Гоголь вий сюжет: «Вий» краткое содержание повести Николая Гоголя – читать пересказ онлайн

«Вий» краткое содержание повести Николая Гоголя – читать пересказ онлайн

7 мин.

Николай Гоголь

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1553.

Обновлено 7 Мая, 2022

О произведении

Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835 г.). В повести объединены романтизм и реализм, фантастика и реальность.

Произведение основано на народных преданиях и имеет много фольклорных элементов, например приём троекратного повторения. Сам Вий в славянской мифологии — персонаж из преисподней со смертоносным взглядом.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Вий» по главам. Представленный пересказ подойдёт для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повести происходят в первой половине XIX века на хуторе под Киевом.

Главные герои

  • Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого».
  • Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.
  • Сотник – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый», около 50-ти лет.

Другие персонажи

  • Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
  • Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.
  • Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.

Краткое содержание

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны.

Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих». Хома понял, что старуха – ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома»

и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он».

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами». Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу. В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга.

«Гроб грянулся на середине церкви», из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе». «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ»«страх загорался в нем».

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте». Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания». По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель, и в церковь влетела «несметная сила чудовищ». По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!» Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал:

«Вот он!» и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги».

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся».

И что в итоге?

Хома Брут – взглянув на Вия, становится для него видимым; умирает от страха, когда на него кинулась вся толпа нечисти.

Панночка

– призывает Вия в церковь, вместе с остальной нечистью остаётся навеки в церкви.

Халява и Горобець – поминают душу Хомы после его смерти.

Вий – вместе с остальной нечистью остаётся навеки в заброшенной церкви.

Заключение

Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Вия», а прочитать повесть Н. В. Гоголя в полном варианте.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Борисова

    10/11

  • Данил Ким

    10/11

  • Александр Чалдушкин

    10/11

  • Александр Белый

    11/11

  • Лия Раинская

    11/11

  • Исмаилова Азиза

    11/11

  • Павел Авдеев

    8/11

  • Максим Ирвачёв

    11/11

  • Александр Антипов

    9/11

  • Женя Гаврилов

    11/11

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1553.


А какую оценку поставите вы?

Краткое содержание «Вий» менее 1 минуты и по главам за 5 минут

⭐⭐⭐⭐⭐ «Вий» менее 1 минуты и подробно по главам за 5 минут. 

Содержание

Очень краткий пересказ повести «Вий»

Сюжет разворачивается на одном из хуторов в окрестностях Киева. Ученик бурсы Хома Брут и его двое товарищей решили заняться репетиторской подработкой. Хома сталкивается со странной старухой, усмиряет ведьму, и она превращается в прекрасную девушку. После данного случая она умирает, но перед смертью просит своего отца пана, чтобы бурсак Хома читал над её гробом молитвы три ночи подряд. Получив задание от пана, Хома принимается за дело, но закончить начатое у него не получается, в конце третьей ночи, взглянув на страшного Вия, Хома погибает.

Главные герои и их характеристика:

  •  Хома Брут  – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
  •  Панночка  – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
  •  Вий  – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Богослов по прозвищу Халява  – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
  •  Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  •  Пан-сотник  – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.

Краткое содержание повести «Вий» подробно по главам

Глава 1

Читатель знакомится с бытом и нравами киевской бурсы и семинарии. Не обходилось без традиционных драк, из-за коих у риторов оставались знаки на лице вроде распухшей губы или «фонаря» под глазом. Без воровства не обходилось – ибо бурсаки и семинаристы были бедны, как церковные мыши.

Когда же начиналось лето, учёба заканчивалась, и бурсаки с семинаристами начинали искать себе работу. Обычно это было репетиторство.

Глава 2

Три товарища-бурсака – философ-весельчак Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобець, богослов по прозвищу Халява – свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было заниматься репетитором. Ритор был отчаянным забиякой, богослов – клептоманом, кравшим всё, что подворачивалось под руку, а Хома – философом, чей девиз звучал так: «чему быть – того не миновать».

Постепенно догорела вечерняя заря, а хутора всё не видно. И когда уже была глубокая ночь, приятели наконец-то дошли до хутора. Там была всего лишь пара хат, а когда бурсаки постучали в ворота – появилась старуха. Сумев-таки уломать её, приятели получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда, в разных местах.

Глава 3

Хому ждал тот ещё сюрприз: старуха вошла в хлев, и так посмотрела, что несчастный философ оказался заколдован. Оседлав его, как коня, ведьма пришпорила Брута метлой. И лишь во время бега, когда остановиться было невозможно, понял Хома, что попал под хватку настоящей ведьмы. Правда, с помощью фраз-заклятий философ сумел усмирить несносную наездницу, а затем сам оседлал её. Однако неприятности лишь продолжались, и кончились в тот момент, когда невольный наездник отдубасил ведьму поленом. Настал рассвет, и старуха превратилась в молодую прекрасную девушку. Перепуганный Хома бежал со всех ног в хуторок.

Сумев нормально поесть и завалившись в трактир, молодой философ позабыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отцовский дом, причём девушка была до полусмерти избита. Девушка при смерти, и её последнее желание – пусть её отпоёт Хома Брут, и пусть он же молится три ночи после её кончины. Сотник дал задание казакам: привести Хому.

Глава 4

По дороге Хома узнал о том, что девушка умерла. На душе философа скребли кошки, и Брут понимал, что дело плохо. И когда он увидел умершую панночку и внимательно присмотрелся – с ужасом узнал в ней ведьму. Сам сотник жалел о том, что не знает, кто именно погубил его дочь. Да только читатели догадались, что именно Хома Брут и стал тем самым убийцей.

Узнав о том, какие страшные злодейства творила роковая красавица, сколько людей погибло от её каверз, философ изрядно нервничал перед ночной службой. Когда церковь заперли, Хома зажёг свечи, и начал читать молитвы. Вскоре стряслась напасть: ведьма вылезла из гроба, и Хома очертил мелом круг, встав внутри него, и начал говорить заклятия. Не прорвавшись через круг, ведьма вернулась в гроб. И тут вдруг началась свистопляска: гроб летал по всей церкви.

Запели петухи, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.

Глава 5

На вторую ночь главный герой столкнулся с новой напастью: ведьма своими заклинаниями призывала нечистую силу и одновременно проклинала Хому, голос ведьмы наводил ужас. Когда всё закончилось, философ едва дышал. Когда двери церкви открылись, и казаки довели Брута до поместья сотника, Хома узнал о том, что поседел из-за проклятия ведьмы. Решил бурсак вернуться в Киев, однако суровый сотник чётко объяснил, что у парня нет выбора: либо по-хорошему отслужит третью ночь, либо будет выпорот и насильно загнан в церковь.

Попытка бегства оказалась напрасной, и в конце концов пришлось читать службу. И в этот раз в церковь ворвалась нечистая сила, а затем ведьма приказала позвать Вия. Привели чудовище, невысокого роста, который ступал по-медвежьи. Это и был Вий. И когда ему подняли веки, Хома не смог бороться с опасным искушением и посмотрел на чудовище. Увидел Вий противника и указал на него, напала нечисть, и Хома умер от страха.

Глава 6

Халява и Тиберий Горобець узнали о гибели Хомы Брута и пошли в кабак помянуть товарища. Обменялись они мнениями, и Тиберий сделал вывод, что именно страх и погубил Хому Брута.

Кратко об истории создания произведения

Говоря об истории этой жуткой повести, стоит вспомнить балладу Жуковского «Старушка» («Баллада о том, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди»). Именно там была умершая ведьма, служение над гробов в течение трёх ночей, появление на третью ночь нечисти и катастрофа. Причём изначально в названии баллады старушка была родом из Киева, что отсылало к малороссийскому фольклору.

Краткое содержание книги

 

Тезка охватывает пять основных периодов жизни семьи Гангули:

1. Из Индии в Америку

Главы 1 и 2 повествуют о первых днях Гангули в Америке. Ашоке решил переехать в Бостон и поступить в аспирантуру после того, как едва выжил в катастрофической железнодорожной катастрофе в Индии. Несколько лет спустя его родители и родители Ашимы устроили свадьбу, и Ашима покинул Калькутту, чтобы присоединиться к Ашоке в Бостоне. В начале романа они вдвоем едут в бостонскую больницу, потому что Ашима рожает их первого ребенка.

Бабушка Ашимы прислала письмо из Индии с указанием имени ребенка, но ее письмо потерялось на почте. Поскольку их новорожденному сыну нужно имя в свидетельстве о рождении, чтобы его выписали из больницы, Гангули решают дать ему ласкательное имя «Гоголь» в честь русского писателя, рассказы которого Ашоке читал, когда его жизнь чуть не оборвалась на тренироваться. Хотя они планируют дать Гоголю официальное имя, чтобы поставить его в паспорте перед поездкой в ​​Калькутту, внезапная смерть отца Ашимы вынуждает их в спешке уехать в Калькутту, и имя «Гоголь» ставится в его паспорте.

2. Детство Гоголя

В главах 3 и 4 Гоголь растет бенгальским американским ребенком с именем, которое не является ни бенгальским, ни американским. Хотя его родители решили дать ему формальное бенгальское имя «Нихил», когда он пошел в детский сад, Гоголь отказывается отзываться на это имя, поэтому школьные учителя называют его официальной фамилией «Гоголь». Рождается младшая сестра Гоголя, девочка по имени Сонали и по имени Соня. Хотя Ашоке и Ашима пытаются воспитывать своих детей в соответствии с бенгальскими культурными обычаями, они часто соревнуются с желанием Гоголя и Сони жить, как их американские друзья.

Одна из бенгальских обычаев Гангули устраивает домашние вечеринки для всех своих бенгальских американских друзей. Четырнадцатилетие Гоголя — это такая вечеринка, и он встречает застенчивую девушку своего возраста по имени Мушуми, которая спустя годы становится его женой. Когда Гоголь учится в десятом классе, семья Гангули уезжает на восемь месяцев в Индию; Гоголь и Соня чувствуют себя не в своей тарелке и не могут дождаться возвращения в Америку. В выпускном классе средней школы Гоголь притворяется студентом колледжа и целует студентку на вечеринке; прямо перед поцелуем он говорит ей, что его зовут «Нихил».

3. Американец Нихил

Изменение личности Гоголя на «Нихил» становится официальным в главах 5 и 6. Решив, что он хочет поступить в колледж как «Нихил», Гоголь официально меняет свое имя перед тем, как начать обучение в Йельском университете. Он пытается полностью отделить свое прошлое от своей новой жизни и личности в колледже; никто из Йельского университета не знает, что когда-то его официальное имя было «Гоголь». Гоголь встречается с однокурсницей Йельского университета по имени Рут, но они расстаются до окончания колледжа. Гоголь регулярно ездит домой, чтобы навестить свою семью в Бостоне, и в одной из таких поездок Ашоке рассказывает Гоголю историю крушения поезда, повлиявшего на выбор им имени Гоголя.

После колледжа Гоголь получает степень магистра в Колумбийском университете и работает архитектором в Нью-Йорке. Там он начинает встречаться с женщиной по имени Максин Рэтлифф. Хотя он знакомится с ее родителями на их первом свидании, он не хочет приводить ее на встречу со своими родителями. Его отношения с Максин развиваются до такой степени, что он переезжает к Рэтлиффам. Когда Ашоке соглашается на девятимесячную исследовательскую работу в Огайо, Ашима уговаривает Гоголя навестить его до отъезда отца, а Гоголь и Максин заходят пообедать с его родителями по дороге в Нью-Гэмпшир на каникулы с родителями Максин.

4. Смерть Ашоке, Женитьба Гоголя

В главах 7–9 внезапная смерть Ашоке преображает мир Гоголя. Ашоке звонит своей жене из Огайо, чтобы сказать ей, что он обратился в отделение неотложной помощи с болью в животе, а через несколько часов он умирает от сердечного приступа. Гоголь едет в Огайо, чтобы забрать останки отца и освободить его квартиру, затем он возвращается в Бостон, чтобы скорбеть со своей семьей. Максин сочувствует смерти Ашоке, но не понимает, почему Гоголь так долго скорбит с семьей и почему он отказывается включить ее в семейный траур. Они расстаются.

Год спустя, после непродолжительного романа с замужней женщиной по имени Бриджит, Гоголь начинает встречаться с Мушуми, американкой-бенгальцем. Моушуми недавно разорвала помолвку с небенгальцем по имени Грэм, и Гоголь и Моушуми очень хотят быть с кем-то, кто понимает бенгальскую культуру. К радости родителей, они влюбляются и женятся. Однако их брак быстро становится натянутым по нескольким причинам. Во-первых, Моушуми решает не менять свою фамилию на Гангули. Во-вторых, во время их совместной поездки в Париж Моушуми выражает желание жить там, но Гоголь все время чувствует себя не в своей тарелке. В-третьих, на званом обеде Моушуми рассказывает друзьям о перемене имени Гоголя, и Гоголь чувствует, что она обманула его доверие.

5. Неудача и надежда на будущее

Отказавшись от стипендии для написания диссертации в Париже, Моушуми начинает чувствовать удушье из-за своих отношений с Гоголем. Случайно она находит контактную информацию своего старого друга Дмитрия, в которого влюбилась еще в школе. У них начинается роман. Чувство вины мучает Моушуми. Гоголь ничего не подозревает, даже когда видит, как его жена упаковывает купальник для «конференции» выходного дня, которая на самом деле является романтическим отдыхом с Дмитрием. Только когда Моушуми случайно называет имя Дмитрия Гоголю и тут же выглядит виноватым, он догадывается об истине. Они разводятся.

Через год после развода Ашима устраивает последнюю рождественскую вечеринку в доме Гангули на Пембертон-роуд. Ашима решил продать дом и проводить шесть месяцев в году в Калькутте, а остальные шесть месяцев в Америке. Гоголь возвращается домой на вечеринку и находит экземпляр «Рассказов Николая Гоголя» , ранее подаренный его отцом. Он начинает ее читать.

Анализ сюжета «Тёзка» | Shmoop

Анализ сюжета тезки | Шмуп

Магазин не будет работать корректно, если файлы cookie отключены.

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Анализ сюжета

Исходная ситуация

Это мальчик!

Ашоке и Ашима рожают здорового мальчика. Все хорошо, кроме того, что у него еще нет имени. Упс. Думаю, Гоголю придется это сделать. Мало ли они знают, что все, что произойдет с Гоголем в будущем, будет казаться результатом его имени, которое он в конце концов презирает.

Конфликт

Стать Нихилом

Летом перед отъездом в Йель Гоголь решает сменить имя на Нихил. Это звучит как отличное решение его проблем, за исключением того факта, что на самом деле это создает больше конфликтов, чем решает. Он Гоголь со своей семьей, но Нихил для всех, кого встречает во взрослой жизни. Навигация по этим двум персонажам может оказаться сложнее, чем он ожидает.

Осложнение

Смерть отца

Гоголь, похоже, полностью принял образ Нихила и отказался от всего, что связано с его семьей. Он встречается с великолепной, богатой белой девушкой и избегает своей семьи, когда может. Но когда умирает его отец, Гоголь понимает, насколько важна для него его семья, и расстается с Максиной. Возможно, он ошибся, отказавшись от них.

Кульминация

Женитьба на Мушуми

Гоголь женится на Мушуми, индианке. Опять же, это кажется идеальным решением всех его проблем. Кажется, он примирил две стороны своей идентичности и готов двигаться вперед и остепениться.

Неожиданность

Что-то не так в их семейном блаженстве

Как оказалось, у Моушуми есть некоторые проблемы с личностью, и две ошибки не делают правду. Тот факт, что они оба бенгальцы, не означает, что Моушуми и Гоголь любят друг друга, и примерно через год после их брака она становится недовольной и заводит роман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *