Тест по произведению А. Н. Островского «Гроза»
Гроза | |
Жанр | драма |
Автор | Александр Николаевич Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1859 |
Дата первой публикации | 1860 |
Текст произведения в Викитеке |
«Гроза»
— пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма[1][2]. Действие происходит летом в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.
Сюжет
В семействе Кабановых царит домострой, который вершит мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна Кабанова. Катерина, главная героиня, с детства жила в окружении любви и ласки своей матери, но после того, как она вышла замуж за Тихона, её жизнь изменилась, стала подневольной. Затем она влюбляется в Бориса Григорьевича — племянника Дикóго (ещё одного самодура, жадного и жестокого). Борис тоже тайно влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки устраивают тайные встречи. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязливой натуре, признаётся мужу в измене, при его матери, после чего жизнь женщины становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу[3].
Варвара, сестра Тихона
Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Ее девизом является утверждение: «Делай что хочешь, но так, чтобы шито-крыто было».
Особенно ее никак не выделяет Островский. «Гроза», анализ произведения свидетельствует об этом, всячески противопоставляет своевольную натуру Варвары и чистоту души Катерины. Варвара добивается своего хитростью и вольнодумством, а Катерина во всем предпочитает правду.
История создания
Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. 9 октября драматург окончил «Грозу», а 14 октября уже отправил пьесу в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: и он, и она состояли в браке. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет[4][5].
Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
Композиционно-идейная составляющая
Драма состоит из пяти действий, причем между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу условно можно разделить на четыре части: мучительное ожидание, сопровождаемое томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Множество споров у исследователей вызывает гибель Катерины. Смогла бы она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Грозы» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, потому он и наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа.
Действительно, гибель Катерины предрешена. Если бы она не погибла по собственному решению, то ее задавили бы жестокие нравы, царящие в городе Калинове. Ей пришлось бы сломать свою свободолюбивую натуру и подстроиться под порядки общества. Все ее внутреннее существо, душа противились этим порядкам. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Катерины – вольная птица, которую она отпускает на волю.
Персонажи
Александр Головин. Берег Волги. 1916 Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»
- Савёл Прокофьич Дикóй
, купец, значительное лицо в городе. - Борис
, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. - Марфа Игнатьевна Кабанова
(«
Кабаниха
»), богатая купчиха, вдова. - Тихон Иванович Кабанов
, её сын. - Катерина
, главная героиня, жена Тихона Кабанова. - Варвара
, сестра Тихона. - Кулигин
, мещанин, механик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. - Ваня Кудряш
, молодой человек, конторщик Дикого. - Шапкин
, мещанин. - Феклуша
, странница. - Глаша
, девка в доме Кабанихи. - Барыня с двумя лакеями
, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая. - Городские жители обоего пола
.
Тест по произведению А. Н. Островского «Гроза»
Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза». 10 класс. 1 вариант
1. Как называлась самая первая пьеса Островского, принёсшая драматургу славу?
1) «Гроза»; 2) «Свои люди-сочтёмся»; 3) «Бесприданница»; 4) «Не в свои сани не садись».
2. В каком городе происходит действие пьесы «Гроза»?
1) Калинов; 2) Бряхимов; 3) Петербург; 4) Волжск.
3. Кому из героев пьесы «Гроза» соответствует характеристика «часовщик-самоучка»?
1) Кудряш; 2) Кулигин; 3) Шапкин; 4) Дикой.
4. О каком герое так говорит Кудряш:
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве»?
1) Тихон; 2) Борис; 3) Дикой; 4) Кулигин.
5. Кому из героев принадлежат данные слова:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
1) Варвара; 2) Кулигин; 3) Кудряш; 4) Борис.
6.
Кому принадлежит фраза:«Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
1) Варвара; 2) Катерина; 3) Феклуша; 4) Кабанова.
7. Действие пьесы открывается русской народной песней:
1) «Из-за острова на стрежень…»; 2) «Лучинушка»; 3) «Среди долины ровныя…».
8. Кому принадлежит реплика: «Восторг!.. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита»?
1) Катерина; 2) Варвара; 3) Борис; 4) Кулигин; 5) Кудряш.
9. Мать Бориса была:
1) мещанкой; 2) купеческой дочкой; 3) дворянкой; 4) самодуркой.
10. Кто из персонажей говорит о Диком: «Унять-то его некому, вот он и воюет»?
1) Кудряш; 2) Шапкин; 3) Кулигин; 4) Борис.
11. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:
1) будет почтителен к дяде; 2) получит образование; 3) покажет себя способным купцом.
12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:
1) своей любви к Борису; 2) своей тяжёлой жизни у Кабановой; 3) своей жизни в доме матери.
13. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:
1)появление сумасшедшей барыни;
2) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
3) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
4) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”; 5) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”
14. Кто написал критическую статью «Мотивы русской драмы» о «Грозе»?
1) В. Г. Белинский; 2) Н. Г. Чернышевский; 3) Н. А. Добролюбов; 4) Д. И. Писарев.
Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза». 10 класс. 2 вариант
1. Как называлась первая сыгранная пьеса Островского?
1) «Гроза»; 2) «Свои люди-сочтёмся»; 3) «Бесприданница»; 4) «Не в свои сани не садись».
2. В каком городе происходит действие пьесы «Бесприданница»?
1) Калинов; 2) Бряхимов; 3) Петербург; 4) Волжск.
3. «Механик, самоучка механик», «антик, химик» – это:
1) Кудряш; 2) Тихон; 3) Шапкин; 4) Кулигин.
4. Кому принадлежат данные слова:
«Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…»?
1) Феклуша; 2) Варвара; 3) Катерина; 4) Кабанова.
5. Кому из героев принадлежат данные слова:
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?»
1) Варвара; 2) Катерина; 3) Борис; 4) Феклуша.
6.
Кому принадлежит фраза:«Гроза-то нам в наказание посылается…»?
1) Варвара; 2) Катерина; 3) Дикой; 4) Тихон.
7.
Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
1) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
2) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
3) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
4) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
8. Кому принадлежит реплика: «Несчастный я теперь, братец, человек. Так ни за что я погибаю, ни за грош»?
1) Борис; 2) Тихон; 3) Дикой; 4) Кулигин; 5) Кудряш.
9. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы «Гроза»?
1) дворянской; 2) купеческой; 3) аристократической; 4) народной.
10. Кто из персонажей говорит о Диком: «Да нешто убурежёшься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает»?
1) Кудряш; 2) Шапкин; 3) Кулигин; 4) Борис.
11. Определите завязку конфликта пьесы:
1) разговор Кулигина и Бориса; 2) диалог Катерины и Кабанихи; 3) диалог Катерины и Варвары
12. Кого боится Кабаниха:
1) Бога; 2) перемен в жизни; 3) никого и ничего не боится.
13. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:
1) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
2) появление сумасшедшей барыни;
3) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”
4) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
5) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”; 14. Кто написал критическую статью «Луч света в тёмном царстве» о «Грозе»?
1) В. Г. Белинский; 2) Н. Г. Чернышевский; 3) Н. А. Добролюбов; 4) Д. И. Писарев.
Тест по пьесе Островского «Гроза»
Ответы:
1 в | 2 в | ||
1. | 2 | 1. | 4 |
2. | 1 | 2. | 2 |
3. | 2 | 3. | 4 |
4. | 3 | 4. | 3 |
5. | 2 | 5. | 2 |
6. | 1 | 6. | 3 |
7. | 3 | 7. | 4 |
8. | 4 | 8. | 2 |
9. | 2 | 9. | 2 |
10. | 2 | 10. | 1 |
11. | 1 | 11. | 3 |
12. | 3 | 12. | 2 |
13. | 23415 | 13. | 14523 |
14. | 4 | 14. | 3 |
15. | 4 | 15. | 1 |
16. | 3 | 16. | 2 |
Первые постановки
Премьера прошла в Малом театре 16 ноября 1859 в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона
: в остальных ролях:
Дикой
— П. Садовский,
Борис
— Чернышев, Черкасов,
Кабаниха
— Рыкалова,
Катерина
— Никулина-Косицкая,
Варвара
— Бороздина 1-я,
Кулигин
— Дмитревский,
Кудряш
— Д. Ленский,
Феклуша
— Акимова.
2 декабря 1859 спектакль впервые прошёл в Александринском театре в бенефис Линской в роли Кабанихи
;
Дикой
— Бурдин,
Борис
— Степанов,
Тихон
— Мартынов,
Катерина
— Снеткова 3-я,
Варвара
— Левкеева,
Кулигин
— Зубров,
Кудряш
— Горбунов,
Феклуша
— Громова.
Борис
Племянник Дикого, живет у него в доме из милости. Молодой парень привык слушать выражение недовольства и наставления своего дядюшки, но если быть внимательными, то можно увидеть, как глубоко ранят его укоры Дикого, насколько ему неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле власть имеющего Дикого как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, господствующих в городе Калинове.
Образы в «Грозе» Островского не отличаются особенным многообразием: Кабаниха, Дикой, Варвара, Тихон, Борис — все, как один, умеют приспосабливаться. Одни подавляют, другие подчиняются. Им всем противопоставлена Катерина – молодая женщина, сохранившая в себе цельность натуры и силу духа. Таким образом, оказывается весьма неоднозначным произведение «Гроза». Островский оправдывает Катерину за ее слабость в том, что она жертвует своей жизнью, но наделяет ее мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, а гибель России, ее невозможность жить по старым порядкам, которые приводят к краху, изображает автор.
Адаптации
- Гроза (фильм, 1912) — выпущен , в роли Катерины В. Н. Пашенная[6]
- Гроза (фильм, 1933) — режиссёр В. М. Петров
- Гроза (телеспектакль, 1977) — режиссёры: Феликс Глямшин, Борис Бабочкин
На сюжет пьесы «Гроза» написаны ряд опер (см. Гроза (опера)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем Яначеком («Катя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano, 1952).[1]
Луч света в пьесе
В анализе «Грозы» стоит выделить главный женский образ — Катерину Кабанову. Она является отражением того, что может сделать с личностью тирания и деспотическое отношение. Молодая женщина хоть и выросла в «старом» обществе, в отличие от большинства, видит всю несправедливость таких порядков. А Катерина же была честной, не хотела и не умела обманывать, и это одна из причин, по которой она все рассказала мужу. А те люди, которые ее окружали, привыкли обманывать, бояться, тиранить. А молодая женщина не могла это принять, вся ее духовная чистота противилась этому. Из-за внутреннего света и стремления жить честно образ Катерины из «Грозы» Островского сравнивали с «лучом света в темном царстве».
И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом. Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла. Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зимовниковский сельскохозяйственный техникум Методические рекомендации по литературе «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» Выполнила: И.В.Ковалева, преподаватель литературы и русского языка Зимовники, 2012 г. Предлагаемый труд является первым опытом создания методической рекомендации для преподавателей литературы средних специальных учебных заведений. Главы пособия помогут преподавателю в трактовке литературных образов опираться на принцип историзма; выявлять существенные черты эпохи, воссозданные в художественном произведении; вскрывать классовую обусловленность общественных, эстетических взглядов писателя, творческая деятельность которого протекала в исторически конкретном классовом обществе. В предлагаемой работе основное внимание уделяется поискам путей успешного решения главных задач воспитания, образования, связанных с изучением литературы. Содержание программы и учебный план заставили искать такие формы подачи материала, которые позволили бы в процессе изучения произведения использовать разнообразие видов учебной деятельности , чтобы добиться целостного восприятия пьесы учащимися. Без усвоения навыков анализа произведения выпускники средних специальных учебных заведений не смогут впоследствии в своей читательской практике правильно ориентироваться в мире художественной литературы. Методические рекомендации предназначены для преподавателя, и содержащийся в них материал не может быть в том же виде переадресован непосредственно учащимся. Образцы занятий, какими бы конкретными они ни казались, требуют творческого преломления в практике преподавателя, потому что группы учащихся различны по составу и каждый раз своим путем пойдут к образному восприятию, к решению проблем, заложенных в произведении. ХХ век заново открывает для себя творчество А.Н. Островского. Хаотичному сознанию современного человека оказались близки стиль и мировоззрение драматурга. Но читаются его пьесы не всегда просто и однозначно. Учащимся необходимо сделать над собой усилие, чтобы разобраться в домостроевских взаимоотношениях купеческой России. Занятие 1. «Город Калинов» В зависимости от особенностей группы материал для вступительной лекции может принадлежать либо преподавателю, либо быть подготовлен как выступление учащегося: доклады или выразительное чтение писем драматурга и воспоминаний современников. Для подготовки к докладам учащихся можно предложить пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Доходное место», «Бесприданница». Эти произведения помогут понять, почему Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни», дадут возможность преподавателю показать, как отразилось мировоззрение драматурга в созданных им пьесах. Драма «Гроза» названа Добролюбовым «самым решительным» произведением Островского. Что же позволило великому критику так оценить пьесу?- этот вопрос может стать центральным вопросом анализа. К первому занятию учащимся предлагается прочитать пьесу целиком, обратив особое внимание на 1 действие. Итак, читателю открывается образ одного из уездных городков России в предреформенные годы. Мир самодуров, в котором развивается конфликт произведения, для 19 века специфический мир, психологический климат которого ускоряет гибель лучших его представителей. Вначале читаем «афишу» — список действующих лиц, в котором уже в какой-то степени ощущается отношение автора к героям. Обращаем внимание на используемый Островским прием «говорящей фамилии», предложив учащимся самим дать словесный портрет героев. В большинстве случаев учащиеся дают правильную характеристику Дикому, Кабанихе, Тихону. Преподаватель может указать, что имя Катерина в переводе с греческого означает «вечно чистая», Варвара — «грубая». Это может в дальнейшем помочь учащимся правильно понять замысел автора и отношение к своим героям. Уже чтение первых трех явлений знакомит учащихся с представителями двух антагонистических лагерей: в одном- хозяева города: «ругатель» Дикой, ханжа Кабанова и другие богатые купцы, о которых рассказывает Кулигин Борису, в другом- зависимые от хозяев города люди: Борис, Шапкин, Кулигин, Кудряш и «бедность нагольная», которой никогда не выбиться из нужды. Привлекая текст, предлагаем учащимся ответить на вопросы: 1.Как помогают реплики каждого героя определить его характер, жизненную позицию? 2.К каким приемам прибегает драматург, чтобы полнее раскрыть образ хозяина города- купца Дикого? Следует обратить внимание учащихся на то, как по-разному оценивают жизнь купечества Кулигин и Феклуша. Чем вызвана столь разная оценка? С каким чувством произносит каждый из них свой монолог? Что порицает Кулигин и что восхищает Феклушу? Предложим учащимся самим ответить на эти вопросы или совместно с ними прокомментируем оба монолога. Обратим внимание учащихся, что в образах Дикого и Кабанихи автор начертал последнюю грань обмеления человека до той степени, когда им уже не замечается живая человеческая душа, стремление к уважению, любви. Только страх, в их понимании, может управлять жизненным процессом. Интересным представляется и чтение пьесы по ролям. И резкое столкновение характеров мы ощутим уже в 5 явлении, где ясно чувствуется внутренний протест и Тихона, и Варвары, и, главное,- Катерины. Но если Тихон скрывает свое недовольство за лживыми, унизительными фразами, а Варвара говорит лишь « в сторону», то Катерина говорит с Кабанихой как равная, ведь «что при людях, что без людей она…все одна». И именно в ней видит Кабаниха свою противницу. И хотя ее реплики обращены в основном к Тихону, предназначены они Катерине. В разговоре с Кабанихой Катерина сдержанна, немногословна, но не позволяет унижать себя, и Кабаниха остро ощущает внутреннюю силу своей снохи. Завершая 1 занятие, предлагаем учащимся проблемный вопрос: Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, что Катерина уже в 1 действии предстает непокорной, не смирившейся с законами кабановского дома? Обсуждая ответы, преподаватель поможет учащимся увидеть, что Катерина в какой-то степени смирилась со своей судьбой и в покорности, хотя и не разрешая «возводить на себя напраслины», прожила много лет в доме свекрови. В заключительном слове преподаватель кратко определит значение 1 действия как широкую экспозицию: в нем дана общая расстановка сил двух лагерей, действующих в пьесе, определены места персонажей в развитии конфликта. В качестве домашнего задания рекомендуется дать учащимся ряд заданий, связанных с самостоятельным анализом 2 и 3 действий. Общее задание: 1.Прочитать пьесу до конца и определить значение 2 и 3 актов в развитии действия драмы. 2.Опираясь на монологи Кулигина и Феклуши, подготовить устный рассказ «Нравы города Калинова». Занятие 2. «Катерина- жертва или победительница?» На этом занятии попытаемся уяснить истинное авторское отношение Островского к своей героине, посмотрим, как автор представляет, какова Катерина в общении с мужем, свекровью, в какой сцене проявляется ее внутренняя жизнь. Начать занятие можно с характеристики нравов Калинова, чтобы учащиеся острее почувствовали драму героини. Вместе с учащимися составляем план устного сочинения, который записывается на доске (выносится на экран интерактивной доски): 1. Расположение города. «Вид необыкновенный». 2.Жители города. Их социальный состав. 3.»Жестокие нравы» города. 4.Отношения в семье («И что слез льется за этими запорами…») 5.Дикой и Кабаниха Как еще один вариант начала занятия можно предложить учащимся задания разной степени сложности (в зависимости от способностей группы). Задание большей трудности: 1.Проследите по тексту 2 и 3 действий внутренний конфликт Катерины — борьбу между чувством долга и чувством любви. 2.Какая сторона характера Катерины раскрывается в ее диалоге с Варварой? Что привлекает их друг в друге? В чем различие их взглядов на жизнь? Задание средней трудности: 1.Что вы можете сказать о Катерине на основании 1 действия? 2. Образ Кабановой (Дикого) по одному из действий: внешний облик, манера говорить, отношение к домашним, к невестке, речевая характеристика. Задание меньшей трудности: 1. Пересказ содержания 2 действия. 2. С какой целью введен второй монолог Кулигина (3 действие)? Что нового мы узнаем из него о жизни в Калинове? Второе действие вводит нас в дом Кабанихи. Основное внимание направляется на то новое, что мы узнаем о Катерине,- в отличие от Варвары она никого не умеет обманывать. Ничего не хочет скрывать; это цельный, решительный , сильный характер. Чувствуется, что она терпит, пока терпится, но если кабановский дом ей «опостынет», то не удержать ее никакой силой: «…В окно выброшусь, в Волгу кинусь!». В сцене проводов Тихона обращаем внимание на новое столкновение Кабанихи и Катерины, которая молча кланялась в ноги мужу, молча переносила обиду, но когда свекровь хотела заставить ее «выть» после отъезда Тихона, твердо сказала: »Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!». Любовь к Борису- и нужно, чтобы учащиеся поняли это- подготовлена всей жизнью Катерины под гнетом кабановского дома. Не случайно, думая о Борисе, она мыслью все время возвращается к неволе(«В неволе-то кому весело!», «А горька-то неволя!»). Зарождение любви к Борису Катерина воспринимает как свое духовное обновление, как вызов калиновским порядкам, это стремление вырваться на волю, жить полной жизнью, это мятеж против гнета и насилия кабановского дома. Переходя к анализу 3 акта, работаем с учащимися над вопросами: 1.С какой целью автор вводит в пьесу песни Кудряша? 2.Чем для нас важен разговор Кудряша с Борисом? Песня Кудряша наводит на мысль о судьбе героини. Кудряш заранее предупреждает Бориса о тяжелых последствиях, которые ждут любимую им замужнюю женщину («Эх, бросить надоть!…А ведь здесь какой народ!Съедят, в гроб вколотят»), на что Борис отвечает: «…пожалуйста, не пугай ты меня!»- о женщине он не думает. Обратим внимание учащихся, что и в дальнейшем Борис думает только о себе. Можно сопоставить две сцены свидания- Кудряша и Варвары, Катерины и Бориса, обратив особое внимание на авторские ремарки. Интересно показать учащимся, как по-разному ведут себя Катерина и Борис. Автор постоянно подчеркивает робость Бориса, его заботу о собственном душевном покое: «Не говори таких слов, не печаль меня…». А в ее словах, полных глубокого чувства, снова ощущение своей близкой гибели: «Зачем ты моей погибели хочешь?». Обращаем внимание учащихся на то, что авторские ремарки сопровождают только реплики Катерины, их совсем нет в репликах Бориса. Предложим учащимся подумать над вопросом, чем это вызвано. Подчеркиваем силу любви Катерины, ради которой она поборола в себе страх божий за измену. Катерина не боится и людского суда: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!…». В заключение можно предложить учащимся подумать над такими вопросами: 1.Как проявляется авторское отношение к героине в сцене свидания? 2.Как удается Островскому внушить читателю сочувствие к Катерине? Духовные цепи — наиболее значительное проявление власти домостроевского «темного царства» над Катериной. И если в 3 акте любовь побеждает предрассудки, и Катерина, не побоявшись греха, встречается с Борисом, то в 4 акте, не в силах больше выдержать душевные муки, она публично кается в измене мужу. Сцену покаяния мы можем рассматривать как временное отступление. Это кульминационный момент драмы. Анализ сцены покаяния проводится преподавателем. Цель анализа — раскрыть драматургическое мастерство Островского в создании кульминации пьесы. Первая группа вопросов направлена на выяснение причин, приведших героиню к публичному покаянию: 1.Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы Катерины и приводят ее к публичному покаянию? 2. Только ли внешние события заставили ее публично каяться в своем грехе? Вторая группа вопросов поможет обратить внимание на мастерство драматурга: 1.С какой целью сцена покаяния дается на фоне грозы? 2.Как реагируют на грозу Кулигин, калиновцы, сумасшедшая барыня? Третья группа вопросов поможет определить место сцены покаяния в развитии действия: 1. Какова роль этой сцены в развитии действия пьесы? 2. Почему драма не кончается сценой покаяния? Зачем автору понадобился 5 акт? Эти вопросы требуют размышления, поэтому целесообразно распределить учащихся по малым группам для совместной творческой работы. Публичное покаяние Катерины — лишь временное отступление героини в борьбе за право любить и быть свободной. В дальнейшем она отвергнет смирение и покорность и предпочтет смерть жизни в неволе. Смерть Катерины (5 акт) становится ее нравственной победой. Занятие 3. Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Учащиеся часто не проявляют интереса к критической литературе, неглубоко осмысливают содержание критических статей. Необходимо научить ребят воспринимать критическую статью как произведение определенной эпохи. Работая над текстом статьи Добролюбова, надо показать учащимся тесную связь ее с актуальными вопросами жизни России тех лет; обратить их внимание на исторический подход критика к анализу художественного произведения. Материал статьи можно использовать в процессе анализа пьесы, а можно изучать как самостоятельное произведение. Интересно также провести под руководством преподавателя сопоставление статей Добролюбова и Писарева о «Грозе», пробудив тем самым у учащихся желание высказать свое отношение к оценкам критиков. Проведение диспута способствует развитию умения не только выражать свои мысли, но и отстаивать их. При изучении отдельно статьи Добролюбова преподаватель дает учащимся общее представление об основных политических и эстетических взглядах критика. Заслугой Островского Добролюбов считает «глубокое понимание русской жизни и великое уменье изображать резко и живо самые существенные ее стороны» (Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3-х т. Т.3. М., 1982, с.152. Далее цитаты из данного издания). Смог ли Островский уловить «требования новой жизни», в какой мере сумел их понять и отразить в новом произведении- драме «Гроза»? Вот вопрос, который разрешает критик в процессе анализа пьесы и который необходимо поставить перед учащимися как центральный вопрос анализа статьи. В процессе работы над статьей в группе рассматриваются наиболее важные вопросы: 1.В чем задача «реальной критики»? 2. Чем вызвано утверждение Добролюбова: « В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее»? 3. Почему создание образа Катерины критик считает шагом вперед в развитии русской литературы?. Чтобы ответить на эти вопросы, надо помочь учащимся почувствовать себя на время современниками Островского и увидеть в драме что-то «освежающее и ободряющее» ( шаткость и скорая гибель «темного царства», «страшный вызов самодурной силе»). К этому выводу учащиеся приходят во время анализа самой пьесы. Полезно обратить внимание ребят на два замечания критика, предложив им объяснить их1): от характера Катерины веет на нас свежей жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели; 2) характер Катерины «соответствует новой фазе нашей народной жизни». Новая фаза народной жизни — это пробуждение личности, стремление отстоять свои права, это протест против насилия. Статья Добролюбова объяснит учащимся, почему сильный, решительный характер является у Островского в женском типе, ибо женщина всегда была самым бесправным существом в дореволюционной России. Самостоятельно продолжить анализ статьи учащимся поможет план: 1. Задачи «реальной критики». 2.» В «Грозе» есть что-то освежающее…». 3.Образ Катерины- шаг вперед в развитии русской литературы. 4.Добролюбов о характере Катерины.5.Смерть героини- «страшный вызов самодурной силе». 6. Тихон и Борис- «жалкие типы», которые «столь же вредны, как и сами самодуры. 7.Жизнь в темном царстве хуже смерти. Чтобы облегчить учащимся самостоятельное изучение статьи ,можно дать им домашнее задание- ответить на вопросы: 1.Как проявляется отношение критика к героине пьесы? 2.Что привлекает его в Катерине? 3. В чем он видит драму Катерины? 4. Согласны ли вы с точкой зрения критика? Важно не только научить анализировать литературно- критическую статью, но системой вопросов, заданий суметь пробудить у учащихся интерес к ней. Тогда чтение критической литературы станет не обязанностью, а потребностью. Занятие 4. Подготовка к сочинению, творческая работа. Завершить изучение пьесы и провести дискуссию можно с помощью творческих заданий. А) Конкурс актерского мастерства. Фрагменты для чтения и инсценировки: –монолог Кулигина; -Кабаниха провожает сына в деловую поездку; -Варвара и Катерина; -диалог Бориса и Катерины; -последний монолог Катерины Б) Конкурс импровизаций: -Катерина разговаривает со свекровью; -Тихон общается с матерью и женой; -Катерина принимает окончательное решение. Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранного задания, и получается своеобразный урок- инсценировка. В качестве домашнего задания и подготовки к сочинению по пьесе предлагается творческое задание- мини- сочинение: «Могла ли Катерина не закончить жизнь самоубийством?», «Был ли у героини другой выход в борьбе за свое человеческое достоинство?». Система уроков по пьесе А.Н Островского «Гроза»
|
Сильные грозы | СЕМА
Грозы, сопровождаемые молниями, часто случаются в Миссури в весенние и летние месяцы. Грозы могут возникать поодиночке, группами или линиями. Некоторые из самых сильных гроз возникают, когда одна гроза воздействует на одно место в течение длительного времени. Грозы обычно вызывают сильный дождь, который длится от 30 минут до часа. Теплые влажные условия весьма благоприятны для развития грозы. Около 10 процентов гроз классифицируются как сильные — грозы, вызывающие град диаметром не менее трех четвертей дюйма, скорость ветра 58 миль в час или выше или вызывающие торнадо.
Молния часто бьет вне сильного дождя и может произойти на расстоянии до 10 миль от места дождя. «Тепловая молния» на самом деле молния от грозы слишком далеко, чтобы гром был слышен. Однако буря может двигаться в вашем направлении. Большинство смертей и травм от молний происходит, когда люди оказываются на открытом воздухе в летние месяцы во второй половине дня и вечером. Ваши шансы быть пораженным молнией оцениваются как 1 к 600 000, но их можно снизить еще больше, если соблюдать меры предосторожности.
Ознакомьтесь с этими терминами, чтобы определить опасность грозы:
Пожалуйста, посетите страницу StormAware штата Миссури по адресу stormaware.mo.gov для получения дополнительной информации о безопасности торнадо.
- Часы для наблюдения за сильными грозами выпускаются, чтобы сообщить вам, когда и где вероятны сильные грозы.
- Предупреждения о сильной грозе выдаются, когда наблюдатели сообщают о плохой погоде или указывают радары. Предупреждения указывают на неизбежную опасность для жизни и имущества тех, кто находится на пути бури.
Советы по подготовке
перед грозойСоставьте план для себя и своей семьи на случай грозы — дома, на работе и в гостях у родственников или друзей, которых вы часто посещаете. Всегда будьте внимательны к изменяющимся погодным условиям.
Помните, что ниже приведены указания на случай грозы в вашем регионе:
- Слушайте радио, телевидение или погодное радио NOAA, чтобы получать прогнозы погоды и информацию о чрезвычайных ситуациях.
- Отложите мероприятия на свежем воздухе.
- Помните: « Если грянет гром, идите в помещение «, потому что снаружи нет безопасного места, когда в этом районе молния. Все должны оставаться в помещении в течение 30 минут после того, как они услышат последний удар грома.
- Забраться в дом, здание или автомобиль с жесткой крышей (не кабриолет). Хотя вы можете получить травму, если молния ударит в ваш автомобиль, вы в гораздо большей безопасности внутри автомобиля, чем снаружи.
- Отключите электроприборы и другие электроприборы, такие как компьютеры, и выключите кондиционеры. Скачки напряжения от молнии могут привести к серьезным повреждениям.
- Закрепите наружные предметы, которые могут быть снесены ветром или могут повредиться.
- Закройте окна и закрепите наружные двери. Если жалюзи недоступны, закройте оконные жалюзи, шторы или шторы.
- Долгосрочные приготовления : Удалите мертвые или гниющие деревья и ветки, которые могут упасть и причинить травмы или повреждения во время сильной грозы.
Что делать
во время грозыПосле проникновения в дом или здание:
- Избегайте принятия душа или ванны и любого контакта с водопроводом. Сантехника и сантехника могут проводить электричество. Не мойте руки, не мойте посуду и не стирайте.
- Беспроводные и сотовые телефоны безопасны в использовании. Используйте проводной телефон только в экстренных случаях.
- Избегайте контакта с электрическим оборудованием или шнурами.
- Держитесь подальше от окон и дверей и держитесь подальше от крыльца.
- Поскольку бетон проводит электричество, не ложитесь на бетонный пол и не прислоняйтесь к бетонным стенам.
- Все должны оставаться в помещении в течение 30 минут после того, как они услышат последний удар грома.
Если вы окажетесь
на улице во время грозы , избегайте следующего:- Помните, что обувь на резиновой подошве и резиновые покрышки НЕ защищают от молнии. Однако стальная рама автомобиля с жестким верхом обеспечивает повышенную защиту, если вы не касаетесь металла.
- Естественные молниеотводы, такие как высокое изолированное дерево на открытой местности.
- Вершины холмов, открытые поля, пляж или лодка на воде.
- Изолированные навесы или другие небольшие сооружения на открытых площадках.
- Все металлическое — тракторы, сельскохозяйственное оборудование, мотоциклы, тележки для гольфа, клюшки для гольфа и велосипеды.
Если вы находитесь в определенных ситуациях, сделайте следующее:
- В лесу ищите укрытие в низине под густым ростом небольших деревьев.
- На открытой местности идите в низину, например, в овраг или долину. Будьте готовы к внезапным наводнениям.
- На открытой воде высадитесь на сушу и немедленно найдите укрытие.
- Везде, где вы чувствуете, что ваши волосы встают дыбом (что указывает на то, что вот-вот ударит молния), присядьте низко к земле на подушечках ног. Положите руки на уши и голову между коленями.
Что делать, если у вас есть неудовлетворенные потребности
после грозыВ течение всего периода восстановления важно следить за сообщениями местного радио или телевидения и другими источниками средств массовой информации для получения информации о том, где можно получить экстренное жилье, еду, первую помощь, одежду и финансовую помощь. В следующем разделе представлена общая информация о видах помощи, которые могут быть доступны.
Прямая помощь
Прямая помощь отдельным лицам и семьям может исходить от любого количества организаций, в том числе:
отделения Красного Креста штата Миссури:
- Большой Сент-Луис
- Центральный и Северный Миссури
- Юго-Восточный Миссури
- Большой Канзас-Сити и Северо-Западный Миссури
- Южный Миссури
- футов Леонард Вуд
Прочие волонтерские и религиозные организации
- Гражданский корпус
- Партнерство губернатора, основанное на вере и общественных работах, для восстановления после стихийных бедствий
Эти организации предоставляют еду, кров, припасы и помогают в ликвидации последствий.
Подробную дополнительную информацию можно найти на следующих сайтах:
- Национальная метеорологическая служба – офис в Сент-Луисе
- Национальная метеорологическая служба – офис Канзас-Сити
- Национальная служба погоды – офис Спрингфилда
- Национальная служба погоды – офис в Падьюке
- Национальная служба погоды – офис в Мемфисе
- Национальная метеорологическая служба – Офис четырех городов
Программа Ready in 3 Program штата Миссури также предоставляет бесплатные руководства по безопасности семьи, которые помогут подготовить вашу семью и домочадцев, или позвоните по телефону (573) 526-4768, чтобы заказать бесплатное руководство по безопасности семьи. Руководство по семейной безопасности доступно на нескольких языках.
Планирование и подготовка
Планирование и подготовка дома Торнадо Сильные грозы Суровая зимняя погода наводнение Землетрясения Экстремальная жара Пожары Прорыв плотины Опасные материалы
Сопутствующая информация
- Безопасность дома в штате Миссури
- Зимняя защита от непогоды в штате Миссури
- Видеоролики по технике безопасности SEMA
- Ready. gov
Контактная информация
Чрезвычайное положение
Агентство по управлению
2302 Милиция Драйв
ПО Ящик 116
Джефферсон-Сити, Миссури 65102
Телефон: (573) 526-9100
Электронная почта