Горе от ума краткая характеристика софьи: Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума»

Содержание

Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

https://www.youtube.com/embed/GEgkjQNGuB4
Меню статьи:

  • Характеристика Софьи Фамусовой
  • Александр Чацкий и Софья Фамусова
  • Софья Фамусова и Алексей Молчалин
  • Отзывы читателей о героине пьесы
  • Отзывы критиков о Софье Фамусовой

Чтобы понять, кто такая Софья Павловна Фамусова, героиня пьесы «Горе от ума» нужно знать особенности времени, в которое жил Александр Грибоедов. Автор создал сатиру, где показал явные пороки тех, кто считает себя элитой общества, нивелируя всякое стремление к образованию, учению, познанию нового и настаивая на соблюдении старых порядков. Софья – представитель этого класса.

Ее образ нельзя назвать положительным, но если читатель думает, что эта девушка – полностью отрицательный персонаж, может допустить ошибку в своих выводах. Итак, проследим за характером и поступками Софьи Фамусовой.

Характеристика Софьи Фамусовой

Со страниц произведения мы узнаем, что Софья, в отличие от ее противящегося учению отца, – девушка образованная, любящая читать книги, в основном французские романы.

Именно благодаря этой литературе она стала сентиментальной и чувственной.

На фоне представителей знати фамусовского общества Софья кажется умной и развитой. Героиня пьесы умеет играть на фортепиано и флейте. “…То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано??”

Характер Софьи властный и требовательный: она командует в доме как хозяйка, несмотря на юный возраст. Семнадцатилетняя девушка повелевает – ей подчиняются. Кроме того, Софья обладает решительностью: «…Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас…” – говорит она.

Однако, несмотря на эти, с одной стороны, положительные качества, Софья как губка, впитала в себя ложь и лицемерие, присущие представителям фамусовского общества.

Александр Чацкий и Софья Фамусова

Александр Чацкий поначалу выбрал Софью в качестве своей невесты, потому что она была, во-первых, близкой ему по духу, во-вторых, он видел в ней ум и сильный характер.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой  героев комедии “Горе от ума” в таблице.

Также ему импонировала независимость этой девушки от окружающих. Однако, когда Чацкий приехал из Санкт-Петербурга с намерением жениться на Софье, она встретила его очень холодно, ведь уже увлеклась другим – Алексеем Степановичем Молчалиным, который в то время жил в доме ее отца. Остается загадкой тот факт, что умного и интеллектуально развитого Чацкого девушка предпочла глупому и недалекому человеку.

Автор делает акцент на том, что именно Софья стала причиной изгнания героя из фамусовского общества.

Софья Фамусова и Алексей Молчалин

Обладая романтической натурой, Софья полюбила человека, который по характеру и привычкам был похожим на героя ее любимых произведений. Причиной ее сердечной тоски стал Алексей Молчалин, секретарь отца. Но такой выбор Софьи обоснован не только этим, ведь Молчалин – человек, которым можно командовать, а, как известно, Софья любит помыкать людьми. Однако, ослепленная страстью, девушка не желает замечать, как жалок и глуп ее избранник.

Напротив, героиня пьесы очень переживает за Алексея, и лишается чувств, когда тот падает с лошади. Однако, мечтам Софьи о совместной жизни с избранником не суждено сбыться, потому что брак с этим человеком не только противен ее отцу, но и самому Молчалину. Однако, еще одно неожиданное обстоятельство указало на абсолютную невозможность связать жизнь Софьи с Молчалиным: в конце пьесы открылось истинное лицо Алексея, который тайно от Софьи встречался и со служанкой Лизой.

Напускная скромность Молчалина разбилась вдребезги, так как выяснилось, что он – двуличный и опасный человек.

Софья разочарована, потому что тот, на кого она возлагала надежды, оказался подлецом и лицемером. «Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь» – сокрушается она, наконец-то увидев, что хотела связать жизнь с недостойным, ничтожным мужчиной.

Отзывы читателей о героине пьесы

«Софья Фамусова удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась. На мой взгляд, если бы она связала свою жизнь с Чацким, была бы счастлива».

«В тандеме – Софья, Молчалин, Чацкий – мне жаль именно Александра Чацкого. Он специально приехал, чтобы сделать предложение девушке, хотел жениться на ней, а она отказала ему, предпочтя умному человеку Молчалина, не обладающего высоким интеллектом. Кроме того, распустила слухи о том, что Чацкий – сумасшедший. Жаль, что на нормального и умного человека накладывает свой отпечаток общество, где он живет и взаимодействует с людьми, и мало кто решается в таком случае плыть против течения».

Отзывы критиков о Софье Павловне Фамусовой

Александр Сергеевич Грибоедов, желая создать противоречивый и сложный по своей сути образ, пишет следующее: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…”

Некоторые критики, например, Н.И. Надежин, полагают, что Софья Фамусова априори не могла быть романтической девушкой.

Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать последний монолог Чацкого “Не образумлюсь” в комедии “Горе от ума” Грибоедова

По достоинству оценил образ героини пьесы «Горе от ума» И.

Гончаров. Вот что он пишет о Софье Фамусовой: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения». В этом образе он замечает «путаницу понятий», умственную и нравственную слепоту».

Однако, не все литературоведы отзывались о Софье отрицательно. Среди них были те, которые акцентировали внимание на неуемной энергии Софьи, проявляющейся в ее поступках. Например, Белинский находил в ней «энергию характера», творческую энергию, а Толстой склонялся к мысли, что это «энергия заблуждения».

Есть мнение критиков, что к Молчалину толкнула Софью доброта души, потребность снисходить к недостаткам и прощать ошибки и несовершенства. Также некоторые из литературоведов отмечали, что этой героине присуща недюжинная натура, благодаря чему положено начало того, что создан ряд образов настоящих русских женщин в литературе.

Таким образом, можно заметить, что Софья Фамусова – натура очень противоречивая. С одной стороны, она обладает рядом достоинств, с другой ее натуру портят некоторые отрицательные качества, в основном, развившиеся под влиянием фамусовского общества.

Однако, вдумчивый читатель, ознакомившись с комедией Александра Грибоедова «Горе от ума» сам может сделать выводы об этой неординарной девушке и понять ее намерения и мотивы поступков.

Сближающие качества Софьи с отцом

Софья в поисках таких мужчин, которыми будет командовать. Желание девушки властвовать в семье скрытое, со временем раскроется к чему стремиться героиня. В девушке присутствует безнравственность. Логически построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести  Молчалина, ночью тайком пробирается к комнате. Это поведение позорное. Тайно страдающим по возлюбленному персонажам классической литературы.

Образ Софьи в произведении

Героиня в произведение раскрывается как открытая, наивная и не злая девушка. Для восемнадцати лет Софья умная девушка и сообразительна, в этом возрасте Софья уже стала женщиной и женой.

В произведении автор показал, что сложно уйти мнения в маленьком кругу, и неважно какое количество соседей живут в личном доме, придется идти против  общества тех, кому нужна маска человека искреннего.

Характеристика Софьи в цитатах

Имя героини — Софья Павловна Фамусов.

 “…Софья Павловна, дочь его…”

“Софьи Фамусовой семнадцать лет: “В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…” 

Героиня прелестная и добрая девушка.

“Да-с, а теперь, 

В семнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно…”

“Как Софья Павловна у вас похорошела!..” 

Софья получила традиционное дворянское домашнее образование, девушка научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки.

“Дались нам эти языки! Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,  Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!  Как будто в жёны их готовим скоморохам.” 

“Уж об твоем ли не радели  Об воспитании! с колыбели!..” 

 Чацкий считает, что у Софьи много достоинств.

 “Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему…” 

Софья любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано.

 “…Когда ж печальное ничто на ум нейдет,  Забылись музыкой, и время шло так плавно…”

“…в спальню Софьи, откудова слышно фортепиано с флейтою…”

 “То флейта слышится, то будто фортепьяно;  Для Софьи слишком было б рано??.” 

Героиня ветреная девушка, которая никем не дорожит.

“…Я очень ветрено, быть может, поступила,  И знаю, и винюсь; но где же изменила?..” 

“Ей всё равно, другой ли, я ли,  Никем по совести она не дорожит…”

“…Любила Чацкого когда-то,  Меня разлюбит, как его…”

Софья не считает себя трусливой девушкой в жизни.

“Однако о себе скажу, Что не труслива. Так бывает, Карета свалится, — подымут: я опять Готова сызнова скакать; Но всё малейшее в других меня пугает…” 

Софья влюблена в Чацкого, но после отъезда девушка влюбилась Молчалиным.

 “…Я очень ветрено, быть может, поступила,  И знаю, и винюсь; но где же изменила?..” 

“…Любила Чацкого когда-то,  Меня разлюбит, как его…” 

 “…Молчалин! как во мне рассудок цел остался!  Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!. .”

Автор: Виктория Давыдова

Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Образ и характеристика Софьи Фамусовой

В великолепной комедии  Грибоедова  каждый герой обладает своими неповторимыми индивидуальными чертами. Одним из противоречивых характеров в пьесе изображена Софья. В ней смешаны хорошие черты с ложью. От природы девушка наделена  умом, независимым характером. Она может переживать и любит от всего сердца. К тому же Софья имеет прекрасное образование и воспитание, которое она получила в семье. Помимо увлечения литературой французских авторов, она к тому же еще всесторонне развита. Именно, читая произведения сентиментальных авторов, наша героиня научилась мечтательности и чувствительности. Вот, поэтому, она стала заглядываться на Молчалина, который своим нравом был похож на героев ее романов.

Возможно, этот молодой человек, ей понравился,  потому что она могла им управлять, как хотела. Любовь к Чацкому поможет нам понять то, что эти два героя чем- то похожи друг на друга. И хотя ей всего 17 лет, она чувствует себя независимой. Ей безразлично, что о ней говорят окружающие. Вот Чацкий это понимает, и  свои слова  говорит девушке, так как считает ее своим единомышленником.

Софья, как и Чацкий, пережила любовное разочарование, так как случайно подслушала беседу Молчалина с Лизой. И ее избранник уже ей видится совсем по-другому, так как она нужна была ему для того, чтобы продвинуться по службе. Вовремя девушка это узнала. Ведь если бы это было бы в браке, то она получила бы разочарование в любви. Она совсем не хотела Чацкого в роли супруга,  именно он  открыл ей всю правду. Но, так как она выросла в фамусовском обществе, то и человека она выбрала недостойного себе.

Почему же она так поступила? Видно проблема заключалась в воспитании всех девушек того времени. Она совсем не может быть в ответе за каждый свой шаг. И все романтические герои совсем не похожи на реальных людей. Девушка не может отличить истинное чувство от подделки. И  мы понимаем, что она отказавшись от Молчалина, все равно выберет себе избранника того же типа.

Грибоедов, по-моему,  написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало  созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.

Вариант 2

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает нравы дворянства XIX века. При этом автор демонстрирует противостояние устаревших взглядов крепостников и взглядов нового поколения дворянства. Старое поколение упрямо отстаивает свой личный комфорт, в то время как молодежь с прогрессивными взглядами стремится изменить общество.

Однако в произведении присутствуют и противоречивые персонажи, чьи жизненные взгляды не вписываются ни в одну из этих позиций. Таким персонажем является дочь обеспеченного чиновника – Софья Фамусова.

Главный герой комедии – Александр Чацкий был влюблен в Софью. Ему нравилось, что она не похожа на других московских барышень. Однако именно любовь к этой девушке явилась причиной страданий героя, и именно из-за нее он был изгнан из общества.

Софья обладает острым умом, сильна и независима. В отличие от других людей фамусовского круга, она ненавидит сплетни и противостоит общественному мнению. Но, зная порядки этого общества, она мастерски хитрит и подстраивается. Эти черты характера удивительным образом сочетаются с ее мечтательностью и отзывчивостью.

Однако героиня плохо разбирается в людях и окружающем мире, все ее мировоззрение сформировано исключительно французскими романами. Благодаря этим книгам у нее сформировался образ идеального, по ее мнению, спутника жизни. Воплощение этого абстрактного образа Софья нашла в секретаре своего отца, Молчалине, которого несчастная девушка идеализировала. Однако эта любовь приносит героине много боли. Юная девушка осознает, что отец не одобрит ее выбор, и ей не суждено быть вместе с любимым.

Позже Софья узнает, что Молчалин неравнодушен к Елизавете. Это разбивает девушке сердце и вынуждает ее отречься от возлюбленного.

С главным героем комедии у девушки сложные и противоречивые отношения. По началу Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но со временем все изменилось. К моменту возвращения героя в Москву после отъезда девушка была влюблена в другого. Софья проявила хитрость и коварство, желая отомстить бывшему возлюбленному, и пустила слух о безумии Чацкого, после чего на героя обрушилась травля.

Софья является одним из самых умных и здравомыслящих персонажей произведения. Она чиста и мечтает о настоящей любви, однако рядом с ней нет достойного человека. Она умна и очень начитана, но очень далека от реальной жизни. Из-за этого девушка не всегда ведет себя достойно и совершает множество ошибок.

Героиня очень несчастна и страдает сильнее других персонажей, даже сильнее Чацкого. Из-за своего противоречивого характера и тяжелой судьбы героиня вызывает у читателей одновременно и жалость, и сочувствие.

Сочинение про Софью

А.С. Грибоедов известен как блестящий дипломат, публицист и драматург. Его комедия «Горе от ума» действительно обрела бессмертность. Образы, которые подарил нам автор, можно встретить и в наши дни. По-прежнему, Фамусовы и Скалозубы живут по принципу «века минувшего». Барыни Хлестовы и Хрюмины все также грубы, невоспитанны и верят, что их мнение исключительно в своей правильности. Чацких считают сумасшедшими и изгоями. А «Молчалины блаженствуют на свете», очень уж это живучий тип.

Ну а что же Софья? Дочь Фамусова самый туманный, на первый взгляд, образ, будто автор не счел нужным его прописать. Но это не так. У самых ярких, колоритных персонажей классических произведений всегда «говорящие» фамилии. Они сразу дают понять читателю с кем мы имеем дело, какой это тип людей. «Горе от ума» здесь не исключение. Софья – дочь главного героя и носит фамилию отца. Но ее имя нам может что-то рассказать. В переводе с греческого оно означает «мудрая».

Характеристика ее противоречива. Девушка получила неплохое образование, по крайней мере, так считает ее отец. Рано лишилась матери и отец «сумел принанять в мадам Розье вторую мать». Сам же он мало внимания уделял ребенку. И девочка выросла на французских романах. Поэтому она легко влюбляется в Молчалина, в котором видит идеал романтического героя, приписывая ему добродетели. Его скромность, немногословность, отсутствие пререканий, трактует героиня по-своему, считая их достоинствами. Она верна и упряма. Искренне борется за честь возлюбленного, отстаивая его перед Чацким и отцом. Не боится выступить против светского общества, защищая свою любовь.

Софья своеобразный мостик между миром Чацкого и «фамусовской Москвой». Какое-то время она мечется между двумя мирами. И есть надежда, что для нее не все потеряно. Общество ее отца – это меркантильные люди, защищающие свои интересы и личный комфорт. Они готовы стелиться и выслуживаться ради получения личных благ. Молчалин также готов на все, чтобы достичь «степеней известных». Софья не такая. Она верит в идеалы, любовь, верность, честность. Девушка открыто выражает свои мысли и чувства. Ей присущи решительность и смелость. Но, в конечном итоге, влияние окружения и воспитание берет свое. К тому же ее очень оскорбляет отношение Чацкого к ее возлюбленному. Ведь это ее выбор, он не может быть плохим. В конце она понимает, что Молчалин низок и подл. Но обида на Чацкого остается. Героиня некрасиво и мелочно, но очень по-женски мстит Чацкому. Софья объявляет его сумасшедшим.  

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Ей отчасти присущи черты «фамусовского» окружения. В чем-то есть схожесть и с Чацким, поэтому он приехал в Москву из-за любви к ней. С другой стороны, она живет так, как удобно ей. И когда ей нужно отомстить Чацкому, она идеально подстраивается  под отцовское общество.

Сочинение 4

А. С.Грибоедов был человеком, который много сделал для своей Родины. Он вошел в литературу как создатель величайшей комедии «Горе от ума».

Немаловажное место в ней занимает изображение пороков современного писателю социума. Проблемы, которые поднимает автор в своем творении, волнуют российскую общественность и спустя многие годы после выхода комедии в свет. “Горе от ума” — это высокопатриотические размышления Грибоедова об участи России, о возможностях реформации, преобразования ее жизни. В связи с этим поднимаются в комедии важные государственно-правовые, духовные и общекультурные задачи эпохи. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” повествует о конфликте человека передовых суждений — Александра Чацкого — с затхлым фамусовским обществом. Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь — Софья Павловна Фамусова.

Стоит отметить, что пьеса А.С. Грибоедова является реалистическим произведением, характеры героев не прописаны однозначно: отсутствует четкая стратификация героев на «плохих» и «хороших». Таким образом, промежуточное положение занимает в пьесе Софья Фамусова. Она очень противоречивая и неоднозначная героиня. В некотором роде, отмечается внутренними характеристиками присущими взрослому человеку, но с другой стороны — инфантилизмом. Девушка желает искренней любви и глубоких, настоящих чувств. ее окружают мелочные и скверные люди. Ей тяжело сопротивляться давлению общества на нее. Девушка намерена быть счастливой, но что-то посоветовать ей для достижения цели никто не способен. Поэтому Софья вынуждена поступать неверно, совершая ошибки и тут же исправлять их. Софья —так же как и Чацкий, она натура пылкая, живущая сильным и неподдельным чувством. В заключение хотелось бы сказать, что в произведении «Горе от ума» Софья несомненно отличается от общества, которое ее окружает.

Девушка во многих своих суждениях отличается от  своего отца, а главное –  от всего светского общества дворян. Она не боится не боится защищая свою любовь, и выступать против общества меркантильных и недобросовестных дворян,  она сильная личность которая не упустит своего.

Характеристика Софьи (Горе от ума)

Каждый персонаж в комедии Грибоедова «Горе от ума» обладает своими неповторимым и качествами. Здесь происходит противостояние взглядов крепостников, которые уже устарели и взглядов нового поколения дворянства. Поколение крепостников борется за свой комфорт в жизни, в то время как дворяне хотят полностью поменять общество. Софья Фамусова обладает как положительными, так и отрицательными качествами. Если сразу говорить об отрицательной черте, то это ложь. Но её выделяет её ум, независимый характер. Она очень искренний человек.

Все переживания героиня принимает близко к сердцу. Соответственно и любит она искренне, от сердца. В детстве ей дали отличное образование и хорошо её воспитали. Софья увлекается французской литературой. Благодаря этому она стала мечтательной и чувственной натурой. Она представляет себе будущего супруга таким, о которых она читала в романах, а это сильно отличается от реальной жизни. Она очень ненавидит различные сплетни и бесстрашно противостоит общепринятому мнению в обществе. Молчалин своим характером был очень похож на героев её любимых романов. Именно это ей в нём и понравилось. К тому же она управляла им так, как ей хотелось. Чацкий чем-то похож на Молчалина. Софье ещё только семнадцать лет, а она уже чувствует себя взрослой и независимой девушкой. И ей абсолютно все равно  что о неё думают или даже говорят окружающие.

После того, как Софья случайно услышала разговор Молчалина с Лизой, она глубоко разочаровалась. Теперь она поняла, что нужна своему избраннику лишь для того, чтобы продвинуться по службе, а также, что ему нравится Елизавета. Но хорошо что это произошло сейчас, до того, как они вступили в брак. Но как говорится, что не делается, все к лучшему. Софья выбрала супруга, который был её недостоин. К тому же она не очень то и хотела выходить за него замуж. Так что события развивались только ей на пользу.

Возникает вопрос, почему она собиралась выйти замуж за человека, которого почти не любила? Большую роль играло воспитание того времени. Девушка часто не могла отвечать за каждый свой шаг. Расторгнув отношения с Молчалиным, она снова выбирает молодого человека с похожим характером. К сожалению, она не умеет отличать искреннюю любовь от поддельных чувств. В результате она совершает много ошибок, и больше всех страдает.

Пьеса «Горе от ума» — это пьеса о жизни, о любви. Интересно, что именно Софья Фамусова стала началом создания образа женщины во многих произведениях русской литературы.

Также читают:

← Характеристика героев в комедии Горе от ума ← Женские образы в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовФамусовская Москва в комедии Горе от ума → Традиции и новаторство в комедии Горе от ума →

Картинка к сочинению Образ и характеристика Софьи Фамусовой

Популярные сегодня темы

  • Тема народа в романе Война и мир Толстого сочинение

    В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе.

  • Сочинение Образ Бостона Уркунчиева и его характеристика в рассказе Плаха Айтматова

    ркунчиев родился в большой и бедной семье, где он был самым младшим сыном. Его мать умерла, когда он был ещё ребёнком. Много тягот и лишений выпало на его долю. Но честный и трудолюбивый Бостон

  • Кто такой Владимир Дубровский? сочинение (6 класс)

    Этот герой произведения является дворянином, является сыном Владимира Дубровского. Его отец был помещиком и обеднел, воспитывал сына один. Он смелый, добрый, имеет довольно привлекательную внешность и прелестный звучный голос.

  • Сочинение Большой красивый человек

    Все люди по-своему красивы. В первую очередь нужно стараться отметить не внешние особенности, а внутренний мир человека. Ведь зачастую внешняя оболочка обманчива. Можно привести пример с конфетой

  • Интересные факты о Бунине

    Годом рождения Ивана Алексеевича Бунина принято считать 22 октября 1870 год в известнейшем городе Воронеже. Он является известнейшим автором в литературе. Его произведения известные даже дошкольникам.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Горе от ума, почему Софья предпочла молчание. Что за Софья полюбила Молчалина? (Горе от ума)

(2-й вариант)

Ой! если кто-то кого-то любит

Зачем искать по уму

и

гонять так далеко?

Грибоедов А.С.

Среди богатств русской классической литературы особое место занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Живые образы этой комедии рассказывают о далеком прошлом, волнуя и современного читателя. В центре изображения аристократическая Москва, но в репликах героев Грибоедова есть слова о Петербурге, то есть затронуты бескрайние просторы России. В комедии представлены все слои русского общества, от московского дворянства, представителями которого являются Фамусов и Хлестова, до крепостных.

На мой взгляд, комедия очень интересна своей композиционной оригинальностью. Здесь причудливо переплетаются любовная и общественно-политическая линии, развивающие идейную концепцию.

Действие комедии длится чуть меньше суток. Сюжет повести имеет любовный характер. Пьеса начинается с приезда Чацкого в Москву к любимой девушке Софье. В доме Фамусовых он весел, ослеплен красотой возлюбленной. Разговаривая с ней, Чацкий рисует меткие, едкие карикатуры на всех общих знакомых, но когда дело доходит до Молчалина, Софья срывается и восклицает: «Не человек, а змея!» Это была последняя капля, переполнившая душу девушки.

С первого акта показаны отношения Молчалина и Софьи до приезда Чацкого, и уже с самого начала автор иронически указывает на неискренность любви Молчалина к Софье.

Итак, Софья типичная московская барышня, неглупая, воспитанная на французских романах. Она часто остроумна, точность ее характеристик превосходит самого Чацкого.

Безродный Молчалин подобострастен и скромен. Он живет по завету отца: «нравиться всем людям без исключения», никогда не высказывать своего мнения. Молчалин чувствителен к любым изменениям и, хотя и не далек от интеллекта, хорошо ориентируется в социальной структуре. Он очень хитер и изворотлив, всегда способен найти «ключик» к каждому влиятельному человеку.

Там мопс вовремя погладит,

Здесь в нужный момент вставит карточку…

Цель жизни Молчалина — медленно, но верно идти вверх по карьерной лестнице. Он мечтает стать богатым и влиятельным. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться, чтобы добиться своей цели. Молчалин — воплощение идеала всех московских сплетников.

София, наоборот, всегда высказывает свое мнение. Она легко распространяет слух о безумии Чацкого. Но Чацкий не только не отвергает слухов, но изо всех сил, сам того не зная, подтверждает их, устраивая сцену на балу, затем сцену прощания с Софьей и разоблачение Молчалина. Любовная линия пьесы завершается сценой за колонной, случайным свидетелем которой становится Софья. Здесь Молчалин признается в любви Лизе. Софью обманывают, ей достается «миллион мучений», тем более что Чацкий становится очередным случайным свидетелем. Одновременно разрешаются любовный конфликт и социально-политический конфликт. Любовная линия заканчивается отказом Чацкого, а общественно-политическая – его бегством из Москвы: «Убирайтесь из Москвы! Я больше сюда не пойду!»

В Грибоедове терпят неудачу все герои, поставившие цель в жизни. Горе от ума, если разум понимать как выработанный план действий, желание «сделать жизнь» из кого-нибудь, постигнет и Фамусова, и Молчалина, и Софью, и Чацкого.

Молчалин, конечно, сильно осложнил ему карьеру тем, что действовал очень расчетливо: он ухаживал за Софьей, она влюблялась не на шутку, считая Молчалина, а не Чацкого, своим идеальным мужем.

Итак, Софья, которая «не спит от французских книг», пытается прожить свою жизнь как роман. Мечтает найти себе «мужа-мальчика», «мужа-слугу», чтобы он слушался ее во всем. Однако роман Софьи по-русски. История ее любви к Молчалину чиста и одухотворена, но все же это всего лишь книжный вымысел. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, поэтому она показана в пьесе, как Софья — значит «мудрая», а Павловна, дочь Фамусова, что-то похожее на него. Молчалин не любит Софью, а использует ее как средство для достижения своих целей.

Что происходит? Как только мы начинаем действовать по плану, наша жизнь не упорядочивается, а разрушается.

Значит, из любовного треугольника (Молчалин, Софья и Чацкий) победителем выходит не разум, даже не ограничение, а разочарование. Спектакль получает неожиданный конец, разум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни.

Мне кажется, что Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии с помощью этих персонажей нагнетает основной конфликт и передает свое отношение ко всему происходящему. Они помогают автору понять всех остальных героев пьесы, проблемы эпохи, расширить исторические рамки и показать весь русский «свет».

Почему Софья полюбила Молчалина?

Героиня, попирающая моральные устои.

Сочетая в комедии «Иди» черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от односторонности в изображении героев. Поэтому идеальных, положительных персонажей в пьесе нет, а Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие предстали перед нами как живые.

Недаром Гончаров отмечал и ценил в Софье «черты характера живые и реалистичные». У Софии есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, независима. Неслучайно даже само имя героини Софьи «мудрая». Ее речь, яркая, образная, эмоциональная, афористичная, соответствует характеру юной девушки («Счастливых часов не смотри»). Софье в комедии отводится непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.

Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание священника от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет якобы огорчивший ее сон. Этот сон, придуманный на ходу, свидетельствует о тонком уме Софьи, ее незаурядных литературных способностях.

Чацкий полюбил Софью прежде всего за ее тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает сочувствие. Чацкий безумно влюбляется: «Я люблю тебя без памяти». Не случайно, возвращаясь в Москву из дальних стран, он постоянно взывает к ее уму. Софья по-своему умна, много читает («Ей не спится из французских книг»), но тема ее чтения — сентиментальные романы, описывающие истории любви (герои их бедны и не имеют положения в обществе). .

София восхищается их верностью, преданностью, готовностью пожертвовать всем во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Софья представляла себе Молчалина таким романтическим героем. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: «берет руку, прижимает к сердцу…». Так ведут себя герои французских романов.

Но Чацкий не такой. Хотя он и был влюблен в Софью, но бросил ее на целых три года и ушел скитаться. За это время Чацкий не написал ни строчки. И в Софье происходили значительные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что они нуждаются в любви, ласке, внимании, восхищении. Разлуки они не выносят.

То же самое произошло и с Софией. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма — непонимание одного героя другим. В спектакле «Го» каждый персонаж составляет для себя схему жизни. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схем). Нет ничего плохого в том, что юная девушка хочет почувствовать себя героиней романа, плохо другое — она ​​не видит разницы между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от фальшивый. Она любит, но ее избранник служит своему признанию: И теперь я принимаю вид любовника В угоду дочери такого человека…

Следование литературным штампам ведет к трагической развязке, горьким прозрениям и крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в семейной жизни она хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так подходит на роль «мужа-мальчика, мужа-слуги». Софья отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленной женской гордости, но и потому, что независимый, наглый, свободолюбивый и непокорный Чацкий пугает ее: «Сделает ли такой ум семью счастливой?» Поэтому Г-дов писал о своей героине так: «Девушка сама не глупа, она умному человеку предпочитает дурака».

В конце пьесы Чацкий упрекает героиню в том, что она забыла «женский страх и стыд»: И дорогой, для которого забыт и бывший друг, и женский страх и стыд, — Он прячется за дверью, боясь, что ему ответят. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: «Софья перешла границы поведения, установленные для барышни ее круга. Она нарушила приличия!» Таким образом, Софья бросила вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий потрясает социальные устои, то Софья потрясает нравственные. И царская цензура запретила печатать и ставить эту пьесу не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения.

В отличие от Фамусова, Молчалина и других персонажей пьесы, Софья не боится чужого осуждения: «Да какое мне дело до кого? до них? до всей вселенной?» Софья Павловна винит себя в своих ошибках: «Не продолжайте, я виню себя во всем». Это означает, что у этой девушки есть чувство ответственности за собственные поступки. Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает Софье в этом праве. Софья спокойно держится в последней сцене комедии, когда обнажается подлость и низость Молчалина.

Героине очень тяжело, ведь все происходит в присутствии Чацкого. Ее, красивую, умную, образованную дворянку, предпочитали служанке. Но ведь Софья молода, простим ошибки юности, недаром мудрый Пушкин написал в романе «Евгений Онегин»: Простим лихорадку юности И лихорадку юношескую и бред юношеский. В Г-дов все герои, поставившие цели в жизни, терпят неудачу. Эдакое «горе от ума», если разум понимать как выработанный план действий, желание лепить из кого-то жизнь. Но жизнь идет не по плану.

Любовная линия пьесы означает одну простую истину, жизнь тайное горение, полет. Г-дов, по-моему, написал пьесу о жизни, не о политике, а о самом главном в жизни — о любви. Гончаров писал, что в Софье «есть сильные наклонности замечательного характера». И это действительно так. Нужно оценить в этой девушке «черты живого и реалистичного характера». Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

Одна из главных черт комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова – наличие в нем двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые персонажи. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» — и соперники в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, и противоборствующие стороны по многим общественным вопросам.

Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но за время отсутствия Чацкого Софья стала иначе смотреть на их юношеский роман и теперь называет его детским. Ее сердце занимает Молчалин, скромный и неразговорчивый секретарь ее отца, живущий в их доме.

Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Второй удар для главного героя состоит в том, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий саркастически сказал: «Только ума в нем мало».

Характеристика Молчалина и Чацкого поможет понять, почему Софья делает такой выбор.

Почему Софья предпочитает Молчалина, а не Чацкого?

Софья Фамусова хоть и не принадлежит к ревностным защитникам «прошлого века», но все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хотя она не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала из воспитания своего отца.

Когда в первом акте комедии между Софьей и Лизой возникает разговор о Чацком. Становится ясно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его умение рассмешить всех, но ведь «смехом можно поделиться со всеми». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что сейчас ведет с Молчалиным любовную игру.

Какими предстают перед читателем Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»?

Сама Софья характеризует Чацкого так: «Острый, умный, красноречивый, особенно счастливый в друзьях…» Но девушка не может понять и поверить, как влюбленный мужчина может оставить любимую на три года с непонятными целями: «Ах! Если кто-то кого любит, зачем искать по уму и ездить так далеко?

Приехав в Москву, Чацкий злит Софью не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Разговор с Софьей он тоже начинает с нападок на ее родных и близких: «Ну, а твой отец?

Весь английский клуб старый, верный член до гроба? Твой дядя отдернул веко?»

Сам Чацкий не понимает, почему его слова обижают Софью. Он не видит в них ничего дурного. Герой оправдывается тем, что у него «ум и сердце не в ладу».

Но больше всего Софью умиляют слова Чацкого о Молчалине. Она видит в нем персонажа из романов, которые читает. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий сразу разгадал Молчалина и его роль в общество «Фамус», Молчалин «услужлив, скромен», а значит, «дойдет до известных ступеней, потому что теперь любят немых».0003

Почему ни один из персонажей финала комедии не будет с Софией?

В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесной дуэли, и читатель постепенно начинает открывать истинное лицо Молчалина, которое не так просто, как кажется на первый взгляд.

Молчалин, как и все ненавидимые Чацким представители «прошлого века», стремится любой ценой получить высокий чин и положение в обществе. Так как пока у него всего этого нет, ему «нужно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем это надо?» Но у Молчалина, кажется, есть четкий жизненный план. Он всячески старается услужить гостям Фамусова, восхваляет мех хлестовской собаки, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В моем возрасте не следует сметь ​​иметь собственное суждение».

Даже при своих небольших успехах на службе Молчалин очень горд и хвастается ими перед Чацким: «Сколько работы и силы, с тех пор как числюсь в архивах, три награды получил». Молчалин даже осмеливается выразить сочувствие Чацкому за то, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «дарит балов не бывает богаче». Она может помочь в получении очередного чина или награды, ведь «чиновники и чиновники — все ее друзья и все ее родственники». Так люди из круга Фамуса привыкли зарабатывать положение в обществе. Таков Молчалин.

Сторонникам «прошлого века» не понятно стремление Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал как возможность найти каналы для продвижения по карьерной лестнице, то Чацкий предпочитает делить время на развлечения и на дела: «Когда я в деле, я прячусь от веселья, когда дурачусь, я дурачиться, и смешивать эти два ремесла — тьма мастеров, я не из их числа.»

Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совсем другие. У Чацкого свежий, деятельный ум. Он был храбр и в любви, и в отстаивании своих взглядов. Молчалин нетороплив и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно думает о том, как отреагирует мир на их связь, если она вдруг откроется, потому что «злые языки хуже ружья». Удивительно, как такие разные характеры могли вызвать любовь одной и той же женщины9.0003

Эта тайна будет раскрыта в конце пьесы. Молчалин обманом добивается расположения Софьи. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуликий герой, принимающий облик любовника только «ради дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.

Однако Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись с взглядами фамусовского общества. И София для него теперь часть, порождение того мира, куда он не имеет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в мире: «Муж-мальчик, муж-слуга, со страниц жены — высокий идеал всех московских мужей».

выводы

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» — совершенно разные по характеру и ценностным ориентациям персонажи. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, то оно характеризует себя в соответствии с этим героем. Московские дворяне хотят склониться перед ними, выслужиться, завоевать их благосклонность. Они уважают церемониальность и карьеризм. Этим идеалам идеально соответствует Молчалин. Чацкий в этом обществе «страстных по чинам» людей лишний.

Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учащимися 9 класса в сочинениях на тему «Общество Фамуса в комедии «Горе от ума»»

Художественный тест

Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Вы с ним помиритесь, после размышлений и зрелости.

Грибоедов А.С.

Александр Сергеевич Грибоедов — талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет она не перестает удивлять и радовать все новые и новые поколения читателей правдивостью образов, созданных автором, и своим ярким, сочным, бесподобным языком.

Большое значение в понимании авторского замысла, критической оценке современной действительности сыграли два героя комедии — Софья и Молчалин. В целом спектакль представляет собой классический «любовный треугольник». Грибоедов умело нарисовал трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечных персонажей» и показав их переживания, интриги, крушение мечтаний. Софья — дочь богатого московского дворянина, скучая в отцовском доме, она обратила внимание на ничтожного человека, Молчалина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа». Уход Чацкого подтолкнул Софью к Молчалину. В силу своей молодости и неопытности она выбрала «объектом страсти» Алексея Степановича, а кто еще мог привлечь ее внимание, как не Скалозуб.

Об ушедшем Чацком она с обидой говорит: Вот он о себе возомнил… Желание странствовать напало на него, Ах! если кто-то кого любит, Зачем искать ум и ехать так далеко? София достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее. Она принимает холопство, притворство и лесть Молчалина за любовь и безоглядно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому «холую». Молчалин готов забыться ради других, дерзости — всегда робко, робко целоваться, с кем можно так провести!

Она не подозревает, что сдержанность Молчалина обусловлена ​​любовью и уважением, а равнодушием и расчетливостью эгоиста, бесцеремонно идущего к своей цели. Он в совершенстве усвоил законы общества, в «высшие сферы» которого пробьется любым путем, поэтому знает: Ах! Злые языки хуже ружья. Здесь искренность, пыл души, патриотизм и добросовестное служение во имя отечества и дела не нужны, но цена совсем иная: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями выгодна. ми мест.

Молчалин прекрасно знает правила этой жизни. Он приспособился к «сильным мира сего» и уверенно идет к намеченной цели. И в то же время не может отказать себе в «маленьких слабостях». Ему нравится служанка Софьи — Лиза. Алексей Степанович при каждом удобном случае выражает ей свою благосклонность. Он не подозревает, что его низость очевидна даже для горничной. Он настолько самоуверен, что заботится о Лизе без всякого страха. Какое у тебя лицо! Как я люблю тебя!.. Приходи к обеду, побудь у меня; Я открою тебе всю правду… Ангел мой, я хотел бы чувствовать к ней половину того же, что испытываю к тебе…

Ослепленная «фиктивной любовью», Софья не желает замечать глупости, ничтожества и холопства Молчалина. Она возводит его пороки в достоинства, так ей удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, но, начитавшись романов, наделяет нужными чертами первого встречного, попавшегося «под руку». София достаточно умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Она умеет блестяще врать, изворачиваться, клеветать, поэтому даже опытного отца обводит вокруг пальца. Как и всякая избалованная барышня, она делает то, что ей вздумается. От скуки она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне влюбилась, не понимая, что он лжец и лицемер, а не влюбилась в нее.

При первой встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только он не хочет верить, понимать очевидное. Смотри, он завоевал дружбу всех в доме. Он служит у попа три года, Он часто сердится напрасно, И обезоружит его молчанием, Прости его от доброты его души, между прочим, я мог просить милостей; Нисколько. от стариков порога не переступит.. Теперь, уже влюбленная, Софья не боится ни гнева отца, ни чужого мнения, ее пылкая натура жаждет счастья, и тем страшнее ее «отрезвление» , тем больше она обманывалась, видя в Молчалине идеал.

Я ничего не помню, не беспокойте меня.

Воспоминания! как острый нож.

Не будь злым, встань.

Я не хочу ответа, я знаю твой ответ

Ложь. ..

Но он мог бы сказать и о Софье и Чацком, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине. Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не беда. Вы помиритесь с ним, по зрелому размышлению. Чтобы уничтожить себя, и для чего! Подумай, ты всегда сможешь о нем позаботиться, и запеленать, и по делам отправить. Муж-мальчик, муж-слуга, со страниц жены — Высокий идеал всех московских мужчин. Можно только удивляться дальновидности и гениальному предвидению А.С. Грибоедов, предсказавший поведение людей на много лет вперед. Образы Софьи и Молчалина являются ключевыми в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют отношения людей, связанные не искренней любовью и уважением, а эгоизмом и корыстным стремлением к поставленным целям.

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов поднимает тему противостояния просвещенной личности и целого общества праздных и невежественных людей, олицетворяющих высший мир. Этот конфликт сродни вечному спору консервативных отцов с прогрессивными детьми, поэтому во все времена он будет представлять большой интерес.

В комедии ярко выражены две противоборствующие стороны, но есть и неоднозначные персонажи, на первый взгляд не наделенные пороками фамусовского общества. К таким героям относится и Софья, не лишенная положительных качеств.

Наши специалисты могут проверить ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Kritika24.ru
Преподаватели ведущих школ и действующие специалисты Министерства образования РФ.

Подруга детства Чацкого образованна и умна, герой питает к ней нежные чувства, но честному и порядочному Чацкому девушка предпочитает хитрого льстеца Молчалина. Как вы можете объяснить выбор Софьи?

Автор построил сюжет так, чтобы конфликт выглядел острее. Он показывает читателю разницу во взглядах молодежи, воспитанной в доме Фамусова. Между повзрослевшими Софьей и Александром заметны существенные различия. Их прежние отношения девушка воспринимает как юношескую любовь, ее идеалы изменились. Теперь она подражает отцу и хочет командовать. Дворянку умиляет перспектива стать покровительницей безвольного Молчалина, который ходит «на цыпочках и не богат на слова». По положению он ниже Софьи, поэтому стремление иметь «мужа-мальчика, мужа-слугу» выявляет в девушке типичную представительницу столичного общества. К концу произведения страдания Чацкого только усиливаются, ведь к социальному конфликту добавляется еще и безответная любовь.

Мне кажется, Софья потеряла интерес к Чацкому не только из-за желания командовать покорным Молчалиным. Сказалась и обида девушки, ведь Александр три года скитался и не отправил ни одного сообщения. Долгая разлука лишила ее привязанности, и в этом виноват сам герой. Если бы Чацкий был рядом все это время, возможно, его влияние пересилило бы отцовское начало в душе его возлюбленной. Но о чем могла думать девушка, когда молодой человек вдруг отправился в неизвестном направлении и не дал о себе знать?

Думаю, Софья выбрала послушного Молчалина за свой покладистый характер. Она приняла хитрость и подобострастие за доброту и скромность. Видно, что она любит не столько кавалера, сколько идеал, созданный ее чутким воображением. А желание иметь покорного и комфортного супруга лишний раз доказывает, что Софья достойная дочь своего отца и частица его общества.

Обновлено: 10.01.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ Софьи из повести о горе от ума. Характеристика Софьи Павловны Фамусовой из комедии Грибоедова «Горе от ума»

В комедии А.С. В «Горе от ума» Грибоедова представлены нравы московских дворян начала XIX века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые стали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «прошлого века», отстаивающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «современного века», стремящегося улучшить устройство общества через проявление истинного гражданства. . Однако в пьесе есть персонажи, которых нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Это образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова — один из самых сложных персонажей в творчестве А.С. Грибоедов. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, так как, с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья является причиной страданий Чацкого и изгнания его из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношеская любовь Софья называет ребячеством, тем не менее она когда-то привлекла Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил с ней по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев ее отца. Ведь он считает, что «в чтении нет большой пользы», а «учеба — это чума». И это первое несоответствие в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами вельмож «прошлого века».
Увлечение Софии Молчалиным тоже естественно. Она, как любительница французских романов, разглядела в этом человеке черты скромности и немногословности. романтический герой . Софья и не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, который находится рядом с ней только ради личной выгоды.

В отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «прошлого века», в том числе и ее отец, никогда не осмелился бы проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, поскольку «злые языки хуже ружья», то Софья не боится мнения света. Она следует велениям своего сердца: «К чему мне молва? Кто хочет так судить. Эта позиция сближает ее с Чацким.

Черты, которые сближают Софию с обществом Фамус

Однако София — дочь своего отца. Она воспитывалась в обществе, где ценят только чины и деньги. Атмосфера, в которой она росла, безусловно, повлияла на нее.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только потому, что увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины правят не только миром, но и семьей. Стоит вспомнить парочку Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал как деятельного, деятельного военного, под влиянием жены превратился в безвольную тварь. Наталья Дмитриевна все решает за него, дает за него ответы, распоряжается им как вещью.

Очевидно, Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала Молчалина на роль своего будущего супруга. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московского дворянства: «Муж — мальчик, муж — слуга, жены пажи — высокий идеал всех московских мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья — самый трагический персонаж. Она выносит больше страданий, чем даже Чацкий.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, отвагой, умом, вынуждена быть заложницей общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, невзирая на мнение окружающих. Она выросла в среде консервативного дворянства и будет жить по продиктованным им законам.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сохранить свою любовь, избавить Молчалина от насмешек толкает Софью распускать сплетни о безумии Чацкого: «Ах, Чацкий! Тебе нравится всех наряжать шутами, не хочешь примерить на себя? Однако Софья оказалась способной на такой поступок только из-за сильного влияния общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

В-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она влюбилась в негодяя, игравшего роль ее возлюбленного, лишь потому, что ему могло быть выгодно получение очередного чина или награды. Кроме того, разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

выводы

Так, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противостоит отцу и всему благородному обществу… Она не боится выступать против мира, отстаивая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи Чацкий был очернен в обществе и изгнан из него.

Если все остальные персонажи пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, оберегают свой комфорт и привычный образ жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Она, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и получает свой «миллион мук», — писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале выясняется, что борьба героини за право на любовь была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но даже с таким, как Чацкий, Софья не нашла бы счастья. Скорее всего, она выберет себе в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильный характер Софьи требует реализации, что станет возможным с мужем, позволяющим ему командовать и руководить.

Софья Фамусова — самый сложный и неоднозначный персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие ее образа и описание роли в комедии будет полезно 9оценок при подготовке материалов к сочинению об образе Софьи в комедии «Горе от ума»

Товарная проба

Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «сама девушка не глупа». И имя своей героине автор дал соответствующее — София, что означает «мудрость». Но читатель все же чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софии также неоднозначно. «Кто тебя решит?» — на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.

Чацкого Софья любит, она не похожа на других московских барышень. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, она до сих пор неравнодушна к нему.

Но у Софьи тоже есть «особый отпечаток», как и у всех московских. Она получила воспитание и образование, которых требовало общество. У нее некий идеал семейной жизни – Москва. Правда, на формирование этого идеала повлияли и французские романы о необыкновенной любви. Чацкого долго не было рядом с Софьей («он и двух слов не писал три года»). Но был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, робкого, робкого любовника.
Девушка придумала себе подобный образ и «навязала» его Молчалину. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она его себе представляла. Я. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, поэтому и придумывает свою мечту. Героиня ждет случая подготовить отца к идее ее замужества с Молчалиным. Что напоминает нам история ее сна? Чувствуются черты столь популярной в Грибоедовскую эпоху баллады: разлука с любимым человеком, противопоставление миру, фантастические чудовища… «Все есть, если нет обмана», — реагирует на этот сон Фамусов.

София достаточно умна, чтобы не злить отца, она обманывает, обманывает, не испытывая угрызений совести. Она остра на язык, саркастична.

И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь добрых инстинктов с ложью, живой ум при отсутствии всякого намека на идеи и верования, смешение понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет характера личной пороков в ней, но выступает как общие черты ее круга. В ее собственной, ее личной физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное относится к воспитанию.

Образ Софьи играет в комедии весьма значительную роль. Оно связано с вспыхнувшим любовным конфликтом, а также вспыхнувшим конфликтом между личностью и обществом, что происходит в эпизоде ​​разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшем в разговор о службе.
Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точкой совпадения является Софья, сказавшая в гневе на Молчалина — «Он не в своем уме». Героиня умышленно подтверждает сумасшествие Чацкого:

Ах, Чацкий! Любишь побаловаться шутами,
Приятно примерить на себя?

А развязка связана с Софией. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова подводит оба конфликта к логическому завершению.

София — единственный ведущий персонаж пьесы, действия которого полностью самостоятельны и ни от кого больше не зависят. Молчалин берет на себя роль любовника и безропотно ее играет. Фамусов находится в состоянии каких-то еще не вполне определенных подозрений в отношении к Молчалину, а затем и к Чацкому, так как Софья поставила его в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны персонажей пьесы. Слухи о безумии Чацкого распространяются и среди гостей Фамусова с подачи Софьи. София здесь выступает в роли кукловода, в руках которого нити, приводящие в действие марионеток.

Говоря о Софье, Гончаров писал: «Она, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «миллион мук».

Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого спутывает для нее все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья злится на Чацкого, потому что в ее душе есть есть смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорила женская гордость: осмелились осудить предмет ее любви. Кроме того, Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. Это делает ее особенно обидной. Что вызвало ее отношения с Чацким портятся?Из-за любви.У всех остальных он социальный конфликт,а у нее любовный.

Почему Грибоедов говорит, что Софья была тяжелее всех? Потому что ее идиллия романтической любви Молчалина рухнула. Но показательно и другое: героиню унижает не только осознание того, что Молчалин ее совершенно не привлекает. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.

Между тем София ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признать, что Молчалин негодяй, и признает свою неправоту:

Не продолжай, я виню себя во всем.
Но кто бы мог подумать, что он такой хитрый!

София привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и пылкостью. В то же время она дитя общества Фамуса, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Именно поэтому девушка смогла оклеветать Чацкого.
К сожалению, Софья не может выйти замуж за другого героя, кроме Молчалина. Ей нужен мальчик-муж, потому что она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не видела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием.

Софья — великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских образов она занимает достойное место как образ сильной личности и смелой, хотя и наивной девушки.

ОБРАЗ СОФИИ В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «Горе от ума».

«Грибоедов принадлежит к сильнейшим проявлениям русского духа», — сказал в свое время Белинский. Трагически погибший в возрасте тридцати четырех лет, Грибоедов создал, несомненно, не все, что он мог сделать своими творческими силами. Ему не суждено было реализовать многочисленные творческие идеи, поражающие своим широким размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории как автор одного знаменитого произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое дело: он уже написал «Горе от ума». В этих словах — признание большой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.

В «Горе от ума» Грибоедов выдвинул главную социально-мировоззренческую тему своего критического времени — тему непримиримой вражды защитников старой, костлявой жизни и сторонников нового мировоззрения, новой свободной жизни.

Актеров много — положительных и отрицательных, но я хочу остановиться на главной героине — Софье Фамусовой. Эта девушка ни хороша, ни плоха. Грибоедов писал однозначно: «Девушка сама не глупа». Еще не такой, чтобы автор мог безоговорочно назвать ее умной, но и к дурам ее причислить нельзя. В противном случае мы начнем противоречить авторской воле, выраженной прежде всего в самом тексте пьесы. Хотя именно текст может поставить читателя в некоторое затруднение. Так, например, когда Пушкин впервые знакомился с пьесой Грибоедова, образ Софьи показался ему вписанным «неясно».

Я хочу попытаться понять ее характер. Это очень сложно само по себе. В Софии сложно переплелись «добрые инстинкты с ложью». Ей приходится изворачиваться и лгать, чтобы не предать близкого отца свою любовь. Она вынуждена скрывать свои чувства не только из-за страха перед отцом; ей больно, когда в вещах для ее поэтического и прекрасного видят только суровую прозу. Любовь Чацкого к Софье поможет нам понять одну истину: характер героини в чем-то важном под стать главной красоте всей комедии. В семнадцать лет она не только «прекрасно расцвела», как говорит о ней Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или даже ее отец. Достаточно сравнить фамузианское «что заговорит княжна Марья Алексевна», тачалинское «ведь от других надо зависеть» и замечание Софьи: «Что мне слышать? Кто хочет так судить». утверждение — это не просто «слова». Героиня ориентируется на них буквально на каждом шагу: и когда принимает Молчалина в своей комнате, и когда

на глазах у Скалозуба и Чацкого он бежит крича Осипу: «Ах! Боже мой! упал, погиб! — и сама падает без сознания, не думая о впечатлении окружающих.

Софья абсолютно уверена в себе, в своих поступках, в своих чувствах. Хотя во всем этом, пожалуй, немалую роль играет та самая непосредственность, неиспорченность характере ее, что позволяет сравнить ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но между ними есть и существенное различие. Татьяна воплощает в себе идеальный характер русской женщины, какой ее представляет себе Пушкин. Обладая в высшей степени положительными качествами души, она любит выдающуюся человек, достойный ее по целому ряду качеств; избранник Софьи, к сожалению, другой, но это видно только нам и Чацкому. Софья, ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит в нем только хорошее…

При первой встрече Софьи с Чацким она не проявляет к нему такого же интереса, она холодна и не ласкова. Это озадачило и даже огорчило Чацкого. Напрасно он пытался вставить в разговор остроты, прежде так забавлявшие Софью. Они привели только к еще более равнодушному и чуть злобному ответу Софьи: «Неужели ошибкой, в горести, ты о ком-то хорошее сказала?» Софья до конца пьесы сохраняет свое гордое мнение о Чацком: «Не человек — змей». Следующие встречи Софьи и Чацкого мало чем отличаются друг от друга. Но в 3-м акте Чацкий решает «притвориться раз в жизни» и начинает восхвалять Молчалина перед Софьей. Софье удалось избавиться от назойливых вопросов Чацкого, но сама она увлекается и полностью уходит в свои чувства, опять же совершенно не думая о последствиях, что лишний раз доказывает нам твердость ее характера. На вопрос Чацкого: «Почему вы так кратко с ним познакомились?» Она отвечает: «Я не пробовала! Бог свел нас вместе. Этого достаточно, чтобы Чацкий наконец понял, в кого влюблена Софья.

Героиня рисует портрет Молчалина в рост, придавая ему самые радужные краски, быть может, надеясь в душе примириться с этой любовью не только себя, но и других. Но Чацкий, естественно, не хочет слушать Софью. Для него Молчалин — человек, недостойный уважения и тем более любви такой девушки, как Софья. Мы невольно задумываемся: что привлекло Софью в Молчалине? Может быть, его внешность или его глубокий образ мыслей? Конечно, нет. Скука, царящая в доме Фамусовых, прежде всего отражается на юном, трепетном сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи переполнена романтическим ожиданием любви, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить себя. Разгадав тайные стремления Софьи, Молчалин находится рядом, он живет в доме. Молодой человек приятной внешности, в меру образованный, ярко входит в роль любовника и очарованного. Комплименты, ухаживания, постоянное присутствие Молчалина рядом делают свое дело. Девушка влюбляется, не имея возможности выбирать или сравнивать.

Героиня, конечно, самая сложная в конце. Она понимает, что все это время играла в игру. Игра, но с настоящими чувствами. София прозревает и понимает, что ее собственный дом полон обманов и интриг. Именно в этот момент все прежние слова Чацкого начинают казаться ей справедливыми. Возможно, в будущем наша героиня выйдет замуж и будет жить счастливо, ни в чем не нуждаясь. Но эта эмоциональная драма навсегда оставила в ее сердце тяжелый отпечаток юности.

Софья Фамусова Настоящий пример хорошей и порядочной девушки. Причем дело вовсе не в воспитании, а в личных убеждениях Фамусовой. Характер у нее твердый и уверенный, но черствой девушку ни в коем случае нельзя назвать. Героиня умна, ее интеллект проявляется во многих аспектах. София любит мечтать. Она часто мечтает о том, что никогда не произойдет. Твердый характер Фамусовой проявляется не так сильно из-за ее горячего сердца, что дает понять, насколько добродушной может быть героиня.

Девушка очень умная. Достаточно взять одно ее высказывание: «Счастливых часов не соблюдают. Это невероятно умное изречение, которое дает еще одну характеристику Софии – если она счастлива, то время для нее не имеет значения. Но героиня говорила вовсе не о себе. Нельзя сказать, в чем было счастье девушки, но иногда ей действительно не хватало счастливых минут.София получила хорошее воспитание благодаря французской гувернантке, давшей девочке правильное воспитание.То, что героиня была достаточно близка с гувернантками, подтверждается ее фразами, характерными исключительно для французов женщины. Скажем, «рассказать вам сон» — такие фразы не характерны для русского народа. Однако речь Фамусовой содержала много просторечий. Например, «смех». Такие фразы, конечно, не подчеркивали интеллигентность дамы , но в речи Софьи их было не так много.

София, как положительная личность, с трудом развивалась в обществе Фамуса. Воспитание в этом обществе было далеко от идеального. Ложь, лицемерие – для окружающих героини людей эти качества были вполне приемлемы. Причем качества навязывались Фамусовой, хотя она прекрасно понимала, что такое общество ей не подходит. Общепринятые нормы, присущие кругу лиц, в котором девочке приходилось «крутиться», были ненормальными. Отчасти героиня это осознавала, отчасти – нет. Тем не менее, общество негативно влияло на героин. И как бы она ни хотела отрицать все качества, присущие ее обществу, некоторые черты достались девушке не по ее воле.

Когда Чацкий приезжает в Москву, он не видит в девушке любимую. За три года Софья изменилась не в лучшую сторону. И причиной этому является окружение девушки. Одним словом, Фамусова стала представительницей общества, ранее для нее совершенно неприемлемого. Чацкий это сразу заметил, поэтому ему было больно наблюдать, насколько он способен изменить окружение человека.

Несмотря на твердый характер, Софья, как представительница женского пола, была достаточно мягкой и открытой. Героиня не в полной мере показала свою страсть, но она была. Софья – настоящий «живой разум», что свойственно далеко не всем героиням произведения. Софье тоже приходится нелегко, ведь ее коснулась трагедия в тот момент, когда она узнала, кто на самом деле ее возлюбленный. Разочарование в любимом человеке стало для девушки серьезным ударом, а все из-за разговора Лизы и Молчанина, который Фамусова решает подслушать, и, как оказалось, не зря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *