Горький псевдоним – Максим Горький — Википедия

Горький Максим - это... Что такое Горький Максим?

ГО́РЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19—20 столетий (т. н. «Серебряного века (см. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК)») и советской литературы.
Происхождение, образование, мировоззрение
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840—1871) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842—1879) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение))и материализма И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)до позитивизма Ж. М. Гюйо (см. ГЮЙО Жан Мари), романтизма Дж. Рескина (см. РЕСКИН Джон)и пессимизма А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур). В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова (
см.
ЛАВРОВ Петр Лаврович)стояли книги Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард), М. Штирнера (см. ШТИРНЕР Макс)и Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих).
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич), 1912).
Ранний Горький (1892—1905)
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко (
см.
КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович), опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) и Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич).
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным (см. ЛЕНИН Владимир Ильич). Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905—07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» (см. ЗНАНИЕ (книгоиздательское товарищество)) и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) в Московском художественном театре (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР)(1902; играли Станиславский, В. И. Качалов (см. КАЧАЛОВ Василий Иванович), И. М. Москвин (см. МОСКВИН Иван Михайлович), О. Л. Книппер-Чехова (см. КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна) и др.). В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
Между двух революций (1905—1917)
После поражения революции 1905—1907 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913—1914), «В людях» (1915—1916), цикл рассказов «По Руси» (1912—1917). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским (
см.
ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич)и А. А. Богдановым (см. БОГДАНОВ Александр Александрович) проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна (см. МАНН Томас), Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»
Годы эмиграции (1917—28)
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь» (см. НОВАЯ ЖИЗНЬ (газета меньшевиков)); 1917—1918; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин (
см.
ЗАМЯТИН Евгений Иванович), А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович), В. Б. Шкловский (см. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович)и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература» (см. ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА), открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш (см. ФОРШ Ольга Дмитриевна) «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина (см. ФЕДИН Константин Александрович) «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 гг. Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович), В. В. Ивановым (см. ИВАНОВ Всеволод Вячеславович), А. А. Фадеевым (см. ФАДЕЕВ Александр Александрович), И. Э. Бабелем (
см.
БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович) и др.) Написал цикл «Рассказы 1922—24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925—1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х гг.
Возвращение
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник, он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia» (
см.
АКАДЕМИЯ (издательство)), книжные серии «История фабрик и заводов» (см. ИСТОРИЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ), «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба» (см. ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА), а также Литературный институт (см. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ), затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР (см. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР), созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

dic.academic.ru

Ответы@Mail.Ru: как все-таки звали Горького?

Пешков его звали, Пешков 🙂

Алексей Максимович

По-моему, Алексей Максимович Пешков

сначала алекс звали, потом макс. а че?

псевдоним Максим Горький, а звали А, М. Пешков

Максим Горький - творческий псевдоним. Алексей Максимович Пешков. ich.

ГОРЬКИЙ, МАКСИМ (наст. имя – Алексей Максимович Пешков) (1868–1936), русский писатель. Родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние оказала на него бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная попытка поступить в Казанский университет, смерть бабушки, безответная любовь, разброд в мыслях и нищета привели его к попытке самоубийства 25 декабря 1887.

<a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Горький,_РђР» ексей_Максимович" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Горький,_РђР» ексей_Максимович</a> Псевдонимом взят был Максим Горький. Позже сам писатель часто ставил на титул свои настоящие имя и отчество, но никогда не использовал реальную фамилию. Так и повелось - что-то выходит под полным псевдонимом, что-то - под частичным. Инициалы, впрочем, не так важны, этого писателя перепутать ни с кем невозможно - других настолько известных Горьких в русской литературе нет. В отличие от Толстых, скажем ).

Госпожа Elena Sycheva дала исчерпывающий и правильный ответ. Хотел бы только добавить, что это - не единственный случай такого рода. Может быть, не все помнят (а может, и не все знали) , что псевдонимом Владимира Ильича Ульянова был Н. Ленин, именно так он подписывал свои работы. А потом, когда большевики пришли к власти и скрываться стало незачем, он тоже "смешал" настоящее имя с псевдонимом и вошел в историю как Владимир Ильич Ленин. Покопаться, так может, еще найдутся такие "смешанные" имена.

touch.otvet.mail.ru

Горький Максим - это... Что такое Горький Максим?


Горький Максим
(наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков; 1868–1936) – рус. писатель, публицист. Рано потеряв отца, начал тяжкую жизнь «в людях», служил «мальчиком» при магазине, посудником на параходе, учеником в иконописной мастерской. Бедствуя, работал грузчиком, пекарем и т. д. Участв. в нелегальных кружках. Пс. «Горький» был придуман неслучайно, ибо темы его ранних произв. были навеяны горькой действительностью рус. жизни кон. ХIХ в. По словам С. Маршака, «это имя как бы говорило о горькой судьбе, родственной многим судьбам в России, и в то же время оно звучало, как протест, как вызов, как обещание говорить горькую правду». Опубл. рассказ «Макар Чудра» (1892), сб. «Очерки и рассказы» (т. 1–3, 1898—99), ром. «Мать» (1906—07), пьесу «На дне» (1902), цикл рассказов «По Руси» (1912—17). В публицистич. кн. «Несвоевременные мысли» (отд. изд. 1918) резко критиковал взятый В.И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автор автобиографич. трилогии: «Детство» (1913—14), «В людях» (1915—16), «Мои университеты» (1922), пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), незавершенного ром. – эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (т. 1–4, 1925—36). За границей (1921—31) и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетич. принципов сов. лит-ры (в т. ч. теории социалистич. реализма).

Энциклопедический словарь псевдонимов. С. Колосова. 2009.

  • Горская Розалия Григорьевна
  • Горянский Валентин Иванович

Смотреть что такое "Горький Максим" в других словарях:

  • Горький, Максим — псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.). {Брокгауз} Горький, Максим (наст. фам. Пешков, Алексей Максим.), известный беллетрист, р. 14 марта 1869 в Нижн. Новгороде, с. обойщика, подмастерье малярного цеха. {Венгеров} … …   Большая биографическая энциклопедия

  • Горький Максим — Горький, Максим литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился в Нижнем Новгороде 14 марта 1868 г. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.… …   Биографический словарь

  • Горький Максим — (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник… …   Большая советская энциклопедия

  • Горький Максим — (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография • На дне , 1902 *) • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) • Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Горький Максим — (псевд.; наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868 1936), рус. сов. писатель, основоположник лит ры социалистич. реализма. Был активным пропагандистом творчества Л., содействовал изданию его соч. в изд ве «Всемирная литература». В 1919 Г …   Лермонтовская энциклопедия

  • ГОРЬКИЙ Максим — (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868 1936) русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник Очерки и рассказы (т. 1 3, 1898 99), где носителями новой, свободной морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Горький Максим —       (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868 1936), писатель, общественный деятель. Впервые приехал в Петербург в 1899. Был восторженно встречен петербургской литературной публикой. В 1900 вступил в книгоиздательское… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Горький Максим — настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков (1868 1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1 3, 1898 99), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) …   Энциклопедический словарь

  • ГОРЬКИЙ Максим — (наст. имя Алексей Максимович Пешков) МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868 1936), русский писатель. Родился 28 марта 1868 в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние оказала на него бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная… …   Энциклопедия Кольера

  • Горький Максим — Памятник М. Горькому. Памятник М. Горькому. Санкт Петербург. Горький Максим (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868—1936), писатель, общественный деятель. Впервые приехал в Петербург в 1899. Был восторженно встречен… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ГОРЬКИЙ Максим — (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868—1936), русский советский писатель, родоначальник советской литературы, общественный деятель. Участник революц. движения в России. Первый пред. правления СП СССР. Ром. «Фома Гордеев» (1899),… …   Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Том 17. Письма. Август 1927 - май 1928, Горький Максим, В 17 том полного собрания сочинений Максима Горького вошли его письма за август 1927 г. - май 1928 г. Издание дополнено примечаниями, аннотированным указателем имен и названий, а также… Категория: Биографии, мемуары и беллетристика Серия: Звери и птицы Издатель: ИМЛИ РАН, Производитель: ИМЛИ РАН, Подробнее  Купить за 3185 грн (только Украина)
  • М. Горький. Полное собрание сочинений в 24 томах. Том 14. Письма. 1922 - май 1924, Горький Максим, Полное собрание сочинений М. Горького в 24 томах. В данном томе представлены письма. ISBN:978-5-02-036261-1, 5-02-011192-9… Категория: Биографии, мемуары и беллетристика Серия: Звери и птицы Издатель: Наука, Производитель: Наука, Подробнее  Купить за 2309 грн (только Украина)
  • М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Том 15. Письма. Июнь 1924 - февраль 1926, Горький Максим, Полное собрание сочинений М. Горького в 24 томах. В данном томе представлены письма июнь 1924 - февраль 1926 гг. ISBN:978-5-02-037367-9… Категория: Биографии, мемуары и беллетристика Серия: Звери и птицы Издатель: Наука, Производитель: Наука, Подробнее  Купить за 1673 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Горький Максим» >>

dic.academic.ru

Горький, Максим

Максим Горький (1868-1936) является одним из самых знаменитых русских писателей. 5 раз его номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Еще с конца XIX века в своих произведениях Горький поднимал вопросы революционного изменения общества, он находился в явной оппозиции к царизму и симпатизировал социал-демократам. Революцию писатель встретил с недоверием, однако в итоге вернулся из-за границы и последние годы стал прижизненным классиком советской литературы.

Знакомство с Горьким у нас происходит еще со школы. Мы читаем повести «Детство» и «В людях», учим фрагмент «Песни о буревестника», взрослыми читаем «Жизнь Клима Самгина». Трудно переоценить культурное влияние Максима Горького на жизнь советских людей. Его именем назвали город, заводы, корабли, парки, кинотеатры. Но образ писателя был далеко не однозначным.

Миф о нем начал создаваться еще до революции, а советская власть только утвердила его, канонизировав Горького. Уже в годы перестройки критики пересмотрели отношение к нему. Подлинная же фигура Горького стала размываться под напором двух антагонистических подходов. О самых спорных моментах биографии писателя, которые и легли в основу мифов о нем, мы и поговорим.

Горький - настоящая фамилия писателя. Алексей Пешков начал печататься под псевдонимом Максим Горький с 1892 года. Тогда в тифлисской газете «Кавказ» появился его рассказ «Макар Чудра». Но появился этот псевдоним неслучайно. Отец писателя обладал острым языком, его поэтому прозвали Горький. Проживая в Тифлисе, Алексей Пешков познакомился с революционером Калюжным. Тот, пройдя каторгу и работая на железной дороге, помог начинающему писателю взглянуть на себя серьезно. Калюжный и посоветовал Пешкову взять псевдоним Горький, который соответствовал бы острой социальной направленности произведений.

Горький - единственный псевдоним Пешкова. Начиная работать в Самаре провинциальным газетчиком, Алексей Пешком пользовался псевдонимом Иегудиил Хламида. Под этим именем выпускались первые фельетоны писателя, где основной темой была эксплуатация трудового человека.

Горький был незначительный писателем. Известна цитата Владимира Набокова: «Художественный талант Горького не имеет большой ценности». Писатель называл дар своего коллеги убогим, отказывал ему в интеллектуальном размахе. Да и Мережковский в своей работе «Чехов и Горький» считал, что больше пары слов тот не заслуживает, а его поэзию следует снисходительно забыть. Другой явный обладатель литературного вкуса, Иван Бунин, в своей работе «Горький» 1936 года отмечал беспримерную незаслуженность мировой славы коллеги и обвинял даже в фальсификации своей биографии. Однако это далеко не единственные авторитетные отзывы о творчестве Горького. Немало знаменитых современников признавались ему в любви, восхищались талантом. Чехов называл его талант «настоящим и залихватским», Блок величал «русским художником». Всегда сдержанный и язвительный Ходасевич отметил «высокую пробу» писателя. Марина Цветаева в ответ на присуждение Бунину Нобелевской премии написала, что считает куда более достойного этой награды Горького, ибо тот больше, своеобразнее и человечнее. По мнению поэтессы Бунин являлся концом эпохи, тогда как Горький ее всю олицетворял.

Горький создал соцреализм. В советском литературоведении развитие реализма проходило от критических форм Пушкина, Гоголя, Толстого до социалистической. Такой художественный метод считался официальным и единственно верным для советского искусства. И если последним представителем критического реализма считался Чехов, то Горького назвали создателем социалистического реализма и всей советской литературы. Классическими образцами считались пьеса «Враги» (1906) и роман «Мать» (1906). Но сама теория социалистического реализма оформилась полностью лишь в 1930-е годы, тогда же и была выстроена генеалогия произведений с Горьким в ее основе. А ведь его классический роман был написан еще за 30 лет до этого, да к тому же в Америке, вдалеке от Родины. Сам Горький считал ту поездку неудачной, чем и объяснил недостатки своей книги. Современные исследователи творчества писателя считают, что в основе его идеологии лежал вовсе не марксизм, как это представляли советские литературоведы, а идея создания нового человека и мира. Да и последнее произведение Горького, незавершенная «Жизнь Клима Самгина», даже в Большой Советской энциклопедии причислена к критическому реализму.

Горький боролся с социальной несправедливостью. Не вызывает сомнений факт неприятия писателем современного миропорядка. Но бунтарство его было не только социальным. Даже критик творчества Горького, Мережковский, указывал на метафизический, богоборческий взгляд на проблему. По его мнению, Чехов и Горький стали пророками, но не в общепринятом смысле. Писатели благословили то, что хотели проклясть и прокляли то, что хотели благословить. Они пытались показать, что человеку Бог не нужен, он сам им является, но из произведений становится понятно, что человек становится зверем и скотом, а то и хуже. Горькому были близки идеи русского космизма, он боролся со смертью, как с абсолютным злом, пытаясь ее преодолеть путем бессмертия и воскрешения. Умирая, писатель в бреду произносил, что яростно спорит с Богом. Бунт писателя касался самих основ мироздания, жизни и смерти. Это было намного выше, чем просто изменение общественного устройства. Сказка в стихах «Девушка и смерть» (1892) заставила даже Сталина заявить, что это произведение сильнее «Фауста».

Горький являлся антимодернистом. Горького называют противником модернизма и декаданса, проповедником реализма. Но данный образ быстро рассыплется, если посмотреть на настоящее место писателя в творческих процессах Серебряного века. В ранних рассказах Горького присутствует богоискательство, ницшеанство, что вполне гармонирует с русскими тенденциями модернизма, волновавшими умы на рубеже XIX-XX веков. О пьесе «На дне» Анненский писал в 1906 году, что Горький предстает самым ярким русским символистом после Достоевского. Реалистичность творчества иная, нежели у Гончарова или Островского. Читая Горького, любая будничная обстановка предстает иллюзией или сном. Даже миф о своей жизни, созданный самим писателем, может быть воспринят, как символ жизнетворчества. Да и Горький был близок со многими модернистами, что заставляет скептично смотреть на традиционный советский подход к его творчеству. Природу искусства писателя лучше всего описал Владислав Ходасевич. Этот видный представитель русского модернизма несколько лет был близким другом Горького.

Горький дружил с Лениным. Разве мог великий пролетарский писатель не дружить с буревестником революции Лениным? На свет появилась легенда о близости двух мощнейших фигур. Ее визуализировали многочисленные скульптуры, картины и даже фотографии. На них видны беседы вождя с создателем социалистического реализма. Но после революции политическое положение писателя было уже неоднозначным, он потерял свое влияние. В 1918 году Горький оказался в Петрограде в двусмысленной ситуации, начав писать критические по отношению к новой власти очерки «Несвоевременные мысли». В России эта книга была издана только в 1990 году. У Горького образовалась вражда с Григорием Зиновьевым, влиятельным председателем Петроградского совета. Из-за этого Горький уехал пусть в почетную, но ссылку. Официально считалось, что Ленин настоял на лечении классика за границей. В послереволюционной жизни писателю места не нашлось. С такими взглядами и деятельностью ему грозил арест. Но помог появиться этому мифу и сам Горький. В своем биографическом очерке «Ленин» он довольно сентиментально описал свою дружбу с вождем. Познакомились Ленин с Горьким еще в 1905 году, быстро сблизившись. Однако затем революционер стал отмечать ошибки и колебания писателя, пытаясь бороться за него. Горький иначе смотрел на причины Первой мировой войны, не мог желать поражения в ней своей стране. Ленин полагал, что виной тому - эмиграция и ослабшие связи с Родиной. В 1918 году писатель публикуется в газете «Новая жизнь», которая открыто критикуется «Правдой» и именуется мелкобуржуазной. Ленин стал видеть в Горьком временно заблуждающегося товарища.

У Горького была взаимная неприязнь к Сталину. Последний период жизни Горького прошел в Советской России. Эти годы обросли легендой, став идеологической основой. Уже в наше время появились слухи, что писателя жестко контролировали чекисты, что ему угрожал Сталин и в итоге уничтожил сперва его сына, а потом и самого Горького. Однако факты говорят о другом. Горький искренне приветствовал сталинизм, а отношения с самим лидером страны были по меньшей мере нейтральными. В Советском Союзе писатель увидел, какими методами пользуются большевики для переделки человека. Эта государственная лаборатория литератора восхитила. Проживая в эмиграции, Горький смущался и тяготился таким своим положением. Почему он, буревестник революции, оказался ей не нужен? Горький хотел лично принимать участие во всех событиях на Родине. Тем более вскоре Сталин уничтожил врага писателя, Зиновьева. Это позволило Горькому вернуться, заняв влиятельное место культурного лидера. Такого положения ему даже Ленин не давал. А личность Сталина писателю нравилась, он льстил ему не только в официальных речах. Писатель и политик нужны были друг другу. Сталин по каналам НКВД давал Горькому все необходимое, а тот своей поддержкой легимитизировал его действия.

Максим Горький был убит. 27 мая 1936 годы при посещении могилы сына писатель простудился и заболел. Смерть наступила через 3 недели, 18 июня. Гроб великого русского писателя несли в том числе Молотов и Сталин. Но уже в ходе Третьего Московского процесса в убийстве сына Горького обвинили Генриха Ягоду. Тот в своих показаниях признался, что убил и самого писателя, по приказу Троцкого. В заговоре участвовали и секретарь Горького, а также известные врачи. Ягода долго пытался поссорить литератора со Сталиным, а когда ему не удалось это, то совершил убийство. Заговорщики боялись, что в случае смерти вождя авторитетный писатель может не поддержать их. Позже появились версии, по которым приказ убить Горького отдавал сам Сталин или же он просто послал в подарок отравленные конфеты. Но это кажется явным преувеличением - писатель сладкое не любил, раздавая его гостям. Да и убедительных свидетельств этому мифу нет. Разве можно верить показаниям, данным под пытками? Но сама легенда оказалась выгодной Сталину, она помогла ему расправиться с политическими конкурентами. А разоблачители Сталина легко вписали Горького в число жертв режима.

Горький любил русских крестьян. Этот образ быстро рушится, если узнать, как пролетарский писатель относился к деревне и русскому крестьянству. Их он попросту ненавидел! Горький считал, что в крестьянине собраны все наихудшие черты человеческой натуры: лень, глупость, ограниченность, приземленность. Любимый тип писателя, босяк, родом как раз из этой среды, возвышался над ней и всем своим дальнейшим существованием отрицал. В рассказе «Челкаш» столкнулись старый волк, пьяница и ловкий вор Челкаш с трусливым, слабым и ничтожным крестьянином Гаврилой. Картина показательная. Горький писал, что полудикие, глупые и тяжелые люди деревень вымрут, на смену им придет новое племя, грамотное, разумное и бодрое. И оно должно отличаться от милого и симпатичного народа, будучи деловым и неравнодушным лишь к своим потребностям.

Горький был антисемитом. Евреи были как раз образцом того самого нового народа, в котором должны слиться воедино разум, деловитость и трудолюбие. Об этой замене классического русского крестьянства Горький как раз и писал. Еврейская тема вообще занимает важное место в его творчестве, он всегда защищал этот народ и жестко выступал против антисемитов. Горький говорил, что на пути человека к прогрессу евреи протестовали против всего грязного и низкого, против насилия, пошлости и духовного невежества. Уже в Самаре в 1895-1896 годах Горький стал знаменитостью. Для Самары начинающий писатель был странным человеком. Его таланта никто не видел. Знакомые его были образованными людьми, из дворян. Горький же относительно них был действительно «из народа». Даже на фотографии времен «Самарской газеты» писатель изображен с палкой и в сапогах. К нему и относились соответствующим образом. Уже в советское время появился этот миф. Но когда в Самаре стали ставить пьесы Горького мало кто помнил, что он тут вообще жил тут. Один из приятелей писателя, Александр Смирнов, решил сделать на этой почве творческую карьеру. Его воспоминания о Горьком - единственное, что печаталось. Писатели в Самаре составили список людей, с которыми общался Горький. За них были написаны мемуары, раскрывающие жизнь и характер классика.

Горький был всегда бедным. Советская пропаганда превозносила Горького, как пролетарского писателя из народа, познавшего с детства нужду и лишения. Однако Алексей Пешков родился в небедной семье. Его отец был управляющим пароходной конторы, мать была дочерью богатого купца. Родители Горького умерли рано, он стал богатым наследником. Жил он явно не одними гонорарами. Писатель Леонид Андреев ругал своего коллегу, который, прикидываясь пролетарием, льнул к богатым и путешествовал, как принц. Поэтесса Гиппиус вспоминала, как в 1918 году Горький скупал у голодающих старинные ценные вещи. Он не был чужд материального благополучия. Да и жизнь за границей всегда требовала немалых средств.

Горький был пламенным большевиком. Хотя писатель и позиционировался, как яростный революционер, вскоре после событий октября 1917 года он уже критиковал своих недавних друзей. Горький писал, что Ленин и Троцкий отравились ядом власти, попирая демократические свободы. В беседах писатель предрекал скорое уничтожение коммунистов восставшими крестьянами. Но вскоре судьба сделала Горького новым трибуном режима.

У Горького было однозначное отношение к религии. Был ли писатель действительно воинствующим безбожником? На протяжении всей своей жизни Горький не прекращал попыток обрести духовный путь. Он много общался со священниками, вместе с Толстым помог уехать на запад христианам-молоканам. Но сам к религии писатель так и не пришел. В 1929 году Горький заявил, что в любви верующих есть только ненависть к людям. Писатель подписал письмо с просьбой уничтожить Храм Христа Спасителя. Да и христианское смирение было чуждо литератору, он писал, что никогда ни в чем не собирался каяться.

Горький был толерантен к геям. В ближайшем окружении писателя были и гомосексуалисты. В той творческой среде это явление процветало (Мейерхольд, Эйзенштейн). При этом писатель никакой толерантности к гомосексуалистам не проявлял. На страницах «Правды» и «Известий» он открыто называл явление социально преступным и наказуемым, заявлял, что на нем зиждется фашизм.

Горький не причастен к сталинским репрессиям. При всех заслугах Горького в области литературы нельзя забывать и о его роли в репрессиях режима. Именно писатель являлся автором объемной книги о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Там Горький восхищается, как из бывших врагов пролетариата появились на свет квалифицированные рабочие. Писатель открыто восторгался исправительно-трудовой политикой страны. Всемирно известной личности верили. Поездка Горького на Соловки в 1929 году помогла убедить Запад покупать лес в СССР. На положение заключенных писатель предпочел не обращать внимания.

Популярные мифы

Популярные факты

Популярные советы

Популярные сленг

www.molomo.ru

Читать книгу Алексей Максимович Пешков, псевдоним Максим Горький Максима Горького : онлайн чтение

Максим Горький
Алексей Максимович Пешков, псевдоним Максим Горький

Родился 14 марта 1868 года в Нижнем Новгороде1
  Как документально установлено, М. Горький родился 16 марта 1868 года – Ред.

[Закрыть]. Отец – сын солдата, мать – мещанка. Дед со стороны отца был офицером, разжалован Николаем Первым за жестокое обращение с нижними чинами. Это был человек настолько крутой, что мой отец с десятилетнего возраста до семнадцати лет пять раз бегал от него. Последний раз отцу удалось убежать из семьи своей навсегда, – он пешком пришёл из Тобольска в Нижний и здесь поступил в ученики к драпировщику. Очевидно, у него были способности и он был грамотен, ибо уже двадцати двух лет пароходство Колчина (ныне Карповой) назначило его управляющим своей конторой в Астрахань, где в 1873 году он и умер от холеры, которой заразился от меня. По рассказам бабушки, отец был умный, добрый и очень весёлый человек.

Дед со стороны матери начал свою карьеру бурлаком на Волге, через три путины был уже приказчиком на караване балахнинского купца Заева, потом занялся окраской пряжи, разжился и открыл в Нижнем красильное заведение на широких началах. Вскоре он имел в городе несколько домов и три мастерских для набойки и окраски материи, был выбран в цеховые старшины, служил в этой должности три трёхлетия, после чего отказался, оскорблённый тем, что его не выбрали в ремесленные головы. Он был очень религиозен, до жестокости деспотичен и болезненно скуп. Жил девяносто два года и за год перед смертью сошёл с ума, в 1888 году.

Отец и мать обвенчались <самокруткой>, ибо дед не мог, конечно, выдать свою любимую дочь за безродного человека с сомнительным будущим. Мать моя на мою жизнь никакого влияния не имела, ибо, считая меня причиной смерти отца, не любила меня и, вскоре выйдя замуж второй раз, уже совершенно сдала меня на руки деда, который и начал моё воспитание с псалтири и часослова. Потом, семи лет, меня отдали в школу, где я учился пять месяцев. Учился плохо, школьные порядки ненавидел, товарищей тоже, ибо всегда я любил уединение. Заразившись в школе оспой, я кончил учение и более уже не возобновлял его. В это время мать моя умерла от скоротечной чахотки, дед же разорился. В семье его, очень большой, так как с ним жили два сына, женатые и имевшие детей, меня никто не любил, кроме бабушки, изумительно доброй и самоотверженной старухи, о которой я всю жизнь буду вспоминать с чувством любви и уважения к ней. Дядья мои любили жить широко, то есть много и хорошо пить и есть. Напившись, обыкновенно дрались между собой или с гостями, которых у нас всегда бывало много, или же били своих жён. Один дядя вколотил в гроб двух жён, другой – одну. Иногда и меня били. Среди такой обстановки о каких-либо умственных влияниях не может быть и речи, тем более, что все мои родственники – народ полуграмотный.

Восьми лет меня отдали <в мальчики> в магазин обуви, но месяца через два я сварил себе руки кипящими щами и был отослан хозяином вновь к деду. По выздоровлении меня отдали в ученики к чертёжнику, дальнему родственнику, но через год, вследствие очень тяжёлых условий жизни, я убежал от него и поступил на пароход в ученики к повару. Это был гвардии отставной унтер-офицер, Михаил Антонов Смурый, человек сказочной физической силы, грубый, очень начитанный; он возбудил во мне интерес к чтению книг. Книги и всякую печатную бумагу я ненавидел до этой поры, но побоями и ласками мой учитель заставил меня убедиться в великом значении книги, полюбить её. Первая понравившаяся мне до безумия книга – <Предание о том, как солдат спас Петра Великого>. У Смурого был целый сундук, наполненный преимущественно маленькими томиками в кожаных переплётах, и это была самая странная библиотека в мире. Эккартгаузен лежал рядом с Некрасовым, Анна Радклиф – с томом <Современника>, тут же была <Искра> за 1864 год, <Камень веры> и книжки на малорусском языке.

С этого момента моей жизни я начал читать всё, что попадало под руку; десяти лет начал вести дневник, куда заносил впечатления, выносимые из жизни и книг. Дальнейшая жизнь очень пестра и сложна: из поварят я снова возвратился к чертёжнику, потом торговал иконами, служил на Грязе-Царицынской железной дороге сторожем, был крендельщиком, булочником, случалось жить в трущобах, несколько раз отправлялся пешком путешествовать по России. В 1888 году, живя в Казани, впервые познакомился со студентами, участвовал в кружках самообразования; в 1890 году я почувствовал себя не на своём месте среди интеллигенции и ушёл путешествовать. Шёл из Нижнего до Царицына, Донской областью, Украиной, зашёл в Бессарабию, оттуда вдоль южного берега Крыма на Кубань, в Черноморье. В октябре 1892 года жил в Тифлисе, где в газете <Кавказ> напечатал свой первый очерк <Макар Чудра>. Меня много хвалили за него, и, переехав в Нижний, я попробовал писать маленькие рассказы для казанской газеты <Волжский вестник>. Их охотно принимали и печатали. Послал очерк <Емельян Пиляй> в <Русские ведомости> – тоже приняли и напечатали. Мне, пожалуй, следует заметить здесь, что лёгкость, с которой провинциальные газеты печатают произведения <начинающих>, воистину изумительна, и я полагаю, что она должна свидетельствовать или о крайней доброте господ редакторов или же о полном отсутствии у них литературного чутья.

В 1895 году в <Русском богатстве> (книга 6) напечатан мой рассказ <Челкаш> – о нём отозвалась <Русская мысль> – не помню в какой книге. В том же году в <Русской мысли> помещён мой очерк <Ошибка> – отзывов не было, кажется. В 1896 году в <Новом слове> очерк <Тоска> – отзыв в сентябрьской книге <Образования>.

В марте текущего года в <Новом слове> очерк <Коновалов>.

До сей поры ещё не написал ни одной вещи, которая бы меня удовлетворяла, а потому произведений моих не сохраняю – ergo2
  Следовательно (лат.). – Ред.

[Закрыть]: прислать не могу. Замечательных событий в жизни моей, кажется, не было, а впрочем, я неясно представляю себе, что именно следует подразумевать под этими словами.

iknigi.net

Максим Горький. Алексей Максимович Пешков, псевдоним Максим Горький

  • Максим Горький — Запрос «Горький» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Максим Горький (значения). Максим Горький …   Википедия

  • МАКСИМ ГОРЬКИЙ — Русский писатель, основоположник концепции социалистического реализма в литературе. Максим Горький псевдоним. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Алексей Максимович Пешков родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде*. В девятилетнем возрасте… …   Лингвострановедческий словарь

  • Пешков, Алексей Максимович — писатель, достигший всемирной известности под псевдонимом Максим Горький. Род. в Нижнем Новгороде 14 марта 1869 г. По своему происхождению П. отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. Апологет… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пешков Алексей Максимович — писатель, достигший всемирной известности под псевдонимом Максим Горький. Род. в Нижнем Новгороде 14 марта 1869 г. По своему происхождению П. отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. Апологет… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Горький, Максим — псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.). {Брокгауз} Горький, Максим (наст. фам. Пешков, Алексей Максим.), известный беллетрист, р. 14 марта 1869 в Нижн. Новгороде, с. обойщика, подмастерье малярного цеха. {Венгеров} … …   Большая биографическая энциклопедия

  • Горький — Максим (1868 ) псевдоним современного русского писателя Алексея Максимовича Пешкова. Р. в мещанской семье нижегородского обойщика. Четырех лет от роду потерял отца. «Семи лет (читаем мы в автобиографии Г.) меня отдали в школу, где я учился пять… …   Литературная энциклопедия

  • Горький Максим — (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник… …   Большая советская энциклопедия

  • Псевдоним — (греч. pseudonymos «лжеименный») вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, к рое по тем или иным причинам надо скрыть. По условиям создания вымышленного имени следует различать П. литературный от П. сценического и других многочисленных случаев …   Литературная энциклопедия

  • Горький Максим — настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков (1868 1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1 3, 1898 99), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) …   Энциклопедический словарь

  • Горький — I Горький         Максим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического… …   Большая советская энциклопедия

  • Псевдоним — Запрос «автоним» перенаправляется сюда; Подробнее о ситуации с употреблением этого термина см. Эндоэтноним. Псевдоним (греч. ψευδής  «ложный» и греч. όνομα  «имя»)  имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Фамилии писателей, который использовали псевдоним Горький ( Кроме самого Пешкова )

    Что - то других писателей я с этим псевдонимом больше не встречала. А вот у Пешкова - Горького псевдонимов было много. Горький в подписях к фельетонам нередко использовал инкогнитоним Н. Х., который следовало читать: «Некто икс. Ряд заметок Алексея Максимовича в «Самарской газете» (1895-1896 г. г.), а также рассказ «Соловей» были подписаны Дваге, т. е. два «Г» - Горький и Гусев (журналист, дававший материалы для заметок). Чтобы скрыть авторство М. Горький, помимо вышеуказанных псевдонимов, пользовался нейтральными именами (нейтронимами**), так «Рассказ об одном романе» (1924 г.) он подписал Василий Сизов. Случалось, что Горький выступал под именем персонажа своего собственного произведения. Однажды он в качестве псевдонима использовал имя созданного им самим литературного героя. Один его фельетон в «Чудаке» (1928 г.) подписан Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьески Горького «Работяга Словотеков», написанной им в 1920 г. для Театра народной комедии. Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые, давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г.) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык. Об остальных псевдонимах здесь <a rel="nofollow" href="http://propsevdo.ru/name.php?id=74" target="_blank">http://propsevdo.ru/name.php?id=74</a>

    touch.otvet.mail.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о