Гроза акт 1: Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

Тест по произведению А. Н. Островского «Гроза»


Гроза
Жанрдрама
АвторАлександр Николаевич Островский
Язык оригиналарусский
Дата написания1859
Дата первой публикации1860
Текст произведения в Викитеке

«Гроза»
— пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма[1][2]. Действие происходит летом в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.

Сюжет

В семействе Кабановых царит домострой, который вершит мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна Кабанова. Катерина, главная героиня, с детства жила в окружении любви и ласки своей матери, но после того, как она вышла замуж за Тихона, её жизнь изменилась, стала подневольной. Затем она влюбляется в Бориса Григорьевича — племянника Дикóго (ещё одного самодура, жадного и жестокого). Борис тоже тайно влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки устраивают тайные встречи. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязливой натуре, признаётся мужу в измене, при его матери, после чего жизнь женщины становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу[3].

Варвара, сестра Тихона

Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Ее девизом является утверждение: «Делай что хочешь, но так, чтобы шито-крыто было».

Особенно ее никак не выделяет Островский. «Гроза», анализ произведения свидетельствует об этом, всячески противопоставляет своевольную натуру Варвары и чистоту души Катерины. Варвара добивается своего хитростью и вольнодумством, а Катерина во всем предпочитает правду.

История создания

Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. 9 октября драматург окончил «Грозу», а 14 октября уже отправил пьесу в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: и он, и она состояли в браке. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет[4][5].

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

Композиционно-идейная составляющая

Драма состоит из пяти действий, причем между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу условно можно разделить на четыре части: мучительное ожидание, сопровождаемое томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Множество споров у исследователей вызывает гибель Катерины. Смогла бы она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Грозы» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, потому он и наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа.

Действительно, гибель Катерины предрешена. Если бы она не погибла по собственному решению, то ее задавили бы жестокие нравы, царящие в городе Калинове. Ей пришлось бы сломать свою свободолюбивую натуру и подстроиться под порядки общества. Все ее внутреннее существо, душа противились этим порядкам. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Катерины – вольная птица, которую она отпускает на волю.

Персонажи


Александр Головин. Берег Волги. 1916 Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»
  • Савёл Прокофьич Дикóй
    , купец, значительное лицо в городе.
  • Борис
    , племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова

    Кабаниха
    »), богатая купчиха, вдова.
  • Тихон Иванович Кабанов
    , её сын.
  • Катерина
    , главная героиня, жена Тихона Кабанова.
  • Варвара
    , сестра Тихона.
  • Кулигин
    , мещанин, механик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
  • Ваня Кудряш
    , молодой человек, конторщик Дикого.
  • Шапкин
    , мещанин.
  • Феклуша
    , странница.
  • Глаша
    , девка в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями
    , старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.
  • Городские жители обоего пола
    .

Тест по произведению А. Н. Островского «Гроза»

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза». 10 класс. 1 вариант

1. Как называлась самая первая пьеса Островского, принёсшая драматургу славу?

1) «Гроза»; 2) «Свои люди-сочтёмся»; 3) «Бесприданница»; 4) «Не в свои сани не садись».

2. В каком городе происходит действие пьесы «Гроза»?

1) Калинов; 2) Бряхимов; 3) Петербург; 4) Волжск.

3. Кому из героев пьесы «Гроза» соответствует характеристика «часовщик-самоучка»?

1) Кудряш; 2) Кулигин; 3) Шапкин; 4) Дикой.

4. О каком герое так говорит Кудряш:
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве»?
1) Тихон; 2) Борис; 3) Дикой; 4) Кулигин.

5. Кому из героев принадлежат данные слова:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
1) Варвара; 2) Кулигин; 3) Кудряш; 4) Борис.

6.
Кому принадлежит фраза:«Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
1) Варвара; 2) Катерина; 3) Феклуша; 4) Кабанова.

7. Действие пьесы открывается русской народной песней:

1) «Из-за острова на стрежень…»; 2) «Лучинушка»; 3) «Среди долины ровныя…».

8. Кому принадлежит реплика: «Восторг!.. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита»?

1) Катерина; 2) Варвара; 3) Борис; 4) Кулигин; 5) Кудряш.

9. Мать Бориса была:

1) мещанкой; 2) купеческой дочкой; 3) дворянкой; 4) самодуркой.

10. Кто из персонажей говорит о Диком: «Унять-то его некому, вот он и воюет»?

1) Кудряш; 2) Шапкин; 3) Кулигин; 4) Борис.

11. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:

1) будет почтителен к дяде; 2) получит образование; 3) покажет себя способным купцом.

12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:

1) своей любви к Борису; 2) своей тяжёлой жизни у Кабановой; 3) своей жизни в доме матери.

13. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:

1)появление сумасшедшей барыни;

2) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;

3) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;

4) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”; 5) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”

14. Кто написал критическую статью «Мотивы русской драмы» о «Грозе»?

1) В. Г. Белинский; 2) Н. Г. Чернышевский; 3) Н. А. Добролюбов; 4) Д. И. Писарев.

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза». 10 класс. 2 вариант

1. Как называлась первая сыгранная пьеса Островского?

1) «Гроза»; 2) «Свои люди-сочтёмся»; 3) «Бесприданница»; 4) «Не в свои сани не садись».

2. В каком городе происходит действие пьесы «Бесприданница»?

1) Калинов; 2) Бряхимов; 3) Петербург; 4) Волжск.

3. «Механик, самоучка механик», «антик, химик» – это:

1) Кудряш; 2) Тихон; 3) Шапкин; 4) Кулигин.

4. Кому принадлежат данные слова:
«Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…»?
1) Феклуша; 2) Варвара; 3) Катерина; 4) Кабанова.

5. Кому из героев принадлежат данные слова:
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?»
1) Варвара; 2) Катерина; 3) Борис; 4) Феклуша.

6.
Кому принадлежит фраза:«Гроза-то нам в наказание посылается…»?
1) Варвара; 2) Катерина; 3) Дикой; 4) Тихон.

7.
Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
1) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

2) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

3) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

4) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

8. Кому принадлежит реплика: «Несчастный я теперь, братец, человек. Так ни за что я погибаю, ни за грош»?

1) Борис; 2) Тихон; 3) Дикой; 4) Кулигин; 5) Кудряш.

9. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы «Гроза»?

1) дворянской; 2) купеческой; 3) аристократической; 4) народной.

10. Кто из персонажей говорит о Диком: «Да нешто убурежёшься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает»?

1) Кудряш; 2) Шапкин; 3) Кулигин; 4) Борис.

11. Определите завязку конфликта пьесы:

1) разговор Кулигина и Бориса; 2) диалог Катерины и Кабанихи; 3) диалог Катерины и Варвары

12. Кого боится Кабаниха:

1) Бога; 2) перемен в жизни; 3) никого и ничего не боится.

13. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:

1) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;

2) появление сумасшедшей барыни;

3) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”

4) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;

5) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”; 14. Кто написал критическую статью «Луч света в тёмном царстве» о «Грозе»?

1) В. Г. Белинский; 2) Н. Г. Чернышевский; 3) Н. А. Добролюбов; 4) Д. И. Писарев.

Тест по пьесе Островского «Гроза»

Ответы:

1 в 2 в
1. 2 1. 4
2. 1 2. 2
3. 2 3. 4
4. 3 4. 3
5. 2 5. 2
6. 1 6. 3
7. 3 7. 4
8. 4 8. 2
9. 2 9. 2
10. 2 10. 1
11. 1 11. 3
12. 3 12. 2
13. 23415 13. 14523
14. 4 14. 3
15. 4 15. 1
16. 3 16. 2

Первые постановки

Премьера прошла в Малом театре 16 ноября 1859 в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона

: в остальных ролях:
Дикой
— П. Садовский,
Борис
— Чернышев, Черкасов,
Кабаниха
— Рыкалова,
Катерина
— Никулина-Косицкая,
Варвара
— Бороздина 1-я,
Кулигин
— Дмитревский,
Кудряш
— Д. Ленский,
Феклуша
— Акимова.

2 декабря 1859 спектакль впервые прошёл в Александринском театре в бенефис Линской в роли Кабанихи

;
Дикой
— Бурдин,
Борис
— Степанов,
Тихон
— Мартынов,
Катерина
— Снеткова 3-я,
Варвара
— Левкеева,
Кулигин
— Зубров,
Кудряш
— Горбунов,
Феклуша
— Громова.

Борис

Племянник Дикого, живет у него в доме из милости. Молодой парень привык слушать выражение недовольства и наставления своего дядюшки, но если быть внимательными, то можно увидеть, как глубоко ранят его укоры Дикого, насколько ему неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле власть имеющего Дикого как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, господствующих в городе Калинове.

Образы в «Грозе» Островского не отличаются особенным многообразием: Кабаниха, Дикой, Варвара, Тихон, Борис — все, как один, умеют приспосабливаться. Одни подавляют, другие подчиняются. Им всем противопоставлена Катерина – молодая женщина, сохранившая в себе цельность натуры и силу духа. Таким образом, оказывается весьма неоднозначным произведение «Гроза». Островский оправдывает Катерину за ее слабость в том, что она жертвует своей жизнью, но наделяет ее мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, а гибель России, ее невозможность жить по старым порядкам, которые приводят к краху, изображает автор.

Адаптации

  • Гроза (фильм, 1912) — выпущен , в роли Катерины В. Н. Пашенная[6]
  • Гроза (фильм, 1933) — режиссёр В. М. Петров
  • Гроза (телеспектакль, 1977) — режиссёры: Феликс Глямшин, Борис Бабочкин

На сюжет пьесы «Гроза» написаны ряд опер (см. Гроза (опера)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем Яначеком («Катя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano, 1952).[1]

Луч света в пьесе

В анализе «Грозы» стоит выделить главный женский образ — Катерину Кабанову. Она является отражением того, что может сделать с личностью тирания и деспотическое отношение. Молодая женщина хоть и выросла в «старом» обществе, в отличие от большинства, видит всю несправедливость таких порядков. А Катерина же была честной, не хотела и не умела обманывать, и это одна из причин, по которой она все рассказала мужу. А те люди, которые ее окружали, привыкли обманывать, бояться, тиранить. А молодая женщина не могла это принять, вся ее духовная чистота противилась этому. Из-за внутреннего света и стремления жить честно образ Катерины из «Грозы» Островского сравнивали с «лучом света в темном царстве».

И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом. Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла. Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.

Методические рекомендации по литературе «Пьеса А. Н. Островского «Гроза»

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Зимовниковский сельскохозяйственный техникум

Методические рекомендации по литературе

«Пьеса А.Н. Островского «Гроза»

Выполнила:

И.В.Ковалева, преподаватель

литературы и русского языка

Зимовники, 2012 г.

Предлагаемый труд является первым опытом создания методической рекомендации для преподавателей литературы средних специальных учебных заведений.

Главы пособия помогут преподавателю в трактовке литературных образов опираться на принцип историзма; выявлять существенные черты эпохи, воссозданные в художественном произведении; вскрывать классовую обусловленность общественных, эстетических взглядов писателя, творческая деятельность которого протекала в исторически конкретном классовом обществе.

В предлагаемой работе основное внимание уделяется поискам путей успешного решения главных задач воспитания, образования, связанных с изучением литературы. Содержание программы и учебный план заставили искать такие формы подачи материала, которые позволили бы в процессе изучения произведения использовать разнообразие видов учебной деятельности , чтобы добиться целостного восприятия пьесы учащимися.

Без усвоения навыков анализа произведения выпускники средних специальных учебных заведений не смогут впоследствии в своей читательской практике правильно ориентироваться в мире художественной литературы.

Методические рекомендации предназначены для преподавателя, и содержащийся в них материал не может быть в том же виде переадресован непосредственно учащимся. Образцы занятий, какими бы конкретными они ни казались, требуют творческого преломления в практике преподавателя, потому что группы учащихся различны по составу и каждый раз своим путем пойдут к образному восприятию, к решению проблем, заложенных в произведении.

ХХ век заново открывает для себя творчество А.Н. Островского. Хаотичному сознанию современного человека оказались близки стиль и мировоззрение драматурга. Но читаются его пьесы не всегда просто и однозначно. Учащимся необходимо сделать над собой усилие, чтобы разобраться в домостроевских взаимоотношениях купеческой России.

Занятие 1. «Город Калинов»

В зависимости от особенностей группы материал для вступительной лекции может принадлежать либо преподавателю, либо быть подготовлен как выступление учащегося: доклады или выразительное чтение писем драматурга и воспоминаний современников. Для подготовки к докладам учащихся можно предложить пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Доходное место», «Бесприданница». Эти произведения помогут понять, почему Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни», дадут возможность преподавателю показать, как отразилось мировоззрение драматурга в созданных им пьесах.

Драма «Гроза» названа Добролюбовым «самым решительным» произведением Островского. Что же позволило великому критику так оценить пьесу?- этот вопрос может стать центральным вопросом анализа.

К первому занятию учащимся предлагается прочитать пьесу целиком, обратив особое внимание на 1 действие. Итак, читателю открывается образ одного из уездных городков России в предреформенные годы. Мир самодуров, в котором развивается конфликт произведения, для 19 века специфический мир, психологический климат которого ускоряет гибель лучших его представителей.

Вначале читаем «афишу» — список действующих лиц, в котором уже в какой-то степени ощущается отношение автора к героям. Обращаем внимание на используемый Островским прием «говорящей фамилии», предложив учащимся самим дать словесный портрет героев. В большинстве случаев учащиеся дают правильную характеристику Дикому, Кабанихе, Тихону. Преподаватель может указать, что имя Катерина в переводе с греческого означает «вечно чистая», Варвара — «грубая». Это может в дальнейшем помочь учащимся правильно понять замысел автора и отношение к своим героям.

Уже чтение первых трех явлений знакомит учащихся с представителями двух антагонистических лагерей: в одном- хозяева города: «ругатель» Дикой, ханжа Кабанова и другие богатые купцы, о которых рассказывает Кулигин Борису, в другом- зависимые от хозяев города люди: Борис, Шапкин, Кулигин, Кудряш и «бедность нагольная», которой никогда не выбиться из нужды. Привлекая текст, предлагаем учащимся ответить на вопросы: 1.Как помогают реплики каждого героя определить его характер, жизненную позицию? 2.К каким приемам прибегает драматург, чтобы полнее раскрыть образ хозяина города- купца Дикого?

Следует обратить внимание учащихся на то, как по-разному оценивают жизнь купечества Кулигин и Феклуша. Чем вызвана столь разная оценка? С каким чувством произносит каждый из них свой монолог? Что порицает Кулигин и что восхищает Феклушу? Предложим учащимся самим ответить на эти вопросы или совместно с ними прокомментируем оба монолога.

Обратим внимание учащихся, что в образах Дикого и Кабанихи автор начертал последнюю грань обмеления человека до той степени, когда им уже не замечается живая человеческая душа, стремление к уважению, любви. Только страх, в их понимании, может управлять жизненным процессом.

Интересным представляется и чтение пьесы по ролям. И резкое столкновение характеров мы ощутим уже в 5 явлении, где ясно чувствуется внутренний протест и Тихона, и Варвары, и, главное,- Катерины. Но если Тихон скрывает свое недовольство за лживыми, унизительными фразами, а Варвара говорит лишь « в сторону», то Катерина говорит с Кабанихой как равная, ведь «что при людях, что без людей она…все одна». И именно в ней видит Кабаниха свою противницу. И хотя ее реплики обращены в основном к Тихону, предназначены они Катерине. В разговоре с Кабанихой Катерина сдержанна, немногословна, но не позволяет унижать себя, и Кабаниха остро ощущает внутреннюю силу своей снохи.

Завершая 1 занятие, предлагаем учащимся проблемный вопрос: Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, что Катерина уже в 1 действии предстает непокорной, не смирившейся с законами кабановского дома? Обсуждая ответы, преподаватель поможет учащимся увидеть, что Катерина в какой-то степени смирилась со своей судьбой и в покорности, хотя и не разрешая «возводить на себя напраслины», прожила много лет в доме свекрови.

В заключительном слове преподаватель кратко определит значение 1 действия как широкую экспозицию: в нем дана общая расстановка сил двух лагерей, действующих в пьесе, определены места персонажей в развитии конфликта.

В качестве домашнего задания рекомендуется дать учащимся ряд заданий, связанных с самостоятельным анализом 2 и 3 действий. Общее задание: 1.Прочитать пьесу до конца и определить значение 2 и 3 актов в развитии действия драмы. 2.Опираясь на монологи Кулигина и Феклуши, подготовить устный рассказ «Нравы города Калинова».

Занятие 2. «Катерина- жертва или победительница?»

На этом занятии попытаемся уяснить истинное авторское отношение Островского к своей героине, посмотрим, как автор представляет, какова Катерина в общении с мужем, свекровью, в какой сцене проявляется ее внутренняя жизнь.

Начать занятие можно с характеристики нравов Калинова, чтобы учащиеся острее почувствовали драму героини. Вместе с учащимися составляем план устного сочинения, который записывается на доске (выносится на экран интерактивной доски):

1. Расположение города. «Вид необыкновенный».

2.Жители города. Их социальный состав.

3.»Жестокие нравы» города.

4.Отношения в семье («И что слез льется за этими запорами…»)

5.Дикой и Кабаниха

Как еще один вариант начала занятия можно предложить учащимся задания разной степени сложности (в зависимости от способностей группы).

Задание большей трудности: 1.Проследите по тексту 2 и 3 действий внутренний конфликт Катерины — борьбу между чувством долга и чувством любви. 2.Какая сторона характера Катерины раскрывается в ее диалоге с Варварой? Что привлекает их друг в друге? В чем различие их взглядов на жизнь?

Задание средней трудности: 1.Что вы можете сказать о Катерине на основании 1 действия? 2. Образ Кабановой (Дикого) по одному из действий: внешний облик, манера говорить, отношение к домашним, к невестке, речевая характеристика.

Задание меньшей трудности: 1. Пересказ содержания 2 действия. 2. С какой целью введен второй монолог Кулигина (3 действие)? Что нового мы узнаем из него о жизни в Калинове?

Второе действие вводит нас в дом Кабанихи. Основное внимание направляется на то новое, что мы узнаем о Катерине,- в отличие от Варвары она никого не умеет обманывать. Ничего не хочет скрывать; это цельный, решительный , сильный характер. Чувствуется, что она терпит, пока терпится, но если кабановский дом ей «опостынет», то не удержать ее никакой силой: «…В окно выброшусь, в Волгу кинусь!». В сцене проводов Тихона обращаем внимание на новое столкновение Кабанихи и Катерины, которая молча кланялась в ноги мужу, молча переносила обиду, но когда свекровь хотела заставить ее «выть» после отъезда Тихона, твердо сказала: »Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!».

Любовь к Борису- и нужно, чтобы учащиеся поняли это- подготовлена всей жизнью Катерины под гнетом кабановского дома. Не случайно, думая о Борисе, она мыслью все время возвращается к неволе(«В неволе-то кому весело!», «А горька-то неволя!»). Зарождение любви к Борису Катерина воспринимает как свое духовное обновление, как вызов калиновским порядкам, это стремление вырваться на волю, жить полной жизнью, это мятеж против гнета и насилия кабановского дома.

Переходя к анализу 3 акта, работаем с учащимися над вопросами:

1.С какой целью автор вводит в пьесу песни Кудряша?

2.Чем для нас важен разговор Кудряша с Борисом? Песня Кудряша наводит на мысль о судьбе героини. Кудряш заранее предупреждает Бориса о тяжелых последствиях, которые ждут любимую им замужнюю женщину («Эх, бросить надоть!…А ведь здесь какой народ!Съедят, в гроб вколотят»), на что Борис отвечает: «…пожалуйста, не пугай ты меня!»- о женщине он не думает. Обратим внимание учащихся, что и в дальнейшем Борис думает только о себе.

Можно сопоставить две сцены свидания- Кудряша и Варвары, Катерины и Бориса, обратив особое внимание на авторские ремарки. Интересно показать учащимся, как по-разному ведут себя Катерина и Борис. Автор постоянно подчеркивает робость Бориса, его заботу о собственном душевном покое: «Не говори таких слов, не печаль меня…». А в ее словах, полных глубокого чувства, снова ощущение своей близкой гибели: «Зачем ты моей погибели хочешь?». Обращаем внимание учащихся на то, что авторские ремарки сопровождают только реплики Катерины, их совсем нет в репликах Бориса. Предложим учащимся подумать над вопросом, чем это вызвано. Подчеркиваем силу любви Катерины, ради которой она поборола в себе страх божий за измену. Катерина не боится и людского суда: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!…».

В заключение можно предложить учащимся подумать над такими вопросами:

1.Как проявляется авторское отношение к героине в сцене свидания?

2.Как удается Островскому внушить читателю сочувствие к Катерине?

Духовные цепи — наиболее значительное проявление власти домостроевского «темного царства» над Катериной. И если в 3 акте любовь побеждает предрассудки, и Катерина, не побоявшись греха, встречается с Борисом, то в 4 акте, не в силах больше выдержать душевные муки, она публично кается в измене мужу. Сцену покаяния мы можем рассматривать как временное отступление. Это кульминационный момент драмы.

Анализ сцены покаяния проводится преподавателем. Цель анализа — раскрыть драматургическое мастерство Островского в создании кульминации пьесы.

Первая группа вопросов направлена на выяснение причин, приведших героиню к публичному покаянию: 1.Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы Катерины и приводят ее к публичному покаянию? 2. Только ли внешние события заставили ее публично каяться в своем грехе?

Вторая группа вопросов поможет обратить внимание на мастерство драматурга: 1.С какой целью сцена покаяния дается на фоне грозы? 2.Как реагируют на грозу Кулигин, калиновцы, сумасшедшая барыня?

Третья группа вопросов поможет определить место сцены покаяния в развитии действия: 1. Какова роль этой сцены в развитии действия пьесы? 2. Почему драма не кончается сценой покаяния? Зачем автору понадобился 5 акт? Эти вопросы требуют размышления, поэтому целесообразно распределить учащихся по малым группам для совместной творческой работы. Публичное покаяние Катерины — лишь временное отступление героини в борьбе за право любить и быть свободной. В дальнейшем она отвергнет смирение и покорность и предпочтет смерть жизни в неволе. Смерть Катерины (5 акт) становится ее нравственной победой.

Занятие 3. Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Учащиеся часто не проявляют интереса к критической литературе, неглубоко осмысливают содержание критических статей. Необходимо научить ребят воспринимать критическую статью как произведение определенной эпохи. Работая над текстом статьи Добролюбова, надо показать учащимся тесную связь ее с актуальными вопросами жизни России тех лет; обратить их внимание на исторический подход критика к анализу художественного произведения.

Материал статьи можно использовать в процессе анализа пьесы, а можно изучать как самостоятельное произведение. Интересно также провести под руководством преподавателя сопоставление статей Добролюбова и Писарева о «Грозе», пробудив тем самым у учащихся желание высказать свое отношение к оценкам критиков. Проведение диспута способствует развитию умения не только выражать свои мысли, но и отстаивать их.

При изучении отдельно статьи Добролюбова преподаватель дает учащимся общее представление об основных политических и эстетических взглядах критика.

Заслугой Островского Добролюбов считает «глубокое понимание русской жизни и великое уменье изображать резко и живо самые существенные ее стороны» (Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3-х т. Т.3. М., 1982, с.152. Далее цитаты из данного издания).

Смог ли Островский уловить «требования новой жизни», в какой мере сумел их понять и отразить в новом произведении- драме «Гроза»? Вот вопрос, который разрешает критик в процессе анализа пьесы и который необходимо поставить перед учащимися как центральный вопрос анализа статьи.

В процессе работы над статьей в группе рассматриваются наиболее важные вопросы: 1.В чем задача «реальной критики»? 2. Чем вызвано утверждение Добролюбова: « В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее»? 3. Почему создание образа Катерины критик считает шагом вперед в развитии русской литературы?. Чтобы ответить на эти вопросы, надо помочь учащимся почувствовать себя на время современниками Островского и увидеть в драме что-то «освежающее и ободряющее» ( шаткость и скорая гибель «темного царства», «страшный вызов самодурной силе»). К этому выводу учащиеся приходят во время анализа самой пьесы. Полезно обратить внимание ребят на два замечания критика, предложив им объяснить их1): от характера Катерины веет на нас свежей жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели; 2) характер Катерины «соответствует новой фазе нашей народной жизни».

Новая фаза народной жизни — это пробуждение личности, стремление отстоять свои права, это протест против насилия. Статья Добролюбова объяснит учащимся, почему сильный, решительный характер является у Островского в женском типе, ибо женщина всегда была самым бесправным существом в дореволюционной России.

Самостоятельно продолжить анализ статьи учащимся поможет план: 1. Задачи «реальной критики». 2.» В «Грозе» есть что-то освежающее…». 3.Образ Катерины- шаг вперед в развитии русской литературы. 4.Добролюбов о характере Катерины.5.Смерть героини- «страшный вызов самодурной силе». 6. Тихон и Борис- «жалкие типы», которые «столь же вредны, как и сами самодуры. 7.Жизнь в темном царстве хуже смерти.

Чтобы облегчить учащимся самостоятельное изучение статьи ,можно дать им домашнее задание- ответить на вопросы: 1.Как проявляется отношение критика к героине пьесы? 2.Что привлекает его в Катерине? 3. В чем он видит драму Катерины? 4. Согласны ли вы с точкой зрения критика?

Важно не только научить анализировать литературно- критическую статью, но системой вопросов, заданий суметь пробудить у учащихся интерес к ней. Тогда чтение критической литературы станет не обязанностью, а потребностью.

Занятие 4. Подготовка к сочинению, творческая работа.

Завершить изучение пьесы и провести дискуссию можно с помощью творческих заданий.

А) Конкурс актерского мастерства. Фрагменты для чтения и инсценировки:

–монолог Кулигина;

-Кабаниха провожает сына в деловую поездку;

-Варвара и Катерина;

-диалог Бориса и Катерины;

-последний монолог Катерины

Б) Конкурс импровизаций:

-Катерина разговаривает со свекровью;

-Тихон общается с матерью и женой;

-Катерина принимает окончательное решение.

Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранного задания, и получается своеобразный урок- инсценировка.

В качестве домашнего задания и подготовки к сочинению по пьесе предлагается творческое задание- мини- сочинение: «Могла ли Катерина не закончить жизнь самоубийством?», «Был ли у героини другой выход в борьбе за свое человеческое достоинство?».

Система уроков по пьесе А.Н Островского «Гроза»


Тема

Материал

Виды работ

Домашнее задание

Нравы города Калинова

Биография Островского. Пьеса «Гроза»

Беседа, подготовленные индивидуальные задания, чтение по ролям

Вопросы выяснения первичного восприятия учащимися пьесы

Катерина- жертва или победительница?

Сцены пьесы

Выполнение заданий разной сложности

Анализ сцены покаяния

Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Текст статьи

Беседа, самостоятельная работа

Ответы на вопросы

Подготовка к сочинению, творческая работа

Текст пьесы

Инсценировки, импровизации, работа в малых группах

Мини — сочинение

Сильные грозы | СЕМА

Грозы, сопровождаемые молниями, часто случаются в Миссури в весенние и летние месяцы. Грозы могут возникать поодиночке, группами или линиями. Некоторые из самых сильных гроз возникают, когда одна гроза воздействует на одно место в течение длительного времени. Грозы обычно вызывают сильный дождь, который длится от 30 минут до часа. Теплые влажные условия весьма благоприятны для развития грозы. Около 10 процентов гроз классифицируются как сильные — грозы, вызывающие град диаметром не менее трех четвертей дюйма, скорость ветра 58 миль в час или выше или вызывающие торнадо.

Молния часто бьет вне сильного дождя и может произойти на расстоянии до 10 миль от места дождя. «Тепловая молния» на самом деле молния от грозы слишком далеко, чтобы гром был слышен. Однако буря может двигаться в вашем направлении. Большинство смертей и травм от молний происходит, когда люди оказываются на открытом воздухе в летние месяцы во второй половине дня и вечером. Ваши шансы быть пораженным молнией оцениваются как 1 к 600 000, но их можно снизить еще больше, если соблюдать меры предосторожности.

Жертвы удара молнии не несут электрического заряда, и им следует оказать немедленную помощь.

Ознакомьтесь с этими терминами, чтобы определить опасность грозы:

Пожалуйста, посетите страницу StormAware штата Миссури по адресу stormaware.mo.gov для получения дополнительной информации о безопасности торнадо.

  • Часы для наблюдения за сильными грозами выпускаются, чтобы сообщить вам, когда и где вероятны сильные грозы.
  • Предупреждения о сильной грозе выдаются, когда наблюдатели сообщают о плохой погоде или указывают радары. Предупреждения указывают на неизбежную опасность для жизни и имущества тех, кто находится на пути бури.

Советы по подготовке

перед грозой

Составьте план для себя и своей семьи на случай грозы — дома, на работе и в гостях у родственников или друзей, которых вы часто посещаете. Всегда будьте внимательны к изменяющимся погодным условиям.

Помните, что ниже приведены указания на случай грозы в вашем регионе:

  • Слушайте радио, телевидение или погодное радио NOAA, чтобы получать прогнозы погоды и информацию о чрезвычайных ситуациях.
  • Отложите мероприятия на свежем воздухе.
  • Помните: « Если грянет гром, идите в помещение «, потому что снаружи нет безопасного места, когда в этом районе молния. Все должны оставаться в помещении в течение 30 минут после того, как они услышат последний удар грома.
  • Забраться в дом, здание или автомобиль с жесткой крышей (не кабриолет). Хотя вы можете получить травму, если молния ударит в ваш автомобиль, вы в гораздо большей безопасности внутри автомобиля, чем снаружи.
  • Отключите электроприборы и другие электроприборы, такие как компьютеры, и выключите кондиционеры. Скачки напряжения от молнии могут привести к серьезным повреждениям.
  • Закрепите наружные предметы, которые могут быть снесены ветром или могут повредиться.
  • Закройте окна и закрепите наружные двери. Если жалюзи недоступны, закройте оконные жалюзи, шторы или шторы.
  • Долгосрочные приготовления
    : Удалите мертвые или гниющие деревья и ветки, которые могут упасть и причинить травмы или повреждения во время сильной грозы.

Что делать

во время грозы

После проникновения в дом или здание:

  • Избегайте принятия душа или ванны и любого контакта с водопроводом. Сантехника и сантехника могут проводить электричество. Не мойте руки, не мойте посуду и не стирайте.
  • Беспроводные и сотовые телефоны безопасны в использовании. Используйте проводной телефон только в экстренных случаях.
  • Избегайте контакта с электрическим оборудованием или шнурами.
  • Держитесь подальше от окон и дверей и держитесь подальше от крыльца.
  • Поскольку бетон проводит электричество, не ложитесь на бетонный пол и не прислоняйтесь к бетонным стенам.
  • Все должны оставаться в помещении в течение 30 минут после того, как они услышат последний удар грома.

Если вы окажетесь

на улице во время грозы , избегайте следующего:
  • Помните, что обувь на резиновой подошве и резиновые покрышки НЕ защищают от молнии. Однако стальная рама автомобиля с жестким верхом обеспечивает повышенную защиту, если вы не касаетесь металла.
  • Естественные молниеотводы, такие как высокое изолированное дерево на открытой местности.
  • Вершины холмов, открытые поля, пляж или лодка на воде.
  • Изолированные навесы или другие небольшие сооружения на открытых площадках.
  • Все металлическое — тракторы, сельскохозяйственное оборудование, мотоциклы, тележки для гольфа, клюшки для гольфа и велосипеды.

Если вы находитесь в определенных ситуациях, сделайте следующее:

  • В лесу ищите укрытие в низине под густым ростом небольших деревьев.
  • На открытой местности идите в низину, например, в овраг или долину. Будьте готовы к внезапным наводнениям.
  • На открытой воде высадитесь на сушу и немедленно найдите укрытие.
  • Везде, где вы чувствуете, что ваши волосы встают дыбом (что указывает на то, что вот-вот ударит молния), присядьте низко к земле на подушечках ног. Положите руки на уши и голову между коленями.

Что делать, если у вас есть неудовлетворенные потребности

после грозы

В течение всего периода восстановления важно следить за сообщениями местного радио или телевидения и другими источниками средств массовой информации для получения информации о том, где можно получить экстренное жилье, еду, первую помощь, одежду и финансовую помощь. В следующем разделе представлена ​​общая информация о видах помощи, которые могут быть доступны.

Прямая помощь

Прямая помощь отдельным лицам и семьям может исходить от любого количества организаций, в том числе:

отделения Красного Креста штата Миссури:

  • Большой Сент-Луис
  • Центральный и Северный Миссури
  • Юго-Восточный Миссури
  • Большой Канзас-Сити и Северо-Западный Миссури
  • Южный Миссури
  • футов Леонард Вуд

Прочие волонтерские и религиозные организации

  • Гражданский корпус
  • Партнерство губернатора, основанное на вере и общественных работах, для восстановления после стихийных бедствий

Эти организации предоставляют еду, кров, припасы и помогают в ликвидации последствий.

Подробную дополнительную информацию можно найти на следующих сайтах:

  • Национальная метеорологическая служба – офис в Сент-Луисе
  • Национальная метеорологическая служба – офис Канзас-Сити
  • Национальная служба погоды – офис Спрингфилда
  • Национальная служба погоды – офис в Падьюке
  • Национальная служба погоды – офис в Мемфисе
  • Национальная метеорологическая служба – Офис четырех городов

Программа Ready in 3 Program штата Миссури также предоставляет бесплатные руководства по безопасности семьи, которые помогут подготовить вашу семью и домочадцев, или позвоните по телефону (573) 526-4768, чтобы заказать бесплатное руководство по безопасности семьи. Руководство по семейной безопасности доступно на нескольких языках.

Планирование и подготовка

Планирование и подготовка дома Торнадо Сильные грозы Суровая зимняя погода наводнение Землетрясения Экстремальная жара Пожары Прорыв плотины Опасные материалы

Сопутствующая информация

  • Безопасность дома в штате Миссури
  • Зимняя защита от непогоды в штате Миссури
  • Видеоролики по технике безопасности SEMA
  • Ready. gov

Контактная информация

Чрезвычайное положение Агентство по управлению
2302 Милиция Драйв
ПО Ящик 116
Джефферсон-Сити, Миссури 65102
Телефон: (573) 526-9100

Факс: (573) 634-7966
Электронная почта

Severe Thunderstorm »MSUReady »Police »MSU Texas »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *