Грозы островского персонажи: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

(621 слово) В пьесе А. Островского «Гроза» главные герои – это основа произведения. Они раскрывают остросоциальную проблему общества и взаимоотношения людей того времени. Характеры и поступки главных героев зависят от второстепенных персонажей. На них автор возложил определенные задачи.

Варвара – дочь Кабанихи. Она — антипод своему брату Тихону. Варвара, несмотря на жесткий контроль со стороны матери, остается смелой и свободной девушкой. Она ни во что не ставит Кабаниху и живет по своим правилам, лишь внешне сохраняя покорность. Роль Варвары проста – это единственный человек в семье, который искренне поддерживал Катерину. Она заметила печаль и тоску в глазах невестки и решила помочь Катерине устроить свидание с Борисом. Но ни один из влюбленных этого не просил. Варвара помогает честно и безвозмездно, так как видит мучения обоих. Читатель сам рисует в воображении образ девушки: яркая, беспринципная, смелая и самодостаточная. В отличие от Катерины, которая сбросилась со скалы, Варвара сбежала с Кудряшом, но не для того, чтобы насолить матери. Она может изменить все на своем пути и добиться той цели, которую захочет. Задача автора показать — двух разных девушек, которые выбрали свой путь перемен.

Кудряш – друг Варвары. Представляет собой хамоватого, дерзкого и недружелюбного молодого человека. Его цель – овладеть богатством и манипулировать людьми. Кудряша относят к «темному царству» в пьесе. Но он отличается своей амбициозностью и желанием изменить что-то в себе. Ваня — добрый и веселый, а главное, рассудительно смотрит на многие вещи. Роль Кудряша – сравнение его любви к Варваре и любви Бориса к Катерине. Кудряш не бросает свою возлюбленную, а убегает вместе с ней, рискуя всем. А Борис не стал бороться за свою любовь, ему было проще опустить руки и оставить все на произвол судьбы.

Кулигин – механик-самоучка. Один из положительных персонажей в пьесе. Он умелый и практичный человек, с проницательным умом. Он хочет поменять мир и образовавшиеся устои, которые мешают жить людям. Человек с открытым и чистым сердцем мечтает о всенародном благополучии. Но все эти мечты канули в лету. Кулигин – это резонер автора. Из его уст произносятся слова о насилии и разврате, о жестокости богатых людей в городе Калинов. Он разоблачает этот город и вскрывает все нарывы, о которых никто раньше не говорил. Герой имеет четкую позицию и демонстрирует авторское отношение к героям.

Дикой – купец. Он однозначно принадлежит «темному царству», так как ни в одной сцене он не проявляет положительных качеств. Богатый, влиятельный купец, но обладает грозным и жестоким характером. Дикой безграмотный, умственно отсталый человек, в образе показана ясная печальная ситуация в России 19 века. Роль такого персонажа ясна – показать все самодурство города в одном лице. Дикой — алчный и беспринципный делец, который ставит свои интересы выше всех. Он только и делает, что постоянно поглощает одну рюмку за другой.

Борис – племянник Дикого. В начале драмы создает впечатление успешного и сознательного молодого человека. Он восхищает свой уверенностью и справедливостью убеждений. Борис совершенно непохож на своего никчемного дядю. Но, узнав о герое больше, читатель видит вторую сторону его образа. Трусливый и лицемерный Борис, который сбегает от любящей Катерины, предстает перед нами более прогрессивной копией своего дяди. Он не желает брать ответственность за ее чувства и оставляет девушку одну в этом городе. Роль персонажа показать, что за приятной внешностью скрывается слабовольный характер.

Феклуша – нахлебница Кабанихи. Это человек, который с легкостью может обвести вокруг пальца. Благодаря своей лести и лицемерию, она обеспечивает себе достойное и мирное проживание. Она консервативна в своем отношении ко всему. Любые перемены вызывают страх и неодобрение. Старуха привыкла жить так, как было заведено несколько столетий назад. Феклуша — бескультурная, необразованная и невежественная, но поучает всех вокруг, как жить, выдумывая небылицы. Живет только ради собственной выгоды. Она не влияет на ход событий в драме, но раскрывает еще один типаж «темного царства».

Все персонажи являются частью повествования и играют свои роли: показывают быт и нравы Калинова или противостоят им. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени влияет на исход сюжета, но все выполняют свою функцию в полном объеме.

Автор: Полина Цимкина

Роль внесюжетных персонажей в пьесе Островского «Гроза»

Роль внесюжетных персонажей в пьесе Островского «Гроза»

По словам современников, пьеса Островского “Гроза” была очень значима для того времени тем, что в ней прекрасно отражен сильный народный характер, противостоящий устаревшим устоям. Роль же остальных персонажей пьесы, интерпретация их как действующих или же внесюжетных лиц зависит от понимания критиком общего конфликта произведения. Если основу “Грозы” понимать как бытовую драму, то трудно отнести большинство персонажей за грань сюжета, если же воспринимать ее как “трагедию души”, то, несомненно, играя большую роль для произведения в целом, все персонажи, кроме Катерины, не несут действенной нагрузки. Теперь перейдем к описанию непосредственно самих персонажей и их ролевому значению.

Начнем с общего описания их. Здесь необходимо вспомнить о символике имен, которая, как и в произведениях других авторов, играет в пьесах Островского немаловажную роль. Первый, кого мы встречаем в перечне лиц, — это Савел Прокофьевич Дикой. Савел — связан по библейскому сюжету с Павлом, то есть Дикой по своей сущности близок к Богу. Но в то же время имя Павел искажено, что может свидетельствовать о закоснелости его взглядов, а именно о том, что стремление к Богу в нем подавлено какой-то ожесточенностью, дикостью. Это впечатление поддерживает в нас и фамилия персонажа. Следующим по списку лиц мы видим Бориса Григорьевича. Этот герой явно чужд атмосфере городка, причем он сам, как и другие, это осознает. Забегая вперед, надо сказать, что все критики сходятся во внесюжетности этого лица, в частности, Добролюбов писал: “Борис относится более к обстановке”. Далее мы видим имя Марфы Игнатьевны Кабановой.

Образ Марфы Игнатьевны вполне соответствует своему библейскому прототипу. Спасение души она видит во внешних проявлениях послушания Богу, большое значение Марфа придает внутреннему устройству дома. Тихон также вполне соответствует своему имени. Он относится к разряду людей “ни то ни се”. С одной стороны, он якобы безвреден своим безразличием, но с другой — его бездействие оказывается пагубным. Следующий интересующий нас персонаж — это Варвара. Она является как бы “антонимом” к Катерине. В ней бытуют варварские начала и соответственно языческая идеология. Кулигин — механик-самоучка. Имя его ассоциируется с куликом, перевести же его можно как тихий, болото. Однако, мне кажется, что сам по себе он не несет смысловой нагрузки и интересен лишь в разговоре с Диким. После этого идут Ваня Кудряш и Шапкин. Эти имена заключают в себе элементы народности. По именам их явственно видно, что они относятся к тому же типу, к которому причисляется Варвара. Очень интересным в плане сюжета персонажем является Феклуша.
Имя ее, переведенное как божественная, вполне соответствует образу странницы. Последняя в ряду персонажей — это Глаша, что в переводе означает сладкая. И действительно, она обожает слушать разные “сладкие” Феклушины рассказы и разговоры хозяев.

Прежде чем перейти к объяснению ролей этих персонажей, надо рассмотреть, как интерпретировался сюжет произведения, а следовательно, и положение лиц пьесы. Во-первых, существует точка зрения, которой придерживался и Добролюбов, видящая основу “Грозы” в бытовом конфликте. В этом плане можно было бы рассматривать любовную драму, разворачивающуюся между Катериной, Борисом и Тихоном, причем все они тогда являлись бы персонажами действующими. Однако с этой стороны произведение становится каким-то мелким и обыденным. Гораздо логичнее рассматряющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить.

Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.

Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами.

Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы пытаются ее избежать. Некоторые ведут себя по-особенному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, поэтому он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги к мужику и просит прощения у него за то, что обругал.

Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: Как такая набожная Катерина смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение. Перед ней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль — чашу с кровью Господа.

Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

Теги: Роль внесюжетных персонажей в пьесе Островского «Гроза»  Сочинение  Литература
Просмотров: 23717
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Роль внесюжетных персонажей в пьесе Островского «Гроза»

История создания «Гроза» Островского. Анализ произведения «Гроза»

«Гроза» А.Н. Островского — значительное и сильное произведение русской литературы второй половины XIX века. Привлекает внимание к интереснейшим событиям, происходящим в спектакле, и его непростым проблемам. Сама драма не раз экранизировалась, пользовалась немалым успехом у зрителей. Образ города Калинова, в котором происходит действие, символизирует заколдованный замкнутый круг, из которого невозможно вырваться, не ранив сердца и души.

История «Гроза» Островского

И.С. Тургенев отзывался об этом произведении очень положительно, с особым трепетом и воодушевлением, подчеркивал огромный писательский талант Александра Островского. История создания «Гроза» Островского восходит к общественно-политической обстановке в стране пятидесятых-шестидесятых годов XIX века. Это был поворотный момент в истории и общественной мысли. В этот период все больше стало появляться литературы обличительного характера, и работы А.Н. Островскому нужно было время. Темы, которые были популярны в то время и вызывали немалые споры: крепостное право, положение женщины в обществе и интеллигенции. А.Н. Островский в «Грозах» поднимает не менее актуальную тему — домашнюю тиранию, господство денег над жизнью и смыслом человека.

Год написания драмы 1859 год, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших театрах Москвы и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Гроза» Островского показывает, что произведение наиболее полно отразило общественно-политическую мысль того времени.

Значение названия

Если обратиться к смыслу драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, что бывает и тогда, когда ожидается гроза как природное явление: везде духота, не хватает свежего воздуха. Жизнь городских жителей тоже болезненна: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашнего произвола. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, прислушиваются к голосу собственного сердца. В изображении таких персонажей А.Н. Островский («Гроза»). В драматическом сюжете подчеркивается невозможность решения проблемы мирным путем и тщетность подобных попыток.

Композиционно-идейная составляющая

Драма состоит из пяти действий, а между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу можно разделить на четыре части: томительное ожидание, сопровождающееся томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Много споров среди исследователей вызывает смерть Катерины. Могла ли она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Гроза» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, поэтому он наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа.

Действительно, смерть Кэтрин предрешена. Если бы она не умерла по собственному решению, то была бы раздавлена ​​жестокими нравами, царящими в городе Калинове. Ей придется сломить свою свободолюбивую натуру и приспособиться к порядкам общества. Все ее внутреннее существо и душа были против этих приказов. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Екатерины — вольная птица, которую она отпускает на волю.

Катерина

Приватно рисует непростую картину жизни главного героя Островский (Гроза). Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина потеряла связь со своей семьей и лишилась свободы. Вот почему она так одинока и больна в доме Кабановых, вот почему она не может свыкнуться с его устоями, она помнит воспоминания о прошлом: «Была ли я такой? птица в дикой природе!»

Главный герой сильный или слабый? Был ли у нее выбор? Какое решающее событие привело ее к самоубийству? Неспособность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому поступку. Мы видим, что самоубийство совершается от безысходности, это не обдуманное и хладнокровное решение, а намеренное. По отношению к себе, своим мечтам героиня проявляет слабость, в то время как общество, осуждающее ее, не подчиняется ей и совершает самоубийство над личностью ее характера.

«Темное царство»

Сюда входят представители старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикий, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди никогда не изменятся: они настолько укоренились в старых привычках и мировоззрении, что находят смысл жизни в обучении молодежи, поругании современных нравов.

Дикий получает удовольствие, когда тираныЯ не смею ему ничего сказать. Он всем недоволен, и никто не может ему угодить. Кабанов (Кабаниха) навязывает сыну и невестке свою волю, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от своей.

Тихон Кабанов

Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, слабый и безвольный человек. От маминого слова она не отступится, она не может принять собственное решение. Беззащитный, трусливый рисует его Островский. Об этом свидетельствует характеристика характера «Гроза», подчеркивающая приспособительные качества характера Тихона и его полное растворение под волей матери.

Варвара, сестра Тихона

Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Его девизом является утверждение: «Делай, что хочешь, но чтобы это было шито-накрыто».

Особо не различает Островского. «Гроза», об этом свидетельствует анализ произведения, всячески противопоставляет своевольный характер Варвары и чистоту души Катерины. Варвара добивается от нее хитрости и вольнодумства, а Катерина во всем предпочитает правду.

Борис

Племянник Дикого, живет в своем доме из милосердия. Молодой парень привык выслушивать выражение неудовольствия и наставления своего дяди, но если быть внимательным, то можно увидеть, как глубоко ранят его упреки Дикого, как неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса сопротивляться воле Силы Дикой уже лучше всего подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже жертва жестоких нравов, царящих в городе Калинове.

Образы в «Грозах» Островского не отличаются особым разнообразием: Кабаниха, Дикая, Варвара, Тихон, Борис — все, как один, умеют приспосабливаться. Одни подавляют, другие подчиняются. Все они противопоставлены Катерине — молодой женщине, сохранившей цельность натуры и силу духа. Таким образом, получается весьма неоднозначная работа «Гроза». Островский оправдывает слабость Катерины тем, что она жертвует своей жизнью, но наделяет мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, но и гибель России, ее неумение жить по-старому, ведущее к краху, изображает автор.

Похожие статьи

Характеристика Екатерины в спектакле «Гроза» А.

Сочинение на тему «Гроза»: к чему спектакль

Совокупный образ Екатерины. Островский

Образ Кулигина в спектакле «Гроза» Александра

Биография Островского, краткая но

Пьеса А. Островского «Гроза»: Почему

А. Н. Островский «Гроза». Характеристика

Содержание и смысл названия пьесы «Гроза»

Почему у нас гроза? Стоит ли бояться

Топ-10 музеев Сочи

https://www.trip.com/toplist/topexperience/sochi-museums-1011100385680004674

Топ-10

Показать еще

  • TOP 1

    4 photos

    4. 6/5

    39 Reviews

    Sochi

    1.4km from downtown

    Museums

    Самое интересное: На даче в Сочи Островский продиктовал автобиографический роман «Как закалялась сталь», написанный его женой в 1933 году. Островский умер 22 декабря 1936 года, в возрасте 32 лет. Островского в Сочи был преобразован в Национальный музей.

  • TOP 2

    4 Фотографии

    4,5/5

    15 Обзоры

    Sochi

    1,2K от Даунтаун

    1,2K от Даунтаун

    1,2K от Даунтаун

    0003

    Музеи

    Достопримечательности: Здание Сочинского художественного музея не только с самого начала считалось центром города, но и его главными архитектурными памятниками являются постройки 1930-х годов. Это не случайно, так как здание было построено по программе НИР академика архитектуры архитектурного факультета в 1936 году, как место отдыха для личного состава в административном центре советского Кремля. Сочинский историко-художественный музей строился более трех десятков лет. За это время не прекращалась научно-просветительская, фондовая и экспозиционно-выставочная работа с момента восстановления федеральной трассы и выставочного зала Музея изобразительных искусств в 1972. С 1988 года в Сочи, туристическом курорте на юге России, постановлено, что он станет художественным музеем, в котором будет коллекция из 5054 предметов, включающая почти все известные виды и стили искусства. Конечно, есть и коллекция картин, рисунков и декоративно-прикладного искусства 19-го и 20-го веков. Музей проводит большую научно-исследовательскую работу, постоянно исследуя музейную коллекцию произведений искусства, а также исследуя другие известные памятники искусства Сочи.

  • TOP 3

    4. 5/5

    22 Обзоры

    Sochi

    619 м. Из центра города

    Museums

    . Коллекции внутри показывают историю Кавказа и развитие Черноморского побережья Сочи с древнейших времен до наших дней. Здесь представлено более 4000 уникальных экспонатов. Включает в себя археологические коллекции, этнографию, жизнь и культуру транснационального населения региона, документы и фотографии. Еще одним ярким событием может стать космическая выставка, в которую входит «Союз-9».капсула, которая вернулась на Землю в июне 1970 года после 18-дневного пребывания на орбите.

  • TOP 4

    4 photos

    5. 0/5

    1 Reviews

    Sochi

    198m from downtown

    Museums

  • TOP 5

    4 фотографии

    Комментариев пока нет

    Сочи

    3 км от центра города

    Museums

  • TOP 6

    4 photos

    No comments yet

    Sochi

    2. 9km from downtown

    Museums

  • TOP 7

    Нет комментариев еще

    Sochi

    11,3 км от центра города

    Музеи

  • Топ 8

    4 Фотографии

    4 Фото

    4 Фото

    4 Фото

    4 Фото

    0104

    No comments yet

    Sochi

    48. 3km from downtown

    Museums

  • TOP 9

    4 photos

    No comments yet

    Sochi

    2,2 км от центра города

    Museums

  • Топ 10

    4 Фотографии

    Комментарии Еще

    9000

    5,1 км от центра города

    Музеи

  • Верх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *