Греческие колонии на берегах черного и средиземного морей: На берегах Чёрного и Средиземного морей — урок. История, 5 класс.

Trojden | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Цели: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации; формировать умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.

Планируемые результаты: предметные: читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Образование греческих колоний в VIH—VI вв. до н. э.»; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел в виду, мы узнаем на нашем уроке.

— Рассмотрите карту «Образование греческих колоний в VIII—VI вв. до н. э.».

В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

— Как вы думаете, почему?

— Вспомните, что такое колония.

— Какой народ Древнего Востока основывал колонии и с какой целью?

Тема урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Почему греки покидали родину.

2. В каких местах греки основывали колонии.

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

Проблемный вопрос. Почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называют великой?

III. Работа по теме урока

1. Почему греки покидали родину

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII—VI вв. до н. э. в Греции существовали города-государства — полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? А пусть они сами расскажут нам об этом.

— В дальний путь отправлялись из разных городов. Представьте, что вы оказались, к примеру, в Коринфе — богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

— Я бедный крестьянин, — говорит один. — В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, знать в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.

Тут его перебивает второй:

— У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь, а ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

— Кто вы такие? — спрашивают их. — Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дома.

— Вы угадали, — отвечает один из них. — Мы торговцы и живем здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде работавшие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают:

— Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вместе с другими вожаками демоса мы бежали.

Один из присутствующих хмуро молчит и не вмешивается в разговор.

— Кто ты? — наконец спрашивают его. — По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?

— Вы не ошиблись, — отвечает этот человек. — Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

— Теперь вы можете ответить на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию в VIII—VI вв. до н. э.?

(Составление схемы.)

2. В каких местах греки основывали колонии

Подготовка к отплытию длилась целый месяц. На корабли брали все необходимое для дальнего плавания: провизию, товары. Город, который покидали греки, выделял им охрану на случай нападения пиратов. Море бывало то приветливым и ласковым, то грозным. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре на безопасном расстоянии от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров, как в Греции. Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9—10 км/ч.

Но еще страшнее была встреча с пиратами.

— Рассмотрите на с. 152 колонию греков. На рисунке изображены торговый и военный греческие корабли. Опишите их от имени купца и от имени военного. (Примерный ответ.

Купец. Наш торговый корабль предназначается для перевозки грузов и потому вместительнее военного. Но он обладает только парусным движителем: для гребцов на корабле нет места. Военный. Наш военный корабль вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник.)

Военный корабль по сравнению с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом. В боевой обстановке парус мешал маневрировать и его убирали.

Именно на таких кораблях греки пересекали Средиземное и Черное моря.

— Работая с картой «Образование греческих колоний в VIII—VI вв. до н. э.», определите направления греческой колонизации.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

Иногда целые города бросали старые места и переселялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокею, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» — и отплыли в западные моря.

В бухтах, удобных для стоянки галер (гребных военных кораблей), переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом удивительно жирную землю необычного цвета.

Со скалистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Греки приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь — символ мира, — и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара. Так появились у Черного моря греческие города.

— Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

— Что привозили из колоний греческие купцы?

— На что меняли свои товары греческие купцы? (Составляется схема.)

В Италии греческие города величали себя «Великой Грецией». О привольной жизни в них рассказывались чудеса. В Таренте было больше праздников в году, чем будней. Тарентинцы говорили: «Мы одни живем по-настоящему, а все другие лишь учатся». В сицилийском Акраганте дома и обеды были так роскошны, что философ Эмпедокл сказал: «Здешние люди строятся так, словно им жить вечно, а едят так, словно им завтра умереть». А в Сибарисе были такие богачи, которые спали на розовых лепестках и еще жаловались, что им жестко. Слово сибарит с тех пор стало означать лентяя и неженку.

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря

— Как складывались отношения греков с соседними народами, проживавшими рядом с их полисами? Ответьте на этот вопрос, работая с текстом п. 3 § 32 и дополнительным материалом.

Дополнительный материал

Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России (по рассказу Геродота)

В земли скифов вторглось персидское войско во главе с «царем царей» Дарием I. Но скифы, не вступая в сражение, заманивали врагов вглубь страны. Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от бесплодной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не убегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаться, решаем сами!» Время шло. И вот однажды скифский гонец привез «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил, что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь, лягушка живет в воде, а мышь — в земле. «Нет, царь, — возразил Дарию старый вельможа. — Я знаю скифов.

Они хотят сказать нам: “Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!”» Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.

IV. Закрепление изученного материала

— Итак, почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называют великой?

— Что дала грекам колонизация?

(На доске записывают последствия колонизации.)

1. Развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.

2. Растут богатства греческих городов.

3. Греки приобретают новые знания.

4. Греки осознают себя единым народом.

5. Развиваются ремесла (в связи с возросшим спросом на ремесленные изделия).

6. Растет число рабов-чужеземцев (за счет ввоза из колоний).

— Заполните контрольный лист самопроверки.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1. Колония — это ____.

2. Колонизация — это ____.

3. Представители каких слоев населения и почему уезжали в колонии?

Слой населения

Почему уезжали?

4. Где греки основывали колонии?

Направления греческой колонизации

Направление

Территории

5. Чем торговали греки?

Что вывозили из Греции

Что ввозили в Грецию

6. Последствия колонизации.

1) Развитие: а) ____; б) ____; в) ____.

2) Улучшение положения ____.

3) Потеря ____ особой роли в управлении ____.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 32. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — ответить на вопросы в рубрике «Подумайте».

2. Для средних учеников — выполнить задание в рубрике «Опишите по рисунку».

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница