Гомеровский период в истории Греции («темные века») (11—9 вв. до н. э.)
Гомеровский период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений – античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе. До конца не изучен вопрос об их создании, так как современные историки не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о существовании Гомера, как реального исторического персонажа, да и авторство поэм некоторыми исследователями подвергается сомнению. «Одиссея» рассказывает о приключениях Одиссея – царя острова Итака, возвращающегося с Троянской войны, а «Илиада» – о событиях самой войны.
Оба события относятся к микенскому периоду греческой истории. Однако здесь возникает справедливый вопрос: почему же они являются источниками информации о послемикенском времени? Изучив тексты, исследователи пришли к заключению, о том, что тексты были написаны спустя несколько веков после описанных в них событий (в 8 в. до н.э). В поэмах прослеживается ряд наслоений различных эпох (домикенские времена, микенский период и сама «гомеровская» эпоха, во времена которой и были написаны произведения), что, несомненно, доказывает огромную разницу между Гомером и предшествующим микенским периодом. Но, несмотря на это, «Одиссея» и «Илиада» остаются значительными памятниками античной литературы и важнейшими источниками информации о тех временах.
Археология в гомеровскую эпоху
Но о гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного исторического периода внесла археология. Анализ археологических данных внес ясность, почему это время именовалось «темными временами». Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели.
Основными археологическими материалами стали некрополи. Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества. Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.
«Темные века» гомеровской эпохи
Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».
Торговля и ремесла также пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись.
Причиной полного отмирания как внешних, так и внутренних торговых связей в начале гомеровской эпохи, была политика агрессивного пиратства со стороны самих дорийских мореплавателей. Считалось, что участвовать в таких рейдах было признаком мужской доблести и отваги. Некогда частые гости в греческих гаванях – корабли финикийцев и египтян старались теперь обходить их стороной. Но постепенно, к концу дорийского периода произошло налаживание старых торговых связей с этими народами, также получила развитие и внутренняя торговля.
«Геометрический стиль»
Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики (геометрика) (900 – 700 гг. до н.э. ). Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта. Геометрический стиль пришел на смену «протогеометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. К концу гомеровской эпохи художественные сюжеты на керамике становятся все более богатыми и сложными. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания. Этот стиль зародился в Афинах и постепенно распространился на остальные города древней Греции и острова Эгейского моря.
Устройство дорийского общества
Что касается устройства дорийского общества той эпохи, то в начале гомеровского периода оно вернулось к родоплеменным отношениям. Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка – «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города – государства). Именно благодаря созданию полиса – уникальной формы социально-экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.
Возникновение системы рабовладения
Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и, как следствие, возникла система рабовладения. Нужно отметить, что система рабства в гомеровское время еще разительно отличалось от той его формы, которая сложилась в Греции позднее. Главным источником рабов были военные походы, а не большой разрыв в социальном положении членов полиса. Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей.
Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли.
Полисы гомеровской эпохи
В целом, несмотря на появление и развитие полисов и наметившееся классовое расслоение, дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин.
Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание. Оно решало, идти ли царю на войну или рабов на данный момент достаточно. Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию городов – полисов происходило становление будущей греческой цивилизации.
Железные орудия труда позволили осваивать и обрабатывать гораздо большие площади земли и делали этот процесс менее трудоемким, чем во времена процветающих элладских цивилизаций бронзового века. Постепенно Греция стала оправляться после опустошительного нашествия дорийцев.
К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории – архаическому периоду.
Гомеровский период в истории Древней Греции
Главная » История Греции
Автор Admin На чтение 4 мин Просмотров 22к. Обновлено
Гомеровский период в истории Греции (11—9 вв. до н. э.) получил название в честь прославленного Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах. Хотя до сих пор историки спорят, как создавались великие произведения и вообще: существовал ли сам Гомер в действительности? А если существовал, то ему ли принадлежат эти произведения?
Сомнений добавляет и тот факт, что приключения Одиссея на пути возвращения с Троянской войны и события этой войны относятся к микенскому периоду. Но продолжают служить источником информации о последующем (гомеровском) периоде. Возможно, Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею» спустя несколько веков после прошедших событий. Тем не менее, это наследие античной литературы — важнейший источник, значение которого не подлежит сомнению.
Навигация по статье
- Гомеровская эпоха — Тёмные века Греции
- Устройство общества в гомеровский период
- Культура гомеровского периода
Гомеровская эпоха — Тёмные века Греции
В XII в. до н.э. на территорию Греции вторгаются греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства. Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века».
Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась. Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.
Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя.
Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов. В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.
Устройство общества в гомеровский период
На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю — она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.
По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.
Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.
Культура гомеровского периода
Конь. Геракл и кентавр. Бронзовые статуэткиОт гомеровского периода почти не осталось памятников культуры — это доставило неудобства археологам при попытке понять эпоху.
Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, — изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.
Гомер история Греция темные века
( 8 оценок, среднее 4.88 из 5 )
Периоды истории литературы
РАНЬШЕ ПЕРИОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ Эти периоды отрезки времени, в течение которых литература разделяла интеллектуальные, лингвистические, религиозные и художественные влияния. В западной традиции ранние периоды истории литературы примерно таковы: ниже: А. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (1200 г. до н. э. — 455 г. до н. э.). СЕ) И. ГОМЕРОВСКИЙ или ГЕРОИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (1200-800 гг. до н.э.) греческие легенды передаются устно, в том числе Гомер Илиада и Одиссея . это хаотично период князей-воинов, странствующих морских торговцев и свирепых пираты. II. КЛАССИЧЕСКИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД (800-200 гг. до н.э.) до н.э.) греческие писатели и философы, такие как Горгий, Эзоп. Платон, Сократ, Аристотель, Еврипид и Софокл. Пятый век (499-400 г. до н.э.), в частности, известен как . Золотой век Греции . Это сложный период полиса, или отдельного города-государства, и ранней демократии. Некоторые из лучших в мире произведений искусства, поэзии, драмы, архитектуры, и философия зародились в Афинах. III. КЛАССИЧЕСКИЙ РИМСКИЙ ПЕРИОД (200 г. до н. э. — 455 г. до н. э.). н.э.) Культура Греции уступает римской власти, когда Рим побеждает Греция в 146 году н.э. Римская республика традиционно был основан в 509 г. до н.э., но его размер ограничен до более позднего времени. Драматурги этого времени включают Плавта и Теренция. Спустя почти 500 лет как республика, Рим перешел к диктатуре Юлия Цезаря. и, наконец, в монархическую империю при Цезаре Августе в 27 г. н.э. Этот более поздний период известен как Римская империя . период. Среди римских писателей были Овидий, Гораций и Вергилий. Римский среди философов были Марк Аврелий и Лукреций. Римские риторы включая Цицерона и Квинтилиана. IV. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПЕРИОД (ок. 70 г. – 455 г. н.э.) н.э.) Раннехристианские сочинения, такие как Святой Августин, Тертуллиан, Святой Киприан, Святой Амвросий и Святой Иероним. Это период в которой святой Иероним впервые составил Библию, когда христианство распространились по Европе, и Римская империя умерла. судороги. В этот период варвары нападают на Рим в 410 г. н.э. и город, наконец, полностью перешел к ним в 455 г. н.э. Б. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД (455 г. н.э. – 1485 г.). СЕ) I. СТАРЫЙ АНГЛИЙСКИЙ (АНГЛОСАКССКИЙ) ПЕРИОД (428-1066) Так называемый « Темный Эпохи » (455 г. н.э. — 799 г. н.э.) происходят, когда Рим падает и варварские племена переселяются в Европу. франки, остготы, лангобарды, и готы поселяются на развалинах Европы и англы, саксы, и юты мигрируют в Британию, вытесняя коренных кельтов в Шотландию. Ирландия и Уэльс. Ранние древнеанглийские стихи, такие как Беовульф, «Странник» и «Моряк» возникли где-то в конце Англо-саксонский период. Каролингское Возрождение (800-850 гг. н.э.) возникает в Европе даже столь же великим. В центральной Европе, тексты включают раннесредневековые грамматики, энциклопедии и т. д. В Северная Европа, этот период времени знаменует собой место действия викингов. саги. II. СРЕДНЕАНГЛИЙСКИЙ ПЕРИОД (ок. 1066-1450) В 1066 г. норманнский французский армии вторгаются и завоевывают Англию при Вильгельме I. Это конец англо-саксонской иерархии и появление Ренессанс двенадцатого века (ок. 1100–1200 гг.) н.э.) французские рыцарские романы, такие как произведения Кретьена де Труа и французские басни, такие как произведения Марии де Франс. и Jeun de Meun — приобрели популярность. Абеляр и другие гуманисты производят большие схоластические и богословские труды. Поздний или «Высокий» Средневековый период г. (ок. 1200-1485 гг. н.э.): этот часто бурный период отмечен среднеанглийскими произведениями Джеффри Чосер, Боккаччо, Петрарка, Данте, Кристина Пизанская, Гавейн или жемчужный поэт, Мастер Уэйкфилда и Уильям Лэнгленд. С. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ (ок. 1485-1660 гг. н.э.) (Возрождение происходит в конца 15, 16 и начала 17 веков в Великобритании, но несколько раньше в Италии и южной Европе, несколько позже в Северной Европе) I. Ранний период Тюдоров (1485-1558): Война Алой и Белой розы заканчивается в Англии Генрихом Тюдором (Генрих VII претендует на престол. Раскол Мартина Лютера с Римом знаменует появление протестантизма. за которым последовал англиканский раскол Генриха VIII, создавший первая протестантская церковь в Англии. Эдмонд Спенсер является образцом поэт. II. Елизаветинский период (1558-1603): королева Елизавета спасает Англию как от испанского вторжения, так и от внутренних ссоры дома. Ее правление отмечено ранним творчеством Шекспир, Марлоу, Кидд и Сидни. III. Якобинский период (1603–1625): более поздние произведения Шекспира, Эмилия Ланьер, Бен Джонсон, Джон Донн. IV. Кэролайн 9 лет0006 (1625-1649): Джон Мильтон, Джордж Герберт, Роберт Херрик, «Сыновья Бена» а другие пишут во времена правления Карла I и его кавалеров. В. Период Содружества или пуританское Междуцарствие (1649-1660): При пуританской диктатуре Кромвеля мы находим таких писателей, как Эндрю Марвелл и сэр Томас Браун и последние сочинения Джона Мильтона. ПОСЛЕДНИЕ ПЕРИОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ Эти периоды отрезки времени, в течение которых литература разделяла интеллектуальные, лингвистические, религиозные и художественные влияния. В западной традиции более поздние периоды литературной истории примерно таковы: ниже: Д. Период Просвещения (неоклассический) (ок. 1660–179 гг.).0) « Неоклассика » относится к возросшему влиянию классической литературы на эти века. Неоклассический период также называют « Просветление » за счет увеличения благоговение перед логикой и пренебрежение к суевериям. Период отмечен подъемом деизма, интеллектуальной реакцией на раннее пуританство и революция Америки против Англии. I. Реставрация Период (ок. 1660-1700): Этот период знаменует собой британское восстановление короля на престоле после долгого периода пуританства господство в Англии. Его симптомы включают преобладание Французское и классическое влияние на поэзию и драму. Образец писатели включают Джона Драйдена, Джона Локка, сэра Уильяма Темпла, и Сэмюэл Пепис и Афра Бен в Англии. За рубежом, представитель авторы из Франции включают Жана Расина и Мольера. II. Августин Эпоха (ок. 1700-1750): Этот период отмечен подражанием литературы Вергилия и Горация английскими буквами. Принцип Среди английских писателей Аддисон, Стил, Свифт и Александр. Папа. За границей Вольтер является доминирующим французским писателем. III. Эпоха Джонсон (ок. 1750–1790): этот период знаменует собой переходный период. к наступающему романтизму, хотя этот период все еще в значительной степени неоклассический. Основные авторы включают доктора Сэмюэля Джонсона, Босуэлла, и Эдвард Гиббон, которые представляют неоклассические тенденции, в то время как такие писатели, как Роберт Бернс, Томас Грей, Каупер и Крэбб показать отход от неоклассического идеала. В Америке, этот период называется Колониальный период . Сюда входят колониальные и революционные писатели, такие как Бен Франклин, Томас Джефферсон и Томас Пейн. Э. РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ок. 1790-1830): поэтов-романтиков писал о природе и воображении в Англии. Некоторые романтики включают Кольриджа, Блейка, Китса и Шелли в Великобритании и Иоганн фон Гёте в Германии. В Америке этот период называется Трансцендентный Период . Трансценденталисты включают Эмерсона и Торо. готические письма , (ок. 1790-1890) пересекаются с периодами романтизма и викторианской эпохи. Среди авторов готических романов (предшественников романов ужасов) Рэдклифф, Монк Льюис и викторианцы вроде Брэма Стокера в Британии. В Америке писатели-готики включают По и Хоторна. Ф. ВИКТОРИАНСКИЙ ПЕРИОД И 19век (ок. 1832-1901) : Написание в период правления королевы Виктории включает сентиментальные романы. Среди британских писателей Браунинг, Альфред Лорд Теннисон, Мэтью Арнольд, Роберт Браунинг, Чарльз Диккенс, сестры Бронте и прерафаэлиты Джейн Остин, такие как Россетти, Уильям Моррис, идеализируют и стремятся к морали средневековья. Конец викторианского периода отмечен интеллектуальным движения Аскетизм и « Декаданс » в трудах Уолтера Патера и Оскара Уайльда. В Америке натуралист такие писатели, как Стивен Крейн, процветают, как и ранние бесплатных стих таких поэтов, как Уолт Уитмен и Эмили Дикинсон. Г. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (ок. 1914-1945): В Великобритании писатели-модернисты включают У. Б. Йейтса, Симуса Хини, Дилан Томас, У. Х. Оден, Вирджиния Вульф, В Америке, модернист период включает Роберта Фроста, Уилфреда Оуэна и Фланнери О’Коннор. а также известные писатели Потерянное поколение (также называемые авторами The Jazz Age , 1914-1929) таких как Хемингуэй, Штейн, Фицджеральд и Фолкнер. Гарлемский ренессанс » знаменует собой восхождение чернокожих писателей. такие как Болдуин и Эллисон. Х. ПОСТСОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (ок. 1945 г.): Т.С. Элиот, Моррисон, Шоу, Беккет, Стоппард, Фаулз, Кальвино, Гинзберг, Пинчон и другие современные писатели, поэты и драматурги экспериментируют с метапрозой и фрагментарной поэзией. Мультикультурализм ведет к усилению канонизации некавказских писателей, таких как Лэнгстон Хьюз, Сандра Сиснерос и Зора Нил Херстон. Магия Реалисты , такие как Габриэль Гарсиа Маркес, Луис Борхес, Алехо Карпентьер Гюнтер Грасс и Салман Рушди расцветает сюрреалистическими надписями, вышитыми на условности реализма. |
К 1200 до н. э. греки заняли большую часть северной участки полуострова и несколько разрозненных мест Вдоль побережья. Сначала они просачивались медленно, ведя свои стада и отары с их и селились в малонаселенных районах. Многие из эти первые иммигранты, кажется, принадлежали к группе, которая позже стали известны как ионийцы. Очередное деление ахейцев продвинулся дальше на юг, завоевал Микены и Трою, и в конечном итоге получил власть над Критом. Вскоре после 1200 г. великий Дорийские вторжения начались и достигли своего апогея около двух столетия спустя. Часть дорийцев поселилась в центральной Греции. но большая их часть ушла к морю, завоевав восточные части Пелопоннеса и южных островов Эгейское море. Около 1000 г. до н.э. они захватили Кноссос, главный центр минойской цивилизации на острове Крит. Будь то ахейцы, ионийцы или дорийцы, все греки гомеровской эпохи имели по сути одну и ту же культуру , который был сравнительно примитивен. Лишь в самом последнем веке период были ли какие-либо общие знания о письменной форме. Поэтому мы должны предусмотреть гомеровских греков как дописьменного народа в течение большей части их истории, с интеллектуальными достижениями, которые не простирались дальше развитие народных песен, баллад и коротких былин, исполненных и украшенных барды, кочующие из одной деревни в другую. Большая часть этого материал был, наконец, сплетен в великий эпический цикл одним или несколькими поэтами и помещен в письменной форме в IX веке до н. Хотя не все стихи этого До нас дошли циклы, два важнейших, Илиада и Одиссея, предоставить нам богатейший запас информации об идеалах и обычаях Гомеровский век. Политические институты Гомеровские греки были чрезвычайно примитивны. Каждая маленькая община деревень была независима от внешнего контроля, но политическая власть была настолько незначительна, что Не будет преувеличением сказать, что государство едва ли существовало вообще. Король не могли издавать или обеспечивать соблюдение законов или вершить правосудие. Он не получил вознаграждения любого рода, но должен был возделывать свою ферму, чтобы зарабатывать на жизнь тем же самым как и любой другой гражданин. Практически единственными его функциями были военные и священнические. Он командовал армией во время войны и приносил жертвы, чтобы поддерживать богов. хорошая сторона общества. Хотя каждая небольшая группа деревень имела свою совет знати и собрание воинов, ни один из этих органов не имел определенное членство или статус в качестве органа правительства. Обязанности первые должны были давать советы и помогать королю и препятствовать тому, чтобы он узурпировал деспотическое силы. В функции последнего входило ратифицировать объявления войны и согласие на заключение мира. Почти все без исключения обычаи брали место закона, а отправление правосудия было частным. Даже своевольный убийство карается только семьей жертвы. Хотя это правда, что споры иногда представлялись королю для разрешения, он действовал в таких дел просто как арбитр, а не как судья. Собственно говоря, политическое сознание греков этого времени было так слабо развито что у них не было представления о правительстве как о незаменимом органе сохранение социального порядка. Когда Одиссей, царь Итаки, отсутствовал двадцать лет, на его место не было назначено ни одного регента, и ни одно заседание Состоялся совет или собрание. Казалось, никто не думал, что полный приостановление деятельности правительства, даже на такой длительный срок, было делом любого критическое значение. Как известно, божества Гомеровская религия была просто человеческими существами в большом масштабе. Это было действительно необходимо что это должно быть так, если грек должен чувствовать себя как дома в мире, над которым они правили. Отдаленные, всемогущие существа, подобные богам большинства восточных религий. внушал бы страх, а не чувство безопасности. Чего хотел грек не обязательно были богами великой силы, но божествами, с которыми он мог торговаться на равные условия. Следовательно, он наделил своих богов атрибутами, подобными его собственное — с человеческими телами и человеческими слабостями и желаниями. Он представлял великий компания божеств, часто ссорящихся друг с другом, нуждающихся в еде и спать, свободно общаться с мужчинами и даже иногда рожать детей смертными женщинами. Они отличались от мужчин только тем, что питались амброзии и нектара, что делало их бессмертными. Они жили не на небе и не в звезды, а на вершине горы Олимп, пика в северной Греции с высоте около 10 000 футов. Религия была полностью политеистической, и ни одно божество не возвышалось очень высоко над любым другим. Зевс, бог неба и владелец молнии, которого иногда называли отцом богам и людям часто уделялось меньше внимания, чем Посейдону, морской бог, Афродита, богиня любви, или Афина, богиня войны и покровительница ремесел. Поскольку у греков не было Сатаны, их религия не может быть охарактеризован как дуалистический. Почти все божества были способны на злобу. а также хорошо, потому что они иногда обманывали людей и заставляли их совершать ошибки. Ближайшим приближением к богу зла был Аид, правивший преисподней. Мир. Хотя в гомеровских поэмах он упоминается как «неумолимый и непреклонный» и самый ненавистный смертным из богов, он никогда не считался играли активную роль в делах на земле. Он не считался источником эпидемий, землетрясений или голода. Он не искушал людей и не работал, чтобы разрушить благожелательные замыслы других богов. Короче говоря, он действительно не рассматривается как нечто большее, чем хранитель царства мертвых. Греки гомеровской эпохи были почти совершенно безразличны к тому, что происходило с ними после смерти. Они не только не заботятся о телах умерших, но часто кремируют их. Однако они предполагали, что тени или призраки людей какое-то время выживали. после смерти их тел. Все, за редким исключением, шли к одному и тому же обитель — в темное царство Аида, расположенное под землей. Это не было ни ни рай, ни ад: никто не был вознагражден за свои добрые дела, и никто не был наказан за свои грехи. Каждый из оттенков, казалось, продолжал тот же вид. жизнь, которую его человеческое воплощение прожило на земле. Гомеровские поэмы делают случайным упоминание о двух других царствах, Елисейской равнине и царстве Тартар, которые кажутся на первый взгляд противоречащими идее отсутствия наград и наказаний в в дальнейшем. Но те немногие, кто наслаждался легкостью и комфортом Елисейская равнина ничем не заслужила таких благословений; они были просто люди, которых боги избрали для благосклонности. Царство Тартара на самом деле не было обитель мертвых, но место заточения мятежных божеств. Поклонение в гомеровской религии состояло в основном из жертвоприношений. Однако приношения делались не для искупления греха, а просто для чтобы угодить богам и побудить их даровать милости. Другими словами, религиозная практика была внешней и механической и недалеко от магии. Благоговение, смирение и чистота сердца не были в нем существенными. поклоняющемуся нужно было только выполнить свою часть сделки, совершив надлежащее жертву, и боги исполнят свою. Для такой религии нет требовались развитые институты. Даже профессиональное священство было ненужный. Поскольку не было тайн и таинств, один человек мог выполнять простые обряды примерно так же хорошо, как и другие. Как правило, каждая голова семьи просил благосклонности богов для своего дома, и царь выполнял ту же функцию для общества в целом. Хотя это правда что с провидцами или пророками часто советовались из-за веры в то, что они были вдохновлены непосредственно богами и поэтому могли предсказывать в будущем они не принадлежали к сословию священников. Кроме того, гомеровская религия не включали ни культа, ни священных реликвий, ни святых дней, ни системы храмов. поклонение. Греческий храм не был церковью или местом религиозного собрания. никаких обрядов в нем не проводилось. Вместо этого это была святыня, которую бог мог бы приезжать изредка и использовать как временный дом. Как уже говорилось, мораль греков гомеровского периода имели лишь самую смутную связь с их религия. Хотя верно то, что боги в целом были склонны поддерживать правильно, они не считали своим долгом бороться со злом и делать торжествует праведность. Раздавая награды мужчинам, они, по-видимому, под влиянием собственных прихотей и благодарности за принесенные жертвы, чем любыми соображениями морального характера. Единственное преступление, которое они наказали, было лжесвидетельство, и то не слишком последовательно. Вывод кажется оправданным, т. что гомеровская мораль не основывалась на каких-либо сверхъестественных санкциях. Возможно его истинная основа была военной. Почти все добродетели, воспетые в эпосах были те, которые сделают человека лучшим солдатом — храбрость, самообладание, патриотизм, мудрость (в смысле хитрости), любовь к своему друзей и ненависть к врагам. Не было представления о грехе в Христианский смысл неправомерных действий, в которых нужно покаяться или искупить. |