Сочинение на тему нравов города Калинова из пьесы Островского «Гроза»
В 1859 году Островский написал пьесу «Гроза». В ней описывается конфликт старых традиций с новыми требованиями жизни — все это отражают нравы города Калинова. Сочинение по произведению позволит разобраться в характерах основных персонажей, проблемах устаревших взглядов, понять поведение городских жителей и тех, кто не разделяет их мировоззрение.
Жители города
В пьесе есть главные и второстепенные персонажи. Они отличаются характерами, взглядами и поведениями. Основные герои:
- Марфа Кабанова, или Кабаниха,
- Тихон Кабанов,
- Катерина,
- Борис,
- Варвара,
- Савел Дикой,
- Кудряш,
- барыня,
- Кулигин,
- Глаша,
- Феклуша.
Купцы враждуют между собой, строят друг другу козни. Семьи страдают от взаимных претензий, «за высокими заборами проливаются невидимые и неслышимые слезы» (отрывок из пьесы). В монологе Кулигина первая фраза кратко отражает весь домостроевский порядок города: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите».
Нравственные законы в Калинове сменились силой денег и власти. Те, кто отличается благосостоянием, могут издеваться над бедными, подавлять их и безнаказанно оскорблять. Почему так происходит, не может ответить даже городничий. Ведь и с ним разговаривают, как с неразумным человеком. Купцы объясняют свои поступки — невыплату денег рабочим — личной выгодой.
Хотя такие, как Дикой, умеют скрывать свою жадность под ложным раскаянием. Быт Калинова основан на постоянной лжи друг другу, упреках и доминировании богатых над бедными. Жители города отрицают прогресс, они не считаются с личностью и индивидуальностью. Они стремятся следовать старым порядкам и традициям, заставляют молодое поколение соблюдать их.
Установленные порядки
Некоторые персонажи позволяют дать определение «темному царству». Они олицетворяют все порядки и нравы города. К таким можно отнести богатую и знатную верхушку:
- Кабаниха,
- Кудряш,
- Дикой,
- Борис,
- Феклуша,
- Глаша.
Кабаниха — центральный образ пьесы. Марфа Игнатьевна заставляет страдать все свое семейство, где царит страх. Она строго соблюдает старинные обычаи, в которых воспитывали и ее. Купчиха считает, что все отношения должны строиться на тирании и подчинении. Хамство и невежество для нее — признаки аристократичности. Хозяин должен бить своих слуг, а муж — детей и жену. Только в такой семье может царить мир и покой.
Хотя Кудряш встречается со своевольной дочерью Кабанихи, сам он тоже отражает нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза». Это дерзкий, развязный молодой человек, который стремится к богатству и власти. Его жизнь не отличается от судьбы любого другого горожанина.
Дикой проявляет ненависть к личности человека, не стремится к знаниям и образованности. Он презирает прогресс, отличается равнодушием к страждущим. Но именно за это купец и ценится в обществе себе подобных. Он никогда не оказывал никому помощи без личной выгоды. Савел Прокофьевич старается запугать и унизить как можно больше людей, так у него повышается самомнение.
Борис, его племянник, сначала предстает перед читателями честным и справедливым молодым человеком. Но на самом деле он труслив и лицемерен. Сначала юноша строил отношения с Катериной, но позже трусливо сбежал от нее. Его испугал роман с замужней женщиной, он не захотел брать на себя ответственность за эту связь.
Феклуша — странница, которая осталась жить у Кабанихи. Она хорошо вписалась в общество города Калинова, каков не отличается образованностью. Женщина умеет льстить и манипулировать окружающими ради своей выгоды. Феклуша боится любых перемен, так как они могут отразиться на ее благосостоянии.
Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза» — Мегаобучалка
Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
(В. Г. Белинский)
Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего «золотого века». В 1955–1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают проявляться всё активнее. Художественное произведение наделяется особой функцией: оно должно поменять систему ориентиров, переформировать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, а одной из главных проблем становится вопрос о том, как искажает человека социум. Разумеется, многие писатели в своих произведениях пытались решить поставленную проблему. Например, Достоевский пишет «Бедных людей», в которых показывает бедность и безысходность низших слоёв населения. Этот аспект был также и в сфере внимания драматургов. Н. А. Островский в «Грозе» жестокие нравы города Калинова показал достаточно ярко. Зрители должны были задуматься над социальными проблемами, которые были характерны для всей патриархальной России.
Обстановка в городе Калинове совершенно типична для всех провинциальных городов России второй половины XIX века. В Калинове можно узнать и Нижний Новгород, и города Поволжья, и даже Москву. Фраза «жестокие нравы, сударь» произносится в первом действии одним из главных героев пьесы и становится основным мотивом, который связан с темой города. Островский в «Грозе» монолог Кулигина о жестоких нравах делает достаточно интересным в контексте других фраз Кулигина в предыдущих явлениях.
Итак, пьеса начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Кудряш не считает пейзаж чем-то особенным, внешние декорации мало для него значат. Кулигин же, напротив, восхищается красотой Волги: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Далее на сцене появляются другие действующие лица, и тема разговора меняется. Кулигин говорит с Борисом о жизни в Калинове. Оказывается, жизни-то, собственно, здесь и нет. Застой и духота. Подтверждением этому могут служить фразы Бориса и Кати о том, что в Калинове можно задохнуться. Люди, кажется, глухи к проявлению недовольства, а причин для недовольства очень много. В основном они связаны с социальным неравенством. Вся власть города сосредоточена лишь в руках тех, кто имеет деньги. Кулигин говорит о Диком. Это грубый и мелочный человек. Богатство развязало ему руки, поэтому купец считает, что вправе решать кто может жить, а кто нет. Ведь многие в городе просят в долг у Дикого под огромные проценты, при этом они знают, что Дикой, вероятнее, не даст этих денег. Люди пробовали жаловаться на купца городничему, но это тоже ни к чему не привело — городничий на самом деле не имеет совершенно никакой власти. Савл Прокофьевич позволяет себе оскорбительные комментарии и ругань. Точнее, его речь составляет только это. Его можно назвать маргиналом в высшей степени: Дикой часто выпивает, лишён культуры. Ирония автора в том, что купец богат материально и совершенно нищ духовно. В нём будто нет тех качеств, которые делают человека человеком. При этом находятся и те, кто смеётся над ним. Например, некий гусар, который отказался выполнять просьбу Дикого. А Кудряш говорит, что не боится этого самодура и может ответить Дикому на оскорбление.
Кулигин также говорит и о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова «под видом благочестия» творит жестокие вещи. Её манипуляции и обращение с семьёй может привести в ужас любого человека. Кулигин характеризует её так: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Характеристика оказывается вполне точной. Кабаниха представляется гораздо ужаснее, чем Дикой. Её моральное насилие над близкими людьми не прекращается никогда. И ведь это — её дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который и рад бы сбежать от опеки матушки, но боится её гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до суицида. У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора в том, что патриархальным миром руководит властная и жестокая женщина.
Именно в первом действии наиболее явно изображены жестокие нравы тёмного царства в «Грозе». Устрашающие картины социальной жизни контрастно противопоставлены живописным пейзажам на Волге. Простору и свободе противопоставлены социальное болото и заборы. Заборы и засовы, за которыми жители отгородились от остального мира, закупорились в банке, и, верша самосуд, самовольно гниют от нехватки воздуха.
В «Грозе» жестокие нравы города Калинова показаны не только в паре персонажей Кабаниха — Дикой. Кроме этого, автор вводит ещё несколько значимых действующих лиц. Глаша, служанка Кабановых, и Феклуша, обозначенная Островским как странница, обсуждают жизнь города. Женщинам кажется, что только здесь всё ещё сохраняются старые домостроевские традиции, а дом Кабановых — последний рай на земле. Странница рассказывает об обычаях других стран, называя их неверными, ведь там нет христианской веры. Такие, как Феклуша с Глашей, заслуживают «скотского» обращения от купцов и мещан. Ведь эти люди беспросветно ограничены. Они отказываются понимать и принимать что-либо, если это расходится с привычным миром. Им хорошо в той «бла-а-адати», которую они себе построили. Дело не в том, что они отказываются видеть реальность, а в том, что реальность считается нормой.
Безусловно, жестокие нравы города Калинова в «Грозе», характерные для общества в целом, показаны несколько гротескно. Но благодаря такой гиперболизации и концентрации негатива автор хотел добиться реакции от публики: люди должны осознать, что перемены и реформы неизбежны. Нужно самим участвовать в изменениях, иначе эта трясина разрастётся до невероятных масштабов, когда изжившие себя порядки подчинят себе всё, окончательно убрав даже возможность развития.
Приведенное описание нравов жителей города Калинова может быть полезно 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему «Жестокие нравы города Калинова».
Гроза
Символика названия пьесы — гроза. В чем символический смысл драмы Островского «Гроза»
Использовал этот прием в комедии «Горе от ума». Суть в том, что предметы наделяются определенным символическим значением. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяться несколько раз по всему тексту. В этом случае значение символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вошли в название произведения. Именно поэтому необходимо акцентировать внимание на значении названия и образной символике драмы «Гроза».
Для ответа на вопрос, что содержит в себе символика названия пьесы «Гроза», важно знать, почему и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстает в нескольких ипостасях. Во-первых, это природное явление. Калинов и его обитатели словно живут в ожидании грозы и дождя. События, разворачивающиеся в спектакле, занимают около 14 дней. Все это время от прохожих или от главных героев слышны фразы о том, что приближается гроза. Буйство стихии – кульминация пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене.
Более того, раскаты грома сопровождают почти все четвертое действие. С каждым тактом звук становится громче: Островский как бы готовит читателей к высшей точке конфликта.
Символика грозы включает в себя и другое значение. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозы, потому что не видит в ней ничего мистического. Дикий считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ судьбы и судьбы — после самого раскатистого удара грома девушка признается в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, потому что для нее это равносильно Страшному суду… В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честной с собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свое значение. Об этом он говорит в начале рассказа: Тихону нужно на время уйти, а значит, он должен потерять материнский контроль и приказы. «Не будет надо мной две недели грозы, на ногах нет кандалов…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.
Одним из главных символов в «Грозах» Островского является река Волга. Она словно разделяет два мира: город Калинов, «темное царство» и идеальный мир, который каждый из персонажей придумал для себя. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река — это бассейн, который притягивает красотой. Из символа мнимой свободы река превращается в символ смерти.
Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого захватывающего пространства. «Я говорю: почему люди не летают, как птицы? Знаешь, иногда мне кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так и тянет лететь, — говорит Катя Варваре.
Птицы символизируют свободу и легкость, которых не хватает девушке.
Символ двора отследить несложно: он появляется несколько раз на протяжении всего произведения. Кулигин в беседах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, не призванным доискиваться до истины и наказывать за нарушения. Он может только занять время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С ее точки зрения, только христианский суд и суд по законам домостроения может судить праведно, а остальные погрязли в грехе.
Катерина же говорит о Всевышнем и о человеческом суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для нее на первом месте христианские законы, а не общественное мнение: «Если я не побоялся греха за вас, то убоюсь ли я суда человеческого?»
На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются калиновцы, изображены сцены из Священного Писания. В частности, картины огненного ада. Сама Катерина вспоминает это мифическое место. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых Катя боится. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но в то же время через смерть девушка обретает свободу.
Символика драмы «Гроза» детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приема автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Данная информация будет полезна для 10 классов при написании сочинения на тему «Смысл названия и символика пьесы «Гроза».
Значение названия и символика пьесы «Гроза» Островского — сочинение на тему |
Наделение как явлений, так и предметов символическим значением очень характерно для произведений реалистического направления в литературе.
А.С. Грибоедов первым использовал такой принцип в своем произведении «Горе от ума». А.Н. Островский идет по стопам Грибоедова, используя тот же прием, он наделяет символизмом слова героев произведения «Гроза», явления природы и саму природу.
Еще одной исключительной чертой пьес Островского является символизм и само название произведения.
Каково значение и роль символов в пьесе Островского «Гроза»?
Одним из самых основных символов является река Волга и вид на другой берег.
Река выступает границей между свободной жизнью по ту сторону и зависимой, невыносимой жизнью по ту сторону, где стоит Калинов. Детство и юность, жизнь до замужества Катерина, главная героиня произведения, связывает с противоположным берегом Волги. Катерина жаждет свободы, хочет избавиться от гнета свекрови и безвольного мужа, о чем говорит Варваре, сравнивая себя с птицей, жаждущей полета. Прежде чем броситься в Волгу, она думает и о птицах. Для нее они являются символом свободы и свободы, они вольны делать все, что хотят.
Островский показывает нам реку как путь к свободе и вольной жизни, но в то же время река оказывается дорогой к смерти. Он объясняет это словами сумасшедшей старушки, которая говорит, что Волга — это водоворот.
Туда и ведет красота: «Сюда, сюда, в самый омут!»
Впервые дама появляется в спектакле перед первой грозой и пугает Катерину фразами о гибельной красоте. Катерина религиозна, верит в Бога, но бурю воспринимает как Божью кару, боится ее, т. е. ведет себя как язычница.
Островский показывает нам, как по-разному воспринимают грозу герои его произведений. Дикий, как и Катерина, воспринимает грозу как божью кару. Кулигин считает грозу электричеством, а позже благодатью, и тем самым обнаруживает высший пафос христианства.
Монологи героев также наделены символизмом. Кулигин в 3-м действии говорит о различиях в домашней и общественной жизни богатых людей. Закрытые ворота и замки, за которыми «домочадцы едят пищей», а то и «тиранят семью», символизируют лицемерие и скрытность богачей. Мотив суда присутствует в монологах Феклуши и Кулигина. Феклуша говорит о несправедливом суде, хоть и православном. Кулигин упоминает о судебном процессе между купцами Калиновыми, и этот судебный процесс несправедлив, потому что главная причина судебных процессов — зависть, в судах царит бюрократизм, рассмотрение дел затягивается. Символично и наличие в пьесе мотива суда. Этот мотив обращает наше внимание на несправедливость и произвол, царящие в «темном царстве».
Картины в галерее тоже символичны, куда все вбегают в момент грозы. Здесь показаны и послушание в обществе, и ад, которого так боится Катерина и не боится Кабаниха, который на людях добрый христианин и потому нечего бояться суда Божия.
Символичны слова Тихона о том, что Катерине сейчас хорошо. И задает вопрос, как бы обращаясь к ней, а скорее к себе: «Но почему я остался жить на свете и страдать!» Этими словами он признает, что Катерина умерла, но, по крайней мере, так она обрела свободу и избавилась от унижений и что он, Тихон, не в состоянии пойти на такой шаг, не в состоянии избавиться от произвола своего мать из-за его слабого характера.
В заключение хотелось бы отметить, что в пьесе очень важен символизм. Оно полнее раскрывает авторский замысел и лучше передает тот глубокий смысл, который заключен в пьесе. Пьеса Островского «Гроза» показывает глубочайший конфликт, существовавший в то время не только между людьми, их отношениями, но и их внутренний, личностный конфликт.
Автор пьесы «Гроза» использует значение этого слова в нескольких значениях. У Островского гроза как природное явление встречается в пьесе несколько раз. При первом разговоре Катерины и Варвары, когда первая делится своими душевными переживаниями, рассказывает свои сны, предчувствия, собирается гроза, именно здесь Катерина говорит, что очень боится грозы. Потом она собирается перед признанием Катерины в измене, в душе накаляются чувства главной героини, в ней все кипит и только слышны раскаты грома. А во время исповеди начинается гроза. Гроза связана с душевным состоянием главного героя. Гроза начинается тогда, когда на душе неспокойно, ее нет, когда Катерина счастлива с Борисом.
Также гроза имеет переносное значение, сама Катерина, как гроза, смело признается в содеянном, не стыдясь окружающих. Я не думаю, что кто-либо из этих жильцов мог бы признаться, например, Варвара не могла так открыто рассказать, она привыкла все делать тихо, чтобы никто не знал. Для Кабанихи это удар, Катерина поражает ее, как гроза, ведь она стремится быть белой и пушистой на публике, и теперь честь ее семьи запятнана. И смерть Катерины очень громкая, о ней слышали все жители города, все ее будут обсуждать, многие поймут, что в смерти невестки больше виновата свекровь. закон, теперь мнение о ней в обществе изменится, и власть ее ослабнет, но для нее это самое главное. Катерине удалось своим поступком испортить власть Кабанихи.
Например, Кулигин считает грозу радостью, обычно перед грозой душно, воздуха не хватает, а после нее все как будто снова оживает, все живое радуется, только человек боится. Конечно, в то время, когда писалась пьеса, к такому явлению относились с большой осторожностью, многие называли его предупреждением о какой-то беде, голосом божьим, ибо не знали, как оно возникло. После смерти Катерины обстановка в обществе разрядится, этот протест найдет отклик в душах горожан, уже тогда, когда Борис оплакивал жену, он впервые стал обвинять мать в том, что она была причиной такого поступка. Варвара больше не боится маминого гнета и решает уйти из дома, на волю, теперь Кабанихе некому править в доме, ее цель не дать современному поколению не достигнуто развиваться по своим принципам, его авторитет был подорван, он потерпит неудачу.
Драма А. Н. Островского «Гроза» показывает нам жизнь города Калинова, то и дело тревожимого различными проявлениями гроз. Изображение этого природного явления в драме очень многогранно: это одновременно и актер играет, и его идея.
Одним из самых ярких проявлений образа грозы является характеристика персонажей драмы. Например, можно с уверенностью сказать, что характер Кабанихи довольно похож на раскаты грома: она тоже пугает окружающих, может даже уничтожить. Вспомним слова Тихона перед отъездом: «Но откуда мне теперь знать, что две недели надо мной не будет грозы, на ногах нет кандалов, значит, я забочусь о жене?» Родной сын, говорящий о грозе, означает тиранию в доме. Похожая атмосфера царила и в доме Дикого. Он сердился, ругался, а иногда даже нападал на него из-за всяких мелочей. Кудряш сказал о нем: «Пробивной человек!» — и действительно, характер Дикого может пронзить любого, как электрический разряд.
Но гроза в произведении характеризует не только «жестокие манеры» Калинова. Заметно, что самые яркие моменты непогоды совпадают с душевными терзаниями Катерины. Вспомним, когда Катерина призналась Варваре, что любит другого, началась гроза. Но на душе у Катерины тоже было неспокойно; ее импульсивность дала о себе знать: даже не сделав ничего дурного, а только думая не о муже, Катерина стала говорить о скорой смерти, побеге из дома и страшных грехах. По возвращении Кабанова в душе Катерины бушевали ураганы, и в то же время на улицах слышались раскаты грома, пугавшие горожан.
Также образ грозы предстает перед читателями как наказание за совершенные грехи. Катерина говорила о грозе: «Все должны бояться. Не то чтобы страшно, что она тебя убьет, а то, что смерть вдруг найдет тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми злыми помыслами». Можно понять, что гроза для горожан только страдание. Эту же мысль подтверждают слова Дикого: «Гроза нам послана в наказание, чтобы мы почувствовали, а вы хотите употребить какие-то шесты и прутья, прости господи, для самообороны». Этот страх перед грозой-наказанием характеризует Дикого как приверженца старых нравов, если рассматривать грозу в следующем ее образе: символ перемен.
Гроза как символ нового ярко показана в монологе Кулигина: «Это не гроза, а благодать!» Кулигин, будучи героем-рационалистом, раскрывает перед читателями точку зрения самого Островского: перемены всегда к лучшему, их не следует бояться.
Таким образом, становится очевидным, что А.Н. Островский, мастерски владея образом грозы в разных ее проявлениях, показал все стороны жизни типичного русского провинциального городка, начиная с трагедии «жестоких нравов» и кончая личной трагедией каждого.
Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим значением. Впервые этот прием применил А. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма.
А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет явления природы, слова других персонажей, пейзаж важным для героев значением. Но и в пьесах Островского есть своя особенность: в названиях произведений даны сквозные образы-символы, и поэтому, только поняв роль символа в названии, мы можем понять весь пафос произведения.
Анализ этой темы поможет нам увидеть весь комплекс символов в драме «Гроза» и определить их значение и роль в спектакле.
Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другой стороне. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизнью на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. У Катерины, главной героини пьесы, противоположный берег Волги ассоциируется с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая! Я совсем иссох». Катерина хочет освободиться от безвольного мужа и деспотической свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами. «Я говорю: почему люди не летают, как птицы? Знаешь, иногда мне кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так и тянет лететь, — говорит Катерина Варваре. Катерина вспоминает птиц как символ свободы перед тем, как броситься со скалы в Волгу: «В могиле лучше… Под деревом могила… как хорошо! …Солнце ее греет, дождем мочит… Трава растет, такая мягкая… Птички на дерево прилетят, запоют, детей выведут…»
Река также символизирует бегство к свободе, но оказывается, что это бегство к смерти. А по словам дамы, полусумасшедшей старухи, Волга — это омут, привлекающий красотой: «Вот куда красота ведет. Здесь, здесь, в самом омуте!
Впервые появляется дама перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о губительной красоте. Эти слова и гром в сознании Катерины становятся вещими. Катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней Божью кару, но в то же время не боится смерти, но боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли греховными.Катерина очень религиозна, но такое восприятие гроза более языческая, чем христианская.0003
Герои по-разному воспринимают грозы. Например, Дикий считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть он воспринимает грозу по-язычески. Кулигин говорит, что гроза — это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но зато, называя бурю благодатью, Кулигин тем самым обнаруживает высший пафос христианства.
Некоторые мотивы в монологах героев имеют и символическое значение. .. В 3-м действии Кулигин говорит, что семейная жизнь богатых горожан сильно отличается от общественной. Замки и закрытые ворота, за которыми «домочадцы едят и тиранят семью», являются символом скрытности и лицемерия.
В этом монологе Кулигин обличает «темное царство» тиранов и самодуров, символом которых является замок на закрытых воротах, чтобы никто не видел и не осудил их за издевательства над членами семьи.
Мотив суда звучит в монологах Кулигина и Феклуши. Феклуша говорит о суде, несправедливом, хотя и православном. Кулигин же говорит о суде между купцами в Калинове, но этот процесс нельзя признать справедливым, так как основная причина возникновения судебных дел — зависть, а из-за бюрократизма в судебной системе дела затягиваются , а всякий купец рад только тому, что «да ему уже копейки будет». Мотив суда в пьесе символизирует несправедливость, царящую в «темном царстве».
Картины на стенах галереи, куда все забегают во время грозы, тоже имеют определенный смысл. Картины символизируют покорность в обществе, а «огненный ад» — это ад, которого боится Катерина, искавшая счастья и независимости, и не боится Кабаниха, так как вне дома она добропорядочная христианка и не боится Божьего суда.
Другое значение имеют и последние слова Тихоны: «Молодец, Катя! Зачем мне жить на свете и страдать!
Дело в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неведомом нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера, чтобы бороться с матерью или покончить с собой, так как он безвольный и безвольный .
Подводя итог сказанному, можно сказать, что роль символизма в пьесе очень велика.
Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между ними, но и внутри каждого из них.
Островский Александр Николаевич ~~ Жестокие, сударь, нравы в нашем городе. Монолог Кулигина из «Гроза Островского» в обработке Несколько интересных композиций
Островский Александр Николаевич ~~ Жестокие, сударь, нравы в нашем городе. Монолог Кулигина из «Гроза Островского» в обработке Несколько интересных композиций
Оригинал:
Кулигин. И вы никогда не привыкнете к этому, сэр.
Борис. От чего?
Кулигин. Жестокие нравы-с, в нашем городе жестокие! В мещанстве-с вы не увидите ничего, кроме грубости и голой нищеты. И нам, сэр, никогда не выбраться из этого барка! Потому что честный труд никогда не принесет нам больше хлеба насущного. А у кого есть деньги-с, тот старается поработить бедняка, чтобы еще больше заработать на своих бесплатных трудах. Знаешь, что твой дядя, Савел Прокофьич, ответил мэру? Крестьяне приходили к мэру жаловаться, что он, кстати, никого из них не читает. Городничий стал ему говорить: «Слушай, говорит, Савел Прокофьич, хорошо ты мужиков считаешь! Каждый день ко мне приходят с жалобой!» Твой дядя похлопал мэра по плечу и сказал: «Стоит ли, ваше благородие, говорить с вами о таких пустяках! Многие люди остаются со мной каждый год; вы понимаете: я им недоплачу по копейке с человека, а я таких тысяч зарабатываю, так что мне хорошо! Вот как, сэр! А между собой-с, как живут! Они подрывают торговлю друг друга, и не столько из корысти, сколько из зависти.
Обработка А. Минникаева
Жестокие нравы-с, в нашем городе. жестокий
В мещанстве миром правят люди совсем не далекие
Полный полный хамства хуже чем в столичной жизни
Ничего кроме голой бедности не увидишь.
Тебе никогда не выбраться из этой коры:
Надежда… она есть у многих, но только до поры до времени
Все, кто честен, не заработает дневного пропитания,
А у кого деньги в кармане, тот и хозяин бедных,
За чьи труды он будет пить и пировать,
Красиво жить и зарабатывать еще больше.
Рассказать тебе, как твой дикий дядька успел ответить,
Савел Прокофьич, смотрящий добрыми глазами на мэра?
«Слушай, брат, ты мужиков хорошо вычисляешь.
Каждый день ко мне приходят с жалобами по мелочи.
Им ни копейки не надо, что пять — я капитал делаю
А меж собой-с, как живут:
Глотки рвут, себя продают, торговлю душит
Друг друга подрывают, не скрывают,
Что война идет от края зависти… успешно заманивают
В свои высокие хоромы пьяных клерков,
На у которых нет человеческого облика, а такие
что потеряли свой вид. На гербовых листах
Злые наветы строчат на соседей и родственников
Судятся, судятся и глупым спорам нет конца
Итогов этих процессов, кроме разговоров,
Как они поедут в провинцию за правдой, дело важное
— Там их ждут, радостно хлопая в ладоши.
Скоро сказку рассказывают, а дело торопится
Нехорошо: тащат, как звериные хвосты,
И радуются тому, звонят зря. ..
Очень странные будни: «Я потратит деньги — говорить
… хотел изобразить в стихах
Отзывы
Ежедневная аудитория портала Потихи.ру составляет около 200 тысяч посетителей, которые суммарно просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который находится справа от этого текста. Каждый столбец содержит два числа: количество просмотров и количество посетителей.
Кулигин говорит: «Жестокие нравы.., в нашем городе», рассказывая о жизни жителей города Калинова. В драме «Гроза» именно он выступает носителем авторских мыслей, разоблачающих нравы обитателей «темного царства». И среди причин такой морали он — господствующее положение богатых людей: «…у кого есть деньги… тот старается поработить бедняка, чтобы… заработать еще больше денег». Люди в городе озлобляются и радуются, когда умудряются сделать ближнему плохо: «А между собой… как живут! Торгуйте… подрывайте… Враждуйте…».
Защитником порядка, установленного в Калиново, является паж Феклуш, который восхищенно восклицает: «Ты живешь в земле обетованной! А купцы.
Воплощением произвола, глупости, невежества и жестокости в пьесе являются богатые купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикий Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, считающая себя во всем права, она держит всех живущих в доме в своем кулаке, внимательно следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядка, основанных на Домострое и церковных предрассудках. При этом принципы Домостроя ею искажены, она берет от него не мудрый образ жизни, а предрассудки и суеверия.
Вепрь — носитель принципов «темного царства». Она достаточно умна, чтобы понять, что только ее деньги не дадут ей настоящей власти, и именно поэтому она жаждет повиновения со стороны окружающих. А по Н.А. Она Добролюбова за отступление от установленных ею правил; она «грызет свою жертву… безжалостно». Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться мужу в ноги и выть при отъезде. Свою тиранию и самодурство она старательно скрывает под личиной благочестия, а сама губит жизнь окружающих ее людей: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря Тихон жалеет, что не умер с Катериной: «Хорошо тебе..! Но почему я остался в мире и страдал?»
Дикого, в отличие от Кабаниха, сложно назвать носителем идей «темного царства», он просто недалекий и грубый тиран. Он гордится своим невежеством и отвергает все новое. Достижения науки и культуры для него абсолютно ничего не значат. Он суеверен. Доминирующей чертой Дикого является стремление к наживе и жадность, он посвящает свою жизнь накоплению и приумножению своего состояния, при этом не гнушаясь никакими методами.
При всей мрачности картины жестоких нравов, царивших в Калиново, драматург подводит нас к мысли, что гнет «темного царства» не вечен, ибо смерть Катерины послужила началом перемен, стала символом о борьбе с тиранией. Кудряш и Варвара не могут больше жить на этом свете, а потому бегут в дальние страны.
Подводя итоги, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличал нравы купеческого быта и самодержавно-крепостнический строй современной России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, произвол, жадность и невежество.
Сочинение Жестокие нравы города Калинова
Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, остается произведением актуальным и понятным каждому и сегодня. Человеческие драмы, трудный жизненный выбор и неоднозначные отношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своем произведении, ставшем поистине знаковым для русской литературы.
Городок Калинов, расположенный на берегу реки Волги, поражает своими живописными местами и красивой природой. Однако человек, ступивший на такую благодатную почву, умудрился испортить абсолютно все впечатление от города. Калинов застрял в самых высоких и крепких заборах, и все дома похожи друг на друга своей безликостью и унылостью. Можно сказать, что жители города очень напоминают место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных героев пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, хотелось бы показать, почему.
Кабанова, или Кабаниха, очень богатая купчиха из города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, и особенно к Катерине, невестке, однако посторонние знают ее как человека исключительной порядочности и искренней доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетель не более чем маска, за которой скрывается поистине жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а потому чувствует свою полную безнаказанность.
Второй отрицательный персонаж, Савел Дикий, предстает перед читателями человеком редкого невежества и ограниченности. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-то поссориться. Дикий считает, что накопление денег является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к которому он себя причисляет, поэтому всегда занят поиском легкой наживы.
На мой взгляд, в своем произведении «На дне» Островский показывает читателям, насколько ужасны невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно калининские нравы погубили Катерину, которая просто не могла жить в таком окружении и в такой нравственной атмосфере. Самое страшное, что таких, как Кабанова и Дикий, очень и очень много, мы с ними встречаемся чуть ли не на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушительного влияния и, конечно же, осознавать, как это важно оставаться светлым и добрым человеком. .
Некоторые интересные сочинения
- Образ и характеристика Меча в романе Разгром Фадеева очерк
Роман Фадеева «Разгром» повествует нам о тяжелой жизни в годы гражданской войны. Одним из главных героев является Меч. Это мальчик юного возраста, по своим привычкам очень умный и воспитанный, такой аккуратист среди грязи.
В 1873 г. Н.С. Лесков написал рассказ «Черноземный телемак», но потом почему-то переименовал его. Произведение получило более точное и емкое название — «Очарованный странник».
Жизнь в малых городах, как правило, отличается сложностью. В первую очередь на них указывает тот факт, что большинство людей очень хорошо знают друг друга, и в этом случае соблюдать правила личной жизни очень сложно, как правило, события любой важности становятся поводом для общественного обсуждения. Вторая трудность заключается в том, что жизнь в таких городках лишена разноплановых мероприятий — обсуждение сплетен и их домыслы составляют основную форму развлечения.
Монолог Кулигина:
«Жестокие нравы-с, в нашем городе, жестокие! В мещанстве-с вы не увидите ничего, кроме грубости и голой нищеты. И нам, сэр, никогда не выбраться из этого барка! Потому что честный труд никогда не принесет нам больше хлеба насущного. А у кого есть деньги-с, тот старается поработить бедняка, чтобы еще больше заработать на своих бесплатных трудах. Знаешь, что твой дядя, Савел Прокофьич, ответил мэру? Крестьяне приходили к мэру жаловаться, что он, кстати, никого из них не читает.
Городничий стал ему говорить: «Слушай, говорит, Савел Прокофьич, хорошо ты мужиков считаешь! Каждый день ко мне приходят с жалобой!» Твой дядя похлопал мэра по плечу и сказал: «Стоит ли, ваше благородие, говорить с вами о таких пустяках! Многие люди остаются со мной каждый год; вы понимаете: я им недоплачу по копейке с человека, а я таких тысяч зарабатываю, так что мне хорошо!
Вот как-с! А между собой-с, как живут! Они подрывают торговлю друг друга, и не столько из корысти, сколько из зависти. Они ссорятся друг с другом; пьяных приказчиков заманивают в свои высокие особняки, таких-с, приказчиков, что нет на нем человеческого облика, теряется человеческий облик.
А те им, за малое благо, на марочных листах злостную клевету строчат на ближних. И начнут-с, суд и дело, и мучениям конца не будет. Судятся, тут судятся, а в провинцию поедут, а там их уже ждут и руками плещут от радости. Скоро сказка рассказана, да дело не скоро сделано; веди их, веди их, тащи их, тащи их; и они тоже довольны этим тасканием, вот и все, что им нужно. «Я, говорит, деньги потрачу, а ему станет копейки». Я хотел изобразить все это в стихах…»
Предлагаем вам ознакомиться с пьесой Островского «Гроза».
Итог: Город Калинов, где происходят основные события, имеет двойственную природу — с одной стороны, природный ландшафт настраивает на положительное восприятие и настроение посетителей, но истинное положение вещей далеко не эта правда. Жители Калинова лишены толерантности и человечности. И поэтому жизнь в этом городе сложна и специфична. Описание природы города резко контрастирует с сущностью его жителей. Жадность и любовь к склокам сводят на нет всю природную красоту.
Только идеи, а не слова имеют твердую власть над обществом.
(Белинский В.Г.)
Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего «золотого века». В 1955–1956 годах все активнее начинают проявляться свободолюбивые и свободообразующие тенденции в литературе. Произведение искусства наделено особой функцией: оно должно менять систему ориентиров, перекраивать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, и одной из главных проблем становится вопрос о том, как общество искажает человека. Конечно, многие писатели в своих произведениях пытались решить проблему. Например, Достоевский пишет «Бедные люди», в которых показывает бедность и безысходность низших слоев населения. Этот аспект также находился в сфере внимания драматургов. Н. А. Островский в «Грозах» довольно ярко показал жестокие нравы города Калинова. Зрителям приходилось думать о социальных проблемах, которые были характерны для всей патриархальной России.
Ситуация в городе Калиново вполне типична для всех губернских городов России второй половины XIX века. В Калинове можно узнать Нижний Новгород, города Поволжья и даже Москву. Фраза «жестокие нравы-с» произносится в первом акте одним из главных героев пьесы и становится основным мотивом, связанным с темой города. Островского в «Грозах» делает монолог Кулигина о жестокой морали весьма интересным в контексте других фраз Кулигина в предшествующих явлениях.
Итак, спектакль начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Курчавый не считает пейзаж чем-то особенным, внешний пейзаж для него мало что значит. Кулигин же восхищается красотой Волги: «Чудеса, воистину надо сказать, что чудеса! Кудрявый! Вот, брат мой, пятьдесят лет я каждый день за Волгу гляжу и наглядеться не могу»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Потом на сцене появляются другие персонажи, и тема разговора меняется. Кулигин рассказывает Борису о жизни в Калиново. Оказывается, что жизни, на самом деле, здесь нет. Застой и духота. Это можно подтвердить фразами Бориса и Кати что в Калиново можно задохнуться.Люди как будто глухи к проявлению недовольства,а поводов для недовольства очень много.В основном они связаны с социальным неравенством.Вся власть города сосредоточен только в руках тех, у кого есть деньги.Кулигин говорит о Диком.Это грубый и мелочный человек.Богатство развязывало ему руки,поэтому купец считает,что он вправе решать,кому можно жить,а кому нельзя. Ведь ,многие в городе просят у Дикого взаймы под огромные проценты,при этом знают,что Дикой,скорее всего,этих денег не даст.Люди пытались пожаловаться на купца мэру,но это тоже ни к чему не привело — мэр а на самом деле не имеет абсолютно никакой власти. Савл Прокофьевич позволяет себе оскорбительные комментарии и нецензурную брань. Точнее, речь его только об этом. Его можно назвать в высшей степени маргиналом: Дикий часто пьет, бескультурен. Ирония автора в том, что купец богат материально и совершенно беден духовно. В ней как будто нет тех качеств, которые делают человека личностью. В то же время есть и те, кто смеется над ним. Например, некий гусар, отказавшийся выполнить просьбу Дикого. А Кудряш говорит, что он не боится этого мелкого самодура и может ответить Дикому за оскорбление.
Кулигин также рассказывает о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова «под видом благочестия» совершает жестокие поступки. Ее манипуляции и обращение с семьей могут напугать любого человека. Кулигин характеризует ее так: «бедняков одевала, а домочадцев съела полностью». Характеристика довольно точная. Кабан кажется куда страшнее Дикого. Ее моральное насилие над близкими никогда не прекращается. И они ее дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который рад бы вырваться из-под опеки матери, но боится ее гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до самоубийства. У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора заключается в том, что патриархальным миром правит властная и жестокая женщина.
Именно в первом акте наиболее ярко изображены жестокие нравы. темное царство в «Гроза». Ужасающие картины общественной жизни контрастируют с живописными пейзажами Волги. Социальное болото и заборы противопоставляются пространству и свободе. Заборы и засовы, за которыми жители отгораживались от остального мира, забиты в банке, и, устраивая самосуд, произвольно гниют от недостатка воздуха.
В «Гроза» жестокие нравы города Калинова показаны не только в паре персонажей Кабаниха — Дикий. Кроме того, автор вводит еще нескольких значимых действующих лиц. Глаша, служанка Кабановых, и Феклуша, обозначенный Островским как странник, обсуждают жизнь города. Женщинам кажется, что только здесь еще сохранились старые традиции домостроения, а дом Кабановых — последний рай на земле. Странник рассказывает об обычаях других стран, называя их неверными, потому что там нет христианской веры. Такие люди, как Феклуша и Глаша, заслуживают «скотского» обращения со стороны купцов и мещан. Ведь эти люди безнадежно ограничены. Они отказываются понимать и принимать что-либо, если это противоречит привычному миру. Им хорошо в том «бла-а-адати», которое они себе построили. Дело не в том, что они отказываются видеть реальность, а в том, что реальность считается нормой.
Конечно, жестокие нравы города Калинова в «Гроза», характерные для общества в целом, показаны несколько гротескно. Но благодаря такому преувеличению и концентрации негатива автор хотел добиться реакции общественности: люди должны осознать, что перемены и реформы неизбежны. Мы должны сами участвовать в изменениях, иначе эта трясина разрастется до неимоверных масштабов, когда отжившие порядки подчинят себе все, окончательно лишив возможности развития.
Приведенное выше описание нравов жителей города Калинова может быть полезно для 10 класса при подготовке материалов к сочинению на тему «Жестокие нравы города Калинова».
Художественный тест
Жестокие нравы-с, в нашем городе-жестокие! В мещанстве-с вы не увидите ничего, кроме грубости и голой нищеты. И нам, сэр, никогда не выбраться из этого барка! Потому что честный труд никогда не принесет нам больше хлеба насущного. (Кулигин; мещанин, часовщик-самоучка ищет вечный двигатель)
Почему люди не летают? Я говорю, почему люди не летают, как птицы? Иногда я чувствую себя птицей. Когда вы стоите на горе, вас тянет летать. Вот так бы подбежала, подняла руки и полетела.
что мне делать с собой, когда у меня такое сердце! Ведь я уже знаю, что мне нужно отдать, но не могу все сделать с добром. Ты мой друг, и я должен вернуть его тебе, но если ты придешь ко мне и спросишь, я буду ругать тебя. (дикий)
Это жизнь! Мы живем в одном городе, почти рядом, но видимся раз в неделю, и то в церкви или в дороге, и все! Вот что она вышла замуж, что похоронили — не важно. (Борис)
Чужая душа тьмы. (Вепрь,
Ну чего ты боишься, скажи на милость! Теперь всякая трава, каждый цветочек радуется, а мы прячемся, боимся, только какой напасти! Буря убьет! Это не буря, а благодать!(кулигин)
Да ненавидит он меня, ненавидит меня,его ласки для меня хуже побоев.
«Вот твоя Катерина. Делай с ней, что хочешь! Ее тело здесь, возьмите его; и душа уже не твоя: она теперь перед судьей, более милосердным, чем ты!»
И я люблю ее, мне жаль трогать ее пальцем. Он меня немного побил, да и то мама приказала.
Все должны бояться. Не так страшно, что убьет тебя, но что смерть вдруг найдет тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми твоими злыми помыслами.
«Молодец, Катя! И зачем я остался в мире и страдал!»
Все против Катерины, даже ее представления о добре и зле; все должно заставить ее — заглушить свои порывы и зачахнуть в холодном и мрачном формализме семейного молчания и смирения, без всяких жизненных стремлений, без воли, без любви, — или же научиться обманывать людей и совесть. (Н. А. Добролюбов)
Да тут все как будто из плена! (А. Н. Островский)
История, разыгравшаяся с Катериной, решительно зависит от ситуации, неизбежно выпадающей на ее долю… в сложившемся быте… (Н. А. Добролюбов)
Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам. (Н. А. Добролюбов)
Последний путь выпал на долю Катерины, как и на долю большинства людей в «темном царстве» Диких и Кабановых. (Н. А. Добролюбов)
Ее поступки созвучны ее природе, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, даже если бы это имело самые плачевные последствия. (Н. А. Добролюбов)
Этот конец кажется нам приятным; легко понять почему: в нем тиранической силе дается страшный вызов, он говорит ей, что дальше идти нельзя, нельзя дальше жить с ее насильственными, мертвящими принципами. (Н. А. Добролюбов)
Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким существованием, которое ей дается в обмен на живую душу.