«Гроза» (Драма) Пересказ. Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс
«Гроза»
(Драма)
Пересказ
Основные действующие лица:
Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное в городе лицо.
Борис Григорьевич — его племянник, образованный молодой человек.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — вдова, богатая купчиха.
Тихон Иваныч Кабанов — ее сын.
Катерина — его жена.
Варвара — сестра Тихона Кабанова.
Кулигин — часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле, мещанин.
Ваня Кудряш — конторщик Дикого, молодой человек.
Шапкин — мещанин.
Феклуша — странница.
Глаша — девка в доме Кабановой.
Барыня с двумя лакеями — полусумасшедшая семидесятилетняя старуха.
Городские жители.
(Действие разворачивается летом на берегу Волги в городе Калинове. )
Действие первое
Общественный сад на берегу реки.
Явление первое.
Кулигин любуется красотой пейзажа. Кудряш, Шапкин и Кулигин видят, как Дикой бранит своего племянника. Молодые люди нелестно отзываются о Савеле Прокофьевиче и говорят, что Кабаниха ему под стать.
Явление второе.
Дикой называет Бориса дармоедом и запрещает попадаться себе на глаза.
Явление третье.
Борис рассказывает Кулигину, Кудряшу и Шапкину, что его родители умерли от холеры и они с сестрой остались сиротами. А вскоре и бабушка отошла в мир иной и завещала, чтобы Дикой выплатил им часть наследства, если брат с сестрой будут почтительно относиться к своему дяде. Дикой же теперь с племянниками делиться не хочет, ведь у него и свои дети есть. Кулигин рассуждает о жестоких нравах города Калинова: в мещанстве царят бедность и грубость, а люди состоятельные на бедняках наживаются. Входит Феклуша с какой-то женщиной и лицемерно говорит, что народ в городе «благочестивый, добродетелями многими украшенный».
Особенно странница превозносит Кабанову. Кулигин же называет Кабаниху ханжой, так как она нищим милостыню раздает, а родных своих «заела совсем».Явление четвертое.
Борис рассуждает о том, как счастлив Кулигин своей мечтой о перпетуум-мобиле. Сам же он влюблен в девушку, с которой даже поговорить не может, так как с ней постоянно муж и свекровь.
Явление пятое.
Кабанова говорит своему сыну о том, что нынче перестали родителей уважать, и упрекает его в лояльности по отношению к жене. Тихон же ей отвечает, что любит и уважает свою мать. Кабаниха начинает упрекать в нелюбви к себе невестку Катерину; она уверена, что сын лучше к ней относился, пока был холостой.
Явление шестое.
Тихон Кабанов жалуется, что ему всегда от матери достается из-за Катерины, и идет к Савелу Прокофьичу, чтобы выпить с ним. Варвара просит долго не задерживаться во избежание гнева Кабанихи.
Явление седьмое.
Варвара говорит Катерине о своей любви к ней и жалости. Жена Тихона сожалеет, что люди не летают, как птицы; рассказывает, какой она была в девушках веселой и жизнерадостной, а у Кабановых завяла совсем. Катерина любила в церковь ходить, маменька наряжала ее и души в дочери не чаяла. Девушку мучает какое-то смутное предчувствие, предчувствие смерти. Катерина признается Варваре Кабановой, что любит не мужа, а другого человека.
Явление восьмое.
Появляется барыня с двумя лакеями и говорит девушкам, что красота их ведет в самый омут и что гореть им в огне неугасаемом.
Явление девятое.
Катерина воспринимает слова женщины как пророчество. Варвара ее успокаивает, говоря, что бояться нечего. Начинается гроза, которой очень боится Катерина Кабанова. Девушка боится смерти, особенно после разговора с золовкой, и убегает домой.
Действие второе
Комната в доме Кабановых
Явление первое.
Глаша на вопрос Феклуши о том, что она делает, отвечает, что собирает хозяина в дорогу. Странница говорит, что единственный ее грех — постоянное желание вкусно поесть. Феклуша рассказывает Глаше о странах, где правят султаны.
Явление второе.
Катерина признается Варваре, что любит Бориса Григорьевича. Варя уговаривает Катерину после отъезда Тихона ночевать с ней в беседке. Тихон собирается в дорогу на две недели, и мать отдает ему приказания. Варвара уверена, что как только он покинет дом, тут же запьет.
Явление третье.
Кабанова говорит Тихону, чтобы он приказал жене, как жить во время отсутствия мужа. Муж просит Катерину слушаться свекровь, не сидеть сложа руки, в окна не смотреть и на молодых парней не засматриваться.
Явление четвертое.
Наедине Катерина просит мужа взять ее с собой в дорогу. Тихон отвечает, что дома его совсем «заездили», он хочет вырваться на свободу и отдохнуть от всех. Девушка просит взять с нее какую-нибудь страшную клятву, но Кабанов верит жене.
Явление пятое.
Провожают Тихона, и Кабаниха приказывает сыну себе в ноги кланяться.
Явление шестое.
Кабанова рассуждает о том, что молодежь никакого порядка не знает и даже проститься правильно не может.
Явление седьмое.
Кабанова упрекает невестку в том, что она не плачет после отъезда мужа на крыльце.
Явление восьмое.
Катерина рассуждает о том, какая в доме теперь скука и тоска воцарятся. Сожалеет, что у них с Тихоном нет детей.
Явление девятое.
Варвара сообщает Катерине, что мать позволила им ночевать в беседке.
Варя подменила у матери ключ от калитки в саду и хочет отдать его Катерине для встреч с Борисом. Девушка брать ключ не хочет, но золовка ее уговаривает все-таки взять и спрятать на всякий случай.
Явление десятое.
Катерина борется с искушением. Однако, вспомнив свекровь, мужа и свою загубленную молодость, решает ночью увидеть Бориса, так как очень сильно влюблена в него.
Действие третье
Сцена первая
Скамейка перед воротами дома Кабановых.
Явление первое.
Кабанова и Феклуша, сидя на скамейке, говорят о том, как прекрасен город Калинов: тихий и многими добродетелями украшен.
Явление второе.
Подходит хмельной Дикой и бранится с Кабанихой. Савел Прокофьевич жалуется, что все у него денег просят, а ему это очень не нравится.
Явление третье.
Борис сожалеет о невозможности увидеться с Катериной. Встретившийся молодому человеку Кулигин говорит, что в городке все гуляют только для того, чтобы наряды свои показать, а за засовами в семьях царят пьянство, разврат, льются слезы. Видят Варвару, целующуюся с Кудряшом.
Явление четвертое.
Варвара просит Бориса ночью прийти к оврагу за садом.
Сцена вторая
Овраг у сада Кабановых.
Явления первое и второе.
Борис и Кудряш ждут у оврага своих возлюбленных. Кудряш призывает молодого человека к благоразумию и осторожности.
Явление третье.
Во время свидания Борис признается Катерине в своих чувствах. Девушка пытается прогнать возлюбленного, называет его губителем, но потом тоже признается в любви.
Явление четвертое.
Кудряш хвалит Варю за идею с калиткой. Катерина изменяет своему мужу.
Явление пятое.
Варвара и Катерина уходят, прощаясь со своим возлюбленными.
Действие четвертое
Спустя десять дней. Узкая галерея со сводами старой постройки, вид на Волгу.
Явление первое.
Гуляющие горожане говорят о том, что скоро будет гроза.
Явление второе.
Кулигин просит у Дикого деньги на перпетуум-мобиле для пользы общества. Савел Прокофьевич денег не дает, а только кричит на мещанина.
Явление третье.
Варвара сообщает Борису, что приехал Тихон. Катерина ходит сама не своя, и Варя опасается, что она сделает какую-нибудь глупость, например все мужу расскажет. Вдали слышатся грозовые раскаты, капает дождик.
Явление четвертое.
Катерина боится начинающейся грозы, предчувствует скорую смерть.
Явление пятое.
Люди говорят, что гроза просто так не пройдет: либо кто-нибудь умрет, либо дом сгорит. Катерина уверенна, что гроза именно ее убьет.
Явление шестое.
Появляется барыня и говорит Катерине, что она многих своей красотой в грех введет, что ей лучше в омут. Катерина сначала прячется, но после удара грома признается в измене мужу: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
Действие пятое
Общественный сад на берегу реки.
Явление первое.
Кабанов признается Кулигину, что всю дорогу и в Москве пил, был рад, что на волю вырвался. Мать Тихону говорит, что Катерину убить мало, а ему жену жалко, так как он ее любит. Бориса дядя отправляет на три года к знакомому купцу. Варвара убежала с Кудряшом. Приходит Глаша и сообщает, что Катерина пропала.
Явление второе.
Катерина ходит одна и думает о Борисе, хочет с ним попрощаться перед смертью.
Явление третье.
Появляется Борис, Катерина жалуется ему на свекровь. Молодой человек сообщает, что уезжает в Сибирь и отменить поездку никак нельзя.
Явление четвертое.
Катерина не знает, куда ей деться и, попрощавшись с любимым, подходит к берегу.
Явление пятое.
Кулигин приводит Кабановых к берегу, утверждая, что кто-то видел здесь Катерину. Девушка бросается в воду.
Явление шестое.
Борис хочет взглянуть на Катерину, но мать его не пускает. Люди несут мертвую девушку, и Кабанов бежит им навстречу.
Явление седьмое.
Кулигин говорит, что душа Катерины уже далеко. Тихон бросается к телу жены. Кабаниха считает, что плакать о Катерине грех, сын обвиняет ее в смерти девушки. Мать обещает дома с ним поговорить, а Тихон Кабанов сокрушается, что он остался жить и мучиться.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Весенняя гроза
Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет
«Гроза прошла, и ветка белых роз…»
«Гроза прошла, и ветка белых роз…» Гроза прошла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом… Ещё трава полна прозрачных слёз, И гром вдали гремит
Гроза
Гроза Кругом царила жизнь и радость, И ветер нес ржаных полей Благоухание и сладость Волною мягкою своей. Но вот, как бы в испуге, тени Бегут по золотым хлебам — Промчался вихрь – пять-шесть мгновений — И, в встречу солнечным лучам, Встают с серебряным карнизом Чрез
Гроза
Гроза Я слушаю. Полночь глухая. Июльская полночь душна. Тяжелой стопою шагая, Над городом бродит война. Стрельба из зенитных орудий? Воздушной ли мины разрыв? Что в этом прерывистом гуде Тревожит, в ночи разбудив? Над улицей ветер свободный Прохладную гонит струю И
Драма А.Н. Островского «Гроза»
Драма А.Н. Островского «Гроза» Из всех произведений Островского пьеса «Гроза» вызвала наибольший резонанс в обществе и наиболее острую полемику в критике. Это объяснялось как характером самой драмы (острота конфликта, его трагический исход, сильный и оригинальный образ
М. М. Достоевский «Гроза». Драма в 5-ти действиях А.Н. Островского
М. М. Достоевский «Гроза». Драма в 5-ти действиях А.Н. Островского <…> Для этой чистой, незапятнанной натуры1 доступна одна только светлая сторона вещей; подчиняясь всему окружающему, находя все законным, она умела из мизерной2 жизни провинциального городка создать свой
П.
И. Мельников-Печерский «Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. ОстровскогоП.И. Мельников-Печерский «Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского <…> Мы не станем разбирать прежних произведений даровитого нашего драматурга – они всем известны и об них много, очень много говорено в наших журналах. Скажем только одно, что все прежние
Добролюбов Н. А Луч света в темном царстве (Гроза. Драма в пяти действиях А. Н. Островского, СПб., 1860 г.)
Добролюбов Н. А Луч света в темном царстве (Гроза. Драма в пяти действиях А. Н. Островского, СПб., 1860 г.) В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна
Красковсий В. Е Трагедия «Гроза»
Красковсий В. Е Трагедия «Гроза» Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А. А. Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы»,
Быкова Н. Г Драма А. Н. Островского «Гроза»
Быкова Н. Г Драма А. Н. Островского «Гроза» «ГРОЗА» – драма, написанная А. Н. Островским в 1859 г.Пьеса была создана накануне отмены крепостного права.Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно.Главная
3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она
Сочинение по драме Гроза или Темное царство в драме Гроза (Гроза Островский А. Н.)
Драма «Гроза» была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путешествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Её история во многом схожа с историей героини, но Островский закончил работу над пьесой за месяц до самоубийства Клыковой. Однако сам факт такого совпадения говорит о том, что автор прозорливо уловил и достоверно описал нараставший в купеческой жизни конфликт между старшим и младшим поколениями. Появление «Грозы» дало возможность Добролюбову назвать главную героиню пьесы – Катерину – «лучом света в тёмном царстве». «Тёмным царством» Добролюбов называет не только купеческий быт, но и всю русскую действительность, показанную Островским в своих пьесах. Власть тьмы в драме «Гроза» сосредоточена в руках двух человек: Савла Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой. Дикой – богатый купец и влиятельное лицо в городе, поэтому он считает, что ему всё дозволено: Кулигин: «За что сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» Дикой: «Отчёт, что ли я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю…».(Действие четвёртое, явление второе.) По словам Островского, причиной самодурства Дикого является его «горячее, своевольное сердце». Он не может, а, по-моему, даже и не пытается, совладать со своим буйным нравом, поэтому чинит беззаконие. Тётка Бориса, оставляя завещание, поставила главным условием получения наследства почтительность к дядюшке. Но Дикой не признаёт никаких моральных норм и действует согласно пословице: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Кулигин считает, что надо как-то угождать Дикому, но что Кудряш резонно замечает: Кудряш: «… Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь на ругательстве
построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани
не обходится…»
(Действие первое, явление третье. ) Или когда Борис рассказывает об условии завещания Кудряшу и Кулигину, Кудряш говорит: Кудряш: «Опять же, если бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему
запретит сказать-то, что вы непочтительны?»
(Действие первое, явление третье.) Но деньги не дают Дикому духовной силы и полной убежденности в своей правоте. Он иногда пасует перед тем, кто сильнее его в законах, потому что в нём ещё теплится маленькая искра нравственности: Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. … Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!…Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся…при всех кланялся».
(Действие третье, сцена первая, явление второе.) Но всё-таки эта «самокритика» Дикого сродни его самовольным причудам. Это не покаяние Катерины, вызванное угрызениями совести. Дикому тяжело расплачиваться, потому что он желает, чтобы ему было хорошо, а всё окружающее его убеждает, что это хорошее достаётся деньгами. Он хочет только получать деньги, но не отдавать их. Отдачу денег, по мнению Добролюбова, он принимает как «несчастие, наказание, вроде пожара, наводнения, штрафа, — а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие». Даже когда он и знает, что уж непременно надо отступить, и уступит потом, а всё-таки прежде постарается напакостить: Дикой: «Я отдать – отдам, а обругаю!»
(Действие третье, сцена первая, явление второе.) И всё же Дикой творит свои беззакония с тайным сознанием неправильности своих действий. Но это самодурство можно прекратить только временно. Например, Кабановой это легко удаётся, так как она прекрасно знает в чём слабость своеволия Дикого: Кабанова: «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что».
(Действие третье, сцена первая, явление второе.) Кабанова – защитница старой морали, точнее худших её сторон. Кабаниха, как её называют некоторые герои пьесы, соблюдает только те правила «Домостроя», которые ей выгодны. Полностью она даже формально не соблюдает этот старинный закон: «… согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах, позаботься, прежде всего, о них …», — гласит «Домострой». А Марфа Игнатьевна осуждает Катерину даже за то, что та неправильно попрощалась с мужем, уезжающим на 2 недели в Москву: Кабанова: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником
прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги
кланяйся!»
(Действие второе, явление пятое.) Кабанова признаёт не всё старое: из «Домостроя» берутся только самые жёсткие формулы, которые могут оправдать деспотизм. Но всё-таки Марфа Игнатьевна далеко не бесчувственна, как мать. Перед отъездом Тихона Варвара говорит: Варвара: «… С маменькой сидят запершись. Точит она его теперь как ржа железо». Катерина: «За что же?» Варвара: «Ни за что, так, уму разуму учит. … У неё сердце всё изноет, что он на своей воле гуляет…»
(Действие второе, явление второе.) Интересно свидетельство современника о том, как играла Кабанову известная актриса: в начале пьесы она выходила на сцену сильная, властная, грозно произносила свои наставления сыну и невестке, потом, оставшись на сцене одна, вдруг менялась и становилась добродушной. Было ясно, что грозный вид нужен только для того, чтобы «поддержать порядок в доме». Марфа Игнатьевна сама знает, что будущее не за ней: Кабанова: «… Ну да уж хоть то хорошо, что ничего не увижу».
(Действие второе, явление пятое.) В трагическом финале Островский бросает вызов самодурной силе, он говорит, что нельзя дальше жить с её насильственными, мертвящими началами. Смерть Катерины является протестом против кабановских понятий о нравственности, становится её избавлением от «власти тьмы». Пьеса заканчивается восклицанием Тихона на трупе жены: Тихон: «Хорошо, тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
(Действие пятое, явление седьмое.) Слова Тихона говорят нам, что жить в «тёмном царстве» хуже смерти, они заставляют нас подумать уже не о любовной интриге, а обо всей той жизни, где живые завидуют умершим, да ещё каким – самоубийцам! Смерть главной героини свидетельствует о том, что «власть тьмы» не вечна и «тёмное царство» обречено, потому что нормальные люди жить в нём не могут.
Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»Основная идея произведения «Гроза»Характеристика персонажа: Варвара КабановаЕкатерина в драме «Гроза»Сравнение образов: Дикой и КабанихаЧьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее вернымБыт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»История создания и анализ драмы «Гроза» Островского А.Н.Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза»Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством»Хозяева и жертвы «темного царства»Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»Основной конфликт пьесы «Гроза»Лариса и Катерина сходства и различияПортретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза»Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмыИдейная кульминация пьесы «Гроза»Гроза Островский А.Н. Катерина — луч света в темном царствеЗначение символов в пьесе Островского «Гроза»Представители темного царства в пьесе «Гроза»Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Название драмы Островского «Гроза»Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Взаимосвязь персонажей: Катерина и КабанихаСравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы«Гроза» – это отражение жизни русской провинцииПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы «Гроза»Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)Самоубийство — это протест или слабость?Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Анализ образов Катерины и ТихонаИзображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. ОстровскогоОбразы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза»)СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С «ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВАОбраз «жестокого мира» в драматургии А.Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаПроблема любви в драме А. Н. Островскою \’Гроза»Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза»)Темное царство в драме «Гроза»Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема любви в «Грозе» А. Н. ОстровскогоТипичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза»Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза»Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза»Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Место образа Катерины в пьесе «Гроза» Островского А.Н.Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза»)Слабые и сильные характеры в драме Гроза«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаТема греха в драме Островского «Гроза»Образ Катерины и средства его создания в драме А.Н. Островского «Гроза».Трагедия Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского «Гроза»Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза»Описание «Грозы» МайковаБыл ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Дикой — главная фигура в КалиновеНравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы «Гроза»).Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза)Характер Катерины раскрыт в сложных взаимосвязях с другими персонажами драмыТема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План)Душевная драма КатериныИзображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Н. Островского «Гроза»Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»Образ главной героини в пьесе «Гроза»Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза»Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлениемВ «темном царств» (драма Островского «Гроза»)Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и А.П.Чехова «Вишневый сад»Проблематика пьес Островского «Гроза» и «Лес»Слабые и сильные характерыОбраз КулигинаТрагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством»СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза”Так что же это за такое «темное царство»Разговор Дикого и КабанихиЛюбовь и милосердие (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза»Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза»Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»Обреченность «темного царства»Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы «Гроза»Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 2ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского «Гроза»)Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с «Темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза». Образ Катерины в оценке Н. А. ДобролююбоваТрагедия женской судьбыКатерина в кругу героев пьесы «Гроза»Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)Катерина — протагонист, а Кабаниха — антагонист трагедииХарактер действия в драме А. Островского «Гроза»Дикой и Кабаниха«Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»)Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза»)О гибели жаждавшей воли в пьесе «Гроза»Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».Второстепенные персонажы в драме Островского «Гроза».Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза»Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи«Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница»)Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позицийВ центре пьесы — общественно-политический конфликтСочинение на тему «Размышления о «Темном царстве» в драме А.Н.Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н.ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ .АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»Художественный метод в драме «Гроза» ОстровскогоДве судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза»)Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Красота души Катерины»РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»)Пьеса А. Н. Островского «Гроза»Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»Кто составляет фон пьесы «Гроза»Два художественных символа пьесы «Грозы»Народные истоки характера КатериныХарактер, конфликт и особенности сценического действияВарвара: «Я много разговаривать не люблю. ..» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза»Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы «г А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. «Гроза».)Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3Гроза над КалиновомЗначение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?»В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза»А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины ИзмайловойСудьбы трех женщин: Катерины, Варвары, ЛарисыНа чьей стороне автор пьесы «Гроза»Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского)Интересные подробности жизни и творчества А. Н. ОстровскогоРОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза»Кризис патриархального мира в драма «Гроза»Проблема народного характера в драме «Гроза»Как попала Катерина в семью КабанихиСила характера КатериныЖенские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Система образовОбраз Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза»ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА», «СНЕГУРОЧКА»Конфликт сценического действия в драме «Гроза»Радость жизни Катерины в пьесе ГрозаМожно ли Кулигина считать положительным героемТипичные представители «темного царства» в драме «Гроза»Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Проблема народного характера в драме «Гроза» ОстровскогоТема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза»Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза»Протест Катерины в драме «Гроза»Гроза Климатология | METEO 3: Introductory Meetorology
Учитывая потенциальную опасность молнии, есть ли какие-либо части земного шара, невосприимчивые к грозам? Не совсем, хотя в некоторых областях они возникают редко. Эта карта НАСА, показывающая удары молнии по всему миру с апреля 1995 года по февраль 2003 года (значения указаны удары молнии на квадратный километр в год), показывает, что удары молнии (и, следовательно, грозы) обычны на шести из семи континентов. В Антарктиде очень мало ударов молнии (хотя они случаются в редких случаях), а в районах над более прохладными океанами удары молнии случаются относительно редко.
Грозы, как правило, наиболее часты над континентами в районах, где сильный солнечный нагрев способствует положительной плавучести воздушных масс и конвекции. Наибольшая частота молний происходит над экваториальной Африкой, и в других районах суши в низких широтах также наблюдается относительно высокая частота молний. Фактически, в некоторых экваториальных районах грозы случаются в среднем примерно половину дней в году.
В Соединенных Штатах грозы случаются во всех 50 штатах, как показано на карте среднего количества «дней с грозой» каждый год (ниже). Грозы наиболее часты на юго-востоке США, особенно вдоль побережья Мексиканского залива от Луизианы до Флориды. Грозы также довольно часты в остальной части юго-востока США до Великих равнин США (в среднем более 50 дней в году с грозами).
Карта, показывающая среднее количество «дней с грозой» в году, показывает, что грозы наиболее часты вдоль побережья Мексиканского залива на юго-востоке США (особенно во Флориде). Относительный максимум также существует над центральными Скалистыми горами.
Кредит: Адаптировано из Национальной метеорологической службы
Частые грозы на юго-востоке США в направлении Великих равнин являются результатом регулярного присутствия теплого, влажного морского и тропического воздуха из Мексиканского залива. Особенно в теплые месяцы этот теплый влажный воздух часто способствует положительной плавучести воздушных посылок, которые могут превратиться в кучево-дождевые облака и грозы. Но у этой карты есть пара интересных особенностей, которые я хочу изучить подробнее. В частности, Флорида получает трофей по количеству гроз в среднем в США, а в некоторых частях Флориды грозы случаются в среднем более 100 дней в году. Кроме того, существует любопытный максимум частоты гроз над центральными Скалистыми горами в Колорадо и Нью-Мексико (в среднем 60+ дней в году с грозами). Вы можете не думать о Скалистых горах как о очаге гроз, но это действительно так! Давайте рассмотрим причины, по которым грозы так часты во Флориде и Скалистых горах. Сначала — Флорида.
Морской бриз и грозы
Основной причиной многих гроз в теплые месяцы вдоль побережья Мексиканского залива и над Флоридой является мелкомасштабная циркуляция ветра, называемая «морским бризом». Если вы когда-нибудь замечали сильный прохладный бриз с берега, который часто возникает во второй половине дня на пляже, вы замечали морской бриз! Морской бриз возникает из-за неравномерного нагрева суши и воды. В солнечный день суша прогревается быстрее, чем прилегающие океанские воды, что приводит к небольшому уменьшению средней плотности воздушных столбов над сушей, что уменьшает вес местных воздушных столбов и уменьшает приземное давление. Между тем, воздух над водой остается более холодным (и более плотным), а в открытом море образуется область высокого давления. Эти перепады давления заставляют воздух на низком уровне течь от воды к земле, создавая прибрежный ветер, называемый морским бризом. Чтобы образовался морской бриз, разница температур между сушей и водой должна быть достаточно большой, чтобы создать достаточную разницу давлений между сушей и водой, а в противном случае день не может быть слишком ветреным. Если день будет ветреным еще до того, как разовьется морской бриз, ветры сокрушат морской бриз.
Морской бриз на самом деле представляет собой трехмерную циркуляцию, при которой воздух на малых высотах течет к берегу, поднимается над сушей, а затем течет вверх от берега (примерно в одном километре над поверхностью). Но граница между более холодным морским воздухом, текущим на берег, и более горячим воздухом над сушей (называемая фронтом морского бриза ) представляет большой интерес для синоптиков, потому что она действует как миниатюрный холодный фронт, а это означает, вдоль него происходит схождение уровней по мере того, как более холодный воздух выталкивает на берег. Конвергенция на малых высотах вдоль фронта морского бриза дает горячим и влажным воздушным потокам на суше толчок вверх, и иногда это все, что им нужно. Их положительная плавучесть берет верх и уходит в гонки, в которых они участвуют, превращаясь в кучево-дождевые облака и грозы.
Регулярные морские бризы являются серьезной причиной высокой частоты гроз на побережье Мексиканского залива и юго-восточном побережье США. Но почему Флорида, в частности, является таким популярным районом для гроз? Конечно, обилие теплого, влажного морского и тропического воздуха является полезным ингредиентом, потому что он благоприятствует положительной плавучести воздушных посылок. Но схема ниже рассказывает остальную часть истории. В солнечные дни с довольно слабым ветром во Флориде часто бывает не один фронт морского бриза; фронты морского бриза давят вглубь суши как со стороны Атлантического океана с востока, так и из Мексиканского залива с запада.
Иногда над полуостровом Флорида возникают грозы, когда сталкиваются фронты морского бриза с Атлантического побережья и побережья Мексиканского залива.
Авторы и права: Дэвид Бэбб
Кроме того, озера и другие небольшие водоемы также могут создавать циркуляцию, подобную морскому бризу. Например, во Флориде фронты «озерного бриза» могут выталкиваться на берег из озера Окичоби. Таким образом, сочетание фронтов морского бриза и фронта озерного бриза с озера Окичоби означает, что во Флориде существует множество границ, как показано на этом аннотированном видимом спутниковом снимке от 5 мая 2007 года. Каждая граница имеет конвергенцию на низком уровне вдоль нее, и когда эти границы сталкиваются, конвергенция на низком уровне может стать еще сильнее, что дает воздушным посылкам более сильный толчок вверх, вызывая грозы, если воздушные посылки оказываются положительно плавучими. Чтобы увидеть реальный пример, посмотрите, как многочисленные грозы расцветают над Флоридой на этой петле видимых спутниковых изображений от 30 мая 2002 года. Соответствующая петля радара показывает многочисленные развившиеся штормы, которые принесли проливной дождь и град. Таким образом, регулярное присутствие воздушных посылок, которые могут стать положительно плавучими, а также множество границ и сходимость на низком уровне, чтобы дать посылкам толчок вверх, делают Флориду столицей гроз (и молний) США!
Грозы с источником тепла высокого уровня
Как насчет максимальной частоты гроз над Скалистыми горами в Колорадо и Нью-Мексико? Как горный район может способствовать развитию гроз? Короче говоря, дело снова сводится к неравномерному нагреву. В солнечный день со слабыми ветрами в целом по мере того, как солнце нагревает гору, приземный воздух, соприкасающийся с горой, нагревается, вызывая уменьшение плотности воздуха и, следовательно, атмосферного давления (относительно окружающей «свободной атмосферы», не соприкасающейся с горой). гора). Таким образом, горы служат «высокоуровневыми источниками тепла», а результирующий градиент давления заставляет воздух двигаться к горам и вверх, как показано на схеме ниже.
Когда солнце нагревает гору, приземный воздух, соприкасающийся с горой, нагревается, вызывая уменьшение плотности воздуха и, следовательно, атмосферного давления (по сравнению с окружающей «свободной атмосферой», не соприкасающейся с горой). Результирующий градиент давления заставляет воздух двигаться к горе и вверх, создавая условия для конвекции. Таким образом, горы служат высокоуровневыми источниками тепла.
Авторы и права: Дэвид Бэбб
Когда воздух поднимается вверх по склонам горы в течение дня, горная вершина становится зоной, созревшей для конвергенции и дальнейшего подъема (как показано на схеме выше). Таким образом, конвергенция вблизи горной вершины подталкивает воздушные посылки вверх, и если они обладают положительной плавучестью, могут развиться грозы. Грозы, формирующиеся над горными вершинами Скалистых гор, чаще случаются летом, если воздух, идущий вверх по восточным склонам гор, представляет собой теплый влажный воздух из Мексиканского залива. Как только грозы расцветают возле горных вершин, они часто смещаются с гор (обычно на восток) в зависимости от ветра наверху.
Когда горы выступают в качестве высокоуровневых источников тепла, изначально солнечные дни со слабым ветром в Скалистых горах часто становятся не очень солнечными к полудню. Например, я сделал это фото в Национальном парке Роки-Маунтин в Колорадо в изначально солнечный день в августе 2006 года. Как обычно бывает летом, в течение дня образовались многочисленные кучевые облака, которые в конечном итоге превратились в грозы. Чтобы увидеть пример со спутника, посмотрите на эту последовательность видимых спутниковых изображений (от 12Z, 17Z и 21Z от 7 июля 2001 г.) и посмотрите, как развиваются кучево-дождевые облака. Если вы сравните последовательность изображений с этой картой рельефа, обрезанной до того же вида, вы увидите, что грозы развивались над горными вершинами.
Итак, нет никаких сомнений в том, что топография может играть решающую роль в возникновении гроз, и именно поэтому грозы более часты в некоторых частях Скалистых гор, чем в их окрестностях. Вам также может быть интересно, почему к западу от Скалистых гор бывает относительно мало гроз. Простой ответ заключается в том, что в регионе отсутствует источник теплого влажного воздуха, необходимого для положительной плавучести воздушных посылок. Тихий океан вдоль западного побережья на самом деле довольно холодный, и, поскольку этот прохладный воздух течет к берегу, он имеет тенденцию стабилизировать атмосферу (благоприятствуя участкам с отрицательной плавучестью). Таким образом, нестабильность, необходимая для гроз, менее распространена на западе США, что приводит к менее частым грозам (то же самое можно сказать и о некоторых частях севера США).
Но, несмотря на то, что в некоторых районах грозы случаются реже, они могут случиться где угодно в Соединенных Штатах и в большинстве районов мира. Скорее всего, почти каждый пострадал от грозы в тот или иной момент (если не много раз!). Если мы хотим узнать больше о грозах, нам нужно изучить их анатомию и жизненный цикл. Мы начнем изучать эти темы в следующем разделе.
Таинственные гамма-лучи могут помочь решить вековую загадку молнии
- НОВОСТИ
Исследователи из Японии набирают армию граждан для изучения того, как бури на Земле вызывают экстремальные вспышки гамма-излучения.
- Элизабет Гибни
- Элизабет Гибни
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Грозы в некоторых частях Японии известны своими вспышками и свечением гамма-излучения. Кредит: Отова Электрик
Прослушать аудиоверсию этой истории
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.Скачать MP3
Варианты доступа
Подписаться на этот журнал
Получить 51 печатный выпуск и онлайн-доступ
199,00 € в год
всего 3,90 € за выпуск
Узнать подробнее
Арендуйте или купите это артикул
Получите только этот артикул до тех пор, пока он вам нужен
$39,95
Подробнее
Цены могут облагаться местными налогами, которые рассчитываются при оформлении заказа
Nature 590 , 378-381 (2021)
doi: https://doi. org/10.1038/d41586-021-00395-3
Ссылки
- 9011 5
Tsuchiya, H. и др. Физ. Преподобный Летт. 99 , 165002 (2007 г.).
Артикул пабмед Google Scholar
Иното, Т. и др. Природа 551 , 481–484 (2017).
Артикул пабмед Google Scholar
Wilson, C.T.R. Math. проц. Камб. Филос. соц. 22 , 534–538 (1925).
Артикул Google Scholar
Гуревич А.В., Милих Г.М., Руссель-Дюпре Р. Phys. лат. А 165 , 463–468 (1992).
Артикул Google Scholar
Вада, Ю. и др. Комм. физ. 2 , 67 (2019).
Артикул Google Scholar
Юаса, Т. и др. Прог. Теор. Эксп. физ. 2020 , 103H01 (2020).
Артикул Google Scholar
Скачать ссылки
Громовые ядерные реакции
Камеры космической станции показывают, как грозы вызывают гамма-всплески
Почему сильные дожди усиливаются по мере потепления климата
Гонка за расшифровкой того, как изменение климата повлияло на рекордные пожары в Австралии
Молния производит новые изотопы
Субъекты
- Космическая физика
- Атмосферная наука
Последнее:
Работа
Постдокторант — молекулярная и системная неврология
Лаборатории Сандипа Роберта Датты и Майкла Э. Гринберга ищут постдокторанта в рамках совместного проекта по исследованию молекулярных основ…
Бостон, штат Массачусетс (США)
Гарвардская медицинская школа Кафедра нейробиологии
Постдокторант в области биоинформатики
3-летний фиксированный срок постдокторской работы на полную ставку в недавно созданном Аделаидском центре эпигенетики (ACE).
Adelaide (LGA), Metropolitan Adelaide (AU)
University of Adelaide
Должности преподавателей в Университете Вестлейк
Университет Вестлейк, основанный в 2018 году, представляет собой некоммерческий университет нового типа в Ханчжоу, Китай, ориентированный на исследования, при поддержке государственных и.