Гришка отрепьев биография краткая: Отрепьев Григорий – краткая биография, известность в истории России, годы жизни и смерть

Содержание

Отрепьев Григорий – краткая биография, известность в истории России, годы жизни и смерть

Детство и юность

Григорий Отрепьев (мирское имя – Юрий Богданович) родился примерно в 1581 году в волости Борок Галичской области, в семействе Нелидовых. Один из представителей этого рода в свое время получил от царя Ивана III нелестное прозвище Отрепьев, которое в дальнейшем закрепилось за Григорием.

Отец Юрия умер в пьяной драке, и воспитанием детей занималась вдова. Мальчик оказался настолько усердным и способным в учении, что было решено отправить его в Москву, где в дальнейшем он поступил на службу Михаилу Никитичу Романову. И здесь Юрий показал себя с самой лучшей стороны, и в возрасте четырнадцати лет был пострижен в иноки под именем Григорий, а спустя пять лет посвящен в дьяконы.

Однако скромная, размеренная монашеская жизнь в провинции совершенно не привлекала юношу, который часто переходил из одного монастыря в другой. В итоге он вернулся в столицу, где поступил в Чудов монастырь. Здесь в его обязанности входило переписывание книг и присутствие в качестве писца в «государевой Думе».

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)

Годы жизни:? 1606. Годы правления: Царь всея Руси (1605 — 1606). Родители : Богдан Отрепьев. Дети : Нет. Жена — Марина Мнишек (ок. 1588-1614+), дочь польского воеводы Юрия Мнишек, впоследствии — жена Лжедмитрия II.

Основные моменты жизни

В 1602 году самозванно объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного (1530-1584) — Дмитрия. В 1604 году с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу. Был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Став царем, пытался лавировать между русскими и польскими феодалами. Убит боярами-заговорщиками.

Примечание

Истории самозванства Смутного времени посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя Дмитрия принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф.Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта» (Платонов С.Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия. Статья по русской истории, Спб, 1912г. с.276). Столь же осторожной была точка зрения В.О.Ключевского, который отмечал, что личность неведомого самозванца остается загадосной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последнее менее вероятно. Анализируя ход Смуты, В.О.Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу. К.В.Чистов рассматривал самозванство в России «как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода «избавителя», их веры в «доброго» царя, способного защитить народ от притеснений «лихих бояр» и оградить его от социальной несправедливости.

Розыск о самозванце

Как отмечает Р.Г. Скрынников в указанной ниже книге, «неверно мнение, будто Годунов назвал самозванца первым попавшимся именем. Разоблачению предшествовало самое тщательное расследование, после которого в Москве объявили, что имя царевича принял беглый чернец Чудова монастыря Гришка, в миру — Юрий Отрепьев. Московские власти сконцентрировали внимание на двух моментах биографии Отрепьева: его насильственном пострижении и соборном осуждении «вора» в московский период его жизни. Но в их объяснениях по этим пунктам были серьезные неувязки». Официальная версия излагалась в дипломатических наказах, адресованных польскому двору. В них значилось буквально следующее: Юшка Отрепьев, «як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы…». После пострижения он «отступил от бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от бога у него выняли». Узнав об этих преступлениях, патриарх осудил его на пожизненное заключение в тюрьму. Посольский приказ сфальсифицировал биографию Отрепьева в двух самых важных пунктах. Цели фальсификации предельно ясны. Важно было представить Отрепьева как одиночку, за спиной которого нет никаких серьезных сил, а заодно изобразить его изобличенным преступником, чтобы иметь основание потребовать от поляков выдачи «вора». В действительности ситуация была гораздо опаснее и фактическая биография Отрепьева существенно отличается от приведенной версии. Юрий Богданович Отрепьев родился на рубеже 70-80-х годов (примерно одного возраста с Дмитрием) в небогатой дворянской семье. Предки Отрепьевых выехали на службу в Москву из Литвы. Отец Юрия служил в стрелецких войсках и рано умер в чине стрелецкого сотника, воспитанием Юрия занималась мать. Учение давалось Юрию очень легко и его послали в Москву, где он поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. При Борисе Годунове многие считали братьев Никитичей единственными законными претендентами на царский трон в качестве ближайших родственников — двоюродных братьев последнего царя из династии Рюриковичей. За несколько лет службы Отрепьев занял при дворе Никитичей достаточно высокое положение. Это едва не погубило Юрия в тот момент, когда Романовых постигла царская опала в результате событий 1600 года. В 1600 году здоровье Бориса Годунова резко ухудшилось и в городе по этому поводу поднялась большая тревога, была спешно созвана Боярская дума, на которую Годунова принесли на носилках. Романовы, ожидая скорой кончины Бориса, собрали на своем подворье многочисленную вооруженную свиту. Стремясь пресечь возможный переворот, Годунов в ночь на 26 октября 1600 года послал несколько сот стрельцов к усадьбе Романовых. Дом был подожжен, оказавшие сопротивление были убиты, многие арестованы. Ближние слуги Романовых были казнены. Подобная участь ожидала и Отрепьева. Спасаясь «от смертные казни», двадцатилетний Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию. Григорий Отрепьев побывал в нескольких монастырях, но нигде подолгу не задерживался и очень скоро решил вернуться в столицу. По протекции своего деда Елизария Замятни Григорий был принят в аристократический московский Чудов монастырь. Вскоре Григория отличил архимандрит и перевел в свою келью, где Отрепьев занимался перепиской книг и получил чин дьякона. В штате писцов и помощников он присутствовал и на государевой думе. Нет достоверных сведений о причинах и обстоятельствах побега Отрепьева в 1602 году за границу, во всяком случае версия об обличении Григория на соборе и осуждении на смерть за еретичество и чернокнижие родилась позднее, когда в Польше объявился самозванец, которого в Москве назвали Отрепьевым. Вполне вероятно, что завязка авантюры родилась в стенах Чудова монастыря, где Отрепьев мог узнать обстоятельства жизни и гибели в Угличе истинного Дмитрия. Кроме того, в Угличе жили ближайшие родственники Отрепьева.

Опасная игра

Маршрут бегства Григория через Киев в Польшу можно достаточно точно проследить по сведениям спутника Отрепьева — монаха Варлаама. Превращение бродячего монаха в царя произошло в районе г.Брачина. Самозванец далеко не сразу приноровился к избранной им роли, в которой впервые выступил, вероятно, в имении польского магната Адама Вишневецкого. Признание со стороны Вишневецкого, известного защитника православия, имело для Лжедмитрия неоценимое значение. Покровительство князя Адама сулило самозванцу большие выгоды, поскольку эта семья состояла в дальнем родстве с Иваном Грозным. Интрига вступила в новую фазу развития. Из имения Вишневецкого Лжедмитрий ездил в Запорожскую Сечь, пытаясь привлечь на свою сторону казаков, но поддержки не получил. Однако запорожцы помогли установить связь с донскими казаками, которые немедленно отозвались на его обещания. Донцы были первыми в России, кто решительно заявил о поддержке «законного монарха». В 1600 году Россия и Польша договор о перемирии на 20 лет. Военные планы Вишневецкого не получили поддержки коронного гетмана Замойского и большинства других сенаторов. Зато король Сигизмунд III давно вынашивал планы похода на восток. Его замыслы разделял сенатор Юрий Мнишек, связанный с влиятельными католическими кругами. Лжедмитрий решил порвать со своим православным покровителем и перебрался к Юрию Мнишеку в Самбор. Зная замыслы короля, Мнишек надеялся с помощью самозванца завоевать милость короля и поправить неважное финансовое положение. Он не только принял Лжедмитрия с царскими почестями, но и решил породниться с ним. Лжедмитрий сделал предложение его дочери Марине. Сватовство дало благовидный предлог для обращения самозванца в католичество. Обещания относительно перехода московского «царевича» в католичество усилили интерес Сигизмунда III к интриге. Сигизмунд III согласился предоставить Лжедмитрию помощь на условиях значительных территориальных уступок и военной помощи Москвы для овладения шведской короной. Лжедмитрий обязался уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и половину Смоленской землю. Другая половина Смоленской земли была обещана Юрию Мнишек. Одним из условий был обязательный брак Лжедмитрия с подданной короля (имя Марины Мнишек упомянуто не было, но подразумевалось). Выполнение Самборских обязательств Лжедмитрием I привело бы к расчленению России. Однако интересы собственного народа и государства мало заботили самозванца. Подобно азартному игроку, он думал лишь о ближайшей выгоде.

Путь к престолу

Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 года открыл поход, а в октябре перешел российскую границу. Обаяние имени царевича Дмитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П.Ф.Басманов. Пятидесятитысячное московское войско, под начальством Мстиславского на пришедшее на выручку этого города, было наголову разбито Лжедмитрием, хотя численность его войска была меньше более чем в 3 раза. Русские люди неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем. Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12 000 казаков. В.И.Шуйский разбил 21 января 1605 года Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесплодной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, Борис Годунов послал к войску П.Ф.Басманова, но тот уже не мог остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия. 20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрием, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его, Ксению, Лжедмитрий сделал своей наложницей; позднее она была пострижена. Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились замыслы бояр против него. В.И.Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Однако под давлением боярской думы Лжедмитрий заменил казнь ссылкой братьев Шуйских в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство.

Правление и гибель

Как правитель Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти. Отступления от старых обычаев, которые допускал Лжедмитрий, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно и москвичи сами избивали немногих, говоривших о самозванстве Лжедмитрия. Он погиб исключительно вследствие боярского заговора, возглавляемого В.И.Шуйским. Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 года в Кракове состоялось обручение, а 8 мая 1606 года совершился и брак Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики в ночь с 16-го на 17-е мая, ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но стрельцы выдали его и он был застрелен. Народу объявили, что, по словам царицы Марфы, Лжедмитрий был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел. Народ, особенно в провинции, не желал верить в смерть «доброго законного» царя. Толки о том, что он спасся от «лихих» бояр не прекращались ни на один день. Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны, появились новые самозванцы. Наиболее известным из них является Лжедмитрий II.

«От Руси Древней до Империи Российской». Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Основные моменты жизни

В 1602 году самозванно объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного (1530-1584) — Дмитрия. В 1604 году с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу. Был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Став царем, пытался лавировать между русскими и польскими феодалами. Убит боярами-заговорщиками.

Примечание

Истории самозванства Смутного времени посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя Дмитрия принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф.Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта» (Платонов С.Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия. Статья по русской истории, Спб, 1912г. с.276). Столь же осторожной была точка зрения В.О.Ключевского, который отмечал, что личность неведомого самозванца остается загадосной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последнее менее вероятно. Анализируя ход Смуты, В.О.Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу. К.В.Чистов рассматривал самозванство в России «как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода «избавителя», их веры в «доброго» царя, способного защитить народ от притеснений «лихих бояр» и оградить его от социальной несправедливости.

Розыск о самозванце

Как отмечает Р.Г.Скрынников в указанной ниже книге, «неверно мнение, будто Годунов назвал самозванца первым попавшимся именем. Разоблачению предшествовало самое тщательное расследование, после которого в Москве объявили, что имя царевича принял беглый чернец Чудова монастыря Гришка, в миру — Юрий Отрепьев. Московские власти сконцентрировали внимание на двух моментах биографии Отрепьева: его насильственном пострижении и соборном осуждении «вора» в московский период его жизни. Но в их объяснениях по этим пунктам были серьезные неувязки». Официальная версия излагалась в дипломатических наказах, адресованных польскому двору. В них значилось буквально следующее: Юшка Отрепьев, «як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы…». После пострижения он «отступил от бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от бога у него выняли». Узнав об этих преступлениях, патриарх осудил его на пожизненное заключение в тюрьму. Посольский приказ сфальсифицировал биографию Отрепьева в двух самых важных пунктах. Цели фальсификации предельно ясны. Важно было представить Отрепьева как одиночку, за спиной которого нет никаких серьезных сил, а заодно изобразить его изобличенным преступником, чтобы иметь основание потребовать от поляков выдачи «вора». В действительности ситуация была гораздо опаснее и фактическая биография Отрепьева существенно отличается от приведенной версии. Юрий Богданович Отрепьев родился на рубеже 70-80-х годов (примерно одного возраста с Дмитрием) в небогатой дворянской семье. Предки Отрепьевых выехали на службу в Москву из Литвы. Отец Юрия служил в стрелецких войсках и рано умер в чине стрелецкого сотника, воспитанием Юрия занималась мать. Учение давалось Юрию очень легко и его послали в Москву, где он поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. При Борисе Годунове многие считали братьев Никитичей единственными законными претендентами на царский трон в качестве ближайших родственников — двоюродных братьев последнего царя из династии Рюриковичей. За несколько лет службы Отрепьев занял при дворе Никитичей достаточно высокое положение. Это едва не погубило Юрия в тот момент, когда Романовых постигла царская опала в результате событий 1600 года. В 1600 году здоровье Бориса Годунова резко ухудшилось и в городе по этому поводу поднялась большая тревога, была спешно созвана Боярская дума, на которую Годунова принесли на носилках. Романовы, ожидая скорой кончины Бориса, собрали на своем подворье многочисленную вооруженную свиту. Стремясь пресечь возможный переворот, Годунов в ночь на 26 октября 1600 года послал несколько сот стрельцов к усадьбе Романовых. Дом был подожжен, оказавшие сопротивление были убиты, многие арестованы. Ближние слуги Романовых были казнены. Подобная участь ожидала и Отрепьева. Спасаясь «от смертные казни», двадцатилетний Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию. Григорий Отрепьев побывал в нескольких монастырях, но нигде подолгу не задерживался и очень скоро решил вернуться в столицу. По протекции своего деда Елизария Замятни Григорий был принят в аристократический московский Чудов монастырь. Вскоре Григория отличил архимандрит и перевел в свою келью, где Отрепьев занимался перепиской книг и получил чин дьякона. В штате писцов и помощников он присутствовал и на государевой думе. Нет достоверных сведений о причинах и обстоятельствах побега Отрепьева в 1602 году за границу, во всяком случае версия об обличении Григория на соборе и осуждении на смерть за еретичество и чернокнижие родилась позднее, когда в Польше объявился самозванец, которого в Москве назвали Отрепьевым. Вполне вероятно, что завязка авантюры родилась в стенах Чудова монастыря, где Отрепьев мог узнать обстоятельства жизни и гибели в Угличе истинного Дмитрия. Кроме того, в Угличе жили ближайшие родственники Отрепьева.

Опасная игра

Маршрут бегства Григория через Киев в Польшу можно достаточно точно проследить по сведениям спутника Отрепьева — монаха Варлаама. Превращение бродячего монаха в царя произошло в районе г.Брачина. Самозванец далеко не сразу приноровился к избранной им роли, в которой впервые выступил, вероятно, в имении польского магната Адама Вишневецкого. Признание со стороны Вишневецкого, известного защитника православия, имело для Лжедмитрия неоценимое значение. Покровительство князя Адама сулило самозванцу большие выгоды, поскольку эта семья состояла в дальнем родстве с Иваном Грозным. Интрига вступила в новую фазу развития. Из имения Вишневецкого Лжедмитрий ездил в Запорожскую Сечь, пытаясь привлечь на свою сторону казаков, но поддержки не получил. Однако запорожцы помогли установить связь с донскими казаками, которые немедленно отозвались на его обещания. Донцы были первыми в России, кто решительно заявил о поддержке «законного монарха». В 1600 году Россия и Польша договор о перемирии на 20 лет. Военные планы Вишневецкого не получили поддержки коронного гетмана Замойского и большинства других сенаторов. Зато король Сигизмунд III давно вынашивал планы похода на восток. Его замыслы разделял сенатор Юрий Мнишек, связанный с влиятельными католическими кругами. Лжедмитрий решил порвать со своим православным покровителем и перебрался к Юрию Мнишеку в Самбор. Зная замыслы короля, Мнишек надеялся с помощью самозванца завоевать милость короля и поправить неважное финансовое положение. Он не только принял Лжедмитрия с царскими почестями, но и решил породниться с ним. Лжедмитрий сделал предложение его дочери Марине. Сватовство дало благовидный предлог для обращения самозванца в католичество. Обещания относительно перехода московского «царевича» в католичество усилили интерес Сигизмунда III к интриге. Сигизмунд III согласился предоставить Лжедмитрию помощь на условиях значительных территориальных уступок и военной помощи Москвы для овладения шведской короной. Лжедмитрий обязался уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и половину Смоленской землю. Другая половина Смоленской земли была обещана Юрию Мнишек. Одним из условий был обязательный брак Лжедмитрия с подданной короля (имя Марины Мнишек упомянуто не было, но подразумевалось). Выполнение Самборских обязательств Лжедмитрием I привело бы к расчленению России. Однако интересы собственного народа и государства мало заботили самозванца. Подобно азартному игроку, он думал лишь о ближайшей выгоде.

Путь к престолу

Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 года открыл поход, а в октябре перешел российскую границу. Обаяние имени царевича Дмитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П.Ф. Басманов. Пятидесятитысячное московское войско, под начальством Мстиславского на пришедшее на выручку этого города, было наголову разбито Лжедмитрием, хотя численность его войска была меньше более чем в 3 раза. Русские люди неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем. Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12 000 казаков. В.И.Шуйский разбил 21 января 1605 года Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесплодной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, Борис Годунов послал к войску П.Ф.Басманова, но тот уже не мог остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия. 20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрием, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его, Ксению, Лжедмитрий сделал своей наложницей; позднее она была пострижена. Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились замыслы бояр против него. В.И.Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Однако под давлением боярской думы Лжедмитрий заменил казнь ссылкой братьев Шуйских в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство.

Правление и гибель

Как правитель Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти. Отступления от старых обычаев, которые допускал Лжедмитрий, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно и москвичи сами избивали немногих, говоривших о самозванстве Лжедмитрия. Он погиб исключительно вследствие боярского заговора, возглавляемого В.И.Шуйским. Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 года в Кракове состоялось обручение, а 8 мая 1606 года совершился и брак Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики в ночь с 16-го на 17-е мая, ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но стрельцы выдали его и он был застрелен. Народу объявили, что, по словам царицы Марфы, Лжедмитрий был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел. Народ, особенно в провинции, не желал верить в смерть «доброго законного» царя. Толки о том, что он спасся от «лихих» бояр не прекращались ни на один день. Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны, появились новые самозванцы. Наиболее известным из них является Лжедмитрий II.

Подготовка к обману

Именно в Чудовом монастыре Григорий принялся основательно готовиться к главной роли, которой посвятил сознательные годы жизни. Он принялся расспрашивать монахов о подробностях убийства царевича, запоминал все тонкости придворного этикета.

Сохранились сведения, что в это же время Григорий принялся хвалиться перед монахами тем, что рано или поздно займет царский престол. Когда же эта неосмотрительная похвальба достигла ушей царя Бориса, он приказал сослать нерадивого монаха в отдаленный монастырь. Однако по халатности это поручение не было вовремя исполнено, и предупрежденный о ссылке Григорий успел сбежать в Речь Посполитую. Добравшись до места в феврале 1602 года, он спустя время объявил себя «чудесно спасшимся царевичем».

Правление

Гришка Отрепьев, который отныне стал именоваться не иначе как Лжедмитрий I, взошел на русский престол 1 (11) июня 1605 года и занимал его вплоть до своей смерти 17 (27) мая 1606 года. Он сразу стал править с большим размахом, не боясь вводить реформы: основал новые чины, как в Польше, ввел в Думу представителей высшего духовенства, вдвое увеличил жалованье служивым, отменил наследственное холопство, способствовал тому, чтобы соотечественники могли получить современное образование в Западной Европе.

В 1606 Лжедмитрий I связал себя узами брака с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек. После этого события его популярность в народе стала падать. В Москву приехали шляхтичи, которые хвастались, будто посадили на русский трон своего царя. Они пытались всячески насаждать свои законы и традиции, вели себя крайне вызывающе.

Свержение лжецаря

Народным недовольством умело воспользовался Василий Шуйский, который собрал бояр и призвал их свергнуть самозванца. Улучшив подходящий момент, заговорщики проникли в Кремль, чтобы схватить Отрепьева. Накануне он как раз отпустил большую часть охраны, и не мог оказать сопротивление.

Лжедмитрий I попытался скрыться от преследования, но тщетно. Он попытался было найти убежище у стрельцов, но те выдали его боярам. Как только Отрепьев попал в руки своих преследователей, его казнили выстрелом в голову. Это событие произошло 17 мая 1606 года. После сообщения русскому народу о том, что царь оказался самозванцем, его тело сожгли, зарядили прахом пушку и выстрелили в сторону Польши.

Врачебная политика

На самом деле медицина и большая политика всегда шли рука об руку. Так, в известном всем и каждому фильме про гардемаринов центральной интригой является некий заговор: «Ходят слухи, что Наталья Лопухина и Анна Бестужева умышляли против государыни. И если бы не лейб-медик Лесток…» Кстати, всё это правда. Не сказано лишь, почему ключевой фигурой раскрытия заговора является именно медик. А разгадка проста: Елизавета панически боялась, что против неё будут «умышлять» с помощью ядов или колдовства.

Лжедмитрий I (предположительно Григорий Отрепьев) на гравюре. Фото: Public Domain

Кстати, она имела к тому все причины. История отравлений и последующего наказания докторов у нас очень богата. Собственно, становление Московской Руси как полновесной империи с этого и началось. В июле 1453 года главный конкурент будущего великого князя Ивана III Дмитрий Шемяка «покушал курицы, приготовленной поваром Поганкою, и вскорости помер».

Об отравлении говорили и после кончины матери Ивана Грозного, Елены Глинской, и после смерти первой жены Ивана, Анастасии Романовой. И даже после смерти самого грозного царя. Но есть прецедент, который, наверное, побьёт все рекорды. Суета вокруг одной-единственной рукописи на медицинскую тему сумела обвалить государство, которое никак не могли победить его могущественные и решительные соседи.

Лжедмитрий I – краткая биография

Содержание:

Начало самозванчества Лжедмитрия I (кратко)

Поход Лжедмитрия I в Россию (кратко)

Вступление Лжедмитрия I на престол (кратко)

Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I

Заговоры против Лжедмитрия I и его низложение (кратко)

Начало самозванчества Лжедмитрия I (кратко)

Сын Ивана Грозного, восьмилетний царевич Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах в Угличе (1591). Однако 12 спустя в Юго-Западной Руси появился человек, который утверждал, что он – тот самый царевич Дмитрий Иванович, спасённый верными слугами от подосланных Борисом Годуновым убийц. Кем был этот Лжедмитрий, до сих пор неизвестно. Правительство Годунова объявило, что он – Гришка Отрепьев, слуга боярской семьи Романовых (будущей обладательницы российского престола). Постригшись молодым в монахи, Отрепьев благодаря своей грамотности попал в окружение патриарха Иова и, возгордившись, стал говорить, что скоро будет царём на Москве. Узнавшее об этом правительство велело сослать Отрепьева, но он бежал за границы России, попав вначале в Киево-Печерский монастырь, а потом, после самовольного расстрижения, к украинским князьям Константину Острожскому и Адаму Вишневецкому. У Вишневецкого Отрепьев и стал распространять легенду о себе как чудесно спасшемся царевиче Дмитрии. Однако не все историки верят в то, что Лжедмитрий был Отрепьевым. По мнению многих, Годунову, чтобы убедить русских в самозванчестве Лжедмитрия, надо было сразу «разоблачить» его, связав с определённым лицом. Для этого он ухватился за первое попавшееся объяснение, но все поступки и привычки Лжедмитрия I выдают в нём скорее не московского, а западнорусского уроженца. Тем не менее, указанная в версии об Отрепьеве связь самозванца с семьями видного московского боярства, ненавидевшего незнатного выскочку и узурпатора Годунова имеет серьёзные основания. Жаждавшие низложить царя Бориса бояре, вероятно, принимали деятельное участие в начале самозванческой интриги. Затем дело Лжедмитрия I поддержала – уже из собственных интересов – польская знать. Именно это имел в виду русский историк В. О. Ключевский, говоривший, что Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

Адам Вишневецкий проявил сильную готовность поверить легенде Лжедмитрия. Брат Адама, Константин, познакомил самозванца со своим тестем, Юрием Мнишеком. Лжедмитрий страстно влюбился в дочь Мнишека, Марину. Самозванцем заинтересовалось иезуитское духовенство, мечтавшее обратить Московскую Русь в католицизм. Весной 1604 Вишневецкий и Мнишек привезли Лжедмитрия в Краков, где он принял католичество и был представлен королю Сигизмунду III. Сигизмунд уклонился от прямой помощи претенденту на русский трон, но назначил ему ежегодное содержание и дозволил польской и украинской аристократии помогать Лжедмитрию на собственный страх и риск. В обмен на поддержку Лжедмитрий I обещал отдать полякам Смоленск и Северскую землю и ввести в Москве католицизм. Самозванец посватался к Марине Мнишек и обязался в случае восшествия на русский трон дать жене в личное владение Псков и Новгород.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду о введении в России католицизма. Картина Н. Неврева, 1874

 

Поход Лжедмитрия I в Россию (кратко)

Мнишек на свои средства собрал для будущего мужа дочери около 1600 солдат-авантюристов, к которым примкнуло 2000 украинских казаков и небольшой отряд донских. С этим отрядом из примерно 4000 человек Лжедмитрий осенью 1604 перешёл русскую границу с целью добывать «родительский» трон у его «беззаконного похитителя», Годунова. В Московском государстве ещё со времён опричнины Грозного господствовало страшное недовольство властями. Оно усилилось при царе Борисе, чьи права на престол признавались далеко не всеми. Страшный голод последних лет Бориса Годунова поставил Россию на грань всеобщего восстания. Против правительства выступало и завидовавшее Годунову боярство, и умиравший от недоедания народ. Появление Лжедмитрия, который обещал быть для всех «не царём, а отцом», люди встретили с радостью. В пограничных местах, по которым шло войско самозванца, жило много своевольных, наклонных к смутам казаков. Население стало присоединяться к Лжедмитрию I и открывать ему ворота городов. Самозванцу сдались Моравск, Чернигов и Путивль. Лжедмитрий скрывал от народа своё католичество, выставляя себя горячим приверженцем православия. Его продвижение было остановлено лишь в Новгороде-Северском, где храбро оборонялся воевода Пётр Басманов. На помощь Новгороду-Северскому подошла 50-тысячная армия Мстиславского, но Лжедмитрий, чьи силы возросли уже до 15 тысяч, сумел обратить в бегство это царское войско, многие солдаты которого сражались неохотно, считая самозванца истинным сыном Ивана Грозного. По мере успехов Лжедмитрия всё большую наклонность к нему и всё большую враждебность к Борису Годунову проявляло и московское боярство.

 

 

В этот решающий момент многие поляки, включая Юрия Мнишека, ушли из войска самозванца, так как не получали от него обещанных денег. Это едва не расстроило все предприятие. 21 января 1605 высланное из Москвы войско Василия Шуйского разбило Лжедмитрия при Добрыничах. Претендент бежал в Путивль. Однако новый отряд примкнувших к Лжедмитрию казаков захватил город Кромы. Царские воеводы, не добив самозванца, повели долговременную осаду Кром.

Тем временем в Москве 13 апреля при странных обстоятельствах внезапно умер совсем ещё не старый Борис Годунов. Трон наследовал юный, неопытный сын Бориса, Фёдор, которым руководила нелюбимая в народе мать, Мария (дочь кровавого опричника Малюты Скуратова). Замешательство во власти толкнуло враждебных семье Годуновых бояр на открытую измену. Уже 7 мая 1605 все стоявшее под Кромами войско во главе с Басмановым перешло на сторону Лжедмитрия. Василий Шуйский, возглавлявший при Годунове следствие по делу царевича Дмитрия, стал говорить, что тот уцелел во время угличского покушения 1591 и вместо него был похоронен другой ребёнок. Бояре стали внушать москвичам мысль о том, что Лжедмитрий – истинный сын Ивана Грозного и законный наследник престола. Сами они ничуть не обманывались в самозванчестве пришельца, но рассчитывали воспользоваться им, как простой игрушкой: свергнуть руками Лжедмитрия Годуновых, а затем и его не допустить к трону, выбрав государя из собственной среды. Боярские интриги возбудили в Москве восстание против Федора Годунова. Молодой царь и его мать были убиты. Лжедмитрий I тем временем ехал во главе войска через Орёл и Тулу, везде почётно встречаемый народом. В сравнительно недавно заселённой южной окраине Московского государства жило много тех, что бежал на границы от ужасов опричнины и помещичьего произвола. Эти люди надеялись, что «истинный» царь Дмитрий улучшит их положение.

 

Вступление Лжедмитрия I на престол (кратко)

20 июня 1605 Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву. Блестящий успех самозванца развеял боярские надежды сделать его покорным орудием. Влиятельный Василий Шуйский в противоположность недавним своим речам стал было говорить, что Лжедмитрий не сын Ивана Грозного и что не надо пускать его в Москву. Но теперь ему никто не верил. Уже через несколько дней после приезда в столицу Лжедмитрий I приказал арестовать братьев Шуйских. Василия вначале приговорили к смертной казни за клевету, но самозванец велел заменить её высылкой из столицы.

Вступление Лжедмитрия I в Москву. Картина К. Лебедева

 

30 июля 1605 новый патриарх, грек Игнатий, венчал Лжедмитрия I на царство. Новый царь вернул из ссылки мать настоящего царевича Дмитрия, инокиню Марфу. Она публично признала самозванца своим сыном. Из ссылок были возвращены и члены тех боярских семейств, что пострадали от гонений Бориса Годунова. В их числе вернулся и получил сан митрополита ростовского Фёдор Никитич (Филарет) Романов, отец первого царя династии Романовых, Михаила Федоровича.

 

Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I

Во время своего правления Лжедмитрий I не спешил исполнять широкие обещания, данные прежде польскому правительству и панам. Это легко объяснялось тем, что московский трон он получил благодаря в первую очередь не поддержке поляков, бросивших его после неудачной осады Новгород-Северского, а широкому движению русского народа и интригам московских бояр. Лжедмитрий не вводил в России католичества, не отдавал Польше Смоленска и Северской земли. Однако западное влияние при нём всё же заметно усилилось. В окружении Лжедмитрия оказалось множество поляков – и не крупных, опытных вельмож, а авантюристов из среды жадных до денег мелких шляхтичей. Царь ходил по Москве в иноземном платье, постоянно насмехаясь над дикостью и «отсталостью» России от Польши и Европы, над русскими национальными привычками и обычаями. Вначале Лжедмитрий I выставлял себя поборником православия, но потом стал открыто пренебрегать его правилами, не чтил постов и праздников. Монахов он называл тунеядцами. По Москве ходил упорный слух о том, что новый царь собирается разогнать все иноческие обители, забрать их земли и раздать своим любимцам. Не отдавая полякам Смоленска, Лжедмитрий, однако не отказывался от данного королю Сигизмунду обещания начать в союзе с Польшей войну против Крыма и турок. Обессиленной голодом 1601-1604 России борьба с мощным противником на юге была в тот момент непосильна. Но Лжедмитрий упорно готовился к ней, тратя огромные деньги на подготовку почти безнадёжного похода, опустошая московскую казну в угоду польским и европейским интересам. Русские были крайне недовольны и намерением Лжедмитрия жениться на польке Марине Мнишек. В ноябре 1605 посланный в Краков дьяк Власьев заключил от имени Лжедмитрия I акт обручения с Мариной, которая не собиралась после брака с царём переходить из католичества в православие.

Лжедмитрий I

 

Некоторые историки сообщают о больших правительственных способностях Лжедмитрия, который будто бы удвоил содержание и земельные наделы служилым людям, сделал бесплатным судопроизводство, запретил потомственные кабалы, заботился о крестьянах и запретил чиновникам брать взятки. Но доказательств опубликования им этих мер нет. Все эти законы вообще больше похожи на демагогию, распространяемую лишь для популярности. Даже если они действительно были приняты, непонятно, откуда оскудевшая к концу царствования Годунова и истощенная самим Лжедмитрием I на подготовку похода в Крым казна могла взять средства на удвоение «дач» служилым и как можно было изжить взятки простым словесным запретом. Что же до заботы о крестьянах, то их положение в Польше тогда было гораздо хуже, чем в России, а явная наклонность Лжедмитрия к внедрению польско-шляхетских порядков могла только усугубить, а не облегчить участь поселян.

 

Заговоры против Лжедмитрия I и его низложение (кратко)

Первоначальная любовь народа к новому царю быстро сменилась недовольством. Интриг против Лжедмитрия I не прекращало и боярство, во главе которого вновь встал Василий Шуйский, помилованный и возвращённый из ссылки. Слух о самозванстве Лжедмитрия ходил всё настойчивее. Уже в январе 1606 при дворе был составлен заговор с целью его убийства. Исполнителем должен был стать тот самый дворянин Шерефединов, который убил царя Федора Годунова и его мать. Но покушение не удалось. Шерефединов бежал, а семь его сообщников-стрельцов были растерзаны в собственных полках по наущению Лжедмитрия.

Однако недовольство продолжало расти. В конце апреля 1606 в Москву прибыли Юрий и Марина Мнишки для совершения свадебного обряда. Их сопровождали другие важные польские паны с громадной свитой в 2 тысячи человек. При общем разорении страны, которое Смута 1604-1605 весьма усилила, в Москве начались блестящие балы на западный образец. Готовясь к встрече невесты, Лжедмитрий выстроил для себя и неё в Кремле два новых роскошных дворца, где теперь ежедневно давались дорогостоящие празднества. Число поляков в царском окружении ещё возросло, иноземные проходимцы получали от Лжедмитрия I роскошные подарки. Поляки и малороссияне, чью природную надменность подогревала близость к царю, вели себя в Москве заносчиво, оскорбляли местных жителей. Вооруженная свита панов в пьяном разгуле стала даже врываться в дома москвичей и насиловать женщин. В начале мая совершилось бракосочетание Лжедмитрия I с Мариной. Новая русская царица не скрывала своей горячей преданности католичеству и нелюбви к православию.

Возмущение стало всеобщим. Бояре во главе с Василием Шуйским готовили переворот. К Лжедмитрию поступали известия о заговоре, но беспечный шляхтич не придал им значения. Накануне восстания влиятельные бояре сумели удалить из дворца 70 из 100 немецких алебардщиков охраны.

Последние минуты жизни Лжедмитрия. Картина К. Венига, 1879

 

Рано утром 17 мая 1606 по всей Москве загудел набат. Вожди заговора – Василий Шуйский, Василий Голицын и Татищев – выехали на Красную площадь с отрядом в 200 человек. Вокруг них стали собираться народные толпы. Приложившись к образу Владимирской Богородицы в Успенском соборе, держа в одной руке крест, а в другой – меч, Шуйский призвал всех «во имя Божие идти на злого еретика». Застигнутые врасплох Лжедмитрий и его ближайший помощник Басманов пытались защищаться, но Басманов был убит ударом ножа в сердце. Лжедмитрий бросился бежать по дворцовым переходам. Он попробовал спуститься из окна на двор по строительным лесам, но упал с большой высоты, разбив себе ногу и грудь. Стрельцы, окружившие раненого царя, под угрозами выдали его заговорщикам. Подошедший сын боярский Григорий Валуев со словами: «А вот я благословлю этого польского свистуна!» – выстрелил Лжедмитрию I в сердце.

Труп самозванца был брошен на тело Басманова, и оба они подверглись глумлению. Убитого Лжедмитрия положили на Красной площади на маленьком столике, а Басманова – у его ног. На грудь Лжедмитрию бросили комедиантскую маску, а в рот воткнули дудку. Так он пролежал двое суток, а потом был закопан на убогом кладбище.

Смутное время. Лжедмитрий. (Тело Лжедмитрия на Красной площади) Эскиз к картине С. Кириллова, 2013

 

Но пошли слухи, что покойник встаёт из могилы и ходит. Тогда труп Лжедмитрия I был вырыт и сожжён. Зарядив его прах вместе с порохом в пушку, из неё выстрелили в ту сторону, откуда самозванец пришел.

 

Александр Артем Сахаров: ГРИШКА ОТРЕПЬЕВ

Традиционное обозначение России Смутное время относится к пятнадцати годам между 1598 и 1613 годами, когда смерть царя Федора Иоанновича, последнего официального Рюриковича, стала его началом, и восшествием на престол Царь Михаил I Федорович, первый Романов, как ее конец. Есть определенная логика в таком отождествлении со стороны тех, кто хочет делегитимировать царствование Бориса Годунова, отстаивая при этом жалкое царствование тупого последнего царя из династии Рюриковичей как неотъемлемую часть семисот с лишним лет. год «как обычно».

Любопытно, что в своем списке русских правителей от Ивана IV до современности Альманах времени предлагает свою, ориентированную на правителей , так сказать, хронологию для России Смутное время : от 1610 свержения Василия IV Шуйского к тому неоспоримому 1613 году даты появления первых Романовых. Правда, что три года между 1610 и 1613 годами действительно были периодом полного хаоса и нищеты в России, и, строго говоря, в то время в России не было идентифицируемого правителя, но было бы, конечно, неправильно ограничивать обычно используемый исторический термин Смутное время только к этим трем бесправным годам.

Таким образом, отбрасывая ужасно ограничительное, , хотя и логически обоснованное обозначение, данное в Альманахе Времени , мы возвращаемся к традиционному обозначению как пятнадцать лет с 1598 по 1613 год. предположительно сложившееся историографическое обозначение. В моей предыдущей записи Борис Годунов я отметил, что у Бориса правление (а не царствование ) длилось девятнадцать лет (1584-1605), то есть со смерти Ивана IV Грозного до собственной смерти Бориса в 1605 году. Смутное время откуда-то из гущи правления Бориса. Во время официального царствования Бориса, безусловно, были бедствия, такие как страшный голод 1601-1603 гг., породивший серию мятежей, и слух, обвиняющий Бориса Годунова в убийстве царевича Дмитрия Ивановича. Нелогично, конечно, возвышение Лжедмитрия, воскресившего труп погибшего сына Ивана Грозного, так и не положило конец легенде об убийстве Дмитрия от руки незадачливого Годунова, но сумело сосуществовать с ней. Вина Бориса твердо установлена, не вызывает удивления несоответствие того «факта», что пресловутый состав преступления надвигался в настоящее время на Москву силами значительной польской армии, ежедневно пополнявшейся подкреплениями из рядов многочисленной армии Бориса. враги.

Следовательно, сказав все это и принимая во внимание, что голод случился через три года царствования Бориса, а нашествие войска Лжедмитрия относится к 1604 году, мы с необходимостью должны заключить, что 1598 год, данный как официальное начало года Руси У «Смутного времени » нет иной заслуги, кроме как запятнать и без того сильно запятнанную репутацию назначенного злодея Бориса Годунова. Но справедливости ради, если бы это зависело от меня, я бы обозначил начало 9-го века.0003 Смутное время года начиная с момента смерти Бориса. Сверхкраткое царствование его сына Федора уже было полноценным «смутным временем» и, безусловно, должно подпадать под это практическое обозначение.

Безусловно, именно восемь лет от смерти царя Бориса Годунова (1605 г. ) до восхождения на престол царя Михаила I Федоровича Романова (1613 г.) были по любым меркам самым жутким и странным периодом русской истории, без сомнения, Это. Этот восьмилетний период в целом особенно заслуживает того, чтобы называться Смутное время , по моему мнению, и я добавлю несколько слов, в основном для исторической справки, о тех тяжелых и запутанных годах.

Как я уже говорил, последние годы царствования Бориса уже были омрачены надвигающейся, а затем и подлинной гражданской войной, развязанной силами, поддерживающими, вероятно, неправомерные притязания Лжедмитрия, подкрепленными не столько искренней, хотя и ошибочной верой в его легитимности, как желанием стереть столь ненавистное вторжение рода Годуновых из русской царской династической преемственности. Общеизвестен исторический факт, что печально известный боярский сановник Василий Шуйский и другие весьма четко изложили свои стратегические приоритеты: во-первых, поддержать Лжедмитрия против рода Годунова и его приспешников; затем отделаться от Дмитрия и прийти к посредничеству среди бояр.

Страшная судьба незадачливого семинедельника царя Федора II Годунова, в остальном яркого и способного юноши, была частью этой стратегии. Затем Лжедмитрий, возможно, был бредовым оптимистом в отношении своих шансов править Россией, но даже при самых удачных обстоятельствах он не продержался бы больше года. На самом деле ему повезло, что он продержался так долго.

Царь Василий IV Шуйский (1606-1610) был подлой крысой и беспринципным интриганом, чьи измены и непрекращающееся двурушничество могли поставить его на русский престол, но не смогли удержать на нем слишком долго. То, что последовало за его свержением, было настоящей трагикомедией. Не сумев посадить на трон единственного правителя, пользующегося доверием, группа из семи виднейших бояр, переживших перипетии изменчивой судьбы России, быстро установила так называемую « Семибоярщина », « Семибоярское Правило », непосредственной задачей которого была борьба с очередным «Лжедмитрием» в строю, парированием его угрозы с помощью польского цесаревича и будущего короля Польши Владислава IV Васы , которого они лукаво пригласили забрать русский престол, чтобы Лжедмитрий II не получил его первым.

Таким образом, сложилась скандальная ситуация, в которой судьбу русского престола решали русские патриоты во главе с Кузьмой Мининым и князем Пожарским, во главе патриотического ополчения, в конце концов одержавшие победу, и посадившие на русский престол Михаила Романова, тем самым положить конец Смутное время . (Эти драматические события много позже легли в основу великой первой оперы Михаила Глинки « Иван Сусанин ». личность Лжедмитрия I, правителя России с 21 июля 1605 г. по 17 мая 1606 г. Фактически мы знаем его уже как «Гришку Отрепьева» из драмы Пушкина и оперы Мусоргского Борис Годунов . Кстати, Гришка и Лжедмитрий I исторически одно и то же?

Не стоит удивляться, что на этот и другие подобные вопросы о личности этого человека ответить невозможно. Слишком много предвзятости со стороны участников его исторической летописи, вплоть до того, что некоторые зафиксированные «факты» о нем совершенно нелепы и, мягко говоря, нелепы.

Даже невозможно сказать, был ли он настоящим царевичем Дмитрием Ивановичем, младшим сыном Ивана Грозного, получудом избежавшим смерти в Угличе и взятым под стражу каким-то смелым и смелым стратегом. История не дает нам однозначных ответов, а поскольку у нас есть резко противоречащие друг другу свидетельства как его предвзятых западных друзей, так и русских противников, разумная составная картина о нем просто недоступна.

Мы знаем, что он был умен и хорошо образован, но это не дает нам ключа к его настоящей личности. Как царь, он, кажется, сделал много хорошего для многих людей, но все это, очевидно, из корыстных побуждений завоевать себе сторонников в месте, где у него было больше заклятых врагов, чем он мог справиться. По сути, можно сказать, что его использовали, а затем избавились, причем эти два этапа соответствуют его взлету и падению.

Большинство русских историков относятся к нему враждебно, указывая на его эгоизм, безрассудное пренебрежение к русским обычаям и элементарным чувствам и т. д. Другие историки, вероятно, просто из духа ad contrarium предполагают, что он мог быть хорошим правителем, открывая поднимать Россию на Запад и, таким образом, предвидеть петровские реформы через столетие, что мне кажется очень большим преувеличением.
Мое мнение о нем остается объективно отрицательным: не вижу смысла приезжать в Россию на заточенных концах польских пик. Для меня он Гришка Отрепьев Пушкина и Мусоргского, но не потому, что я горю желанием купить именно эту версию, а не все остальные. Все остальные мне спорны, и исторически даже версия Гришки Отрепьева мне тоже банальна. (Но, конечно, не так эстетично, как уже известно читателю.)

И все же « Гришка Отрепьев » несет в себе некоторые внутренние коннотации, полностью созвучные концепции Смутное время как таковой. Я считаю, что это понятие относится к сложному переходному периоду в истории России, который настолько отрицательно заряжен, что ничего положительного к нему нельзя приписать, кроме того, что и Минин, и Пожарский, и Иван Сусанин, и так много других русских национальных героев, помогли положить этому конец, и скатертью дорога!

Таким образом, повторяю, грязное имя Гришка Отрепьев , ассоциирующееся в русском языке с « грязное тряпье », и даже « хлам », стали для меня удачной метафорой всего этого причудливого периода русской истории, который хронологически неточно и довольно запутанно обозначен как « Смутное время ».

Прототип AP Russian Exam 2017 Ученики слепили жаворонков из теста. День памяти сорока севастийских мучеников. Съезд Православных 2017 Прототип АП Русский Экзамен: ОПИ запланированы на субботу 18.03.2017 и субботу 25.03.2017 Татьяна Алексеевна Родзянко выступает перед спектаклем «Снегурочка» Снегурочка 2017 Приглашаем посмотреть спектакль «Снегурочка» Учащиеся старших классов нашей школы 22 октября 2016 года для учащихся, родителей и учителей нашей школы был организован традиционный русский обед с пельменями. Открыт Учебный центр. 10 сентября 2016 г. Календарь на 2016-2017 гг. Встреча учителей состоится в здании школы в среду, 29 июня., 2016 в 19:00

Татьяна Алексеевна Родзянко Перевод Гриши Мосса

Монастыри – это места, куда уходили благочестивые, глубоко верующие христиане, чтобы посвятить себя и свою жизнь служению Богу и людям. Такая полная отдача своей жизни Богу есть исполнение заповеди Божией по указанию Спасителя, Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея есть место, где ученики спросили Его, какая заповедь больше в Законе, Он ответил: «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем ваш разум. Это первая и величайшая заповедь. И вторая, как и первая: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Весь закон и пророки были утверждены на основании этих двух заповедей». Эту заповедь исполняли монахи и монахини, уходя из светского мира в монастыри.

Все наши многочисленные православные монастыри созданы людьми во исполнение этой заповеди. Но у каждого из них были свои особые причины, побуждавшие их к созданию монастырей, а иногда и особых соборов. Сегодня мы поговорим только о монастырях, которых во всем мире очень много.

Монастыри создавались великими князьями, царями, правителями, подвижниками, купцами, крестьянами и простыми людьми. Бывало, что делали это как обет (обещание), данный Богу в особо трудный момент жизни. Так было и со святителем Алексием, митрополитом Московским, когда он должен был быть призван к хану Золотой Орды Джанибеку для исцеления его ослепленной жены Тайдулы. В благодарность за чудо своего исцеления Тайдула подарила преподобному Алексию двор ханских наместников в Московском Кремле, и преподобный Алексий построил на этом месте Чудов монастырь. Отныне его имя Чудов монастырь. Мы услышим об этом сегодня в свое время.

Монастыри также всегда были местом распространения просвещения, науки «книжного искусства», чтения и письма на Руси. Монахи писали летописи как свидетели и очевидцы событий своего времени. Благодаря им мы Знать кое-что об истории нашей страны.Такого летописца изобразил А.С.Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов».Вспомним монолог летописца Пимена:»Еще один рассказ, еще один, И тогда моя история закончена,. …»

Такие монахи-труженики не искали славы авторства для своих добровольных трудов. Поэтому летописец Пимен называет свой труд «усердным, безымянным».

Действие пушкинской трагедии происходит в Чудовом монастыре. Считается, что самозванец Гришка Отрепьев был послушником Чудова монастыря. Но это не доказанный факт. Там был и самозванец, но был ли он послушником в монастыре, достоверно неизвестно. А Чудов монастырь просуществовал много веков, и был разрушен советской властью в 1930. Там похоронен ее основатель, святитель Алексий, митрополит Московский, и многие другие наши великие государственные деятели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *