Гроза островский предательство: Аргументы: верность и измена в пьесе «Гроза» (А. Островский)

Аргументы: верность и измена в пьесе «Гроза» (А. Островский)

Автор: Guru ·

В драме А. Н. Островского «Гроза» тема измены и верности раскрывается с помощью нескольких планов, так как автору было важно показать, что трагизм описанной им ситуации не заключается только на бытовом уровне. Поэтому важно анализировать не только основной сюжет, но и образы действующих лиц, пытаться понять их мотивацию и характеры.

  • Измена, которую можно оправдать. Размышляя о преданности и предательстве, в первую очередь читатель сразу обращает внимание на Катерину, так как она нарушает супружескую верность. Будучи замужем за Тихоном, героиня никогда не имела сильных чувств к нему. Но Борис, молодой, красивый, интеллигентный, показался ей идеальным, особенно по сравнению с ее мужем, и она влюбилась, сильно и искренне. И эта любовь, хоть и виделась пугливой и очень набожной Катерине преступной, в итоге победила: после мучительных метаний девушка поддается ей и решается на измену.
    По крайней мере, в её суждениях одна только мысль о чувствах к другому мужчине была тождественна измене. Но на самом деле острое желание любви в героине тесно переплетено с мечтой о возвращении утерянной после замужества свободы, с чувством освобождения от безвольного Тихона, от нескончаемого семейного гнета, от несправедливой, жесткой и ворчливой свекрови. Неудивительно, что Катерина, которая раньше не реагировала на внимание поклонников, влюбляется в Бориса, потому что в нем она видела человека более свободного, чем жители «темного царства». Таким образом, ее предательство можно оправдать, ведь она изначально вступила в брак не по своей воле, да и новая семья только давила на женщину, так и не став ей домом.
  • Преданность себе и своим убеждениям. Нарушая супружескую верность, Катерина остается верна себе. Заключенная в цепи невежественного общества, она не черствеет душой, а все также продолжает мечтать о том, как она летала бы, если бы была птицей. Она способна на глубокие и всепоглощающие чувства.
    Героиня практически в начале произведения уже говорит о своей смерти: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!». И верно – Катерина не согласна терпеть удушающий, рабский уклад общества, который прочно обосновался в Калинове. Именно поэтому у нее возникает конфликт со свекровью, которая пытается приучить ее к образу жизни «темного царства», кажущегося жителям Калинова единственно правильным. Таким образом, последний выбор героини – это доказательство верности своим идеалам и принципам. Если бы она приняла жестокие нравы из Домостроя, это означало бы измену себе.
  • Измена своему слову и любимой женщине. Предателем в пьесе оказался Борис, возлюбленный Катерины. Молодой человек вроде бы отличается от жителей «темного царства», но так ли это? Герой работает на своего дядю-тирана, который должен оставить ему наследство, но никакой уверенности у Бориса нет, ведь ему даже не платят. Однако он терпит и не оказывает никакого сопротивления, ссылаясь на то, что ему нужно заботиться о сестре.
    В сцене последней встречи Катерины с возлюбленным Борис говорит ей, что он «вольная птица», но уезжает от нее в Сибирь по поручению дяди и никак не может взять бедную девушку с собой. Интересно, что раннее он говорил, что любит Катерину больше жизни, но в сложный для героини период он сбегает; при прощании он постоянно повторяет, что у него нет времени, и ему пора идти, хотя видит, что его возлюбленная страдает. Катерина сразу поняла, что он ее покидает, но она не злится; ее чувства – сильные и возвышенные, но, к сожалению, Борис все равно ее предает.
  • Верность себе во вред. Одной из причин несчастливой жизни Катерины является верность горожан Калинова своему образу жизни. Здесь есть место тирании, жестокости, рабскому труду, клеветничеству – в целом, место удушающее, прогнившее. Старшее поколение, представленное Кабановой и Диким, угнетает молодых в лице Катерины, Бориса и Варвары. Достается также Тихону – он слишком слабый и безвольный, чтобы попытаться противостоять матери.
    Кабанова на протяжении всего произведения давила на сына и его жену, поучала их, указывала, какие отношения должны быть между супругами. Но она это делала не только из своих капризов – Кабанова свято верит в то, что говорит. Она сама была так воспитана и считает, что такой уклад жизни должен остаться. В городе Калинов царят невежество, грубость и угнетение, но многие жители уверены, что так и должно быть, и способствуют сохранению «темного царства». К сожалению, верность своим убеждениям не всегда является положительным качеством, ведь время идет, мир меняется, и каждый человек должен развиваться, а не застаиваться на одном принципе, который в течение лет опровергает сама жизнь.
  • Верность себе во вред. В драме Н.А. Островского есть еще один герой, который остаётся верным себе. Это Тихон Кабанов. Он живет в «царстве самодуров» и понимает это, однако не предпринимает никаких попыток, что изменить что-либо. Он научился выживать в таком обществе, и если он чувствует, что сил терпеть больше нет, то он пойдет выпить со знакомыми, а потом продолжит жить так, как делал это раньше. Тихон не перечит матери, в пьесе есть даже унизительная для него и Катерины сцена, когда Кабанова говорит ему, что он должен сказать жене перед своим отъездом, какие наставления ей дать. И он покорно все повторяет за ней. В конце произведения, когда Катерину нашли утонувшей, Тихон кидается на мать и обвиняет ее в смерти жены, на что Кабанова отвечает, что поговорит с ним дома. Вряд ли обличительные фразы героя означают, что он изменился: финальная реплика принадлежит именно Тихону, но видно, что он жалеет только себя: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться».
  • Верность своим убеждениям. Механик Кулигин тоже сосуществует с Кабановыми и Дикими, но в душе остается убежденным сторонником прогресса и просвещения. Он – один в поле воин, и все же пытается изменить жизнь города, внести в нее новые веяния и открытия науки. Он не боится прекословить сильным мира сего и говорит, что гроза – это всего лишь электричество, а не Илья-пророк на колеснице. Герой понимает, что его никто не поддерживает, да и обывателям не нужны перемены, и все же он не предает себе, а идет своей тернистой дорогой, чтобы помочь обществу начать развиваться.

Таким образом, конфликт в пьесе «Гроза» – конфликт разных времен и поколений. Трагедия заключается в том, что молодежь не хочет и не может больше жить так, как поучают их старшие, как это прописано в «Домострое», но жить «по-новому» у неё тоже пока не получится: слишком сильны старые законы, слишком крепки убеждения их защитников, слишком тяжел гнет. Интересно, что в произведении такие понятия, как верность и измена, которые имеют обычно определенную коннотацию, приобретают двойной смысл: измена – не всегда из греховных помыслов, верность себе – не всегда свидетельство стойкого характера.

Автор: Альбина Исмаилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Аргументы: верность и измена в пьесе «Гроза» (А.

Островский)

Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭ → Подготовка к сочинению ЕГЭ → Новые аргументы для сочинений по ОГЭ/ЕГЭ → Аргументы: верность и измена в пьесе «Гроза» (А. Островский)

Тема верности и измены, затронутая в пьесе А.Н. Островского «Гроза», останется актуальной на долгие времена. И речь идет не только об измене человека человеку.

В предлагаемой ниже работе рассмотрены примеры измены и преданности героев произведения своим убеждениям, принципам, своему слову.

Пьеса «Гроза» была написана Островским накануне введения в Российской империи значимых социальных реформ. Общество жило ожиданием перемен. Представители описанного в произведении купеческого сословия, сторонники старых порядков, никак не сдавались под натиском молодого поколения и его желания жить свободно и прогрессивно. 

Противостояние породило ситуации, в которых и проявились способность или нежелание героев хранить верность либо изменять.

 

Измена, которую можно оправдать

Автор пьесы предлагает поразмышлять читателю над темой измены посредством описания образа главной героини.

Катерина – девушка, воспитанная в свободной, полной любви и доброжелательности атмосфере родительского дома, выходит замуж за Тихона Кабанова и переезжает жить к нему. Но в доме Кабановых главой семейства является не Тихон, мягкий, безвольный, слабохарактерный человек, а его грозная и деспотичная мать – Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

Катерина вынуждена смириться со строгими порядками, старинным укладом жизни провинциального городка Калинов, ограниченностью и темнотой домочадцев. Не испытывая любви к своему супругу, молодая женщина мечтает о настоящем, чистом и сильном чувстве.

Знакомство с племянником зажиточного местного купца Дикого Борисом становится роковым для Катерины. Она влюбляется в красивого, хорошо образованного молодого человека, совершенно отличного от Тихона Кабанова. Борис отвечает Катерине взаимностью. Тайна их встреч становится известна родне. Бориса, трусливо оставившего девушку в трудной ситуации, Дикой отправляет в Сибирь. Отчаявшаяся Катерина кончает жизнь самоубийством.

Проанализировав причины, толкнувшие главную героиню произведения на измену, читатель, скорее всего найдет оправдание ее поведению.

Катерина смиренно сносила оскорбления Кабанихи, мужнину боязнь ослушаться мать, жизнь в атмосфере постоянных придирок и унижений.

И справиться с чувством, вспыхнувшим к Борису и вселившим в сердце надежду на изменения жизни к лучшему, она была не в силах. В любви Бориса она нашла то, чего не испытывала в отношениях с нелюбимым Тихоном.  Причины, толкнувшие Катерину на отчаянный поступок и измену, оправдывают ее в полной мере.

 

Преданность себе и своим убеждениям


Изменив своему супругу, Катерина не изменяет себе. В самом начале пьесы ней еще живы самые лучшие стороны души: вежливость, деликатность, открытость, мечтательность, вера в честность и добропорядочность людей. Молодая женщина способна любить и дарить свою любовь другим.

Но уже в первом действии Катерина делится с сестрой Тихона Варварой своими страхами и мыслями о скорой погибели: «Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!».

Женщине опостылели рабские порядки и дремучий уклад Калиновского общества, существующего в невежестве и темноте.

Конфликт между Катериной и ее окружением – естественное развитие сюжетной линии произведения. И если вслух Катерина «поддакивает» свекрови и утверждает, что любит Тихона, то истинные свои чувства к ним она открывает Варваре. Не может Катя предать себя, свои идеалы и принципы. Невозможность этой измены приводит ее к мысли о скорой смерти и трагической развязке конфликта.

 

Измена своему слову и любимой женщине

Еще об одной измене идет речь в произведении. Это измена Бориса своей возлюбленной и самому себе.

При первом знакомстве с Борисом у читателя может сложиться впечатление, что перед ним – положительный герой произведения. Борис отличается от остальных действующих лиц своей образованностью, воспитанностью, складом ума и живостью характера.

Но по мере развития сюжета делаются явными не столь позитивные качества молодого человека. Борис достаточно лукав и меркантилен. Работая на Дикого, он живет ожиданием наследства, являя абсолютно непротивленческий характер установленным в хозяйстве дядюшки порядкам и устоям.

Кульминацией в раскрытии образа Бориса является его духовная измена Катерине. Когда об их связи узнает городское общество, а Дикой в гневе собирается отослать племянника с глаз долой, Борис даже не пытается бороться за свои чувства, за свою возлюбленную. Он смиренно принимает решение Дикого.

Борис, изменяя возлюбленной, предает и себя. Он очень жалеет Катерину. Борис ее все еще очень любит, но при прощании его хватает только на «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой то, думавши о тебе».

 

Верность во вред

Ключевой темой драмы «Гроза» является конфликт эпох – патриархальной домостроевской и нового уклада молодого поколения, живущего с надеждой на лучшее будущее.

Новое поколение в лице Катерины, Варвары, Кулигина со всей силой своего молодого духа сопротивляется старым порядкам, проповедниками которых являются Кабаниха, Дикой, Тихон.

Общество провинциального Калинова, погрязшего в атмосфере застоя, предрассудках, фальши и суевериях, не желает сдаваться, исступленно храня преданность старому жизненному укладу: «Молодость-то что значит!.. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».

Сторонники старых порядков не собираются отступать ни при каких обстоятельствах. У Кабанихи и ненавидящего все новое, прогрессивное Дикого много общего, и это их сближает: «…А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»

В своем желании сохранить верность старому укладу Кабаниха идет до конца.

Даже в трагическую минуту, когда мертвую Катерину приносят в дом, а Тихон, хочет проститься с нею и плачет, мать запрещает ему делать это: «Полно! Об ней и плакать-то грех!»

Сын Кабанихи, хоть и молод, но живущий под пятой у своей матери, также является ярким представителем части Калиновского общества, ратующей за сохранение старинных жизненных укладов.

По крайней мере, внешне. Тихон не решается перечить матери, он во всем с ней соглашается и поступает по ее указке: поучает Катерину, как вести себя во время его отсутствия, как говорить с матерью…

Но как только Тихону представляется возможность вырваться из дома и оказаться свободным от маменькиных назидательных распоряжений, он с головой уходит в загул, пьянство и бесшабашное веселье. Он так жаждет перед отъездом избавиться от общества матери и жены, что даже не скрывает от последней своих загульных планов.

Тихон, осознавший истинную причину самоубийства Катерины, делает робкую, безрезультатную попытку нарушить порядки и принципы «старого мира» и осуждает в трагедии мать. Но Кабанов понимает, что после смерти жены в домашних и общественных порядках города ничего не измениться: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Таким образом, общество Калинова оказывается на грани настоящего социального и морального перелома, но преданные сторонники «старых порядков» принципиально не сдают своих позиций.

 

Верность своим убеждениям


Еще одним примером преданности, на этот раз, преданности своим убеждениям, может служить образ механика-самоучки Кулигина. Он является одним из немногих позитивных действующих лиц драматического произведения.

Кулигин очень эрудирован, благороден, добр и мечтает об общечеловеческом благе и честном труде.

Именно Кулигин бросается на поиски пропавшей Катерины, а когда ее тело приносят в дом, он честно, не боясь осуждений общества за сострадание грешнице, говорит: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Кулигин не поддается влиянию прогнившего насквозь Калиновского общества, он верен своим принципам, убеждениям и вере в лучшее будущее человечества.

Таким образом, тема верности и измены в произведении раскрывается в сюжетных линиях, в описании противостояния двух миров – мира старого «темного царства» и мира молодого поколения, жаждущего свободы и развития, в осмыслении образов и характеристике главных и второстепенных героев.

 

 

 

 

трагедия светлой души в «темном царстве»

Все же

Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений поколений (по мотивам драмы А. Островского «Гроза»).

Нравственность есть правила которые управляют поведением людей Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его одухотворенность (интеллект, развитие мысли) и жизнь души (чувство)

Нравственность в жизни старших и младших поколений связан с вечным законом преемственности.Молодежь перенимает жизненный опыт и традиции от стариков, а мудрые старейшины обучают молодых правилам жизни — «мудрости».Однако для молодежи характерна смелость мысли, непредвзятость взгляд на вещи без привязки к устоявшемуся мнению.Именно из-за этого между ними часто возникают конфликты, разобщенность мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Островского «Гроза» (1859) отражают их мораль.

Представители купеческого сословия Дикого и Кабанова — это те люди, чье богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение.

Окружающие чувствуют силу их влияния, и сила эта способна сломить волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать собственную ничтожность по сравнению с «сильными мира сего». Поэтому Савел Прокофьевич Дикий, «значительное лицо в городе», противоречий ни у кого не встречает. Он держит в страхе семью, которая в дни гнева его прячется «на чердаках и в каморках»; любит нагонять страх на людей, не осмеливающихся «молвить слово» о зарплате; держит своего племянника Бориса в черном теле, грабя их и сестру, нагло присваивая их наследство; обличать, оскорбляя, кроткого Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе своей набожностью и богатством, тоже имеет свои представления о морали. Для нее преступно стремление подрастающего поколения к «воле», ибо что толку молодой жене сына, да дочери-«девочке» перестать «бояться» Тихона, и ее, всемогущей и непогрешимый. «Ничего не знают, порядка нет», — сердится старуха. «Порядок» и «древность» — основа, на которую опираются Дикие и Кабановы.

Но их тирания лишает уверенности в себе, не в силах остановить развитие молодых сил. Новые понятия и отношения неизбежно приходят в жизнь и вытесняют старые силы, переживая нормы жизни и устоявшуюся мораль. Вот и Кулигин, наивный человек, хочет облагородить Калинова, соорудив громоотвод и солнечные часы. И смеет он, дерзкий, читать стихи Державина, прославляющие «интеллигентность» перед «своей степенью», всесильного купца, состоящего в дружеских отношениях с самим градоначальником, градоначальником. А юная невестка Марфы Игнатьевны при прощании «бросается на шею мужу». И полагается кланяться в ноги. И не хочет «выть» на крыльце — «смешить людей». А безропотный Тихон будет винить в смерти жены мать.

Мелкая тирания, по словам критика Добролюбова, «враждебна естественным потребностям человечества… потому что в их торжестве он видит приближение своей неминуемой смерти». «Дикие и Кабановы сжимаются и сжимаются» — это неизбежно.

Молодое поколение — Тихон, Катерина, Варвара Кабановы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и ее свекрови схожие представления о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и уважать старших — таковы традиции русской семьи. Но далее взгляды тех и других на жизнь, в их нравственных оценках, резко расходятся.

Воспитанная в атмосфере патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, юная Кабанова имеет характер «любвеобильный, творческий, идеальный». Но в семье мужа она сталкивается с грозным запретом «жить по своей воле», который исходит от суровой и бездушной свекрови. Именно тогда требования «природы», живого, естественного чувства приобретают над молодой женщиной непреодолимую власть. «Вот такой я родилась, горячая», — говорит она о себе. Нравственность Катерины не руководствуется, по Добролюбову, логикой и разумом. «Она странная, экстравагантная, с точки зрения окружающих», и, к счастью, угнетенность свекрови своим деспотическим нравом не убила в героине стремления к «воле».

Воля — это и спонтанный порыв («Бросился бы, воздел руки и полетел»), и желание Ехать по Волге с песнями, обнявшись, Броситься к Волге, если ей «досадно» плен.

Ее чувства к Борису безудержны.Катериной правит любовь (он не такой как все — лучший!) и страсть («Если бы я не боялась за тебя греха, убоюсь ли я суда людского?») Но героиня, женщина с твердым, сильным характером, не приемлет лжи и считает раздвоение чувств, притворство даже большим грехом, чем собственное падение.

Разум и чувство по пьесе Островского «Гроза», как написать сочинение?

    Спектакль «Гроза» рассказывает о чувствах главной героини произведения Катерины. Девушка была отдана за мужа не по любви, она оказалась в доме Тихона Кабанова, где жила под гнетом его матери. Она нашла выход в своих чувствах к Борису, но Катерина не смогла смириться со своей изменой мужу и, признавшись в измене, бросилась в реку.

    Проблема разума и чувства в этой пьесе Островского прослеживается на примере чувственного восприятия мира и всех его проявлений, касающихся личной жизни, любви и всего, что с ней связано, на примере Катерины. Стоит сказать, что здесь помимо любви на личностном уровне вмешиваются гнетущие проявления быта, в которые попадает главная героиня пьесы Катерина и которые однозначно ломают любые светлые проявления любви, но кроме этого гуманизма и нравственности, и ни в коем случае в событиях пьесы не давайте даже намека на идеалистическое восприятие каких-либо душевных и сердечных чувств.

    Сам Островский этим включением быта по способу жилищного строительства показывает себя полноправным сторонником реализма и показывает, что в подлинных картинах отражения разума и чувств нельзя исключать быта и реальных картин мира в нем. В то же время само по себе бытовое здание, это отрицательная крайность в возникновении социальной жизни, в которой, по мнению автора, не может выжить не только любовь, но и человек, который принижается и дискредитируется как личность. , подавляя в нем не только желание любить и думать, но и жить. Все это подтверждает последующее самоубийство Катерины в финале пьесы.

    Если рассматривать личные чувства главной героини, то по общим представлениям у нее есть запретная любовь к племяннику мужа Борису. Однако именно эти чувства поддерживают ее морально и дают силы противостоять тому злу в виде тотального произвола, который обрушивается на нее со стороны мужа Дикого и его матери Кабанихи. Показывая такую ​​картину, Островский как бы дает понять всем нам, что в цитадели зла не может быть ни светлого чувства любви, ни степенного и размеренного рационального отношения со стороны женщины к своему супругу, так как такие острые негативные проявления создают крайне адские условия, от которых хочется бежать или банально куда-то идти. Поэтому на фоне всей этой мерзости любовь выглядит просто необходимым чувственным явлением, и своим умом и его толкованием Островский в полной мере демонстрирует нам это.

    Трагический финал в чувствах и судьбе лишь подчеркивает реалистическую направленность произведения, несущего адекватные выводы автора о том, что счастливый конец романтизма по большей части является иллюзией и самообманом.

    Чувство и чувствительность; — это одна из вечных тем, которая прослеживается во многих произведениях любовной направленности. Playa Thunderstorm рассказывает о девушке по имени Кэтрин, которая в силу обстоятельств и выгоды. была замужем за человеком, который ей не нравился. У Екатерины эти две грани разума и чувства. Героиня пыталась напрячь силы, чтобы жить по воле разума, загоняя чувства на последний план. Но мысли и чувства к прекрасному завоевателю. Сердце Бориса взяло верх и она решилась на измену, в обход установленных законов общества.

    Но, в конце концов, Екатерина не смогла с этим жить, угрызения совести оказались сильнее разума. И снова чувства взяли верх и после признания мужу героиня утопилась.

    Опять же, на примере этого произведения можно сделать вывод, что нельзя давать волю чувствам во всех ситуациях, но и одним умом жить нельзя — надо идти к золотой середине.

    Если вы в раздумьях перед написанием сочинения Чувство и чувство по пьесе Островского Гроза; в первую очередь необходимо выявить эту проблему.

    Из-за этой проблемы главная героиня Катерина страдает от душевных мук. Как правило, ее заставляли выходить замуж за нелюбимого, как это было принято в XIX веке. Родители пытались выдать дочерей замуж за доходного богатого жениха.

    Так случилось и с нашей героиней, ее выдали замуж за Тихона Кабанова. И как это бывает, он отличается глупостью и никчемностью. Пьянство было его любимым занятием.

    Катерина не была счастлива, она искала и мечтала о свободе.

    Так она нашла понимание и утешение в объятиях Бориса, подарившего ей ласку. Она изменила мужу, но не смогла этого вынести. Разум и раскаяние не могли позволить ей жить дальше. Она призналась мужу и была встроена в реку.

    Play Гроза одно из самых трогательных произведений. Я помню, как плакал, когда читал ее в детстве. Хорошо видны чувства главной героини, и это несмотря на то, что ей не слишком легко.

    В сочинении можно написать о том, что именно пережила Катерина, как именно они повлияли на ее жизнь. В данном случае это любовь.

    У Катерины чувства побеждают разум, и именно он в конце концов и разрушает. В эссе можно сделать вывод, что чувства не всегда приносят радость.

    Разум и чувства в пьесе Островского «Гроза» встречаются в тот момент, когда героиня Катерина, уставшая от пьяного мужа, находит в себе чистое и нежное чувство к доброму Борису. В этот момент конфликт между разумом и чувством разрешился победой эмоций, но в то же время разум еще тяготил мысли Катерины.

    Пишут, что порядок общества часто противоречит сущности человека. Трудно жить с тем, кого не любишь, и именно так в пьесе были освещены браки XIX века.

    Разум и Разум — это немного несовместимые понятия, есть утверждения — думай головой (то есть разумом) или думай сердцем (то есть чувствами).

    В пьесе Островского «Гроза» главная героиня выдавала себя за нелюбимого человека, она разумом понимала, что надо, а сердцу не прикажешь. Как отключить чувства и жить только разумом? У Екатерины ничего не вышло, она изменила мужу и утопилась. Об этом можно написать, сравнив эти понятия. Что такое разум и что такое чувства. Как лучше жить, согласно разуму или чувствам (внутренний мир). Конечно, лучше попробовать совместить эти понятия, так жить будет намного проще. Естественно, это рассуждение надо переключить на поэму «Гроза» и на образ главной героини Екатерины. Вы можете оценить ее действия, попытаться понять и обдумать их, но могло ли все закончиться иначе?

    Эту работу можно разобрать на тему: когда чувства берут верх над разумными доводами.

    Вековая традиция родителей решать судьбы своих детей, в том числе выбирать им спутницу жизни, приводит главную героиню Катерину к несчастью: она вынуждена жить с состоятельным, но нелюбимым мужем Тихоном Кабановым.

    Но муж и героиня — люди разных характеров. Девушка хочет возвышенной жизни, реализации своего чувственного потенциала, а приземленная натура Тихона не способна дать ей удовлетворения, а лишь подчеркивает контраст между ними и еще больше углубляет пропасть между ними.

    Катерина находит утешение в объятиях Бориса, с которым решается на измену.

    Но честное воспитание и совесть девушки приводят к тому, что она не может жить в обмане. Ей не хватает духу решиться разорвать связь, и ей тяжело жить в обмане. Признавшись во всем мужу, она понимает, что ей придется и дальше жить в страданиях от непонимания со стороны мужа, Катерине ничего не остается, как покончить с собой.

  1. Проблема отцов и детей
  2. Проблема самореализации
  3. Проблема с питанием
  4. Любовная проблема
  5. Конфликт старого и нового

Проблематика произведения в литературоведении – это круг проблем, так или иначе затронутых в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В данной работе мы сосредоточим внимание на проблематике «Гроза» Островского. Литературное призвание А. Н. Островский получил после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Приданое», «Доходное место» — эти и многие другие произведения посвящены социально-бытовым темам, но вопрос о проблематике пьесы «Гроза» следует рассмотреть отдельно.

Спектакль был неоднозначно воспринят критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев заметил наметившийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой совершенно не принял пьесу. История «Грозы», на первый взгляд, довольно проста: все основано на любовном конфликте. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока ее муж уехал в другой город по делам. Не в силах справиться с угрызениями совести, девушка признается в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всей этой приземленной, обыденной жизнью кроются гораздо более масштабные вещи, грозящие разрастись до космических масштабов. Добролюбов называет описанную в тексте ситуацию «Темным царством». Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие только усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что не место сделало людей такими, что люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И вот «темное царство» начинает влиять на жителей. После подробного ознакомления с текстом можно увидеть, насколько широко раскрыта проблематика произведения «Гроза».

Проблемы в «Грозах» Островского разнообразны, но в то же время не имеют иерархии. Каждая проблема, взятая в отдельности, важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идет не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В спектакле показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жены и дочери практически бесправными. Семью возглавляет Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчетливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им делать то, что ей хочется. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Ее сын Тихон — человек слабый и бесхребетный. Мать, похоже, хотела видеть его таким, ведь в этом случае легче контролировать человека. Тихон боится что-либо сказать, высказать свое мнение; в одной из сцен он признается, что у него вообще нет собственной точки зрения. Ни себя, ни жену Тихон не может уберечь от истерик и жестокости матери. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врет маме, девушка даже поменяла замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшем. Тихон ни на какой бунт не способен, а Варвара сбегает из родительского дома с возлюбленным в финале пьесы.

Проблема самореализации

Говоря о проблемах Грозы, нельзя не упомянуть об этом аспекте. Задача реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит сборка вечного двигателя, изготовление громоотвода и получение электричества. Но весь этот темный, полуязыческий мир не нуждается ни в свете, ни в просветлении. Дикий смеется над планами Кулигина найти честный заработок, откровенно издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель никогда не изобретет ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, каковы те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не теряя себя. Но он не способен так остро чувствовать конфликт между реальностью и мечтами, как Катерина.

Проблемы с питанием

В городе Калиново власть не в руках соответствующих органов, а в руках тех, у кого есть деньги. Доказательством тому служит диалог Дикого торговца с мэром. Мэр сообщает торговцу, что на последнего есть жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикий не скрывает, что обманывает простых мужчин, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы воруют друг у друга, то можно красть и у простых жителей. У Калинова номинальная власть абсолютно ничего не решает, и это в корне неправильно. Ведь оказывается, что жить в таком городе без денег просто невозможно. Дикий возомнил себя чуть ли не царем-батюшкой, решающим, кому давать деньги в долг, а кому нет. «Итак, знай, что ты червь. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — так отвечает Дикая Кулигина.

Проблема любви

В «Гроза» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить с мужем, хотя не испытывает к нему никаких чувств, кроме жалости. Катя бросается из крайности в крайность: думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства Кати к Борису вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идет против общественного мнения и христианской морали. Ее чувства были взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя считала, что Борис, как и она, неспособен жить в замороженном городе и врать ради наживы. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из этой метафорической клетки, и в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которых ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась насчет Бориса. Юноша оказался таким же, как жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Дикимом ради получения денег, говорил с Варварой, что чувства к Кате лучше как можно дольше держать в тайне.

Конфликт старого и нового

Речь идет о противостоянии патриархального образа жизни новому порядку, предполагающему равенство и свободу. Эта тема была очень актуальна. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное право было отменено в 1861 году. Социальные противоречия достигли апогея. Автор хотел показать, к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Это подтверждают заключительные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! Зачем мне жить на свете и страдать! «В таком мире живые завидуют мертвым».

Больше всего это противоречие отразилось на главном герое пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в атмосфере, которую долгое время создавали жители Калинова. Она честна и чиста, поэтому ее единственное желание было таким маленьким и таким большим одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как ее воспитали. Катерина видит, что все совсем не так, как она себе представляла до замужества. Она не может позволить себе даже искреннего порыва обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может ее понять. Катерина остается одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не выдержала такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая ее душу в нечто светлое, способное улететь из «темного царства».

Можно сделать вывод, что проблемы в драме «Гроза» значительны и актуальны по сей день. Это нерешенные вопросы человеческого существования, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест товара

Слесаренко Яна

Любовь — самое сильное чувство на земле. Любовь — величайший и самый ценный дар человека. Когда мы любим кого-то, мы сами можем не замечать, как делаем добрые дела и дарим окружающему миру свое счастье. Однако любовь не всегда бывает счастливой. Например, когда дорогой вам человек не отвечает взаимностью, то в глубине вас возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом. В таких ситуациях человек теряется и не знает, что делать дальше: отдать верх своим чувствам или прислушаться к разуму.

Скачать:

Предпросмотр:

Когда возникает конфликт между разумом и чувствами?

Любовь — самое сильное чувство на земле. Любовь — величайший и самый ценный дар человека. Когда мы любим кого-то, мы сами можем не замечать, как делаем добрые дела и дарим окружающему миру свое счастье. Однако любовь не всегда бывает счастливой. Например, когда дорогой вам человек не отвечает взаимностью, то в глубине вас возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом. В таких ситуациях человек теряется и не знает, что делать дальше: отдать верх своим чувствам или прислушаться к разуму.

Вспомним художественные произведения, в которых раскрывается тема эссе и доказывается изложенная мною выше точка зрения. Так в повести И. С. Тургенева «Ася» главный герой г-н Н влюбляется в Асю и через некоторое время понимает, что очень любит эту героиню. Ася отвечает взаимностью и кажется, что у двоих влюбленных все должно быть хорошо. Однако г-н N на протяжении всего общения испытывает борьбу между своими чувствами и разумом. Он понимает, что не сможет жить без любимой, но разум подсказывает ему, что ему нужно будет нести большую ответственность за Асю. В результате разум Мистера N побеждает чувства, и молодой человек покидает Асю и уезжает из города. Таким образом, И.С. Тургенев изображает своего главного героя как человека, в котором идет внутренняя борьба между разумом и чувствами.

Другой пример — пьеса А. Островского «Гроза». Главная героиня Катерина переживает конфликт между чувством и разумом. Она понимает, что должна хранить верность мужу Тихону, но сердце Катерины принадлежит Борису. Главная героиня изображена очень светлым и любвеобильным человеком, она лучик света в этом темном царстве Кабановых. Катерина видит в Борисе тот же луч. Из-за новой любви у главного героя возникает конфликт между чувствами и разумом. Катерина не выдерживает этой борьбы и решает умереть, чтобы довершить внутренний разлад между чувствами и разумом.

Подводя итог сказанному, хотелось бы выразить надежду, что большинство людей живет в гармонии чувств и разума. А гармония — это человеческое счастье.

Островский грозовая тема верности и предательства. Признание Екатерины. Финал драмы. Общий вывод по работе

Мы часто слышим в жизни эти антонимы: верность и предательство. И каждый понимает эти слова по-своему. Верность чаще всего связана у людей с постоянством в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко кто задумывается над значением корня слова — вера. Вера – это вера в то, что непоколебимо в ваших представлениях, понимании. А измена – это нарушение верности по отношению к кому-то или чему-то. Измена может касаться чего угодно, например, есть прелюбодеяние, предательство Родины, предательство убеждений.

Хочу затронуть тему измены и верности. В первую очередь мне запомнилась драма А.Н. Островского «Гроза», где поднимается эта глобальная проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова, Борис в своем особенном платье казался Катерине особенным, ярким и неповторимым. Она влюбилась в него почти сразу. Своей деликатностью и тактом молодой человек отличался от местных жителей, для которых невежество, хамство и грубость – обычное дело. Катерина влюбилась в Бориса с первого взгляда и решила, что он ее судьба. Измена мужу в ее понимании вовсе не измена. Но девушку беспокоил факт присяги во время свадебной церемонии. Однако Тихон не смирился с изменой Катерины, она его любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он бьет жену по настоянию матери. Так предательство Катерины стало символом ее веры в Бога, в его благословение. Она решила покончить жизнь самоубийством только для того, чтобы не изменить своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина сохраняет верность мужу даже в самых трудных жизненных ситуациях. Когда жену Филиппа вербуют, а она остается беременной в ожидании ребенка, без мужа, героиня обращается за помощью к губернатору, пытаясь найти защиту. Ей повезло: начались роды, и крестной для ее ребенка стала воевода. Она способствовала освобождению мужа от рекрутской службы.

В наше время мало кто вкладывает в понятие верности особый глубокий смысл. Жизнь не изменилась в лучшую сторону, но все же и сейчас есть пары, которые живут вместе по пятьдесят и даже больше лет. Есть и люди, верные своему делу, своей профессии, своей вере.

Вместе со статьей «Сочинение по литературе на тему «Верность и предательство» читали:

Поделиться:

В жизни мы часто слышим эти антонимы: верность и предательство. И каждый понимает эти слова по-своему. Почему? Лояльность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко кто помнит значение корня слова — вера. Вера – это вера в то, что непоколебимо в ваших представлениях, понимании. Но предательство есть не что иное, как нарушение верности кому-то или чему-то. Согласно христианской этике, прелюбодеяние является особо тяжким грехом. Но предательство не обязательно должно быть в сфере веры. Есть такое понятие, как супружеская измена, измена, измена. Все это вариации этой всеобъемлющей концепции.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской неверности и супружеской неверности. И в связи с этим вспомним произведения нашей литературы. Эта проблема поднимается в драме А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, в отличие от жителей города Калинова, Борис в своем особенном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и тактичность совершенно не сочетаются с темнотой, невежеством, хамством и хамством местных жителей. Однако Катерина, никогда никого прежде не любившая, выбирает себе в женихи Бориса, человека, посланного Богом. Она, однажды сделав шаг навстречу своему избраннику, решает, что именно он и есть ее судьба. Измена мужу в ее понимании вовсе не измена. Она никогда не любила Бориса, хотя и старалась хранить ему верность. На самом деле он изменил это, потому что оставил ее одну в этом злом мире. Но ее мучает факт присяги во время свадебной церемонии. Однако Тихон не принимает измены Катерины, она его любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он бьет жену по настоянию матери. Так предательство Катерины становится символом ее веры в Бога, в его благословение. Она решает покончить жизнь самоубийством, лишь бы не менять своих убеждений, своей веры.

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина сохраняет верность мужу в самых трудных жизненных ситуациях. Когда ее жена Филиппа завербована, а она остается беременной в ожидании ребенка, без мужа, она решает обратиться за помощью к губернатору, стремясь найти защиту. Ей повезло: начались роды, и крестной для ее ребенка стала воевода. Она способствовала освобождению мужа от рекрутской службы. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую ​​верность своему свадебному обету.

Измена и верность — понятия взаимоисключающие, но в последнее время им никто не придает особого значения. Никто особо не старается хранить верность, никто не считает предательство страшным грехом. Границы стирались. Все в человеческой морали, в том, как оценивать поступки свои и чужие.

Очерк №1

Человек, совершивший измену, неминуемо наказан. Во-первых, он теряет самообладание. Совесть — самый жестокий судья предателю. Предательство может убить не только отношения, но иногда и людей, а также стать ударом по интересам всего государства. Если это так опасно, что может мотивировать такой поступок? Должна быть очень веская причина. Этот вопрос сложен и многогранен, поэтому часто затрагивается в литературе.

Катерина, героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», после женитьбы жилось непросто. Ее правдивая, чистая и мечтательная натура стремилась к чему-то высокому, настоящему, правдивому. А в доме мужа она была окружена лицемерием и произволом со стороны свекрови. А сам муж Тихон был просто жалким. Женщине хотелось вырваться из этого круга, хотя бы в мыслях. Она влюбилась в человека из «того» мира: образованного, одетого по-европейски, ласкового и скромного Бориса. И изменила мужу. Это было ужасной ошибкой не только потому, что измена есть страшный грех, который страшен для верующей Катерины, но и потому, что Борис так же жалок, как и Тихон. На предательство Катерину толкала любовь, столь необходимая в этом сером и жестоком окружающем ее мире. За это героиня поплатилась: она не смогла скрыть своего греха, созналась, а потом совесть и свекровь прикончили ее, и она утопилась. Это значит, что причинами предательства могут быть страсть и ненависть к тому, чему следует быть верным.

Гораздо хуже предательства в любви предательство Родины, пусть и ради не менее прекрасного чувства. Андрей, герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», был мечтательным, ранимым, жаждущим чувств и страстей — совсем не похож на сурового казака, для которого интересы Запорожской Сечи стоят во главе угла. Андрей ждал любви. И она настигла его на войне, герой был очарован польской дамой, ради нее он перешел на сторону врага, сказав: «Мое Отечество — это ты! … и все, что есть, продам, отдам, уничтожу за такое отечество». На предательство его толкнула любовь. Вот почему нельзя ставить женщину выше Родины, именно такое завещание дал ему отец Тарас Бульба.

Часто на измену толкают обстоятельства, которые сильнее нас. Часто в результате предательства вырисовываются заманчивые перспективы. Часто именно предательство кажется спасением от всего, что надоело и замучено в жизни. Однако предательство – худший выход из любой ситуации.

Очерк № 2

Понятие предательства достаточно широкое. Вы можете изменить себя, Родину, любимого человека. На каждый конкретный случай есть причины. Конечно, предательство нельзя оправдать, но хотя бы понять его причины можно. Ничего в жизни просто так не бывает. Иногда человеку не хватает любви, поддержки, тогда он предает близкого человека. Разочаровавшись в своем государстве, он идет на измену родине. Я ни в коей мере не оправдываю такие действия, просто пытаюсь разобраться, что толкает человека на измену и как этого избежать в жизни.

В литературе описаны практически все виды измены: любимому человеку, Родине, самому себе. Если говорить об измене в любви, то Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Женщина вышла замуж за старика, никогда его не любила, изменила ему с другим мужчиной и поплатилась за это собственной жизнью. Такая модель есть не только в этом конкретном произведении, но и в «Грозах» Островского.

Обеим женщинам, Анне Карениной и Катерине Кабановой, не хватало любви и внимания со стороны мужей. Они оба встретили молодых людей, влюбились без памяти и совершили грех. Авторы несут очень важную мысль: без чувств нельзя построить крепкий брак, ведь внезапно нахлынувшее чувство может разрушить жизнь. Можно также сказать, что у этих двух женщин не было четких жизненных принципов, если они поддавались велениям сердца.

Например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» тоже любила главного героя, но ей пришлось выйти замуж за другого человека. Но женщина не решилась на прелюбодеяние, потому что не могла предать свои нравственные идеалы. Моя точка зрения по этому очень сложному вопросу такова: только слабонервный человек может допустить предательство.

Измена Родине — достаточно распространенная ситуация в литературе. По рассказу А.С. В «Капитанской дочке» Пушкина Швабрин показан настоящим предателем. Его презирают за то, что он предал не только Родину, но и любимую девушку. Он пресмыкается перед врагом, чтобы не умереть и не драться. Я думаю, что страх – главная причина его поведения. Он боится трудностей, боится умереть за Родину и не имеет чести, в отличие от Петра Гринева.

Измена — очень сложная ситуация, которая сильно влияет на других. Люди должны быть верны друг другу, лучше сразу признаться в своих намерениях, чем нагло предать того, кто тебе верит.

Очерк №3

Что такое измена? И почему люди изменяют друг другу? Это сложные, философские и достаточно жизненные вопросы, над которыми, наверное, задумывался каждый. На мой взгляд, измена – это предательство, вероломство, нарушение лояльности к кому-либо. Я знаю, что люди изменяют по разным причинам. Для кого-то это новые ощущения, для кого-то материальная выгода, для кого-то чувство любви и страсти. Но я считаю, что обман — это грех. Человек не должен изменять тем людям, которые его любят, чтят и уважают. Он разрушит все, что любовники строили так долго.

Многие писатели обращались к этой теме в своих произведениях. Роман-эпопея Льва Толстого «Война и мир» заставляет читателя задуматься об отношениях между влюбленными людьми. Одна из главных героинь произведения – юная девушка Наташа Ростова.

Она достаточно прозорливая, игривая, чувственная, нежная и романтичная натура. Наташа Ростова мила и добра ко всем, всегда готова всем помочь. Такую очаровательную девушку трудно не заметить. Именно поэтому в нее влюбляется главный герой произведения Андрей Болконский. Он недолго заботится о Наташе, потому что она питает к нему ответные чувства. Их любовь прекрасна, чувственна, нежна. Но не все так просто. Молодым людям приходится откладывать свадьбу на год, потому что Андрею Болконскому необходимо лечение за границей. Наташа долго ждала своего избранника. Было уже время для встречи. Но вдруг девушка поняла, что хочет любить прямо сейчас, в эту самую минуту. И, как назло, в ее жизни появляется Анатоль Курагин, светский лев, покоривший множество женских сердец. Ему нравилась Наташа Ростова, и он решил влюбить ее в себя. А она, глупая и доверчивая, попалась на сладкие речи, страстные поцелуи и красоту героя. Наташа Ростова влюбилась в Анатоля Курагина и изменила своему избраннику. Девушке хотелось любви, ласки, нежности, объятий, поцелуев, ведь она такая натура, живет чувствами. Поэтому из-за долгой разлуки с Андреем Болконским Наташа не смогла устоять перед натиском опытного и лживого Анатоля Курагина. Ее потребность любить была сильнее, чем верность любимому человеку. Наташе Ростовой нужен был кто-то, кто подарит ее нежные чувства, поэтому она и пошла на измену. Измена девушки разрушила ее отношения с Андреем Болконским, и в итоге она осталась одна.

Приведу аргумент из другого литературного произведения. Это душещипательная повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В ней писатель рассказывает о двух молодых людях: бедной девушке Лизе и довольно состоятельном юноше Эрасте, который вел разбросанный образ жизни, думал только о своем удовольствии, искал его в светских увеселениях. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему показалось, что он нашел в ней именно то, что давно искал. Они познакомились, когда Лиза продавала цветы на рынке, и почти сразу влюбились друг в друга. Молодые люди довольно много времени проводили вместе, часто гуляли, много разговаривали. Лиза была очень счастлива с ним. Но со временем все изменилось. Эраст стал по-другому относиться к Лизе. Однажды он сказал ей, что его призывают в армию и им придется расстаться на несколько месяцев. Однако он обещает любить ее и надеяться на новую встречу. Лиза поверила его словам, надежда поселилась в ее сердце. Но через несколько месяцев в городе Лиза увидела Эраста, едущего в роскошной карете. Она тут же бросилась в его объятия. Но он молча отвел ее в кабинет и сказал ей, что все изменилось, и теперь он помолвлен с богатой женщиной. Это испугало бедную Лизу. Ведь Эраст клялся в любви и верности. Она надеялась на его чувства. Но оказалось, что молодой человек предпочел любимой девушке деньги и предал ее. Лиза не выдержала предательства любимого и покончила жизнь самоубийством. Но Эраст был несчастен до конца жизни. Он не обманул Лизу, сказав ей, что идет в армию, а вместо того, чтобы сражаться с врагом, сыграл в карты и проиграл все свое состояние, отчего и женился. Узнав о судьбе Лизы, он не мог утешиться и терзал себя мыслями, что это он убил Лизу. Эраст много раз жалел, что предал Лизу, их прекрасную любовь, что выбрал деньги, а не искренние чувства. Ведь предательство никогда ни к чему хорошему не приводит.

Подводя итог всему вышесказанному, сделаю вывод: измена — это порыв от безысходности любых ситуаций, ведь причин тому много. Но главное в этом поступке то, что многие люди даже не задумываются о последствиях этого поступка. Ломать легче, чем строить.

В драме А. Н. Островского «Гроза» тема предательства и верности раскрывается с помощью нескольких планов, так как автору было важно показать, что трагичность описанной им ситуации заключается не только в повседневный уровень. Поэтому важно проанализировать не только основной сюжет, но и образы персонажей, попытаться понять их мотивацию и характеры.

  • Обоснованное изменение . Размышляя о преданности и предательстве, прежде всего, читатель сразу обращает внимание на Катерину, так как она нарушает супружескую верность. Будучи замужем за Тихоном, героиня никогда не испытывала к нему сильных чувств. Но Борис, молодой, красивый, умный, показался ей идеалом, особенно в сравнении с мужем, и она влюбилась, сильно и искренне. И эта любовь, хотя она и казалась робкой и очень набожной Катерине преступной, в конце концов победила: после мучительного метания девушка поддается ей и решается на измену. По крайней мере, в ее суждениях одна только мысль о чувствах к другому мужчине была тождественна измене. Но на самом деле сильное стремление к любви у героини тесно переплетается с мечтой вернуть утраченную после замужества свободу, с чувством освобождения от безвольного Тихона, от бесконечного семейного гнета, от несправедливой, жесткой и ворчливой матери. -по закону. Неудивительно, что Катерина, ранее никак не реагирувшая на внимание поклонников, влюбляется в Бориса, ведь в нем она увидела человека более свободного, чем обитатели «темного царства». Таким образом, ее измена может быть оправдана, ведь она изначально вышла замуж против своей воли, а новая семья только давила на женщину, так и не став для нее родной.
  • Верность себе и своим убеждениям . Нарушая супружескую верность, Катерина остается верна себе. Заключенная в цепи невежественного общества, она не черствеет душой, но все же продолжает мечтать о том, как бы она летала, будь она птицей. Она способна на глубокие и всепоглощающие чувства. Героиня почти в начале произведения уже говорит о своей смерти: «Я выброшусь в окно, бросусь в Волгу. Я не хочу здесь жить, поэтому не буду, даже если ты меня порежешь! И правильно — Катерина не согласна терпеть удушающий, рабский уклад общества, прочно утвердившийся в Калинове. Именно поэтому у нее возникает конфликт со свекровью, которая пытается приучить ее к образу жизни «темного царства», который кажется калиновцам единственно правильным. Таким образом, последний выбор героини является доказательством верности ее идеалам и принципам. Если бы она приняла жестокие нравы от Домостроя, это значило бы предать себя.
  • Измена своему слову и любимой женщине . Предателем в пьесе был Борис, любовник Катерины. Юноша вроде бы отличается от обитателей «темного царства», но так ли это? Герой работает на своего дядю-тирана, который должен оставить ему наследство, но у Бориса нет доверия, ведь ему даже не платят. Однако он терпит и не оказывает никакого сопротивления, ссылаясь на то, что ему необходимо заботиться о сестре. В сцене последней встречи Катерины с возлюбленным Борис говорит ей, что он «вольная птица», но уезжает от нее в Сибирь по поручению дяди и не может взять с собой бедную девушку. Интересно, что ранее он говорил, что любит Катерину больше жизни, но в трудный для героини период сбегает; на прощание он постоянно повторяет, что ему некогда, и ему пора идти, хотя и видит, что его возлюбленная страдает. Катерина тотчас поняла, что он уходит от нее, но не рассердилась; ее чувства сильны и возвышенны, но, к сожалению, Борис все равно ее предает.
  • Верность себе . Одной из причин несчастливой жизни Катерины является верность горожан Калинова своему образу жизни. Здесь есть место произволу, жестокости, рабскому труду, злословию — в общем, удушливое, гнилое место. Старшее поколение в лице Кабановой и Дикого угнетает молодое в лице Катерины, Бориса и Варвары. Тихону тоже достается — он слишком слаб и безвольен, чтобы пытаться сопротивляться матери. Кабанова на протяжении всей работы оказывала давление на сына и его жену, учила их, указывала, какие отношения должны быть между супругами. Но сделала она это не только из своей прихоти — Кабанова свято верит в то, что говорит. Сама она так воспитана и считает, что такой образ жизни должен остаться. В городе Калинов царят невежество, хамство и угнетение, но многие жители уверены, что так и должно быть, и способствуют сохранению «темного царства». К сожалению, верность своим убеждениям не всегда является положительным качеством, ведь время идет, мир меняется, и каждый человек должен развиваться, а не топтаться на одном принципе, который с годами опровергает сама жизнь.
  • Лояльность вам во вред. В драме Н. А. Островского есть еще один герой, остающийся верным себе. Это Тихон Кабанов. Он живет в «царстве тиранов» и понимает это, но не предпринимает никаких попыток что-либо изменить. Он научился выживать в таком обществе, и если почувствует, что сил больше нет терпеть, то пойдет выпить с друзьями, а потом продолжит жить, как прежде. Тихон матери не противоречит, в пьесе есть даже унизительная для него и Катерины сцена, когда Кабанова говорит ему, что он должен перед отъездом сказать жене, какие указания ей дать. И он покорно повторяет все за ней. В конце произведения, когда Катерину нашли утонувшей, Тихон бросается на мать и винит ее в смерти жены, на что Кабанова отвечает, что поговорит с ним дома. Вряд ли обвинительные фразы героя означают, что он изменился: заключительная реплика принадлежит Тихону, но видно, что он жалеет только себя: «Молодец, Катя! И зачем я остался на свете жить и страдать.
  • Верность своим убеждениям. Механик Кулигин тоже сосуществует с Кабановыми и Дебрями, но в душе остается убежденным сторонником прогресса и просвещения. Он единственный воин в поле, и все же он пытается изменить жизнь города, привнести в нее новые веяния и открытия науки. Он не боится перечить сильным мира сего и говорит, что гроза — это просто электричество, а не Илья-пророк на колеснице. Герой понимает, что его никто не поддерживает, а жителям не нужны перемены, и все же он не изменяет себе, а идет своим тернистым путем, чтобы помочь обществу начать развиваться.
  • Таким образом, конфликт в спектакле «Гроза» — это конфликт разных времен и поколений. Трагедия заключается в том, что молодые люди не хотят и уже не могут жить так, как учат старшие, как написано в Домострое, но и жить «по-новому» они тоже не смогут: старые законы слишком сильны, слишком сильны убеждения их защитников, слишком тяжел гнет. Интересно, что в произведении такие понятия, как верность и измена, обычно имеющие определенный оттенок, приобретают двойное значение: измена не всегда от греховных помыслов, верность себе не всегда свидетельствует о стойком характере.

    Интересно? Сохраните себе на стену!

«Гроза». Это молодая женщина, еще не имеющая детей и живущая в доме своей свекрови, где, кроме нее и ее мужа Тихона, проживает и незамужняя сестра Тихона Варвара. Катерина давно влюблена в Бориса, который некоторое время живет в доме Дикого, его осиротевшего племянника.

Пока муж рядом, она втайне мечтает о Борисе, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, с помощью своей невестки, к которой Катерина Связь даже выгодна.

Главный конфликт романа — противостояние Катерины и ее свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове — глубокое болото, которое засасывает все глубже и глубже. «Старые понятия» превалируют над всем. Что бы ни делали «старшие», им все должно сойти с рук, вольнодумства здесь не потерпят, «дикое дворянство» здесь чувствует себя как рыба в воде.

Свекровь ревнует к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына ее власть над ним держится только на постоянных упреках и моральном давлении. В невестке, несмотря на свое зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную натуру, не поддающуюся ее тираническому гнету.

Катерина не питает к ней должного уважения, не дрожит и не смотрит Кабанихе в зубы, ловя каждое ее слово. Она не грустит, когда уходит муж, не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок — она другая, ее натура сопротивляется давлению.

Катерина — верующая женщина, и для нее грех — преступление, которое она не может скрыть. В доме родителей она жила, как хотела, и делала, что ей нравилось: сажала цветы, усердно молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странников. Ее всегда любили, и у нее развился сильный, своевольный характер, она не терпела никакой несправедливости, не умела лгать и маневрировать.

У свекрови, однако, ее ждут постоянные несправедливые упреки. Она виновата в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного уважения к своей матери, да и от жены его не требует. Вепрь упрекает сына в том, что он не оценил страдания матери во имя его. Власть тирана ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой прилюдно призналась впечатлительная Катерина, — повод для Кабаных радоваться и повторять:

«Я же говорил! И никто меня не слушал!

Все грехи и проступки от того, что, улавливая новые веяния, не слушают старших. Мир, в котором живет старшая Кабанова, ее вполне устраивает: власть над семьей и в городе, богатство, жесткое моральное давление на семью. Это жизнь Кабаных, так жили ее родители, и их родители — и это не изменилось.

Пока девушка молода, она делает, что хочет, но когда выходит замуж, то словно умирает для мира, появляясь с семьей только на рынке и в церкви, да изредка в людных местах. Так что Катерина, приехав в дом мужа после вольной и счастливой юности, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То самое чувство чуда, которое вот-вот наступит, ожидание неизвестного, желание прилететь и воспарить, которое было с ней со времен свободной юности, никуда не исчезло, и взрыв все равно бы случился . Даже если бы не связь с Борисом, Катерина все равно бросила бы вызов тому миру, в который попала после замужества.

Катерине было бы легче, если бы она любила своего мужа. Но каждый день, наблюдая, как Тихона безжалостно подавляет свекровь, она теряла к нему чувства, а то и остатки уважения. Она жалела его, время от времени подбадривая и даже не очень обижаясь, когда Тихон, униженный матерью, вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя и находится в таком же униженном положении из-за сестры, как и Тихон. Поскольку Катерина видится с ним недолго, она не может оценить его душевные качества. И когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и чувством вины, чтобы понять, что его положение не лучше, чем у Тихона. Борис, все еще цепляясь за слабую надежду, что он получит что-то из бабушкиного состояния, вынужден уйти. Он не зовет с собой Катерину, его душевных сил на это не хватает, и он уходит со слезами:

«О, если бы силы были!»

У Катерины нет выхода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *