Цитаты из комедии «Ревизор» (Гоголь Н.В.) – Dslov.ru
«. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить Вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. » (знаменитая фраза городничего)
***
«нет человека, который бы за собою не имел каких‑нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено» (городничий)
***
«молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. «(городничий)
***
«. прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь. » (городничий)
***
«. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. » (городничий)
***
«. На пустое брюхо всякая ноша кажется тяжела. » (пословица, которую произносит Осип)
***
Это были знаменитые цитаты из комедии «Ревизор» Гоголя: афоризмы, крылатые выражения и фразы, а также пословицы из произведения.
Крылатые фразы и выражения в комедии Гоголя «Ревизор»
Фраза городничего, с которой начинается действие пьесы «Ревизор» (действие 1, явление 1):
***
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить Вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
***
Хвастаясь своими литературными способностями, Хлестаков говорит (действие 3, явление 6):
***
Слова дочери Городничего Марьи Антоновны (действие 4, явление 13), которые она произносит, увидев Хлестакова, стоящего на коленях перед ее маменькой Анной Андреевной.
***
- Слова судьи Ляпкина-Тяпкина, который пытается оправдать своего коллегу, заседателя суда, подозреваемого в пьянстве (действие 1, явление 1):
***
«Он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».
***
Фамилия полицейского, который, по слоВам Городничего, «для порядка всем ставит фонари под глазами, и правому, и виноватому».
***
Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят.
***
- «Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ничем не нуждается. Нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь».
***
Добчинский и Бобчинский рассказывают о впечатлении, которое произвел на них рассказ трактирщика о новом постояльце (действие 1, явление 3.), который, по слоВам трактирщика «Мы удалимся под сень струй»
***
«Унтер-офицерша налгала Вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу врет. Она сама себя высекла».
***
Городничий рассказывает собравшимся чиновникам свой сон, предвещавший приезд «ревизора» (действие 1,явление 1):
***
«Тридцать пять тысяч курьеров» Иногда встречаются версии, производные от оригинала: «сорок тысяч курьеров», «тридцать тысяч курьеров» и т. д.
***
Так Хлестаков описывает требования, которые он предъявляет к своим мифическим подчиненным в Петербурге.
***
- «Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»
Знаменитые фразы из «Ревизора»
«Легкость необыкновенная в мыслях».
Данную фразу применяют, говоря о чьем-то бахвальстве, хвастовстве.
«Большому кораблю – большое плаванье».
Фраза Ляпкина-Тяпкина, адресованная городничему. Произносится, когда хотят пожелать человеку блестящего будущего, хороших перспектив в дальнейшем, осуществления грандиозных планов.
«В детстве мамка ушибла».
Говорят о человеке пытаясь оправдать его неразумные поступки. Мол, таким родился, ничего изменить нельзя.
«Человек простой: если умрет, так и умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Слова Земляники. Имеется в виду халатное отношение медицинских работников к пациентам.
«Эк куда метнул!»
Фраза городничего. Употребляется в том случае, когда собеседник начинает говорить о возвышенном.
«Срывать цветы удовольствия».
Фраза Хлестакова. Говорят про тех, кто относится к жизни потребительски.
«К нам едет ревизор».
Фраза городничего. Предупреждение о предстоящем приезде важного лица с проверкой.
«Не по чину берешь!».
Фраза городничего. Обозначает несоответствие общественному положению. Зазнайство.
Цитаты из комедии «Ревизор» характеризующие героев
Унтер-офицерша налгала Вам, будто бы я её высек; она врёт, ей-богу, врёт. Она сама себя высекла.
***
Нет, это невозможно выгнать: он говорит, что в детстве его мамка ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою.
***
Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью всё прах и суета.
***
Я знаю, что есть иные из нас, которые от души готовы посмеяться над кривым носом человека и не имеют духа посмеяться над кривою душою человека.
***
- Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли, чтоб отвечали «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия.
***
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить Вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор.
***
С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» «Да так, брат, отвечает, бывало, так как-то всё. » Большой оригинал.
Литература. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Городничий. Цитатная характеристика.
Литература.
Н.В. Гоголь. «Ревизор».
Городничий. Цитатная характеристика.
Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий.
…Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью…»
(Н. В. Гоголь, «Замечания для господ актеров»)
Чин городничего: примерно коллежский асессор или выше (не указано в пьесе
«…как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. » (городничий о себе)
«…Ах, какой чурбан в самом деле. » (жена о городничем)
(Городничий— человек недалёкого ума).
«На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье. »
«…вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто…»
( Слова городничего).
- В учебных заведениях (Хлопов): «…А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием…»
- В суде (Ляпкин-Тяпкин): «…Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…»
«…Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник…»
- Сам городничий постоянно нарушает законы: он берет в солдаты тех, кому не положено идти в армию: «…Да мужу‑то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь‑то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый…»
Приказывает объяснят ревизору, что церковь была построена, но сгорела: «…Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто‑нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась…»
Один из купцов. Да всё от городничего здешнего. Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты, татарин!» Ей-Богу! Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке — мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало — ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят.
…Ей-ей! А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. «Я тебя, говорит, не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать — это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!»
Городничий пользуется своим служебным положением, у купцов берёт всё, что ему нужно).
Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый. …Следовало взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый подарок дали, так он и присыкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; «
Унтер-офицерша. Высек, батюшка!
Унтер-офицерша. По ошибке, отец мой! Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схватил меня. Да так отрапортовали: два дни сидеть не могла. …А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья неча отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились.
На городничего жалуются «ревизору» за беззаконие.
Городничий. « …Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь же я задам перцу всем этим охотникам подавать просьбы и доносы.
…А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов. Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь Бог послал городничему, — что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все все!
Цитаты из комедии Ревизор характеризующие героев
И почему бы теперь не заняться литературой? Хочется ему «пищи для души». Точно видит, что надо «чем-нибудь высоким заняться». Враньём, например.
***
«Держиморда» — фамилия полицейского, который вершит расправу на месте. Лупит и того, кто прав и кто виноват, без разбора.
***
- О местном пьющем судье, своём коллеге, говорит, что «его в детстве мамка ушибла, с тех пор от него и отдаёт водкой». У нас таких ушибленных, полстраны наберётся.
***
Цитаты из комедии ушли в «народ» и живут своей жизнью. Стали крылатыми выражениями.
Поросенок ты скверный Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?
***
Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие Вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?
***
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Я – признаюсь, это моя слабость, — люблю хорошую кухню.
***
- Боже мой, какой суп! Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.
***
Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться.
***
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьерыМожете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
***
Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.
***
Ну, ну, нуоставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.
***
Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить Вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
***
Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено.
***
Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.
***
Унтер-офицерша налгала Вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла.
***
Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.
***
Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос.
***
Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул.
***
Черт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил.
ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Я – признаюсь, это моя слабость, — люблю хорошую кухню.
***
Поросенок ты скверный Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?
***
Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие Вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?
***
- Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться.
***
Боже мой, какой суп! Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.
***
Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.
***
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьерыМожете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
***
Ну, ну, нуоставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.
***
- Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить Вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
***
Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено.
***
Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.
***
Унтер-офицерша налгала Вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла.
***
Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.
***
Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос.
***
Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул.
***
Черт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил.
***
Фраза городничего, с которой начинается действие пьесы «Ревизор» (действие 1, явление 1):
***
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить Вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
***
Хвастаясь своими литературными способностями, Хлестаков говорит (действие 3, явление 6):
***
Слова дочери Городничего Марьи Антоновны (действие 4, явление 13), которые она произносит, увидев Хлестакова, стоящего на коленях перед ее маменькой Анной Андреевной.
***
Слова судьи Ляпкина-Тяпкина, который пытается оправдать своего коллегу, заседателя суда, подозреваемого в пьянстве (действие 1, явление 1):
***
«Он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».
***
Фамилия полицейского, который, по слоВам Городничего, «для порядка всем ставит фонари под глазами, и правому, и виноватому».
***
Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят.
***
«Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ничем не нуждается. Нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь».
***
Добчинский и Бобчинский рассказывают о впечатлении, которое произвел на них рассказ трактирщика о новом постояльце (действие 1, явление 3.), который, по слоВам трактирщика «Мы удалимся под сень струй»
***
«Унтер-офицерша налгала Вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу врет. Она сама себя высекла».
***
Городничий рассказывает собравшимся чиновникам свой сон, предвещавший приезд «ревизора» (действие 1,явление 1):
***
«Тридцать пять тысяч курьеров» Иногда встречаются версии, производные от оригинала: «сорок тысяч курьеров», «тридцать тысяч курьеров» и т. д.
***
Так Хлестаков описывает требования, которые он предъявляет к своим мифическим подчиненным в Петербурге.
***
«Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»
***
Цитаты из комедии «Ревизор» произведение в пяти действиях великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя:
***
Популярные сегодня темы
Жизнь Самсона Вырина была похожа на жизнь других станционных смотрителей. Герою приходится слушать недовольство и упреки в свою сторону, чтобы иметь возможность прокормить семью
***
Молодой поручик Пирогов — один из главных героев повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», представитель «среднего класса петербуржских офицеров».
***
В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие
Отрывки и фразы из произведений, статей, письем Николая Гоголя
Женщине легче поцеловаться с чертом, нежели назвать кого красавицею. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
***
Народ наш умен: он растолкует, не ломая головы, даже то, что приводит в тупик умников. «Выбранные места из переписки с друзьями»
***
«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя ты.» «Тарас Бульба»
***
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот лень. Из письма К. С. Аксакову, 1841 г., Рим.
Образы героев в поэме Пушкина «Цыгане»
4.4
(18)
1. Земфира
Земфира представляет замечательное художественное воплощение цельной, непосредственной натуры. Она выдержана поэтом с первого слова до последнего своего восклицания. Поэтической прелести и грации исполнена её коротенькая песенка, которую она поет, качая ребёнка. Страстная, порывистая натура цыганки выразилась всецело в её словах:
Старый муж, грозный муж, Ненавижу тебя,
Режь меня, жги меня: Презираю тебя;
Я тверда, не боюсь Я другого люблю,
Ни ножа, ни огня. Умираю любя.
Вся пылкая любовь Земфиры и жажда к безграничной свободе выразилась в этих словах. Она потому так энергично и вызывающе ведёт себя по отношению к Алеко, что отстаивает самое дорогое и заветное, что у нее есть: свободу чувства.
Ведь у простой дикой цыганки ничего больше и нет, в чем бы она могла проявить свою личность, кроме свободного и искреннего чувства. Отнять у нее это значило бы лишить её духовного облика; она это инстинктивно понимает, а потому и говорит: «Умираю любя».
Без этого чувства Земфира становится живым трупом, и тогда она предпочитает уже и смерть физическую. С этим восклицанием она умирает, сохраняя сознание своего человеческого достоинства, так как по мнению дикой цыганки любить значит жить, а без свободной и искренней любви нет жизни. Возлюбленный её убит, предмет свободной страсти погиб, а следовательно, нет смысла и жить.
2. Старик-цыган
Старик-цыган, отец Земфиры, прямо противоположен Алеко по своему характеру; зто спокойный человек, просто и благодушно относящийся к жизни. Его устами поэт осуждает эгоизм и жестокость Алеко:
Старик — представитель людей простых и близких к природе. Он добр и кроток, незлобив и великодушен. Он отрекается от злобного гордеца Алеко, но в сердце его нет злобы даже против убийцы дочери.
Он говорит ему: «Прости! да будет мир с тобою». Пушкин явно более сочувствует старику-цыгану, чем Алеко. В этом сказалась русская природа поэта, выразились его стремления к народным началам. Но народные начала он ещё не совсем ясно понимает.
Он заставил, например, старика оправдать измену Земфиры, рассуждая, что любовь является и исчезает по прихоти сердца и её нельзя остановить, как нельзя луне указать место на небе, при казать ей озарять то, а не другое облако.
По народному понятию, напротив, любовь должна быть вечною. Но, сознательно заставляя старика высказывать несхожие с его характером идеи, поэт бессознательно рисует его верно: старик до смерти своей не разлюбил и не позабыл изменившую ему жену.
Старый цыган — полная противоположность Алеко. Это человек не только любящий свою свободу, но умеющий ценить и уважать свободу других. Его жена Мариула когда-то ушла с цыганом из соседнего табора, покинув мужа и оставив маленькую дочь. Старик не погнался за ней, чтобы отомстить, так как он считал, что никто не «в силах удержать любовь».
Не мстит он и Алеко за то, что тот отнял у него последнюю радость в жизни — дочь. Образ старого цыгана явно романтичен. Но такая трактовка его нужна быпа Пушкину для того, чтобы ярче оттенить эгоизм Алеко. Земфира тоже противоположна Алеко в том отношении, что она не раздумывает над своей жизнью, она покорна чувствам.
В противовес Алеко в поэме даются образы цыган: вольная, следующая велениям своих непосредственных чувств Земфира, её простой и бесхитростный отец. Нравственные понятия цыган, романтически представленные Пушкиным, целиком выражены в приговоре, который вынес старый цыган убийце его дочери:
«Оставь нас, гордый человек! Мы не терзаем, не казним,
Мы дики, нет у нас законов. Не нужно крови нам и стонов;
Но жить с убийцей не хотим».
Провозглашение человечности, добра — вот внутренний смысл последней романтической поэмы Пушкина. Однако поэт не склонен признать своим идеалом жизнь цыган: полного воплощения человеческих чаяний он не видит и в ней. Пушкин понимает, что «нагота», бедность, примитивные воззрения не составляют человеческого счастья, хотя и выгодно отличаются от «блистательного позора» светской жизни.
Самая «правда» следования своим чувствам и желаниям у цыган не поднимается на высоту гуманистического сознания. Да, у них не терзают и не казнят, но все же во имя своего счастья разбивают счастье других. Страдает Алеко, которому изменила Земфира, и старается в кровавой мести заглушить своё страдание.
Старый цыган, оставленный Мариулой, знает: «что было, то не будет вновь», «чредою всем лается радость», — и успокаивается, и будто примиряется. Но и его сердце холодно и грустно, но одиночество и его томит и жжет. Как живо перелает эти чувства рассказ старого цыгана:
Я молод был; моя душа
В то время радостно кипела;
И ни одна в кудрях моих
Еще сединка не белела, —
Между красавиц молодых
Одна была… и долго ею,
Как солнцем, любовался я,
И наконец назвал моею…
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!
Но ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ Кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали;
Цыганы те, свои шатры
Разбив близ наших у горы,
Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь, —
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула.
Я мирно спал; заря блеснула;
Проснулся я, подруги нет!
Ищу, зову — пропал и след.
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал — с этих пор
Постыли мне все девы мира;
Меж ими никогда мой взор
Не выбирал себе подруги,
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил.
Поэтому мрачным финальным аккордом заканчивается поэма. Поэтому не находит счастья Пушкин и у «бедных сынов природы».
Реалистически показывая отношения людей, сложившиеся в «неволе душных городов» того времени, рисуя «роковые страсти», проникающие и в «кочевые сени», Пушкин в светлом романтическом устремлении мечтает о счастливой, свободной, гуманной человеческой жизни.
Ему грезится такой мир, в котором счастье каждого человека не будет находиться в противоречии со счастьем других людей, — такой мир, в котором свобода будет иметь своим основанием высокую, содержательную, творческую жизнь.
Полную противоположность характеру Алеко представляет цыган. Его речи, все миросозерцание — просты и спокойны. Говорил ли он об измене своей Мариулы, или рассказывал предание об Овидии, или изгонял убийцу дочери, тон речей старого цыгана — одинаково объективный, чуждый порывистости И страсти. Не то чтобы он относился к людям безразлично. С теплым чувством рассказывает он о «святом старце» Овидии, сосланном римским императором на берег Дуная, любви и внимании к нему местных жителей, его чудных рассказах, его тоске по родной земле.
Он не может забыть своей любви к Мариуле. Но с годами, с опытом жизни у старика сложилось спокойное философское отношение к людям и жизни. Его ничем нельзя возмутить. Алеко жалуется на то, что Земфира не любит, старик говорит, что это в порядке вещей: женское сердце любит шутя. Алеко изменила Мариула — старик рассуждает:
Кто в силах удержать любовь?
Уредою всем дается радость;
Чю бьию, то не будет вновь.
Алеко убил его дочь. Старик не мстит. Зачем? Ведь ее не воскресить. Он только изгоняет убийцу, потому что Алеко не рожден для дикой воли. Старик даже не желает ему зла: «Прости! да будет мир с тобой» — таковы последние слова цыгана.
С точки зрения художественной правды образ этого философствующего цыгана вызывает возражения. Встречаются ли такие люди? Несомненно, это образ идеализированный; но характеры поэмы — это всегда исключительные характеры, так что некоторая изысканность поэтической характеристики цыгана уместна.
Какими чертами наделил поэт старика-цыгана и какова идейно-композиционная роль его образа?
В. Белинский так говорит о старике-цыгане: «Это одно из таких лиц, созданием которых может гордиться всякая литература. Есть в этом цыгане что-то патриархальное. у него нет мыслей: он мыслит чувствами, — и как истинны, глубоки, человечны его чувства! Язык его исполнен поэзии».
Старый цыган наделен простым и спокойно-мудрым отношением к жизни; он добр, гостеприимен и терпим. В речах его слышится опыт прожитых долгих лет. Его роль в поэме, как указывает Белинский, — та роль, какую в древнегреческой трагедии играл хор, объяснявший действия персонажей трагедии, изрекавший приговор над ними. Понятно, что такую роль поэт отводит лицу, по своим нравственным качествам стоящему над другими действующими лицами поэмы.
В речах старика мы слышим голос народного преданья, недаром он и произносит это слово, начиная рассказ об Овидии. Слушая пенье Земфиры, старик замечает: «Так, помню, помню: песня эта / Во время наше сложена», то есть говорит о песне Земфиры как о народной песне.
Самый рассказ его о Мариуле, «повесть о самом себе», похож на грустную народную песню о любви, измене, разлуке.
Между красавиц молодых Ах, быстро молодость моя
Одна была … и долго ею, Звездой падучею мелькнула!
Как солнцем, любовался я Но ты, пора любви, минула
И наконец назвал моею. Ещё быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Читая эти прекрасные стихи, мы чувствуем в них жизнь и движение образов, сравнений, эпитетов, свойственных народной поэзии. Белинский совершенно верно заметил, что старый цыган противопоставлен трагическому герою поэмы, стоит выше Алеко.
Однако, по словам Белинского, «несмотря на всю возвышенность чувствований старого цыгана, он не выясняет идеал человека: этот идеал может реализоваться только в существе сознательно разумном, а не в непосредственно разумном, не вышедшем из-под опеки у природы и обычая». Глубоко верное замечание, предостерегающее от того, чтобы назвать старого цыгана идеальным героем поэмы.
В изображении старика-цыгана и Земфиры, как и цыганского табора в целом, исполненном уважения и любви автора к своим героям, проявляется важная сторона его творчества. Оно лишено каких бы то ни было следов национальной исключительности, будучи в то же время совершенно русским по духу.
Люди разных рас и наций, и больших и малых, пользуются в произведениях поэта полным равноправием, несмотря на то, что в те времена для многих лиц даже из среды образованного общества характерным было пренебрежительное отношение к людям малых, «диких» народов.
Контрастно образу Алеко дан в поэме образ старого цыгана — воплощение народной мудрости, той народной психологии и морали, которые развиваются у простых людей, живущих на лоне природы, вне влияния городской цивилизации. Старик-цыган не только любит свою свободу, но уважает и свободу других.
Он не мстил ни покинувшей его Мариуле, ни её возлюбленному; не мстит он и Алеко за убитую дочь. Старик — натура цельная, его чувства глубоки. Покинутый Мариулой, он уже никого больше не полюбил. Он радушен и гостеприимен, добр душою. Все его чувства естественны и не искажены.
В образе Земфиры поставлена вторая тема поэмы, правда, тесно связанная с первой: защита права женщины на свободу чувства, на личное счастье, права самостоятельно решать вопрос о своей жизни. Земфира — тоже цельная натура, живущая по законам чувства. Полюбив молодого цыгана, она смело заявляет Алеко:
Нет, полно, не боюсь тебя! —
Твои угрозы презираю,
Твое убийство проклинаю.
4. 4 / 5. 18
.
33 цитаты о героях, вдохновляющие слова мудрости
33 цитаты о героях, вдохновляющие слова мудростиВдохновитесь нашей коллекцией цитат о героях. Как говорится в народной поговорке, «не все герои носят плащи», и это как нельзя более верно в повседневной жизни. Герои существуют во всех сферах жизни, будь то ваш папа или сантехник, у каждого есть что рассказать. сегодня имя героя обычно относится к мужчине, одетому в комбинезон и плащ, но эти цитаты взяты, чтобы напомнить вам, что у всех нас есть маленький герой внутри, и мы все должны играть свою роль и помогать другим, где можем.- Герой — это человек, который соглашается на приключения.
Кендра Левин, герой — это ты
Вдохновляющие цитаты
Шторм Лейк Сент-Мэри, Герой внутри
Прослушивание
Ной Блюменталь, будь героем
Перспектива
Шторм Лейк Сент-Мэри, Герой внутри
Воодушевление
Джон Ф. Макартур, Двенадцать неожиданных героев:
Момент
Марк Дж. Бритцман, Жизни и наследие обычных героев
Уважение
Фрэнк Дж. Уильямс, Линкольн в роли героя
Мудрый
Скотт Т. Эллисон, Джордж Р. Геталс, Герои: что они делают и зачем они нам нужны Сам.
Крисси Якуб, Приют Надежды
Вдохновляя Других
Ирвинг А. Фрадкин, Доллары для ученых: Автобиография доктора Ирвинга А. Фрадкина, основателя …
Лучший
High Light
Truth
Рэй Мадагиэле, Луч Надежды: Вдохновляющий мир-прозрения о хаосе и сознании в то время как
Мужество
Роберт Кэри, Daddyisms
Вызов
Виктор Гюго Мансанилья, «Разбуди своего внутреннего героя»
Стив Райч, Настоящие герои спорта: открытие сердца чемпиона
Усилие
Ричард Каган, Сборник рассказов о жизни героев из реальной жизни
Life is Hard
Сэмюэл Орчарт Битон, Наши солдаты и крест Виктории
Природа
Тест лучшего учителя
Сила
Пета Голдбург, Патриция Бланделл, Тревор Джордан, Изучение религии и этики
Способность
Эмили Шаррат, Герои здоровья
Выбор
Элвин Грановски, Студенческая антология
Мудрость
Лоуренс В. Рид
Храбрый
Джейсон Сакс, Эрик Хоффман, Доминик Грейс, Стив Гербер
Цитаты о страхе
Джейкоб Л. Гудсон, Сила духа: мужество, надежда, свобода, знание
Цитаты персонажей
Дебора Арангно, мудрая спутница
Краткие вдохновляющие цитаты
Ной Блюменталь, Будь героем
Оптимистичные цитаты
Дарин Пензера, Героический Эгоизм
Помощь Другим
Тим Мегарри, Общество в предыстории: истоки человеческой культуры
Цитаты о судьбе
Гарри Гершкович, Смерть
Мотивационные цитаты о жизни
Анна Мари Портер, Первомай
Невзгоды
Журнальный блокнот, Ты мой герой Папа
Папа
Lynn C Johnston, Angel’s Dance
Смарт
Дэвид Байют, Половина моего сердца в Ираке
Еще цитаты для вдохновения
Words of Wisdom | Стихи | Мысль дня | Цитата дня | Свяжитесь с нами | О нас | Отказ от ответственности | Раскрытие | Политика конфиденциальности Words of Wisdom |
60 значимых цитат из Макбета✔️
Прочтите нашу подборку самых запоминающихся и значимых цитат из Макбета. «Макбет» Уильяма Шекспира — одна из его наиболее часто цитируемых пьес с множеством известных цитат.
Как всегда, Шекспир оживляет персонажей Мабет с помощью запоминающихся диалогов и ряда напряженных монологов и монологов. Ниже мы собрали вместе все лучшие цитаты Макбета из главных и второстепенных персонажей, а также хорошую подборку из одноименного героя и его жены, показанные в порядке появления цитаты в пьесе, с перечислением персонажа, говорящего вместе с действием. и сцена.
«Честное — это грязное, а грязное — честное».
Три ведьмы (Акт 1 Сцена 1)
– Что это за чертов человек?
Король Дункан (Акт 1 Сцена 2)
«Если вы можете заглянуть в семена времени,
И сказать, какое зерно вырастет, а какое нет».
Банко (Акт 1 Сцена 3)
«Или мы съели безумный корень
Который берет разум в плен?»
Банко (Акт 1 Сцена 3)
«Что! может ли дьявол говорить правду?»
Банко (Акт 1 Сцена 3)
«Настоящие страхи
меньше, чем ужасные фантазии».
Король Дункан (Акт 1 Сцена 4)
«В мужских улыбках есть кинжалы»
Доналбайн (Акт 2 Сцена 3)
«Двойной, двойной труд и хлопоты:
Огонь горит, а котел кипит».
Ведьмы (Акт 4 Сцена 1)
«Клянусь моими большими пальцами,
Что-то злое сюда идет».
Вторая Ведьма (Акт 4 Сцена 1)
«Макбет никогда не будет побежден, пока
Великий Бирнамский лес до высокого Дунсинанского холма
не выступит против него».
Третье явление (Акт 4 Сцена 1)
«Деяние без имени».
Ведьмы (Акт 4 Сцена 1)
«Когда наши действия не совпадают,
Наши страхи делают нас предателями».
Леди Макдуф (Акт 4 Сцена 2)
«Теперь он чувствует свой титул
Свисает с него, как мантия великана
На карликового вора.
Ангус (Акт 5 Сцена 2)
«Языком ни сердцем
Не могу ни постичь, ни назвать тебя!»
Макдуф (Акт 2 Сцена 3)
«Пациент
Должен служить самому себе».
Доктор (Акт 5 Сцена 3)
«Эти шумные предвестники крови и смерти».
Макдуф (Акт 5 Сцена 6)
…и вот несколько цитат Макбета от самого Макбета:
«Ничто не является
Но то, что не является».
Макбет (Акт 1 Сцена 3)
«Будь что будет,
Время и час бежит сквозь самый суровый день».
Макбет (Акт 1 Сцена 3)
«Фальшивое лицо должно скрывать то, что знает фальшивое сердце».
Макбет (Акт 1 Сцена 7)
«Я смею делать все, что подобает мужчине;
Кто посмеет сделать больше, тот никто».
Макбет (Акт 1 Сцена 7)
«Если это было сделано тогда, когда сделано, то это было хорошо
Это было сделано быстро».
Макбет (Акт 1 Сцена 7)
«Уколоть бока моего намерения, но только прыгучего честолюбия, которое перепрыгивает через себя и падает на другое»
Макбет (Акт 1 Сцена 7)
«Это кинжал, который я вижу перед собой,
Рукоятью к моей руке? Подойди, позволь мне обнять тебя:
У меня нет тебя, и все же я вижу тебя».
Макбет (Акт 2 Сцена 1)
«Ты твердая и твердая земля,
Не слушай шагов моих, в какую сторону они идут, от страха
Сами камни твои болтают о моем местонахождении»
Макбет (Акт 2 Сцена 1)
«Смоет ли весь великий океан Нептуна эту кровь
Очистить с моей руки? Нет, эта моя рука скорее
Многочисленные моря воплотятся,
Превратит зеленое в красное.
Макбет (Акт 2 Сцена 2)
«Мне почудилось, что я слышу чей-то крик: «Не спи больше!
Макбет убивает сон: невинный сон,
Сон, который вяжет растрепанный рукав заботы,
Смерть жизни каждого дня, ванна болезненного труда,
Бальзам израненных умов, второе блюдо великой природы,
Главный кормилец на пиру жизни ».
Макбет (Акт 2 Сцена 2)
«Плохо начатое становится сильным благодаря плохому».
Макбет (Акт 3 Сцена 2)
«Кровь будет кровью».
Макбет (Акт 3 Сцена 4)
«Будет кровь, говорят: кровь будет кровью».
Макбет (Акт 3 Сцена 4)
– Ну что вы, тайные, черные и полуночные ведьмы!
Макбет (Акт 4 Сцена 1)
«Черт тебя побери, черный, гагара с кремовым лицом!
Откуда у тебя этот гусиный взгляд?
Макбет (Акт 5 Сцена 3)
«Завтра, и завтра, и завтра,
Ползет в этом мелком темпе изо дня в день
До последнего слога записанного времени,
И все наши вчерашние осветили дураков
Путь к пыльной смерти. Погаси, короткая свеча!
Жизнь всего лишь тень ходячая, бедный игрок
Который расхаживает и волнуется свой час на сцене
И больше не слышно: это сказка
Рассказанная идиотом, полная шума и ярости,
Ничего не значащая.
Макбет (Акт 5 Сцена 5)
«Я несу очарованную жизнь».
Макбет (Акт 5 Сцена 8)
Цитаты Макбета Леди Макбет:
Сам ворон охрип
Что каркает роковой вход Дункана
Под моими зубчатыми стенами»
Леди Макбет (Акт 1, Сцена 5)
«Но я боюсь твоего естества;
В нем слишком много молока человеческой доброты.
Леди Макбет (Акт 1, Сцена 5)
«Придите, духи, Что тяготеют к смертным мыслям, лишите меня пола здесь».
Леди Макбет (Акт 1, Сцена 5)
«О, никогда
Увидит ли завтра солнце!
Лицо твое, мой тан, как книга, в которой люди
могут читать странные вещи. Чтобы обмануть время,
Посмотрите, как время. Добро пожаловать в глаза,
Твоя рука, твой язык. Смотри, как невинный цветок,
Но будь змеем под ним. Грядущий
Должен быть обеспечен: и вы должны
Вложить в мое послание великое дело этой ночи,
Которое всем нашим ночам и дням
Даст исключительно суверенную власть и господство.
Леди Макбет (Акт 1, Сцена 5)
«Придите, духи
Что тяготеют к смертным мыслям, лишите меня здесь,
И наполните меня от макушки до кончиков пальцев
Жесточайшей жестокостью. Сделай мою кровь густой.
Закрой доступ и проход к угрызениям совести,
Чтоб не пожалели посещений природы
Встряхни мою грешную цель, и не держи мира между
Эффектом и им. Приблизьтесь к моей женской груди,
И примите мое молоко для желчи, вы, убийственные министры,
Где угодно в ваших слепых веществах
Вы ждете озорства природы. Приди, густая ночь,
И затяни тебя в темнейший дым ада,
Чтобы мой острый нож не видел раны, которую он наносит,
Чтобы небо не выглянуло сквозь одеяло тьмы,
Чтобы воскликнуть: «Стой, держись!»
Леди Макбет (Акт 1, Сцена 5)
«Хотел бы ты иметь то
Что ты почитаешь украшением жизни,
И живешь трусом в глазах своих,
Позволяя «я не смею» ждать «хотел бы»,
Как бедный кот i’ поговорка?
Леди Макбет (Акт 1, Сцена 7)
«Я сосала и знаю
Как нежно любить ребенка, который меня доит.