Горе от ума характер чацкого: Характеристика Чацкого в комедии Горе от ума кратко, образ Александра Андреевича с цитатами героя для сочинения в таблице

Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Меню статьи:

  • Семья, детство и юношество героя
  • Характеристика личности
  • Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом
  • Чацкий и Соня Фамусова

Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.

Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой фамусовского общества в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье.

Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.

Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.

Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба.

По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.

За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.

Характеристика личности

Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.

Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.

Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.

Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.

Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.

Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.

Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.

Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом

Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.

На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с образом Фамусова в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.

В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.

Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.

Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.

Чацкий и Соня Фамусова

Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.

В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.

Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.

Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.

Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.

Автор: Виктория Давыдова

Характеристика Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова

Вы здесь

Главная

>

Блог

>

Характеристика Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова

Пожалуй, одно из самых популярных произведений у Александра Грибоедова — это комедия «Горе от ума». Один из главных героев комедии — Чацкий, и в этой статье мы хотим коротко рассмотреть характеристику Чацкого в комедии «Горе от ума».

Известно, что именно после сочинения этого произведения Грибоедов сразу же занял почетное место в ряду ведущих поэтов эпохи и снискал популярность. Бурно отреагировали и литературные круги, многие критики торопились высказаться в отношении образов комедии и сделать свой анализ произведения. Как раз один из таких образов, который вызвал особенный интерес — это образ Чацкого.

Кто стал прототипом Чацкого?

Например, Александр Пушкин написал в 1823 году письмо Вяземскому, в котором упомянул комедию «Горе от ума». Там Пушкин отметил, что прототипом образа Чацкого стал Чаадаев. Есть и другие подтверждения такому утверждению, ведь известно, что изначально фамилией главного героя была Чадский.

Но есть и другая версия. Некоторые литературоведы убедительно говорят, что не кто иной, как Кюхельбекер выступил, как прототип образа Чацкого. Если посмотреть на биографию Кюхельбекера, можно легко в это поверить — пылкий и потерявший успех за границей, но возвратившийся в родные края, молодой человек очень похож по своему характеру и образу действий на нашего героя комедии.

Эти рассуждения уже помогают кое-что прояснить в характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова.

Что сказал сам автор о Чацком

Как-то раз добрый друг Грибоедова Катенин сказал, что по характеру Чацкий «сбивчивый», то есть в его действиях нет последовательности, на что автор ответил весьма прямо. Суть ответа Грибоедова: в комедии полно глупых людей, и все они приходятся на одного умного человека со здравым смыслом.

Грибоедов видел характеристику Чацкого в таких качествах, как образованность и ум, которые проявились в непростой ситуации. Да, Чацкий противостоит обществу, он понимает, что превосходит других и не скрывает этого. Но почему? У Чацкого подозрение в наличии соперника в отношении возлюбленной, чьего внимания никак не добиться, хотя раньше она сама была неравнодушна к нему. К тому же, он одним из последних слышит о своем «сумасшедствии», которое приписали ему. Чацкий действительно очень горяч, но автор считает, что виной тому сильнейшее разочарование в любви.

Вот поэтому он кажется таким опальным, сбивчивым и с непоследовательными поступками.

Мировоззрение Чацкого

В образе Чацкого отразился портрет того, кто имеет уже сложенную систему ценностей и принципов, у кого свое мировоззрение и принятая мораль. И это важно в характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума». Главный герой оценивает личность свою и других по тому, насколько человек стремится к знаниям и высокому, вечному. Он считает, что для блага отечества стоит потрудиться, но есть огромная разница между службой и прислуживанием — этот момент принципиальный в комедии.

Что еще отличает Чацкого от общества? Он не боится, что у нем думают другие, у него нет авторитета, он независим. Все это становится причинами для страхов у аристократического круга в Москве, потому что для них Чацкий — опасный бунтовщик, который не побоится посягнуть на всё святое. Как-то Фамусов предлагает Чацкому пожить «как все», но такая позиция далека от Александра Андреевича, и он презрительно отказывает Фамусову.

Давайте подведем краткий итог, говоря о характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Автор во многом солидарен со своим главным героем. В образе Чацкого четко прослеживается просвещенный человек, не боящийся открыто выражать свое мнение, однако важно: он не выдает революционного и радикального настроя. А на самом деле в обществе Фамусова все, кто отклоняются от принятых норм, кажутся безумцами и опасными для остальных. Неудивительно, что в итоге Александр Андреевич Чацкий был признан сумасшедшим.


Вы прочитали в данной статье о характеристике Чацкого и его образе, вы можете также ознакомиться с биографией Александра Грибоедова и прочесть краткое содержание «Горе от ума». Кроме того прочитайте:

  • Характеристика Фамусова
  • Анализ комедии «Горе от ума»

Теги: 

книги

персонажи

Похожие статьи

О чем роман «Отцы и дети»?

Знаковый для своего времени роман «Отцы и дети», который написал Иван Сергеевич Тургенев во второй половине 19 века, не потерял актуальности и по сей день. В свое время образ Евгения Базарова, который является главным героем романа «Отцы и дети…

Анализ повести «Белый пароход»

«Белый пароход» — это повесть Чингиза Айтматова, наиболее известное его произведение. Как и для многих других работ Айтматова, в «Белом пароходе», анализ которого мы сейчас делаем, раскрывается тема противостояния добра злу. Эта тема, между…

«Борис Годунов» — анализ пьесы Пушкина

В трагедии «Борис Годунов» поднимается широкий спектр вопросов: народ и власть, совесть и покаяние, преступление и наказание, любовь и предательство. Как и все исторические тексты Пушкина («Капитанская дочка», «История Пугачёва, Полтава»), пьеса…

Горе от ума – indiepubs

{{ item.title }}

{{ item.templateVars.contributorString }}

{{ item.templateVars.prices.AUD }}

{{#if item.templateVars.readMoreBtn}} {{{item.templateVars.readMoreBtn}}} {{/если}}

{{{item.

description}}}

{{/если}} {{#if item.reviews}}

{{#каждый элемент.отзывы}} {{#if this.review.description}}

{{{this.review.description}}}

{{#if this.review.reviewer}} — {{{this.review.reviewer}}} {{/если}}

{{/если}} {{/каждый}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBios}}

{{#каждый элемент.templateVars.contributorBios}}

{{#если это.изображение}}

{{/если}} {{#if this. bio}}

{{{this.bio}}}

{{/если}}

{{/каждый}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.contents}}

{{#каждый элемент.templateVars.contents}} {{{это}}} {{/каждый}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.showBookDetails.show_pdf_resources_tab}} {{#if item.templateVars.pdfResources}}
    {{#каждый элемент.templateVars.pdfResources}}
  • {{{это}}}
  • {{/каждый}}
{{/если}} {{/если}}
    {{#if элемент.описание}}
  • {{item.templateVars.tabsLabel.tab_description_label}}
  • {{/если}}
  • {{item. templateVars.tabsLabel.tab_details_label}}
  • {{#if item.reviews}}
  • {{item.templateVars.tabsLabel.tab_reviews_label}}
  • {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBios}}
  • {{item.templateVars.tabsLabel.tab_author_bio_label}}
  • {{/если}} {{#if item.templateVars.contents}}
  • {{item.templateVars.tabsLabel.tab_contents_label}}
  • {{/если}} {{#if item.templateVars.showBookDetails.show_pdf_resources_tab}} {{#if item.templateVars.pdfResources}}
  • {{item.templateVars.tabsLabel.tab_resources_label}}
  • {{/если}} {{/если}}

{{#if элемент.описание }}

{{{item. description}}}

{{/если}}

{{{ item.templateVars.svgIcons.details }}}

{{#if item.reviews}}

{{{ item.templateVars.svgIcons.reviews }}} {{#каждый элемент.отзывы}} {{#if this.review.description}}

{{{this.review.description}}}

{{#if this.review.reviewer}} – {{{this.review.reviewer}}} {{/если}}

{{/если}} {{/каждый}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBios}}

{{#каждый элемент. templateVars.contributorBios}}

{{#если это.изображение}}

{{/если}} {{#if this.bio}}

{{{this.bio}}}

{{/если}}

{{/каждый}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.contents}}

{{#каждый элемент.templateVars.contents}} {{{это}}} {{/каждый}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.videos}}

{{#каждый элемент.templateVars.videos}}

{{this.
name}}

{{{this.embed}}}

{{/каждый}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.showBookDetails.show_pdf_resources_tab}} {{#if item.templateVars.pdfResources}}

    {{#каждый элемент.templateVars.pdfResources}}
  • {{{это}}}
  • {{/каждый}}

{{/если}} {{/если}}

{{#if item.templateVars.videos}}

{{#каждый элемент.templateVars.videos}}

{{this.name}}

{{{this.embed}}}

{{/каждый}}

{{/если}}

Лишний человек в России девятнадцатого века» Келли Л.

Хамрен
  • < Предыдущий
  • Далее >
Дата

5-4-2011

Отдел

Английские и современные языки

Степень

Магистр искусств (MA)

СЛАД

CARL C CURTIS

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

CARL C CURTIS

. и восточноевропейская; Литература, Общее

Ключевые слова

Достоевский, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, русская литература, лишний человек

Реферат

«Лишний человек» — одно из важнейших явлений Золотого века русской литературы, т. в 1820-х годах и кульминацией в великих романах Достоевского и Толстого. Понять лишнего человека — значит понять ключевую культурную борьбу, битву за самопознание российской интеллектуальной элиты, ищущей твердую почву на разломе между изощренной западной философией и славянским наследием, понимаемым скорее инстинктивно, чем интеллектуально. Лишний человек — внебрачный ребенок изменчивой многовековой любви между западным разумом и славянской душой, между технологически продвинутым, но духовно обедненным миром, прославляющим личность, и миром, казалось бы, отсталым, отмеченным веками православия и коллективизма. . И все же было бы трудно представить себе более широкое применение или более неадекватное определение термина. Рудин и Базаров у Тургенева, Обломов у Гончарова, Степан Трофимович Верховенский у Достоевского, Андрей Болконский у Толстого — лишь немногие персонажи, которые попали в реестр лишних людей просто потому, что не вписываются или не проявляют общего разочарования в жизни, системе или статус-кво. . Однако если неудачник или бунтарь адекватно определяет тип характера, почему бы не расширить список, включив в него Эбенезера Скруджа Диккенса, Анжольраса Гюго или Дон Жуана Байрона? Именно это делает лишнего человека своеобразным феноменом русской мысли, репрезентацией определенного культурного конфликта в определенном месте и времени, что отличает его от других более или менее социально неуклюжих или неудовлетворенных членов литературного канона. Лишний человек — двойственный продукт русской культуры и западного образования, человек незаурядного ума, все более и более болезненно сознающий свою неспособность синтезировать знания и опыт в непреходящие ценности, чье ложное достоинство постоянно подтачивается соприкосновением с русской действительностью, и чье растущее отчуждение от себя и других приводит к беззастенчивому потворству трусливым, смехотворным, а иногда и разрушительным инстинктам. Наиболее сильно и окончательно эти черты проявляются у четырех персонажей: Чацкого, Онегина, Печорина и Ставрогина. В «Горе от ума» Александра Грибоедова герой Чацкий достигает гиперсознания собственной отчужденности от российского общества; в «Евгении Онегине» Александра Пушкина главный герой исследует последствия отчуждения и нравственной летаргии в своей гибридной душе; в «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова персонаж Печорин представляет собой волю, не сдерживаемую никакими ценностями и целостным самоощущением, все более склонную к наказанию других за собственную пустоту; а в «Бесах» Достоевского персонаж Ставрогин разыграет все духовные и социальные последствия смерти души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *