Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Меню статьи:
- Семья, детство и юношество героя
- Характеристика личности
- Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом
- Чацкий и Соня Фамусова
Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.
Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой фамусовского общества в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье.
Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.
Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба.
За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.
Характеристика личности
Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.
Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.
Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.
Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.
Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.
Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.
Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.
Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом
Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.
На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с образом Фамусова в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.
В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.
Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.
Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.
Чацкий и Соня Фамусова
Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.
В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.
Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.
Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.
Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.
Автор: Виктория Давыдова
Характеристика Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова
Вы здесь
Главная
>
Блог
>
Характеристика Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова
Пожалуй, одно из самых популярных произведений у Александра Грибоедова — это комедия «Горе от ума». Один из главных героев комедии — Чацкий, и в этой статье мы хотим коротко рассмотреть характеристику Чацкого в комедии «Горе от ума».
Кто стал прототипом Чацкого?
Например, Александр Пушкин написал в 1823 году письмо Вяземскому, в котором упомянул комедию «Горе от ума». Там Пушкин отметил, что прототипом образа Чацкого стал Чаадаев. Есть и другие подтверждения такому утверждению, ведь известно, что изначально фамилией главного героя была Чадский.
Но есть и другая версия. Некоторые литературоведы убедительно говорят, что не кто иной, как Кюхельбекер выступил, как прототип образа Чацкого. Если посмотреть на биографию Кюхельбекера, можно легко в это поверить — пылкий и потерявший успех за границей, но возвратившийся в родные края, молодой человек очень похож по своему характеру и образу действий на нашего героя комедии.
Эти рассуждения уже помогают кое-что прояснить в характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова.
Что сказал сам автор о Чацком
Как-то раз добрый друг Грибоедова Катенин сказал, что по характеру Чацкий «сбивчивый», то есть в его действиях нет последовательности, на что автор ответил весьма прямо. Суть ответа Грибоедова: в комедии полно глупых людей, и все они приходятся на одного умного человека со здравым смыслом.
Грибоедов видел характеристику Чацкого в таких качествах, как образованность и ум, которые проявились в непростой ситуации. Да, Чацкий противостоит обществу, он понимает, что превосходит других и не скрывает этого. Но почему? У Чацкого подозрение в наличии соперника в отношении возлюбленной, чьего внимания никак не добиться, хотя раньше она сама была неравнодушна к нему. К тому же, он одним из последних слышит о своем «сумасшедствии», которое приписали ему. Чацкий действительно очень горяч, но автор считает, что виной тому сильнейшее разочарование в любви.
Мировоззрение Чацкого
В образе Чацкого отразился портрет того, кто имеет уже сложенную систему ценностей и принципов, у кого свое мировоззрение и принятая мораль. И это важно в характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума». Главный герой оценивает личность свою и других по тому, насколько человек стремится к знаниям и высокому, вечному. Он считает, что для блага отечества стоит потрудиться, но есть огромная разница между службой и прислуживанием — этот момент принципиальный в комедии.
Что еще отличает Чацкого от общества? Он не боится, что у нем думают другие, у него нет авторитета, он независим. Все это становится причинами для страхов у аристократического круга в Москве, потому что для них Чацкий — опасный бунтовщик, который не побоится посягнуть на всё святое. Как-то Фамусов предлагает Чацкому пожить «как все», но такая позиция далека от Александра Андреевича, и он презрительно отказывает Фамусову.
Давайте подведем краткий итог, говоря о характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Автор во многом солидарен со своим главным героем. В образе Чацкого четко прослеживается просвещенный человек, не боящийся открыто выражать свое мнение, однако важно: он не выдает революционного и радикального настроя. А на самом деле в обществе Фамусова все, кто отклоняются от принятых норм, кажутся безумцами и опасными для остальных. Неудивительно, что в итоге Александр Андреевич Чацкий был признан сумасшедшим.
Вы прочитали в данной статье о характеристике Чацкого и его образе, вы можете также ознакомиться с биографией Александра Грибоедова и прочесть краткое содержание «Горе от ума». Кроме того прочитайте:
- Характеристика Фамусова
- Анализ комедии «Горе от ума»
Теги:
книги
персонажи
Похожие статьи
О чем роман «Отцы и дети»?
Знаковый для своего времени роман «Отцы и дети», который написал Иван Сергеевич Тургенев во второй половине 19 века, не потерял актуальности и по сей день. В свое время образ Евгения Базарова, который является главным героем романа «Отцы и дети…
Анализ повести «Белый пароход»
«Белый пароход» — это повесть Чингиза Айтматова, наиболее известное его произведение. Как и для многих других работ Айтматова, в «Белом пароходе», анализ которого мы сейчас делаем, раскрывается тема противостояния добра злу. Эта тема, между…
«Борис Годунов» — анализ пьесы Пушкина
В трагедии «Борис Годунов» поднимается широкий спектр вопросов: народ и власть, совесть и покаяние, преступление и наказание, любовь и предательство. Как и все исторические тексты Пушкина («Капитанская дочка», «История Пугачёва, Полтава»), пьеса…
Горе от ума – indiepubs
{{ item.title }}
{{ item.templateVars.contributorString }}
{{ item.templateVars.prices.AUD }}
{{#if item.templateVars.readMoreBtn}} {{{item.templateVars.readMoreBtn}}} {{/если}}
{{{item.
{{#каждый элемент.отзывы}} {{#if this.review.description}}
{{{this.review.description}}}
{{#if this.review.reviewer}} — {{{this.review.reviewer}}} {{/если}}
{{/если}} {{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBios}}{{#каждый элемент.templateVars.contributorBios}}
{{#если это.изображение}}
{{/если}}
{{#if this. bio}}
{{{this.bio}}}
{{/если}}
{{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.contents}}{{#каждый элемент.templateVars.contents}} {{{это}}} {{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.showBookDetails.show_pdf_resources_tab}} {{#if item.templateVars.pdfResources}}- {{#каждый элемент.templateVars.pdfResources}}
- {{{это}}} {{/каждый}}
- {{#if элемент.описание}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_description_label}} {{/если}}
- {{item.
templateVars.tabsLabel.tab_details_label}}
{{#if item.reviews}} - {{item.templateVars.tabsLabel.tab_reviews_label}} {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBios}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_author_bio_label}} {{/если}} {{#if item.templateVars.contents}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_contents_label}} {{/если}} {{#if item.templateVars.showBookDetails.show_pdf_resources_tab}} {{#if item.templateVars.pdfResources}}
{{#if элемент.описание }}
{{{item. description}}}
{{/если}}
{{{ item.templateVars.svgIcons.details }}}
{{#if item.reviews}}
{{{ item.templateVars.svgIcons.reviews }}} {{#каждый элемент.отзывы}} {{#if this.review.description}}
{{{this.review.description}}}
{{#if this.review.reviewer}} – {{{this.review.reviewer}}} {{/если}}
{{/если}} {{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBios}}
{{#каждый элемент. templateVars.contributorBios}}
{{#если это.изображение}}
{{/если}} {{#if this.bio}}
{{{this.bio}}}
{{/если}}
{{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.contents}}
{{#каждый элемент.templateVars.contents}} {{{это}}} {{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.videos}}
{{#каждый элемент.templateVars.videos}}
{{this.

{{{this.embed}}}
{{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.showBookDetails.show_pdf_resources_tab}} {{#if item.templateVars.pdfResources}}
- {{#каждый элемент.templateVars.pdfResources}}
- {{{это}}} {{/каждый}}
{{/если}} {{/если}}
{{#if item.templateVars.videos}}{{#каждый элемент.templateVars.videos}}
{{this.name}}
{{{this.embed}}}
{{/каждый}}
{{/если}}Лишний человек в России девятнадцатого века» Келли Л.

- < Предыдущий
- Далее >
Дата
5-4-2011
Отдел
Английские и современные языки
Степень
Магистр искусств (MA)
СЛАД
CARL C CURTIS
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
CARL C CURTIS
. и восточноевропейская; Литература, Общее
Ключевые слова
Достоевский, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, русская литература, лишний человек
Реферат
«Лишний человек» — одно из важнейших явлений Золотого века русской литературы, т. в 1820-х годах и кульминацией в великих романах Достоевского и Толстого. Понять лишнего человека — значит понять ключевую культурную борьбу, битву за самопознание российской интеллектуальной элиты, ищущей твердую почву на разломе между изощренной западной философией и славянским наследием, понимаемым скорее инстинктивно, чем интеллектуально. Лишний человек — внебрачный ребенок изменчивой многовековой любви между западным разумом и славянской душой, между технологически продвинутым, но духовно обедненным миром, прославляющим личность, и миром, казалось бы, отсталым, отмеченным веками православия и коллективизма. . И все же было бы трудно представить себе более широкое применение или более неадекватное определение термина. Рудин и Базаров у Тургенева, Обломов у Гончарова, Степан Трофимович Верховенский у Достоевского, Андрей Болконский у Толстого — лишь немногие персонажи, которые попали в реестр лишних людей просто потому, что не вписываются или не проявляют общего разочарования в жизни, системе или статус-кво. . Однако если неудачник или бунтарь адекватно определяет тип характера, почему бы не расширить список, включив в него Эбенезера Скруджа Диккенса, Анжольраса Гюго или Дон Жуана Байрона? Именно это делает лишнего человека своеобразным феноменом русской мысли, репрезентацией определенного культурного конфликта в определенном месте и времени, что отличает его от других более или менее социально неуклюжих или неудовлетворенных членов литературного канона.
Лишний человек — двойственный продукт русской культуры и западного образования, человек незаурядного ума, все более и более болезненно сознающий свою неспособность синтезировать знания и опыт в непреходящие ценности, чье ложное достоинство постоянно подтачивается соприкосновением с русской действительностью, и чье растущее отчуждение от себя и других приводит к беззастенчивому потворству трусливым, смехотворным, а иногда и разрушительным инстинктам. Наиболее сильно и окончательно эти черты проявляются у четырех персонажей: Чацкого, Онегина, Печорина и Ставрогина. В «Горе от ума» Александра Грибоедова герой Чацкий достигает гиперсознания собственной отчужденности от российского общества; в «Евгении Онегине» Александра Пушкина главный герой исследует последствия отчуждения и нравственной летаргии в своей гибридной душе; в «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова персонаж Печорин представляет собой волю, не сдерживаемую никакими ценностями и целостным самоощущением, все более склонную к наказанию других за собственную пустоту; а в «Бесах» Достоевского персонаж Ставрогин разыграет все духовные и социальные последствия смерти души.