Гоголь записки сумасшедшего история создания: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


«Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя датируются временем написания 1834 года. В свет эта повесть выходит спустя год, в 1835 году под названием «Клочки из записок сумасшедшего» в сборнике «Арабески». Уже позднее это произведение включили в «Петербургский» цикл повестей писателя.

По свидетельству современников, в момент работы над «Записками» Гоголь одновременно писал другие повести, также позднее объединенные в «Петербургский» цикл. Это был весьма плодотворный период, насыщенный вдохновением. Гоголь не знал отдыха, писал даже ночью, в ущерб сну. Это не осталось незамеченным, и многие критики, в том числе и В.Г. Белинский, не преминули заговорить о творчестве Гоголя как о настоящей жемчужине писательского искусства.

В тот период писателя увлекли рассказы В.Ф Одоевского из сборника «Дом сумасшедших», что, несомненно, повлияло на характер его собственного произведения в целом.

К слову, Гоголь всегда был мистиком, и погружение в особое пространство, «перевернутые» миры представляло для него живой интерес. По признанию его самого, его часто одолевали «некоторые расстройства психического характера», но, конечно, здесь речь идет скорее о меланхолии, а не о серьезных отклонениях.


«Сумасшедшую» тему в творчестве Гоголь продолжает «Записками сумасшедшего музыканта» и комедией «Владимир 3-ей степени». Сюжет этих творений во многом напоминает «Записки сумасшедшего»: схожий сюжет, герои-безумцы.

Гоголь признавался, что писал «Записки», исходя из наблюдений, сделанных в течение жизни. Действительно, в «Записках сумасшедшего» очень четко и тонко отслеживается само течение болезни, а также сопутствующие ей признаки. Как и все сумасшедшие, главный герой отрицает наличие своей болезни, и читатель погружается в особый мир, представленный со страниц дневника безумца. Кажется, что это писал не сам Гоголь, а тот несчастный – настолько правдоподобно выглядит исповедь «Записок».

Первая публикация огорчила писателя, от чем сам он писал своему другу А.С. Пушкину. Дело в том, что цензура не пропустила некоторые места, на взгляд самого автора, довольно замечательные. Это, в свою очередь, задержало выход книги, что тоже послужило дополнительной неприятностью. Цензура удовлетвориться тем, что в департаментах творятся такие порядки, способные в такой мере повлиять на психику служащих. Описания нищеты, в которой жил герой, также были неприемлемы. Все должно было выглядеть пристойно, гладко и не вызывать нехороших мыслей относительно высокопоставленных чиновников. Вдобавок, ругательства в адрес начальства и коллег, пронизывающие всю повесть, также, на взгляд цензуры, не добавляли изящества.

Направление, к которому можно отнести «Записки сумасшедшего», принято именовать «гоголевским». Оно сформировалось в 40-х годах и стало фундаментом для школы натурализма. В целом его можно отнести к критическому реализму. Его характеризует высокая художественность, простота подачи, наличие актуальных тем, критическое отношение к социальной действительности.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Судьба «маленького человека» в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • «Перевернутые миры Гоголя» (по повести «Записки сумасшедшего»)
  • Анализ повести Гоголя «Записки сумасшедшего»

  • Анализ повести «Записки сумасшедшего» (Н.В. Гоголь)

    Автор: Самый Зелёный · Опубликовано · Обновлено

    Николай Гоголь является одним из самых самобытных и ярких русских писателей, являясь одним из главных представителей «золотого века» русской литературы и занимая место великого литератора наравне с Толстым, Пушкином, Тургеневым и другими, не менее значимыми творцами. Гоголь прославился и как драматург, и как прозаик. Его ранняя проза, наполненная тоской, безысходностью и психологизмом даёт нам понимание глубины переживаний писателя о судьбе человека и его месте в этом мире.

    Одним из его известнейших прозаических произведений, затрагивающих эти вопросы, является повесть «Записки сумасшедшего».

    Содержание:

    • 1 История создания
    • 2 Направление и жанр
    • 3 Суть: о чём повесть?
    • 4 Главные герои и их характеристика
    • 5 Темы
    • 6 Проблемы
    • 7 Основная идея
    • 8 Чему учит?
    • 9 Критика

    История создания

    История написания повести «Записки сумасшедшего» — это интересные факты, необходимые для глубокого понимания замысла литератора.

    • «Записки сумасшедшего» были созданы Гоголем почти в самом начале его карьеры писателя, после того как он пережил весьма непростой период своей жизни в Санкт-Петербурге, где он безуспешно пытался стать актёром. Неудачи в творческой деятельности и безденежье оставили в душе писателя тягостные воспоминания о северной столице, которую он считал злым и несчастливым городом. Его переживания несомненно легли в основу сюжета повести.
    • Вдохновлялся Гоголь и творчеством своего менее известного современника – Владимира Одоевского, который в своём цикле «Дом сумасшедший» также затрагивал тему безумия.
    • Замысел повести возник у Гоголя ещё в начале тридцатых годов, однако работа над ней была завершена только в 1834 году, а опубликована книга была и вовсе в 1835.
    • Автору удалось клинически точно описать зарождение шизофрении благодаря опытному врачу-психиатру, который гостил у него в квартире и рассказывал о своей работе. 
    • «Записки сумасшедшего» изначально не пропускали в печать, и цензурный комитет постановил сократить повесть. Так об этом писал сам Гоголь в пьем А.С. Пушкину: 

    Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу Записок сумасшедшего. Но слава Богу, сегодня немного лучше. По крайней мере, я должен ограничиться выкидкою лучших мест. Ну да Бог с ними!

    Направление и жанр

    «Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

    Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

    Суть: о чём повесть?

    Весь сюжет произведения представлен нам в виде записей в дневнике титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина из Петербурга.

    Однажды, идя на службу, герой сталкивается с дочкой директора департамента и мгновенно влюбляется в неё.

    Весь следующий месяц в дневнике описываются мечты Поприщина о прекрасной девушке, его переживания о своей жизни, мысли об окружающих, описание быта.

    В какой-то момент читатель понимает, что рассудок Аксентия явно не в порядке. Поприщин, желая узнать больше о девушке, пытается разговаривать с её собачкой, вскоре он находит переписку собачки девушки и собачки её подруги, которая содержит множество нелицеприятных выражений в его адрес.

    Ближе к концу повествования Поприщин окончательно сходит с ума, начинает считать себя наследником испанского престола, тайно вывезенного в Россию, начинает строить планы своего великого правления. Последние записи героя сделаны уже в сумасшедшем доме, который он принимает за застенки Святой инквизиции.

    Главные герои и их характеристика

    Многомудрый Литрекон дал героям книги характеристику в таблице:

    Аксентий Иванович ПоприщинМаленький человек. Бедный, но гордый и амбициозный. Титулярный советник из Санкт-Петербурга сорока двух лет. Ничем не примечательный чиновник со слабой психикой. Влюбчив до такой степени, что один раз почувствовав влюблённость, окончательно повредился рассудком. Вспыльчив, высокомерен. Любит искусство и интересуется политикой, но глубоких познаний не имеет: «Софи никак не может удержаться от смеха, когда глядит на него»
    МеджиСобачка главной героини, обладающая человеческими качествами. Она хитра и умна: «Она чрезвычайный политик: все замечает, все шаги человека». В письмах говорит о своей любви к псу Трезору.
    СофиДочь директора департамента: красивая, кокетливая и молоденькая девушка, влюбленная в камер-юнкера Теплова. Ведет светский образ жизни: балы, приемы, чаепития.

    Темы

    Тематика повести «Записки сумасшедшего» такова:

    1. Любовь – любовь в этой повести изображена пугающей силой, которая, вспыхнув один раз, пожрала человека, навсегда лишив его разума и разрушив его пусть и несчастливую, но жизнь.
    2. Петербург – северная столица показана максимально мрачным и неприветливым городом, в котором нет места теплу и уюту, и даже сама окружающая атмосфера толкает человека в пропасть безумия. Там хорошо только богачам, а обычные люди вынуждены страдать от холода, ветра, сырости и бесприютности существования.
    3. Жизнь чиновников – Гоголь показывает всю убогость и серость жизни своего героя, который влачит жалкое существование мелкого чиновника, не зная в своей жизни никаких радостей. У него мало денег, нет знакомых и родственников, а коллеги и вовсе его презирают.
    4. Жизненные ценности – писатель показывает нам, что в обществе на первом месте стоят деньги и власть – неправильные жизненные ориентиры, которые ведут человечество к гибели.
    5. «Маленький человек» – чиновник Поприщин является очередным примером «маленького человека» в русской литературе, которого ещё до Гоголя начал изучать Александр Пушкин. Писатель с жалостью смотрит на своего героя, который кажется абсолютно беспомощным перед своей печальной судьбой, на которую его обрекло несправедливое общество.

    Проблемы

    Проблематика повести «Записки сумасшедшего» может быть дополнена, если в этом есть необходимость. Многомудрый Литрекон дополнит разбор, когда Вы напишите о том, чего не хватает, в комментариях:

    1. Социальное неравенство – в повести чётко проглядывается проблема разделения людей по социальному статусу и имущественному признаку. Богачи и дворяне могут наслаждаться жизнью и ни о чём не думать, остальное же население вынуждено трудиться в поте лица и выживать в невыносимых условиях.
    2. Нищета – на протяжении всего повествования мы можем наблюдать картины ужасающей нищеты, в которой живёт большая часть России.
    3. Одиночество – несмотря на скученность людей, перенаселённость городов, мы видим, что каждый индивидуум в душе очень одинок. Уставшие от постылой жизни люди равнодушны к страданиям других, у них нет сил даже для того, чтобы помочь себе.
    4. Участь сумасшедших – в последних строчках повести мы можем узнать об ужасной участи сумасшедших, которых отправляют в лечебницу, где их обливают холодной водой, кричат на них и всячески губят их здоровье.

    Основная идея

    Гоголь показал нам всю пагубность социального и экономического неравенства, царившего в обществе Российской империи девятнадцатого века, на примере своего очередного «маленького человека». Смысл повести «Записки сумасшедшего» заключается в том, что человек не может оставаться здоровым в окружении, где его оценивают исключительно по чину и благосостоянию. Чиновник начинает приписывать себе мнимое достоинство, разыгрывая короля Испании. Это вовсе не случайный пример, ведь для сватовства к Софи персонажу не хватило лишь пары орденов и состояния. Их он придумал себе, став королем Испании.

    Писатель показал, до чего может дойти человек, живущий в жестоком обществе, которое не считает его полноценной личностью, а всего лишь бездушным винтиком, который должен только исполнять возложенные на него функции. Такова главная мысль повести «Записки сумасшедшего».

    Чему учит?

    Гоголь в повести «Записки сумасшедшего» осуждает равнодушие, эгоизм и жестокость людей по отношению друг к другу. Он призывает нас быть добрее к окружающим, чья судьба складывается не так хорошо, как наша. Такова мораль книги.

    Это произведение в очередной раз затрагивает тему «маленького человека», призывая нас относится с уважением и добротой ко всем, независимо от их богатств и положения на социальной лестнице. Это и есть вывод, который читатель может сделать из повести «Записки сумасшедшего».

    Критика

    В целом публика приняла повесть очень тепло, наравне с другими ранними творениями писателя.

    Редактор журнала «Библиотека для чтения» – Осип Синковский, отметил яркость и живость рассказанной Гоголем истории, но так и не усмотрел в ней никакой общественно-значимой идеи.

    Виссарион Белинский же увидел в повести прежде всего сатиру, жестокую насмешку над обществом и человеком, которое это общество породило. Для него, «Записки сумасшедшего» были направлены прежде всего против политического устройства России, сама же фигура главного героя не вызвала у него никакого интереса.

    «Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию и жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойной кисти Шекспира: вы еще смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью: это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит и возбуждает сострадание»

    Литературоведы тоже высказывались о произведении и проводили анализ повести:

    С. Бочаров отмечает, что Поприщин сходит с ума на почве размышлений о собственной человеческой ценности. В каждом его слове ощущается трагизм попытки осознать себя человеком. И только в апофеозе бреда он наконец прорывается к себе самому — в заключительном монологе Поприщина его поиски своего места в мире завершаются словами «ему нет места на свете!».

    Автор: Михаил Щепин

    Метки: 7 класс8 классЗаписки сумасшедшегоНиколай Гогольразбор

    Читайте также:

    Дневник сумасшедшего Учебное пособие | Справочник по литературе

    Дневник сумасшедшего Учебное пособие | Путеводитель по литературе | ЛитЧартс

    Добро пожаловать в учебное пособие LitCharts по роману Николая Гоголя «Дневник сумасшедшего» . LitCharts, созданные оригинальной командой SparkNotes, являются лучшими в мире справочниками по литературе.

    Дневник сумасшедшего: введение

    Краткая биография Николая Гоголя плюс историко-литературный контекст для Дневник сумасшедшего .

    Дневник сумасшедшего: Краткое изложение сюжета

    Краткий обзор: Дневник сумасшедшего на одной странице.

    Дневник сумасшедшего: подробный обзор и анализ

    Подробный обзор и анализ каждой главы Дневник сумасшедшего . Визуальное отслеживание тем тоже.

    Дневник сумасшедшего: Темы

    Объяснения, анализ и визуализация тем Дневник сумасшедшего .

    Дневник сумасшедшего: Цитаты

    Дневник сумасшедшего важные цитаты, сортируемые по теме, персонажу или главе.

    Дневник сумасшедшего: Персонажи

    Описание, анализ и временные рамки персонажей Дневник сумасшедшего .

    Дневник сумасшедшего: Символы

    Объяснение символов Дневник сумасшедшего и отслеживание их появления.

    Дневник сумасшедшего: Тематическое колесо

    Интерактивная визуализация данных Сюжет и темы Дневника сумасшедшего .

    Краткая биография Николая Гоголя

    Николай Гоголь жил в украинском селе Сорочинцы с родителями, принадлежавшими к «мелкому дворянству» — классу общества, отличавшемуся самоуправлением своими землями и хозяйствами. В 1828 году Гоголь поехал в Петербург, чтобы устроиться на государственную службу и работать над достижением литературной славы. Не сумев поначалу завязать связи, необходимые для получения работы, он уехал в Германию и вернулся в Санкт-Петербург только тогда, когда у него закончились деньги. Затем он устроился на низкооплачиваемую бюрократическую работу и время от времени публиковался в периодических изданиях, пока не добился своего литературного прорыва в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Он продолжал писать на протяжении 1830-х годов, выпустив «Миргород» и два тома прозы «Арабески». Его пьеса «Ревизор» была поставлена ​​по прямому указанию царя Николая I. Гоголь путешествовал по Германии и Швейцарии, прежде чем поселиться в Риме, где закончил первый том своей книги «Мертвые души». «Мертвые души» были опубликованы в 1842 году, в том же году, когда вышел его первый сборник произведений, включающий знаменитый рассказ «Шинель». Гоголь пытался закончить следующий том «Мертвых душ» в течение следующих нескольких лет, но его творческий потенциал снизился. Он вернулся в Россию в 1848 году и в конце концов обратился за помощью к священнику Матвею Константиновскому, который предписывал интенсивные аскетические практики и пост; это еще больше испортило настроение Гоголя. В конце концов он сжег черновики второго тома «Мертвых душ», начал отказываться от еды и вскоре умер.

    Исторический контекст

    Дневник сумасшедшего

    «Дневник сумасшедшего» был написан в 1835 году, во время правления самодержавного царя Николая I. Коррумпированная бюрократия и милитаризм отметили этот период в истории России, с Николаем I полагаться на военных, чтобы обойти нормальное управление королевством. Эта атмосфера бюрократической секретности и неэффективности является фоном для повести Гоголя, изображающей жизнь Поприщина, мелкого петербургского советника. В рассказе Гоголя упоминаются и другие европейские аристократы; он намекает на смерть короля Фердинанда VII в 1833 году, а также на политика Жюля-Армана, министра иностранных дел при короле Франции Карле X.

    Прочие книги, относящиеся к

    «Дневник сумасшедшего»

    Как и «Дневник сумасшедшего», многие другие произведения Гоголя, такие как «Шинель» и пьеса «Ревизор», имеют главных действующих лиц, которые являются низкоуровневыми гражданскими слуги или бюрократы. Кроме того, «Дневник сумасшедшего» содержит элементы готического хоррора и сюрреализма; эти элементы имеют много общего с теми, которые можно найти в произведениях Эдгара Аллана По. Использование Гоголем сатиры также побудило некоторых теоретиков связать его творчество с рассказами Лоуренса Стерна. В «Записках из подполья» Достоевского повествование ведется от первого лица, как и в «Дневнике сумасшедшего». Говорят, что Достоевский цитировал Гоголя как человека, оказавшего наибольшее влияние на русских писателей-реалистов XIX в.век.

    Ключевые факты о сериале «Дневник сумасшедшего»

    • Полное название: Дневник сумасшедшего.
    • Когда написано: 1835 г.
    • Где написано: Санкт-Петербург
    • Когда опубликовано: 1835 г.
    • Литературный период: русский реализм XIX века.
    • Жанр: Рассказ
    • Сеттинг: Действие происходит в одном из районов Санкт-Петербурга. После того, как Поприщин сходит с ума, он считает, что живет в Испании; на самом деле он находится в безымянной психиатрической больнице.
    • Кульминация: Поприщин начинает верить, что он давно потерянный король Испании, и его увозят в сумасшедший дом.
    • Антагонист: Аксентий Иванович Поприщин, лорд-канцлер (работник сумасшедшего дома)
    • Точка зрения: от первого лица

    Дополнительный кредит для

    Дневник сумасшедшего

    Северная пчела. Поприщин упоминает о чтении петербургской газеты «Пчела» (сокращенно от «Северная пчела»). Газета, которую часто читали представители среднего класса, освещала внутренние и зарубежные дела, а иногда печатала рассказы о литературе и философии. В «Пчеле» также были рассказы о сумасшедших домах, которые, возможно, послужили источником вдохновения для «Дневника сумасшедшего».

    Инквизиция. Когда Поприщин находится в приюте, он считает, что его поимка и пытки — дело рук испанской инквизиции. Инквизиция была судебным учреждением, созданным в Испании для преследования еретиков, придерживавшихся мнений, противоречащих ортодоксальным христианским верованиям. Инквизиторы, выполнявшие миссию Инквизиции, были известны своей жестокой тактикой.

    «Дневник сумасшедшего» Николая Гоголя Краткое содержание сюжета

    «Дневник сумасшедшего» Николая Гоголя Краткое содержание сюжета | ЛитЧартс

    Аксентий Иванович Поприщин — служащий среднего возраста, низшего звена, зацикленный на социальном звании и статусе. Он подробно изучает подробности своей жизни в дневниковых записях, которые часто иллюстрируют его разочарование и гнев. Однажды он опаздывает в свой офис и решает прогуляться по городу. Во время прогулки он сталкивается с Софи, дочерью своего босса, директора. Софи ходит по делам в местный магазин; ее комнатная собачка Меджи ждет своего хозяина снаружи.

    Поприщин вдруг слышит «голос» и понимает, что комнатная собачка Меджи разговаривает с другой соседской собакой Фидель. Поприщин сначала «очень удивляется», услышав, как собаки говорят на «человеческом языке», но затем утверждает, что «в мире было много примеров» такого типа поведения животных. Поприщин подслушивает разговор собак и слышит, что Меджи написал Фиделю письмо. Он заканчивает запись в дневнике того дня, делая «заметку» о том, где живет Фидель, и утверждает, что скоро приедет.

    В записи дневника на следующий день Поприщин вспоминает сцены из своего кабинета. Он рассказывает, как кабинет его шефа забит книгами с иностранными названиями, что говорит о том, что директор — человек образованный. Когда Софи входит в кабинет, Поприщин онемел от ее вида. В своей голове он фантазирует о том, чтобы произвести на нее впечатление хорошо сформулированными фразами. Однако на самом деле Софи роняет платок, и Поприщин чуть не спотыкается, чтобы подобрать его для нее; Затем она уходит, и они двое почти не обменялись словами. Входит лакей и велит Поприщину идти домой на день.

    Следующие несколько записей в дневнике Поприщина описывают обыденные сцены из его жизни. У него есть разговор с начальником отдела, одним из его менеджеров, о его невпечатляющей карьерной траектории. Вместо того, чтобы серьезно отнестись к критике, Поприщин полагает, что начальник отдела завидует ему из-за его врожденного социального положения.

    Дневник Поприщина в конце концов возвращается к теме собачьих писем. Он признается, что видел Меджи в городе, и пишет о том, как попросил ее раскрыть подробности жизни Софи. Затем он описывает, как пошел в дом Фиделя и украл «связку» «маленьких бумажек». Поприщин считает, что письма помогут ему «наконец-то узнать» о «делах» своего района, как собаки знают «все политические отношения». Поприщин, похоже, не шокирован своим поведением и полностью убежден, что собаки способны писать друг другу письма о политических интригах.

    Поприщин читает письма, которые иногда содержат отступления о еде и ласках владельцев собак, но также раскрывают политические амбиции директора, а также любовное увлечение Софьи, мелкого дворянина по фамилии Теплов. Поприщин приходит в ярость от этой новости и гневно пишет в своем дневнике о том, что люди побогаче получают «все лучшее, что есть на свете».

    Поприщин продолжает выражать гнев и разочарование в своих дневниковых записях, выступая против того, что он считает несправедливым миром. Он пишет с некоторой надеждой, что он может быть «каким-то графом или генералом», и что, возможно, его роль «советника» ошибочна. Он начинает думать, что может не знать, кто он на самом деле.

    Затем он вспоминает, как читал в газете статью о «странных делах» в Испании. Он читает, что «трон вакантен» и что официальные лица Испании пытаются выбрать «наследника». Поприщин выражает недоверие, утверждая, что государство не может «быть без царя». Он начинает верить, что король просто находится где-то «неизвестно» или прячется в силу загадочных обстоятельств.

    Внезапно записи в дневнике Поприщина меняют тон. Он пишет, что сейчас «2000 год» и что король Испании «найден». Он утверждает, что на самом деле является давно потерянным королем Испании, и не может понять, как он когда-то считал себя простым «советником». Дневниковые записи Поприщина продолжают становиться все более бессмысленными. В записи от «86 марта» он пишет, что не выходил на работу «три недели». Когда он, наконец, появляется в офисе, будучи отруганным своим менеджером, он подписывает бумаги как «Фердинанд VIII» — имя, которое он дал себе как пропавший король Испании. Затем он начинает длинную письменную литанию против женщин, утверждая, что все они «влюблены в дьявола».

    Поприщин в конце концов пишет, что «испанские депутаты» увезли его в Испанию, но из его описаний становится ясно, что на самом деле он находится в сумасшедшем доме. На данный момент записи Поприщина лишены всякого подобия реальности; он считает, что «Китай и Испания» — это «одно и то же», и обеспокоен явлением, когда «земля» сидит на «луне». Когда он сообщает о своих опасениях другим пациентам приюта, сотрудник бьет его палкой.

    Фантазия Поприщина сохраняется, и он считает, что различные телесные наказания, которые он получает, являются формой «придворного этикета» в Испании.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *