Гуманистические идеи в творчестве Эразма Роттердамского. Практическое занятие — Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Дьячков
Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Дьячков — Новая программа
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
Каким были европейское общество и католическая церковь в период Возрождения, накануне Реформации? Об этом убедительно рассказывает современник и очевидец, выдающийся мыслитель Эразм Роттердамский. Объединившись в группы, мы познакомимся с европейским обществом того времени с точки зрения… «Глупости».
Рис. 1. Эразм Роттердамский. Художник Ганс Гольбейн (Младший). XVI в.
1. «Князь гуманистов».
«Князь гуманистов» — именно так называли известного богослова и филолога Дезидерия Эразма, к имени которого по месту рождения было добавлено Роттердамский (1466—1536) (рис. 1). Нелегкая судьба Эразма помогла ему познать жизнь европейских стран и католической церкви со всех сторон. Он рано осиротел и несколько лет провел в августинском монастыре, стал священником. Эразм изучал богословие в Париже, служил секретарем у епископа французского города Камбре. Он много путешествовал, жил и работал в Нидерландах, Италии, Германии, Швейцарии, читал лекции в Оксфордском университете. В Англии познакомился и сдружился с гуманистом Томасом Мором.
Эразм Роттердамский в совершенстве владел древнегреческим и латинским языками. Однако в историю Европы он вошел именно как величайший гуманист эпохи Ренессанса. Эразм не поддерживал идеи Реформации и был активным противником Лютера. При этом он резко критиковал католическую церковь, считая, что Вселенскую церковь и папскую власть можно исправить.
Для этого необходимо вернуться к истокам христианского вероучения.
Эразм Роттердамский — выдающийся гуманист Северного Возрождения, борец за чистоту католической церкви.
2. «Похвала Глупости».
Эразм Роттердамский создал много трудов по богословию, филологии, педагогике. Однако наибольшую популярность получило произведение, написанное «в дороге». В 1509 г., путешествуя из Италии в Англию, Эразм написал сатирический памфлет «Похвальное слово Глупости» («Похвала Глупости») и посвятил его своему другу Т. Мору (рис. 2). В своем небольшом шуточном сочинении Эразм едко высмеял человеческие пороки. Еще до начала Реформации он выступил с критикой современного европейского общества, феодальных сословий и католической церкви. «Похвала Глупости» вошла в историю мировой литературы, гуманизма и Возрождения. Только при жизни автора ее переиздавали десятки раз. Сейчас это произведение переведено на все европейские языки.
♦ Рис. 2. Страница из «Похвального слова Глупости» с рисунком Ганса Гольбейна (Младшего). 1515 г.
В своем сочинении Эразм Роттердамский утверждал, что миром правит богиня Глупость. Только этим можно объяснить господствующую в мире несправедливость, жестокость и безразличие правителей к людям, невежество и жадность духовенства, нищету народа.
Почему «Похвала»? Так ведь Глупость хвалит себя сама, что неразумно. Во время своего выступления перед публикой богиня Глупость характеризует те слои населения Европы, которые ей поклоняются.
Кого Эразм Роттердамский считал главными «почитателями» Глупости?
ИЗ «ПОХВАЛЫ ГЛУПОСТИ» ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО
Короли и вельможи
А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, ворами, убийцами, глупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными отбросами общества, но отнюдь не просвещенными философами.
Кто взял в свои руки кормило правления, тот обязан помышлять лишь об общественных, а отнюдь не о частных своих делах, не отступать ни на вершок от законов, следить постоянно за неподкупностью должностных лиц и судей… Пороки простых людей губительны для немногих, но государь поставлен так высоко, что если он позволит себе хотя бы малейшее уклонение от путей чести, то бесчестие тотчас же, словно чума, распространяется среди его подданных.
♦ Рис. 3. Княжеский замок-дворец в Мекленбурге (Германия). Современный вид.
…Государи возлагают все заботы на богов, а сами живут в довольстве и веселии и допускают к себе только тех людей, которые привыкли говорить лишь приятные вещи. Они уверены, что честно исполняют свой монарший долг, если усердно охотятся, разводят породистых жеребцов, продают должности и чины и каждый день измышляют новые способы набивать свою казну…
Теперь вообразите себе человека, невежественного в законах… преследующего единственно свои личные выгоды… ненавистника учености, ненавистника истины и свободы, менее всего помышляющего о процветании государства, но все меряющего меркой собственных доходов и интересов. Наденьте на такого человека золотую цепь, возложите ему на голову корону, усыпанную дорогими каменьями, вручите ему скипетр, символ правосудия, знаменующий возвышенную любовь к отечеству.
А что сказать о придворных вельможах? Они украшают себя золотом, дорогими каменьями, пурпуром и другими внешними знаками, а доблесть и мудрость они целиком уступают другим людям. Для счастья им хватает того, что они могут называть короля своим господином, свидетельствовать ему свое почтение…
Спят они до полудня; наемный поп стоит наготове возле постели и, лишь только господин проснется, тотчас же наспех пробормочет молитву. Сразу после завтрака подают обед. Потом игры в кости, бирюльки, скоморохи, забавы и потехи… Затем наступает время ужина, за которым следует пьяный банкет. Таким образом, без малейший скуки проходят часы, дни, месяцы, годы, века.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Кто был заинтересован в войнах, которые постоянно вели между собой европейские государи? 2. Почему Эразм Роттердамский считал, что грехи простых людей менее опасны для общества, чем грехи правителей? 3. Как Глупость характеризует государственную деятельность немецких правителей и придворных вельмож? 4. Используя отрывок из текста произведения, составьте «портрет» немецкого короля. 5. Как Глупость описывает распорядок дня придворного вельможи? 6*. Как вы считаете, почему Глупость в своей речи не упоминает императора Священной Римской империи? 7*. По итогам обсуждения сделайте вывод о том, что должен сделать честный правитель, чтобы его страна покинула царство Глупости.
♦ Рис. 4. Монахи на городской улице. В начале XVI в. число монахов в европейских странах превышало допустимые пределы. Разгон монастырей был неминуем.
Богословы и монахи
Богословы толкуют и объясняют тайны жизни и вероучения: им известно, по какому плану создан и устроен мир… Они ищут ответ на другие, воистину достойные вопросы: может ли Бог превратиться в женщину, дьявола, осла, тыкву или камень? А если бы он действительно превратился в тыкву, могла ли эта тыква проповедовать, творить чудеса, принять крестную муку? Что случилось бы, если бы Святой Петр отслужил обедню в то время, когда тело Христово висело на кресте? Можно ли сказать, что Христос еще оставался тогда человеком?
…Профессора наши донельзя собой довольны. Пустословя в университетах, мнят они, будто размышлениями своими поддерживают готовую рухнуть Вселенскую церковь.
К богословам по благополучию своему всего ближе благочестивые монахи-пустынножители, хотя это прозвище нисколько им не пристало. Большинство из них далеко от всякого благочестия. Именно «пустынножители» чаще, чем кто-либо, встречаются вам во всех модных местах (рис. 4).
…Простые люди их ненавидят, и даже случайная встреча с монахом считается плохой приметой. Между тем монахи полностью собой довольны. Во-первых, они уверены, что высшее благочестие состоит в строжайшем воздержании от всех наук и лучше всего вовсе не знать грамоты. Поэтому, читая в церквях ослиными голосами непонятные им псалмы, они убеждены, что услаждают святых. Иные из них бахвалятся своим неряшеством и попрошайничеством. Требуя милостыню, они поднимают страшный шум, назойливо толпятся в постоялых дворах, заполняют повозки и корабли — к немалому ущербу для прочих нищих. Своей грязью, невежеством, грубостью и бесстыдством эти милые люди, по их собственному желанию, уподобляются апостолам (рис. 5).
♦ Рис. 5. Торговля индульгенциями. Сатирическая гравюра XVI в.
«Христианское смирение»
Вскоре после первой публикации «Похвального слова Глупости» монахи начали преследование Эразма Роттердамского. По прошествии времени его книга была включена в «Индекс запрещенных книг». Переводчик «Похвалы» на французский язык закончил свою жизнь на костре.
Однако всего усерднее пекутся они о том, чтобы не быть похожими друг на друга. Не в том, чтобы возможно больше уподобиться Христу, их цель, а в том, чтобы сильнее отличаться от монахов других орденов. Немалую утеху находят они также и в своих названиях: «бенедиктинцы», «бернардинцы», «августинцы»… как будто недостаточно называться просто христианами.
Вопросы для обсуждения
1. Можно ли считать, что богословы того времени действительно изучали и толковали «слово и закон Божий»? 2. Как связаны с реальной жизнью и вероисповеданием проблемы, обсуждаемые богословами? 3. Какую роль отводили себе богословы в жизни католической церкви? 4. Как Глупость оценивает значение монахов-пустынножителей в жизни людей и церкви? 5. Могли ли странствующие монахи и монахи-пустынножители исправить характер простых верующих, наставить их «на путь истинный»? 6*. Можно ли утверждать, что Эразм Роттердамский, прикрываясь «Глупостью», считал монахов «лишними людьми» в католической церкви?
♦ Рис. 6. Папа Римский времен Реформации. Карикатура XVI в.
Кардиналы, епископы, папы
Папы, кардиналы и епископы не только соперничают с государями в пышности, но иногда и превосходят их. Они заботятся только о себе, возлагая заботу о прихожанах либо на самого Христа, либо на странствующих монахов… И не вспомнит никто, что само слово «епископ» означает труд, заботу и прилежание.
А верховные первосвященники, которые заступают место самого Христа? Если бы они попробовали подражать его жизни, а именно бедности, труду, учительству, крестной смерти, презрению к жизни. .. Кто стал бы добиваться этого места любой ценой или, однажды добившись, решился бы отстаивать его посредством меча, яда и насилия? Что осталось бы тогда от всех этих богатств, почестей, владычества, побед, должностей, сборов, индульгенций, коней, мулов, телохранителей, наслаждений?
Их место заняли бы бдения, посты, слезы, проповеди, молитвенное собрание, ученые занятия, покаянные вздохи и тысяча других таких же горестных тягот.
Папа-воин
Более трех лет Эразм прожил в Италии. Однажды он стал свидетелем того, как Папа Римский Юлий II в доспехах в сопровождении кардиналов величественно въехал в город после очередной победы над своим неприятелем. Для этого «торжественного события» специально пробили брешь в стене. Так христианский первосвященник подражал римским императорам-язычникам, что не пристало особе в сане наместника Христа. Это зрелище вызвало у Эразма скорбь и отвращение.
Не следует также забывать об участи многочисленных чиновников, переписчиков, нотариусов, адвокатов, секретарей, погонщиков мулов, конюших, банкиров, менял. .. Вообще вся эта толпа, которая «украшает» римский престол, была бы обречена на голод.
Вопросы для обсуждения
1. Что общего нашла Глупость между правителями, придворными вельможами, кардиналами и епископами? 2. Каким должна быть жизнь римского первосвященника, с точки зрения Эразма? 3. Что высмеивает Глупость в деятельности римских пап?
«Похвальное слово Глупости» пользовалось огромным успехом у современников. Написанное на латыни произведение стало настольной книгой европейских интеллектуалов, гуманистов, сторонников и противников Реформации. До нашего времени сохранились десять томов научно-литературного наследия Эразма Роттердамского, но только «Похвальное слово Глупости» и сегодня остается самым популярным произведением великого гуманиста.
Вопросы и задания
1. В начале XVIII в. произведение Эразма Роттердамского очередной раз было опубликовано во Франции под названием «»Похвальное слово Глупости» — произведение, которое правдиво представляет, как человек из-за глупости потерял свой облик, и в приятной форме показывает, как вновь обрести здравый смысл и разум». Согласны ли вы с подобным названием? Свое мнение обоснуйте. 2. Объясните, почему в Европе стала популярна поговорка «Кто плохо говорит об Эразме — тот или монах, или осел». 3*. Какие гуманистические идеи прославляет Эразм Роттердамский в «Похвальном слове Глупости»?
Попередня
СторінкаНаступна
СторінкаЗміст
Эразм Роттердамский как гуманист — Русская историческая библиотека
читайте также статью Эразм Роттердамский – краткая биография
К числу самых известных фигур западноевропейского гуманизма относится Эразм Роттердамский (1466-1536), соединявший, впрочем, со своими светскими, занятиями и богословские, внося, однако, в последние дух нового образования и выступая, как противник схоластики и монашества.
Если в ком искать среди гуманистов проявления индивидуализма, составляющего основную черту гуманистических стремлений, то одним из наиболее видных представителей развитого личного начала в области духовной культуры будет всегда признаваться Эразм.
Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523
Источник изображения
Эразм Роттердамский был родом из Голландии, но он так много путешествовал и проживал столь долго в разных странах – в Германии и Швейцарии, во Франции и Англии, а также и в Италии, куда тянуло каждого гуманиста. Как это обстоятельство, так и выдающееся положение Эразма среди гуманистов всех народов, его литературная слава, его индивидуалистический космополитизм, позволявший ему давать такую постановку всем вопросам, которых он касался, что в его к ним отношении не было ничего такого, что могло бы специально интересовать только одну какую-либо нацию, – все это делало из Эразма человека, возвышавшегося над национальными рамками и представлявшего умственные и общественные интересы всей Западной Европы. Такому его положению соответствовал и тот почет, какой ему оказывали и сильные мира в разных странах, и разноплеменные гуманисты, и тот прием, какой встречали его сочинения, написанные легким стилем;с большим остроумием и о вещах, способных заинтересовать всякого образованного человека. Со славою первостепенного гуманиста Эразм Роттердамский соединял и известность богослова, основанную на его многочисленных трудах по изданиям, переводам и комментирование священных книг. Перед Эразмом заискивали высокопоставленные современники. Они делали ему заманчивые приглашения, вступали с ним в переписку, так как его сочинения не только страшно читались, но и переводились на другие языки. Чтобы дать понятие о необыкновенной популярности Эразма Роттердамского, достаточно указать на два факта. Когда вышла в свет (1510 г.) «Похвала Глупости», достаточно было нескольких месяцев, чтобы расхватали семь изданий этой знаменитой сатиры, а осуждение Сорбонной написанных Эразмом «Colloquia» не помешало издателю выпустить 25 изданий этой книги – и даже содействовало ему в этом.
Обстоятельства жизни сделали из Эразма Роттердамского врага монашества. Отец его был клирик по принуждению, разлученный со своею возлюбленною, матерью Эразма, и он остался круглым сиротой по смерти своих родителей. Мальчиком он был упрятан своими опекунами в монастырь после того, как он уже успел вкусить гуманистической науки в Девентере. Монахи склоняли Эразма принять посвящение, но он упорно отказывался; оставив этот монастырь, он весьма скоро попал после этого в другой, и в общей сложности он провел в монастырях около восьми лет и, как очевидец, хорошо изучил их быт. Затем он попал на время в Париж, где учился, страшно бедствуя, а оттуда в Лондон: в обоих этих городах Эразм сближался с гуманистами. Первый обширный труд Эразма Роттердамского вышел в свет в 1500 г.: это были «Adagia», книга знаменитых изречений с собственными его комментариями, громадный сборник отдельных мыслей, взятых у разных древних классиков, остроумных рассуждений самого Эразма, сатирических эпизодов, в которых он проявил свою тонкую наблюдательность, живое отношение к современности, большую изобретательность и свою скептическую иронию вместе с громадною начитанностью в древних писателях и умением пользоваться их литературным наследием для выражения собственного оригинального миросозерцания.
Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523
«Adagia» сразу сделали Эразма перворазрядною знаменитостью, так что, когда он вскоре после этого поехал в Италию, а потом в Англию, то встретил почетный прием и со стороны папы, и со стороны английского короля Генриха VIII. К этому времени относится «Похвала Глупости», главное сатирическое произведение не только самого Эразма, но и всей гуманистической эпохи. Эразм был большой почитатель Лукиана Самосатского, называемого Вольтером II века нашей эры, да и самому ему в высшей степени давалась легкая манера и остроумие этого греческого писателя. Настоящее заглавие сатиры Μωρίας έγκώμιον: Мория, т. е. глупость, или вернее нелепость произносит сама себе панегирик, изображая себя владычицей мира, что дает Эразму возможность выразить в сатирической форме свое отношение к современности; нам еще придется вернуться к этому произведению знаменитого гуманиста. Через четырнадцать лет последовали его «Разговоры» (Colloquia), написанные Эразмом Роттердамским в том же остроумном и насмешливом роде сатирической публицистики, но это было уже в реформационную эпоху, когда между ним и энергичным Лютером произошло неприятное для гуманиста столкновение. Эразм является вообще принципиальным противником средневековой культуры. В «Adagi’aх» он называет всю эпоху, когда классическая древность была в забвении, временами мрака, невежества и софистики. «Пусть, писал он, например, пусть мне назовут доминиканца или кордельера, которого можно было бы сравнить с Фокионом или Аристидом». «Vix mihi tempero, – признается он еще, – quin dicam: Sancte Socrates, ora pro nobis». Но увлекаясь античною образованностью, Эразм Роттердамский вооружался против восстановления язычества, которое ему виделось в итальянском гуманизме, и он сумел осмеять в своем «Цицеронианце» завзятых классиков, педантически поклонявшихся стилю римского оратора Цицерона: Вот одна его остроумная шутка: Decem jam annos aetatem trivi in Cicerone, – восклицает подобный цицеронианец, а эхо ему отвечает, передавая мысль самого Эразма: όνε! (аел)!
Та общеевропейская слава, какой достиг Эразм Роттердамский, соединявший в себе самые характерные черты гуманизма, популярность его сочинений и появление множества представителей нового образования во всех главных западноевропейских странах на рубеже XV и XVI веков указывает на то, что к этому времени гуманистическое движение, зародившееся полутора веками ранее в Италии сделалось заметным историческим фактором и вне Италии, вышедши из тесной сферы школ, ученых кабинетов и библиотек на более широкую арену общественной жизни, и рейхлиновский спор, начавшийся вслед за появлением «Похвалы Глупости» и принявший размеры целого события, только указывает на то, что в борьбе гуманистов со схоластиками шла борьба между уходящей средневековою образованностью и просвещением нового времени.
Литература
Дюран де Лор. Эразм Роттердамский, предшественник и вдохновитель современной духовности
Фежер. Эразм Ротердамский. Этюд о его жизни и трудах
Эразмус | Западная цивилизация
Цель обучения
- Описать Эразма и его связь с эпохой Возрождения
Ключевые моменты
- Эразм был голландским гуманистом эпохи Возрождения, католическим священником, социальным критиком, учителем и теологом, известным как «Принц гуманистов» за его влиятельные исследования и труды.
- Эразм жил на фоне нарастающей в Европе религиозной Реформации, но хотя он критически относился к злоупотреблениям внутри католической церкви и призывал к реформам, он держался в стороне от Лютера и продолжал признавать авторитет папы.
- В «Справочнике христианского солдата» Эразм излагает взгляды на нормальную христианскую жизнь и критикует формализм, следуя движениям традиции, не понимая их основы в учениях Христа.
- Одна из самых известных работ Эразма — «Похвала глупости », сатирическая атака на суеверия и другие традиции европейского общества в целом и западной церкви в частности.
Условия
Эразм Роттердамский, или просто Эразм, был голландским гуманистом эпохи Возрождения, католическим священником, социальным критиком, учителем и теологом.
Эразм был ученым-классиком и писал чистым латинским стилем. Среди гуманистов он пользовался прозвищем «князь гуманистов» и был назван «венцом славы христианских гуманистов». Используя гуманистические методы работы с текстами, он подготовил важные новые издания Нового Завета на латинском и греческом языках, в которых поднимались вопросы, оказавшие влияние на протестантскую Реформацию и католическую Контрреформацию. Он также написал О свободе воли , Похвала глупости , Справочник христианского рыцаря , О вежливости у детей , Copia: Foundations of the Abundant Style , Julius Exclusus и многие другие работы.
Эразм жил на фоне нарастающей в Европе религиозной Реформации, но, хотя он критически относился к злоупотреблениям внутри католической церкви и призывал к реформам, он держался в стороне от Лютера и Меланхтона и продолжал признавать авторитет папы, подчеркивая средний путь с глубоким уважением к традиционной вере, благочестию и благодати, отвергая акцент Лютера только на вере. Эразм оставался членом Римско-католической церкви всю свою жизнь, оставаясь приверженцем реформирования церкви и борьбы со злоупотреблениями ее священнослужителей изнутри. Он также придерживался католической доктрины свободы воли, которую некоторые реформаторы отвергли в пользу доктрины предопределения. Его средняя дорога (« Via Media ») подход разочаровал и даже разозлил ученых обоих лагерей.
Эразм предпочитал жить жизнью независимого ученого и сознательно старался избегать любых действий или формальных связей, которые могли бы помешать его свободе интеллекта и литературного выражения. На протяжении всей своей жизни ему предлагали много почетных и прибыльных должностей в академическом мире, но он отказался от них всех, предпочитая сомнительное, но достаточное вознаграждение за независимую литературную деятельность.
Его резиденция в Левене, где он читал лекции в университете, подвергла Эразма большой критике со стороны тех аскетов, ученых и священнослужителей, враждебных принципам литературной и религиозной реформы и расплывчатым нормам приверженцев Возрождения, которым он посвящал свою жизнь. жизнь.
Он пытался освободить методы познания от жесткости и формализма средневековых традиций, но его это не удовлетворило. Его бунт против некоторых форм христианского монашества и схоластики не был основан ни на сомнениях в истинности вероучения, ни на враждебности к организации самой церкви, ни на неприятии безбрачия или монашеского образа жизни. Он видел себя проповедником праведности, апеллируя к разуму, применяя его откровенно и без страха перед магистериумом. Он всегда намеревался оставаться верным католическому учению и поэтому был убежден, что может откровенно критиковать практически всех и вся. Вдали от запутанных обязательств Эразм был центром литературного движения своего времени, переписываясь с более чем 500 мужчинами в мире политики и мысли.
Эразм писал как на церковные, так и на общечеловеческие темы. К 1530-м годам произведения Эразма составляли от десяти до двадцати процентов всех продаж книг в Европе.
Его серьезные труды начинаются рано, с Enchiridion militis Christiani— Справочника христианского солдата (1503). В этом небольшом труде Эразм излагает взгляды на нормальную христианскую жизнь, на разработку которых он должен был потратить остаток своих дней. Он говорит, что главное зло современности — это формализм, следование традициям без понимания их основы в учении Христа. Формы могут учить душу поклоняться Богу, а могут скрывать или подавлять дух. В своем исследовании опасностей формализма Эразм обсуждает монашество, поклонение святым, войну, классовый дух и слабости «общества».
Одним из самых известных произведений Эразма является «Восхваление глупости», , сатирическая атака на суеверия и другие традиции европейского общества в целом и западной церкви в частности, написанная в 1509 году. «Восхваление глупости» начинается с Глупость, восхваляющая себя в манере греческого сатирика Лукиана, чье произведение Эразм и сэр Томас Мор недавно перевели на латынь, — виртуозная глупость; затем он принимает более мрачный тон в серии речей, поскольку Глупость восхваляет самообман и безумие и переходит к сатирическому анализу благочестивых, но суеверных злоупотреблений католической доктриной и коррумпированных практик в некоторых частях Римско-католической церкви, к которым Эразм всегда был склонен. верный — и глупость педантов. Эразм недавно вернулся разочарованным из Рима, где он отклонил предложения продвижения по службе в курии, и Глупость все чаще принимает карательный голос Эразма. Эссе заканчивается прямым изложением христианских идеалов.
Эразм Эразм в 1523 году, изображенный Гансом Гольбейном Младшим. Греческие и латинские слова в книге переводятся как «Геркулесов труд Эразма Роттердамского».Дезидериус Эразм — Энциклопедия всемирной истории
Дезидериус Эразм (ок. 1469-1536) был голландским ученым-гуманистом, считающимся одним из величайших мыслителей эпохи Возрождения. Плодовитый писатель, который в полной мере использовал печатный станок, он выпускал издания классических авторов, учебные трактаты, переводы, диалоги и письма. Эразм был великим поборником образования, считая, что это лучший способ реформировать средневековую церковь.
Эразм издал новые переводы Нового Завета на латинский и греческий языки, предназначенные для читателей-христиан, чтобы они могли самообразовываться, а не полагаться на интерпретации других. Таким образом, наряду со своими методами текстологического анализа, он способствовал Реформации, хотя сам был против радикальных изменений в Церкви. Эразм также верил в важность изучения классической литературы и в то, что значит быть человеком. Таким образом, Эразм считается одним из основателей философского движения, которое стало известно как гуманизм эпохи Возрождения. Наконец, именно по всем этим причинам чрезвычайно популярная программа студенческого обмена, которая сегодня действует по всей Европе, была названа в его честь.
Удалить рекламу
Реклама
Ранняя жизнь
Дезидериус Эразм родился в Роттердаме 27 октября 1469 года. Его родители не были женаты, так как его отец, Роджер Джерард, был священником, а мать, Маргарет, дочерью врача. Он ходил в школу в учреждении в Девентере в Нидерландах, которым руководил немецкий гуманист Александр Хегиус (ок. 1433–1498). Гегиус способствовал изучению классических текстов на языке оригинала, а не, как это было тогда принято, ограничиваться простым чтением комментариев к ним. После смерти обоих его родителей примерно в 1484 году Дезидериус был отправлен в другую, более дешевую школу, Хертогенбос, все еще в Нидерландах, но на этот раз в религиозное учреждение, управляемое Братством общей жизни.
Таланты Эразма позволили ему занять должности в университетах и получить прибыльную работу от правителей.
Посвященный в священники в апреле 1492 года, Эразм переехал в северную Францию и работал секретарем у епископа Камбре Хендрика ван Бергена. В 1495 году его отправили изучать богословие в Парижский университет, и именно теперь его страсть к классической литературе могла быть продолжена, поскольку его карьера начала менять направление. Хотя религиоведение и образ жизни не слишком нравились ему, Эразм, по крайней мере, теперь имел возможность в свободное время обучать частных студентов и изучать древних писателей.
Удалить рекламу
Реклама
Печатное слово
Таланты Эразма позволили ему занять должности в университетах и получить прибыльную работу от правителей. Он отправился в Англию в 1499 г., где познакомился с ученым Томасом Мором (1478–1535), затем оставался в Италии с 1506 по 1509 г. Именно в Венеции в 1508 г. Эразм расширил свой аннотированный сборник греческих и Латинские поговорки или короткие поговорки. Именно эта работа впервые привлекла к Эразму внимание более широкого европейского сообщества ученых. В 1515 году он снова пересмотрел и перепечатал работу.0028
Титульный лист Справочника христианского солдата Эразма
Эразм вернулся в Англию, проведя там пять лет с 1509 года. Об этом периоде известно немногое, за исключением того, что он работал над своим изданием Нового Завета (см. ниже) и читал лекции в Кембриджском университете. Однако большую часть своей карьеры он мог писать как независимый автор. Он смог сделать это благодаря недавнему изобретению печатного станка. Эразм поддерживал дружеские отношения с великими мыслителями в других странах Европы, раздавал друзьям медали с его профилем и написал огромное количество писем, но именно благодаря печатному слову его репутация действительно распространилась повсюду, как отмечает историк В. Блокманс. :
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Его часто можно было встретить в конторах и мастерских швейцарских и итальянских типографов, которые издавали его работы, и, не занимая сколько-нибудь значительных государственных должностей, Эразм достиг статуса пользующегося спросом писателя и культурной мегазвезды. В разгар его славы, примерно в 1515 году, его имя было на устах у каждого влиятельного интеллектуала в Европе.
(297)
Новый Завет
Помимо своих многочисленных переводов произведений древних писателей, Эразм изучал историю христианской церкви, ее отцов-основателей и тексты Нового Завета. В 1516 году он опубликовал свой латинский и греческий перевод Нового Завета ( Novum Instrumentum ) с комментариями. Он будет исправлен и переиздан пять раз. Эразм искал и изучал древние и средневековые греческие и латинские библейские рукописи и пришел к выводу, что некоторые части были вставлены в стандартные издания 4 века.
Помимо этих текстуальных улучшений точности, Эразм считал, что Библия, и особенно Новый Завет, были лучшим способом для обычных (образованных) людей познать Бога и спасение. Эразм надеялся, что, читая для себя, христиане отойдут от того, что он считал более вульгарными аспектами средневековой церкви, такими как реликвии, крестовые походы и неграмотное сельское духовенство. Кроме того, Эразм стремился изменить подход Церкви через самое сердце: библейский текст. Его переводы и правки изменили некоторые концепции, чтобы отразить его гуманистические взгляды. Например, в своем издании он перевел греческий metanoete в resipiscite , что означает «покаяние», более близкое к «возвращению к своим истинным чувствам», чем предыдущее poenitentiam agite , что означает формальные и публичные акты покаяния. Естественно, консервативные элементы внутри Церкви не приняли этих интерпретаций.
Нидерланды и Карл V
Примерно с 1517 года Эразм вернулся в Нидерланды. Здесь, в Брабанте, он стал советником эрцгерцога Карла, будущего Карла V, императора Священной Римской империи (годы правления 1519 г.).-1556). Его Institutio principis Christiani ( Образование принца-христианина ) и Querela pacis ( Жалоба на мир ) были предназначены для того, чтобы направлять Чарльза и других в их государственной деятельности и продвигать преимущества мира, а не войны. Последний текст гласит:
Удалить рекламу
Реклама
Сядьте перед тем, как обнажить меч, взвесьте каждую статью, ничего не упустите и подсчитайте расход крови, а также сокровищ, которые требует война, и зло, которое она неизбежно приносит с собой; а затем посмотрите в конце счета, будет ли баланс в вашу пользу после величайшего успеха.
(Кэмпбелл, 81)
В следующем году Эразм поступил в университет в Левене и работал на теологическом факультете. Убежденный, что знание языков является ключом к лучшему пониманию богословия ученым, в 1518 году он написал свои Ratio verae theologiae , аргументируя свою точку зрения, но снова боролся с реакционными учеными.
Мартин Лютер и религиозные тексты
Эразм считал, что лучший способ решить проблемы Церкви — это более мягкое возрождение через очищающие блага образования, знаний и молитвы. Эти идеи были раскрыты в его c. 1504 Enchiridion Militis Christiani ( Справочник христианского солдата
). Другие религиозные труды, такие как 1522-24 Парафразы Четырех Евангелий , которые содержали полезные руководства и резюме, обеспечили рост популярности Эразма.Мартин Лютер
Серхио Андрес Сеговия (общественное достояние)
Первоначально Эразм симпатизировал критике Церкви со стороны радикального реформатора Мартина Лютера (1483–1546), но в 1524 г. 0016 De Libero Animo , его знаменитое эссе о свободе воли против позиции Лютера, согласно которой люди не выбирали свое спасение свободно, а были субъектами предопределения. Произведение было написано, когда Эразм находился в Базеле в Швейцарии, но, живя там с 1521 года, город оказался рассадником радикальных реформаторов, а католическое богослужение было запрещено. Эразм переехал во Фрайбург в 1529 г., где работал в католическом университете, но вернулся в Базель в 1535 г. Для человека, который так много путешествовал, любопытно, что в своих печатных работах он всегда упоминается как «Эразм Роттердамский».
Удалить рекламу
Реклама
Эразм стремился к очищению наиболее нравственно сомнительных уголков Церкви, а не к радикальной реформации.
Эразм считал, что расцветающее движение Реформации (как оно позже стало известно) преследует неверную цель. Он не считал, что нужно исцелять разногласия по поводу доктрины (или что людей, придерживающихся разных взглядов, следует преследовать), но что обычные люди нуждаются в восстановлении своей веры в Церковь как институт и священники как их духовные наставники. В сатирическом 1511 Moriae Encomium ( Похвала глупости ), Эразм высмеивал наиболее абсурдные элементы католицизма, особенно его склонность к театральным представлениям. В работе также критикуется то, что он считал коррупцией и непропорциональной властью в монашеских общинах. Эразм стремился скорее к очищению наиболее сомнительных с моральной точки зрения сторон Церкви, чем к радикальной реформации, предложенной такими мыслителями, как Мартин Лютер. По иронии судьбы, однако, острое и критическое исследование Эразмом основных текстов на языке оригинала и его текстологический анализ текущих версий подпитывали Реформацию, когда его методы филологии были приняты более поздними мыслителями.
Наследие гуманистов
Эразм умер 12 июля 1536 года в Базеле. Возможно, ему не удалось заручиться поддержкой золотой середины между традиционными католиками и реформистами, но величайшим наследием его учености и долгой писательской карьеры был его вклад в философское движение, известное как гуманизм. Гуманизм был термином, придуманным в 19 веке для мыслителей эпохи Возрождения, которые выступали за образование, ориентированное на прямой доступ к классической литературе и ее понимание. Однако термин «гуманизм» с тех пор накопил вокруг себя столько багажа, что в значительной степени стал излишним. Многие современные ученые предпочитают утверждать, что такие мыслители, как Эразм, интересовались studia humanitatis , то есть исследования, сосредоточенные на том, что значит быть человеком, а точнее, на рассмотрении того, что такое добродетельный человек. Далее, гуманисты, даже в эпоху Эразма, представляли собой разношерстную группу мыслителей, далеко не достигавших единого мнения по всем предметам. Эразм, конечно, не всегда соглашался с некоторыми мыслителями-гуманистами эпохи Возрождения; его Ciceronianus , опубликованный в 1528 году, был нападением на тех ученых, которые были слишком озабочены подражанием римскому оратору Цицерону (106-43 гг. для.
Desiderius Erasmus by Matsys
Quentin Matsys (общественное достояние)
Тем не менее, существовало движение к изменению образования и его большей концентрации на классических текстах. В этих текстах можно было найти материалы, относящиеся к предметам латинской грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. Также считалось важным изучить древнюю идею добродетели в общественной и частной жизни. Конечно, это не означало, что Эразм и другие гуманисты пренебрегали религиозными текстами, но это было началом медленного и необратимого сдвига в концепции образования, который в конечном итоге привел к тому, что ученые могли изучать исключительно светские вопросы на протяжении всей своей карьеры.
Удалить рекламу
Реклама
Эразм оказал еще одно, более непосредственное и ощутимое влияние на образование своими произведениями. Он подготовил руководства для тех, кто хочет основать школу, примеры рекомендуемых программ ( «О методе обучения», , 1511) и многочисленные учебники, такие как его многоизданное издание «О копии» (1512), которое учило студентов спорить, переделывать тексты и создавать новые.