Государственный строй римской республики схема: Государственный строй Римской республики. — ответы ИГПЗС

16. Государственный строй Рима периода Республики.

Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода:

1) республику;

2) империю.

Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы.

1. Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение. Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Класс рабовладельцев видел в нем наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы.

2. Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов:

1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;

2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;

3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

3. Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.

Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

В начале исторической жизни Древнего Рима, рабов было немного. Положение раба регулировалось в то время не правом — он вовсе был исключён из состава гражданского общества, а нравами и обычаями и было вообще сносным. Рабы — преимущественно военнопленные. Господин лично знал своих рабов, вместе с ними обрабатывал свою землю, да и внутри дома его занятия ничем не отличались от занятий рабов; последние до известной степени почитались членами семьи. У них была своя собственная семья; им дозволялось сберегать для себя имущество, которое впоследствии могло служить для них средством выкупа на свободу.

«Расцвет» рабстваНастоящий «расцвет» рабства произошёл в период грандиозных римских завоеваний поздней республики (II—I вв. до н. э.) и первого столетия Римской империи (конец I в. до н. э. — середина I в. н. э.), когда рабами в подавляющем большинстве были взятые в плен жители завоеванных стран и территорий.

Наиболее распространенным было обращение в рабство за долги или неуплату налогов, и эта практика приобрела массовый характер.

Таким образом, римляне в указанный период превратились в «нацию господ», которую обслуживала целая армия рабов — преимущественно иностранцев, обращенных в рабство в ходе римского завоевания Европы и Средиземноморья. И эта армия пополнялась посредством новых грабежей и произвола на покоренных территориях.

Исчезновение массового рабства

В последующие столетия, когда уменьшился приток военнопленных, а жители покоренных территорий все более по своему статусу приближались к гражданам Рима [17], число рабов начало быстро сокращаться.Повсеместно в данный период обработка земли велась свободными арендаторами — колонами. Советские историки утверждали, в стремлении доказать марксистский тезис о существовании «рабовладельческого строя» в античности, что колонат был одной из разновидностей рабовладельческих отношений. Однако все колоны были формально свободными, их зависимость от латифундистов имела совсем иной характер, чем зависимость раба от своего хозяина. В любом случае колоны не были рабами, а были свободными гражданами, и на них ни в коей мере не распространялись римские законы о рабах, которыми были четко установлены юридический статус раба, права рабовладельца и т. д.

Введение крепостного праваПереход к крепостничеству начался уже во II—III вв., когда появился новый вид рабов — casati. Владельцы поместий наделяли такого раба участком земли, причём он, живя вдали от господ более или менее самостоятельной жизнью, пользовался большими правами, чем когда бы то ни было раньше: он мог вступать в брак, ему предоставлена была фактически гораздо большая свобода распоряжаться продуктами своего труда; у него было, в сущности, собственное хозяйство. Фактически по своему положению рабы-casati были уже не столько рабами, сколько крепостными крестьянами.

Окончательно история рабства в античности завершилась с официальным введением в Римской империи крепостного права или некой его разновидности.

Законами и указами Диоклетиана и императоров IV века практически все граждане центральных и западных провинций Римской империи были прикреплены либо к определенному участку земли, либо к своему месту жительства, а также к определенной профессии, которая передавалась по наследству: сын кузнеца теперь мог стать только кузнецом, а сын торговца — только торговцем. Кроме того, и жениться теперь сын кузнеца мог только на дочери кузнеца, а сын крестьянина — только на дочери крестьянина, причем из своей деревни или местности. Фактически это означало введение крепостного права для всех или большинства жителей Римской империи, за исключением высших государственных чиновников и богатых собственников земли и недвижимости.

46.Общественный строй в Др. Риме в период республики.

Основное соц-е деление – деление на свободных и рабов.

Свободные в Риме распадались на 2 социально-классовые группы: имущественную верхушку рабовладельцев и мелких производителей.

К последним примыкала городская беднота. Правовое положение личности в Риме характеризуется 3 статусами: свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладающее всеми этими статусами имело полную правоспособность.

По статусу свободы все население Рима делится на свободных и рабов.

Полноправным м.б. только свободный. Главным источником рабства был военный плен. Широко развилась покупка рабов за границей. Рабы были гос-е и частновладельческие. 1-ми становилась большая часть военнопленных, независимо от того какое место занимал раб в производстве. Он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества как вещь.

По статусу гражданства все свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев(перегринов). Полную правоспособность м. иметь свободнорожденные Римские граждане. В среде рабовладельцев в концу 3 и началу 2 вв. до н.э. возникают привилегированные сословия- НОБИЛЕЙ и ВСАДНИКОВ. В высшее сословие входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды.

2-ое сословие(всадники), образовывались из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. 2-ой категорией свободных, не имевших прав римских граждан были перегрины. К ним относились свободные жители провинции — стран, находящейся вне Италии и завоеванных Римом, свободные граждане иностранных гос-в. Перегрины получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав избирали себе покровителей — патронов.

Статус семьи означал, что полной политической и имущественной правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи находились под его властью. Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы.

В период республики организация власти была достаточно проста.

В римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших гос-х органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Народные собрания олицетворяли демократию. Сенат и магистраты—органы реальной власти нобилитета. Существовало 3 вида народных собраний—центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивающие, благодаря своей структуре и порядку, принятие решений решений богатых рабовладельцев. Всего 5 центурий, по 70 человек от каждой. Функции: принятие законов. Избрание высших должностных лиц, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний—трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Всего 35 триб: 4 городских и 31 сельская. Сельским трудно являться на собрания.

Куриатные собрания после реформ Сервия Тулия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием 30 представителей курий—ликторов.

Народные собрания собирались по усмотрения высших должностных лиц. Голосование в них было открытое, позднее тайное.

Решения центуриатных собраний подлежали утверждению в сенате.

Важную роль в гос-м механизме играл сенат. Сенаторы(300, затем 600, затем 900 человек по числу патрицианских родов) не избирались. Функции: контроль за законодательной деятельностью центуриатных собраний, предварительное рассмотрение законопроектов, внешнеполитические полномочия(заключение мира), мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Древнем Риме именовались гос-е должности. Принципы деятельности: выборность, коллегиальность, срочность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты(кроме диктатора) избирались на 1 год. Существенное отличие римской магистратуры—иерархия должностей. Власть магистратов разделялась на высшую(imperium) и общую(potestas). Магтстратуры делились на ординарные(обычные) и экстраординарные(чрезвычайные). Консулы(в Риме избирались 2 консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Преторы появились в середине 4 века до н.э. в качестве помощников консулов. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан, а другой дела с участием иностранцев.

Избирались 2 цензора. Функции: составление списков римских граждан для распределения по трибам и разрядам+контрольные функции за нравственностью и финансами.

Существовала коллегия «двадцати шести мужей», состояла из 26 человек ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Правительство в Древнем Риме — ИСТОРИЧЕСКИЙ КРАНЧ

Первоначально Римом правили короли, первым из которых был Ромул. После того, как правили всего 7 царей, римский народ решил управлять собой, и поэтому была разработана его собственная форма правления. Несмотря на наличие устрашающей армии, поработившей тысячи людей, римское правительство было демократическим. Люди собирались вместе, чтобы обсудить, каких чиновников избрать. В римском правительстве было два консула, которые избирались главными должностными лицами. Консулы будут руководить в течение года, и если они не понравятся, они будут изгнаны на следующих выборах, однако, если они понравятся, они могут остаться на своем посту.

Среди других выборных должностных лиц римского правительства были сборщики налогов, магистраты и судьи. Эти люди работали вместе, чтобы возглавить римский народ и сохранить порядок. Существовала также специальная группа правительственных чиновников, называемых «народными трибунами», которые помогали заботиться о римской бедноте. Кроме того, существовал сенат, в состав которого входило около 600 самых знающих и мудрых людей Рима, многие из которых были из богатых и знатных семей. Сенат консультировал советников по таким вопросам, как законы, финансовые вопросы и предлагаемые разработки.

Римское правительство

Хотя решения сената отдавали предпочтение богатым в основном потому, что большинство членов сената были из богатых семей и, таким образом, могли влиять на принятие решений, низшие классы не подвергали сомнению установленный порядок. Кроме того, пока сенат был у власти, Рим рос в силе и размерах, и очень немногие люди хотели, чтобы устройство изменилось.

Юлий Цезарь

Однако, по мере того, как власть Рима возрастала, все более востребованной была должность в правительстве. В результате многие римляне стремились вступить в отношения с правительством. Однако многие из этих амбициозных людей хотели, чтобы Римом управлял один человек, а не группы выборных должностных лиц. Они хотели, чтобы Римом правил император. Юлий Цезарь – один из примеров человека, который хотел контролировать весь Рим и его империю.
 
Однако, если бы Цезарь стал единственным римским правителем и императором, это означало бы конец римской государственной системы того времени. Многие люди были против перемен, и поэтому однажды, когда Цезарь произносил речь о своей вере в единоличное правление Рима, Цезарь был убит. Однако убийство только вызвало больше проблем, потому что сторонники Цезаря начали гражданскую войну, которая оказалась очень долгой и чрезвычайно дорогой. Спустя много лет большинство римлян в конечном итоге согласились с предложенным единоличным правлением, отчасти потому, что они устали от войны, а отчасти потому, что сторонники Цезаря стали сильнее. В результате Август, племянник Цезаря, которого считали сильным правителем, стал императором в 27 г. до н.э., что ознаменовало конец Римской республики.

Римская империя управлялась автократией, что означает, что правительство состояло из одного человека. В Риме этим человеком был император. Сенат, который был доминирующей политической властью в Римской республике, сохранился, но у сената не было реальной политической власти, и поэтому он принимал мало реальных государственных решений. Римская империя характеризовалась имперской администрацией и имела иерархию магистратов и губернаторов провинций. После Августа большинство римских императоров прошли военную службу после того, как использовали свою власть в армии, чтобы стать могущественными и обеспечить свое правление.
 
Римская империя просуществовала много лет, но в 395 году нашей эры империя распалась на две части. Одна часть Рима осталась в Риме, а другая отошла к Константинополю. После этого раскола Рим потерял власть, и Западная империя распалась в 476 г. н.э. Восточная империя просуществовала почти на тысячу лет дольше, но так и не стала той силой, которой был Рим в свои дни.

Структура Республики | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Опишите политическое устройство Римской республики

Ключевые моменты

  • Конституция Римской республики представляла собой набор руководящих принципов и принципов, переданных из поколения в поколение, в основном в виде прецедентов. Конституция была в основном неписаной и некодифицированной и со временем менялась.
  • Римское гражданство было
    жизненно важным условием для обладания многими важными юридическими правами. Сенат издавал декреты, которые назывались senatus consulta , якобы «советы» сената магистрату. В центре внимания римского сената обычно была внешняя политика.
  • Существовало два типа законодательных собраний. Первыми были comitia («комитеты»), которые представляли собой собрания всех римских граждан. Вторым был concilia («советы»), которые представляли собой собрания определенных групп граждан.
  • Центуриатные комиции были собранием центурий (солдат), и они избирали магистратов, обладавших имперскими полномочиями (консулов ​​и преторов). comitia tributa , или собрание триб (граждане Рима), возглавлялось консулом и состояло из 35 триб. Они избирали квесторов, курульных эдилов и военных трибунов.
  • Диктаторов иногда избирали во время военного положения, когда конституционное правительство распускалось.

Термины

патриции

Группа семей правящего класса в Древнем Риме.

плебеи

Общая группа свободных римских граждан, которые были частью низших слоев общества.

Римский сенат

Политическое учреждение в древней Римской республике. Это был не выборный орган, а орган, члены которого назначались консулами, а затем цензорами.

Конституция Римской республики представляла собой набор руководств и принципов, переданных из поколения в поколение, в основном через прецеденты. Конституция была в основном неписаной и некодифицированной и со временем менялась. Вместо того, чтобы создать правительство, которое было в первую очередь демократическим (как это было в древних Афинах), аристократическим (как это было в древней Спарте) или монархией (как это было в Риме до и во многих отношениях после республики), римская конституция смешала эти три элемента управления в их общую политическую систему. Демократический элемент принял форму законодательных собраний; аристократический элемент принял форму Сената; а монархический элемент принял форму многих консулов ​​с ограниченным сроком полномочий.

Римское знамя SPQR. «SPQR» (senatus populusque romanus) было римским девизом, означавшим «Сенат и народ Рима».

Высшая власть Сената основывалась на уважении и престиже сенаторов, а также на прецедентах и ​​обычаях. Сенат издавал декреты, которые назывались senatus consulta, якобы «советы», переданные сенатом магистрату. На практике магистраты обычно следовали senatus consulta 9.0056 . В центре внимания римского сената обычно была внешняя политика. Однако власть Сената со временем расширилась, поскольку власть законодательных собраний уменьшилась, и в конечном итоге Сенат стал играть более важную роль в гражданском законотворчестве. Сенаторов обычно назначали римские цензоры, но во время чрезвычайных военных ситуаций, таких как гражданские войны 1 веков до н. э., эта практика стала менее распространенной, и римский диктатор, триумвир, или сам Сенат выбирал своих членов .

Курия Юлия — здание римского сената. Курия Юлии на Римском форуме, резиденция имперского сената.

Римское гражданство было жизненно важным условием для обладания многими важными юридическими правами, такими как право на суд и апелляцию, брак, избирательное право, занимать должность, заключать обязывающие контракты и пользоваться особыми налоговыми льготами. Взрослый гражданин мужского пола с полными юридическими и политическими правами назывался optimo jure . optimo jure избирали собрания, а собрания избирали магистратов, принимали законы, председательствовали на судебных процессах по делам о смертной казни, объявляли войну и мир, подделывали или расторгали договоры. Существовало два типа законодательных собраний. Первым был номер comitia («комитеты»), которые представляли собой собрания всех optimo jure . Вторым был concilia («советы»), которые представляли собой собрания конкретных групп optimo jure .

Граждане на этих собраниях были организованы далее на основе курий (семейных групп), центурий (для военных целей) и племен (для гражданских целей), и каждый собирался в свои собственные собрания. Куриатское собрание служило лишь символической цели в поздней республике, хотя собрание использовалось для ратификации полномочий вновь избранных магистратов путем принятия законов, известных как 9.0055 leges curiatae . Центуриатные комиции были собранием веков (солдат). Президент центуриатных комиций обычно был консулом, а центуриатные комиции избирали магистратов, обладавших имперскими полномочиями (консулов ​​и преторов). Он также избрал цензоров. Только центуриатных комиций могли объявить войну и ратифицировать результаты переписи. Он также служил в качестве высшей апелляционной инстанции в некоторых судебных делах.

Собрание триб, comitia tributa , под председательством консула состояло из 35 триб. Племена были не этническими или родственными группами, а скорее географическими подразделениями. Хотя он не принял много законов, comitia tributa избрал квесторов, курульных эдилов и военных трибунов. Плебейский совет был идентичен собранию триб, но исключал патрициев. Они избирали своих офицеров, плебейских трибунов и плебейских эдилов. Обычно на собрании председательствовал плебейский трибун. Это собрание приняло большинство законов, а также могло действовать как апелляционный суд.

Поскольку трибуны считались воплощением плебеев, они считались неприкосновенными. Их неприкосновенность подкреплялась клятвой, взятой плебеями, убивать любого, кто причинит вред трибуну или помешает ему в течение срока его полномочий. Таким образом, причинение вреда трибуну, игнорирование его вето или вмешательство в его действия считалось преступлением, караемым смертной казнью. Во время военного положения диктатор назначался сроком на шесть месяцев. Конституционное правительство будет распущено, а диктатор станет абсолютным хозяином государства. Когда срок полномочий диктатора закончится, конституционное правительство будет восстановлено.

Магистраты были выборными должностными лицами Римской республики. Каждый магистрат был наделен определенной степенью власти, а диктатор, если он был, обладал наивысшим уровнем власти. Ниже диктатора стояли цензоры (когда они существовали) и консулы, высшие чины рядовых магистратов. Два из них избирались каждый год и обладали высшей властью как в гражданской, так и в военной власти. Рейтинг обоих консулов ​​менялся каждый месяц, причем один превосходил другого.

Ниже консулов ​​находились преторы, которые вершили гражданское право, председательствовали в судах и командовали провинциальными армиями. Цензоры проводили римскую перепись, во время которой они могли назначать людей в сенат. Курульные эдилы были офицерами, избранными для ведения внутренних дел в Риме, которые были наделены властью над рынками, публичными играми и представлениями. Наконец, в нижней части рейтинга магистратов находились квесторы, которые обычно помогали консулам в Риме и губернаторам в провинциях с финансовыми задачами. Плебейские трибуны и плебейские эдилы считались представителями народа и действовали как народный контролер Сената, используя свое право вето, тем самым защищая гражданские свободы всех римских граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *