Государственный строй единого московского государства: Государственный строй в период образования русского централизованного государства

Государственный строй Московской Руси

Русское централизованное государство представляло собой феодальную монархию. Во главе государства стоял Великий князь. Его власть определялась заключенными с вассалами договорами, ограничивалась широкими иммунитетными правами не только князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств и подчинения их московскому великому князю его власть значительно усиливалась. Удельные князья и бояре постепенно превращались в подданных великого князя, сначала ограничившего, а затем полностью отменившего их иммунитет. Привилегии феодальной знати изымались из ее юрисдикции и переходили полностью к государственным органам. Великий князь превратился в единодержавного монарха крупнейшего государства того времени. В механизме Русского государства XV-XVI вв. великий князь был главой государства, в его руках сосредотачивалась гражданская, военная и судебная власть и управление.

Со временем московские князья не ограничиваются титулом великих князей, уже Иван Калита именует себя «великим князем всея Руси», а Иван III стал называть себя «государем всея Руси».

Официально титул «царь» утвердился в правление Ивана Грозного. С XIV в. родовое старшинство заменяется старшинством семейным, окончательно это произошло в результате «феодальной войны середины XV в. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается принцип первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между семи сыновьями.

При Иване III происходит становление важнейшего государственного института России – Боярской думы. В середине XV сложилась традиция, определявшая процедуру работы этого института. Возникло и укрепилось узкое значение самого термина «боярин», т.е. официального с момента получения пожизненного статусного ранга члена совета при великом князе.

Дума была постоянным органом, заседала регулярно, хотя регламента работы не имела. В особо важных случаях в ее заседаниях принимали участие митрополиты и другие иерархи церкви. В Боярской думе, как и во всей государственной службе, действовала система местничества. Первый разряд составляли бывшие великие князья, второй – потомки крупных удельных князей и первостепенные московские бояре, третий – бывшие мелкие удельные князья.

Решение думой вопросов в отсутствие князя должно было так или иначе предполагать его согласие. Принятое решение записывалось и скреплялось подписью дьяка. Боярская дума обсуждала, как правило, наиболее важные для государства вопросы внутренней и внешней политики, была одновременно и законодательным органом, и органом управления и судебным органом. Никакого разграничения компетенции Боярской думы и великого князя (царя) не существовало ни юридически, не фактически. Высшую власть они осуществляли совместно.

На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецким и дворцовыми ведомствами – «путями». Слово «путь» означало выгоду, доход, имущество. Существовали конюший, стольничий, сокольничий и прочие «пути» под началом «путных бояр». В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. Население этих земель подчинялось «путным боярам» и в финансово-административном, и в судебном отношениях.

Для управления вновь присоединенными землями стали создаваться «областные дворцы» – Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Они ведали разными делами: сбором податей, местной администрацией, рассмотрением земельных споров, формированием феодального ополчения и т.д. Проведенная реорганизация дворцовой системы не могла решить задачи управления централизованным государством: и дворец, и дворцовые ведомства продолжали ведать, прежде всего, хозяйством князя, дворцовыми землями и крестьянами, принадлежавшими великому князю и его семье.

В XV в. появляются такие ведомства как приказы, именуемые в первой половине XVI в. третями, а во второй половине того же века четвертями. Трети являлись следствием деления доходов с Москвы и черных московских волостей на удела между сыновьями Ивана Калиты. Эти уделы состояли в ведомстве трех московских наместников, из которых великокняжеский именовался большим.

По мере присоединения удельных княжеств к Московскому в Москве были образованы центральные судные приказы для приема, разбора и решения дел лиц, искавших судебной защиты у московского государя. Появился целый ряд дел и даже отраслей управления, которые не в силах были решить органы дворцово-вотчинного управления. Государь приказывал какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью самостоятельно. При нем создавалась канцелярия, и велось письменное делопроизводство.

В XV в. общероссийскими ведомствами становятся великокняжеские приказы Казенный и Дворцовый. В деятельности этих учреждений отчетливо проявились общегосударственные функции, связанные с взиманием и контролем над поступлением денежных и натуральных налогов и оброков, с контролем над оборотом земель, прежде всего, конфискованных и переходивших в фонд великокняжеских владений, с контролем над функционированием системы кормлений, с контролем над несением военной службы основной массой уездного дворянства. В этих учреждениях зародились великокняжеские канцелярии. В них формировались кадры управленческого аппарата – дьяков и подьячих.

В административном плане Московское великое княжество делилось на уезды – города с принадлежащими им землями. Уезды делились на станы, станы на волости. Наряду с уездами существовало деление на земли. В уезд назначались наместники, а в волости – волостели. И те и другие назначались князьями на три года. Наместник набирал себе помощников – тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместники обладали финансовыми и судебными правами, кроме того, им принадлежали полицейские и рекрутские функции. Наместничество приносило доход – «корм» – поэтому вся система управления носит название системы «кормления».

Системой кормления было недовольно поместное дворянство. Посылаемые на короткий срок кормленщики заинтересованы в решении проблем местных регионов.

Рядом с наместниками действовали губные учреждения, которые ограничивались преследованием разбойников.

Губные власти избирались на неопределенный срок, имели полицейские и судебные полномочия, в их ведении находились и тюрьмы.

В каждой волости было свое земское управление, в состав которого входили: излюбленный голова, земский дьяк, лучшие люди (целовальники или земские судьи). Земские власти избирались тягловым населением и духовенством на неопределенный срок и могли быть в любое время переизбраны. Власть земских учреждений, в отличие от губных, простиралась на эти категории населения. К компетенции земских учреждений относились финансовые дела: сбор налогов и контроль за правильным использованием натуральных повинностей.

Со второй половины XV в. выборные земские власти становятся все более деятельными участниками местного управления и суда. Общие земские власти или специально выбранные местными обществами «лучшие люди» привлекаются в суд наместников и волостелей как знатоки местных обычаев и как защитники интересов местных обществ, они должны были наблюдать за правильностью судопроизводства.

При Иване IV проводится решительная реформа местного самоуправления и суда. В ряде областей упраздняются кормления, происходит замена наместников и волостелей выборными земскими властями, «излюбленными» старостами и земскими судьями, которым поручался суд по всем делам (гражданским и уголовным) и все местное управление вообще.

Таким образом, в период со второй половины XV в. начинается расцвет земского самоуправления, когда большое внимание уделяется мнению населения, а все значимые для государства вопросы решаются при участии народных представителей посредством земских соборов.

Вопрос 10. Государственный строй и судоустройство единого Московского государства — FINDOUT.SU

Вопрос 10.  Государственный строй и судоустройство единого Московского государства

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Имя

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выберите тип работыЧасть дипломаДипломная работаКурсовая работаКонтрольная работаРешение задачРефератНаучно — исследовательская работаОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерская работаНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация статьи в ВАКПубликация статьи в ScopusДипломная работа MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Нажимая кнопку «Продолжить», я принимаю политику конфиденциальности

Государственный строй

С объединением земель складывается централизованная система управления, появляется единое правительство.

Признаки централизации: наличие центральных органов управления, замена вассальных отношений отношениями подданства, развитие общего законодательства, единая организация армии. Князь опирался на растущее дворянство, ограничивал судебные и финансово-административные права светских и духовных феодалов. Он руководил государством, издавал законы, имел судебные полномочия. Большую роль играла боярская дума. Она являлась высшим правительственным органом, туда входят представители высшей феодальной знати, им присваиваются придворные звания и думные чины. Постепенно ее состав расширяется за счет служилого боярства. Установилась практика предварительного обсуждения наиболее важных вопросов Ближней Думы, в состав которой входили приближенные к царю бояре. Казенный ведал личным имуществом великого князя, архивом, казной). Также был дворцовый, конюшенный, посольский, ямской. Наиболее крупными территориальными единицами были уезды, которые делились на станы, а последние — на волости. Уезды возглавляли наместники, волости — волостели.
В городах, которые прежде всего являлись крепостями и выполняли функцию защиты от внешнего нападения, появляется должность городчика. Постепенно городчик стал заниматься как военными, так и хозяйственными вопросами и называться городовым приказчиком.

Судоустройство

Судебник Ивана III провозглашает главным судебным органом Бояр­скую думу. Боярский суд составляла приближенная к великому князю аристократия – родовитая знать. Дьяки не только помогали боярам (путным, при­казным, думным), но и следили за правильностью судопроизводства. Суд осуществляли губные и земские учреждения. Су­дебники определяли размеры судебных пошлин, выделявшихся на содер­жание этого штата. Высшей судебной инстанцией, в которую можно было апеллировать в случае несогласия с решением суда, был великий князь, который выступал и как непосредственный судья по отношению к своей администрации и к своим слугам. В XVII в. приказы становятся высшей инстанцией для местных судов. Дела в них решались коллегиаль­но, боярином, окольничим или думным дьяком «с товарищи». Следствие и делопроизводство вели дьяки и подьячие («чернильные души»).

Вопрос 11. Общая характеристика Судебника 1497 г. Уголовное право и элементы розыскного процесса.

Судебник 1497 г.

Источники Судебника 1497 г.:

· Русская Правда.

· Псковская Судная Грамота .

· Уставные грамоты.

· Целый ряд законодательных материалов, накопившихся в Русском государстве к концу XV в.

Содержание Судебника 1497 г.:

§ Постановление о центральном суде.

§ Постановления о суде местном.

§ Постановления материального права.

§ Дополнительные статьи, посвященные различным вопросам феодального права.

В Судебнике продолжается процесс ограничения кормления, выделяется 2 вида кормления:

· С боярским судом (с правом вынесения окончательных судебных решений).

· Без боярского суда.

В Судебнике впервые начинает юридически оформляться крепостное право. Устанавливается двухнедельный переход крестьян (неделя до и после Юрьева дня).

Уголовное право по Судебнику 1497 г.

Преступление – «лихое дело». Под преступлением понимается причинение ущерба личности и государству.

Выделяются понятия:

o Заведомо лихой человек (ведомо лихой) – рецидивист либо тот, кого облиховали (обвинили) добрые люди. Наказание для заведомо лихого человека – смертная казнь.

o Добрые люди – представители феодальной аристократии.

Субъектами права являются все, включая холопов.

Основные группы преступлений:

1. Государственные преступления (наказание – смертная казнь):

§ Крамола – государственная измена.

§ Подым – агитация населения на восстание.

§ Подмёт – агитация на восстание с помощью листовок.

§ Зажигание – поджог городов и крепостей с целью сдачи неприятелю.

2. Преступления против личности:

o Убийство

a. Простое – штраф.

b. Квалифицированное – смертная казнь.

o Оскорбление словом и действием – штраф.

3. Преступления против имущества:

· Кража:

ü Простая – торговая казнь.

ü Квалифицированная – смертная казнь:

· Повторная кража.

· Кража с поличным.

· Кража из церкви.

· Кража людей с целью продажи (головная татьба).

· Кража, совершенная заведомо лихим.

· Грабеж.

· Разбой.

· Порча чужого имущества.

· Незаконное пользование чужим имуществом.

4. Преступления против суда:

· Посул (взятка) – наказывался штрафом в размере цены иска.

· Ябедничество (злостная клевета с целью обвинения в преступлении) – штраф в размере цены иска.

Система наказания:

· Смертная казнь.

· Торговая казнь (битье кнутом на торговой площади).

· Денежные взыскания.

· Цели наказания – устрашение, возмещение материального ущерба и пополнение казны.

Сохраняется состязательный процесс для всех гражданских дел и большей части уголовных. Государственные и квалифицированные преступления и наиболее тяжкие уголовные дела требовали розыскного процесса.

Россия становится унитарным государством?

Президент России Владимир Путин и губернатор Московской области Андрей Воробьев в Кремле, октябрь 2021 года. ИМАГО / СНС

Что касается вообще возможности смены власти, то, конечно, Президент является сторонником, но это не должно быть навязчивой идеей, мешающей работе.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь Кремля, 27.09.2021

27 сентября 2021 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект «Об Основах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации». Законодательство направлено на адаптацию системы государственного управления в регионах России к новой конституционной реальности, возникшей в результате принятия конституционных поправок в июле 2020 года. Основополагающим соображением закона является обеспечение дальнейшей централизации политической системы, цель, которую преследует измененная конституция. Закон призван установить единую систему государственной власти, при которой центр еще больше расширяет свой контроль над регионами.

Новый административный закон

Формальными инициаторами закон, призванный заменить старый закон об организации региональной власти, принятый в 1999 году. Этот старый закон претерпевал многочисленные поправки при президенте Владимире Путине и постепенно становился все более сложным и подробным. Изначально он предназначался исключительно как основа для развития региональных властных структур, но за последние 20 лет стал важнейшим инструментом становления и поддержания путинской вертикали власти. С помощью этого закона центр управлял регионами, определял, кто может занять пост губернатора, и расширял контроль президента над действующими лицами в регионах. Прямые выборы губернаторов регионов были отменены в 2004 году, и с тех пор губернаторы фактически назначаются президентом. После волны протестов 2011/2012 года прямые выборы были вновь введены в закон, который теперь должен быть заменен новым законодательством.

Важнейшие элементы текущего проекта, отражающие общую тенденцию к усилению централизации, можно резюмировать следующим образом: во-первых, усиливаются контрольные права президента над губернаторами. В случае неправомерного поведения Президент может вынести предупреждение или отстранить губернатора, а в случае утраты доверия отстранить его или ее от должности. В старом законодательстве были определены потенциальные основания для утраты доверия, такие как подозрение в коррупции или нарушении закона, но в новом законе эти конкретные положения отсутствуют. Президент может, по сути, отозвать свое доверие в любое время без видимых причин и может уволить действующего президента региона. Таким образом, Москве станет значительно проще отстранить от должности неугодных или своенравных губернаторов.

Во-вторых, губернаторы будут интегрированы в единую систему государственной власти и будут выполнять функции одновременно и региональных, и федеральных чиновников. В соответствии с конституцией регионы и их руководство в настоящее время образуют самостоятельную единицу в рамках российской федеральной системы. Однако новый «федеральный» компонент их должностных инструкций означает, что губернаторы будут юридически связаны правилами, применимыми к федеральным чиновникам, и, таким образом, будут подчиняться центру.

В-третьих, текущая законодательная инициатива способствует унификации политического ландшафта на субнациональном уровне в российском многонациональном государстве. В настоящее время регионы имеют разные сроки для своего высшего политического поста, некоторые из которых являются продуктом истории. Есть губернаторы, главы администрации и главы (по-русски) областей, республик и других субъектов федерации. Татарстан — единственная оставшаяся республика, лидер которой официально известен как президент. Новый закон призван положить конец этой мешанине сроков – отныне все региональные руководители именуются главами. Использование слова «президент» категорически запрещено. Это призвано завершить процесс полного подчинения Татарстана — некогда самого влиятельного региона России, много лет согласовывавшего с центром особые условия.

Морковка губернаторам

Как отреагируют на законопроект региональные элиты? Масштабное противостояние в настоящее время маловероятно. Во-первых, региональные губернаторы уже прочно интегрированы в вертикаль власти, прежде всего неформальным путем. Закон просто институционализирует статус-кво в путинской системе. А во-вторых, федеральный центр придерживается классической стратегии «кнута и пряника» в отношениях с регионами. Чтобы заручиться поддержкой губернаторов, Путин сделал им предложение, от которого они не могут отказаться: губернаторы принимают инициативу центра по ограничению свобод и полномочий регионов, а взамен обнуляются их нынешние сроки полномочий и учитывая возможность остаться у власти еще на несколько лет. Это обнуление (по-русски «перезагрузка») — популярный инструмент, используемый Кремлем для обеспечения лояльности региональных власть имущих. В прошлом эти перезагрузки совпадали с отменой прямых выборов губернаторов в 2004 году, а также сопровождали их повторное введение в 2012 году. На этот раз обнуление губернаторов символически следует за перезагрузкой собственных сроков полномочий Путина. Ключевое отличие, однако, в том, что для губернаторов не предусмотрено никакого верхнего предела: они могут баллотироваться сколько угодно раз. Кроме того, срок полномочий губернатора будет увеличен до пяти лет по всей стране (ранее во многих регионах он составлял «всего» четыре года).

Больше всего от обнуления выиграют губернаторы регионов, у которых уже начался второй и, следовательно, по старому законодательству последний срок полномочий. Среди них такие политические тяжеловесы, как мэр Москвы Сергей Собянин, действующий губернатор Московской области Андрей Воробьев, глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и президент Татарстана Рустам Минниханов. Отменив максимальное количество раз, которое лидер может занимать пост, Москва убивает двух зайцев одним выстрелом: она обеспечивает лояльность губернаторов на будущее и, в свете запланированного переизбрания Путина в 2024 году, не должна беспокоиться об их преемниках, особенно в политически сложных регионах, упомянутых выше.

Что теперь происходит ?

Будет ли принят закон в его нынешнем виде? Это еще предстоит выяснить. Парламент Татарстана, например, уже высказался против закона. У региональных элит будет возможность в ходе законотворческого процесса кое-где повозиться с формулировками, хотя более радикальные поправки или даже провал закона кажутся маловероятными. Всегда принимались законы о реализации конституционных поправок, ранее внесенных Клишасом и Крашенинниковым.

По существу продолжается нарастающая тенденция к централизации Российского государства. Хотя федеративное устройство закреплено в Конституции России как фундаментальный принцип с оговоркой о бессрочности, в действительности этот принцип сильно ослаблен неформальной иерархической административной практикой и тем самым формальным изменением обычного законодательства. Таким образом, Москва заручается поддержкой региональных элит, делая целевые уступки. Россия остается федерацией без федерализма. Тем не менее, несмотря на централистские и персоналистские черты путинского режима, он (пока) не является унитарным государством.


Stanislav Klimovich is a research associate at the Institute   for   East European Studies, Freie Universität Berlin, and a lecturer in Russian politics at the University of Potsdam.

Нарушенная Конституция России | Wilson Center

BY WILLIAM POMERANZ

Конституция Путина готова стать законом страны. Хотя новый коронавирус и последовавший за ним экономический спад серьезно подорвали популярность Путина, исход предстоящего конституционного плебисцита, похоже, предрешен. Действительно, копии пересмотренной конституции поступили в московские книжные магазины задолго до официальных результатов голосования 1 июля.

Главный бенефициар, конечно же, Владимир Путин, который теперь может рассчитывать еще на два срока и 16 лет непрерывного пребывания у власти. Однако в процессе он внес некоторые фундаментальные противоречия в конституцию, которые серьезно ограничивают ее способность служить заявлением об основополагающих правовых принципах. Это может не беспокоить Путина, который всегда полагался на очень персонализированную систему правления. Тем не менее, эти изменения идут вразрез с первоначальной попыткой российской конституции 1993 года — пусть и амбициозной — создать более демократическую и правовую страну.

На самом деле путинские поправки означают возврат к советской практике, когда высший закон страны был во многом декоративным и оторванным от реальной системы управления. Такое замечание никоим образом не следует рассматривать как безоговорочное одобрение конституции 1993 года. Конституция Бориса Ельцина родилась в результате насилия и политического истощения, в конечном итоге сохранив сильную прогосударственную ориентацию, которую Путин свободно использовал в течение двух десятилетий своего пребывания у власти. Тем не менее, при всех своих недостатках, это была и самая либеральная конституция в истории России.

Несоответствия в конституционных поправках Путина 2020 года проистекают из требования первоначальной Конституции 1993 года о том, что ее первые две главы, которые касаются основ конституционного строя и прав и свобод граждан России, соответственно, могли быть пересмотрены только через конституционное соглашение. Путин явно не собирался созывать такое собрание. Вместо этого он втиснул более 200 изменений в последующие главы, несмотря на то, что эти изменения открыто подрывали и противоречили неизмененным основным руководящим принципам документа.

Конфликты теперь многочисленны и глубоки. Конституция 1993 г. определила носителем суверенитета многонациональный народ Российской Федерации. Поправка теперь называет русский язык языком «государствообразующего народа», тем самым возвышая этнических русских в том, что теоретически было равноправным и многоэтничным населением. Статья 15, часть 4, сделала общепризнанные принципы и нормы международного права неотъемлемой частью российского права. Однако теперь поправки позволяют Конституционному суду отклонять любое решение международного суда, если оно противоречит Конституции Российской Федерации, что является явным нарушением его обязанностей как члена Совета Европы.

Зарождающееся разделение властей в Российской Федерации, которое изначально никогда не было сильным, теперь полностью скомпрометировано поправками 2020 года. В частности, по инициативе президента любой высокопоставленный федеральный судья может быть отстранен от должности Советом Федерации. Высший суд России еще больше втянулся в политику; согласно поправкам, если законодательный орган отменит президентское вето, президент может обратиться в Конституционный суд за определением конституционности закона. Возможности Думы назначать премьер-министра технически расширены. Однако независимость правительства была уменьшена из-за того, что исполнительная власть — теоретически автономная ветвь власти — находилась под общим руководством президента.

Список противоречий можно продолжить. Некоторые поправки значительно расширили социальные права и придали им большее значение без соответствующего усиления гражданских прав. Статья 12 конституции 1993 года первоначально провозглашала, что местное самоуправление будет независимым, однако, согласно путинским реформам, такие местные институты теперь будут объединены в единую систему публичной власти, определение которой будет принято позднее. Создание светского государства теперь было изменено, чтобы подчеркнуть историческое влияние предков России, особенно их веру в Бога. 1993 Конституции далее провозглашалось, что в России не будет официальной идеологии, но консервативные ценности Путина теперь получили конституционное одобрение, в первую очередь определение брака как союза между мужчиной и женщиной.

В целом поправки затрагивают примерно 60 процентов Конституции, оставляя после себя более беспорядочное и бессвязное изложение высшего закона России. Если и есть что-то неизменное в российской конституционной мысли, так это необходимость отстаивать национальное единство и целостность государства. Этот принцип привел к Основным законам 19 века.06 («единое и неделимое государство»), проложил себе путь через союз «советских» народов при коммунизме и в конечном итоге был включен в конституцию 1993 года и ее «единую систему государственной власти». Поправки Путина укрепляют эту давнюю норму, признавая превосходство российского государства как вытекающее из исторической идеи «государственного единства». И все же, как показывает российская история, этот принцип в первую очередь служил предлогом для сохранения статус-кво при одновременном нанесении ударов как по инакомыслию, так и по этническим меньшинствам.

Конституционное наследие Путина теперь состоит в превращении ошибочного, но перспективного документа в оборонительный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *