Характеристика Варвары из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героини для сочинения в таблице
Одним из женских персонажей пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Варвара Кабанова — младшая сестра Тихона и дочь Кабанихи. Несмотря на свою второстепенность, героиня отличается ярким, самобытным характером, который привлекает к ней внимание. Характеристика Варвары наглядно демонстрирует возможность противостояния «тёмному царству». Нравственно искалеченная, но не сломленная, Варвара отчаянно борется за личную свободу и в итоге находит в себе силы, чтобы навсегда покинуть ненавистный отчий дом.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Варвара Кабанова.
Возраст — не указан, юная девушка до 20 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — мать Марфа Игнатьевна Кабанова, старший брат Тихон.
Социальное положение — купеческая дочь.
Происхождение — родом из богатой купеческой семьи.
Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.
Образование — посредственное, малограмотная девушка.
Внешность — юная привлекательная девушка.
Характер — смелая, решительная, хитрая, изворотливая, практичная, свободолюбивая, жизнерадостная.
Положительные черты — добрая, жалостливая, рассудительная, практичная.
Отрицательные черты — хитрая, аморальная.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Варвары с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Варвара — дочь богатой купчихи Марфы Кабановой, сестра Тихона.
«Варвара, сестра Тихона»
Источник: Действующие лица
Внешность
Варвара — юная красивая девушка.
«Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров?.. Красота-то ваша вас радует?»
Источник: Барыня Варваре и Катерине, Действие первое, явление 8
Черты характера и поступки
Варваре свойственна жалость. Она — живой человек, способный и любить, и проявлять чувство милосердия по отношению к другому.
«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Источник: Действие первое, явление 7
Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.
Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)
Варвара. За что ж мне тебя не любить-то».
Изначально Варвара была честной девушкой, однако жизнь в доме с деспотичной, грубой матерью вынуждает её постоянно врать и изворачиваться.
«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…»
Источник: Действие первое, явление 2
Варваре свойственен здоровый эгоизм. Она искренне не понимает, зачем себя добровольно мучить, если эта жертва никому не принесёт пользы.
«А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
Источник: Действие первое, явление 7
Всю жизнь живя среди обмана и лицемерия, Варвара считает, что можно позволить себе делать, что хочешь, главное — соблюсти внешние приличия.
«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Источник: Действие первое, явление 2
Варвара — девушка на выданье, но она считает себя «испорченной», так как тайком от матери встречается с Кудряшом.
«Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.
Источник: Действие первое, явление 7
Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя».
«Да что ты затеяла-то, греховодница!»
Источник: Действие второе, явление 9
«У меня свои грехи есть».
Источник: Действие первое, явление 7
«Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».
Источник: Действие третье, явление 3
Варвара тайком встречается с Кудряшом по ночам, украв у матери ключ от калитки.
«Я теперь гулять пойду… В саду, за малиной, есть калитка, её маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила».
Источник: Действие второе, явление 9
Варвара по-женски понимает Катерину и не упрекает её в том, что та полюбила другого. Она всячески пытается помочь Катерине, морально поддерживает её.
«Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!
Источник: Действие первое, явление 7
Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет».
«На вот, может быть, понадобится. (Подаёт ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке».
Источник: Действие второе, явление 9
Варвара привыкла решать быстро проблемы, она не любит много разговаривать.
«Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора…»
Источник: Действие второе, явление 9
Варвара не привыкла осуждать других людей, поскольку сама понимает, что далеко не идеальна.
«Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть».
Источник: Действие первое, явление 7
Варвара, не выдержав тяжёлой атмосферы в доме, сбегает от деспотичной матери вместе со своим возлюбленным Кудряшом.
«Кабанов …Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.
Источник: Действие пятое, явление 1
Кулигин. Куда ушла?
Характеристика Варвары другими героями
Катерина
Варвара становится для Катерины единственным человеком, который искренне её жалеет. Катерина считает её милой девушкой.
«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Источник: Действие первое, явление 7
Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.
Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)
Варвара. За что ж мне тебя не любить-то.
Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти».
Катерина, узнав о том, что Варвара хочет устроить свидание Катерины с Борисом, называет её греховодницей.
«Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»
Источник: Действие второе, явление 9
Подробная характеристика Катерины.
Кабанов
Тихон, как никто другой знает, как сильно способна Кабаниха замучить собственных детей бесконечными упрёками и нравоучениями. Он не осуждает Варвару, которая, не выдержав материнской деспотии, сбежала из дома со своим возлюбленным Кудряшом.
«Кабанов …Так, братец Кулигин, всё наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.
Источник: Действие пятое, явление 1
Кулигин. Куда ушла?
Кабанов. Кто её знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Варвары вместе!
Биография
Варвара Кабанова — молодая красивая девушка, купеческая дочь. После смерти отца она вместе со старшим братом Тихоном воспитывалась властной, тираном матерью Марфой Кабановой.
Втайне от матери Варвара встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком купца Дикого. Похитив у матери ключ от калитки, она каждую ночь проводит со своим возлюбленным. Подобные ночные свидания могут серьёзно испортить репутацию любой незамужней девушке, однако Варвара привыкла делать то, что хочет.
Варвара искренне жалеет Катерину и поддерживает её желание встретиться с Борисом. Она содействует их роману, так как понимает, что её брат Тихон недостоин Катерины.
В итоге Варвара, устав от бесконечных скандалов с матерью, сбегает из отчего дома вместе со своим возлюбленным Кудряшом.
Образ Варвары
Варвара — смелая, решительная, жизнелюбивая девушка со стойким характером. Воспитываясь в равных условиях со своим братом Тихоном, она не поддаётся влиянию матери. Не в силах противостоять ей открыто, она учится обманывать и изворачиваться, чтобы таким образом подстроиться под правила, установленные Кабанихой.
Жизнь с грубой, невежественной, деспотичной матерью нравственно уродует Варвару. У неё стирается представление о морали, однако она по-прежнему остаётся доброй, милосердной, способной искренне пожалеть другого человека.
Варвара — не из тех, кто будет страдать и убиваться. Она любит и ценит жизнь, готова до последнего бороться за своё право быть свободной и счастливой. Варвара умеет наслаждаться каждым моментом жизни и не собирается приносить себя в жертву чьим-то прихотям.
Будучи рассудительной, трезвомыслящей девушкой, Варвара на всё имеет собственную точку зрения и способна отстаивать её. Она никогда не будет пресмыкаться перед мужчиной, перед старшими. Свободная от предрассудков, Варвара готова строить жизнь по собственному усмотрению и именно поэтому сбегает из родительского дома.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Варвара Кабанова — одна из ярких второстепенных героинь драмы А. Н. Островского «Гроза». Смелая, решительная, жизнелюбивая, она является символом нового поколения, способного противостоять патриархальным устоям «тёмного царства». Ее отношение к собственной жизни как к единственной ценности вызывает уважение.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать слабые стороны «тёмного царства» и возможность противостояния ему, несмотря ни на что. Цитатная характеристика Варвары позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Описание и характеристика героев пьесы Александра Островского «Гроза»
Меню статьи:
- Местный механик-самоучка Кулигин
- Ваня Кудряш – возлюбленный Вари
- Борис – племянник Дикого
- Дикой – представитель «темного царства»
- Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы
- Тихон, сын Кабановой
- Варвара – сестра Тихона
- Катерина – главная героиня пьесы
Пьеса Александра Островского «Гроза» – настоящее наследие для будущих поколений. Несмотря на то, что она была написана почти два века назад, ее сюжет затрагивает насущные проблемы нашего неспокойного времени. Те же проблемы невестки и свекрови, мужа и жены, матери и детей… События произведения происходят на побережье реки под названием Волга, в вымышленном городе Калинове. Там, в этом, на первый взгляд, тихом месте развивается настоящая драма, виной которой – обыкновенные люди. Но чтобы понять, что произошло, нужно познакомиться с героями пьесы и определить ту роль, которую каждый из них играет в произведении.
Этот герой фигурирует с самого начала пьесы. Он механик-самоучка, который является своеобразным экскурсоводом. По натуре Кулигин – добрый человек, который привык поступать соответственно устоявшимся правилам. Говоря о других и оценивая их нравы, он очень точен в своих суждениях. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о громоотводе, о перпету-мобиле, о честном труде, однако, увы, его заветным желаниям не суждено сбыться.
Ваня Кудряш – возлюбленный Вари
Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием пьесы “Бедность не порок” А. Островского по действиям и явлениям.
Он – сильный, умный, хорошо сложенный парень, которого любит Варвара Кабанова. Между ними возникает светлое и доброе чувство, хотя чтобы избежать скандалов со стороны матери Варвары, эти отношения приходится тщательно скрывать.
Борис – племянник Дикого
Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного. Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.
Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.
Таким образом, можно сделать вывод, что Борис – не столько положительный, сколько отрицательный персонаж пьесы Александра Островского «Гроза».
Дикой – представитель «темного царства»
Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.
Ему не важно что думают другие по поводу того или иного вопроса, Дикой считает единственно правильным собственное мнение. Он ни перед чем не останавливается, нагло отбирая нахрапом то, что нажито непосильным трудом. Со всеми ругаясь, бранясь, этот герой получает удовольствие. Он кричит на своих работников, которые приходят за положенным жалованием, повышает голос на членов семьи, которым больше всего достается от характера Савла Прокофьича. Зная, что судьба племянника в его руках, он злоупотребляет своими полномочиями в отношении Бориса, ведь тот ради получения наследства готов исполнить любые его требования. На равных Дикой может общаться только с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая, к удивлению, понимает его натуру. Савл Прокопьич олицетворяет нравы маленького провинциального городка. С помощью этого образа автор хотел показать читателю необходимость перемен во взглядах и поведении общества в то время.
Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы
Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего. «Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.
Кроме того, Марфа Игнатьевна – лицемерная и хладнокровная старуха, которая любит читать морали своим детям, при этом не исполняя того, что советует сама. Кабанова привыкла добиваться своего не иначе, как упреками и угрозами, ей неведомы такие чувства как любовь и сострадание. Она ошибочно считает, что дети должны настолько почитать родителей, что их мнение не берется в расчет. Косвенно Кабанова становится главной причиной страшной гибели ее невестки Катерины, но не осознает этого.
Тихон, сын Кабановой
Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.
С детства привыкший жить в полном подчинении строгой матери, он вырос слабовольным и бесхарактерным.
Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.
Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Кабанихи” в пьесе А. Островского “Гроза”
Только один раз, в конце пьесы, когда произошла трагедия с его супругой Катериной, Тихон воскликнул, упрекая мать: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И здесь показано, что даже загнанный в тупик человек способен отстаивать свою позицию. Только жаль, поздно он понял, какой драгоценностью и сокровищем для него была жена.
Варвара – сестра Тихона
Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра. Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно. Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.
Чтобы устранить препятствия для встреч с любимым, Варвара просто поменяла замок. Таким образом, она обезопасила себя от лишних всплесков гнева матери. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Эта девушка, во-первых, практична, во-вторых, жизнелюбива, в-третьих, умна и проницательна. Кроме того, она единственная в семье, кто поддерживает Катерину и дает ей дельные советы. В произведении установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в образе Варвары.
Катерина – главная героиня пьесы
В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.
Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.
А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.
Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос. Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины. Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.
Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису. И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?»
И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».
После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте. Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек. Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.
Автор: Виктория Давыдова
Характеристики персонажей. «Гроза» Островский А.Н.
Островский не зря назвал свое произведение «Гроза», ведь раньше люди боялись стихии, связывали ее с карой небес. Гром и молния внушали суеверный страх и первобытный ужас. Писатель описал в своей пьесе жителей провинциального городка, которые условно делятся на две группы: «темное царство» — богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» — терпящие произвол тиранов. Подробнее о жизни людей расскажут характеристики персонажей. Буря раскрывает истинные чувства героев пьесы.
Характеристики Дикого
Савел Прокофьич Дикий — типичный тиран. Он богатый купец, которым не управляют. Родных истязал, от его оскорблений домой бегал на чердаки и в чуланы. Купец груб со слугами, угодить ему невозможно, он обязательно найдет за что зацепиться. Выпрашивать уговоры Дикого нельзя, потому что он очень жадный. Савел Прокофьич человек невежественный, сторонник патриархального строя, не хочет знать современный мир. О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает, что такое гроза. На этом характеристика героев «темного царства», к сожалению, не заканчивается.
Описание Кабанихис
Кабанова Марфа Игнатьевна — воплощение патриархального образа жизни. Состоятельная купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама должна неукоснительно им следовать. Кабаниха довела всех до отчаяния — такова характеристика героев. «Гроза» — пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина подает милостыню нищим, ходит в церковь, но не дает жизни ни своим детям, ни невестке. Героиня хотела сохранить старый уклад жизни, поэтому держала семью в страхе, учила сына, дочь, невестку.
Характеристики Екатерины
В патриархальном мире можно сохранить человечность, веру в добро — это показывает характеристика героев. «Гроза» — пьеса, в которой происходит противостояние нового и старого мира, только герои произведения по-разному отстаивают свою точку зрения. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она росла в любви и понимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее это устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и были женаты. Но Катерине не нравится роль униженной невестки, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.
Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в ее любви к Борису. Екатерину погубило окружение, отсутствие надежды подтолкнуло к самоубийству, ведь она не могла жить в домашней тюрьме Кабанихи.
Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру
Варвара — сильный человек, который не хочет жить по законам патриархального мира, но и открыто сопротивляться воле матери не собирается. Ее искалечил дом Кабанихи, ведь именно здесь девушка научилась лгать, хитрить, делать то, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих злодеяний. Чтобы показать способность некоторых людей приспосабливаться к различным условиям, Островский написал свою пьесу. Буря (характеристика персонажей показывает, какой удар Варвара нанесла матери, вырвавшись из дома) вывела всех на чистую воду, во время непогоды жители городка показали свои истинные обличия.
Тихон — слабый человек, воплощение завершения патриархального образа жизни. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от материнского произвола. Именно Кабаниха довела его до пьянства, и разрушила семейное счастье своими нравоучениями. Тихон не поддерживает древний порядок, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова. Только после смерти жены герой решает восстать против Кабанихи, обвиняя ее в убийстве Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев. «Гроза» — пьеса с трагическим концом, но верой в лучшее будущее.
Композиция на тему «Гроза» Островского. Темы произведений по драме Островского «Гроза»
Пьеса Николая Островского, которую петербургские зрители впервые увидели в 1859 году, вызвала широкий резонанс. Затем последовало бурное обсуждение, которое касалось в первую очередь образа главной героини. Работа достойна внимания и сегодня. И поэтому работа над «Грозами» Островского — одно из заданий, неизменно присутствующих в школьной программе.
Критика
Критик Добролюбов подверг пьесу тщательному исследованию. Его статьи — классическая интерпретация произведения, хотя и имели ярко выраженный социальный уклон. Позже точку зрения Добролюбова частично опроверг другой литературовед, заявив, что Катерина не является представительницей нового поколения. Таким литературным героем может быть только тургеневский Базаров. Добролюбов не мог выступить в защиту своей точки зрения, так как его в тот момент не было в живых. Но все же, чтобы написать полноценный очерк о «Грозах» Островского, следует хотя бы поверхностно познакомиться с творчеством русского критика.
Анализ
Образ героини, не соответствующий традициям провинциального купечества, не случаен. Судьба Катерины, мечтающей об искреннем счастье, — следствие отживших явлений, подтачивающих основы жизни. Основным фоном в произведении стали воспоминания о старых добрых временах. Сочинение Островского «Гроза» предполагает сравнительный анализ образа Катерины с другими героями.
«Гроза» — пьеса символическая, но в ней присутствуют фольклорные мотивы. В пьесе также есть аллюзия на сказку о принцессе, заточенной страшной ведьмой в каменном замке. Однако принцу не удается спасти героиню. Борис — посторонний, приехавший из более оживленного города. Его Островский наделен качествами человека мыслящего, но не способного к действию. Борис смог разбудить «спящую красавицу», но не решился взять ее с собой в далекие края. Сочинение на тему «Гроза» Островского можно посвятить тому символизму и мотивам, которые присутствуют в произведении.
Калинов
Образ города — символ сонного царства, аллюзия на страшную народную сказку. Калининцы замкнуты в своих географических и духовных взглядах. Символичен образ странника, который говорит о стране обетованного и неведомого миров, а о других русских городах говорит как о чем-то крайне далеком и недосягаемом. Одна из тем, которую сегодня пишут школьники, — сочинение на тему «Гроза» Островского, «Провинциальное общество». И при работе над такой задачей стоит обратить внимание на образы, мотивы и аллюзии, которые присутствуют в драме.
Темные силы
В пьесе нет непосредственных виновников смерти героини. Все жители «темного царства» несут ответственность. Классической темой, которую восьмикурсники рассматривают на уроках литературы уже несколько десятков лет, является «Луч света в темном царстве», за которым следует сочинение Островского «Гроза». Жизнь в этом маленьком городке действительно уныла. Словосочетание «темное царство» символизирует как бездуховность местных жителей, так и жестокость, которые, впрочем, в данном случае — синонимы.
Всеобщее послушание
У героев пьесы нет свободы на свободу вообще. Катерина становится единственной, кто не хочет повиноваться судьбе. Героиня нарушает привычный ход событий, за что ей грозит жестокое наказание. Тема тирании — одна из главных в творчестве Островского. В городе господствует глупость и невежество, которые являются хоть и косвенной, но все же причиной трагедии. Жители находятся в каком-то суеверном страхе, который их сковывает. И никто из горожан не способен сделать ни малейшего шага в сторону от установившегося отжившего порядка.
Кабанова
Свекровь Катерины держит свою семью в страхе. Кабанова — олицетворение всего города. И она считает, что нарушение правил и норм – это разрушение всего живого. Мать бьет сына, и даже в день смерти любимой жены боится ослушаться ее. Эта героиня придала однозначно отрицательные черты Островскому А.Н.
Школьное сочинение
По работе на тему «Гроза» в школьной программе предусмотрены стандартные темы для обсуждения.