Граница российского государства к 1533 году: Укажите государства с которыми до 1533 года граничила россия

Укажите государства с которыми до 1533 года граничила россия

Ответ или решение2

Г

Историческая справка

В 1533 году русское государство называлось Великое княжество Московское (Московия). Столица Москва. Княжеская власть на то время принадлежала Ивану Васильевичу (Грозному), однако, фактически государством управляла его мать – Елена Васильевна Глинская (Грозному тогда было всего три года).

Государства граничащие с Московией в 1533 году

Начну список с севера и далее на запад, юг и восток против часовой стрелки.

  1. Датское Королевство, столица Копенгаген. На севере Кольского полуострова княжество граничило с норвежскими землями, которые находились под властью Датского короля.
  2. Шведское Королевство, столица Стокгольм. Дальше на юг (до Финского залива) Московия имела общую границу с шведскими землями. Шведская независимость (от Дании) оформилась только в 1523 году в ходе разрыва Кальмарской унии.
  3. Герцогство Пруссия, столица Кенигсберг (нынешнее название Калининград). Начиная с южных берегов Финского залива проходила граница с землями бывшего Тевтонского ордена – Пруссией. Это государственное образование имело сильную зависимость от польско-литовских королей.
  4. Великое княжество Литовское, столица Вильна (нынешнее название Вильнюс). Следующим государством, которое граничило с русскими землями на западе, было объединённое образование (федерация) поляков и литовцев во главе с королём Сигизмундом 1 (Старым).
  5. Османская (Оттоманская) империя, столица Константинополь (нынешнее название Стамбул). Юго-восточные земли русского Княжества граничили с могущественной империей османов (турков).
  6. Казанское ханство, столица Казань. Далее на восток граница проходила с землями татарскими, которые были под властью казанского хана Еналея. В 1552 году ханство перешло под власть Ивана Грозного.
  7. Сибирское ханство, столица Кашлык (остатки городских построек находятся недалеко от Тобольска). Ещё одно ханство, которое граничило с российскими землями на востоке (до берегов Северного Ледовитого океана) также вскоре перешло под власть московских царей. Это произошло в 1585 году после взятия столицы ханства войсками атамана Ермака.

 

Б

Русское царство в 1533 году граничило с таими государствами: Крымское ханство (на юге), Казанское ханство (на востоке), королевство Швеция (на северо-западе), Великое княжество Литовское (на западе), Ливонский орден (на западе). Самую большую опасность для Русского государства представляло княжество Литовское и Казанское ханство. Но уже, начиная с 1552 года Казань была захвачена русскими войсками и присоединена к государству.

Знаешь ответ?

Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?

Будьте внимательны!

  • Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
  • Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 50 символов!

0 /10000

История Самары, кратко, история создания города

История Самары ведется с возведения в 1586 году крепости «Самарский городок». Приказ о строительстве укрепления на тогдашней юго-восточной границы Российского государства издал царь Федор Иванович (1584-1598). Соседям из Ногайской орды российские дипломаты сказали, что ее возведение необходимо для предотвращения нападений разбойников и казачьих отрядов. В реальности этот форпост был нужен для контроля волжских торговых путей.

Историкам удалось установить, что первые постоянные жители в этих местах появились еще в XIV веке. В районе современной Самары располагалась пристань для торговли, соседствующая с маленьким поселением под названием Самар. Его отмечали на картах купцы из Венеции. Топонимы этого поселения и современного города происходят от притока Волги реки Самара.

Активное расширение российского государства на восток началось при Иване IV (1533-1584) и продолжилось при его сыне Федоре Ивановиче и Борисе Годунове (1598-1605). При этих царях на юго-восточных рубежах в районе Волги начинают возводиться крепости.

Самарское укрепление было создано спустя 34 года после завоевания Казанского ханства и через 30 лет после взятия Астрахани.

Ее первое население составляли воины, однако за стенами укрепления развивались торговые отношения и строились жилые дома.

Название города

Современное название Самара — город носит с 1688 года. Одновременно он стал уездным городом. К началу XVIII века здесь стояло около 200 домов, количество жителей достигло нескольких тысяч человек. В это число не входят купцы, которые доставляли сюда изделия из стран Востока. В этот период Самара оказалась в эпицентре двух антиправительственных выступлений крестьян, впоследствии разгромленных регулярными войсками.

В екатерининскую эпоху (1780 год) здесь начал работу ряд госучреждений — судебные инстанции, казначейство, городское правление и др. Через два года для более упорядоченного развития утвержден генплан застройки Самары.

В 1850 году статус города повысился до центра одноименной губернии. В то время численность жителей достигла 15 тыс. человек. К началу XX века здесь проживало уже 90 000, а в 1915 году — около 150 тыс. Каждую неделю организовывались «торжища», трижды в год открывались большие ярмарки, на которых продавались продукты сельского хозяйства.

Торговля, развитие города

В 1877 году через Самару проложили Оренбургскую железную дорогу. Местная пристань стала одной из крупнейших на Волге и ежегодно обслуживала до 1 тысячи кораблей. Кроме торговли в районе Самары культивировали пшеницу и регион превратился в самый крупный поставщиком муки в Российской империи.

Динамичное развитие продолжалось и после октября 1917 года, когда в стране начали править большевики. В 1935 году Самару назвали в честь советского государственного и партийного деятеля Валериана Куйбышева. Под таким названием город жил до 1991 года, когда ему вернули историческое имя.

Во время Великой Отечественной Войны (1941-1945) город стал одним из центров эвакуации. Сюда с западных регионов перевезли множество людей и предприятий. Куйбышев превратился в столицу советского военного авиастроения. На местных заводах выпускалось свыше 80% самолетов-штурмовиков Ил-2. Эвакуированные предприятия пятикратно увеличили промышленный потенциал города, население возросло до 600 тыс. человек. За военные годы Куйбышев сыграл огромную роль в разгроме фашистов.

Индустриальный центр Советского Союза

В дальнейшем город продолжал развиваться как один из крупнейших индустриальных центров Советского Союза. К авиастроительной отрасли добавляется ракетостроение. Именно местное предприятие «ЦСКБ-Прогресс» выпустило ракету, на которой отправился в космос первый космонавт Юрий Гагарин. Складывается специализация в нефтепереработке, металлургии, пищевой, легкой промышленности. Развитие экономического потенциала сопровождалось увеличением количества жителей и к 1979 году Куйбышев уже был «миллионером» — 1,2 млн. Этот показатель оказался наибольшим за все время существования города и на сегодня принципиально не изменился.

В период перестройки (1985-1991 годы) и после распада СССР город утратил промышленное значение. Продукция местных предприятий отставала по качеству, оборонное производство приносило небольшую прибыль. Все это привело к экономическому кризису, растянувшемуся чуть менее, чем на 2 десятилетия.

Стабильность пришла с наступлением XXI века, когда часть заводов перепрофилировалась, стало активно развиваться строительство. В наши дни Самара, чья история ведется от небольшого укрепления конца XVI века имеет статус одного из крупнейших городов России по населению, промышленному потенциалу, научным и культурным достижениям.

Россия взаимодействует с миром — NYPL




Правление Императора Александр I (1801-1825): Краткий обзор истории России
Введение
В духе его бабушки
Правовое государство
Наполеоновская Войны
Правление императора Александра I (1801-1825): Краткое изложение всемирной истории
Европа
Евразия

Глобализация России:
Ключ

Отмеченные события характерные для внутреннего развития Московии/России.
Отмечены важные мировые исторические или культурные события.
указывает конкретные точки социокультурного или военного взаимодействия между Московией/Россией и иностранными державами или отдельными лицами.


 

 


 
 русские на границе с Китаем
 
   Фотографический Услуги и разрешения
  Мартынов Андрей Ефимович (1768–1826)
Живописное путешествие от Москвы до китайской границы
Санкт-Петербург: Александр Плюшар, 1819 г.
NYPL, Славянско-Балтийский дивизион

Андрей Мартынов сопровождал посольство графа Юрия Головкина (1763–1846) к китайскому двору в 1805 г. Путешествие из Москвы в современный Улан-Батор в Монголии, Мартынов сделал множество эскизов акварелью и гуашью. по всей России, Уралу, Сибири и границе с Китаем. Эта раскрашенная вручную гравюра изображает храм во внутренних тайниках Маймайчэна, Китайский пограничный город, в котором велась активная торговля с Россией.



 

История Средней Азии — Келлер: Ханства накануне

Казахская степь

Русские военные начали вторгаться на северные степные территории мало- и среднеказахских орд в первой четверти XVIII века. Они смогли это сделать, потому что джунгарские нашествия из Моголистана в 1720-х годах опустошили власть казахов. В 1780-х годах правители Ташкента, в то время независимого города-государства, вынудили казахов Великой Орды платить им дань, что еще больше ослабило Великую Орду и способствовало вторжению русских на юго-восточные казахские земли к 1840-м годам. Российские официальные лица интегрировали казахские племена в российские правовые и политические структуры, но при этом сохраняли их административное обособление. Они поощряли казахских кочевников становиться оседлыми земледельцами, включали вождей племен в администрацию империи и посылали учителей-татар-мусульман для «цивилизации» групп, которые они считали по существу языческими. В девятнадцатом веке русские администраторы разрешили татарам открывать мусульманские школы для казахов, а затем сами создали «русско-туземные» школы (в которых светская базовая программа преподавалась как на казахском, так и на русском языках). Эти действия, безусловно, изменили казахскую культуру, но у Российской империи не было ресурсов, чтобы с помощью этих инструментов навязывать глубокие изменения в идентичности. Большинство казахов так и не стали земледельцами — если бы степная экология подходила для земледелия, они бы уже занялись этой практикой. Русские источники предполагают, что казахи приветствовали татарских учителей, и действительно к середине 19Российские чиновники ХХ века беспокоились, что исламский «фанатизм» подрывает лояльность казахов. Школьная система, управляемая татарами или русскими, создала небольшую группу людей с западным образованием, но не дошла до большинства простых казахов. В 1897 г. в русско-туземных школах обучалось чуть более 2500 казахских детей, в том числе 52 девочки. [Пирс, с. 208].

Политика России, которая действительно вызвала значительные изменения в том, что значит быть казахом, заключалась в колонизации степей славянскими крестьянами, казаками и политическими ссыльными; к 1914 прибыло немногим менее двух миллионов славян, получивших землю от российского правительства [Демко, с. 74–80]. Для облегчения заселения русские бюрократы в 1868 г. разделили степь на административные территории (губернии, области и уезды) и разместили русские деревни без учета таких критериев, как достаточность водных ресурсов или качество почвы [Мартин, с. 69]. Наплыв земледельцев нарушил миграционные пути казахов и лишил их пастбищ для своих стад. Крупные племена, нуждавшиеся в большом количестве земли, были вынуждены разделиться на более мелкие, более экономически жизнеспособные подплемена. Новые административные границы препятствовали тому, чтобы племенные единицы помогали своим родственникам по другую сторону этих границ в периоды кризисов (таких как опустошительные поздние весенние жутовые заморозки, которым подвержены внутренние евразийские степи), и тем самым ослабляли родственные связи. Поскольку казахская общинная и индивидуальная идентичность зависела от родственных обязательств, невозможность выполнения этих обязательств изменила идентичность. Многие племена в ответ занимались выпасом скота на небольших территориях и/или запасались сеном на зиму, что поощрялось российскими властями. Обе эти практики способствовали принятию оседлого или полуоседлого образа жизни, но опять же казахские племена предпочитали скотоводство земледелию, когда у них был какой-либо выбор. В целом усиление русской колонизации означало усиление обнищания казахов.

Внедрение русской правовой практики среди казахских племен также могло изменить индивидуальную или племенную идентичность. Местные бии (судьи-кочевники) выступали посредниками между государством и обычным правом (адатом), и бий, успешно защищавший интересы своего племени, приобретал статус и власть для себя и своих детей. Храбрость и боевые навыки были бесполезны в этой новой системе. Чтобы стать эффективными лидерами, бии научились манипулировать русским законом и чиновниками, проводившими этот закон в жизнь, что означало аккультурацию к русским обычаям и мировоззрению. Тем не менее, в то время как российское правление внесло важные изменения в казахскую экономику и культуру, контрасты и конфликты между губернаторами и правителями также способствовали укреплению казахской идентичности.

Ханства Туркестана

В течение 18 века новые династии взяли под свой контроль оазисные Бухарское и Хивинское ханства, а в Ферганской долине возникло новое могучее ханство в Коканде. Новые правители отошли от наследия Чингизидов во всем, кроме имени, хотя это очень мало повлияло на местные системы идентификации. На самом деле большая проблема, которая объединяла ханства, заключалась в том, что правители не могли создать политическую, этническую или религиозную основу для объединения своих подданных, а также не были достаточно сильны, чтобы добиться надежного подчинения ни за счет экономического процветания, ни за счет грубой силы. Хроническая нестабильность в сочетании с относительной бедностью и технологической отсталостью сделали ханства легкой добычей, когда русские решили продвинуться к югу от реки Сырдарья.

Хивинское ханство

Хива была менее успешной, чем Бухара, в установлении централизованного административного контроля, хотя ханство занимало меньшую географическую территорию. Правящая династия Конграт была узбекской, но не пользовалась автоматически поддержкой других узбекских племен в этом районе, таких как кыпчаки или мангыты (которые также не были верны мангитским эмирам Бухары). Большинство людей за пределами городов были туркменами племенных конфедераций йомутов или теке, каракалпаков или казахов. Ханы Хивы не могли назначать своих чиновников для управления племенами, а должны были принимать вождей, избранных на местах. Племенные воины могли быть полезными союзниками, но они не были надежно послушны ханам. Фактически само племя Конграт образовалось как династия в конце 18 века, потому что его вожди служили иноклар (военачальники) и узурпировали власть у казахских чиныгидских ханов, оставленных в качестве марионеток на престоле. Там, где сильные бухарские эмиры, такие как Насрулла, могли навязывать свою волю прямой силой, хивинские правители были наиболее успешными, когда они могли использовать групповое соперничество.

В 1804 г. Конграт инок Ильтузар (р. 1804–1806) претендовал на титул хана, хотя не имел для этого генеалогических оснований. Это действие вызвало сильное сопротивление со стороны других узбекских племен, а затем в 1806 году Илтузар был убит в боях против Бухары. Однако его брат Мухаммад Рахим (годы правления 1806–1826) смог подчинить себе соперничающих узбеков, и конгратские правители смогли сохранить титул. Мухаммад Амин-хан (годы правления 1846–1855) усилил центральный контроль над вождями узбекских племен, назначив вождей четырех наиболее важных племен иноками и включив их в свой придворный совет. Этот шаг помог хану подчинить больше узбеков, а также сартов своей правовой и налоговой системам. Оседлые земледельцы и горожане стали самыми надежными подданными хана, потому что он централизовал ирригационную систему, от которой они зависели, и обеспечивал их наилучшую защиту от туркменских и каракалпакских набегов. Мухаммеду Амину и его преемникам гораздо меньше удавалось контролировать кочевников. В то время как все кочевые племена считали себя мусульманами, а ханы назначали кади для разрешения споров, ни ханы, ни духовенство не имели власти заставить кочевников подчиняться чему-либо, кроме родового обычного права [Гейсс, с. 145]. Это сильно ограничивало возможности правителей изменять общественную или личную идентичность.

Наиболее эффективным инструментом, доступным ханам для контроля над кочевниками, была армия, и даже военная мощь была ограничена. На протяжении XIX века ханы неоднократно побеждали туркменских, каракалпакских и казахских кочевников в битвах и заставляли их подчиниться только для того, чтобы увидеть, как они физически покидают территорию Хивы и/или предлагают свою лояльность более высокооплачиваемому покровителю, такому как шах Персии. Дополнительная сложность в этой модели заключалась в том, что йомут и теке туркмены, по-видимому, имели совершенно иное толкование условий поражения и подчинения, чем у ханов. Судя по их последующему поведению, туркменские племена рассматривали военное поражение как временное состояние, сделавшее их союзниками победившего их хана. Этот союз создавал выгодные возможности для совершения набегов от имени хана, но не влек за собой постоянную повинность. Когда хан попытался навязать последнее толкование, некоторые туркменские племена покинули территорию, в то время как другие предпочли остаться на своей родине и искренне подчиниться центральной власти. Продолжающаяся политическая нестабильность, а также относительная военная слабость сделали Хивинское ханство открытым для легкого завоевания русскими войсками в 1873 году. Русские сделали Сайида Мухаммада Рахима Бахадура ханом II (1865–181910) вассальный правитель протектората, подобно тому, как они низвели Бухару до статуса протектората.

Бухарский Эмират

В Бухаре между 1747 и 1756 годами Мухаммад Рахим Аталик Мангыт, узбек из племени мангит, который служил главным придворным у последнего аштарханидского хана, убил своего нанимателя и занял трон. Он был первым не-чингизидом, правившим в Бухаре 350 лет. Таким образом, он и его потомки не могли называть себя ханами, хотя и сохранили некоторые монгольские узаконивающие обряды, например, вожди племен поднимали нового правителя на белом войлоке [Гейсс, с. 126–127]. Вместо этого правители мангытов были известны под титулом эмира / эмира и установили новую основу для легитимности религии. Эмиры Шах Мурад (годы правления 1785–1800) и особенно благочестивый Хайдар (годы правления 1800–1826) активно участвовали в суфийском ордене Накшбанди и передали выдающуюся церемониальную и реальную власть улемам (ученым) и кади/кози (судьям исламского закон). Однако ислам лишь частично укрепил политический порядок. Эмиры мангытов изо всех сил пытались установить надежный централизованный контроль над провинциями за пределами самой Бухары. Они часто назначали мужчин из административного центра беками (губернаторами провинций), хотя более могущественные племена могли организовать управление одним из своих членов. Деревнями по-прежнему управляли избираемые на местном уровне оксоколлары (буквально «белобородые»), которые представляли местные интересы в противовес интересам назначаемых из центра чиновников. В том, что сельские и горожане негодовали на сборщиков налогов, не было ничего нового, но негодование могло обостриться, когда сборщиком налогов был сарт или иранец и, таким образом, вдвойне посторонний.

Таким образом, до тех пор, пока русские не сделали Бухару своим протекторатом в 1868 году, мангытские эмиры часто сталкивались с неповиновением или открытым восстанием со стороны узбекских или иранских местных общин. Смерть эмира была особенно опасным временем, когда нищие воспользовались шансом установить свою независимость. Когда Хайдар Амир умер, его преемнику Насрулле пришлось бороться в течение 25 лет, чтобы восстановить контроль над всеми провинциями. Даже русская армия не смогла полностью подавить мятеж. Эмират был политическим образованием, связанным принудительным подчинением, а не чувством общности, основанной на этнических или даже религиозных связях. В приграничных районах, где узбекские кланы все еще вели полукочевой образ жизни, племенному праву уделялось такое же уважение, как и исламскому праву. Идентичность оставалась основанной на местной семье и обычаях. Не было никакой «бухарской», тем более «узбекской» национальной идентичности.

Кокандское ханство

Около 1710 г. человек по имени Шахрух из узбекского племени Мин (не путать с китайской династией Мин, правившей в 1368–1644 гг.) начал устанавливать политическую власть в Ферганской долине. и извлекли выгоду из разрушений, вызванных вторжениями ойратов / джунгар с востока, которые опустошили Великую Казахскую Орду и Бухарское ханство. Набеги зунгар вытеснили казахские племена с исконных территорий. В свою очередь казахи вторглись на бухарские земли, что поставило Бухару на грань развала и существенно пошатнуло взаимоотношения между кочевым и оседлым населением. Бухарское ханство больше не могло утверждать свою власть над Ферганской долиной, что позволяло минским узбекским лидерам строить союзы с областными бекликами (провинциями), сосредоточенными вокруг городов Маргилан, Ходжент и Андижан. Лидер династии Мин Абдалкарим (1734–1750) основал город Коканд (также называемый Коканд или Коккон) примерно в 1740 году. К 1760 году, когда беки Ферганской долины официально подчинились императору Цин Цяньлуну в Пекине в благодарность за его истребление джунгар. , Коканд и его правитель Ирдана (1751–1770) стали как минимум первыми среди равных в регионе. Подобная схема домино, когда одна группа захватчиков запускала каскад вторичных вторжений, существенно изменивших место и образ жизни людей и способы их взаимодействия друг с другом, была распространена на протяжении всей истории Центральной Азии. Каскады захватчиков были одной из наиболее важных причин изменений в общественной идентичности во Внутренней Евразии, пока современные империи не установили контролируемые границы.

Историки спорят, когда правители Коканда взяли себе титул «хан» и имели ли они на него право. Большинство источников утверждают, что Алим (1799–1811) первым провозгласил себя ханом, хотя и не мог претендовать на чингизидское происхождение, поэтому формальное основание Кокандского ханства датируется этим временем [Гейсс, с. 146, Брегель, с. 62]. Однако протоколы суда Цин предполагают, что Ирдана называл себя ханом в 1762 году, когда он написал в Пекин, чтобы объявить горы к западу от Кашгара границей между Китаем и Кокандом. Более того, в одном источнике говорится, что основатель династии Мин, Шахрукх, действительно заявлял о происхождении Чингисидов [Ньюби, стр. 31–32 и примечания].

Традиции монгольского происхождения по-прежнему играли роль в различении общинной идентичности в расширяющемся Кокандском ханстве. Независимо от того, имели ли лидеры династии Мин право называть себя ханами (помните, что заявления о происхождении всегда были изменчивыми), как племя мин были узбеками на основании своего происхождения от орды 15-го века, лидер которой утверждал, что происходит от Шибана, сына Джучи. сын Чингисхана. Эта генеалогическая традиция отличала минских узбеков от старшего населения тюркоязычных (обычно называемых «тюрками») в Ферганской долине, чьи предки жили там, по крайней мере, со времен чагатидских ханов в 13 веке. Мин также приходилось бороться с другой узбекской конфедерацией, называемой кыпчаками, которые идентифицировали себя на основе другой родословной и не признавали добровольно минских узбеков своим превосходством. Чтобы усугубить нашу путаницу с именами и идентичностями, термин «узбек» мог использоваться просто для обозначения того, что кто-то был горожанином, а не кочевником. Арминиус Вамбери, блестящий венгр, который в начале 1860-х годов успешно путешествовал по Центральной Азии под видом нищенствующего суфия, сообщил, что киргизы, кыпчаки и другие, перешедшие от кочевого образа жизни к оседлому, стали обычно называть себя «узбеками» или «сартами». ». Это изменение названия подразумевало скорее политический, чем этнический переход, поскольку горожане находились под гораздо более тесным административным контролем, чем кочевники [Vambery, pp. 431–432; Гейсс, с. 157].

К 1810 году Алим-хан захватил ранее независимый город Ташкент с его смешанным тюрко- и ираноязычным населением из-под контроля бухарцев и казахов. Его правление положило начало огромной территориальной экспансии Коканда. К середине 19 века Кокандское ханство включало в себя кочевые племена кыргызов, казахов и каракалпаков вплоть до Аральского моря. При Мухаммеде Али-хане (1822–1841) Коканд продвинулся на восток через горы и ненадолго захватил Кашгар из-под контроля Цин. Этот быстрый рост принес богатство, но также и опасность для ханов. Многие кочевые группы либо не признавали авторитет ханов, какими бы безупречными ни были их генеалогические традиции (киргизы и каракалпаки), либо признавали лишь собственное чингизидское происхождение (казахи). На практике под «правящей властью» подразумевалась власть собирать подати или дань и командовать воинской повинностью, но у хана не было механизмов объединения людей по этническому или гражданскому «национальному» признаку в западном понимании. Умар Хан (1811–1822 гг.), высокообразованный человек, покровительствовал исламским ученым (уламам), а также поэтам и художникам, и расширил сферу действия исламского закона, чтобы централизовать свою администрацию. Он распределял орошаемые сельскохозяйственные земли в соответствии с исламскими правилами собственности, называемыми мульк, которые позволяли владельцам покупать, продавать или сдавать в аренду землю под юридическим надзором канцелярии. От этой системы выиграли соплеменники Умара Мин, поскольку хан пожаловал им много земли. На пике своей власти Умар и его сын Мухаммед Али могли заставить кыргызских кочевников покупать пастбищные земли для использования в качестве зимних пастбищ, что обогатило государственную казну и теоретически поставило племена под более жесткий исламский юридический контроль. Умар и Мухаммед Али, возможно, использовали шариат, чтобы попытаться объединить свое ханство на религиозной основе, или они могли просто использовать наиболее удобные и доступные инструменты для увеличения налоговых поступлений — у нас пока нет достаточных доказательств, чтобы действительно понять, что они пытались сделать.

Одним из титулов, которые присвоил себе Умар-хан, было «амир аль-муслимин», что по-арабски означает «эмир мусульман» [Леви, с. 230]. Однако провозглашение себя истинно мусульманскими правителями имело неприятные последствия для кокандских ханов. С одной стороны, исламский закон без административной власти не мог создать единое государство. Предоставление улемам видного места при дворе не позволяло ханам принуждать кочевых кыргызов или полукочевых узбеков регулярно платить налоги. Местные племенные законы продолжали преобладать над исламскими законами в соответствии с племенными удобствами. Ни одна центральная власть не могла указывать никому, кроме горожан — небольшой части всего населения, — что они должны делать, чтобы быть принятыми в мусульманскую общину. С другой стороны, претензия на легитимность на основе ислама привела Мухаммеда Али Хана и всю его семью к серьезным проблемам с Насруллой, агрессивным эмиром Бухары, который также утверждал, что является эмиром аль-муслимином. В 1840 году кыргызские и кыпчакские племена в Коканде уже были возмущены растущим налоговым бременем. Затем хан потерял поддержку духовенства, когда в нарушение шариата женился на двух сестрах и свекрови [Гейсс, с. 149].–150]. Внутренние повстанцы пригласили Насруллу вторгнуться в Коканд, что он мог легко оправдать плохим поведением Мухаммеда Али. В течение двух лет Мухаммед Али и его семья были мертвы, в том числе его замечательная мать Нодира (см. вставку). Бухарское наступление провалилось из-за сопротивления кыпчаков, которые сами несколько лет правили в Коканде, но Кокандское ханство так и не оправилось от хаоса. Правление Мин было восстановлено при Худояре, который трижды правил как хан, но у Худояра не было шансов против русского оружия. Русские взяли Ташкент у Коканда в 1865 году, вызвав не только ответный удар Худояра, но и еще одно нападение Бухары на Коканд. Коканд не выдержал такого давления. Один историк даже предполагает, что кокандская анархия «фактически вынудила [русских] навязать собственное решение» [Соучек, с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *