Характеристика Молчалина из комедии «Горе от ума»
В комедии Грибоедова «Горе от ума» создано несколько типических характеров, хорошо узнаваемых независимо от эпохи. К таким образам принадлежит Молчалин, поэтому сейчас уместно будет кратко рассмотреть характеристику Молчалина, обратив внимание на те черты, которыми наделили этого персонажа Грибоедов.
Биография Молчалина из комедии «Горе от ума»
В пьесе сказано совсем немного о жизни Молчалина до появления в доме Фамусова. Читатель узнаёт, что Алексей Степанович Молчалин незнатного происхождения, бедный молодой человек.
Фамусов взял Молчалина к себе в секретари из Твери, смог «добыть» ему чин асессора, который достаточно высоко ценился и приравнивался к армейскому званию майора. Между тем герой ещё числится в Архиве коллегии иностранных дел и успевает получить три награжденья. Во времена Грибоедова к «архивным юношам» относились несколько презрительно, так как на туда зачислялись молодые люди, желавшие таким путём избежать службы в армии. Эта информация уже помогает составить характеристику Молчалина из комедии «Горе от ума».
В доме своего покровителя Молчалин живёт на первом этаже, где находятся комнаты прислуги, хозяйственные помещения. Ради карьеры Молчалин заводит роман с Софьей, дочерью Фамусова, при этом попутно ухаживает за горничной Лизой.
Молчалин и Софья
Литературоведы не раз задавались вопросом: чем же привлёк Молчалин Софью, почему она предпочла его умному и благородному Чацкому? Вероятно, ответ в словах самой героини. Рассказывая о Молчалине, она выделяет такие его качества, как услужливость, внимательность, застенчивость, он готов предугадать каждое желание Софьи и демонстрирует ей свои нежные чувства.
Ещё одно качество, важное в характеристике Молчалина – его лицемерие и двуличие: изображая любовь к Софьи, он ухаживает за Лизой, соблазняя её подарками и не стесняясь довольно нагло и навязчиво высказывать свои чувства. В доме Фамусова Молчалин носит маску робкого влюблённого человека до тех пор, пока не наступает случайное разоблачение.
Характерные качества Молчалина из комедии «Горе от ума»
Грибоедов использует говорящую фамилию. Молчалин – молчаливый, тихий, он не решается иметь собственное мнение, боясь не угодить важным людям. Главная его цель – войти в доверие к тем, кто может оказать покровительство путём услужливости и угодничества им. Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете».
Чтобы понять характеристику Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, необходимо вспомнить, какой завет даёт Молчалину отец. Молодой человек рассказывает, что отец советовал ему «угождать всем людям без изъятья»: хозяину дома, где живёт, начальнику, слуге начальника, «швейцару, дворнику для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была».
Главными своими талантами Молчалин считает «умеренность и аккуратность». Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показывает: Молчалин глуп, его разум направлен только на поиск выгодного поведения, низок, не обладает чувством собственного достоинства, способен на подлость и ложь.
Надеемся, что наша статья, в которой была кратко представлена характеристика Молчалина из комедии «Горе от ума» Грибоедова, помогла вам лучше познакомиться с этим персонажем. В нашем литературном блоге также читайте по теме:
- Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума»
- Жизненные принципы и ценности Фамусова
- Анализ комедии «Горе от ума»
- Характеристика Фамусова
- Краткое содержание «Горе от ума»
Теги:
персонажи
характеристика
Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума
Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ. Молчалин относится к первой категории. Из-за своего низкого положения он вынужден прислуживать высоким чинам. Фамусов взял его к себе в секретари, и теперь он практически живет в его доме. Молчалин тайно встречается с дочерью своего начальника. Однако Фамусов не готов дать согласие на их женитьбу, поскольку считает, что зять должен быть богатым и занимать высокое положение в обществе. Но, несмотря на то, что Молчалин не соответствует этим требованиям, фамусовское окружение ценит его как человека, готового всегда услужить.
Молчалин также обладает талантом находить нужных людей, которые могли бы оказать ему содействие в продвижении по службе. Удивительно, но молодой дворянин готов выслужиться до такой степени, что берется хвалить гладкую шерсть собаки Хлёстовой. Он уверен, что должен зависеть от других до того момента, пока не получит высокое звание.
Молчалин гордится своими карьерными достижениями, и всякий раз этим хвастается. Он прекрасно умеет налаживать полезные связи, поэтому не преминул познакомиться с влиятельной княгиней Татьяной Юрьевной. Кроме того, подобную манеру поведения Молчалин также предлагает и главному герою пьесы – Чацкому.
И все же, несмотря на все эти высоко ценимые в фамусовском обществе качества, Молчалин опасен для него. Он обманывает дочь Фамусова, так как лишь притворяется влюбленным ради собственной выгоды. Читатель видит истинное лицо этого героя при разговоре со служанкой, к которой он проявляет особый интерес. В этот момент выясняется, что Молчалин на самом деле – коварный лицемер и опасный человек. Он не испытывает ни любви, ни уважения к Софье. Он буквально разрывается между тем, чтобы понравится Фамусову, разыгрывая любовь к его дочери, и тем, чтобы ни в коем случае не выдать свою связь с Софьей. Последнее может сильно подорвать его репутацию в обществе. Выходит так, что своим двуличием Молчалин наносит вред тому окружению, частью которого он является сам. Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладал главным умением в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».
Вариант 2
Грибоедов любил фамилии, которые отчасти раскрывали персонажей. Молчалин – именно из тех фамилий, которая говорит сама за себя.
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, который живёт у него дома. Человек этот крайне молчаливый, скромный, покорный и услужливый. Именно услужливостью можно описать всю его жизнь. Тактику преклонения перед всеми, кто относится к высоким чинам, он объясняет тем, что пока он не дослужился до почтительной должности, он обязан угождать.
Единственной целью в жизни Молчалина служит карьерный рост. Чтобы добиться успехов, он идёт на буквально всё: от ухаживания за дочерью шефа до похвалы собак высоких чинов. Софья Павловна – дочь Фамусова, которая восхищается тем, какой Молчалин кроткий, добрый и уступчивый.
Он не просто восхищается теми, кто выше его по статусу, он преклоняется перед их слугами, швейцарами и даже собаками. Он хвалит всё, что может помочь в расположении у высоких господ, но делает это изящно, ненавязчиво и неоткрыто. Он пытается понравиться Хлестовой, у которой много влияние, играя с ней в карты и говоря, что её шпиц – прелестный пёс, что его шерсть, как шёлк. Эти слова хорошо сказываются на отношения с Хлестовой, она считает его другом и называет своим родненьким.
Когда Софья застаёт его в объятиях с Лизой, он начинает ползать пред ней на коленях, но не потому, что его совесть грызёт, а потому, что немилость Софьи делает его мечту о повышении почти невозможной, вместе с расположением Софьи он потерял бы и всё, что строил так долго, так ему казалось. Софья страдает в муках от разочарования в таком светлом, как ей казалось, человеке. Молчалин бежит, потому что он ко всей своей мелочности ещё и трус.
Сочинение про Алексея Молчалина
В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» показаны два типа дворян первой половины XIX века. В обществе мы можем наблюдать раскол, который зародился между дворянством, привыкшим к старому укладу жизни и не желающим что-либо менять, и теми, кто принял декабристское течение. На стороне консерваторов достаточно много сторонников: это крупные помещики, такие как Фамусов и Сколозуб, представители более молодого дворянства без высоких званий и чинов. Они невольно привыкли «услуживать» людям, обличенным властью, чтобы идти по карьерной лестнице.
Молчалин – небогатый дворянин, приехавший в столицу из Твери. Фамусов назначил своим секретарем. Вскоре Молчалин становится тайным возлюбленным Софьи. Но Фамусов, чтобы он был мужем его дочери, считая, что надобно иметь зятя более высокого по чину. Однако стремление Молчалина «услужить» очень цениться людьми фамусовского общества.
В произведении образ Молчалина целиком отвечает представлением о том, как должен вести себя молодой дворянин в общественных кругах. Он стремится выслужиться перед посетителями дома Фамусова, считая, что они могут помочь ему в продвижении по службе. Молчалин не гнушается ни чем: он хвалит шерсть собаки Хлестовой. Его принцип заключается в том, что пока он состоит в небольшом чине стоит подчиниться другим. «В мои года у человека не должно быть своего суждения » — говорит он.
Подобно многим людям фамусовского общества, Молчалин гордится своими достижениями по службе. Он умеет завязывать выгодные знакомства и гордится этим. Не смотря на то, что во многом Молчалин соответствует принципам и нормам среде, в котором живет. Он способен нанести вред окружающим его людям. Именно Молчалин обманет Софью, ведь в сердце его нет любви к ней, а встречается он с девушкой только из выгоды.
Личность Молчалина можно понять из его общения с горничной Софьи, Лизой. С барышней он ведет себя скромно, в то время как с Лизой развязно и бесцеремонно. Такое отношение многое открывает читателю. Молчалин – двойственный ненадежный тип человека. Он не столько хитер, скорее очень умен.
Молчалин не испытывает ни настоящей любви к Софьи, ни даже уважения. Он настолько страшится испортить с ней отношения, что притворяется влюбленным. Также Молчалин боится испортить мнение о себе в свете, злые языки для него опаснее пистолетов. Даже Софья способна идти вопреки «свету» во имя любви, из-за этого Молчалин не видит в их браке ничего хорошего.
Герой всецело подходит под сложившиеся устои консервативного прошедшего века, хотя, казалось бы, относится к молодому поколению. Он хорошо научился притворяться, играть роль «услужливого» человека. Как многие консервативные дворяне, он дорожит только чинами, званиями и регалиями. Для нет такого понятия как настоящие чувства, этим он и опасен для общества. Молчалин пойдет на все, ради достижения своих целей.
Сочинение Характеристика и образ Молчалина
После выхода в свет комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» имя героя Молчалина стало нарицательным, а фраза Чацкого «Молчалины блаженствуют на свет » крылатой, эта фраза отображает весь образ Молчалина, Попробуем это доказать .
Прежде всего, нужно разобраться кто такой Молчалин. Это герой комедии «Горе от ума», представленный в не лучшем виде, а именно в лице подхалима. Доказывает нам это его фраза — «Мнения чужие только святы». Он готов забыть своё Я, чтобы добиться цели. Так же Молчалин обладает расчётливостью, например, случай произошедший в начале пьесы. Молчалин, находясь в спальне Софьи, взял с собой предварительно бумаги, чтобы у него было оправдание перед Фамусовым почему он тут находится.
По мнению Чацкого, Молчалин добьётся больших высот в жизни, так как «обладает умеренностью и аккуратностью» . Доказательством служат всё тот же случай с бумагами, а так же то, что он влюбил в себя дочь своего начальника – Софью, отвечал ей взаимностью, но заявлял служанке, что он делает это только из-за служебного положение, так как зависит от других в своей службе. Он должен быть в курсе всех дел в доме, а это не возможно, если он не будет вести дружбу со всеми его жителями. Молчалин, нужно заметить, очень хорошо играет свою роль, ведь по словам Софьи «дружбу всех он в доме приобрёл».
Читая комедию «Горе от ума» мы можем узнать, что такую Жизнь Молчалину завещал отец — «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избегания зла, Собаке дворника, чтобы ласкова была.» Даже в его финальной сцене, когда Софья узнала о том, что Молчалин на самом деле её не любит, он пытается оправдаться и просит прощение всеми возможными способами.
Александр Сергеевич Грибоедов написал свою комедию, чтобы показать проблемы общества, живущего в России в первой половине XIX века. Он разделяет людей на два поколения– « век нынешний» и « век минувший» . Для века нынешнего характерно равноправие, и мир без подхалимства, представителем этого века является Чацкий . Но полное противоположен Чацкому Молчалин — представитель века минувшего – готов приклонить колена для лучшей жизни.
Если проанализировать всё выше сказанное, можно сделать вывод, что Молчалин отражает сущность всех подхалимов, он вызывает у меня отвращение. Фразу Чацкого « Молчалины блаженствуют на свете» можно отнести и к современным людям.
Также читают:
← Бал в доме Фамусова анализ эпизода↑ ГрибоедовСравнительная характеристика Чацкого и Молчалина → Почему Чацкий обречен на одиночество →
Картинка к сочинению Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
- Сочинение Тема одиночества в рассказе Чехова Тоска
Каждый человек не может долго находится вне социума и нуждается в общении и поддержке.
Особенно в критических жизненных ситуациях. Одиночество — трудный период в жизни любого, и не все могут
- Сочинение Анализ рассказа Паутинка Пришвина
В каждом своем произведении М. Пришвин выступает не просто любителем пейзажа родного края, чутким, наблюдательным человеком, но и защитником ее. Он не равнодушен к тому, что происходит ежедневно
- Сочинение на тему Прекрасная природа
Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не любил природу и не восторгался её великолепием. Бытует несколько ошибочное мнение, что человек — самое могущественное существо на всей планете.
- Как матрос Лонгрен начал мастерить игрушки? (ответ кратко)
Десять лет Лонгрен прослужил матросом на Орионе. Когда у него умирает жена, ему приходится уйти со службы, чтобы воспитывать дочь Ассоль.
- Сочинение по произведению Темные аллеи Бунина
Рассказ Бунина «Темные аллеи» описывает драматичную любовь двух героев, жизнь которых уже клонится к закату.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Как молчание помогает нам в горе
Я люблю тишину. Всегда есть. Иногда по неправильным причинам: чтобы не сказать то, что я боюсь сказать; лень; или наказать. Но чаще всего это потому, что я думаю, что это так много возможностей. Это мирно. И это может быть громко. Это друг и враг; дар и проклятие. Он лишен звуков и наполнен энергией.
Как терапевт я обнаружил, что молчание иногда является наиболее эффективной техникой для облегчения процессинга моих клиентов – именно в этом пространстве клиент сделает себя на один шаг ближе к своей истине, и были времена, когда я заполнял тишина и известно, что в тот момент это была ошибка – что при этом мы что-то потеряли.
Сидеть в тишине — это поиск. Если мы позволяем себе быть там, мы позволяем себе блуждать, исследовать это неизвестное пространство, которое так часто заполнено тем, что нам нужно. Это такой подарок, который мы можем сделать себе, почти знак уважения, быть терпеливым и просто прислушаться на мгновение. Так почему же мы так часто заполняем молчание? Чего мы боимся, если их оставить в покое?
Я никогда так не хотел тишины, как в моем опыте горя . Горе настолько сбивает с толку и всепоглощающе, что молчание часто кажется необходимостью просто для того, чтобы иметь возможность дышать. И все же я знаю, что когда боль от горя становится слишком сильной, самый быстрый способ избавиться от нее — это поговорить о ней. Но это особый тип разговора, который делает это. Если я начну объяснять , что я чувствую — «это похоже на камень яда в моем животе» — хотя это может быть полезным способом понять горе, это мгновенный бесплатный выход из чувства горя. Если же я просто выражаю свои чувства словами, например, «это больно… я так скучаю по ней… где ты, мама?» тогда я могу остаться с чувством и фактически еще больше облегчу его выражение.
Это битва между головой и сердцем, чувствами и разумом. В моем исследовании для моей книги Говоря о смерти я обнаружил, что одним из наиболее распространенных переживаний для скорбящих было то, что плач был временем, когда они больше всего хотели тишины, и все же обнаружил, что тот, кто поддерживал их, всегда был наполнен словами. Это так интересно, что независимо от того, причиняем ли мы боль или поддерживаем, когда мы хотим убежать от неизвестного, мы используем для этого слова. Как будто мы не в силах оставить непознанной область сердца, где всякое грязное чувство не имеет названия. Что-то заставляет нас прикрывать это словами. В такие моменты мы хотим ухватиться за как можно большую уверенность и ухватиться за безопасность языка.
Но язык нас не спасет. Не всегда. Это отличный инструмент для защиты от слишком сильной боли, за который мы можем быть благодарны и использовать — с уважением и мудростью. Но в какой-то момент нам нужно будет сделать шаг в неизвестность и противостоять этим неприятным чувствам. И тишина здесь наш друг. Молчание действительно может помочь нам пройти через незнакомое, туда, где нам нужно быть.
Начните путь к улучшению качества своей жизни
Начать поиск
Соединение в тишине горя : Статьи : Ресурсы : Детский центр помощи близким
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ
Молчание, наступающее с потерей любимого человека, может быть подавляющим и неприятным для многих. Не только те, кто пережил потерю, но и семья и друзья, пытающиеся оказать поддержку во время горя. Естественно хотеть поддержать горюющих действиями и успокаивающими словами, когда они испытывают сложные эмоции. Многие изменения происходят после потери, и многие скорбящие ценят активную и привлекательную систему поддержки. Общение с другим в тишине также может быть мощным средством поддержки.
Как же тогда мы можем связаться с теми, кто молча скорбит о потере? Вот несколько рекомендаций, о которых следует помнить, стремясь поддержать тех, кто страдает.
Многие скорбящие могут не осознавать свои эмоции или потребности после потери. Происходящие изменения могут быть дестабилизирующими для многих, из-за чего им трудно сидеть с чувством потери. Эти изменения могут сбивать с толку при попытке определить свои собственные потребности, особенно сразу после смерти любимого человека. Такие вопросы, как «как ты себя чувствуешь?», «что я могу сделать для тебя?» и «что тебе нужно прямо сейчас?» полезны, но в то же время могут усилить отрицательные эмоции, когда нет четкой реакции. Простое заявление «Я здесь» или «Я готов выслушать, когда вы будете готовы» в сочетании с молчанием с ними делает вас доступным, не слишком навязчивым. Эта стратегия также может быть эффективна для скорбящих детей и подростков, поскольку им может быть трудно выразить словами свои мысли и чувства.
Совместное молчаливое занятие также может быть отличным способом наладить контакт с скорбящими. Есть красота в тишине, разделенной с другим. Общение с другими через такие действия, как рисование, приготовление пищи, чтение и другие действия без вербального общения, может быть столь же полезным. Помня о том, что поддержка выглядит по-разному для всех, поиск творческих способов побыть в тишине вместе может помочь горюющим, в первую очередь детям, обрабатывать свои эмоции с помощью этих средств.
Работа над тем, чтобы чувствовать себя комфортно с выражением горя других посредством активного слушания, увеличивает чувство поддержки у скорбящих. Естественно хотеть предоставить решения, когда возникает проблема. Решение проблем имеет место и время, когда вы поддерживаете других. Неотъемлемой частью этой поддержки является эмпатическое слушание без стремления найти решение. Во-первых, это может означать размышление о ваших ограничениях в выслушивании потенциально вызывающих эмоций других. Желание оказать поддержку — прекрасная вещь, которая также может истощать энергию. Если вы окажетесь в правильном ментальном и эмоциональном пространстве, чтобы выслушать чужие эмоции горя, используйте моменты тишины и позвольте себе больше слушать, чем говорить. Большее слушание открывает разговор, позволяя горюющим выразить себя так, как им удобно.