экспозиция в комедии «горе от ума»???
Экспозиция «Горя от ума» — первые явления первого действия до приезда Чацкого. Читатель знакомится с местом действия — домом Фамусова, московского барина и чиновника средней руки, видит его самого, когда он заигрываете Лизой, узнаёт, что его дочь Софья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова, а раньше была влюблена в Чацкого.Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна героиня, Софья. Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена идеологическим противостоянием Чацкого и косной общественной среды.
Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:
Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга. (11,8)
Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:
И я чего хочу, когда всё решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно. (III, 1)
Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (II, 2).
Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью развернуться любовной сюжетной линии.
После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина.
Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третьего действия.
Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество.
В письме к П.А.Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества.
http://lit-helper.ru/p_Syujet_i_kompoziciya_komedii_Gore_ot_uma_Griboedova_A_S
otvet.mail.ru
Сюжет и композиция комедии «Горе от ума» Грибоедова А.С.
В своей комедии Грибоедов отразил замечательное время в русской истории — эпоху декабристов, эпоху дворянских революционеров, которые, несмотря на свою малочисленность, не побоялись выступить против самодержавия и несправедливости крепостного права. Общественно-политическая борьба прогрессивно настроенных молодых дворян против дворян-охранителей старых порядков составляет тему пьесы. Идея произведения (кто же победил в этой борьбе — «век нынешний» или «век минувший»?) решена весьма интересно. Чацкий уезжает «вон из Москвы» (IV, 14), где он потерял любовь и где его ославили сумасшедшим. На первый взгляд именно Чацкий оказался побеждённым в борьбе с фамусовским обществом, то есть с «веком минувшим». Однако первое впечатление здесьявляется поверхностным: автор показывает, что критика общественных, моральных, идейных устоев современного дворянского общества, которая содержится в монологах и репликах Чацкого, справедлива. Никто из фамусовского общества не может ничего возразить на эту всеобъемлющую критику. Поэтому Фамусов и его гости так обрадовались сплетне о сумасшествии молодого разоблачителя. По мнению И.А.Гончарова, Чацкий — победитель, но и жертва, так как фамусовское общество подавило своего одного-единственного противника количественно, но не идейно.
«Горе от ума» — реалистическая комедия. Конфликт пьесы решается не на уровне абстрактных идей, как в классицизме, а в конкретной исторической и бытовой обстановке. В пьесе содержится множество намёков на современные Грибоедову жизненные обстоятельства: учёный комитет, выступающий против просвещения, ланкастерское взаимное обучение, борьба карбонариев за свободу Италии и т.д. Друзья драматурга определённо указывали на прототипы героев комедии. Такого сходства Грибоедов добивался сознательно, ибо изображал не носителей абстрактных идей, как классицисты, а представителей московского дворянства 20-х годов XIX века. Автор не считает, в отличие от классицистов и сентименталистов, недостойным изображать бытовые подробности обычного дворянского дома: Фамусов суетится возле печки, выговаривает своему секретарю Петрушке за разорванный рукав, Лиза подводит стрелки часов, парикмахер завивает волосы Софье перед балом, в финале Фамусов ругает всех домашних. Таким образом, Грибоедов соединяет в пьесе серьёзное общественное содержание и бытовые подробности реальной жизни, социальный и любовный сюжеты.
Экспозиция «Горя от ума» — первые явления первого действия до приезда Чацкого. Читатель знакомится с местом действия — домом Фамусова, московского барина и чиновника средней руки, видит его самого, когда он заигрываете Лизой, узнаёт, что его дочь Софья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова, а раньше была влюблена в Чацкого.
Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна героиня, Софья. Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена идеологическим противостоянием Чацкого и косной общественной среды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего».
Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:
Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга. (11,8)
Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:
И я чего хочу, когда всё решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно. (III, 1)
Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (II, 2). Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью развернуться любовной сюжетной линии.
После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третьего действия.
Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество. В письме к П.А.Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его идейную несостоятельность.
Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей. Во-первых, в пьесе две сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки (последний монолог Чацкого) этих сюжетных линий совпадают, но всё-таки комедия с троится на двух сюжетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация. Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она проходит через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции (Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё — детское увлечение). Объяснение Софьи и Чацкого происходит в начале третьего действия, значит, третье и четвёртое действия служат раскрытию общественного содержания произведения. В общественном конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Репетилов, Софья, Скалозуб, Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории — только четверо: Софья, Чацкий, Молчалин и Лиза.
Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» — комедия двух сюжетных линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так: социальная, а не бытовая комедия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и придаёт пьесе жизненное правдоподобие.
Мастерство Грибоедова-драматурга проявилось в том, что он искусно переплетает две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета (нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание сплетни о сумасшествии Чацкого).
lit-helper.com
Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”
1. Экспозиция,
завязка, кульминация, развязка комедии.
“Как это ни странно, но рассказать фабулу
пьесы далеко не так легко, как это может показаться с первого взгляда. А ещё
более странно, что еще труднее рассказать полное содержание пьесы, ставшей уже
знаменитою, вошедшей в хрестоматию”. Это искренне признание по поводу “Горя от
ума” принадлежит одному из лучших знатоков комедии – Вл. И.
Немировичу-Данченко. “Рассказать фабулу” “Горя от ума” – это значит прежде
всего обнажить остов пьесы, раскрыть её внутренний план, определить сценарий,
выявить, наконец, динамику драматического движения. Это, действительно, не так
легко, не потому, что сценарий слишком сложен или запутан: “Горе от ума”
создано в прекрасном по своей благородной простоте и легкому изяществу стиле.
Но с логическими заданиями сценического плана тесно переплетается
психологическая мотивировка действия героев пьесы, и “рассказать фабулу”
полностью – значило бы воссоздать все психологическое содержание драматического
произведения, что почти так же трудно, как рассказать содержание произведения
музыкального или картины.
Наилучший древний истолкователь сценария “Горя от ума”, Гончаров, внушает читателю ту мысль, что все в пьесе слито нераздельно, органически.
“Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрою чувства его к Софье, раздраженного какою-то ложью в её поступках ,которую он и бьется разгадать до самого конца”; “он и в Москву и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До другого ему дела нет”. Вот стимул который движет пьесу.
Софья, “сама неглупая, предпочитает дурака (т.е. Молчалина) умному человек”, — и это второй рычаг интриги. Названными двумя факторами со всею “необходимостью” обусловлен длинный ряд моментов сценической борьбы: сон Софьи , её обморок, борьба её с Чацким из-за Молчалина, до злой сплетни включительно, непонимание Чацким Софьи и своей роли в любовной интриге и финальный разрыв с любимой девушкой. Этим же объясняется длинный ряд действий в сценическом движении: столкновения Чацкого с Фамусовым во втором действии, его поведение на балу, “голос общего недоброхотства”, успех сплетни о сумасшествии и отзвуки её в разъезде гостей в четвертом акте.
Каждое действие делится на две относительно самостоятельные картины, причем в обеих половинах пьесы по “краям” находятся “любовные” картины, а в центре – “общественные”.
Возражая против упреков некоторых критиков, что в комедии Грибоедова якобы нет действия и завязки, В.К. Кюхельбекер записывает в своём дневнике: “…не трудно было бы доказать, что в этой комедии гораздо более действия или движения, чем в большей части тех комедий, которых вся занимательность основана на завязке. В “Горе от ума”, точно, вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам… Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, — и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте – новость, смелость, величие того поэтического воображения, которого не поняли ни противники Грибоедова, ни его неловкие защитники.”
“Еще в конце XIX века можно было столкнуться с утверждением, что в пьесе нет интригующего движения от завязки, пружинисто ведущей к развязке”, “что если речь идет о событиях, которые определяют занимательность пьесы, — то событий таких в пьесе нет”. Но разве нет завязки в появлении влюбленного Чацкого в момент, когда от Софьи только что вышел Молчалин и читатель начинает с волнением и нетерпением следить за тем, кто пойдет дальше и чем кончиться это неожиданное совпадение и острая коллизия. “Впрочем, время от времени, в отдельных сценах возникает иллюзия напряжения, например в сцене падения Молчалина”. Почему же иллюзия? Это одно из звеньев целой цепи напряженных эпизодов, которые необходимо ведут и к напряженной развязке после кульминации пьесы в сцене столкновения Чацкого со всем обществом и распространения сплетни о его сумасшествии. Чем же все это кончится – ждет читатель.
Вместе с тем “Горе от ума” никак не относится к числу тех пьес, ход действия и развязка которых могут быть заранее предугаданы. Сам Грибоедов с пренебрежением относился к такой драматургии. “Я, когда по первой сцене угадываю десятую: раззеваюсь и вон бегу из театра”, — писал он. Вплоть до заключительной фразы Фамусова “Горе от ума” воспринимается со все возрастающим вниманием и напряжением.
Необычна концовка комедии, совмещающая в себе разрыв Чацкого
с Софьей и вместе с тем разрыв Чацкого с фамусовским обществом, вызов ему.
Общественная тема – столкновение Чацкого с фамусовской Москвой – намечатся в первом действии, усиливается во втором, в третьем достигает кульминации и окончательное завершение получает в четвертом действии. Те же этапы развития проходит и любовная интрига; при этом ее “центр тяжести” лежит в первых двух действиях пьесы – они перенасыщены интригующими каждого из героев сомнениями: “Который же из двух?” (для Фамусова это либо Молчалин, либо Чацкий; для Чацкого – Молчалин или Скалозуб; возможно, что и для Скалозуба существует тот же вопрос, что и для Фамусова; тут же строится комический треугольник, вносящий дополнительные забавные недоразумения.ю Фамусов – Лиза- Молчалин; впрочем, как выясняется в конце второго действия, и тут двум неудачливым соперникам противостоит третий – Петруша).
3. Две ведущие сюжетные коллизии комедии.
Огромную услугу в понимании пьесы оказал Гончаров. Именно он раз и навсегда
разъяснил, что драматическое движение идет по двум переплетающимся линиям:
любовной интриги и общественной драмы…
Основным принципом общего плана пьесы Грибоедова является закон художественной
симметрии.
В комедии четыре действия, и прежде всего она делится на две половины, которые
находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом. В первой половине
преобладает комедия, основанная на любовной интриге (и потому первые два
действия “мало населены”), во второй – общественная комедия, но обе комедии не
обособлены, а тесно переплетаются.
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать частная, мелкая, домашняя, между
Чацким и Софьей, Молчалиным и Лизой; это интрига любви, вседневный мотив всех
комедий. Когда первая прерывается , в промежутке является неожиданно другая, и
действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и
связывается в один узел.
Герой пьесы влюблен в девушку, “для которой единственно он явился в Москву”, а “девушка,
сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку”. “Всякий шаг Чацкого, почти
всякое слово в пьесе тесно связано с игрою чувства его к Софье, раздраженного
какою-то ложью в её поступках ,которую он и бьется разгадать до самого конца”; “он
и в Москву и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До
другого ему дела нет”. Вот стимул который движет пьесу.
В одно органическое целое сливается “интрига любви”. Связана ли с нею другая
борьба – общественная? Сам грибоедов указал
эту связь в характере героя и окружающего его общества: …в моей комедии 25
глупцов на одного здравомыслящего человека,
и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим,
его никто не понимает, никто простить не хочет,
зачем он немножко повыше прочих” .
Возможен вопрос, насколько оба элемента сценической борьбы, любовный и
общественный, уравновешены, не перевешивает ли один из них и в какой мере.
Очертив в первом действии характер двух главных представителей старого и нового
поколений, автор сводит их во втором действии вместе – делает Чацкого
свидетелем разговора Фамусова со Скалозубом и возобновляет в душе его ненависть
к московскому обществу, развивая ее постепенно вместе с ревностью. И любовь,
ревность, подозрения Чацкого – все это пронизывает насквозь изображение нравов
общества, — две идеи, одна другой не противоречащие, переплетаются одна с
другой и развиваются одна другою.
4. Своеобразие композиции. Ведущий композиционный принцип комедии.
Исследуя композицию “Горя от ума”, верное наблюдение сделал Н.К. Пиксанов, истолковав, однако, его локально и потому неточно: “Относительно архитектоники третьего действия достойна внимания одна особенность. Этот акт легко расчленяется на два действия, или картины. Одну часть образуют первые три явления. Они отделяются от стального текста не только особой большой ремаркой “Вечер. Все двери настежь – и пр.”, но также и по смыслу: первая часть целостна как попытка Чацкого объясниться с Софьей, вторая дает картину бала. Если бы третье действие разделить на два, получилась бы классическая пятиактная комедия”.
Однако деление третьего действия на две “картины” не является в комедии Грибоедва ни исключением, ни рудиментом классической архитектоники драмы.
5. Система образов. Основные принципы
“расстановки сил”.
В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко
выходили за рамки начала XIX
в. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и
свободолюбия. Молчалинство, фамусовщина, скалозубовщина превратились в
нарицательные имена для обозначения всего низкого и пошлого, бюрократизма,
грубого солдафонства и т.д.
Одним из наиболее ярких, сильных и образных противостояний в мировой поэзии является, то которое запечатлел Грибоедов характерами Чацкий-Молчалин. Имена этих персонажей неизбежно нарицательны и в качестве таковых принадлежат всему человечеству. “Роль и физиономия Чацких неизменна…” Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого… обличителя лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизни, “жизнь свободную”.
6. Речевые характеристики основных действующих лиц, связь этого аспекта произведения с системой образов.
В языке комедии мы встречаем явления,
которыми характеризуется не вся грибоедовская Москва, но отдельные персонажи
комедии.
Эпизодические лица не могут претендовать на особую характеристичность языка, но
более крупные персонажи, особенно главные, говорят каждый своим характерным
языком.
Речь
Скалозуба лапидарна и категорична,
избегает сложных построений, складывается из коротеньких фраз, отрывочных слов.
У Скалозуба всё служба на уме, речь его пересыпана специально-военными
словечками и фразами: “дистанция”, “ирритация”, “фельдфебеля в Вольтеры”.
Скалозуб решителен, груб: “жалкий же ездок”, “пикните, так мигом успокоит”.
Молчалин избегает грубых или простонародных выражений, он тоже
немногословен, но совсем по другим причинам: не смеет своего сужденья
произнесть; он уснащает свою речь почтительными с: “я-с”, “с бумагами-с”, “по-прежнему-с”, “нет-с”; выбирает
деликатные жеманные выражения и обороты: “мне так довелось с приятностью
прочесть”. Зато когда он наедине с Лизой и может сбросить условную личину, речь
его приобретает свободу, грубеет: “мой ангельчик”, “без свадьбы время
проволочим”.
Кратки речи Загорецкого , но тоже своеобразны по
манере. Он говорит коротко, но не так веско, как Скалозуб, и не так
почтительно, как Молчалин, говорит быстро, стремительно, “с жаром”: “Который
Чацкий тут? – Известная фамилья”,” ее не вразумишь”, “Нет-с, бочками сороковыми”.
Стиль речи Хлёстовой кажется самым выдержанным, самым
красочным языком. Здесь всё характерно, всё глубоко правдиво, слово здесь
является тончайшим покровом, отображающим все линии мысли и эмоции. Это стиль
речей большой московский барыни, умной и бывалой, но примитивной по культуре,
плохо, как в темном лесу, разбирающейся в “пансионах, школах, лицеях”, может
быть, даже полуграмотной, матери-командирши в богатых барских гостиных, но
близкой по всем отношениям и к русской деревне. “Чай, в карты сплутовал”, “Москва,
вишь, виновата”. Не только Молчалину или Репетилова, но и другим, постарше их,
Хлёстова, конечно, говорит “ты”, речь ее бесцеремонна, грубовата, но метка,
полна отголосков народной стихии.
Фамусов с Молчалиным, Лизой, дочерью
бесцеремонен, не стесняется в выражениях; с Филькой он просто барски груб; в
спорах с Чацким его речь полна стремительных, горячих фраз, отображающих живой
темперамент; в беседе с Скалозубом она льстива, дипломатична, даже рассчитанно
сентиментальна. Фамусову поручены некоторые резонерские обязанности, и в таких
случаях он начинает говорить чужим языком – как Чацкий: “вечные французы,
откуда моды к нам и авторы, и музы, губители карманов и сердец. Когда избавит
нас творец” и т.д. Здесь проступают черты искусственного построения фразы и
такой же подбор слов.
Речь Чацкого и Софьи далека
от типа речей остальных действующих лиц. Это зависит от самого содержания
речей. Они должны выразить сложную гамму чувств, испытываемых героями
сценической борьбы и чуждых остальным: любовь, ревность, душевную боль,
мстительность, иронию, сарказм и т.д. В монологах Чацкого велик элемент
обличительных, общественных мотивов, в речах Софьи – больше личного, интимного.
В стиле речей Софьи и Чацкого
мы встречаем много отличий от языка остальных персонажей. Здесь свой особый словарь: участье, кривизна, колкости,
пылкость, чужевластье; свой строй эпитетов:
взыскательный, своенравный, неподражаемый, величавый; свой синтаксис – с развитыми формами
предложения, простого и сложного, с тяготением к периодическому построению.
Здесь несомненно стремление художника выделить героев не только в образности
или идейности, но и по языку.
Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. “Чацкий художник слова, — справедливо замечает В. Филлипов. – Его речь красочна и разнообразна, живописна и изобразительна, музыкальна и поэтична, он виртуозно владеет своим родным языком.”
В репликах и монологах Чацкого запечатлены эмоциональные и лексические особенности языка передовой интеллигенции 20-х гг. прошлого века.
Чацкий действует в век романтизма, и его романтическая чувствительность, пламенная страстность находят свое отражение и в его лирико-романтической фразеологии, то выражающей страстную надежду на любовь Софьи, то полной грусти и меланхолии.
Печальные размышления Чацкого могли бы стать романтической элегией (“Ну вот и день прошел, и с ним Все призраки, весь чад и дым Надежд, которые мне душу наполняли”).
Язык и синтаксис этих стихов близки элегии 20-х гг.
Но Чацкий не только любит, он
обличает, и лирическая речь его часто сменяется речью сатирика, эпиграммиста
,бичующего пороки фамусовского общества двумя-тремя словами, точно и
выразительно клеймящего его представителей. Чацкий любит афоризмы, в которых
находят свое отражение его философский склад ума, его связи с
просветительством. Его языку глубоко присущи и элементы, восходящие к
торжественно-патетической речи положительных героев классицистической
драматургии, которая широко использовалась в пьесах и в гражданской поэзии
декабристов. Чацкий не избегает славянизмов, что было тесно связано с
симпатиями декабристов к старинному русскому языку славянина-патриота.
Исполненные общественного пафоса речи Чацкого по своему строю, “высокому стилю”
несомненно восходят к политической оде Радищева и поэтов-декабристов. Наряду с
этим грибоедовский герой хорошо чувствует свой родной язык, его дух, его
своеобразие. Об этом свидетельствуют употребляемые им идиомы: “Она не ставит в
грош его”, “да полно вздор молоть” и другие. Человек высокой культуры, Чацкий
редко прибегает к иностранным словам, возводя это в сознательно проводимый
принцип, для того “чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за
немцев”.
В пьесе существует два стиля
речи, лирический и сатирический, для осуществления двух
заданий: во-первых, передать все перипетии интимной любовной драмы, а
во-вторых, охарактеризовать, оценить, обличить фамусовщину, скалозубовщину, всю
старую Москву.
7. Стилевое разнообразие языка комедии. Указать приметы “разговорности” языка.
Пьеса стала нескудеющим арсеналом образных публицистических средств. Прежде
всего, необходимо отметить языковое мастерство Грибоедова. Пушкин, достаточно
критически оценивший по первому впечатлению пьесу, сразу же оговорился, однако:
“О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу”. Так и случилось.
Достаточно сказать, что в “Толковом словаре живого великорусского языка”
Владимира Даля, где приведено в качестве примеров более тридцати тысяч
пословиц, — несколько десятков из них восходит к “Горю от ума”, а ведь Даль пользовался исключительно
полевыми записями. В этом отношении с Грибоедовым соперничает лишь И.А. Крылов,
но тот оставил нам свыше двухсот басен, грибоедовские же речения усвоены языком
из одного его произведения.
Соль, эпиграмму, сатиру, разговорный стих заключил Грибоедов в речь своих
героев. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая взятая
из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем,
кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь
собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.
Современников Грибоедова поражала прежде всего “живость языка разговорного”, “совершенно
такого, каким у нас говорят в обществах”.
Действительно, количество слов и оборотов живой, разговорной речи огромно в “Горе
от ума”. Среди них заметную группу составляют так называемые идиотизмы, которые придают языку пьесы
особую прелесть и яркость. “С двора долой”, “с рук сойдет”, “без души”, “сон в
руку” – вот примеры таких выражений. Любопытны многочисленные случаи
своеобразной семантики: “объяви” =
расскажи, “схоронить” = скрыть, “весть” = новость, анекдот.
Близка сюда та группа слов и
выражений, которую первые критики “Горя от ума” определили как “колорит русской”,
— элементы народного языка: “авось”, “вишь”,
“испужал”, “коли”.
Затем есть группа слов живой речи, неправильных с формально-грамматической или
литературно-книжной точки зрения, но постоянно употребляемых в обществе и
народе: “пожалосто”, “Степаноч”, “Михалоч”, “Сергеич”, “Лизавета”, “ужли”. Есть
особенности, характерные для старой московской
живой речи: “князь-Григорию”, “книзь-Петра”, “князя Петра Ильича”, “должник” =
кредитор, “фармазон”, “танцовщица” = балерина.
Все эти особенности дают языку “Горя
от ума” своеобразный колорит, образуют в нем целую стихию речи – живой,
разговорной, характеристической.
Грибоедов широко и обильно в своей комедии использовал живую разговорную речь. Вообще речь фамусовского общества чрезвычайно характерна своей типичностью, своим колоритом, смесью французского с нижегородским. Особенности этого жаргона могут быть ярко иллюстрированы языком фамусовского общества. Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинства своем офранцузившиеся представители дворянства не умеют владеть своим родным словом, родной речью.
Автор “Горя от ума” стремился, с одной стороны, преодолеть гладкопись, обезличенный светский язык, которым писались легкие любовные комедии Хмельницкого и других молодых драматургов. В то же время он настойчиво очищал свои произведения от тяжеловесной архаической, восходящей к “высокому штилю” книжной речи.
Главной художественной задачей Грибоедова было обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи.
Комедия XVII в. допускала “низкий стиль”, нередко снижавший язык до прямой грубости. Грибоедов отвергает этот принцип. Полностью сохраняя разговорное “просторечие”, он делает это в нормах общелитературного русского национального языка. 8. Причины складывания и противостояния Чацкому московской, “фамусовской” группировки. Можно ли говорить о “двух лагерях” в комедии?У Фамусова, московского барина-обывателя, кроме своей хитренькой, житейской философии, есть и некая общая… Её он излагает в знаменитой своей оде лакейству… Вот то-то, все вы гордецы… (II, 2), где расточается хвала Екатерине II именно за то, что порицали в ней даже преданнейшие её придворные из числа мыслящих, не говоря уже о вольнодумцах. В следующей “оде” Фамусова (II, 5) – хвала барству, хвала раболепной и корыстной барской Москве.
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених…
Здесь пускается Фамусов перечислять все достоинства гостеприимной своей Москвы: Хоть честный человек, хоть нет, для нас
равнехонько, про всех готов обед и т.д.
К высказанному в первой и пятой
сценах второго действия в третьем акте прибавил Фамусов еще несколько
довершающих замечаний, поддержанных хором гостей-завсегдатаев:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
Сентенция эта, подхваченная достопочтенной Хлестовой, княгиней Тугоуховской, Загорецким и самым Сергеем Сергеевичем Скалозубом, являет уже вполне завершенную картину фамусовской Москвы.
Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения, развития, прогресса. Он говорит о тех, кто критикует новые влияния, новые мысли.
Сам же Чацкий несмотря на свою молодость, много ездил, широко образован, жаждет свободной деятельности.
9. Идея произведения и специфика жанра. Как авторский идейный замысел повлиял на систему образов, отбор персонажей, сюжетостроение? Как объяснить “перенаселенность” комедии и значительное количество внесценических персонажей? “В посвященном Гоголю исследовании
Вл. Набокова, — отмечает Е.А. Смирнова,
— специфической особенностью его произведений объявлено обилие персонажей,
названных “вторичными”, или персонажами второго порядка, поскольку они не
показаны читателю, а только упоминаются в разговорах других героев.
Художественная субстанция таких персонажей определяется Набоковым как “дурная
реальность” и сравнивается с кошмарными
мороками, овладевающими человеком во сне. Между тем в этом пункте Гоголь идет
по следам Грибоедова…”
Когда в романе Достоевского “Униженные
и оскорбленные” в восторженном рассказе Алеши Волконского мы слышим : “… у Кати
есть два дальние родственника, какие-то кузены, Левенька и Боренька, …, а те необыкновенные люди!..” – истинный
смысл этих “оригиналов” проясняется подразумеваемой отсылкой к хрестоматийно
известному грибоедовскому тексту, к репетиловскому восторгу:
Левон и Боринька чудесные ребята!
Об них не знаешь
что сказать…
(IV, 136-137)
В печати высказался известный водевилист А.И. Писарев, напечатавший под псевдонимом Пилада Белугина в “Вестнике Европы”(1825) придирчивую статью о “Горе от ума” . Критик находил излишними для пьесы супругов Горичевых и “многоречивого” Репетилова и утверждал: “ Можно выкинуть каждое из лиц, заменить другим, удвоить их число их – и ход пьесы останется тот же”.
Позже князь П.А. Вяземский, который в “Современнике”(1837) писал: “Здесь почти
все лица эпизодические, все явления выдвижные: их можно выдвинуть, переместить,
пополнить, и нигде не заметишь ни трещины, ни переделки”
Идея произведения – выявление основного конфликта эпохи. Легший в основу комедии конфликт уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Он вытекал из общественно-политической обстановки того времени, раскрывая самое существо социально-политической борьбы эпохи декабристов, борьбу двух общественных лагерей, образовавшихся после Отечественной войны. Этот конфликт пронизывает весь ход действия комедии, всю совокупность отношений между её персонажами, придавая содержанию “Горя от ума” единство и монолитность. Конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, выражен в комедии в столкновении двух мировоззрений, двух систем взглядов, противоположных нравственных принципов, в различиях поведений персонажей в быту, наконец, в личных интимных отношениях, которые претерпевают изменения в ходе развития конфликта пьесы. Комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных личностей – с интимными отношениями его главных героев. Именно поэтому конфликт в “Горе от ума”, глубоко историчный в своей основе, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с пороками, воплощенными в конкретных образах. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в “Горе от ума”, проявляется в резких столкновениях, во все возрастающей борьбе между противоположными сторонами.
Особого внимания заслуживают “внесценические персонажи”, активное введение которых в сюжет комедии является новаторским завоеванием театра Грибоедова, хотя уже в догрибоедовской комедии, конечно, можно обнаружить упоминания о лицах, не появляющихся на подмостках сцены. Однако только Грибоедов ввел их в таком множестве, создавая неослабевающее на всем протяжении пьесы впечатление присутствия где-то рядом “тьмы и тьмы” знакомых незнакомцев, и таким образом как будто бы раздвинул стены фамусовского особняка, вынес действие на площадь, неизмеримо укрупняя тем самым основной конфликт пьесы: столкновение пылкого правдолюбца с косной общественной средой.
В отличие от французской классицистической комедии, направленной на обличение отдельного какого-нибудь порока, воплощенного в одном персонаже, Грибоедов в своей комедии обличает целый общественный лагерь.
Сатирическое изображение целого общества повлекло за собою обилие действующих лиц в “Горе от ума”, что дало возможность всесторонне охарактеризовать мир Фамусовых, создать широкий и целостный образ крепостнического лагеря. В “Горе от ума” – это характерно для реализма – охвачена жизнь определенной среды во всем её многообразии и снизу доверху. Ни в какой другой пьесе – ни до “горя от ума”, ни после нее – нет такого количества персонажей, как действующих на сцене, так и возникающих из их реплик в воображении читателя и также представляющих собой определенные явления жизни.
studyjourn.blogspot.com
«Горе от ума» — конфликт, сюжет и композиция (кратко)
Конфликт в пьесе Грибоедова
Два конфликта лежат в основе сюжета комедии «Горе от ума». (Конфликт – это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов, принципов, положенных в основу действия.)
В пьесе Грибоедова это:
- Любовный конфликт
- интрига построена на любовном треугольнике (Чацкий – Софья — Молчалин)
- в пьесе не один любовный треугольник (Чацкий- Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза – Фамусов, Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша)
2. Общественный конфликт
- столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»
- Чацкий и Фамусов – основные антагонисты общественного конфликта
- столкновение двух веков выражено в отношении к:
а) службе
б) свободе суждений
в) богатству и чинам
г) протекции «родным людям»
д) раболепию и чинопочитанию
е) образованию
ж) крепостному праву
з) подражанию всему иностранному
и) московским нравам
Особенности разрешения конфликта
- любовный конфликт специфически разрешен (Чацкий понимает, что не любим, но и Софья узнает о вероломном поведении Молчалина)
- общественный конфликт не разрешен и не может быть разрешен. Это проблема времени и развития общества
Особенности сюжета комедии Грибоедова
Сюжет – это ряд событий литературного произведения в той художественной последовательности, которая предусмотрена композицией художественного текста
1. Двойной конфликт «Горе от ума» связан с двумя переплетающимися сюжетными линиями:
- любовная линия Чацкого, Софьи и Молчалина
- общественно- политическая линия противостояния Чацкого и фамусовского общества
2. Сплетня о сумасшествии Чацкого как элемент связи сюжетных линий
Композиция «Горе от ума»
1. Композиционное решение пьесы — это четыре действия вместо традиционных трех или пяти (как в классицизме):
- экспозиция (до появления Чацкого, действие I, явление 1-6)
- завязка (приезд Чацкого, действие I, явление 7)
- развитие действия (конец I действия, явления 8-10, II и III действия)
- кульминация и развязка (IV действие)
Новаторство комедии заключается в наличии двух противоположных конфликтов, переплетения нескольких сюжетных линий, простоте композиции пьесы.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесьvelikayakultura.ru
«Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного»
Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума» состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой — это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».В пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов переосмысливает традиции, связанные с эпохами классицизма и романтизма, что выражается как на уровне создания образов, характеров, языка, особой проблематики, так и на уровне самого конфликта.
Традиционной для комедии классицизма является сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендуют сразу два молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце пьесы добивается ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».
В эпоху романтизма существовал традиционный конфликт, непременно присутствовавший в любой романтической поэме, драме. Он заключался в противопоставлении высокого и низкого; исключительного героя и света, общества, мира в целом. Этот конфликт был неразрешим. Чацкий своим поведением и трагичностью похож на романтического героя, борющегося с «жестокими нравами». Но конфликт у А. С. Грибоедова становится исторически конкретным. Так, можно понять, что эпоха, изображенная в «Горе от ума», — эпоха секретных союзов, с одной стороны, и аракчеевщины — с другой.
Чацкий имеет много общего с декабристами (любовь к русскому народу, желание «служить делу, а не лицам», ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком»), но за ним не стоит сила, все декабристское общество. Он один против всех.
Необычный этот конфликт «Горя от ума» заложен в сюжете комедии. Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного развития. Первые 5 явлений этого действия рисуют довольно подробную картину жизни Фамусова и Софьи до приезда Чацкого, тем самым подготавливая фон, на котором затем с нарастающей силой разовьется будущий конфликт. Мы узнаем о любви Софьи к Молчалину, которая скрывается от Фамусова, и о притворном отношении Молчалина к Софье (рассказ Лизы о тетушке и молодом французе). 7—9-е явления — завязка любовной интриги, связанная С Приездом влюбленного в Софью Чацкого. Личный конфликт служит одновременно проявлением и общественного конфликта, который угадывается в сатирических репликах Чацкого о московских нравах (уже в 7-м явлении Софья замечает: «Гоненье на Москву. Что значит видеть
Свет!»). Завязка общественного конфликта и усложнение личной линии относится ко 2-му явлению второго действия, в котором Чацкий сватается, получает отказ из-за своего несовместимого с устоями фамусовского общества образа жизни, происходит прямое столкновение с Фамусовым по вопросу о нравах (монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!..» и ответ Чацкого монологом «И точно, начал свет глупеть…»). Так осуществляется естественный переход с конфликта личного на конфликт общественный. Противостояние Чацкого и Фамусова достигает накала в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» и в ответе Чацкого: «А судьи кто?..» Этот монолог Чацкого подтверждает невозможность примирения между героем и обществом. В третьем действии отчуждение Чацкого усиливается, его отношения с Софьей не улучшаются. Личный конфликт усложняется сплетней Софьи о сумасшествии Чацкого, и только в 13—14-м явлениях четвертого действия наступает развязка личной интриги. Общественная же линия борьбы Чацкого с московским обществом так и не завершается ничем в пьесе. Финал «Горя от ума» остается открытым. «Комедия дает Чацкому «мильон терзаний» и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они пребывали до этого, ничего не говоря о последствиях борьбы».
А. С. Грибоедов создает произведение, в котором заявляется «энергический протест против гнусной российской действительности». Конфликт комедии А. С. Грибоедова не просто необычен, он своеобразен, поскольку отражает внутренние противоречия, существовавшие в русском обществе в первой четверти XIX века. Наряду с ним в комедии присутствует любовная линия, играющая важную роль: любовная драма Чацкого становится выражением идейного одиночества героя. Таким образом, своеобразие конфликта этого, по словам А. А.Блока, «неразгаданного до конца» в произведении А. С. Грибоедова состоит в тесном взаимодействии общественной и личной линий, каждая из которых выглядит в пьесе нетрадиционно. А. С. Грибоедов переосмысливает прежние образцы и создает новаторскую комедию, интерес к которой не пропадает с середины XIX века, когда Чацкий стал восприниматься как единственный положительный герой в русской драматургии.
www.allsoch.ru
Анализ второго действия комедии Грибоедова «Горе от ума» — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — КОНСПЕКТЫ УРОКОВ — Каталог статей
Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.Ход урока.
I. Повторение. Проверка домашнего задания.
— С каких событий начинается комедия?
— Как ведут себя герои до появления Чацкого?
(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)
— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?
(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)
— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?
(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)
— Каковы эти взаимоотношения?
II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума».
— Что такое конфликт в драматическом произведении?
(Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)
— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?
(Любовный конфликт.),
— Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)
— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)
— Определите, когда завязывается любовный конфликт?
(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек— змея»)
— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?
(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)
— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?
(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)
— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества.)
Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.
Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.
Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…».
— Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?
(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)
— Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?
(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)
— Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?
(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него — священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)
— Чем же заполнен день в Фамусова?
(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни — рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)
— Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?
(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)
— Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?
— Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.
(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное — перестать быть «гордецом».)
— Почему Чацкий отказывается служить?
(«Служить бы рад — прислуживаться тошно»)
Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.
— В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.
Чтение монологов и их обсуждение.
Монолог Фамусова.
— Каково мировоззрение Фамусова?
(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)
— Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?
(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)
— Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?
(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,— это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)
Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть…».
— Каковы же взгляды Чацкого?
(Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)
— Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?
(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов — такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович — образец для подражания.
Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)
— Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?
— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного
поединка?
— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?
(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).
— Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.
Важный момент — появление Скалозуба.
— Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.
(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)
— Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.
(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)
— Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?..»?
(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.
Монолог «А судьи кто?..» рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)
Чтение монолога «А судьи кто?..»
— Как произносит этот монолог Чацкий?
(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)
— Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?
(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)
— Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?
(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине — он занят лишь заботами о Софье.)
— Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?
(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)
Подведение итогов.
— Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?
Домашнее задание.
1 Всем прочитать второе и третье д.
2 Задание по группам.
• Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо».
• По отношению к кому в тексте I — II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.
• Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
• Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.
uchitel-slovesnosti.ru
Вопросы по комедии грибоедова ГОРЕ ОТ УМА
1.За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:Кого вы любите? Ах! Боже мой! Весь свет. Кто более вам мил? Есть многие, родные.. . Однако Чацкий не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии.
Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом.
4.»Горе от ума» реалистическая комедия.
Комедия была написана в XIX веке, когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм.
Комедия была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие, в этом ее отличие.
Композиция
имеет несколько особенностей.
Выстраивая композицию произведения, автор руководствуется в первую очередь требованиями жизненной правды. Изменяя классицистические каноны, драматург вводит в сюжет две линии: любовную и социальную. В комедии соблюдены два принципа «трех единств»: единства времени и места (действие уклады-вается в одни сутки и происходит в одном месте — доме Фамусова) , но нарушен третий принцип — единства действия. По существовавшим правилам действие должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале, причем в развязке порок непременно должен быть наказан. Но в пьесе конфликт, завязавшись как любовный, осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, и единство действия не сохраняется. Любовный конфликт в пьесе получает развязку (Чацкий получает отставку у Софьи) , а разрешение социального конфликта остается за рамками произведения (Чацкий не понят и покидает дом Фамусова) .
… Экспозиция «Горя от ума»-первые явления первого действия до приезда Чацкого (подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт) .
Завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого) .
Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной интриги.
otvet.mail.ru