманизм за Альпами: Дмитриева О. В.

Trojden | Гуманизм за Альпами: Дмитриева О. В.

За пределами Италии гуманизм обрел новые черты. Хотя вся образованная Европа вслед за итальянцами боготворила античность, в Германии, Нидерландах или Англии приобщиться к ней было труднее. Следы римского прошлого были здесь неглубоки, поскольку в древности этот регион принадлежал к «варварскому» миру. Это отразилось на увлечениях гуманистов северных стран — они с большим интересом относились и к истории германских народов, и к средневековой истории вообще. (В особенности это было свойственно немецким гуманистам. Их также отличало резко критическое отношение к римской курии, монашеству и католической церкви в целом, что было несвойственно итальянцам.)

Эразм Роттердамский. Гравюра А. Дюрера

Философия северного Возрождения также заметно отличалась от идей, присущих гуманизму Италии. Самым авторитетным ученым в заальпийской Европе был уроженец Нидерландов Эразм Роттердамский (1469—1536).

Он подолгу жил и работал в Германии, Франции, Англии, Нидерландах и Швейцарии.

Эразм находился под влиянием классического итальянского гуманизма. В то же время он сохранил более глубокую связь с христианским вероучением, которое он трактовал очень вольно.

Ученый утверждал, что суть веры заключается не в мелочном соблюдении обрядов, а в истинном следовании духу учения и моральным заповедям Христа. Иисуса Христа он воспринимал как светлого, милостивого и радостного Бога, которому человек во многом подобен, ибо наделен свободной волей и высоким разумом.

Обладавший очень живым умом и острым языком, Эразм едко критиковал теологов-схоластов в своих эпиграммах и сатирах. Самым популярным из его сатирических произведений была «Похвала Глупости», в которой он доказывал, что глупости не чужды все, в том числе и теологи, и прелаты церкви, и сам папа.

Республика ученых. Эразм называл себя «гражданином мира». Постоянно переезжая с места на место в поисках лучших условий для работы, он повсюду встречал единомышленников среди ученых, писателей и книгоиздателей.

Он назвал этот интернациональный круг интеллектуалов «республикой ученых». Лучших друзей среди них он обрел в Англии, где познакомился с английским гуманистом Т. Мором.

Глупость, вещающая с кафедры

Томас Mop. Художник Г. Гольбейн Младший

Т. Мор: раздумья об идеальном обществе.

Томас Мор (1478—1535) был видным лондонским юристом, избирался в парламент и даже был спикером палаты общин (в этой роли он прославился тем, что впервые в истории попросил у короля свободы слова для депутатов, обсуждавших положение дел в королевстве). Вершиной его карьеры стала должность канцлера Англии. Мало кто лучше его представлял себе проблемы, стоявшие перед государством, и видел больше несправедливости и человеческих страданий.

Результатом его раздумий о современном обществе стала изданная в 1516 году «Золотая книжечка, сколь полезная, столь и приятная… об острове, именуемом Утопией» или попросту «Утопия» (в переводе с греческого Нигдея, то есть не существующая земля).

По признанию Мора, он написал ее полушутя, поощряемый к этому Эразмом. В «Утопии» он нарисовал яркую картину жестоких порядков, царивших в Англии, а затем поведал о прекрасном острове, где все было идеально, поскольку там не существовало частной собственности и угнетения. Все его жители трудились и владели имуществом сообща, это исключало жадность, неравенство и эксплуатацию. В то же время в Утопии не было примитивного уравнения всех и вся. Ее граждане посвящали труду лишь шесть часов в день, а остальное время отдавали наукам, искусству, спорту, веселым пирам и разнообразным удовольствиям.

Утопия была миром гармонично развитых людей, разумных и оттого умеренных в потреблении. В идеальном обществе Мора царила религиозная терпимость, а управляли им самые одаренные из ученых, знаком власти которых вместо королевской короны был пучок колосьев.

Остров Утопия. Иллюстрация к изданию 1518 г.

«Утопия» положила начало новому жанру в европейской литературе. Скоро у Мора появилось множество последователей, предлагавших самые разные рецепты человеческого счастья и общественного процветания.

Появление утопических проектов означало, что гуманисты XVI века размышляли не только о природе отдельно взятой личности, но стремились осмыслить законы развития общества, обобщая весь предшествующий опыт, накопленный античной и средневековой политической мыслью.

ПОДРОБНОСТИ

Существует легенда о встрече Эразма и Томаса Мора на балу у лорд-мэра Лондона. Столкнувшись в толпе, два незнакомца, которые знали друг о друге понаслышке, разговорились, наслаждаясь превосходной латынью и тонким чувством юмора собеседника. В конце концов восхищенный Эразм воскликнул: «Ты или Бог, или дьявол, или Томас Мор!» Мор же ответил: «А ты — или дьявол, или Бог, или мой Эразм».

ДОКУМЕНТ

ИЗ «УТОПИИ» Т. МОРА:

При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах <. ..> Все эти люди совершенно ничего не делают <…> Жизнь их протекает среди блеска и роскоши, проводят они ее в праздности и бесполезных занятиях <…> С другой стороны <…> людей угнетает в настоящем бесплодный, безвыгодный труд и убивает мысль о нищенской старости <…> Я убежден, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность.

1. Как вы думаете, почему взгляды Эразма называют «христианским гуманизмом»?

2. Какие новые проблемы затрагивали в своем творчестве гуманисты Северной Европы?

3. На каких принципах устроено идеальное общество в «Утопии»? Докажите, что эта картина нарисована именно гуманистом.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница